Зоны экологического бедствия

Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия

Контрольная работа

Предмет: «Экологическое право»

Тема: «Вопросы»

Вариант 6

Москва 2008

1. Общая характеристика права природопользования

2. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия

Список литературы

1.

Общая характеристика права природопользования

Виды пра­ва экологопользования можно подразделить на три основных группы:

— в зависимости от объектов права экологопользования может быть общим или специальным, то есть осуществляемым без каких-либо разрешений либо по специальному разрешению;

— в зависимости от субъектов право экологопользования можно подразделить на право экологопользования организаций и право экологопользования граждан. Такое подразделение юридически обусловлено тем, что если граждане имею общую экологическую пра­воспособность, то организации – специальную;

— в зависимости от видов эксплуатируемых природных объектов и их состояния право экологопользования можно подразделить на виды: земле­пользование, водопользование, недропользование и т.п.

В зависимости от степени правовой урегулированности фактического пользования человеком природных ресурсов и способов регламентации этого использования различают:

— естественные условия существования человека (потребление кис­лорода, облучение солнцем и т.п.);

— общедоступное (общее) пользование природными ресурсами;

— регламентируемое право экологопользования – эксплуатация при­родных объектов, как находящихся в собственности государства, так и не подлежащих индивидуализации, которые возникают по разрешениям.

Общедоступное (общее) экологопользование не требует разрешения компетентных государственных органов или предприятий, за которы­ми природные объекты закреплены. Право на такое пользование воз­никает непосредственно из законов или иных нормативно-правовых актов, регулирующих экологопользование. Это право принадлежит лю­бому предприятию или гражданину там, где это не запрещено законом.

Различают бессрочное пользование природными объектами, то есть пользование без заранее установленного срока, и временное пользование. Понятие и содержание права экологопользования приведены на рис. 1 и 2.1

Рис. 1. Понятие права экологопользования

Рис. 2. Содержание права экологопользования

Объектом права экологопользования является прежде всего мате­риализованная субстанция, которой возможно обладать как реальной вещью. Не может быть объектом права экологопользования атмосфер­ный воздух, ибо он не материализован и им невозможно обладать как вещью.

Нематериализованные субстанции могут являться объектом права экологопользования лишь при условии, что они являются частью тех природных объектов, которыми можно обладать как вещами. Так, в нормально функционирующей в природных процессах почве имеется почвенный воздух, поскольку для произрастания растений необходим воздушный режим почвы. Поэтому данным почвенным воздухом экологопользователь пользуется в составе материализованного объекта – земельного участка, предоставленного ему в пользование. В связи с этим юридическим объектом экологопользования могут быть лишь зе­мельные участки, участки для разработки недр, водные объекты или ча­сти их, участки леса для заготовки древесины и других лесопользова­нии, имеющих побочный характер, а также охотничьи угодья и иные участки обитания дикой фауны.

Субъектами права экологопользования могут быть граждане РФ, а также иностранцы и организации, учреждения и предприятия, включая иностранные юридические лица.

Содержание права экологопользования включает наличие несколь­ких правомочий: права собственности, права владения, права пользо­вания и права внутрихозяйственного управления природным объек­том, предоставленным в пользование, владение, собственность или аренду.

Право владения природным объектом как правомочие права эколого­пользования имеет два основных аспекта: отграничение предоставлен­ного в пользование природного объекта и внутрихозяйственную орга­низацию его территории (территориально-хозяйственное устройство). Иначе говоря, владение предполагает наличие двух групп правоотно­шений; правоотношения по обеспечению защиты прав экологопользо­вания и правоотношения по организации используемого природного объекта. Так, установление границ земельного участка гражданина на местности дает ему право требовать определенного поведения от треть­их лиц: запрещать проезд, проход по земельному участку, сенокошение на нем и т.п. Закрепленные же в порядке внутрихозяйственного земле­устройства составные части землепользования колхоза дают, во-первых, право органам по контролю за землепользованием требовать от колхоза точного соблюдения целевого назначения внутрихозяйствен­ных участков, определенных внутрихозяйственным землеустройством, во-вторых, право самому колхозу-землевладельцу требовать от внутри­хозяйственных подразделений соблюдать установленные им земельные обязанности.

Право пользования природным объектом также имеет два основных аспекта: определенность пределов права пользования этим объектом и со­блюдение правовой процедуры пользования (правил хозяйственной экс­плуатации).

Право природопользования является одним из важнейших ин­ститутов экологического (и природоресурсового) права, имеющим длительную историю. Данный институт, будучи традиционным и в целом стабильным, тем не менее подвергся определенным преоб­разованиям в ходе общей правовой реформы, проходящей в России. В первую очередь, специалисты отмечают расширение круга субъ­ектов права природопользования, развитие начала платности, появ­ление новых (для отечественного права) форм, например аренды, концессии, более подробную регламентацию предоставления и пре­кращения права природопользования и т. п.

Право природопользования – это система норм, регулирующих использование природных ресурсов (объективное); совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов (субъективное).1

В литературе выделяются различные виды права природополь­зования. По критерию объекта – это право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами, животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом В рамках данной классификации возможно дальнейшее дробление указанного критерия, например по категориям земель. В этом слу­чае различается право пользования землями сельскохозяйственно­го назначения, землями поселений, землями, занятыми под транс­порт, и т. п. Таким образом, дополнительным критерием выступают либо целевое назначение объекта, либо цели деятельности (напри­мер, разведка, разработка живых или минеральных ресурсов конти­нентального шельфа). По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различается общее и специ­альное право природопользования. Первое характеризуется производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т.п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуще­ствления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов – обоснованных опытом, здравым смыслом (например, право на сбор дикорастущих ягод для личного использования), т.е. личностным характером пользования, и вызванных наличием специальных прав у других субъектов. В законодательстве имеются указания на публичные и частные сервитуты при лесо-, земле- и во­допользовании (ст. 21 ЛК РФ, ст. 43 ВК РФ, ст. 276-277 ГК РФ). Понятие сервитута используется для установления права ог­раниченного пользования чужим имуществом.

Специальное природопользование разделяется на комплексное и собственно специальное пользование недрами, лесами и т.п. и осуществляется только на основе предварительного получения в ус­тановленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществ­ление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и не­обходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением, наряду с предостав­лением права, и обязанностей. Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование для обеспече­ния нужд обороны, федерального транспорта и иных государствен­ных потребностей.

Принципы права природопользования: его производность от права собственности на природные ресурсы; рацио­нальность; экосистемный подход к регулированию природопользова­ния; целевой характер, устойчивость и платность.1

По российскому законодательству субъектами права природопользования являются: российские граждане и их объединения; органы государственного управления; органы местного самоуправления; совместные предприятия с уча­стием российских и иностранных физических и юридических лиц; иностранные граждане, организации, иностранные государства, ме­ждународные организации. Права и обязанности субъектов права природопользования, как правило, детально регламентированы за­конодательством. Основания возникновения и прекращения (при­остановления) права природопользования устанавливаются по ка­ждому его виду.

Институт юридической ответственности за нарушение права природопользования достаточ­но подробно урегулирован в российском законодательстве. Ответ­ственность за нарушение права лесо-, недро-, водо-, землепользова­ния и другие виды пользования природными ресурсами установле­на как УК РФ, так и КоАП РФ, в котором, например, содержится большое число составов административно наказуемых посягательств на право природопользования. Частично эти составы указывались выше – при анализе ответственности за административные право­нарушения в области охраны собственности на природные ресурсы. Кроме них, в КоАП РФ можно выделить:

— нарушение требований по рациональному использованию недр, т.е. выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводя­щую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнорма­тивным потерям при добыче полезных ископаемых или при перера­ботке минерального сырья (ч. 1 ст. 8.10);

— нарушение режима ис­пользования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ч. 2 ст. 8.12);

— нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (ч. 1 ст. 8.14);

— нарушение условий разрешения (лицензии) на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах при возведении и эксплуатации нефтепроводов и иных работ, при строительстве и эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений (ч. 2 ст. 8.14); 5) нарушение правил использования минеральных (неживых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации (ч. 1 ст. 8.17);

— нарушение условий лицензий на водопользование или разрешения на промысел водных биоресурсов в указанных акваториях (ч. 2 ст. 8.17);

— нарушение правил лесопользования (ст. 8.25);

— нарушение правил побочного лесопользования, например сенокошение или выпас скота без лес­ного билета (ст. 8.26);

— нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37);

— нарушение правил использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо ох­раняемых природных территориях либо в их охранных зонах (окру­гах) – ст. 8.39. УК РФ также предусматривает составы экологиче­ских преступлений, посягающих на право природопользования, на­пример в ст. 253, 255 и др.

Зоны экологического бедствия в России



Введение

1. Понятие зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия

2. Зоны экологического бедствия России

3. Проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на современном этапе.

Заключение

Литература

Введение

Мы не унаследовали Землю наших отцов.

Мы взяли ее в долг у наших детей…

В начале ХХI века экологическая ситуация во всем мире и во многих регионах нашей страны стала ухудшаться. Наступление человеческой цивилизации на окружающую среду проявляется в усилении парникового эффекта, выпадении кислотных осадков, утоньшении озонового слоя, загрязнения гидросферы, уничтожении лесов и почвенного покрова, сокращении биоразнообразия. Все эти проблемы обсуждаются сегодня в средствах массовой информации и в научных кругах.

Данная курсовая работа посвящена теме «Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Рейтинг самых неблагополучных регионов был составлен экологической организацией «Зелёный патруль». Экологическая обстановка во всех регионах оценивалась по 15 критериям, которые в свою очередь были объединены в 3 группы: экосфера, техносфера и социум. Руководитель «Зелёного патруля» сообщает, что абсолютно экологически благополучных регионов в России нет. К относительно благополучным можно отнести следующие области: Белгородскую, Калужскую, Кировскую, Липецкую, Новгородскую, Рязанскую, а также республики Алтай, Мордовия и Алтайский край.

В список самых неблагополучных регионов попали 14, в том числе Ямало-Ненецкий АО, Забайкальский край, Республика Адыгея, Чувашия, Коми и Калмыкия, а также Тюменская, Ленинградская, Ульяновская, Курганская, Магаданская, Свердловская, Кемеровская и Челябинская области.

1. Понятие зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

В отличие от чрезвычайных ситуаций, стихийные экологические бедствия человек не может предотвратить. Но он заинтересован и способен, во-первых, в известной мере предугадать их и, во – вторых, принять меры к тому, чтобы минимизировать их отрицательные последствия для себя и окружающей среды. Человек может обезопасить не только себя, но при определенных обстоятельствах и предотвратить существенный ущерб природе. Наиболее потенциально эффективной мерой может служить учет естественных факторов при проектировании и развитии городов, определении мест размещения опасных производственных и иных объектов.

Таким образом, необходимо отметить тот факт, что зоны экологического бедствия объявляются в таком же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации. При этом прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» вводит более общее понятие — чрезвычайная ситуация, под которой понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Указанный Закон имеет цели: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций. Данным Законом определены полномочия органов государственной власти в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, задачи единой государственной службы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № Ю94 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждено Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которому чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались, нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. В этой связи чрезвычайные ситуации подразделяются нелокальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Критериями радиационной безопасности к зонам чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия относятся территории с дополнительной дозой облучения от 5 до 10 м3 в год и более 10 м3 в год соответственно.

Оценка информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения производится в соответствии с разработанными в Минприроды РФ «Критериями оценки экологической ситуации и зоны экологического бедствия». В случае установления соответствия экологической обстановки данных территорий названным критериям государственная экологическая экспертиза дает заключение о придании такой территории необходимого статуса. Официальный статус зоны экологического бедствия устанавливается указом Президента Российской Федерации, издаваемым на основе заключения государственной экологической экспертизы и представления специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды. Программа по оздоровлению данных территорий утверждается Правительством Российской Федерации и с момента утверждения приобретает статус Федеральной целевой программы.

2. Зоны экологического бедствия России

Уральский район

Кузница России — один из самых богатых природными ресурсами и индустриально развитых регионов страны. Здесь расположены такие промышленные центры, как Нижний Тагил, Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск, Орск, Пермь, Уфа, Ижевск и др. Они лидируют по общему выбросу вредных веществ в окружающую среду. Попавшие в атмосферу твердые и жидкие частицы оседают на почве, загрязняя территории городов, леса и пашни. В окрестностях предприятий добывающей промышленности, черной и цветной металлургии содержание тяжелых металлов в почвах превышает ПДК в 50-2000 раз. Много лет на территории региона добывают полезные ископаемые, работают химические и нефтехимические производства. Это ведет к загрязнению окружающей среды нефтью, фенолами, аммиаком, бензолом, оксидами серы, углерода, азота и т.п.

Недостаточно очищенные промышленные и бытовые стоки ухудшили качество воды в регионе. Наиболее сильно загрязнены реки Свердловской области. Вокруг многих промышленных центров обнаружено также загрязнение подземных вод, в том числе используемых для питьевого водоснабжения.

Особую опасность представляет восточноуральский радиоактивный след (Челябинская область), образовавшийся в результате промышленных сбросов и аварийного выброса радиоактивных веществ в бассейне озера Карачай и реки Течи в 1949-1957гг.В городе Карабаш Челябинской области, где расположен комбинат, выделена зона экологического бедствия площадью 30 км. В этой зоне загрязнение окружающей среды достигло опасного уровня: общая заболеваемость здесь намного выше средних показателей по России. Отвалы пустой породы, шлаки и зола ТЭЦ, отходы металлургических предприятий занимают десятки тысяч гектаров.

Дальневосточный район

Практически все пляжи Уссурийского и Амурского заливов загрязнены тяжелыми металлами, которые по своей опасности воздействия на живой организм уступают разве что только пестицидам, считают сотрудники Института проблем морских технологий ДВО РАН. Из загрязнителей, попадающих в прибрежные акватории, наибольшую опасность по объему и вредности представляют нефтесодержащие воды — потери нефтесодержащих продуктов при хранении в портах, сточные воды судостроительных и судоремонтных заводов, ТЭЦ и котельных, работающих на жидком топливе. Оснащенность дальневосточных портов очистными сооружениями крайне слаба, поэтому нефть просачивается в пляжные зоны. Значительную часть твердого осадка от загрязнений составляют гидрооксиды и соли переходных металлов, а также оксиды кремния, алюминия, соли щелочных и щелочноземельных металлов.

Много загрязнений происходит из-за морально и физически устаревшего оборудования. В настоящее время «около 70% флота рыбной промышленности Дальневосточного бассейна дорабатывают нормативный срок эксплуатации». В бухтах Дальнего Востока находится много списанных и брошенных различных морских судов. В устаревших и переполненных базах флота хранится большое количество жидких и твердых радиоактивных отходов. Выведенные из состава флота обычные суда и атомные подводные лодки из-за отсутствия финансирования не утилизируются.

Приморский край по объемам сбросов загрязненных сточных вод в природные водные объекты превысил показатель в 32,6 млн. м3. Устранение экологических последствий деятельности добывающей промышленности на месторождениях Дальнего Востока осуществляется с помощью строительства очистных сооружений для шахтных и карьерных вод, содержащих трудноосадимую дисперсную взвесь, повышения эффективности действующих сооружений и рекультивации земель.

Северный район

Северный район включает в себя Республику Коми, Республику Карелия, Мурманскую, Архангельскую, Вологодскую, Кировскую области и Ненецкий автономный округ.

На Европейском Севере, как и во всей Российской Субарктике, освоены только небольшие участки, в основном близ мест полезных ископаемых. В этих районах реки загрязнены затонувшей древесиной, сточными водами предприятий и крупных животноводческих ферм, а также бытовыми стоками поселков и городов.

Экологические проблемы Мурманской области: нарушение земель горными разработками, истощение и загрязнение вод суши, атмосферы, деградация лесных массивов и естественных кормовых угодий, нарушение режима особо охраняемых природных территорий, выбросы предприятий цветной металлургии, горнодобывающей промышленности, машиностроения, отходы военных баз, деятельность многочисленных ГЭС на горных реках и Кольской атомной электростанции тяжелым бременем ложатся на природу Мурманской области. В реки и озера попадают промышленные и бытовые стоки, содержащие тяжелые металлы, в том числе никель (с комбинатов «Североникель» и «Печенганикель» в городах Мончегорск, Никель, Заполярный), и фтор (с предприятий «Апатит» в Кировске).

Центрально-Черноземного района

В состав района входит: Орловская обл., Белгородская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская, Курская, Пензенская и Саранская.

Лебединский горно-обогатительный и Старооскольский металлургический комбинаты (Белгородская область), «Воронежсинтезкаучук», Михайловский горно-обогатительный комбинат и Курская ТЭЦ, Новолипецкий металлургический комбинат. Усиливают загрязнение рек многочисленные заводы по переработке сахарной свеклы.

Опасность для окружающей среды представляют и токсичные отходы. В районе нет специальных полигонов для их захоронения и переработки, поэтому они в течение многих лет хранятся на предприятиях. В сельской местности скопилось большое количество ядохимикатов, которые пришли в негодность или запрещены. Они часто находятся в неприспособленных помещениях и могут попасть в окружающую среду.

Быстрое развитие промышленности район получил в связи с освоением железорудных месторождений КМА. Добыча железной руды осуществляется в двух районах — вблизи Старого Оскола (в Белгородской области) и близ города Железногорска (Курской области). Добыча открытым способов (в карьерах) дает более дешевую руду, но ведет к уничтожению крупных массивов черноземных почв (во-первых, при вскрытии карьера, а во-вторых, под отвалами) и понижает уровень грунтовых вод на больших территориях, что ещё больше усложняет и без того сложные проблемы водоснабжения.

Северо-Западный район

Ленинградская область с помощью Финского залива имеет выход к Балтийскому морю. После Второй мировой войны в Северном и Балтийском морях были затоплены тысячи тонн химических боеприпасов из арсеналов фашистской Германии и др. стран. Попадание отравляющих веществ в воду до сих пор губит морские организмы. Более чем за 50 лет контейнеры проржавели, и в любое время может произойти утечка ядов, что грозит уже глобальной экологической катастрофой. Ведь загрязнению будут подвергнуты районы, где широко развито рыболовство, а морепродукты используют в пищу около 250 млн человек.

Всё-таки одна из главных проблем Северно-Западного района – загрязнение Финского залива (в настоящее время, пожалуй, самой грязной акватории у берегов Росси).

Поволжский район

В регионе проживает около 80 млн. человек и находятся 11 из 46 самых загрязненных городов Росси. Наибольшее количество вредных веществ выбрасывают в воздух заводы и фабрики Самары, Саратова, Волгограда, Сызрани и Тольятти.

3. Проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на современном этапе.

Порядок установления зон экологического бедствия и зон чрезвычайных ситуаций.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации являются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Зонами экологического бедствия являются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Экологическая обстановка классифицируется по возрастанию степени экологического неблагополучия следующим образом:

1) относительно удовлетворительная;

2) напряженная;

3) критическая;

4) кризисная (или зона чрезвычайной экологической ситуации);

5) катастрофическая (или зона экологического бедствия).

Признаками зоны чрезвычайной экологической ситуации являются:

1) устойчивые отрицательные изменения окружающей среды;

2) угроза здоровью населения (увеличение частоты обратимых нарушений здоровья);

3) устойчивые отрицательные изменения состояния естественных экосистем (уменьшение видового разнообразия, исчезновение отдельных видов растений и животных, деградация генофонда).

Признаками зоны экологического бедствия являются:

1) глубокие необратимые изменения окружающей среды (происходящие в течении жизни одного поколения);

2) существенное ухудшение здоровья населения (увеличение необратимых, не совместимых с жизнью нарушений здоровья, изменение структуры причин смерти, появление специфических заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды);

3) разрушение естественных экосистем (нарушение природного равновесия, деградация флоры и фауны, потеря генофонда).

В оценку среды обитания и здоровья населения включены:

1) атмосферный воздух;

2) питьевая вода;

3) продукты питания;

4) ионизирующее излучение.

Экологически неблагополучными признаются территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды.

В зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду в целом, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

В зоне экологического бедствия, которые объявляются в таком же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации, прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № Ю94 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждено Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которому чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ушерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. В этой связи чрезвычайные ситуации подразделяются нелокальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Так к федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации. К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

30 мая 2001 года принят Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении».

Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Кон­ституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления, организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общест­венных объединений, допускающий установленные настоящим Зако­ном отдельные ограничения прав и свобод граждан, либо без граж­данства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвы­чайного положения является временной мерой, применяемой исклю­чительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конститу­ционного строя РФ. Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредствен­ную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвы­чайных мер.

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдель­ных местностях вводится указом Президента РФ.

После объявления территорий указанными зонами в них прекра­щается или существенно ограничивается подобная и уже указанная де­ятельность. Финансирование всех указанных мероприятий осуществ­ляется за счет непосредственных виновников ухудшения экологичес­кого состояния на данной территории или за счет средств федерально­го бюджета и бюджетов соответствующих субъектов РФ.

Под чрезвычайными ситуациями иногда понимают не только экологи­ческие и иные ситуации, связанные со стихийными бедствиями, взрыва­ми магистральных трубопроводов, наводнениями, землетрясениями и т.д. Такие нарушения окружающей среды нередко затрагивают целые экосистемы и носят устойчивый характер, для ликвидации последст­вий которых, как правило, необходимы большие сроки и громадные материальные средства.

Инициаторами объявления территории зоной чрезвычайной эко­логической ситуации являются органы государственной власти субъек­тов РФ или органы местного самоуправления этих территорий.

Зона чрезвычайной экологической ситуации объявляется Указом Президента РФ или постановлением Федерального Собрания РФ по представлению Министерства природных ресурсов на основании за­ключения государственной экологической экспертизы.

Порядок определения статуса зон чрезвычайной экологической си­туации утверждает Правительство РФ.

Организация экологопользования в зоне чрезвычайной экологической ситуации состоит в комплексе мероприятий по оздоровлению экологичес­кой обстановки, включая реабилитацию нарушенных природных ком­плексов, снижение уровня воздействия хозяйственной и иной деятель­ности на окружающую среду. Она оформляется в виде проекта феде­ральной целевой Программы неотложных мер по улучшению состоя­ния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения.

Функции государственного заказчика федеральной целевой Про­граммы неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения воз­лагаются на инициатора объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации, который осуществляет разработку проекта Программы совместно с местными природоохранительными и сани­тарно-эпидемиологическими органами управления и контроля, науч­но-исследовательскими и проектными организациями.

Подготовка федеральной целевой Программы включает в себя два аспекта:

— разработку неотложных мер и мероприятий по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки, здоровья населения;

— создание условий для субъектов хозяйствования в целях организа­ции устойчивого социально-экономического развития территории.

Источниками финансирования Программы являются целевые средства федерального бюджета; средства бюджетов различных уров­ней; средства предприятий-экологопользователей, загрязняющих ок­ружающую среду, и их отраслевых объединений; средства экологичес­кого фонда; заемные средства (кредиты). Используются также средства благотворительных фондов и иностранные инвестиции.

Организация деятельности по выполнению утвержденной Про­граммы и ответственность за ее выполнение возлагаются на главу адми­нистрации территории, объявленной зоной чрезвычайной экологичес­кой ситуации.

По истечении срока выполнения этой Программы администрация территории подготавливает материалы о состоянии окружающей среды и реализации мероприятий Программы и представляет их на государст­венную экологическую экспертизу.

Решение о снятии статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации принимается Президентом РФ по представлению Министерства природ­ных ресурсов РФ на основании заключения государственной экологичес­кой экспертизы.

Органы, уполномоченные в области управления, контроля и над­зора за чрезвычайными экологическими ситуациями. В систему этих органов входят: МЧС, геофизическая служба Российской академии наук, сейсмическая служба Минобороны России, служба монито­ринга геологической среды МПР России, службы сейсмических и геодинамических охранных сетей наблюдений Росатома России, службы геодинамических наблюдений Минпромэнерго России, службы инженерно-сейсмометрических наблюдений Росстроя Рос­сии, службы контроля деформации земной поверхности Роскартографии, Росгидромет, МПР России.

Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации..

Территория объявляется зоной экологического бедствия на основе заключения государственной экологической экспертизы, порядок проведения которой регулируется Законом РФ «Об экологической экспертизе».
На государственную экологическую экспертизу в данном случае представляются:
1) материалы о состоянии окружающей среды и здоровья населения;
2) проект программы неотложных мер по оздоровлению соответствующей зоны.
Оценка информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения производится в соответствии с разработанными в Минприроды РФ «Критериями оценки экологической ситуации и зоны экологического бедствия».

В случае установления соответствия экологической обстановки данных территорий названным критериям государственная экологическая экспертиза дает заключение о придании такой территории необходимого статуса.

Официальный статус зоны зоны экологического бедствия устанавливается указом Президента РФ, издаваемым на основе заключения государственной экологической экспертизы и представления специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды.

Программа по оздоровлению данных территорий утверждается Правительством РФ и с момента утверждения приобретает статус Федеральной целевой программы.

Основными направлениями оздоровления окружающей среды и охраны экологических прав граждан в пределах названных зон являются:
1)Экологизация хозяйственной деятельности. В зоне экологического бедствия прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций и объектов, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду, ограничиваются отдельные виды природопользования.
2)Социальная поддержка населения зон экологического бедствия. В соответствии со ст. 18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право: на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание, работу в зонах чрезвычайных экологических ситуаций, право на бесплатное государственное социальное страхование, право на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, право на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при исполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам в соответствии с названным Законом, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
3)Компенсация вреда, причиненного здоровью граждан, проживающих в пределах зоны экологического бедствия.

Ликвидация чрезвычайных экологических ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных экологических ситуаций осуществляет Правительство РФ, которое определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых и средств защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных экологических ситуаций. При недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ.
Государственная система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе чрезвычайных экологических ситуаций, построена на основе принципа приоритета превентивных мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения (ст. 7 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»)

Зоны чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия объявляются указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации на основании заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии с законом в зонах прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую среду, приостанавливается работа предприятий, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающая неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов. Представляемые по территориям материалы должны включать составленные по единым критериям сведения о состоянии окружающей среды и здоровье населения, программу социально-экономического развития в условиях не благополучной территории с разделением на два этапа: экстренные меры и меры устойчивого выхода из кризиса, динамика изменения экологической ситуации, проекты финансирования. Должно осуществляться постоянное информирование населения о ходе постановки и решения вопроса. Могут разрабатываться и представляться альтернативные варианты выхода из кризиса. Не могут не обсуждаться проблемы остановки предприятий, их перепрофилирование, трудоустройства и переквалификации рабочих, выявления виновных министерств, ведомств, организаций (либо источников повышенной опасности).
Набор организационно-правовых мер может включать: право наложения административных санкций за нарушения решений местной администрации (аналогично стихийным бедствиям, эпидемиям, эпизоотиям), предоставление права юридического лица городским и районным комитетам по охране природы, возможность оставления на территории части платежей в экологические и иные фонды вышестоящего подчинения, возможность оставления части валютной выручки и налогов, перечисляемых в вышестоящие бюджеты. Ответственность за выполнение программ и режима зоны должна лежать на администрации и представительном органе территории. Создание специальных, надстроечных органов представляется излишним и неэффективным.
Для каждой стадии рассмотрения должны соблюдаться сроки рассмотрения и порядок обжалования, в том числе судебный, результатов рассмотрения. Выводы государственной экологической экспертизы подлежат рассмотрению на экспертном совете, коллегии Госкомэкологии, участники рассмотрения должны нести соответствующую ответственность согласно ст. 38 Закона об охране окружающей природной среды.
Решение об объявлении зоны чрезвычайной экологической ситуации должно стать обязательным не только для данной территории, но и для всех должностных лиц и предприятий Российской Федерации.