Защита прав субъектов земельных отношений

Гарантии прав субъектов земельных правоотношений

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 7

Гарантии прав на землю — это меры обеспечивающие реализацию прав на ЗУ.

В ЗК и других НПА закрепляются меры, обеспечивающие реализацию права на приобретение земельного участка в частную собственность. Устанавливается исчерпывающий перечень случаев, когда может быть отказано предоставление ЗУ в частную собственность; определяется предельная норма предоставления ЗУ; предусматриваются случаи предоставления бесплатного предоставления ЗУ. В п.4 ст.28 ЗК перечислены случаи, когда ЗУ запрещено предоставлять в частную собственность:

•Изъяты из оборота;

•Приватизация которых запрещена;

•Зарезервированы для гос. или муниципальных нужд;

•Ограничены в обороте.

Ст.33 ЗК – предельные нормы предоставления ЗУ. Согласно этой статье нормируются площади тех земель, которые передаются в частную собственность из земель находящихся в гос. или муниципальной собственности для следующих целей: ведение кфх, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и др.

Данной статьей предусматривается 2 вида норм:

1.Максимальные и минимальные размеры ЗУ;

2.Максимальные нормы предоставления ЗУ в частную собственность гражданам бесплатно.

Максимальные и минимальные нормы устанавливаются либо законами субъекта РФ, либо нормативно правовыми актами органами МСУ. Полномочия их разграничиваются в зависимости от того для какой цели используется ЗУ. Актами органов МСУ устанавливаются максимальные и минимальные нормы для ведения личного подсобного хоз. и индивидуального жилищного строительства, для иных целей нормы устанавливаются нормами законами субъектов РФ.

Максимальные нормы предоставления ЗУ в собственность бесплатно устанавливаются ФЗ, законами субъекта РФ и нормативно правовыми актами органами МСУ в зависимости от форм собственности на ЗУ. Нормы, предусматривающие нормирование площадей земель содержатся в ст.4 ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» и ст.4 ФЗ » О личном подсобном хозяйстве».

Земельное законодательство (ст. 63 ЗК РФ) уста­навливает определенные гарантии прав субъектов земельных правоотношений в случае изъятия у них земельных участков для государственных и муници­пальных нужд. Так, собственник земельного участ­ка письменно уведомляется не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп зе­мельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается толь­ко с согласия собственника.

Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров

Действующее земельное законодательство предусматривает, что защита прав на землю и рассмотрение земельных споров осуществляются судом.

Согласно ст. 59 Земельного кодекса РФ только суд может признать право лица или организации на земельный участок.

Соответственно только судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В плане реализации мер, направленных на защиту прав граждан и юридических лиц на землю, Земельный кодекс РФ предусматривает, с одной стороны, возможность восстановления в судебном порядке нарушенного права на земельный участок, а с другой — возможность и необхо-

348 Земельное право

димость пресечения действий, нарушающих права граждан и юридических лиц на землю или создающих угрозу их нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 60 Кодекса нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;

самовольного занятия земельного участка;

в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Что же касается пресечения действий, нарушающих права граждан и юридических лиц на землю или создающих угрозу их нарушения, то оно может быть совершено следующим путем:

признания в судебном порядке недействительными актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления в силу их несоответствия закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель;

приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

приостановления промышленного, гражданско-жилищного и дру-гого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ч.

2 ст. 60 ЗК РФ).

Среди мер по защите прав на землю граждан и юридических лиц важное значение имеют устанавливаемые законодателем гарантии этих прав, в частности, при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Формы платы за землю

Ст. 39.1 ЗК РФ устанавливает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Глава X ЗК РФ «Плата за землю и оценка земли» устанавливает общие положения, связанные с порядком и формой оплаты использования земли. Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным.

Плата за землю — общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю.

<=»» ins=»» data-adsbygoogle-status=»done» style=»width: 336px; height: 280px; display: inline-block;»>

Анализ законодательства позволяет выделить следующие виды платы за землю:

1. плата за предоставление (приобретение) земельных участков в собственность (при купле-продаже);

2. плата за использование земли.

Формы платы за использование земли:

· земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость);

· арендная плата.

Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов. Последние вносят арендную плату.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (гл. 31 НК РФ).

Земельный налогустанавливается и вводится в действие НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков,

1. находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или

2. переданных им по договору аренды.

Согласно ст. 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно

·

· Правительством Российской Федерации,

· органами государственной власти субъектов Российской Федерации,

· органами местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена для вышеуказанных целей, применяется нормативная цена земли.

Ст. 25 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 «О плате за землю» определяет, что нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядокопределения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.

Оценка земли производится согласно ст. 66 ЗК РФ:

1. рыночная стоимость земельного участка — в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности;

2. кадастровая стоимость земельных участков — через государственную кадастровую оценку земель (в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности).

Земельный налог

Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности налогоплательщика, а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.

Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (рис. 14). На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки:

· изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

· ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

· ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

· из состава земель лесного фонда;

· ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель.

Полностью освобождены от уплаты земельного налога следующие организации и учреждения:

§ организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

§ организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

§ религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

§ общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

§ организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

§ учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно- оздорови-тельных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям- инвалидам и их родителям;

§ организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

§ физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

§ организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

Оценка земель

Земля, как источник природного богатства и как имущественный объект имеет определенную ценность, зависящая от ряда факторов. Имущественной единицей в гражданских правоотношениях выступает земельный участок, являющийся частью поверхности земли, ограниченной по размерам и имеющий качественную характеристику в зависимости от его статуса и цели использования.

Для оценки земли берется за основу его поверхность, свободная от каких-либо возведенных на ней объектов, без учета содержания в ней полезных ископаемых, то есть стоимости недр.

Оценка земли проводится для определения ее ценности с целью заключения различных гражданских сделок: залога, дарения, купли-продажи и прочих. Действия по определению ее стоимости носят добровольный характер и зависят от воли сторон.

Обязательный характер оценка приобретает в том случае, когда стороной сделки выступает государство или муниципалитет для:

· приватизации земли, передачи в частное владение;

· учреждения доверительного управления;

· передачи в аренду;

· если земельный участок выступает в качестве залогового имущества;

· реализации земельных участков с торгов;

· при выкупе государством земельного участка, находящегося в частной собственности или его изъятии у собственника для нужд государства или муниципалитета.

Кадастровая стоимость земли — это наиболее вероятная цена продажи земельного участка. Кадастровая оценка земель проводится с целью определения ценовой стоимости земельного участка. Основной задачей кадастровой оценки является использование её результатов для налогообложения. На конечную цену влияют базовые показатели в зависимости от местонахождения земельного участка и попадания его в определенную зону. Зонирование территории проводится по принципу центр-окраина, чем дальше участок удален от периферии поселения, тем выше его стоимость.

Порядок проведения оценки базируется на трех общеизвестных методах определения кадастровой стоимости:

· сравнительный;

· затратный;

· доходный.

Сравнительный способ, исходя из его названия предполагает сравнение оцениваемого участка с аналогичными, у которых уже имеется установленная цена. За основу берется рыночная цена, по которой продавались иные земельные объекты.

Затратный метод оценки основан на определении затрат, которые понадобятся для восстановления или замещения земельного участка с учетом его износа.

Сутью доходного метода является установлении возможности извлечения прибыли от эксплуатации земельного участка.

В конечном итоге факторами, которые влияют на цену земельного участка, выступают так же:

· местонахождение;

· наличие транспортной и социальной инфраструктуры;

· оснащенность участка различными коммуникациями: сетями –водо, -электро и теплоснабжения;

· затопляемость участка грунтовыми водами или из близлежащих водоемов;

· загрязненность участка продуктами отходов и переработки;

Рекомендуемые страницы:

Лекция 10. Гарантии и защита прав на землю. Рассмотрение земельных споров

1. Защита прав на землю может осуществляться в силу ст. 59 ЗК РФ путем признания права на земельный участок.

Один из способов защиты гражданских (имущественных) прав, предусмотренный ст. 12 ГК, — это признание права, что распространяется и на права владельцев земельных участков. Конституцией гарантируется защита не только прав собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком. В случае спора признание субъективного гражданского права происходит в судебном порядке. Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Право на землю или сделки с землей, возникшие на основании решений суда общей юрисдикции, арбитражного суда или третейского суда, являются основанием для регистрации их уполномоченным органом в порядке ст. 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость».

Ограничение права пользования и владения земельным участком возможно только при наличии оснований, предусмотренных ст. 56 ЗК и федеральными законами. Оно устанавливается актами органов власти и органов местного самоуправления и отражается в регистрационных документах. В иных случаях ограничения недопустимы.

Другой способы защиты гражданских прав, указанные в ст. 12 ГК, как применимые к земельным отношениям. Нарушенное право на земельный участок может быть признания акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным, в случае ущемления прав или законных интересов собственников, пользователей и владельцев, арендаторов земельных участков либо принятия их с нарушением норм материального права. По просьбе гражданина или по своей инициативе судом может быть приостановлено исполнение обжалуемого решения либо запрещена деятельность строительных организаций, геодезических, мелиоративных и других работ, причинивших вред или создающих опасность причинения такого вреда в будущем.

Защита нарушенных прав осуществляется на основании Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и ст. 46 Конституции. Обжалованию подлежат как действия, так и бездействия органов и их должностных лиц, если они нарушают права на объект земельных отношений. Нарушенное право на земельный участок может быть восстановлено и в административном порядке. Так, гражданин, чей участок оказался частично занят владельцем соседнего земельного участка, или гражданин, которому чинятся препятствия в пользовании подъездными путями, находящимися в общем пользовании, может обратиться по выбору как в суд, так и в органы местного самоуправления, которые могут вынести административное предписание о восстановлении границ либо освобождении захваченного земельного участка.

Действия, нарушающие требования земельного законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых территориях, об обороте земель, экологических требованиях при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, мелиорации земель и др., также могут быть приостановлены и пресечены предписаниями органов исполнительной власти, осуществляющими государственное управление или контроль в указанных областях.

Обжалование в суде решений и действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающих права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, а также нормативных актов, не соответствующих закону в сфере землепользования, предусмотрено ст. 46 Конституции, Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, ГПК и АПК. Оспаривание нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, в судах общей юрисдикции осуществляется по правилам гл. 24 ГПК (ст. ст. 251 — 253), а ненормативных (индивидуальных) актов — по правилам гл. 25 ГПК (ст. ст. 254 — 258). При этом обжалованию подлежат как единоличные, так и коллегиальные акты и действия.

В арбитражных судах оспариваются нормативные и ненормативные акты органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающие земельные права и интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (см. ст. 29 АПК). Рассматривается указанная категория споров в соответствии с гл. 23 и 24 АПК.

КС РФ могут также разрешаться споры о конституционности нормативных актов, регулирующих использование и охрану земель, на предмет соответствия Конституции. Особенностью признания нормативного правового акта не соответствующим Конституции, закону либо большему по силе акту является признание его недействующим с момента вынесения решения.

Признание ненормативного акта недействительным влечет распространение последствий негативных действий акта в части возмещения вреда (см. ст. 1069 ГК). Другая особенность — это возложение на орган, принявший акт, бремени доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов. Вред (при наличии вины этих органов) возмещается соответственно за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Иски и жалобы о признании ненормативных актов недействительными довольно разнообразны. Требования, как правило, сводятся к незаконному отказу в предоставлении земельного участка в аренду, незаконному изъятию земельного участка, об отводе принадлежащего истцу земельного участка другому лицу, о наложении штрафов за земельные правонарушения, о цене выкупа земельных участков, о понуждении граждан к заключению сделок и оплате действий, не соответствующих земельному законодательству Согласно ст. 15 ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. На земельный участок как объект права собственности и других вещных прав, как объект имущественных отношений распространяются правила как земельного, так и гражданского законодательства. Статьей 62 предусматриваются: а) возмещение убытков, причиненных нарушением прав землеобладателей; б) возможность правомерного причинения убытков и их возмещение (см. п. 3 ст. 14, п. 7 ст. 22, п. 7 ст. 23, п. п. 5 и 8 ст. 31, п. 3 ст. 37, п. 4 ст. 32, п. п. 1, 5 и 6 ст. 51, ст. 57 и ст. 58, п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 63 и ст. 76 ЗК).

Размер ущерба определяется на основании Постановления Правительства РФ от 07.05.2003 N 262, которым утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав указанных субъектов или ухудшением качества земель в результате действия других лиц. В понятие «убыток» включаются: а) реальный ущерб, т.е. расходы, фактически понесенные лицом в связи с повреждением его имущества либо утратой, или расходы, необходимые для восстановления нарушенного права, т.е. приведения земельного участка и находившихся на нем строений, насаждений в прежнее состояние; б) упущенная выгода, т.е. неполученный доход, который был бы получен, если бы права не были нарушены; в) доходы, полученные лицом, нарушившим право. При определении размера убытков, причиненных арендатором, также учитываются арендная плата, уплаченная за неиспользованный период после изъятия, стоимость права на заключение договора на торгах, расходы перед третьими лицами за неисполненные обязательства (см. Постановление Пленума ВАС РФ N 11).

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования также возмещают убытки, причиненные в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе издания акта, не соответствующего вышестоящему правовому акту (см. комментарий к ст. 61 ЗК, ст. 16 ГК).

Изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд может иметь место по основаниям, указанным в ст. 49 ЗК. Однако перечень случаев возможного изъятия земельных участков не является исчерпывающим, так как в него могут вноситься дополнительные основания путем принятия федеральных либо региональных законов (подп. 3 п. 1 ст. 49). Во избежание необоснованных изъятий земельных участков комментируемая норма предусматривает гарантии соблюдения интересов правообладателей земельных участков. В этих целях предусмотрено, что решение государственного органа об изъятии земельного участка подлежит государственной регистрации, несоблюдение которого влечет незаконность решения (ст. 279 ГК).

Изъятие земельного участка до исполнения соглашения о его выкупе (либо до вступления в силу соответствующего решения суда) нарушает права землепользователя. В силу изложенного принудительное отчуждение имущества (изъятие земельного участка), в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения в полном объеме убытков (ст. 35 Конституции, см. комментарий к ст. 62). Это же следует и из судебной практики, которая указывает на предварительный характер выкупа либо предоставления земельного участка, расчета убытков и выплаты соответствующих компенсаций при изъятии участка.

Другим условием является то, что решения об изъятии у граждан земельных участков, а также о сносе жилых домов на этих участках, для указанных целей должны быть опубликованы в официальных изданиях, а правообладатель письменно предупрежден об этом органом, принявшим решение, не позднее чем за год до предстоящего изъятия. В течение этого срока правообладатель может распоряжаться своим земельным участком любым законным способом (строить, удобрять, улучшать и т.д.). Более того, собственник продолжает нести обязанности по использованию земельного участка, состоящие в необходимости соблюдать целевое назначение участка, по выполнению требований не допускать ухудшения плодородия почв на изымаемом участке земли, по уплате налогов и др. (см. ст. 42). Однако расходы за улучшения и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли после уведомления о предстоящем изъятии, не возмещаются (см. ст. 280 ГК). ГК предусматривает, что собственник несет риск отнесения на него затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на участке с момента государственной регистрации до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе земельного участка.

Решение об изъятии земельного участка, если не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, может быть оспорено в суде. Орган, принявший решение о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд, может обратиться в суд с иском о выкупе в течение двух лет с момента уведомления (ст. 282 ГК). Решение об изъятии земельного участка может быть в любой момент отменено принявшим его органом, но в этом случае возмещению подлежат убытки, причиненные до отмены решения.

Условия и порядок изъятия производится согласно требованиям ст. 55 ЗК, содержание которой указывает на то, что изъятым может быть лишь земельный участок. Однако земельный участок может принадлежать нескольким совладельцам на праве долевой собственности. Земельный участок может быть делимым и неделимым, и понятие, которое содержится в ст. 133 ГК, применимо и к земле. Отметим, что раздел земельного участка между совладельцами дома влечет образование самостоятельного земельного участка с индивидуальным регистрационным номером и изъятие его расценивается как изъятие земельного участка.

2. Под разрешением земельных споров в суде следует понимать рассмотрение их в суде общей юрисдикции, в арбитражном суде в зависимости от подведомственности и подсудности, а также в третейском суде.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела по земельным спорам, предусмотренным ст. 22 ГПК, возникающим из гражданских, земельных, экологических и иных правоотношений, если не носят экономический характер и не связаны с предпринимательской деятельностью, поскольку последние отнесены ст. 29 АПК к подведомственности арбитражных судов.

Мировому судье подсудны в соответствии со ст. 23 ГПК дела об определении порядка пользования земельным участком, о разделе между супругами совместно нажитого имущества (ФЗ от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270).

Споры о земле относятся к исключительной подсудности. Это означает, что иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, предъявляются и рассматриваются в судах по местонахождению объектов недвижимости, к которым относится земельный участок (ст. 30 ГПК).

В соответствии с ФЗ от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019) земельный спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами письменного (третейского) соглашения, решение которого в течение трех месяцев может быть оспорено в компетентном суде общей юрисдикции или арбитражном суде согласно АПК или ГПК стороной, не согласной с ним, если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда окончательно.

В связи с вопросами, возникающими при рассмотрении земельных споров хозяйствующими субъектами, Пленум ВАС РФ принял Постановление от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».

Вопрос 3. Конституционные основы земельного права

Конституционные основы земельного права – это положения, содержащиеся в Конституции, закрепляющие основы регулирования земельных отношений.

Выделяют 3 группы таких норм:

1. положения, которые определяют правовой режим земельных участков (ст. 9 Конституции; ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой земельные участки могут находиться в различных формах собственности);

2. нормы, определяющие предметы ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ: к совместному ведению отнесены вопросы разграничения государственной собственности на землю; управление, распоряжение федеральной собственности на землю осуществляет Правительство РФ; в совместном ведении находятся вопросы владения, пользования и распоряжения земель);

3. конституционные положения, устанавливающие права граждан на землю (ст. 36 ч. 1 – граждане и их объединения могут иметь в частной собственности земельные участки; ст. 35 – каждый может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственником которого он является; никто не может быть лишен имущества, кроме как по решению суда; принудительное изъятие имущества допускается только при равноценном возмещении).

Вопрос 4. Система земельного права

Система – это некая внутренняя структура права.

Система ЗП – это объективно существующее, упорядоченное единство земельно-правовых институтов; последовательно расположенных в соответствии с их ролью, значимостью в регулировании земельных отношений и их содержанию.

Выделяют общую и особенную части.

Общая часть включает правовые институты, которые регулируют все или почти все виды земельных отношений. Перечень правовых институтов:

1. институт права собственности на земельные участки;

2. институт землепользования – институт иных видов прав на землю (помимо права собственности существует иные 5 прав: пожизненное наследственное владение, постоянное (бессрочное) пользование, сервитут, аренда, безвозмездное срочное пользование);

3. институт управления в области использования и охраны земли;

4. институт охраны земель и защиты прав на землю собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.

Особенная часть. В ЗП Особенная часть формируется в зависимости от категории земель. В России 7 категорий земель:

1. правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

2. земли населенных пунктов;

3. земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, космического обеспечении, обороны, безопасности и иного специального назначения;

4. земли особо охраняемых территорий и их объекты;

5. земли лесного фонда;

6. правовой режим земель водного фонда (земли, занятые водными объектами, занятые техническими сооружениями);

7. земли запаса (это единственная категория земель, целевое назначение которых не определено).