Защита иностранных инвестиций

Риск инвестирования и защита инвестиций

Деятельность по вложению инвестиций всегда характеризуется повышенным риском, особенно в случаях вложения капитала на территории развивающихся стран с переходной/нестабильной экономикой.

Определение 1

Инвестиционный риск – это обесценивание капитальных вложений в результате действия органов государственной власти или предполагаемая вероятность того, что действительные доходы от проводимого инвестиционного мероприятия будут ниже планируемых. Он может быть допустимым (потеря прибыли), критическим (потеря прибыли и недополучение выручки), катастрофический (угроза возникновения банкротства предприятия).

Защита инвестиций – это ряд действий по обеспечению условий для сохранности капиталовложений и гарантий прав инвесторов и самих инвестиций, предусмотренные законом.

На данный момент защитным механизмом для инвесторов служит международное правовое регулирование зарубежных инвестиций.

В нашей стране законодательная защита инвестиций происходит с помощью закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений». Стоит отметить, что правила в национальном законе не противоречат международным, а наоборот дополняют его.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Иностранный инвестор, который ввозит на территорию нашей страны иностранную инвестицию в любой форме, имеет право вывести ее за пределы страны без каких-либо препятствий. Кроме того, он имеет право на возмещение убытков, причиненных ему из-за полного бездействия государственных органов/органов местного самоуправления или незаконных действий.

Гарантии защиты иностранных инвестиций. Механизм защиты прав иностранных инвесторов по Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г

Защита прав иностранных инвесторов на территории РФ осуществляется при помощи национальных и международных средств. К национальным средствам относится применение стабилизационной оговорки, введение режима особых экономических зон и заключение инвестиционных договоров. К международным средствам относится участие РФ в различных видах договоров, которые устанавливают гарантии прав иностранных инвесторов.

Стабилизационная оговорка в науке МЧП называется «дедушкиной» оговоркой. Согласно данной оговорке инвестору предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения зак-ва, действовавшего ранее, при этом оговорка распространяется как на самого иностранного инвестора, так и на коммерческую организацию с иностранными инвестициями. Закон «Об инвестициях» устанавливает определенные положения, которые ограничивают действие данной оговорки. Во-первых, оговорка не распространяется на изменения, которые вносятся в зак-во в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва. Во-вторых, оговорка применяется только в отношении тех иностранных инвесторов, которые осуществляют приоритетные инвестиционные проекты, т.е. проекты, включенные в специальный перечень Правительства РФ. Также оговорка может распространяться на организации с иностранными инвестициями при условии, что доля иностранного инвестора составляет более 25%. В-третьих, действие оговорки ограничено сроками, такое действие гарантируется для инвестора в течение срока окупаемости проекта, но не более 7 лет.

Создание особых экономических зон (ОЭЗ). ОЭЗ — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории гос-ва. На территории такой зоны действуют льготные экономические условия для всех типов инвесторов. Главная цель создания таких зон — решение задач общеэкономического развития территории. В РФ правовое регулирование ОЭЗ осуществляется на основании ФЗ от 22.07.2005 №116 «Об ОЭЗ в РФ». В соотв-вии с положениями данного закона в качестве основных целей создания ОЭЗ называются следующие:


1) развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;

2) производство новых видов продукции и развитие импортозаменяющих производств;

3) развитие транспортной инфраструктуры.

Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ и оформляется его постановлением. Заявку на создание ОЭЗ подает высший исполнительный орган соответствующего субъекта совместно с исполнительно-распорядительным органом МО. В заявке в обязательном прядке дб представлено обоснование целесообразности и эффективности создания такой зоны. Управление ОЭЗ возлагается на ФОИВ, специально уполномоченный осуществлять соответствующие функции. В настоящее время таким органом является Минэкономразвития РФ.

1) промышленно-производственные зоны

2) ОЭЗ технико-внедренческого типа:

3) туристско-рекреационные зоны:

4) портовые ОЭЗ:

Резидентам ОЭЗ всех типов предоставляются следующие гарантии и льготы:

1) налоговые льготы, представляющие собой полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на имущество и НДС, кроме того на 5 лет они освобождаются от уплаты земельного и транспортного налога, на 4,5% снижается налог на прибыль;

2) таможенные льготы: в данной сфере устанавливается режим свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера;

3) финансовые льготы, которые выражаются в инвестиционных субсидиях государственных льготных кредитах, а также сниженных ставок на оплату коммунальных услуг.

4) административные льготы: выражаются в упрощенном порядке регистрации предприятий, в упрощенном порядке въезда-выезда иностранных гр-н, а также беспрепятственном вывозе правомерно полученной прибыли за рубеж. Кроме того, на всех резидентов ОЭЗ действует стабилизационная оговорка в течение срока действия соглашения о ведении соответствующего вида деятельности.

Инвестиционные соглашения. В настоящее время действующее зак-во предусматривает два вида таких соглашений: концессионные договоры, соглашение о разделе продукции.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

A. Универсальные:

Сеульская конвенция

об учреждении многостороннего агенства по гарантиям инвестиций

Цель конвенции – урегулирование вопросов, связанных с некоммерческими рисками при осуществлении инвестиций на территории др. государств. С целью страхования таких инвестиций на основе конвенций учреждено Многостороннее агенство по гарантиям инвестиций (МИГА).

МИГА – многостороннее агенство по предотвращению и минимизации рисков, которые способствуют увеличению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем страхования инвестиций от политических и некоммерческих рисков, а также путем посредничества в спорах между инвесторами и государствами.

Ст. 2 Конвенции: основная задача МИГА – стимулирование потока инвестиций в развивающиеся страны.Основной вид деятельности МИГА – предоставление гарантий инвесторам, включая совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков.

Гарантируемые агенством капиталовложения должны отвечать требованиям:

· быть экономически обоснованными;

· соответствовать и правилам принимающей стороны;

· соответствовать целям и приоритетам развития принимающей стороны.

Кроме того, капиталовложение ,которое гарантируется МИГА, должно производится на территории развивающейся страны, участвующей в Конвенции.

МИГА осуществляет страхование от следующих некоммерческих рисков:

v перевод валюты – любое введение по инициативе принимающего правительства ограничений на перевод за пределами принимающей страны ее валюты в свободно используемую валюту или др. валюту, приемлемую для владельца гарантий.

При страховании возмещаются потери в результате введения подобных ограничений, а также потери, возникшие в результате длительной задержки приобретения иностранной валюты.

v экспроприация или аналогичные меры – любые законодательные или административные действия, исходящие от принимающего правительства в результате которых владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, либо право контроля над ним.

При страховании осуществляется защита не только от национализации и конфискации, но и от скрытой экспроприации (- серия действий принимающего правительства, которые в дальнейшем превратятся в экспроприацию).

МИГА выплачивает компенсацию в размере балансовой стоимости застрахованных инвестиций.

v нарушение договора – любой отказ принимающего правительства от договора с владельцем гарантии или нарушение такого договора в случаях, когда владелец гарантии не имеет возможности обратиться к судебному или арбитражному органу за защитой своих прав (в том числе, когда решение в течение долгого времени не принимается после подачи обращения).

Возможен только при наличии прямых контрактных отношений между инвесторами и принимающими государствами.Страхование от данного вида рисков покрывает потери, возникшие в результате отказа государства от договора с владельцем гарантии. Фактически размер возмещения должен совпадать с компенсацией, положенной инвестору по решению суда, если бы такое решение состоялось.

v война и гражданские беспорядки – покрывает повреждение или уничтожение актовов, либо полное прекращение реализации проект в результате военных действий и гражданских беспорядков, включая революции, гос. перевороты, мятежи и акты терроризма.

Компенсация выплачивается в наименьшей из 3-х величин:

а) балансовая стоимость активов

б) стоимость замены активов

в) стоимость восстановления активов

Возможна выплата компенсация по кредитам, взятым на реализацию проекта, при условии, что инвестор докажет, что неуплата по кредиту напрямую связана с военными действиями или гражданскими беспорядками.

Совет директоров МИГА квалифицированным большинством голосов может утвердить расширение сферы охвата гарантий на др. некоммерческие риски, но к таким рискам не м.б. отнесены риски обесценивания валюты.

Предоставление гарантий по Конвенции происходит в 2 этапа:

1. заключается соглашение между МИГА и ППС (правительством принимающей стороны)