Замена системного блока в бюджетном учете

Документальное оформление модернизации основных средств

При осуществлении реконструкции или модернизации такого вида имущества организации, как основные средства, бухгалтеру следует обратить внимание на некоторые особенности бухгалтерского учета и налогообложения, которые мы рассмотрим далее.

В соответствии с пунктом 26 ПБУ 6/01 ремонт, модернизация и реконструкция являются способами восстановления основных средств организации. Если при осуществлении любого вида ремонта (текущего, среднего, капитального) технико-экономические показатели объекта не меняются, то в результате по модернизации и реконструкции повышаются первоначально принятые показатели функционирования объекта основных средств. Естественно, что и порядок учета расходов на проведение ремонта или модернизацию объекта основных средств различается.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат понятий «модернизация» и «реконструкция».

Обратимся к Правилам обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003, утвержденным Постановлением Госстроя Российской Федерации от 21 августа 2003 года №153.

Согласно указанному документу реконструкция здания – комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) с целью изменения условий эксплуатации, максимального восполнения утраты от физического и морального износа, достижения новых целей эксплуатации здания.

Модернизация здания – частный случай реконструкции, предусматривающий изменение и обновление объемно-планировочного и архитектурного решений существующего здания старой постройки и его морально устаревшего инженерного оборудования в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормами к эстетике условий проживания и эксплуатационным параметрам жилых домов и производственных зданий.

Кроме того, согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

«реконструкция – изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее – этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения».

Налоговое законодательство также разъясняет, что следует понимать в целях налогообложения прибыли под модернизацией (пункт 2 статьи 257 НК РФ):

«К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В целях настоящей главы к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным».

Отметим, что налоговое законодательство не содержит перечня технико-экономических показателей. В Постановлении ФАС Московского округа от 16 января 2003 года по делу №КА-А40/8739-02 указано, что к технико-экономическим показателям относятся нормативные показатели (срок полезного использования, мощность) и количественные показатели (количество, площадь помещений, строительный объем и общая площадь здания, вместимость, пропускная способность).

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что если в результате выполненных работ повысились первоначально принятые показатели функционирования (например, изменились мощность и срок полезного использования) основного средства, то произведенные работы следует признать модернизацией.

Обратите внимание!

Для признания произведенных работ ремонтом или модернизацией кроме указанных выше нормативных документов бухгалтеру необходимо тщательно проанализировать документальное оформление произведенных организацией работ (заключенный договор подряда, акты о приемке выполненных работ).

Так как квалификация расходов на восстановление основных средств довольно часто является предметом спора организаций с налоговыми органами, рекомендуем во избежание разногласий с ними иметь соответствующие документы, на основании которых можно будет однозначно доказать, что произведено: ремонт или модернизация объектов основных средств.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно статье 9 Закона о бухгалтерском учете должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичный бухгалтерский документ – письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.

Хозяйственные операции, не оформленные первичными учетными документами, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета.

Таким образом, как и любая другая хозяйственная операция, осуществляемая субъектом, модернизация основного средства должна оформляться соответствующими первичными учетными документами.

Для проведения модернизации объекта основных средств руководителю организации, прежде всего, нужно издать приказ.

Рекомендуем в приказе указать причины и сроки проведения модернизации, а также фамилии, имена, отчества лиц, ответственных за проведение модернизации.

Перед проведением работ по модернизации основного средства в организации необходимо создать комиссию, которая произведет осмотр основного средства, требующего модернизации, составит график проведения работ и утвердит сметно-техническую документацию.

Работы по модернизации основного средства организация может выполнить самостоятельно (хозяйственным способом) или с привлечением подрядчика – специализированной организации. В том случае, если модернизация выполняется силами сторонней организации, необходимо заключить договор на проведение работ.

Напоминаем, что формы первичной документации для учета основных средств утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 21 января 2003 года №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Данное постановление содержит также Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств распространяются на организации всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

В настоящее время действуют следующие формы по учету основных средств:

Номер формы Наименование формы
ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС-1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
ОС-1б Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС-2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
ОС-3 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
ОС-4 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС-4а Акт о списании автотранспортных средств
ОС-4б Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС-6 Инвентарная карточка учета объекта основных средств
ОС-6а Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств
ОС-6б Инвентарная книга учета объектов основных средств
ОС-14 Акт о приеме (поступлении) оборудования
ОС-15 Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж
ОС-16 Акт о выявленных дефектах оборудования

Итак, приказ о проведении модернизации имеется, смета составлена, договор с подрядчиком заключен, теперь необходимо оформить передачу основного средства на модернизацию.

Отметим, что унифицированная форма для передачи основного средства с целью модернизации не предусмотрена, поэтому организация может воспользоваться унифицированной формой №ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств», – если модернизация производится собственным подразделением организации. Если же основное средство модернизируется сторонней организацией, передачу основного средства подрядчику необходимо оформить актом приема-передачи по форме №ОС-1.

Работы, выполненные по модернизации, оформляются актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма №ОС-3).

Акт о приеме-сдаче подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей модернизацию, утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Если модернизацию основного средства выполняет сторонняя организация, то акт составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остается в организации; второй – передается организации, проводившей модернизацию.

Форма №ОС-3 содержит сведения о состоянии основного средства на момент передачи его на реконструкцию или модернизацию и о затратах, связанных с проведенными работами.

Напоминаем, что сведения о каждом объекте основных средств, принадлежащих организации, содержатся в инвентарных карточках (формах №ОС-6, №ОС-6а, №ОС-6б), открываемых на каждый объект основного средства при принятии его к учету.

Данные реконструкции или модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма №ОС-6). Сведения о реконструкции объектов основных средств отражаются в разделе 5 «Изменения первоначальной стоимости объекта основных средств» инвентарной категории.

Форма №ОС-6а «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств» ведется на группу объектов основных средств.

Форма №ОС-6б «Инвентарная книга учета объектов основных средств» составляется на объекты основных средств малых предприятий. В других формах инвентарных карточек сведения о расходах по реконструкции и модернизации отдельно не отражаются. Таким образом, именно в части тех объектов основных средств, по которым ведутся формы №ОС-6а и №ОС-6б, расходы по реконструкции и модернизации могут отражаться в отдельно заведенных инвентарных карточках.

А в случае, если в результате выполнения указанных работ существенно изменяются характеристика и назначение объекта, то на него оформляется новая инвентарная карточка, а предыдущая изымается и хранится для справки.

В соответствии с пунктом 68 Методических указаний №91н в целях организации контроля за своевременным получением основных средств из ремонта инвентарные карточки по этим объектам в картотеке рекомендуется переставлять в группу «Основные средства в ремонте (модернизации)». При поступлении объекта основных средств из ремонта (модернизации) производится соответствующее перемещение инвентарной карточки.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей учета расходов на ремонт основных средств при применении специальных режимов налогообложения (УСНО, ЕНВД), особенностей учета расходов на ремонт безвозмездно полученных основных средств, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Ремонт и модернизация основных средств».

Отражение списания мониторов в бюджетном учреждении.

По своим функциональным характеристикам монитор не являются отдельным самостоятельными объектами. Он выполняют свои функции только в составе комплекса. То есть на практике его нужно учитывать в комплексе как единый инвентарный объект. Если же учреждение учитывало его как отдельное основное средство, то проверяющие могут расценить это как ошибку.

Поэтому лучше внести исправления в учет.

Мы предлагаем дооборудовать компьютер монитором:

Исправления оформляйте первичным учетным документом – Бухгалтерской справкой (ф. 0504833):

Дебет счета Кредит счета
1 Сторнирована сумма ранее начисленной амортизации монитора методом «красное сторно»
0.109.ХХ.271<2> 0.104.Х4.410
2 Списан монитор на дооборудование компьтера 0.106.Х1.310 0.101.Х4.410
3 Увеличена первоначальная стоимость компьютера 0.101.Х4.310 0.106.Х1.310
4 Откорректирована сумма амортизации по дооборудованному объекту:
– доначислена амортизация 0.109.ХХ.271<2> 0.104.Х4.410
– сторнирована сумма излишне начисленной амортизации методом «красное сторно»
0.109.ХХ.271<2> 0.104.Х4.410

Такой порядок установлен пунктами 9, 26 Инструкции № 174н. Обратите внимание, что корреспонденция счетов Дебет 106.00 Кредит 101.00 в Инструкции № 174н не приведена, поэтому согласуйте ее с учредителем.

Обоснование
Как исправить ошибки в бухучете и отчетности

Каким документом исправить

Исправления оформляйте первичным учетным документом – Бухгалтерской справкой (ф. 0504833). Основание – документы, которые в отчетном периоде не провели или провели с ошибками (например, акт об оказании услуг, дополнительное соглашение и т. д.). В Бухгалтерской справке отразите:1

 причину, почему вносите исправления;

 наименование исправляемого регистра бухучета (журнала операций), его номер, период, за который регистр составлен;

 период, в котором обнаружили ошибку.

Такой вывод следует из части 1 статьи 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пунктов 7, 18 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Когда вносите исправительные проводки в регистры бухучета, главбух (руководитель структурного подразделения) ставит отметку об этом в Бухгалтерской справке в разделе «Отметка о принятии Бухгалтерской справки к учету». Такой порядок установлен в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.

Как исправить

Исправления в электронный регистр вносит сотрудник, ответственный за его формирование (п. 18 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Правила, как исправить ошибку, зависят от того, в какой момент она обнаружена: до момента представления отчетности или после.

Как отразить в бухучете и при налогообложении приобретение компьютера

Ситуация: как в бухучете отразить составные части компьютера (системный блок, монитор и т. п.)

Составные части компьютера, без которых он не может работать, учтите как единый объект основных средств – компьютер. А с теми предметами, без которых компьютер функционирует нормально, поступите так: учтите отдельно либо в составе комплекса объектов основных средств вместе с компьютером. Кстати, если составные части для сборки компьютера вы покупаете у разных поставщиков, то учтите их как материальные запасы.

Как учесть части, без которых компьютер не работает

Составные части компьютера – монитор, системный блок, клавиатура, мышь и т. п. Каждая из них выполняет свои функции в составе комплекса, а не самостоятельно. Так, клавиатура и мышь являются устройствами ввода информации (ввод команд, текста), а монитор – это устройство ее вывода. Поэтому эти предметы нужно учесть в составе единого объекта основных средств. Такой порядок следует из пункта 10 Стандарта Основные средства», п. 44 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) компьютер включен в группу «Машины офисные прочие» (код по ОКОФ – 330.28.23.23). По Классификации код 330.28.23.23 – это вторая амортизационная группа. Срок полезного использования – три года (п. 44 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Как учесть части, без которых компьютер работает нормально

В качестве отдельных объектов основных средств можно учесть только те предметы, без которых компьютер может работать и которые соответствуют критериям актива. Например, принтер – код по ОКОФ 330.28.23.23 «Машины офисные прочие». Ведь без него компьютер будет работать. А также те составные части, которые учреждение планирует эксплуатировать в составе различных комплектаций компьютерного оборудования. К примеру, если монитор планируете присоединять к разным компьютерам. Такой вывод подтверждает пункт 10 Стандарта «Основные средства» и Минфин в письме от 23.07.2012 № 02-06-10/2637.

Но есть и другой вариант. Предметы, которые имеют одинаковый срок полезного использования и несущественную стоимость, учреждение вправе учесть в составе комплекса объектов основных средств вместе с компьютером. Для этого в учетной политике установите, какая стоимость будет существенной. Например, тот же принтер – код по ОКОФ 330.28.23.23 «Машины офисные прочие» имеет срок полезного использования три года, а значит, его можно учесть в составе компьютера. Такой порядок следует из пункта 10 Стандарта «Основные средства».

КОСГУ

Расходы на компьютерную технику распределите по кодам КОСГУ так:

 если покупаете компьютер в сборке у одного поставщика, а в документах на приемку указаны его составные части, то расходы должны пройти по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств». По этому же коду отразите затраты на оборудование, которое оприходуете отдельно от компьютера (т. к. его наличие или отсутствие не влияет на работу компьютера). Например, принтер, сканер и т. д.;

 покупаете запчасти для компьютера отдельно у разных поставщиков и только после сборки они образуют компьютер? Тогда учтите их в составе материальных запасов, как и остальные запчасти к компьютеру. А расходы проводите по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (раздел V указаний, утв. приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н).

Отражение в бюджетном учете модернизации основных средств

Ни для кого не секрет, что большинство основных фондов бюджетных учреждений требует обновления, которое можно провести путем реконструкции, технического перевооружения или модернизации. Каждое из этих понятий имеет свой смысл, но затраты на проведение указанных операций в бюджетном учете отражаются одинаково. В данной статье речь пойдет о модернизации, отражении расходов по ее проведению и принятию их в целях налогообложения прибыли.

Поскольку Инструкция N 25н <1> не содержит определения термина «модернизация», обратимся курьером толковому словарю русского языка: модернизация — это изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам, например, модернизация оборудования. То есть модернизация основных средств — это не что иное, как их усовершенствование.

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Несколько иная формулировка дана в Налоговом кодексе: к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. Как видно из приведенного определения, в налоговом учете под модернизацией подразумевается изменение назначения оборудования, в том числе и увеличение нагрузки на него, а все вместе это называется его «новыми качествами». При сравнении понятий «усовершенствование оборудования» и «наделение оборудования новыми качествами» между ними можно поставить знак равенства.

Таким образом, определение модернизации, данное в Налоговом кодексе, можно использовать в случае классификации проведенных строительно-ремонтных работ с целью их корректного отражения в бюджетном учете.

Известно, что расходы на модернизацию основного средства (равно как и расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию) увеличивают его первоначальную стоимость в бюджетном учете (п. 13 Инструкции N 25н). Именно на этой стадии возникают вопросы практического применения этого понятия. Рассмотрим некоторые из них.

Замена операционной системы компьютера

Как квалифицировать расходы по замене операционной системы компьютера и следует ли включать стоимость операционной системы Windows XP при ее замене в первоначальную стоимость компьютера или списывать на расходы? При первоначальной установке операционной системы затраты на ее приобретение уже были включены в первоначальную стоимость компьютера, поскольку использовать его без такой системы нельзя. В случае замены операционной системы на подобную (например, Windows XP на Windows XP) не происходит изменение назначения компьютера или его усовершенствование, значит, затраты на ее приобретение должны быть учтены как расходы учреждения по содержанию имущества (дебет счета 401 01 225 «Расходы на услуги по содержанию имущества»). В случае замены операционной системы на более усовершенствованную (Windows XP на Windows Vista) расходы на ее приобретение относятся на первоначальную стоимость компьютера (дебет счета 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства»).

Принцип замены операционной системы в налоговом учете (когда компьютер приобретен и используется за счет средств внебюджетной деятельности) тот же, что и в бюджетном. Если устанавливается аналогичная операционная система, то расходы относятся к ремонтным и признаются в том периоде, в котором были осуществлены. Их можно списать в соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ. Если происходит установка более усовершенствованной системы — расходы следует отнести на увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ.

Замена приспособлений к компьютеру

Замену приспособлений и принадлежностей (например, монитора, системного блока, перезаписывающего привода DVD компьютера и т.п.), выполняющих свои функции только в составе комплекса, нельзя рассматривать только как модернизацию объектов основных средств, на которых осуществляется указанная замена. Операции по замене вышедших из строя составляющих и комплектующих частей объектов основных средств следует рассматривать как использование прочих материалов при осуществлении текущего (капитального) ремонта основных средств. Следовательно, расходы на их приобретение подлежат отражению по ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» ЭКР (счет 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» или счет 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»).

Расходы на приобретение принтеров, флэш-драйверов, которые отражаются как объекты основных средств в бюджетном учете, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации <2> осуществляются по ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств» ЭКР. Их нужно учитывать как вложения в нефинансовые активы по дебету счета 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства».

<2> Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н.

Пример 1. Учреждение приобрело за счет бюджетных средств запасные части к компьютеру для проведения текущего ремонта стоимостью:

  • 200 руб., в том числе НДС — 30,51 руб., — мышь;
  • 3500 руб., в том числе НДС — 533,90 руб., — монитор.

Кроме того, операционная система, установленная на компьютере — Windows XP, была заменена на более усовершенствованную — Windows Vista. Ее стоимость составляет 6000 руб., в том числе НДС — 915,25 руб. Также был приобретен флэш-драйвер (USB flash) на сумму 4000 руб., в том числе НДС — 610,17 руб.

Расчеты с поставщиком проводились в два этапа:

1-й — предоплата в размере 30% стоимости запчастей — 1110 руб., за операционную систему и флэш-драйвер — 3000 руб.;

2-й — окончательный расчет в сумме 2590 руб. — за запчасти, 7000 руб. — за операционную систему и флэш-драйвер.

Указанные операции отражаются следующими записями на счетах бюджетного учета:

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Отражена предварительная оплата

поставщику запасных частей

1 206 22 560

1 304 05 340

Отражена предварительная оплата

операционной системы Windows Vista и

флэш-драйвера

1 206 19 560

1 304 05 310

Получены запасные части

1 105 06 340

1 302 22 730

Зачтен ранее перечисленный аванс за

запчасти

1 302 22 830

1 206 22 660

Получен флэш-драйвер

1 106 01 310

1 302 19 730

Получена операционная система

Windows Vista

1 106 01 310

1 302 19 730

Зачтен ранее перечисленный аванс за

основные средства

1 302 19 830

1 206 19 660

Отражен окончательный расчет за

запчасти

1 302 22 830

1 304 05 340

Отражен окончательный расчет за

основные средства (операционной

системы Windows Vista и

флэш-драйвера)

1 302 19 830

1 304 05 310

Флэш-драйвер передан в эксплуатацию

1 101 04 310

1 106 04 440

Начислена амортизация на

флэш-драйвер

1 401 01 271

1 104 04 410

Установлена операционная система на

компьютер Windows Vista

1 101 04 310

1 106 01 410

Начислена амортизация на

операционную систему на компьютер

Windows Vista

1 401 01 271

1 104 04 410

Модернизация основных средств, приобретенных за счет бюджетного финансирования, на средства, полученные от приносящей доход деятельности

Недостаток бюджетного финансирования вынуждает учреждения проводить разного рода работы, в том числе и модернизацию оборудования, приобретенного на бюджетные средства, за счет средств от приносящей доход деятельности. В этом случае возникают как минимум два вопроса:

  1. Как отразить указанные операции на счетах бюджетного учета?
  2. Есть ли возможность принятия расходов для целей налогообложения?

Эти два вопроса взаимосвязаны, поэтому начнем со второго. Как известно, объектом обложения по налогу на прибыль признается прибыль, которая определяется как разница между доходами и расходами, определяемыми в соответствии с гл. 21 НК РФ (ст. 247 НК РФ). Расходами признаются любые затраты при условии, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Таким образом, расходы учреждения, финансируемые за счет приносящей доход деятельности, направленные на модернизацию основных средств, приобретенных за счет бюджетной деятельности и используемых в ней, нельзя учесть при исчислении налога на прибыль, так как они не связаны с получением дохода.

Как указывалось выше, по правилам бюджетного учета первоначальная стоимость основных средств должна увеличиться в случае их модернизации, то есть затраты, произведенные за счет приносящей доход деятельности и учтенные как вложения в нефинансовые активы по коду 2, нужно учитывать в бюджетном учете по тому же коду, что и основное средство, — по коду 1. При этом в учете по внебюджетной деятельности возникают убытки, которые, как мы выяснили, не принимаются для целей налогообложения, а в учете по бюджетной деятельности — доходы. Правила перевода нефинансовых активов с одного вида деятельности на другой разъяснены Минфином России в Письме от 25.05.2006 N 02-14-10а/1354. Правовые (организационные) требования к переводу сводятся к тому, что решение о переводе нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную деятельность принимает главный распорядитель бюджетных средств, на которого в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов государственной власти» распространяются указанные полномочия. В случае если активы были приняты к учету в текущем году, убытки по внебюджетной деятельности относятся на счет 2 401 01 241 «Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям». В бюджетной деятельности операции отражаются с использованием счета 1 401 01 180 «Прочие доходы».

Пример 2. Бюджетное учреждение заключило договор с ООО «Импульс» на проведение модернизации научного оборудования, приобретенного за счет бюджетных средств. Стоимость услуг по договору составила 75 200 руб., в том числе НДС — 11 471,19 руб. Расчеты с ООО «Импульс» произведены за счет внебюджетных средств путем перечисления предоплаты. После окончания работ учреждение получило от главного распорядителя разрешение на перевод капитальных вложений по модернизации оборудования, произведенных за счет средств от внебюджетной деятельности, на учет по бюджетной деятельности.

Прежде чем отразить указанные операции на счетах бюджетного учета, следует сказать о праве бюджетных учреждений предусматривать авансирование при заключении договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг), подлежащих оплате за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. По мнению Минфина, выраженному в Письме от 14.07.2006 N 02-13-10/1902, при расчетах по договорам на поставку товаров, работ, услуг за счет внебюджетных средств учреждения вправе предусматривать 100%-ную предоплату в соответствии со сметами доходов и расходов и в пределах остатков средств на их лицевых счетах.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг получатель средств федерального бюджета вправе предусматривать авансовые платежи в размере 100% суммы договора (контракта) по договорам, подлежащим оплате за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Также следует оговориться, что если учреждение является плательщиком НДС по внебюджетной деятельности, то сумму НДС, относящуюся к стоимости услуг, работ по модернизации оборудования, нельзя принимать к вычету (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Соответственно, в учете по внебюджетной деятельности не надо выделять НДС на счете 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

В бюджетном учете учреждения указанные операции отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

По внебюджетной деятельности

Перечислен аванс ООО «Импульс»

2 206 19 560

2 201 01 610

75 200

Приняты работы по модернизации

оборудования

2 106 01 310

2 302 19 730

75 200

Зачтен ранее перечисленный аванс

2 302 19 830

2 206 19 660

75 200

Списаны (переведены) капитальные

вложения по модернизации

оборудования на бюджетную

деятельность

2 401 01 241

2 106 01 410

75 200

По бюджетной деятельности

Приняты на учет капитальные вложения

по модернизации оборудования на учет

по бюджетной деятельности

1 106 01 310

1 401 01 180

75 200

Увеличена первоначальная стоимость

оборудования на сумму модернизации

1 101 04 310

1 106 01 410

75 200

Срок полезного использования объектов после модернизации в бюджетном учете

В соответствии с п. 39 Инструкции N 25н, в случае улучшения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации, срок полезного использования по этому объекту пересматривается. Разумно предположить, что нормы амортизации также пересчитываются. Конкретных рекомендаций по поводу пересмотра срока полезного использования Инструкция N 25н не содержит. Поэтому логично обратиться к п. 39 указанной Инструкции, согласно которому срок полезного использования основных средств определяется при принятии объектов к учету в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы <3> (далее — Классификация).

<3> Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Пример 3. Оборудование относится к четвертой амортизационной группе. При вводе его в эксплуатацию был установлен максимальный срок полезного использования — 7 лет. На момент проведения модернизации оно прослужило 5 лет. Первоначальная стоимость оборудования составляет 150 000 руб., затраты на модернизацию составили 45 000 руб., балансовая стоимость после модернизации равна 195 000 руб.

Какой срок полезного использования можно установить для данного объекта? По мнению автора статьи, при пересмотре для целей бюджетного учета срока амортизации не обязательно соблюдать «нижнюю планку» соответствующей амортизационной группы, поскольку оборудование уже находилось в эксплуатации. Так, для четвертой амортизационной группы срок эксплуатации должен быть установлен свыше 5 (нижняя планка) до 7 лет включительно. Новый (пересмотренный) срок амортизации не может быть установлен свыше 7 лет, но он может быть установлен как 2 или 4 года в зависимости от того, сколько времени основное средство находилось в эксплуатации, и степени (уровня) модернизации.

Допустим, что в нашем примере на основании п. 39 Инструкции N 25н срок полезного использования был пересмотрен и установлен новый срок полезного использования 4 года. Однако отсчет его вести надо от даты, когда первоначальная стоимость оборудования была увеличена на сумму модернизации, или от даты пересмотра срока полезного использования. Таким образом, в нашем примере до проведения амортизации ежемесячная сумма амортизационных отчислений составила 1785,71 руб. (150 000 руб. / 84 мес.). При пересмотре нормы амортизации логично применить иные правила ее расчета, которые отличаются от правил, установленных Инструкцией N 25н. В данном случае норма амортизации должна рассчитываться исходя из остаточной стоимости плюс сумма модернизации, а не балансовой стоимости объекта, как указано в п. 39 Инструкции N 25н. Балансовой стоимостью основных средств является их первоначальная стоимость с учетом достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки основных средств (п. 13 Инструкции N 25н). Таким образом, в балансовой стоимости присутствует ранее начисленная амортизация, которая уже была списана на расходы.

Определение нормы амортизации с учетом балансовой стоимости приведет к повторному списанию на расходы самортизированной части стоимости основных средств. В нашем примере после модернизации ежемесячная сумма амортизации составит 1830,36 руб. ((150 000 руб. — (1785,71 руб. x 60 мес.) + 45 000 руб.) / 48 мес.). Однако мы не претендуем на истину в последней инстанции. Этот способ пересчета нормы амортизации учреждениям целесообразно согласовать с главным распорядителем (распорядителем), то есть с вышестоящим органом. В отношении коммерческих учреждений подобные разъяснения со ссылкой на ПБУ «Учет основных средств» <4> (в бюджетных учреждениях не применяется) содержатся в Письме Минфина России от 23.06.2004 N 07-02-14/144.

<4> Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″.

Может ли учреждение в случае проведения модернизации основного средства не пересматривать срок полезного использования объекта для целей бюджетного учета? По нашему мнению, Инструкция N 25н не рассматривает такой вариант.

Срок полезного использования после модернизации в налоговом учете

Учет амортизируемого имущества и начисление по нему амортизации в целях налогообложения прибыли производятся по данным налогового учета в соответствии с гл. 25 НК РФ. Особенности организации налогового учета амортизируемого имущества и операций с ним определены ст. ст. 322, 323 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств, как и в бюджетном учете, изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. Однако в отношении обязанности пересматривать (увеличивать) срок полезного использования Налоговый кодекс не содержит жестких норм. В абз. 2 п. 1 ст. 258 НК РФ говорится о том, что налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после ввода его в эксплуатацию, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования.

При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство. Кроме того, в абз. 3 рассматривается вариант, когда не происходит увеличения срока полезного использования в результате модернизации. В этом случае при исчислении амортизации учитывается оставшийся срок полезного использования.

Минфин в Письме от 10.10.2005 N 03-03-04/1/264 трактует абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ следующим образом: если налогоплательщик увеличил первоначальную стоимость основного средства после проведенной модернизации и оставил срок его полезного использования неизменным, то норма амортизации, установленная при введении в эксплуатацию этого основного средства, не пересчитывается. Однако по законам математики, если не увеличить срок амортизации и оставить неизменной ее норму, но увеличить первоначальную стоимость основного средства, то период полного списания его стоимости будет выше, чем срок полезного использования. Финансовое ведомство не спорит с этим. В Письме от 10.11.2006 N 03-03-04/2/235 Минфин разъяснил, что в этом случае увеличивается период начисления амортизации, что вполне закономерно, так как срок полезного использования рассчитан на простую эксплуатацию амортизируемого имущества (без проведения модернизаций, реконструкций, дооборудований и т.п., продлевающих сроки его эксплуатации).

Особый интерес представляют разъяснения Минфина в отношении увеличения срока полезного использования в случае, если первоначально налогоплательщиком был установлен максимальный срок полезного использования, то есть его «верхний предел». В этом случае налогоплательщик уже не может увеличить срок полезного использования объекта.

Например, на балансе налогоплательщика находится специальный автомобиль. Согласно Классификации он относится к четвертой амортизационной группе (со сроком полезного использования свыше 5 до 7 лет). При начислении амортизации налогоплательщик установил по нему в налоговом учете срок полезного использования — 5 лет. После модернизации он вправе увеличить по данному имуществу срок полезного использования только на 2 года. Если срок полезного использования по имуществу уже был установлен 7 лет, то, несмотря на модернизацию, организация не имеет права увеличить срок его полезного использования.

Л.Максимова

Главный редактор журнала

«Бюджетные организации:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Страхование жизни и здоровья военнослужащих
Подготовка конкурсной документации государственным заказчиком