Закупки в электронной форме

Электронные госзакупки

Покупать что-либо виртуально – это распространенное явление как среди частных лиц, так и среди предприятий. «Электронные закупки» — современная альтернатива походам по магазинам. Когда же речь идет о приобретении товаров на государственном и международном уровнях, без интернет-ресурсов просто не обойтись. Электронные закупки по 223 ФЗ имеют прямое отношение к закупкам, которые осуществляет государство. К ним относятся госкомпании, монопольные предприятия, по добыче полезных ископаемых, госкорпорации, а такж учреждения с долей государственного участия, которые производят электронные госзакупки.

Электронные закупки 223 ФЗ: что можно, а что нельзя?

Электронные закупки контролируются по 223 ФЗ со стороны специальных органов. Такие «электронные закупки» дают предприятиям возможность открыто производить торги, обеспечивают полную информативность и защиту интересов.
Закон ФЗ-223 не ограничивает проведение госзакупок, предоставляет организациям проводить торги в любых удобных для них формах. Это могут быть как электронные, так и традиционные госзакупки. Основное требование Федерального закона № 223 – упорядочить проведение традиционных и электронные госзакупки, описание участниками порядка проведения торгов и используемых форм.

Предприятиям, осуществляющим электронные закупки по 223 ФЗ, необходимо публиковать информацию о проведении торгов в Положении о закупках. Составить такое положение не сложно, так как форма этого документа не регламентирована. Предприятие может опубликовать нужную информацию самостоятельно или обратиться в компетентные организации. В целом, нужно отметить, что электронные закупки (по 223 ФЗ) помогают государственным организациям в торгах. В соответствии с законом предприятия должны предоставлять всю информацию о товаре, способах доставки, оговаривать все условия сотрудничества.

«Электронные интернет-закупки» сегодня являются необходимым условием товарооборота на государственном уровне. Электронные площадки, предназначенные для продажи товаров, экономичны в использовании, так как не требуют расходов на специальные помещения и рекламу. Торги в Интернет-пространстве привлекают к сотрудничеству организации со всего мира, что значительно расширяет возможности и конкурентоспособность торгов. Большая конкуренция способствует снижению цен и повышению эффективности предлагаемых товаров.

Госзакупки в интернете происходят открыто и прозрачно. По сравнению с традиционными формами продажи электронные госзакупки имеют много преимуществ: эффективный контроль закупок на всех этапах, автоматизация закупочных процессов, оперативность торгов. Все это подтверждает практика проведения электронных торгов государственными предприятиями. Можно с уверенностью говорить о том, что в ближайшее время все государственные торги будут осуществляться только посредством электронных закупок.

>Как провести открытый запрос котировок в электронном виде для закупки по 223-ФЗ

Подготовка к проведению открытого электронного запроса котировок по 223-ФЗ

Электронный запрос котировок является одним из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который проводится в электронной форме (ч. 3, 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Электронный запрос котировок позволяет выявить участника, соответствующего установленным требованиям и предложившего наименьшую стоимость договора (ч. 20 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). При выборе данного способа закупки заказчику должны быть известны все требования к качеству и характеристикам товара (работы, услуги).

Конкретные случаи, когда можно проводить электронный запрос котировок, устанавливаются в положении о закупке заказчика. Если положением не предусмотрена возможность провести электронный запрос котировок для определенной категории товаров, то его проведение могут обжаловать (ч. 2 ст. 2, ч. 9, п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Заказчику необходимо учесть наличие утвержденного перечня товаров (работ, услуг), закупка которых осуществляется только в электронной форме (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 N 616).

При проведении электронного запроса котировок не требуется разрабатывать документацию (ч. 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Из-за этого в извещении и проекте контракта при необходимости указываются дополнительные сведения, которые при других процедурах отражаются в документации.

Главным отличием электронного запроса котировок от электронного аукциона является сокращенный срок подачи заявок.

Приобретение товара (работ, услуг) путем проведения запроса котировок нужно включить в план закупки, за исключением случаев, предусмотренных законом. Недопустимо проводить закупку, которая не включена в план закупки, размещенный в ЕИС, и заключать договор по ее результатам.

По общему правилу при внесении изменений в указанный план провести электронный запрос котировок можно не ранее дня их размещения в ЕИС. Неразмещение в ЕИС изменений в плане закупки могут обжаловать (ч. 5.1, 9, п. 3 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Порядок проведения открытого электронного запроса котировок по 223-ФЗ

При проведении электронного запроса котировок обычно необходимо:

  • составить документы, указанные в положении о закупке, в том числе (ч. 10, 21 ст. 3.2, ч. 5, 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ):

— извещение о проведении электронного запроса котировок, включающее форму заявки;

— проект договора.

Эти документы размещаются в ЕИС не менее чем за пять рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок. В них включается информация, предусмотренная Законом N 223-ФЗ и положением;

  • составить необходимые протоколы и выявить победителя (ч. 13, 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

По итогам проведения электронного запроса котировок необходимо заключить договор (ч. 15 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Необходимо учесть наличие запрета проводить переговоры с оператором электронной площадки, если они создают кому-либо преимущественные условия участия или приводят к разглашению конфиденциальной информации (ч. 9 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ).

Заказчики, которые на основании ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ привели положение о закупке в соответствие с требованиями Закона N 223-ФЗ, должны проводить конкурентные закупки с участием СМСП, в том числе электронный запрос котировок, только на электронных площадках из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р. На этих же площадках осуществляется взаимодействие участников и заказчика, предусмотренное ст. ст. 3.2 — 3.4 Закона N 223-ФЗ (п. 5 Информационного письма Минфина России от 02.10.2018 N 24-06-08/70718).

Как составить извещение о проведении открытого электронного запроса котировок по 223-ФЗ

Извещение должно содержать (ч. 10 ст. 3.2, ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ):

Сведения о заказчике, в том числе:

— наименование;

— место нахождения и почтовый адрес;

— адрес электронной почты и номер контактного телефона.

Сведения о предмете договора и его условиях, в том числе:

— количество поставляемого товара (объем выполняемой работы, оказываемой услуги);

— краткое описание предмета закупки.

Например, необходимо перечислить характеристики товара (функциональные, технические, качественные). Указание на товарные знаки допустимо, только если сопровождается словами «или эквивалент», за исключением предусмотренных случаев (ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

— место поставки товара (выполнения работы, оказания услуги);

— сведения о начальной (максимальной) цене договора.

Сведения о закупке, в том числе:

— способ закупки;

— адрес электронной площадки в сети Интернет;

— дата начала, дата и время окончания подачи заявок;

— порядок подачи заявок;

— порядок подведения итогов электронного запроса котировок и каждого этапа.

Форму заявки на участие в запросе котировок. При ее составлении необходимо исходить из требований положения и потребностей заказчика. Целесообразно предусмотреть указание участником в том числе следующей информации:

— данных об участнике закупки;

— согласия участника исполнить условия договора;

— сведений о товаре (работе, услуге);

— предложения о цене договора;

— подтверждения соответствия участника требованиям, предъявляемым к нему положением и извещением.

В извещении также желательно определить:

  • этапы проведения запроса котировок, если они предусмотрены положением (ч. 24 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Например, можно включить этап проведения квалификационного отбора участников либо иной этап, предусмотренный положением.

Для каждого этапа надо предусмотреть право рассматривать и отклонять заявки, указать основания для их отклонения. Предъявление к участникам непредусмотренных требований, а равно необоснованное отклонение заявок могут обжаловать в суде или антимонопольном органе (ч. 9, п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

  • требование об обеспечении заявки, если оно предусмотрено положением и начальная (максимальная) цена договора больше 5 млн руб. (ч. 25 — 27 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). При этом необходимо указать:

— точный размер обеспечения, который не должен превышать 5% от начальной (максимальной) цены договора;

— способы предоставления обеспечения (например, денежные средства или банковская гарантия) и требования к ним, в том числе условия банковской гарантии;

— порядок и срок его предоставления и возврата;

— случаи, когда участнику не возвращается обеспечение (уклонение или отказ участника от заключения договора, непредоставление (предоставление с нарушением) обеспечения исполнения договора);

  • требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных Законами N 223-ФЗ и N 44-ФЗ (ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
  • требование об обеспечении исполнения договора. При этом необходимо указать, в частности, размер такого обеспечения и порядок его предоставления;
  • сведения о порядке и сроках внесения изменений в извещение.

В течение трех дней с даты принятия решения о внесении изменений оно подлежит размещению в ЕИС. Срок для подачи заявок после внесения таких изменений должен составить не менее половины срока, предусмотренного в положении для электронного запроса котировок (ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);

  • сведения о порядке и сроках предоставления разъяснений положений извещения.

Запрос о даче разъяснений может направить любой участник в отведенный для этого срок. Дать разъяснения необходимо в течение трех рабочих дней с даты получения запроса. При этом разъяснение не может изменять предмет закупки либо существенные условия проекта договора и (или) содержать сведения о лице, направившем запрос (ч. 2, 3, 4 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

В извещении необходимо указать, что участником закупки может быть любое лицо (юридическое, физическое, в том числе индивидуальный предприниматель) либо несколько таких лиц, выступающих на стороне одного участника закупки. Данные лица должны соответствовать требованиям, установленным в положении (ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Требования к участникам должны быть измеряемыми и применимыми одинаково ко всем (п. 4 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Как составить проект договора для проведения открытого электронного запроса котировок по 223-ФЗ

Содержание проекта договора определяется, в частности, исходя из потребностей заказчика, требований положения, извещения, Закона N 223-ФЗ, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ.

В проекте договора необходимо указать условия исполнения договора, содержащиеся в извещении. Кроме того, целесообразно предусмотреть:

  • ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;
  • порядок и сроки приемки товара, работы (ее результатов) или услуги;
  • порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
  • форму, сроки и порядок оплаты по договору.

Порядок отмены открытого электронного запроса котировок по 223-ФЗ

Возможность, а при необходимости случаи, отмены электронного запроса котировок устанавливаются в положении о закупке. Заказчик вправе принять решение об отмене электронного запроса котировок до момента окончания срока подачи заявок, а при наступлении обстоятельств непреодолимой силы — в любое время. Решение об отмене электронного запроса котировок размещается в ЕИС в день его принятия (ч. 5, 6 и 7 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Выявление участников открытого электронного запроса котировок и определение победителя по 223-ФЗ

При выявлении участников электронного запроса котировок и определении победителя на каждом этапе составляются протоколы. Если этапы закупки не предусмотрены, оформляется только итоговый протокол.

В протоколы обязательно включается информация, указанная в Законе N 223-ФЗ, и другая информация, предусмотренная положением (ч. 13 и 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Например, во всех протоколах должна быть указана дата их подписания, так как они подлежат опубликованию не позднее чем через три дня с этой даты (ч. 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

По общему правилу победителем является лицо, предложившее наименьшую цену договора, при условии, что его заявка соответствует установленным требованиям (ч. 20 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Как оформить протокол в ходе проведения этапа открытого электронного запроса котировок по 223-ФЗ

Протокол, составляемый в ходе проведения этапа электронного запроса котировок, оформляется, если при проведении данной закупки предусмотрены этапы.

В него включаются сведения о количестве заявок, поданных на участие в закупке, с указанием даты и времени их регистрации (ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Если положением и документацией для данного этапа предусмотрено право рассматривать и отклонять заявки участников, то в протокол включается информация о количестве отклоненных заявок и причинах их отклонения. При этом указываются положения извещения, которым не соответствует каждая заявка.

Как оформить протокол подведения итогов открытого электронного запроса котировок по 223-ФЗ

После проведения закупки оформляется протокол подведения итогов закупки. В него включаются следующие сведения (ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ):

  • количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
  • порядковые номера заявок, ранжированные по мере уменьшения степени их выгодности. Первый номер присваивается заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора (победитель). При наличии одинаковых ценовых предложений первый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других. Сопоставление ценовых предложений осуществляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки (п. 2 ч. 10 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ).

Если на этапе подведения итогов предусмотрено право рассматривать и отклонять заявки, то в протокол необходимо внести сведения:

  • о результатах рассмотрения заявок с указанием количества отклоненных заявок;
  • основаниях отклонения каждой заявки с указанием положений извещения, которым она не соответствует.

Как оформить протокол признания открытого электронного запроса котировок по 223-ФЗ несостоявшимся

Электронный запрос котировок может быть признан несостоявшимся, например, если заявки на участие в нем не подавались или все поданные заявки отклонены.

Все основания признания электронного запроса котировок несостоявшимся должны содержаться в положении о закупке.

Решение о признании электронного запроса котировок несостоявшимся может быть принято на любом этапе. В этом случае в протоколе необходимо указать причины признания запроса котировок несостоявшимся (п. 5 ч. 13, п. 7 ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Как оформить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в открытом электронном запросе котировок по 223-ФЗ

Если на участие в электронном запросе котировок подана только одна заявка, целесообразно составить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном запросе котировок. В нем необходимо отразить сведения, предусмотренные ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, в том числе результаты рассмотрения единственной заявки.

В данной ситуации электронный запрос котировок может быть признан несостоявшимся, если это предусмотрено положением.

Когда единственная заявка соответствует установленным требованиям, с участником можно заключить договор, если иное не предусмотрено положением.

Порядок и срок заключения договора по результатам открытого электронного запроса котировок по 223-ФЗ

Договор составляется заказчиком путем включения в проект договора сведений о победителе и его ценовом предложении.

Договор должен быть заключен не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. Превышение этого срока возможно, если (ч. 15 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ):

  • необходимо получить одобрение органа управления заказчика;
  • антимонопольный орган рассматривает жалобу.

Тогда договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты получения одобрения или принятия решения антимонопольным органом.

Разместить в ЕИС сведения о заключении договора необходимо в течение трех рабочих дней со дня его заключения (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ).

Сведения об изменении количества, объема и (или) цены закупаемых товаров (работ, услуг), а равно сроков исполнения договора размещаются в ЕИС в течение 10 дней с момента изменения таких условий (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Положением может быть предусмотрено право заказчика заключить договоры с несколькими участниками электронного запроса котировок (ч. 28 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).