Законы субъектов РФ

Федеральные законы

Среди источников российского права на первом месте после Конституции РФ стоит закон – нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. В нем всегда содержатся юридические нормы – общие правила поведения, рассчитанные на неопределенное количество случаев применения.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы могут приниматься только высшими представительными (законодательными) органами РФ либо всенародным голосованием – референдумом. Для непосредственного регулирования природоресурсных, природоохранных отношений приняты десятки федеральных законов, а сотни других федеральных законов касаются этих отношений в контексте с решением иных проблем.

Среди федеральных законов, относящихся к правовым основам природопользования и охраны окружающей среды, можно отмстить Земельный, Водный, Лесной кодексы, законы РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю», от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», от 14.05.1993 № 4973-1 «О зерне», федеральные законы от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель», от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

К правовым основам природопользования и охраны окружающей среды относятся и другие федеральные законы, входящие в иные отрасли законодательства, но предусматривающие природоресурсные и природоохранные нормы – правила.

Например, природоохранные требования содержатся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, Федеративном договоре от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации», Федеральных законах от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Группу федеральных законов, также содержащих природоресурсные, природоохранные нормы, представляют Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы РФ, КоАП РФ, УК РФ.

В частности, в КоАП и УК РФ содержатся составы правонарушений (преступлений) в области природоресурсных и природоохранных отношений, за которые устанавливаются и применяются соответственно административная или уголовная ответственность – в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.

Региональное и местное законодательство

К законам, регулирующим природоресурсные, природоохранные отношения, относится законодательство субъектов РФ. Количество региональных законов по проблемам природопользования и охраны окружающей среды увеличивается, восполняя пробелы и устраняя некоторые противоречия федерального законодательства по вопросам, относящимся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ либо к ведению субъектов Федерации.

Особенно большое количество региональных законов принимается в связи с необходимостью регулирования и учета особенностей земельных, водных, лесных, фаунистических отношений.

Многочисленны региональные и местные законы о разработке общераспространенных полезных ископаемых (глины, песка, торфа, гравия), об использовании подземного пространства в городах, об охоте и охотничьем хозяйстве, об организации аграрного производства, где активно задействуются земля и другие природные ресурсы и объекты, находящиеся на территории субъекта РФ.

Субъекты Федерации активно используют свои законодательные полномочия в области природопользования и охраны окружающей среды в соответствии со ст. 73 и 76 Конституции РФ.

Во-первых, это опережающее правотворчество по вопросам совместного ведения, не урегулированным в федеральном законодательстве.

В ряде субъектов Федерации разработаны и приняты нормативные правовые акты на темы, по которым только ведется законопроектная работа в Государственной Думе РФ: об экологическом страховании, о государственной политике в области экологического воспитания и образования, об экологическом аудите, экологическом предпринимательстве, о зеленом фонде городов.

В ряде субъектов РФ разрабатывались, принимались и действовали акты об обеспечении в городах и иных населенных пунктах владельцами автотранспорта требований к выхлопным газам автомобилей.

Во-вторых, правотворчество субъектов Федерации, направленное на принятие законов и иных нормативных правовых актов, связанных с исполнением федеральных законов.

В субъектах РФ на основании типового положения и в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» разработаны и приняты региональные правила охоты, а в соответствии с ВК РФ – правила пользования маломерными судами и их учета. В них фиксируются природоохранные требования как общего характера, так и с учетом местной специфики.

Активно принимаются акты субъектов РФ по организации и обустройству парков, заказников, памятников природы регионального и местного значения в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», предусматривающие возможности и порядок их создания и функционирования на федеральном, региональном и местном уровнях за счет соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.

В-третьих, природоохранные акты субъектов Федерации составляют акты, принимаемые в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ. Обширное поле деятельности представляют конкретизация и размежевание природоресурсной и природоохранной компетенции региональных и муниципальных органов, создание и функционирование органов природных ресурсов, организация экологической экспертизы, контроля поднадзорных объектов, заключение соглашений.

В последние десятилетия законы стали приниматься представительными органами местного самоуправления в некоторых крупных городах по вопросам городского планирования, застройки, благоустройства и озеленения, городских лесов и скверов, охраны и поддержания численности животных, защиты зеленых насаждений, контролирования выбросов от автомобильных двигателей.

Большего распространения заслуживает практика принятия региональных, местных законов и подзаконных актов, направленных на неукоснительное и обязательное исполнение законодательных предписаний. Не все возникающие в обществе конфликты можно и нужно решать с помощью правовых предписаний, многие эксцессы в области природопользования и охраны окружающей среды следует пытаться предупреждать и ограничивать посредством моральных норм, правил обычая.

Надо учитывать требования добросовестности, разумности, справедливости, исторические, местные традиции, иначе в нынешних условиях можно поощрить коррупцию, скатиться к полицейскому государству, пытающемуся излишне регулировать детали, которые можно оставить для регулирования на более низком этаже социальной системы либо на усмотрение законопослушного правоприменителя.

Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды представляют собой уникальную и своеобразную многоуровневую модель сочетания различных по своему характеру и генезису требований. Этому состоянию есть несколько причин.

Многие природные явления и связанные с ними общественные отношения не ограничены государственными, административными границами и носят не только и не столько региональный, сколько общенациональный и даже нередко глобальный характер. К ним относятся торговля объектами животного мира и изделиями из них, мониторинг климата и миграции животного мира, борьба с опустыниванием, заболачиванием, парниковым эффектом, вызванным им потеплением и озоновыми дырами, трансграничными загрязнениями водного и воздушного бассейнов, экологическими катастрофами и бедствиями.

Природный фактор жизнедеятельности человека носит конкретный региональный, бассейновый, местный характер, привязан к соответствующей территории проживания и трудовой деятельности граждан, что обусловливает необходимость и возможность регулирования соответствующих отношений на местном уровне и с учетом местной специфики.

Совокупность федеральных, региональных, местных (муниципальных) законов, принятых в соответствии с Конституцией РФ в установленном законами порядке, представляет определенную иерархию – пирамиду нормативных правовых актов и составляет правовую основу природопользования и охраны окружающей среды.

Законы субъектов РФ примеры

Решения Краснодарского краевого суда
С помощью нашего сайта легко и без проблем можно найти различные решения Краснодарского краевого суда. Справочная сайта имеет широкий доступ, что позволяет найти судебные решения…

Законы Омской области
На нашем сайте вы всегда сможете найти информацию о законах Омской области. Мы располагаем обширными сведениями о законах любого субъекта РФ. Нормативный документ или иную…

Указы губернатора Красноярского края
Иногда вам требуется срочно найти какие-нибудь законы или нормативные документы, например указы губернатора Красноярского края. Мы предоставляем обширную информацию, касающуюся…

Законы Саратовской области
Все законы Саратовской области собраны именно на нашем ресурсе. Мы предлагаем вашему вниманию обширную, полноценную и свежую информацию по законам РФ. Система поиска по сайту,…

Приказы министерства здравоохранения республики Башкортостан
Пользуясь нашим сайтом, можно найти необходимый вам закон республики Башкортостан. Наш ресурс имеет довольно обширную информационную базу, касающуюся законов не только Башкирии,…

Законы Вологодской области
Благодаря нашей поисковой системе, стало возможным мгновенно отыскать любой интересующий законодательный акт Вологодской области. Также имеются нормативно-правовые акты любого…

Законы Приморского края
Наш ресурс поможет вам в поисках нужного закона Приморского края. Также, на нашем портале вы сможете найти всю нужную информацию по законам других субъектов РФ. Чтобы найти…

Постановления правительства Новосибирской области
Используя наш ресурс, вы найдете необходимые вам постановления правительства Новосибирской области. Здесь же, представлено много информации по законам и других субъектов РФ. На…

Приказы РЭК Омской области
Прежде чем начать изучение приказов РЭК Омской области, их нужно найти. Как раз с целью облегчения поиска и популяризации этих и других документов, касающихся Омской области, и…

Решения Челябинской городской думы
Наш ресурс создан, чтобы помочь Вам найти нужные законопроекты, решения городской думы г. Челябинска и не только. Информационно-справочная база сайта содержит большое количество…

>Субъекты Российской Федерации

Правовой статус субъектов Российской Федерации и их виды

Российская Федерация является федеративным государством, которое было создано с учетом воли её многонационального народа. Её правовой статус определен Конституцией РФ.

Состав субъектов, входящих в Российскую Федерацию, закреплен в Конституции РФ.

Замечание 1

В Российскую Федерацию включены:

  • Государства, входящие в Российскую Федерацию;
  • Государственные образования — автономная область и автономные округа;
  • Территориальные образования – края, области, города федерального значения.

На основании положений Конституции РФ и федеральных законов субъектам РФ разрешено принятий конституций и уставов, законов и иных нормативных актов.

На основе принципа верховенства Конституции установленные ею предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения субъектов РФ не могут быть переданы, исключены или перераспределены на основании конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ.

Замечание 2

Субъекты РФ обладают правом самостоятельно устанавливать свое наименование, а если это наименование изменяется, оно должно быть включено в ст. 65 Конституции РФ. В Конституции РФ приведено точное и исчерпывающее наименование всех субъектов Федерации и это говорит о том, что каждый субъект добровольно входит в состав Российской Федерации и на него распространяются все нормы Конституции РФ.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Равноправие субъектов РФ проявляется в том, что они имеют равное представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, состоящего из высших должностных лиц всех субъектов РФ.

Равноправие субъектов РФ заключается также и в том, что для них определены предметы общего ведения. Субъекты РФ не вмешиваются в компетенцию федеральных органов государственной власти, созданных с участием многонационального российского народа и всех субъектов РФ. Органы государственной власти РФ и субъекты РФ в вопросах совместного ведения осуществляют правовое регулирование и управление. При этом стоит сказать, что пока субъекты РФ не приняли законы, им разрешается осуществлять собственное правовое регулирование. После того, как соответствующий федеральный закон будет принят, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны быть приведены в полное соответствие с действующим федеральным законом в течение 2 месяцев. По вопросам, которые не входят в пределы ведения РФ и не являются предметом совместного ведения, субъекты РФ вправе самостоятельно осуществлять государственную власть.

Субъекты Федерации характеризуются собственной правовой системой, состоящей из конституций, уставов, законов и подзаконных актов. Правовая система субъектов РФ представлена собственным конституционным правом, которое является единым с конституционным правом РФ и составляет его федеративный аспект. Субъекты РФ самостоятельно принимают свои правовые акты, но главным требованием является их полное соответствие Конституции РФ и федеральным законам.

Конституции республик и уставы субъектов РФ по своей юридической силе равнозначны. Различия состоят лишь только в терминах, касающихся государств и государственных образований.

Субъекты РФ обладают своей территорией, являющейся частью территории РФ. Границы между этими территориями могут меняться только при согласии обеих сторон.

Экономической базой субъектов является имущество, находящееся в собственности субъекта РФ, а также бюджетные средства субъекта РФ и имущественные права.

Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти, но при этом они должны соблюдать определенные конституционные требования.

Субъекты РФ имеют право на осуществление международных и экономических связей. Но их международной правосубъектности присущ ограниченный характер. Они не имеют права ставить вопрос о дипломатическом признании и организовывать зарубежные представительства на уровне посольств. Российская Федерация осуществляет координацию всех международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ дает им большие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. Законодательные органы субъектов РФ принимают огромное количество законов в области социальной политики, защиты прав и свобод граждан, в области государственного строительства, развития экономики, предпринимательства и культуры.

Видовой состав субъектов РФ определен и представлен Конституцией РФ. В Российскую Федерацию включены образования строго установленной формы:

  • республика;
  • край, область, город федерального значения;
  • автономная область, автономный округ.

Все виды субъектов РФ интегрированы в более общие группы и составляют три типа субъектов (рис. 1):


Рисунок 1. Виды субъектов РФ

Состав субъектов Российской Федерации

По форме государственного устройства государства могут быть унитарными и федеративными.

Федеративное государство является союзным государством, которое включает несколько государственных образований (субъектов федерации), имеющих определенную политическую самостоятельность.

Замечание 3

Исторически так сложилось, что наше государство подобно союзному государству, имеющему в своем составе самостоятельные территориально-политические образования. Основными факторами, повлиявшими на этот процесс, стали значительная часть территории, изобилие национальностей и различный уровень развития регионов. Для государственного устройства Российской Федерации характерны федеративные связи между ее субъектами, которые возникают на основе Федеративного договора и Конституции РФ одновременно. Поэтому Российская Федерация считается конституционно-договорной федерацией.

Российская Федерация включает в себя следующие виды субъектов:

  • республики;
  • автономную область;
  • автономные округа, края и области;
  • города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Как уже говорилось выше, субъекты РФ составляют три группы.

  1. Республики характеризуются своей конституцией, высшими органами государственной власти и названием. В Конституции РФ они называются государствами и имеют большой объем полномочий в своей деятельности.
  2. Автономные образования – автономная область и автономные округа — являются национально-территориальными образованиями, имеют право самостоятельно разрабатывать проект федерального закона о своем правовом статусе и выносить предложение Федеральному Собранию. Также они имеют свое наименование согласно названию нескольких национальностей или этнических групп, исконно проживающих на их территории.
  3. Края, области и города федерального значения – это административно-территориальные образования. Их территория не обосабливается по национальному принципу.

Основные принципы формирования Федерации:

  • национально-территориальный принцип устройства Федерации;
  • свободное региональное развитие субъектов РФ;
  • все народы равноправны и имеют право на самоопределение;
  • все тождественные субъекты существуют в соответствии с принципом равноправия;
  • жизнь всех народов основана на взаимопомощи и всестороннем сотрудничестве.

Все эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Определение 1

Итак, Российская Федерация – это федеративное государство, нормы конституционно-правового института которого устанавливают форму государственного устройства, определяют виды субъектов РФ, распределяют компетенцию между субъектами и Федерацией, и строят отношения между субъектами РФ.

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Региональное законодательство представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих различные группы региональных общественных отношений — государственное устройство, местное самоуправление, социально — культурные аспекты деятельности общества, ряда экономических, финансовых и кредитных вопросов, общественно-политические институты на региональном уровне.

Информационные материалы по региональному законодательству содержат нормативные акты, принятые региональными представителями федеральных органов государственной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наиболее авторитетными общественными организациями регионов.

К региональным субъектам Российской Федерации относятся, Конституции и Уставы Субъектов РФ (Конституция Республики Адыгея, Конституция Республики Алтай, Конституция Республики Башкортостан, Конституция Республики Бурятия, Конституция Республики Дагестан, Конституция Республики Ингушетия, Конституция Кабардино-Балкарской Республики, Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия, Конституция Карачаево-Черкесской Республики, Конституция Республики Карелия, Конституция Республики Коми, Конституция Республики Марий Эл, Конституция Республики Мордовия, Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия)Конституция Республики Северная Осетия-Алания, Конституция Республики Татарстан, Конституция Республики Тыва, Конституция Удмуртской Республики, Конституция Республики Хакасия, Конституция Чеченской Республики, Конституция Чувашской Республики, Устав (Основной Закон) Алтайского края, Устав Забайкальского края, Устав Камчатского края, Устав Краснодарского края, Устав Красноярского края, Устав Пермского края, Устав Приморского края, Устав (Основной закон) Ставропольского края, Устав Хабаровского края, Устав (Основной Закон) Амурской области, Устав Архангельской области, Устав Астраханской области, Устав Белгородской области, Устав Брянской области, Устав (Основной закон) Владимирской области, Устав (Основной закон) Волгоградской области, Устав Вологодской области, Устав Воронежской области, Устав Ивановской области, Устав Иркутской области, Устав (Основной Закон)Калининградской области, Устав Калужской области, Устав (Основной Закон) Кемеровской области, Устав (Основной закон) Кировской области, Устав Костромской области, Устав Курганской области, Устав Курской области, Устав Ленинградской области, Устав Липецкой области, Устав (Основной Закон) Магаданской области, Устав Московской области, Устав Мурманской области, Устав Нижегородской области, Устав Новгородской области, Устав Новосибирской области, Устав (Основной Закон) Омской области, Устав (Основной Закон) Оренбургской области, Устав (Основной Закон) Орловской области, Устав Пензенской области, Устав Псковской области, Устав Ростовской области, Устав (Основной Закон) Рязанской области, Устав Самарской области, Устав (Основной Закон) Саратовской области, Устав Сахалинской области, Устав Свердловской области, Устав Смоленской области, Устав (Основной Закон) Тамбовской области, Устав Тверской области, Устав (Основной Закон) Томской области, Устав (Основной Закон) Тульской области, Устав Тюменской области, Устав Ульяновской области, Устав (Основной Закон) Челябинской области, Устав Ярославской области, Устав города Москвы, Устав Санкт-Петербурга, Устав Еврейской автономной области, Устав Ненецкого автономного округа, Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Устав Чукотского автономного округа, Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа) и специальное законодательство субъектов (Федеральные Законы субъекта РФ, Постановления Правительства Субъекта РФ, Указы субъекта РФ, Акты субъектов РФ).

Термин «региональное законодательство» является синонимом термина «законодательство субъектов Российской Федерации». Последний термин является более точным. Тем не менее, использование термина «региональное законодательство» оправдано. Субъекты Российской Федерации часто называются регионами даже в официальных документах. Конечно, термин «регион» не имеет эксклюзивной привязки к субъекту Российской Федерации.

Регионом можно назвать и территорию Российской Федерации, включающую несколько субъектов Российской Федерации, а в глобальном плане также и часть территории земного шара, включающую несколько государств.

Закрепление и все большее распространение термина «региональное законодательство» вполне объяснимо. Практика востребовала краткое прилагательное применительно к субъекту Российской Федерации, такое же краткое и удобное, как термин «федеральный» (применительно к Российской Федерации) и «муниципальный» (применительно к муниципальному образованию).

Применительно к отдельным видам субъектов Российской Федерации региональное законодательство может обозначаться как полными точными терминами, так и краткими, например: «законодательство республики» — «республиканское законодательство», «законодательство края» — «краевое законодательство», «законодательство области» «областное законодательство», «законодательство города федерального значения» — «городское законодательство», <(законодательство автономной области» — «областное законодательство», «законодательство автономного округа» «окружное законодательство».

Самое важное (и трудное) в определении понятия регионального (а равно и федерального) законодательства — установить его состав. Бесспорно, что законодательство вообще и региональное законодательство в частности составляют нормативные правовые акты. Сложнее определить, какие виды нормативных правовых актов входят в состав законодательства: только законы или помимо них также и другие виды нормативных правовых актов. Ответ на этот вопрос важен с практической точки зрения, поскольку термин «законодательство» широко используется в нормативных правовых актах, и для правильного применения правовых норм необходимо знать, какие нормативные правовые акты скрываются под этим термином.

Литературные и официальные нормативно-правовые источники дают разнообразный спектр трактовок состава законодательства: от предельно узких (законодательство включает только законы) до предельно широких (законодательство включает все виды нормативных правовых актов). В тезисном плане правильный подход к решению этой проблемы сводится, думается, к следующему. Наиболее обоснованным с научной точки зрения было бы понимание законодательства как совокупности всех нормативных правовых актов, а не только законов. В пользу такого решения можно привести, по меньшей мере, следующие доводы.

Во-первых, правотворческая и правоприменительная практика не может обойтись без краткого (из одного слова) термина, обозначающего всю совокупность нормативных правовых актов. И эта многолетняя практика не нашла и, видимо, уже не найдет иного термина, кроме как «законодательство». Практика, которая, как известно, является критерием истины, сама ориентирована на использование термина «законодательство» в широком смысле, т.е. как совокупности нормативных правовых актов.

Во-вторых, термин «законодательство» используется в широком смысле в большинстве нормативных правовых актов и прежде всего в Конституции Российской Федерации .

В-третьих, от широкого понимания законодательства авторитет и значение собственно законов ничуть не уменьшаются (как иногда утверждается в литературе). Юридическая сила закона обеспечивается не терминологией, а четкими, ясными законодательными положениями. Любой нормативный правовой акт и законодательный, и подзаконный — должен быть авторитетным и должен исполняться.

В-четвертых, известная условность термина «законодательство. Сам термин «закон» имеет как узкое значение (нормативный правовой акт, принятый органом законодательной власти), так и широкое (нормативный правовой акт вообще). Термин «законодательство» сформировался задолго до того, как в России термин «закон» получил узкоспециальное значение.Очень важно, чтобы и наука, и законодатель (сначала наука, а вслед за ней законодатель) скорее выработала, и закрепили единое решение проблемы. В тех случаях, когда состав законодательства в целом или какой-либо его части не установлен, при толковании использованного в правовом акте термина «законодательство» следует исходить из смысла и контекста правового акта и состава законодательства соответствующей отрасли права (например, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации гражданское законодательство включает только федеральные законы). Заслуживает положительной оценки законодательная практика тех субъектов Российской Федерации, где состав законодательства определен нормативно. Так, Уставом Свердловской области (статья 61) прямо предусмотрено, что «Законодательство Свердловской области составляют:

  • — Устав Свердловской области;
  • — законы Свердловской области (областные законы), принимаемые Законодательным Собранием или областным референдумом;
  • — указы Губернатора Свердловской области;
  • — постановления Правительства Свердловской области».

В настоящей книге термин «законодательство» будет употребляться в широком смысле, т.е. как совокупность всех нормативных правовых актов, если иное не будет специально оговорено, или вытекать из контекста.

Законодательство субъекта Российской Федерации составляют не любые нормативные правовые акты регионального уровня, а только нормативные правовые акты данного субъекта общего действия (значения). Понятие нормативного правового акта общего действия (значения), несмотря на его кажущуюся очевидность, требует пояснений, которые лучше сделать, отталкиваясь от понятия правового акта, определение которого, думается, может быть следующим.

Правовой акт — это акт, выражающий волю субъекта (субъектов) права, имеющий юридическое значение, в частности направленный на регулирование правовых отношений (поведения) и обеспечиваемый возможностью государственного принуждения (в том числе судебной защиты).

Правовой акт может быть выражен в документе или совершен устно. При этом одни виды правовых актов могут совершаться только в документальной форме (например, законы), а другие как в документальной, так и в устной (некоторые виды сделок, указания и распоряжения должностных лиц). Содержание правового акта образуют нормативные или ненормативные (по другой не вполне точной терминологии — индивидуальные) положения, которые представляют собой соответственно нормативные или ненормативные волевые модели регулируемых правовым актом отношений (поведения). По наличию или отсутствию признака нормативности правовые акты подразделяются на нормативные и ненормативные (индивидуальные) правовые акты.

Нормативный правовой акт — это правовой акт, рассчитанный на неоднократную реализацию (т.е. содержащий нормативные положения или предусматривающий утверждение, введение в действие, толкование, приостановление и прекращение действия иного нормативного акта). Правовой акт, содержащий как нормативные, так и ненормативные положения, следует считать нормативным правовым актом.

Ненормативный правовой акт — это правовой акт, рассчитанный на однократную реализацию (т.е. содержащий только ненормативные положения).

Нормативные правовые акты, исходя из сферы их действия, можно подразделять на нормативные правовые акты общего действия (значения) и нормативные правовые акты внутриведомственного (внутриорганизационного) действия (значения).

Нормативный правовой акт общего действия (значения) это нормативный правовой акт, действующий на определенной территории (в частности на территории государства, субъекта федеративного государства, административно-территориальной единицы, муниципального образования) и обязательный для находящихся на этой территории органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан и иных лиц.

Нормативный правовой акт внутриведомственного (внутриорганизационного) действия (значения) — это нормативный правовой акт, действующий в пределах определенного ведомства (органа, организации) и обязательный для органов, подразделений, должностных лиц, работников этого ведомства (органа, организации).

Таким образом, входящие в состав регионального законодательства нормативные правовые акты действуют на всей территории субъекта Российской Федерации и обязательны для находящихся на этой территории органов местного самоуправления, организаций, граждан и иных лиц. Таким актам следует придавать статус нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (в отличие от внутриведомственных нормативных правовых актов, которые могут признаваться нормативными правовыми актами данного ведомства, а не субъекта Российской Федерации в целом).

В зависимости от состава субъектов права (сторон), совершающих правовой акт и являющихся участниками регулируемых им правоотношений, правовые акты подразделяются на односторонние (властные) правовые акты и двух- или многосторонние правовые акты. Конечные и являются правовыми договорами. Соответственно правовое регулирование подразделяется на односторонне-властное правовое регулирование и договорное правовое регулирование.

Односторонний (властный) правовой акт — это правовой акт, который совершен одним субъектом права или несколькими субъектами права, выступающими как одна сторона, выражает его (их) одностороннюю волю и направлен на регулирование правовых отношений других субъектов права (в отдельных случаях с участием субъекта права, совершившего правовой акт).Правовой договор — это правовой акт, который совершен (заключен) двумя или более субъектами права (сторонами), выражает их согласованную волю и регулирует правовые отношения сторон между собой или также с другими (третьими) субъектами права (лицами), наделенными правами по отношению к сторонам.

Договоры как правовые акты могут быть как нормативными, так и ненормативными. Характерным современным примером нормативного договора могут служить договоры о компетенции, заключаемые между федеральными и региональными органами власти, или договоры между субъектами Российской Федерации (межрегиональные договоры). Нормативные договоры, стало быть, тоже могут быть отнесены к числу нормативных правовых актов.

Региональное законодательство это совокупность законов и иных нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации.

Можно выделить следующие основные недостатки регионального законодательства.

  • 1. Недостаточная системность в формировании регионального законодательства. Уже принятые законы и планы (программы) законопроектных работ свидетельствуют об отсутствии у регионального законодателя четкого представления о том, какую систему законодательства он строит, из каких отраслей (разделов, блоков) эта система должна состоять, каков набор законов в каждой отдельной отрасли законодательства, наконец, какие законы должны приниматься в первую очередь, какие — во вторую, какие — в третью, а какие вообще могут не приниматься.
  • 2. Регулирование региональными законами вопросов, находящихся вне предметов ведения и полномочий субъектов Федерации. Часто это делается путем обширного и неоправданного дублирования федеральных законов. Принятие региональных законов, неоправданно дублирующих федеральное законодательство, приводит к загромождению и запутыванию законодательного массива, его неопределенности и противоречивости, а в конечном счете к снижению авторитета региональных законов, эффективности правового регулирования и уровня законности.

З. Противоречивость регионального законодательства. Создается впечатление, что региональный законодатель, принимая очередной закон, забывает, какие законы он принял ранее.

4. Недостаточный технико-юридический уровень регионального законодательства.

Проблема качества законов актуальна и на федеральном уровне. Федеральное Собрание Российской Федерации имеет возможность привлечь к разработке законопроектов творческий потенциал всей России. И тем не менее многие федеральные законы несовершенны. Для субъектов Российской Федерации проблема качества законов значительно актуальнее. Ведь им приходится творить законы практически на чистом месте, без должного опыта законотворческой деятельности и при остром дефиците квалифицированных специалистов, имеющих навыки законопроектных работ.

Таким образом, региональное законодательство — это совокупность юридических норм, регулирующие общественные отношения субъектов РФ, которые издают свои нормативно-правовые акты, действующие на территории субъекта РФ.