Закон о защитных зонах объектов культурного наследия

  • «готический стиль»
  • av4
  • av_otus
  • Аалто
  • Абхазия
  • Авраам Мельников
  • Адамович
  • Адыгея
  • Александр Кузнецов
  • Александров
  • Алушта
  • Алёшин
  • Аплаксин
  • Арзамас
  • Армавир
  • Армения
  • Архангельск
  • Архангельская область
  • Астрахань
  • Ахтырка
  • Баженов
  • Баку
  • Барнаул
  • Башкирия
  • Бекетов
  • Белая Церковь
  • Белгородская область
  • Белз
  • Белозерск
  • Белоруссия
  • Бенуа
  • Бланк
  • Бове
  • Богородицк
  • Бойцов
  • Болхов
  • Бондаренко
  • Боровичи
  • Боровск
  • Бренна
  • Брестская область
  • Брюллов
  • Брянская область
  • Бурятия
  • Бучач
  • Быковский
  • Валаам
  • Валдай
  • Валлен-Деламот
  • Валькот
  • Варшава
  • Васильев
  • Вашков
  • Великий Устюг
  • Верея
  • Вернер
  • Верхотурье
  • Вильнюс
  • Винница
  • Винницкая область
  • Витберг
  • Витебск
  • Витебская область
  • Владимир
  • Владимир-Волынский
  • Владимирская область
  • Волгоградская область
  • Вологда
  • Вологодская область
  • Волоколамск
  • Волынская область
  • Волынь
  • Воронеж
  • Воронежская область
  • Воронихин
  • Выборг
  • Вытегра
  • Вышний Волочек
  • Вязники
  • Гагры
  • Галич
  • Гатчина
  • Гельрих
  • Гельфрейх
  • Глухов
  • Гомель
  • Гомельская область
  • Городец
  • Городецкий
  • Гороховец
  • Григорьев
  • Гримм
  • Гродненская область
  • Гродно
  • Грузия
  • Гусь-Хрустальный
  • Дагестан
  • Дальнее зарубежье
  • Дмитров
  • Днепродзержинск
  • Днепропетровская область
  • Донецкая область
  • Душкин
  • Евпатория
  • Егорьевск
  • Еготов
  • Екатеринбург
  • Елабуга
  • Елец
  • Енисейск
  • Жилярди
  • Житомир
  • Житомирская область
  • Жолква
  • Жолтовский
  • Закарпатская область
  • Зарайск
  • Зарудный
  • Захаров
  • Звенигород
  • Зеленко
  • Зеленогорск
  • Иван Кузнецов
  • Ивангород
  • Ивано-Франковская область
  • Иванов-Шиц
  • Иваново
  • Ивановская область
  • Ижевск
  • Изборск
  • Изяслав
  • Иркутск
  • Иркутская область
  • Казаков
  • Казань
  • Калининград
  • Калининградская область
  • Калуга
  • Калужская область
  • Калязин
  • Каменец-Подольский
  • Камерон
  • Каминский
  • Каргополь
  • Каргополье
  • Карелия
  • Карпаты
  • Касимов
  • Каунас
  • Кашин
  • Кваренги
  • Кекушев
  • Кемеровская область
  • Керчь
  • Киев
  • Киевская область
  • Кимры
  • Кингисепп
  • Кинешма
  • Кириллов
  • Киров
  • Кировоградская область
  • Кировская область
  • Кисловодск
  • Кишинев
  • Клейн
  • Клин
  • Ковров
  • Козелец
  • Коломна
  • Коми
  • Конаково
  • Константин Мельников
  • Корец
  • Кострома
  • Костромская область
  • Косяков
  • Краснов
  • Краснодар
  • Краснодарский край
  • Красноярск
  • Красноярский край
  • Кременец
  • Кричинский
  • Кронштадт
  • Крым
  • Курганская область
  • Курск
  • Лангбард
  • Латвия
  • Легран
  • Ленинградская область
  • Леонидов
  • Леонтий Бенуа
  • Летичев
  • Лидваль
  • Ликино-Дулёво
  • Линдгрен
  • Липецк
  • Липецкая область
  • Литва
  • Луганская область
  • Луцк
  • Львов
  • Львовская область
  • Любань
  • Майкоп
  • Малютин
  • Марий-Эл
  • Мартиролог
  • Марфельд
  • Менелас
  • Месмахер
  • Минск
  • Минская область
  • Могилев
  • Могилевская область
  • Можайск
  • Молдавия
  • Монферран
  • Мордовия
  • Моршанск
  • Москва
  • Московская область
  • Мукачево
  • Мурманская область
  • Муром
  • Мценск
  • Мышкин
  • Находка
  • Невьянск
  • Нерехта
  • Несвиж
  • Нижегородская область
  • Нижний Новгород
  • Николаевская область
  • Николай Бенуа
  • Николай Львов
  • Никонов
  • Новгород
  • Новгородская область
  • Новомосковск
  • Новосибирск
  • Новости
  • Новочеркасск
  • Ногинск
  • ОИРУ
  • Одесса
  • Одесская область
  • Омск
  • Омская область
  • Орловская область
  • Орёл
  • Осташков
  • Острог
  • Острогожск
  • Очаков
  • Павловск
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Пензенская область
  • Переславль-Залесский
  • Перетяткович
  • Пермский край
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Плес
  • Подольск
  • Покровский
  • Полоцк
  • Полтава
  • Полтавская область
  • Польша
  • Померанцев
  • Порт-Артур
  • Порхов
  • Прилуки
  • Приморский край
  • Приозерск
  • Псков
  • Псковская область
  • Путивль
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Растрелли
  • Ржепишевский
  • Рига
  • Ринальди
  • Ровенская область
  • Рогатин
  • Ропет
  • Росси
  • Ростов Великий
  • Ростов-на-Дону
  • Ростовская область
  • Руднев
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязанская область
  • Рязань
  • Сааринен
  • Самара
  • Самарканд
  • Самарская область
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Саратовская область
  • Сатанов
  • Свердловская область
  • Свияжск
  • Севастополь
  • Север
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сидоров
  • Симбирск
  • Слободской
  • Смоленск
  • Смоленская область
  • Солигалич
  • Соликамск
  • Соловьев
  • Сольвычегодск
  • Сонк
  • Сортавала
  • Сочи
  • Средняя Азия
  • Старая Ладога
  • Старая Русса
  • Старица
  • Старов
  • Староконстантинов
  • Старый Оскол
  • Стасов
  • Стенбек
  • Стрельна
  • Суздаль
  • Султанов
  • Сумская область
  • Сумы
  • Суслов
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Сюзор
  • Таганрог
  • Талдом
  • Таллин
  • Тамбов
  • Тамбовская область
  • Тампере
  • Татарстан
  • Ташкент
  • Тбилиси
  • Тверская область
  • Тверь
  • Тернополь
  • Тернопольская область
  • Тихвин
  • Тобольск
  • Тома де Томон
  • Томск
  • Томская область
  • Тон
  • Торжок
  • Торопец
  • Тотьма
  • Трезини
  • Трубчевск
  • Тула
  • Тульская область
  • Тульчин
  • Турку
  • Тутаев
  • Тюменская область
  • Тюмень
  • Углич
  • Удмуртия
  • Ужгород
  • Узбекистан
  • Украина
  • Ульберг
  • Ульяновск
  • Ульяновская область
  • Умань
  • Усолье
  • Устюжна
  • Уфа
  • Фельтен
  • Феодосия
  • Финляндия
  • Фомин
  • Фон Гоген
  • Хабаровск
  • Харьков
  • Харьковская область
  • Хвалынск
  • Хельсинки
  • Херсон
  • Херсонская область
  • Хмельник
  • Хмельницкая область
  • Хотин
  • Царское Село
  • Чапаевск
  • Чебоксары
  • Чевакинский
  • Челябинская область
  • Чердынь
  • Череповец
  • Черкасская область
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Черниговская область
  • Черновицкая область
  • Черновцы
  • Чигирин
  • Чита
  • Читинская область
  • Чортков
  • Чугуев
  • Шауб
  • Шехтель
  • Шинкель
  • Шлиссельбург
  • Шретер
  • Штакеншнейдер
  • Шульман
  • Шухов
  • Шуя
  • Щуко
  • Щусев
  • Эрихсон
  • Эстония
  • Южная Осетия
  • Южно-Сахалинск
  • Юрьев-Польский
  • Ялта
  • Ярославль
  • Ярославская область
  • авангард
  • ампир
  • ар деко
  • архграфика
  • археология
  • архивные фотографии
  • архитекторы
  • архитектурные модели
  • барокко
  • башни
  • больницы
  • бумажная архитектура
  • вандализм
  • византийский стиль
  • визуализации
  • виллы
  • вокзалы
  • воссоздание
  • вотчинные храмы
  • города
  • готика
  • дачи
  • дворцы
  • деревянная архитектура
  • деревянные дома
  • деревянные храмы
  • деревянные часовни
  • деревянный модерн
  • дома
  • дома отдыха
  • доходные дома
  • древнерусская архитектура
  • замки
  • интерьеры
  • информация
  • исследования
  • кирхи
  • классицизм
  • конструктивизм
  • костелы
  • кремли
  • крепости
  • мавзолеи
  • маньеризм
  • мечети
  • модерн
  • монастыри
  • мосты
  • музеи
  • нарышкинский стиль
  • некролог
  • некрополи
  • необарокко
  • неоготика
  • неоклассицизм
  • неороманика
  • неорусский стиль
  • особняки
  • охрана памятников
  • павильоны
  • палаты
  • памятники
  • парки
  • погосты
  • под угрозой
  • пожары
  • проекты
  • промышленная архитектура
  • публикации
  • реконструкция
  • ренессанс
  • реставрация
  • рококо
  • романский стиль
  • романтизм
  • руины
  • русский стиль
  • северный модерн
  • синагоги
  • скульптуры
  • сносы
  • соборы
  • сталинская архитектура
  • станции
  • строгановский стиль
  • театры
  • телевидение
  • узорочье
  • украинское барокко
  • усадьбы
  • усыпальницы
  • утраты
  • храмы
  • часовни
  • эклектика
  • югендстиль

>
Все об археологическом надзоре

Все об археологическом надзоре

Строительство и реконструкция практически любого объекта неизменно связана с проведением земляных работ. Однако ковш экскаватора может поднять на поверхность не только песок и камни, но и следы нашего прошлого. Для того чтобы артефакты минувших эпох не остались незамеченными для нашей науки, существует археологический надзор, специалисты которого сопровождают работы в потенциально охранных зонах. Когда нужно заключать договор, сколько это стоит и что интересного было найдено во время строительства, выясняла «РСГ».

Действующее законодательство гласит, что заказчик земляных работ должен согласовать их проведение в Институте истории НАН Беларуси и получить в Управлении по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Республики Беларусь разрешение на их проведение.

— Археологические исследования делятся на две группы: предварительные работы и археологическое сопровождение, — рассказывает заведующая центром археологии и древней истории Беларуси Института истории НАН Беларуси д. ист. н., профессор Ольга ЛЕВКО. — Предварительные археологические работы проводятся в зоне планируемого строительства. Например, нам присылают документацию, что будет прокладываться газопровод или возводиться здание и просят дать заключение, есть ли на этом участке памятники археологии. У нас имеются сведения обо всех известных археологических объектах в стране. Но если по конкретному месту информации нет, то мы предлагаем оплатить предварительное обследование участка. Выезжают наши археологи и по договору с организацией-заказчиком проводят разведку. Если артефакты найдены, то следует заключить договор уже на археологическое сопровождение.

Зачастую многие объекты строительства возводятся в границах исторических центров городов. Закон охраняет не только сами памятники архитектуры, но и присутствующий там культурный слой. Он представляет собой слой земли, который откладывался веками под воздействием жизнедеятельности людей. В культурном слое можно найти различные предметы древних эпох — монеты, мелкие металлические изделия, остатки керамики и оружия и даже человеческие захоронения. Все это представляет интерес для науки и помогает получить более полное представление о том, как жили наши предки в прошлом. Следует заметить, что для археологов важны не столько сами находки, сколько их расположение и размещение в определенных слоях. Именно эта информация может рассказать нам об археологическом памятнике гораздо больше, поэтому она фиксируется на фотографиях и специальных схемах.

Сколько стоит

По словам Ольги Левко, при наличии в месте проведения работ культурного слоя и охранной зоны нужно обязательно заключать договор с Институтом истории НАН Беларуси на проведение археологических исследований. Это правило действует для любого объема строительных работ, даже если нужно прокопать, к примеру, всего лишь метровую траншею.

— У нас существуют специальные расценки на такие услуги, разработанные Министерством финансов Республики Беларусь. Согласно закону Институт истории НАН Беларуси в этой сфере является монополистом, никаких тендеров не проводится. Это установили, чтобы исключить спекуляции на цене этих работ, которая только приведет к бесконтрольному перекладыванию денег из одного кармана в другой без специальных исследований и ущербу науке. Что касается конкретных сумм, то они абсолютно разные и зависят от проделанного нашими специалистами объема работ. Они могут быть оценены и в 50 руб., и в 5000 тыс. руб. Но в среднем у нас большая часть договоров укладывается в сумму до 1500 руб., немного меньше — в сумму до 3 тыс. руб., и лишь минимальная часть превышает 30 000 руб. Но мы всегда стараемся рассчитывать стоимость в сторону уменьшения.

Ольга Николаевна подчеркивает, что после заключения договора строители обязаны за два-три дня письменно уведомить о начале земляных работ. В назначенный день на объект приходит археолог. Чаще всего он работает один и может одновременно вести три-четыре объекта. Его задача — осмотреть участок, зафиксировать на фото, собрать выкопанный археологический материал, составить описание и зарисовать те участки траншей и котлованов, которые представляют научный интерес. В охранной зоне могут присутствовать участки, где культурный слой вовсе отсутствует. Она впоследствии не включаются в стоимость работ.

— После выполнения каждого договора составляется внушительный отчет, — продолжает Ольга Левко. — В обязательном порядке к нему прилагается техническая справка с указанием того, что проектировалось на объекте и что сделано на самом деле. Ведь иной раз заказывают минимальный объем работ, чтобы заключить договоры на меньшую сумму. Но гораздо чаще бывает наоборот — археологи могут проделать работы гораздо меньше, чем предполагалось заранее, например, из-за отсутствия культурного слоя. Отчет завершает список выявленных предметов и резюмирующее заключение: что представлял собой участок и насколько он был интересен.

По словам эксперта, ежегодно Институт истории НАН Беларуси проводит около сотни таких работ. Это очевидно меньше, чем общий объем строительства в стране.

— Естественно, есть уклонисты. Кто-то по незнанию не ставит нас в известность, но есть и сознательные нарушители. Буквально несколько дней назад мне прислали акт осмотра места проведения земляных работ. Никого не предупреждая, в границах зоны охраны культурного слоя выполнены земляные работы. Сейчас они звонят: давайте решим вопрос. Вопрос, конечно, решим по закону: нарушитель заплатит штраф, и договор с нами также будет заключен. Однако страдает сам археологический объект. Он уже поврежден, вскрыт без должного надзора.

Что интересно, постоянно следят за охраной памятников археологии и выезжают на места всего 40 сотрудников Института истории НАН Беларуси. За каждым закреплена определенная территория нашей страны. Например, лично Ольга Левко курирует Витебскую область и ежегодно руководит выполнением около десяти договоров археологического сопровождения. Чаще всего, приезжая на место, специалисты Института руководят исследованиями, а посильную помощь оказывают работники местных музеев и отделов культуры. Часто местная общественность и сообщает о фактах самовольных земляных работ.

— Случаются нарушения и по недосмотру местных властей, которые ответственны за выдачу разрешительных документов, — отмечает эксперт. — У всех землеустроителей должны быть карты с нанесенными археологическими объектами. Если, например, в деревне ты выдаешь участок, зная, что там расположен памятник археологии, то очень сильно подставляешь человека. Вспоминается случай, когда ко мне обратился священник. Его прихожане во время строительства дома откопали человеческие останки. Оказалось, что в границах выданного участка размещается древнее кладбище. Люди уже потратили деньги и совершенно справедливо не хотят строить дом на могилах. Но ведь местные власти им выдали разрешение, зная об этом объекте.

Интересные находки

При строительстве можно найти немало интересного. Ольга Левко припомнила два случая из своей практики, когда именно благодаря строителям знания о нашем прошлом обогатились.

— В Витебске возводили новое здание КГБ по ул. Калинина. Вырыли котлован площадью 10000 кв. м и глубиной до 10 м. Хотя участок казался абсолютно ровный, я знала, что центральная часть Витебска раньше представляла собой возвышенности, разделенные рвами. Это подтверждали и данные геологического бурения 1950–80 гг. В котловане мы нашли остатки каменного храма XVIII века со сводами. Также были обнаружены несколько фундаментов построек, датированных XIX веком. На глубине 8 м от современной поверхности мы нашли деревянный сруб, в углу которого лежали замотанные в тряпицу три шашки, три сабли и одна шпага. Находки датировались периодом от 1840 до 1884 года. Оказалось, что раньше в этом месте был склон горы, в который встроен деревянный погребок-ледник, в его уголке было припрятано оружие. От постройка из бревен сохранилось три венца. Шпагу изготовила немецкая фирма Solinger, а остальное оружие — Златоустовский завод. Оказывается, царское правительство приглашало специалистов этой фирмы на завод, чтобы они научили местных мастеров инкрустации на парадном оружии. И несколько немецких семей сюда приехало. Из одной находки получился целый исторический сюжет. Оружие хорошо сохранилось и сегодня демонстрируется в Витебском областном краеведческом музее.

А буквально рядом был найден клад из шести значков (конца XIX — начала XX вв.) Там находились: царский земледельческий значок, преобразованный в советский; коннозаводческий значок, переделанный в знак Буденновской конной армии; значки продовольственных военных отрядов и военизированных автоотрядов. Интерес представлял первый в стране, разработанный еще Львом Троцким, значок красноармейца 1918 года. Их сохранилось очень мало, это большая редкость.

При работах возле банка мы обнаружили собрание предметов фарфорового сервиза начала XX века. Администрация банка даже просила отдать им эту находку, чтобы выставить у себя, однако она нашла свое место в музее.

Ответственность

В последнее время, отмечают в Институте истории НАН Беларуси, появилось много частных проектных фирм, выполняющих небольшие заказы. В целях экономии средств, выделенных заказчиком, они стараются обойти законодательство об охране памятников археологии и не учитывают их в проектах строительных и реставрационных работ. Более того, имеются случаи, когда такие фирмы недобросовестно относятся и к архитектурным объектам, готовя проект их реставрации. В большинстве своем проектные организации далеки от знания того, какой реальный ущерб памятнику археологии может нанести воплощение их проекта. Так, потревоженный даже на глубину до 0,5–1 м культурный слой теряет свое научное значение, поэтому следует закладывать в проект земляных и строительных работ лишь те виды работ с грунтом, которые минимально могут отразиться на сохранности культурного слоя.

— Ответственность за нарушение законодательства об охране историко-культурного наследия у нас в стране самая гуманная по сравнению даже с нашими ближайшими соседями. За грубейшие нарушения максимально можно получить до трех лет лишения свободы, на самое частое наказание — штраф, — резюмирует Ольга Левко. — Однако хотелось бы, чтобы все участники строительного процесса не боялись ответственности, а с пониманием относились к памятникам археологии. Ведь это странички нашей забытой истории, и долг каждого гражданина их сохранить.

Алексей КОНОПЛЁВ

А.А. Черненков (РосНИПИ Урбанистики, Санкт-Петербург)
В последнее время наблюдается активизация деятельности органов государственной власти субъектов РФ в области охраны памятников истории и культуры, выражающаяся, в частности, в подготовке проектов зон охраны объектов культурного наследия. В связи с этим важно осмыслить юридические аспекты соответствующих решений, так как терминология, структурирование документа, соотносимость с другими правовыми актами определяющим образом влияют на процесс подготовки и содержание указанных проектов.
Попытаемся проанализировать некоторые элементы правового режима зон охраны объектов культурного наследия, т. е. оценить, какое место этот государственный институт занимает в правовом поле, как позиционируется в «системе координат» современного законодательства1.
Постсоветская Россия переживает бум правотворческой деятельности. Причем можно говорить как непосредственно о законотворческом процессе, так и о научных исследованиях в этой области. «О праве говорят и пишут почти все, и оно вознесено на вершину нашей общественной жизни. Но в реальности право воспринимается и действует иначе — противоречиво и непоследовательно. Обилие правовых актов подчас создает иллюзию решения задач общества и государства и не отражает реальных периодов их развития» .
Последнее десятилетие характеризуется активным развитием отраслевого законодательства. Государство по-новому регулирует земельные, градостроительные, жилищные, водные, лесные и иные правовые отношения. Не обошла эта участь и объекты культурного наследия.
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» поддерживает тенденцию развития современного российского законодательства в скрупулезном регламентировании широкого круга вопросов — начиная с терминологии и заканчивая юридической ответственностью. Впрочем, объем необходимых доработок представляется существенным.
Использованы следующие нормативно-правовые акты:
— Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ;
— Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ;
— Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре недвижимости);
— Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон об объектах культурного наследия);
— Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации прав);
— постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Положение о зонах охраны).
Статья 34 Закона об объектах культурного наследия определяет, что в целях обеспечения сохранности указанных объектов в их исторической среде на сопряженной с ними территории устанавливаются: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Зоны охраны объектов культурного наследия являются зонами с особыми условиями использования территории (ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), следовательно, к ним применяются нормы соответствующего законодательства.
Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий отнесены: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.
Такое определение является экстенсионально-сематническим (таблично-списочным), т. е. представляет собой простое перечисление объектов, попадающих под обозначение . Следует признать подобный подход крайне неудачным, так как основным логическим видом дефиниций, используемых в праве, является определение через род и видовые отличия. Определяемый предмет должен быть рассмотрен в ряду родственных ему предметов, из которых он выделяется признаком либо признаками, представляющими его видовое отличие .
Хотя понятие зон с особыми условиями использования территории не содержит указаний на их родовые и видовые отличия, путем изучения правовых норм можно выявить юридические признаки рассматриваемых зон :
— устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Зоны охраны объектов культурного наследия устанавливаются на основании требований ст. 34 Закона об объектах культурного наследия и Положения о зонах охраны;
— имеют свои границы, прохождение которых определяется в соответствии с действующим законодательством и подлежит описанию и внесению в государственный кадастр недвижимости (ч. 2 ст. 1; ст. 10 Закона о кадастре недвижимости). Требования к установлению границ зон охраны определены Положением о зонах охраны;
— предназначены для охраны объекта, нуждающегося в охране, или охраны от объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и человека, т. е. имеют определенный охранный режим. Зоны охраны объектов культурного наследия устанавливаются в целях обеспечения их сохранности в соответствующей исторической среде (п. 1 ст. 34 Закона об объектах культурного наследия);
— накладывают правовые ограничения на использование объектов недвижимости. Проект зон охраны объекта культурного наследия определяет режим использования соответствующих земель и градостроительные регламенты соответствующей территории (п. 1 Положения о зонах охраны);
— как правило, не входят в границы объекта, требующего охраны, или объекта, от воздействия которого необходима охрана. Зоны охраны объектов культурного наследия устанавливаются на территории, сопряженной с ними, т. е. вокруг них (п. 2 Положения о зонах охраны).
Следует обратить внимание на то, что территория объекта культурного наследия не относится к зонам с особыми условиями использования территории. Во-первых, на это нет какого-либо (прямого или косвенного) указания ни в Градостроительном кодексе РФ, ни в Законе об объектах культурного наследия, ни в Положении о зонах охраны. Во-вторых, территория объекта культурного наследия имеет самостоятельный правовой режим, включающий определенные правомочия по использованию и ограничения в использовании.
Под территорией объекта культурного наследия следует понимать земельный участок, на котором он расположен.
Данное утверждение обусловлено следующими обстоятельствами.
Системное толкование норм Закона об объектах культурного наследия (в частности, ст. 3) позволяет сделать вывод о том, что территория объекта культурного наследия — это некое историческое явление. То есть земельный участок под объектом культурного наследия сформировался (сложился) в результате неких земельно-имущественных перипетий и пертурбаций прошлого и сегодня представляет собой актуальную территорию данного объекта.
«Территория объекта культурного наследия» сама по себе не является объектом недвижимого имущества. Так как любая территория прежде всего представляет собой некоторое земельное пространство, то в данном случае необходимо руководствоваться нормами Земельного кодекса РФ, ведь объектом земельных отношений всегда является какая-либо правовая категория, отражающая наиболее характерные юридически значимые признаки соответствующего объекта природы . Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ, объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и их части. Других объектов земельных отношений (объектов «земельной недвижимости») кодекс не предусмотрел2.
При этом «территория объекта культурного наследия» не является и зоной с особыми условиями использования территории.
Резюмируя сказанное, следует заключить, что:
— сведения о «территории объекта культурно наследия» не относятся к сведениям, вносимым в государственный кадастр недвижимости (ст. 7 Закона о кадастре недвижимости);
— на «территорию объекта культурного наследия» юридически невозможно наложить ограничения (на основании ст. 56 Земельного кодекса РФ) и зарегистрировать их в соответствии с Законом о регистрации прав;
— положения Закона об объектах культурного наследия, регламентирующие ограничения (обременения) использования территории объекта культурного наследия (ст. 35, 38, 46, 52 и др.), не имеют юридического механизма реализации, так как их применение опосредовано правовыми положениями Земельного кодекса РФ, Закона о регистрации прав и Закона о кадастре недвижимости.
Последнее утверждение основывается на признании того факта, что «одна юридическая норма сама по себе, без учета многих других норм, не будет играть самостоятельной роли, ее невозможно будет применить» . Эта мысль находит выражение в одном важном свойстве юридических норм — их взаимообусловленности. «Данное свойство предполагает, что одна норма может содержать такие положения, которые дадут возможность реализации положений другой нормы» .
Другими словами, «территория объекта культурного наследия», рассмотренная автономно (и включающая, например, несколько земельных участков), не является юридически значимой территориальной единицей, порождающей соответствующие права и обязанности.
Выход из сложившейся ситуации видится в понимании под «территорией объекта культурного наследия» земельного участка, на котором расположен объект культурного наследия:
— земельный участок является объектом недвижимого имущества;
— информация о земельном участке подлежит включению в государственный кадастр недвижимости;
— на земельный участок могут быть установлены ограничения (обременения) на основании ст. 56 Земельного кодекса РФ;
— данные ограничения (обременения) могут быть зарегистрированы в установленном порядке.
Следует также отметить, что согласно ч. 1 ст. 2 Закона о регистрации прав государственная регистрация является единственным доказательством существования ограничения (обременения) права на земельный участок.
Приведенное выше доказывает, что, устанавливая границу территории объекта культурного наследия, целесообразно устанавливать границу земельного участка, на котором объект расположен. В этом случае проект границ земельного участка, на котором расположен объект культурного наследия, позволяет определить границы и поставить на кадастровый учет конкретный земельный участок, а не аморфную «территорию объекта культурного наследия».
Таким образом, под территорией объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) понимается земельный участок, непосредственно занимаемый таким объектом и связанный с ним исторически и функционально.
Проект зон охраны объекта культурного наследия, расположенного на землях населенных пунктов, содержит только градостроительный регламент использования земельных участков и объектов капитального строительства и не включает в себя описание режима использования земель (и наоборот).
Пункт 3 ст. 34 Закона об объектах культурного наследия и п. 3 Положения о зонах охраны содержат требование об обязательном наличии в проекте зон охраны объекта культурного наследия двух составляющих — проектов режимов использования земель и проектов градостроительных регламентов в границах устанавливаемых зон. Данные инструменты правового регулирования — режимы использования земель и градостроительные регламенты — являются взаимоисключающими и не могут применяться вместе. Основанием для такого вывода служит сопоставление положений Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Закона об объектах культурного наследия и Положения о зонах охраны.
Основной содержательный тезис, который надо доказать, — режимы использования земель устанавливаются в проектах зон охраны для объектов культурного наследия, расположенных за пределами земель населенных пунктов на землях особо охраняемых территорий и объектов, т. е. землях историко-культурного наследия; градостроительные регламенты устанавливаются в проектах зон охраны для объектов культурного наследия, расположенных в границах населенных пунктов, т. е. на землях населенных пунктов.
Территория Российской Федерации по целевому назначению делится на семь категорий земель, при этом каждая из них имеет свой правовой режим (подп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ). Отсюда явно вытекает логическая связка: категория земель — режим использования земель.
Применительно к объектам культурного наследия эта связка подтверждается содержанием п. 4 ст. 99 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым «в пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель».
Указанная выше логическая связка действует для всех категорий земель, однако для населенных пунктов режим использования земель модифицируется в градостроительный регламент территориальной зоны, так как вместо «земель» действующим элементом являются «земельные участки» (и территории, не разделенные на земельные участки). Другими словами, в населенных пунктах действует связка: земли населенных пунктов — градостроительные регламенты территориальных зон .
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, а также всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ). Иначе говоря, градостроительный регламент правил землепользования и застройки — это и есть режим использования земель населенного пункта.
Градостроительные регламенты устанавливаются в результате градостроительного зонирования территории населенного пункта (ст. 35 Градостроительного кодекса РФ; подп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7, ст. 85 Земельного кодекса РФ), и это еще одно принципиальное отличие земель населенного пункта от земель иных категорий. Относительно объектов культурного наследия, расположенных в населенных пунктах, Земельный кодекс РФ также имеет определенную норму: «использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры» (п. 4 ст. 99).
Подводя предварительный итог, следует признать: законодатель предъявляет требования к определению правового режима использования всей территории России; для земель населенных пунктов это делается в форме градостроительных регламентов, для земель иных категорий — в других формах.
Рассмотренные положения установлены Земельным и Градостроительным кодексами РФ. Закон об объектах культурного наследия и Положение о зонах охраны, как мы видели, требуют наличия в проекте зон охраны объекта культурного наследия и режима использования земель, и градостроительного регламента. Возникает вопрос о применении того или иного нормативного акта и, следовательно, о юридической силе используемых документов.
Земельный и Градостроительный кодексы РФ обладают, несомненно, большей юридической силой вследствие двух обстоятельств.
Во-первых, российская юридическая доктрина презюмирует то обстоятельство, что кодексы, являясь по сути федеральными законами, имеют больший юридический вес по отношению к последним, представляют собой наиболее совершенную, высшую форму правотворчества .
Во-вторых, п. 2 ст. 2 Закона об объектах культурного наследия гласит: «отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом».
По правилам юридической техники такое расположение (перечисление) отраслей законодательства свидетельствует об их юридической силе — от большей к меньшей. Соответственно, если при охране объектов культурного наследия затрагиваются вопросы землепользования и градостроительной деятельности (а определение режимов земель и установление градостроительных регламентов однозначно являются земельными и градостроительными правовыми отношениями), то юридический приоритет имеют Земельный и Градостроительный кодексы РФ.
Следует также иметь в виду, что Положение о зонах охраны утверждено постановлением Правительства Российской Федерации, т. е. подзаконным актом, который в любом случае не может противоречить федеральному закону (в том числе кодексу), а если противоречит, то не подлежит применению.
«С самого раннего возраста нас учат, решая проблемы, делить весь мир на части. Конечно, так легче справиться со сложными задачами, но за это, сами того не понимая, мы платим чрезмерно дорого, переставая видеть последствия наших действий и теряя внутреннюю связь с целым» . Это высказывание как нельзя более удачно характеризует одно из фундаментальных свойств современного российского права (законодательства) — его системность. Под последней следует понимать свойство, отражающее многообразие прямых и обратных связей между юридическими нормами, реализация которых имеет общую направленность .
Если мы не научимся видеть правовые нормы в их системной связи, взаимообусловленности, комплексности, терминологическом единстве; если мы не будем различать нормативные предписания по их юридической силе, отраслевой и функциональной принадлежности, то не сможем правильно толковать (интерпретировать) нормы права. В итоге это будет означать некорректное применение законодательных требований, неэффективное воздействие на общественные отношения, невозможность достичь правового регулирования.
Список литературы
1. Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. — М.: Формула права, 2010. — 400 с.
2. Теслинов А.Г. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. — СПб.: Питер, 2009. — 288 с.
3. Мальцев Г.В. Социальные основания права. — М.: Норма, 2007. — 800 с.
4. Шинкевич Д.В. Правовое регулирование зон с особыми условиями использования. — http://www.itpgrad.com/index.php/article/217-2009-06-08-03-51-10?template=rhuk_milkyway .
5. Крассов О.И. Юридическое понятие «земельный участок» // Экологическое право. — 2004. — № 2. — С. 12–17.
6. Толстик В.А., Дворников Н.Л., Каргин К.В. Системное толкование норм права. — М.: ИД «Юриспруденция», 2010. — 136 с.
7. Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. — М.: Статут, 2006. — 336 с.
8. Алексеев С.С. Общая теория права. — М.: Проспект, 2008. — 576 с.
9. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004. — 832 с.
10. Сенге П.М. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. — 448 с.
1 Конечно, представлены далеко не все аспекты этой проблематики. В частности, подлежат отдельному рассмотрению вопросы корректности (правомерности) использования юридической конструкции «градостроительный регламент» применительно к зонам охраны объектов культурного наследия, а также вопросы установления зоны особо охраняемого природного ландшафта на природную территорию, которая подверглась изменению в результате антропогенной хозяйственной и иной деятельности.
2 Ситуация, когда «территория объекта культурного наследия» меньше земельного участка, на котором расположен объект, и, соответственно, может быть квалифицирована как часть земельного участка, здесь не рассматривается.

См. также:
Каталог Организаций:
— РосНИПИ Урбанистики
Каталог Авторов:
— Черненков А. А.
Разделы, к которым прикреплен документ:
Нормы и право
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №4_2010
Тематич. разделы / Градоустройство
Страны и регионы / Россия