Закон о внесении изменений

10.6. Правила внесения изменений в нормативно – правовые акты и правила отмены нормативных правовых актов.

Изменение нормативно – правовых актов является неотъемлемой составной частью законотворческого процесса. Система законодательства меняется постоянно, и это естественно. Это не обязательно является следствием ее несовершенства, нарушения ее создателями правил законодательной техники. Просто общественные отношения не стоят на месте, они постоянно динамично поступательно развиваются. Вместе с ними должна обновляться и система законодательства, устаревшие и потерявшие правовой характер положения которой должны заменяться на новые, соответствующие новым социальным условиям, отвечающие новым потребностям жизни и развития общества. И очень часто достаточно внести изменение в одно конкретное положение акта – и он вновь приобретает правовой характер, для этого вовсе необязательно принимать новый. Именно поэтому внесение изменений в нормативно – правовые акты является естественным процессом и изучения правил внесения таких изменений представляет собой неотъемлемый элемент законодательной техники. Чрезмерное накопление в законодательстве устаревших актов, утративших правовой характер или противоречащих более поздним актам более высокой юридической силы существенно снижает эффективность и регулятивные возможности законодательства. И для отечественного законодательства эта проблема весьма актуальна.

Изменение нормативного – правового акта может осуществляться путем принятия другого акта (равного ему или более высокого по юридической силе), регулирующего те же общественные отношения. Принятый позже акт имеет приоритет в действии перед принятыми раньше, коллизия разрешается в его пользу. Однако такой способ обновления действующего законодательства является нежелательным. В результате таких изменений субъекты правового регулирования не имеют возможности своевременно усвоить суть изменений, получить представления о новых требованиях, предъявляемых правом к их поведению. Нарушается устойчивость законодательства. Практика внесения изменений в законодательные акты, если можно так выразиться, «автоматически», «молчаливо», лишь установлением нового правила в другом акте свидетельствует о низком уровне законодательной техники и ведет к снижению регулятивной эффективности новых предписаний. Тем более, что нередко старые в новые законы пересекаются неполно, частично, в результате чего возможны серьезные недоразумения и ошибки в правореализующей (особенно в правоприменительной) практике при определении подлежащих воплощению в жизнь норм. Это отмечают практически все правоведы, ведущие исследование в этой области104. Нельзя так же признать удачной получившую распространение в отечественном законотворчестве практику (особенно часто – при создании новых законов, определяющих по своему значению) отказа от внесения изменений в старые акты и внесение в новый акт общих положений о том, что впредь до приведения законодательства в соответствие с этим новым актом действующие нормативные положения сохраняют силу в части, не противоречащей этому новому закону. Применяются и другие некорректные формулировки, не способствующие четкому и точному определению того, какие законы и подзаконные акты и в какой форме продолжают действовать

Все изменения в законодательные акты должны быть четко и ясно определены, и сделано это должно быть официально. Субъект правового регулирования должен иметь исчерпывающее представление о том, в какую статью, часть или абзац какого закона или подзаконного акта вносятся изменения или дополнения. В связи с этим представляется необходимым любые изменения в нормативные правовые акты вносить путем принятия специального акта – о внесении изменений

Для внесения изменений в акты законодательства таким способом применяется специальная техника, позволяющая сохранить после изменений системность законодательства и избежать путаниц, повторений и, что, пожалуй, наиболее важно, пробелов и коллизий. Кроме того, научная разработка методологии внесения изменений в нормативные правовые акты позволяет сохранять единство законотворческого воздействия на сознание субъектов правового регулирования, сохранить преемственность между старыми (отмененными) и новыми предписаниями.

Попытаемся сформулировать и перечислить правила внесения изменений в существующие законодательные акты.

Внесением изменений считается:

  • замена слов, цифр;

  • исключение слов, цифр, предложений;

  • исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта;

  • новая редакция структурной единицы законодательного акта;

  • дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;

  • дополнение структурными единицами законодательного акта;

  • приостановление действия законодательного акта или его структурных единиц;

  • продление действия законодательного акта или его структурных единиц.

Не следует упоминать об изменениях в закон в новом законе, посвященном непосредственному фактическому регулированию общественных отношений – во вновь принятом законе можно только лишать юридической силы ранее действовавший нормативный правовой акт, внесение же изменений может повлечь за собой путаницу (тем более, что, принятие акта может повлечь изменения в актах более низкой юридической силы).

Все изменения и дополнения в нормативный правовой акт вносятся путем принятия специального изменяющего акта той же юридической силы. Федеральный закон изменяется федеральным законом, федеральный конституционный закон – федеральным конституционным законом, указ президента – указом президента, региональный закон – законом того же субъекта федерации и т. д. Изменения в Конституцию России могут быть внесены специальным целевым законом о внесении изменений в Конституцию. Не допускается внесение изменений в нормативный правовой акт актом иной формы или иной юридической силы (даже, более высокой). Исключение составляют законопроекты о федеральном бюджете на соответствующий год и законопроекты о средствах государственных внебюджетных фондов, в которых допускается наличие статей о приостановлении действия или о продлении действия законодательных актов или их структурных единиц.

В ходе разработки нового нормативного правового акта одновременно начинается подготовка к приведению в соответствие с этим актом ранее действовавшего законодательства. Для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам, разрабатывая законопроект, участники законотворческой деятельности готовят предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем внесения изменений в законодательные акты. Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение нижней палаты парламента (Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации) следует вносить самостоятельные законопроекты о действующих законодательных актах или их структурных единицах, подлежащих изменению.

Закон о внесении изменений в принятый ранее закон отличается по форме значительными особенностями. Можно выделить следующие особенности закона о внесении изменений:

  • в его названии содержится указание на целевое назначение этого закона – внесение изменений в ранее принятый и действующий закон, ссылка на который дается здесь же, в названии (например: Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон…»);

  • такой закон имеет упрощенную структуру: в его составе имеются только статьи, более крупных структурных составляющих при его создании не выделяется;

  • статьи такого закона не имеют собственных названий – только номера;

  • первым положением такого закона является положение о внесении изменений с обязательным указанием вида изменяемого закона, даты подписания изменяемого закона, его регистрационного номера, наименования, а также соответствующих источников его официального опубликования;

  • в таком законе не содержится непосредственных предписаний к поведению субъектов правоотношений – есть только указания о внесении изменений;

  • изменения в закон об изменениях не вносятся (это может повлечь путаницу), в случае необходимости внесения новых, повторных изменений в основной закон следует принимать новый изменяющий закон;

  • изменяющий закон не должен быть длинным, представляется неоправданным включение в состав такого закона более 20 статей – если изменения носят масштабный характер, меняется большинство статей закона, его лучше изложить в новой редакции. В противном случае субъект правового регулирования рискует просто не запомнить всех чрезмерно многочисленных изменений и запутаться в действовавших ранее и нововведенных предписаниях.

Эти же правила применяются и в ходе внесения изменений и в подзаконные акты – в форме издания специального изменяющего нормативного правового акта, равного по силе изменяемому.

В одном изменяющем нормативном правовом акте могут содержаться изменения нескольких действующих законодательных актов. Каждая статья изменяющего закона посвящена одному конкретному изменению и содержит указания на это, включая повторение всех реквизитов изменяемого акта. Выражение в одной его статье нескольких изменений не допускается, так – как это будет нарушение изложенных выше правил структурирования нормативных правовых актов. Однако, положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).

При внесении изменений в кодексы, состоящие из нескольких частей, принятых различными законодательными актами, в обязательном порядке указывается часть кодекса, в которую вносятся изменения.

При внесении изменения в законодательный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений (замена или исключение слов, исключение структурных единиц, дополнение и др.). Внесение изменений в законодательный акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.

При внесении изменений в нормативные правовые акты соответствующий текст заключается в кавычки. Внесение изменений в обобщенной форме в законодательный акт (например, замена слов и словосочетаний с использованием формулировки «по тексту») не допускается. По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы законодательного акта, которая изменяется.

При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться: «…статью 1 после слов «……………..» дополнить словами «……………..»

В случае, если дополняется словами определенная структурная единица статьи нормативного правового акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка: «…пункт 1 статьи 1 дополнить словами: «……………».

При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин «цифры», а не «числа» (например: «цифры «12, 14 , 125» заменить цифрами «13, 15, 126»). При необходимости заменить конкретные слова употребляется термин «слова» (например: «…слова «в 50 раз» заменить словами «в 100 раз»…»).

При необходимости внесения в изменяемый акт новых структурных составляющих необходимо заботиться о сохранении сквозной нумерации этих составляющих.

В случае, если поправки кардинально изменяют первоначальный смысл законодательного акта, его предписания начинают носить принципиально новый характер, этот акт целесообразнее изложить в новой редакции. Изложение в новой редакции представляет собой новое, повторное принятие того же акта с уже внесенными изменениями, в результате которого ранее действовавший акт теряет силу. Эта форма внесения изменений допустима только в случаях если необходимо:

  • внести в законодательный акт изменения, требующие переработки законодательного акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц (например, если существует необходимость изменить принципы правового регулирования, на которых он основан);

  • внести в законодательный акт изменения, затрагивающие большую часть его структурных единиц (например, более половины его глав или разделов);

  • сохранить значение только отдельным структурным единицам законодательного акта, причем частично;

  • внести изменения в законодательный акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.

Изложение в новой редакции возможно не только всего акта, но и отдельных его статей. Структурная единица законодательного акта излагается в новой редакции в случаях если необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицуили если в текст этой структурной единицы неоднократно вносились изменения.

Изложение структурной единицы законодательного акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.

При необходимости изложить одну структурную единицу законодательного акта в новой редакции применяется следующая формулировка: «Внести в статью 10 Федерального закона от …………….. № … «О ……………» (Собрание законодательства Российской Федерации, ……, № …, ст. …) изменение, изложив ее в следующей редакции: «Статья 10. (текст статьи в новой редакции)».

В случае возникновения необходимости отмены акта законодательства (полностью или частично), это может быть сделано двумя способами. Во – первых, для отмены действующего законодательного акта может быть принят новый акт, регламентирующий по – новому те же общественные отношения. Этот метод предпочтительнее, так – как в этом случае в результате отмены нормативного правового акта не возникает пробела в праве. В этом случае необходимо в тексте нового акта (в структурной составляющей, посвящённой переходным положениям) специально указать, какой акт теряет свою юридическую силу и в какой части. Во – вторых, возможно принятие особого нормативного правового акта, который лишает юридической силы другой акт. И в том и в другом случае для отмены законодательного акта требуется принятие акта той же юридической силы.

Прекращения действия закона (или подзаконного акта) не влечет восстановления юридической силы нормативных актов, которым ранее было прекращено действие приостановленным актом. При прекращении действия нормативного правового акта, прекращающего действие другого раннее принятого акта, юридическая сила этому ранее прекращенному акту не восстанавливается, если иное не установлено в самом законе. Указанное правило равно применяется в отношении структурной единицы закона.

После вступления в силу нового закона недопустимо вносить изменения в перечень нормативных актов, которым в этой связи прекращается их действие, равно как недопустимо изменять порядок (в том числе дату) его вступления в силу. Нельзя изменять дату прекращения действия закона, если такое изменение произойдет после ее наступления.

Прекращение действия последней нормативной структурной единицы закона должно осуществляться путем прекращения действия закона в целом.

Нежелательно повторное введение в действие отменённого закона (подзаконного акта).

Безусловно, вышеуказанными правилами методика изложения текста нормативного правового акта не исчерпывается. Однако, они представляются наиболее важными и значимыми, определяющими весь остальной процесс формулирования в законодательстве текста конкретных нормативных правовых предписаний.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Что такое нормативные правовые предписания? Какие виды нормативных правовых предписаний Вам известны?

  2. Какие структурные составляющие применяются в настоящий момент в нашей стране при компановке нормативных правовых актов? Какие правила формирования этих составляющих Вам известны?

  3. Какие смысловые составляющие можно выделить в системе законодательного акта?

  4. Какие приёмы и способы применяются для изложения норм права в тексте нормативных правовых актов?

  5. Каковы правила оформления в тексте нормативного правового акта ссылок?

  6. Какие существуют правила внесения в текст нормативного правового акта изменений? Каковы правила отмены актов законодательства?

В следующей статье я закончу описание ошибок Синего Экрана Смерти.

Расшифровка ошибок Синего Экрана Смерти

В данной статье я продолжу описание кода и расшифровок ошибок, вызвавших Синий Экран Смерти.

Ошибка дисковода гибких дисков.

Мультипроцессорная система не поддерживается или не симметрична по отношению друг к другу. Чтобы быть симметричными, процессоры должны быть одного типа и уровня.

Например, попытка использовать процессор уровня Pentium и 80486 вызовет ошибку. Кроме того, на х86 системах возможность вычислений с плавающей точкой должны быть на обоих процессорах или ни на одном.

В системе закончились записи в таблице страниц. Не хватает Page File Entries. Обычно причиной является драйвер, который плохо вычищает файл подкачки или нет места на диске.

Это ошибка драйвера, который вызвал функцию IoBuildPartialMdl() и послал ей MDL, чтобы выявить часть источника MDL, но MDL меньше, чем пределы требуемых адресов.

1-адрес IRP.

Драйвер запросил завершение IRP , но пакет был уже завершён. Эту ошибку сложно выявить, так как самый простой случай — драйвер пытается завершить одну и ту же операцию дважды — обычно не то, что случается на
самом деле. Реже — два различных драйвера пытаются завладеть пакетом и завершить его. Первый, как правило, срабатывает, а второй нет. Отследить, какой именно драйвер сделал это, трудно, так как следы первого драйвера были переписаны вторым. Тем не менее, конфликт может быть выявлен, рассматривая DeviceObject поля, в каждом местоположении стэка.

Это ошибка указывает, что I/O Request Packet (IRP), который должен быть завершён, имеет порядок отмены, означая, что пакет в таком положении, что может быть отменен. Тем не менее, пакет не относиться более к драйверу, так как он уже вошёл в стадию завершения.

Ошибка страницы с отключённым прерыванием. Рассматривайте эту ошибку, так же как 0x0A.

Winlogon или CSRSS (Windows) внезапно “умерли”. Выходящий код может сказать больше. Обычно это — c0000005, что говорит о том, что неподдерживаемое исключение рухнуло в том или другом процессе. Также возникает, если драйвер или системная библиотека были распознана, как повреждённые.

— количество использованных страниц;

— количество физических страниц.

Нет больше свободного места, чтобы закончить операцию.

значение 1:

— значение заголовков страниц, которые повреждены;

— число доступных страниц 0.

значение 2:

— данные, которые удаляются;

— наивысшее число физических страниц;

— итог удаляемых данных.

Причина — повреждённая (неисправная) структура ввода-вывода драйвера.

Указывает на ошибочный адрес в памяти.

Драйвер устройства или системная служба запросили данные, которых не было в памяти. Это дефект ОЗУ или несовместимое ПО.

— значение 1 (указывает, где появилась ошибка);

— значение 2 (указывает, где появилась ошибка);

— может указывать на библиотеку;

— может быть возвратным кодом HvCheckHive’а, если какая-либо библиотека повреждена.

Ошибка реестра. Эта ошибка так же может означать, что реестр получил ошибку ввода — вывода, когда пытался прочесть один из его файлов. Ошибка могла быть вызвана проблемой с оборудованием или система повреждена. Это так же может означать, что ошибка вызвана операцией обновления, которую использует только система безопасности и это только когда ресурсы на исходе. Если такая ошибка появилась, проверьте, является ли машина PDC или BDC и сколько аккаунтов в базе данных SAM (Менеджер Безопасности Аккаунтов), и не заполнены ли соответствующие библиотеки почти до конца.

Система загрузилась с восстановленного первичного раздела, поэтому библиотеки говорят, что зеркало в порядке, но на самом деле это не так: настоящие образы изменены.

Инициализация системы не удалась. Например, установка приняла не правильное решение по поводу инсталляции системы или пользователь переконфигурировал систему.

— список библиотек.

указывает UNICODE_STRING, содержащий имя повреждённой или нечитаемой системной библиотеки. Эта библиотека может быть SOFTWARE, SECURITY или SAM (Менеджера Безопасности Аккаунтов).

Эта ошибка может показывать то, что библиотека SYSTEM, загружаемая NTLDR, повреждена. Но это практически невозможно, так как OSLOADER всегда проверяет библиотеки после загрузки и убеждается, что они не повреждены.

Эта ошибка так же может означать, что некоторые требуемые ключи реестра и их параметры отсутствуют. Загрузка с последней удачной конфигурации может решить проблему.

На диске нет свободного места, так же это может произойти при попытке сохранить реестр на устройстве “только для чтения”

— значение PTE на момент ошибки;

— адрес ошибки ядра;

— код статуса;

— I/O код статуса;

— номер страницы виртуальной памяти;

— компенсация в страничный файл.

Система попыталась считать данные ядра из виртуальной памяти (файла подкачки) и не смогла найти данные по указанному адресу. Причины: дефекты ОЗУ, сбои жёсткого диска, повреждение данных или заражение вирусной программой и т.д.

В следующей статье я закончу описание ошибок Синего Экрана Смерти.

| следующая лекция ==>
Користування та розпорядження | Врачи-участники экспедиций по исследованию Кольского Севера и Арктики. Медицинское обеспечение войск Красной Армии в период Советско-финляндской войны (видеодоклад)

Дата добавления: 0000-00-00; просмотров: 154 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

По внесению изменений в законодательство Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации отметили необходимость корректировки законодательства о контрактной системе и соответствующих подзаконных актов. Условно данные предложения можно разделить на несколько групп.

В частисовершенствования процедур планирования 4 субъекта Российской Федерации предлагают:

регламентировать интеграцию процедур планирования закупок и бюджетных ассигнований на закупки товаров, работ, услуг;

разработать рекомендации об определении РОИВ, ответственного за разработку нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы нормирования в сфере закупок;

установить перечень инновационной продукции: поскольку согласно статье 10 Федерального закона № 44-ФЗ при планировании и осуществлении закупок заказчики должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, и соответствующая информация подлежит отражению в планах-графиках и документации о закупке, а также в отчете. Во избежание путаницы при планировании и осуществлении закупки инновационного объекта целесообразно установить для заказчиков определенной номенклатуры такие закупаемые объекты.

Алтайский край и Магаданская область дали следующие предложения в части совершенствования регулирования этапа осуществления закупки:

отменить части 9-12 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ, так как информация, содержащаяся в данной статье, отражается в реестре контрактов согласно статье 103 Федерального закона № 44-ФЗ;

предоставить возможность заказчикам осуществлять закупки жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по предельным отпускным ценам производителей с учетом логистической составляющей;

установить исчерпывающий перечень документов, представляемых организациями инвалидов при подаче заявки на участие в закупках;

установить обязанность учитывать в совокупном годовом объеме закупок, осуществленных у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, контракты, заключенные с единственным поставщиком из числа данных субъектов в случае признания процедуры определения поставщика, объявленной для данной категории участников закупки, несостоявшейся;


ввести права, а не обязанности заказчика устанавливать обеспечение исполнения контракта в отношении «малых закупок», НМЦК которых не превышает 500 тыс. рублей;

предоставить государственным (муниципальным) организациям здравоохранения наряду с государственными (муниципальными) образовательными организациями и учреждениями культуры права осуществлять закупки до 400 тыс. рублей у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

заменить обязанности заказчика на его право по продлению сроков исполнения контракта при проведении повторного конкурса;

установить требование о предоставлении дополнительных документов, содержащих конкретные сведения о поставляемых товарах, работах, услугах (марку, модель, фирменное наименование поставляемого товара, либо средств, используемых исполнителем при оказании услуг или выполнении работ);

отменить требования о направлении заказчиком по результатам несостоявшегося конкурса проекта контракта поставщику (подрядчику, исполнителю) до получения положительного решения контрольного органа в сфере закупок о согласовании осуществления закупки у единственного поставщика;

дополнить закон нормами, предусматривающими возможность заключения контракта с участниками закупок, занявшими второе место (при их согласии), в случае расторжения государственного контракта с победителем торгов, в связи с неисполнением им обязательств по контракту;

устранить запрет, в соответствии с которым предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что НМЦК (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации.

Предложения Новгородской области касаютсясовершенствования регулирования этапа исполнения государственных и муниципальных контрактов:

дополнить Федеральный закон № 44-ФЗ в части исключения из перечня контрактов, по которым необходимо составлять отчеты по результатам отдельного этапа исполнения контракта, размещаемые в единой информационной системе, контрактами на аренду помещений, на оказание услуг по передаче электрической энергии, услуг по передаче тепловой энергии, услуг по водоснабжению и водоотведению, услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

предоставить право изменять суммы штрафов, указанных в контракте, за ненадлежащее исполнение своих обязательств, в случае изменения цены контракта;

устранить из документооборота дублирующие отчеты, подлежащие размещению на сайте государственных закупок, в частности размещение информации об исполнении контракта и отчета об исполнении контракта;

регламентировать право финансового органа субъекта Российской Федерации и органов муниципальных образований по сопровождению государственных (муниципальных) контрактов, а также случаи и порядок такого сопровождения.

В частисовершенствования института ответственности в контрактной системеЗабайкальский край и Тульская область предлагают:

установить ответственность участников закупок за предоставление в составе заявок заведомо недостоверных сведений о товарах, работах, услугах, а также подачу заведомо необоснованных жалоб;

установить принцип соразмерности допущенных нарушений размеру наказания;

повысить ответственность должностного лица за необоснованное либо формально обоснованное расходование бюджетных средств (закупки по принципу «чтобы не сняли финансирование»).

В части совершенствованияфинансирования государственных и муниципальных контрактовНовосибирская область предлагает установить правило, что авансовые платежи по государственным контрактам применяются только в исключительных случаях, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В частисовершенствования исполнения контрольных функцийНовосибирская и Свердловская области предлагают:

уточнить обязанности заказчика по контролю за исполнением условий государственных контрактов, для чего в Федеральном законе № 44-ФЗ закрепить обязанность заказчика по обращению в суд за взысканием сумм неустоек, пени и штрафов за нарушение контрагентом обязательств;

утвердить на федеральном уровне порядок проведения контрольных мероприятий;

предусмотреть уплату государственной пошлины при обращении с жалобой в контролирующие органы.

Кроме того, субъектами Российской Федерации предлагается:

предусмотреть возможность заключения долгосрочных государственных контрактов при государственных закупках лекарственных препаратов, медицинских изделий, продуктов питания и другие (в том числе иностранного происхождения) при условии локализации их производства на территории Российской Федерации;

установить особенности регулирования закупок жилых помещений для упрощения порядка их проведения при сохранении прозрачности закупки;

разработать единые (модельные) проекты нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным на регулирование регионального и муниципального уровней, а также типовые формы контрактов;

разработать рекомендации по разграничению общестроительных работ и работ по реставрации на объектах культурного наследия с целью недопущения применения заказчиками при выполнении общестроительных работ расценок на строительные работы с учетом поправочных коэффициентов на реставрацию (например, когда заказчики применяют эти коэффициенты на уборку мусора);

внести изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ в части закрепления требования о формировании НМЦК на выполнение работ по текущему ремонту объектов капитального строительства, реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства только путем применения проектно-сметного метода. Кроме того, установить обязанности для подрядчика выполнять работы по стоимости, определяемой в соответствии с нормативными документами по определению сметной стоимости, а также внести изменения в Градостроительный кодекс в части закрепления порядка формирования и уточнения стоимости выполнения работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства с использованием конкретных индексов-дефляторов.

* * *

Заказчики все чаще говорят о переносе акцентов исключительно с вопросов экономии бюджетных средств на момент достижения эффективности конечного результата закупки через обеспечение качества товаров (результатов работ, услуг). Лучшим решением здесь становится гибкое управление исполнением контракта в части реагирования заказчика на представляемый результат в сторону своевременного устранения недостатков (либо изменения или даже расторжения контракта). В этой связи субъекты Российской Федерации идут по пути предоставления заказчику больших возможностей при заключении и исполнении контракта.

Излишняя зарегулированность отдельных процедур закупки вынуждают заказчика приспосабливать имеющуюся штатную численность работников для решения возникающих задач. Помимо проблемы профессионализма кадров необходимость выполнения формальных процедур порождает неверное представление о необоснованности (ненужности) осуществления отдельных действий (планирование закупки, составление отчетов и т.д.), что вызывает противодействие правилам и требованиям системы закупок. Регионы решают данный вопрос как посредством проведения процесса централизации закупок, так и задействуя различные инструменты квалификации и осуществления методической помощи заказчикам. В части предложений основные идеи заключаются в определенной унификации правил закупок, а также упрощении таких правил как по определенным категориям закупок («малые закупки»), так и по определенным категориям заказчиков.

Значительная часть замечаний по проблемам в сфере закупок связана с неоднозначным применением норм Федерального закона № 44-ФЗ, регулирующих одни и те же вопросы при проведении различных типов процедур, а также с пробелами в регулировании отдельных действий при заключении и исполнении контрактов. В пределах предоставленных возможностей регионы осуществляют дополнительное регулирование по неясным или спорным вопросам, вызывающим затруднения (принимают документы по типовым контрактам и типовым условиям контрактов, методические рекомендации по формированию НМЦК и т.д.), однако не все затруднения могут быть урегулированы таким образом. В этой связи основные меры заключаются в необходимости однозначного разъяснения неясных положений федерального законодательства о закупках и устранении существующих противоречий, а также в согласовании позиций регулирующих органов по основным вопросам в сфере закупок (этап исполнения контракта, право сторон контракта на его изменение, исчисление сроков и т.д.).

Отсутствие нормирования государственных закупок и единообразия применения норм законодательства о контрактной системе делают процесс государственных закупок непрозрачным. С целью решения указанных проблем должны быть приняты соответствующие меры как на федеральном, так и на региональном уровнях. К основным мерам, предпринимаемым субъектами Российской Федерации, относится введение нормирования затрат, оценка и минимизация рисков, связанных с неисполнением контракта, модернизация и интеграция автоматизированных информационных систем управления закупками.

Вопрос № 1 Порядок изменения, пересмотра и внесения конституционных поправок в Конституцию Российской Федерации

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для подготовки к экзаменам

Киров

2015

Вопросы к государственному экзамену по конституционному праву

1. Порядок изменения, пересмотра и внесения конституционных поправок в Конституцию Российской Федерации.

2. Форма и конституционные характеристики российского государства.

3. Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина.

4. Понятие Конституции. Структура и юридические свойства Конституции Российской Федерации.

5. Конституционные обязанности человека и гражданина.

6. Институт гражданства Российской Федерации.

7. Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

8. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

9. Принципы российского федерализма. Основные проблемы современного российского федерализма.

10. Порядок назначения и проведения референдума в Российской Федерации.

11. Государственные органы Российской Федерации с особым статусом.

12. Понятие и стадии избирательного процесса в Российской Федерации.

13. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

14. Структура, принципы организации и деятельности судов в Российской Федерации.

15. Законодательный процесс в Российской Федерации.

Вопрос № 1 Порядок изменения, пересмотра и внесения конституционных поправок в Конституцию Российской Федерации

Конституция РФ является жесткой, что означает усложненную, по сравнению с иными законами, процедуру изменения ее положения. Данный вопрос регулируется главой 9 Конституции – «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», где выделено три самостоятельных способа изменения конституционных положений, имеющих отношения к разным главам и статьям Конституции: изменения ч.1 ст.65 Конституции; пересмотр 1,2 и 9 глав Конституции; внесение поправок в 3-8 главы Конституции.

1. Порядок внесения поправок в гл. 3-8 регулируется ст.136 Конституции и ФЗ от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Этапы внесения поправок:

1) Внесение предложения о поправке. Предложение о поправке в главы с 3 по 8 Конституции Российской Федерации вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции Российской Федерации: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

2) Предложение о поправке вносится в виде проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из положений глав 3 — 8 Конституции Российской Федерации в Государственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляется в трех чтениях. Проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

3) Одобренный Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Одобренный Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

4) Председатель Совета Федерации в течение пяти дней должен опубликовать уведомление о принятии поправки к Конституции РФ для всеобщего сведения, включающее закон о поправке, который рассылается субъектам Федерации для одобрения.

5) Закон о поправке вступает в силу, если он будет одобрен органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ. Процесс рассмотрения закона о поправке в субъектах РФ должен завершиться в течение одного года после принятия закона федеральным парламентом. Результаты рассмотрения устанавливает СФ. Его постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РФ.

6) Принятая поправка к Конституции Российской Федерации подлежит внесению Президентом Российской Федерации в текст Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации осуществляет официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.

Примеры поправок, внесенных в Конституцию РФ на 2015 год:

1) Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»;

2) Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»;

3) Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»;

4) Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

2. Главы 1,2 и 9 Конституции РФ могут быть изменены только в порядке общего пересмотра Конституции.

Этапы пересмотра:

1. Предложения о пересмотре могут вносить те же субъекты конституционной законодательной инициативы, что и имеющие право на внесение предложений о поправках, указанные выше. Но (!!!) только если такое предложение поддержало 3/5 общего числа голосов членов Совета Федерации и депутатов ГД (ч.2 ст.135 Конституции).

2. В этом случае созывается в соответствии с ФКЗ Конституционное Собрание (данный ФКЗ, определяющий порядок его созыва, пока не принят).

3. Конституционное Собрание может принять одно из двух решений:

1) подтвердить неизменность Конституции (на этом его полномочия прекращаются, вся процедура пересмотра прекращается);

2) разработать проект новой Конституции РФ и либо принять ее большинством голосов в 2/3 общего числа своих членов, либо вынести проект на референдум (ч.3 ст. 135 Конституции).

Примеров пересмотраКонституции РФ нет в виду отсутствия ФКЗ о Конституционном Собрании.

3. Изменение ч.1 ст. 65 (где содержится перечень субъектов РФ)регулируется Конституцией РФ иФедеральным конституционным законом от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и возможно в двух ситуациях:

1) включение в ст.65 названия нового субъекта РФ в результате:

а) принятия в РФ нового субъекта. Это связано с предварительным заключением международного договора о добровольном территориальном присоединении другого государства либо его части с ратификацией такого договора и последующим внесением Президентов РФ в ГД проекта ФКЗ «о принятии в состав России нового субъекта».

Пример: Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

б) образования в составе РФ нового субъектав результате объединения двух и более граничащих друг с другом субъектов РФ с предварительным проведением референдума в объединяющихся субъектах РФ. Президент РФ вносит в ГД проект ФКЗ «Об образовании в составе РФ нового субъекта». Название нового субъекта вносится в Конституцию (в ч.1 ст.65) на основе выше указанного ФКЗ.

Примеры:

2004 год — объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (образован Пермский край)

2005 год – объединение Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (Красноярский край включил в свой состав автономные округа)

2006 год – объединение Камчатской области и Корякского автономного округа (образован Камчатский край)

2006 год – объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (Иркутская область включила в свой состав автономный округ)

2007 год – объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (образован Забайкальский край).

2) изменение названия уже существующего субъекта относится к его собственной компетенции. В соответствии с ч.2 ст.137 новое название подлежит включению в Конституцию РФ без каких-либо дополнительных законодательных процедур. Право включать новое название субъекта в Конституцию РФ предоставил Президенту РФ Конституционный Суд РФ (Постановление от 28 ноября 1995 г.). Согласно данному Постановлению изменения наименования субъекта РФ включаются в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке.

Примеры смены названия субъекта:

— изменение наименования Ханты-Мансийского автономного округа на Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

— изменение наименования Чувашской Республики — Чаваш республики на Чувашскую Республику – Чувашию

— изменение наименования Республики Калмыкия — Хальмг Тангч на Республику Калмыкия

— изменение наименований Ингушской Республики на Республику Ингушетия

— Республики Северная Осетия на Республику Северная Осетия — Алания