Закон о профстандартах

Роль профстандарта в определении квалификации работника

Профессиональный стандарт — документ, содержащий перечень требований к уровню необходимой подготовки соответствующего специалиста. Он содержит не только описание трудовых функций, выполняемых на определенной должности, но и перечисляет те знания и умения, которыми занимающий эту должность специалист должен владеть.

Знание профстандартов необходимо:

  • работодателям, которые в соответствии с ними разрабатывают должностные инструкции, организуют необходимую подготовку и аттестацию работников, устанавливают систему оплаты труда;
  • учебным заведениям, готовящим специалистов, отвечающих требованиям, заявляемым работодателями;
  • работникам, желающим овладеть какой-либо специальностью или повысить свою квалификацию.

О том, какую роль профстандарт сыграет при разработке должностной инструкции, читайте в материале «Должностная инструкция главного бухгалтера — образец 2015».

Профстандарты призваны заменить требования к квалификации, содержащиеся в применяемых в РФ со времен СССР (постановление Минтруда РФ от 12.05.1992 № 15а) документах:

  • единых тарифно-квалификационных справочниках работ и профессий рабочих;
  • едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

Переход этот должен быть постепенным, осуществляемым по мере подготовки профстандартов и прохождения ими экспертизы. В настоящее время такая работа идет в соответствии с планом мероприятий, утвержденным на период 2014–2016 годов распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 № 487-р.

В российском трудовом законодательстве на сегодняшний день поэтапно сделаны следующие шаги в этом направлении:

  • введено понятие профстандарта (ст. 195.1 ТК РФ);
  • названы органы, ответственные за определение порядка разработки и утверждения стандартов (ст. 195.2 ТК РФ);
  • установлены главные принципы применения профстандартов (ст. 195.3 ТК РФ);
  • закреплена зависимость федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС) от профстандартов (п. 7 ст. 11 закона РФ «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Федеральный закон о профстандартах № 236-ФЗ

В ТК РФ отсылки к профстандарту впервые появились с введением в него ст. 195.1 (п. 4 ст. 1 закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс…» от 03.12.2012 № 236-ФЗ), текст которой содержал:

  • определение профстандарта как характеристики квалификации (сочетания знаний, умений, профессиональных навыков и опыта), обязательных для работника, осуществляющего определенную трудовую деятельность;
  • указание на необходимость увязки наименований должностей, в отношении которых будут созданы профстандарты, с наименованиями аналогичных должностей, содержащимися в квалификационных справочниках;
  • перечень органов, ответственных за определение порядка разработки, утверждения и применения профстандартов: Правительство РФ, обязанное учесть мнение трехсторонней комиссии (состоит из представителей Правительства РФ, профсоюзов, работодателей) по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с возложенным на него поручением Правительство РФ в начале 2013 года утвердило правила разработки, утверждения и применения профстандартов (постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23), получившие новую редакцию (от 13.05.2016) в связи с внесением изменений в ТК РФ, вступающих в силу с 01.07.2016.

Введение в применение современных профстандартов подразумевает как актуализацию в соответствии с новыми требованиями существовавших ранее документов такого содержания, так и разработку новых стандартов для новых профессий.

О профстандарте, разработанном для бухгалтеров, читайте в статье «Профстандарт для бухгалтера с 2016 года (нюансы)».

Значение законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ для разработки профстандартов

Законы РФ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг…» определяют правила организации закупок для госнужд. В отношении работников контрактных служб и контрактных управляющих, выступающих от имени заказчика, законодательство содержит требование о наличии высшего или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (п. 6 ст. 38 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Вместе с тем до 2015 года обучение в вузах по такой специальности не проводилось и, соответственно, код ее в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст, отсутствовал.

В ответ на запрос о присвоении такого кода Минэкономразвития России (письмо от 26.03.2015 № Д28и-877) разъяснило, что:

  • согласно п. 3 существующего порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденному приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1059, добавление в перечень новой специальности будет возможным только после того, как Минобрнауки России утвердит соответствующий ФГОС;
  • принятие ФГОС, в свою очередь, требует учета в нем положений соответствующих профессиональных стандартов (п. 21 правил разработки и утверждения ФГОС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 661).

Таким образом, Минэкономразвития России не только дополнительно подтвердило необходимость учета положений существующих профстандартов при разработке стандартов образования, но и указало на невозможность добавления без их участия новой специальности в перечень тех специальностей, по которым возможно обучение.

На сегодняшний день профстандарты для специалистов сферы закупок утверждены приказами Минтруда:

  • от 10.09.2015 № 626н — стандарт «Эксперт в сфере закупок»;
  • от 10.09.2015 № 625н — стандарт «Специалист в сфере закупок».

А Минобрнауки России письмом от 18.04.2016 № 03-348 напомнило о том, что:

  • применение профстандартов с 01.07.2016 обязательно для работодателей в отношении работников, требования к квалификации которых утверждены законодательно;
  • во исполнение требований п. 6 ст. 38 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ действующим специалистам сферы закупок для госнужд, не имеющим необходимой квалификации, необходимо пройти профессиональную переподготовку.

О том, есть ли соответствие между профстандартом «Бухгалтер» и ФГОС для бухгалтера, читайте в материале «Соответствие требований ФГОС по бухгалтерскому учету».

Изменения, внесенные законом о профессиональных стандартах № 122-ФЗ

С 01.07.2016 положения ТК РФ и закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ, относящиеся к профстандартам, действуют в новой редакции, что обусловлено вступлением с этой даты в силу закона РФ «О внесении изменений…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ.

В ТК РФ закон 122-ФЗ о профстандартах внес такие изменения:

  • редакционные правки в ст. 195.1, приведшие:
    • к уточнению определения «профстандарт»: он теперь имеет значение не только для ведения определенной деятельности, но и для выполнения определенной функции;
    • к выносу части ее текста в отдельную ст. 195.2, определяющую орган, ответственный за установление порядка разработки и утверждения профстандартов (Правительство РФ с учетом мнения трехсторонней комиссии), с исключением из круга утверждаемых им порядков порядка применения стандартов:
    • появление ст. 195.3, содержащей основные принципы применения профстандартов: использовать их нужно обязательно, если содержащиеся в них требования к квалификации установлены нормативными актами РФ, и можно всего лишь взять за основу квалификационных характеристик, если в законодательстве РФ таких требований к квалификации нет.

В законе РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ изменено следующее:

  • углублен текст п. 7 ст. 11 в части использования профстандартов при разработке ФГОС: их применение увязано с будущей профессиональной компетенцией получающих образование лиц и сделано обязательным в зависимости от наличия соответствующих профстандартов;
  • в тексте п. 8 ст. 73 к факту наличия профстандарта стала привязываться разработка конкретной программы обучения.

Кроме того, закон РФ от 02.05.2015 № 122-ФЗ о профстандартах (ст. 4) установил:

  • возможность особого применения этих стандартов для:
    • государственных внебюджетных фондов;
    • государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий;
    • госкорпораций и госкомпаний;
    • организаций с долей госучастия в них, составляющей более 50%;
    • обязанность приведения к соответствию требованиям п. 7 ст. 11 закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (т. е. увязки с существующими профстандартами) всех ФГОС, утвержденных до 01.07.2016, в течение года с наступления этой даты.

В отношении особого применения профстандартов Правительством РФ принято постановление от 27.06.2016 № 584, сделавшее для вышеперечисленных организаций профстандарты обязательными с 01.07.2016 с оговорками в части поэтапного их введения в срок до 01.01.2020, обусловленного необходимостью:

  • создания отсутствующих стандартов и доработки существующих;
  • проведения дополнительного обучения работников;
  • приведения в соответствие с положениями профстандартов внутренних нормативных актов, связанных с оценкой квалификации работников.

О том, как с учетом применения профстандарта составить должностную инструкцию бухгалтера, читайте в статье «Должностная инструкция бухгалтера бюджетного учреждения — образец 2015».

Особенности применения профстандартов с 01.07.2016

Изменения в законодательстве в части профстандартов, вступившие в силу с 01.07.2016, сделали обязательным их применение в отношении:

  • тех положений, которые соответствуют установленным в нормативных актах РФ. В частности, это приобретает значение для профессий и специальностей, при которых законодательно устанавливаются какие-либо льготы или ограничения (письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253);
  • государственных организаций и юрлиц с доминирующей долей участия государства в них (постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).

Обязательность использования профстандарта проявится:

  • при приеме на работу новых сотрудников;
  • при контроле соответствия его требованиям уже имеющихся работников, которые могут быть либо дополнительно обучены, либо по результатам аттестации признаны несоответствующими занимаемой должности.

Если обязанность применения профстандарта отсутствует, то им можно руководствоваться как базой для создания собственных квалификационных требований (должностной инструкции) для работника соответствующей должности (информация Минтруда от 10.02.2016). Это, например, относится к профстандарту «Бухгалтер».

Закон о профстандартах — к каким должностям они применяется

Принятый 2 мая 2015 г. Закон о профстандартах определил механизм их разработки, порядок внедрения и случаи применения, обусловив добавление в ТК ст. 195.2 и 195.3, а также корректировку ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. в разрезе длительности программ профобучения согласно стандартам.

Из него следует, что профстандарты применяются не всеми хозяйствующими субъектами и не ко всем профессиям. В обязательном порядке они используются:

  • ГУП (государственными унитарными субъектами);
  • МУП (соответственно, муниципальными субъектами);
  • Корпорациями государственного значения;
  • Обществами, половиной акций которых владеет государство.

Их нужно применять только по отношению к профессиям, определенным на законодательном уровне, например:

  • педагогам и специалистам в воспитательной области;
  • врачам различной направленности (педиатрам, офтальмологам, стоматологам, провизорам, сурдоакустикам и так далее);
  • соцработникам и сотрудникам органов опеки;
  • медиаторам и управленцам;
  • бухгалтерам, брокерам, финансовым консультантам, внутренним аудиторам, статистикам, логистикам;
  • специалистам, работающим с транспортом и обслуживающим его;
  • и так далее.

Таким образом, к профессиям, регулируемым профстандартами, относятся те, для которых ТК, нормативными актами и приказами соответствующих министерств устанавливается требуемый квалификационный уровень. Также к профессиям относятся те, которые:

  • дают право сотруднику, занимающему должность, пользоваться льготами и претендовать на компенсации;
  • предполагают определенные ст. 57 ТК ограничения.

Вторые могут либо регламентироваться профстандартами, либо содержаться в специальных справочниках, которые называются квалификационными (например, ЕКС).

Столкнувшись с этим, работодатель вправе самостоятельно выбирать нормативный регулятор.

Ответы на иные вопросы, касающиеся применения профстандартов, изложены в Письме Минтруда № 14-0/10/В-2253, датированном 04.04.2016 г.

Нюансы применения профессиональных стандартов

Как уже было упомянуто, профстандарты применяются не ко всем профессиям. В таком случае они могут использоваться управленцем ориентировочно, для понимания, какими навыками и умениями должен обладать потенциальный работник.

Нельзя уволить сотрудника, если он не соответствует выдвинутым профессиональным стандартам. Для такого действия нужно иметь на руках более веские основания, например, доказательства проваленной аттестации или наличия серьёзных дисциплинарных проступков. Зачастую, подобный подчиненный отправляется на обучающие курсы, которые помогут ему достичь необходимого уровня квалификации.

Также стоит отметить, что использование профессиональных стандартов является достаточным основанием для того, чтобы внести изменения в соответствующие должностные инструкции.

Зачастую, после таких правок круг обязанностей, которые возлагаются на работника, становится шире. Сам работник ничего с этим сделать не сможет — все должностные инструкции устанавливаются и утверждаются руководителями хозяйствующего субъекта.

При этом управленец не имеет права расширять обязанности работника, не предупредив его об этом обстоятельстве (даже если соответствующие изменения вносятся с учетом введенных в действие профессиональных стандартов). У работника должен быть выбор. Так, он может уволиться по собственному желанию до того момента, как на его плечи возложат новые обязанности и делегируют дополнительную ответственность.

Переход на профессиональные стандарты — очень сложный и трудоемкий процесс. Нужно менять многое в кадровой политике и соответствующей документации. Самый простой способ совершить такой переход — определить группу сотрудников и передать им права по разработке подробного плана. Состав этой «комиссии» определяется внутренними приказами, которые исходят лично от начальства.

Никаких установленных законодательством бланков для таких документов не существует, а значит, их можно составлять в свободной форме. Главное — отразить такие факты, как количество членов комиссии, их имена и должности, а также те права, которые им передает руководитель.

Для тех работодателей, которые не хотят вводить профессиональные стандарты в случаях, оговоренных в законодательных актах и приказах правительства, предусмотрена ответственность. Так, их действия подпадают под статью 5.27 Кодекса об Административных Правонарушениях и наказываются следующим образом:

  • Если нарушение обнаружено впервые, то работодателю будет вынесено предупреждение;
  • Организации будут обязаны выплатить штраф, который может достигать размеров 30 или даже 50 тысяч рублей;
  • Должностные лица будут наказаны штрафными санкциями в размере от 1 тысячи рублей до 5 тысяч рублей;
  • Индивидуальные предприниматели будут наказаны штрафами в таких же, как и для должностных лиц, размерах — от 1 тысячи рублей до 5 тысяч рублей.

Стоит помнить, что наименование профессионального стандарта и название должности – это не одно и то же. Стандарт охватывает не просто одну единственную должность, он содержит требования ко всему виду подобной деятельности. Так что, некоторые работодатели, начиная использовать профстандарты, предпочитают изменить название должности для того, чтобы избежать возможной путаницы.

«Скандальный» закон принят, профстандарты необязательны…

Как то незаметно для сообществ SJ, на прошлой неделе, депутаты Госдумы, в третьем чтении, приняли Закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Законопроект № 537948-6), или в простонародье — Закон о закреплении обязательности применения профессиональных стандартов работодателями… Для тех кто запамятовал о чем речь, напомню. Это тот самый закон, после рассмотрения которого в первом чтении осенью 2014 года, с подачи газеты «Коммерсант», интернет просто взорвался. Как же, «уважаемое» издательство, на голубом глазу заявило — профстандарты станут обязательными для госсектора уже с 1 января 2016 года, а для коммерческих структур — с 2020 года. Доказательств этому правда, было только многозначительное — «Как стало известно «Ъ», но, как говорится, волна пошла. Не стал исключением и SJ, перепечатав без перепроверки «жареный материал», однако после того как статья попалась на глаза Алексею Захарову, она был совершенно справедливо оперативно удалена. Законодателями был взят тай-аут на доработку, результатом которого и стал принятый закон, причем в наиболее либеральном варианте.
Итак, чем же порадовали нас депутаты…
1. Работодатели обязаны применять применять профессиональные стандарты только в том случае, если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлены:
— ТК РФ;
— федеральными законами
— иными нормативными правовыми актами.
Правительство Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений МОЖЕТ устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности…
Важнейшее уточнение, так как это кардинально отличается от того, что было предложено ранее. В первоначальном варианте, законодатели предлагали дополнить ст.191.1 ТК новой частью, следующего содержания:
«Профессиональные стандарты ПОДЛЕЖАТ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ организациями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами и иными организациями, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования превышает пятьдесят процентов.»
То есть, вместо обязательного применения профстандартов всем госсектором, закон предписывает делать это только в тех случаях, в отношении отдельных должностей (или групп специальностей), когда этого требуют ТК РФ, ФЗ или отраслевые, ведомственные или межотраслевые подзаконные акты.
2. В тех случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, работодатель может применять профстандарты в качестве основы для определения требований к квалификации работников, с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда…
Иными словами, работодатель, в своих локально-нормативных актах может прописать необходимость применения в своей организации профстандартов, причем не обязательно в неизменном виде. Итоговые требования к квалификации работников, по прежнему останется абсолютной прерогативой работодателя.
3. Минтруд России наделяется правом давать разъяснения по вопросам применения профстандартов.
4. Образовательным учреждениям, надлежит привести свои образовательные стандарты в соответствие с утвержденными профстандартами до 1 июля 2015 года.
Закон вступает в силу с 1 июля 2016 года.
В связи с этим, хотелось бы отметить, что ни завтра, ни через год, требований об обязательности соответствия профстандартам, для работников кадровых органов не появится (ну кроме, возможно, локальных исключений), при том это касается и госпредприятий и коммерческих фирм.

Поэтому опытным специалистам, которые не один год работают в кадрах, но при этом не имеют профильного образования, нет никакой нужды в авральном порядке бежать, проходить обучение и получать сертификаты.

Профессиональные стандарты: все ли работодатели обязаны их применять?

Профстандарты, которые сейчас за некоторым исключением носят в основном рекомендательный характер, с 1 июля 2016 года могут стать обязательными (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; далее – Закон № 122-ФЗ). А в ТК РФ появится отдельная статья, регламентирующая порядок их применения – ст. 195.3.

Напомним, что профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ). Такие стандарты разработаны в отношении представителей практически всех профессий (например, программистов, специалистов по подбору персонала, официантов и др.).

Однако в настоящее время работодатель обязан применять профстандарты только тогда, когда такое требование прямо предусмотрено в законе – например, в отношении педагогических работников (ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Кроме того, если выполнение работ по определенным должностям связано с предоставлением льгот, компенсаций либо наличием ограничений, то наименования и квалификационные требования по этим должностям также должны соответствовать положениям существующих квалификационных справочников или профстандартов (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Это касается, например, работников транспорта, лиц, занятых на подземных работах, и др.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

С полным перечнем действующих профстандартов и их содержанием можно ознакомиться на специальном ресурсе или в нашей справке, где стандарты для удобства поиска указаны не по дате принятия, а по области профессиональной деятельности.

Казалось бы, существенных изменений для работодателей произойти не должно, однако эксперты по-разному трактуют новую норму и по-разному определяют круг лиц, которых она затронет.

Позиция № 1 – нововведения коснутся только государственных учреждений

Сторонники этой точки зрения ссылаются на то, что Закон № 122-ФЗ разработан на основании поручения Президента РФ от 26 декабря 2013 г. № Пр-3050, согласно которому на законодательном уровне должна быть установлена обязательность применения профстандартов государственными и муниципальными организациями. Более того, в первоначальном тексте представленного Минтрудом России законопроекта1 было прямо указано, что соблюдать требования профессиональных стандартов обязаны исключительно данные категории работодателей.

Утвержденный текст Закона № 122-ФЗ содержит более широкую формулировку. С одной стороны, он обязывает всех работодателей применять утвержденные законом профстандарты, что соответствует действующим в настоящее время требованиям. С другой стороны, он предоставляет Правительству РФ право ужесточить эти требования, но только в отношении госучреждений, установив для них особенности соблюдения требований профессиональных стандартов (ст. 4 Закона № 122-ФЗ).

МНЕНИЕ

Юрий Стародумов, юрист АНО «Центр социально-трудовых прав»:

«Можно предположить, что Правительство РФ в ближайшее время установит для гоструктур обязанность применять профстандарты по всем должностям, по которым профстандарты разработаны. Однако пока этого не произошло и догадки строить рано. Кроме того, подобные действия правительства не затронут работодателей частного сектора.

С 1 июля 2016 года работодатели, включая частные организации, должны будут применять ст. 195.3 ТК РФ только в случае, если для работника определенный уровень квалификации установлен федеральным законом или другим нормативно-правовым актом федерального уровня (яркий пример таких работников – врачи, учителя)».

По мнению эксперта, появление в ТК РФ новой нормы связано лишь с желанием законодателя дать сигнал работодателям о необходимости окончательной переориентации с устаревших квалификационных справочников на современные профстандарты.

Позиция № 2 – нововведения коснутся всех работодателей

Сторонники этой точки зрения убеждены, что профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом России и зарегистрированные в Минюсте России, уже сами по себе являются нормативными правовыми актами, а, следовательно, их необходимо применять всем работодателям.

МНЕНИЕ

Сергей Слесарев, эксперт центра правового содействия законотворчеству «Общественная Дума»:

«Профстандарты утверждаются Минтрудом России путем издания соответствующего приказа с официальным опубликованием, проще говоря, профстандарт как документ обладает всеми признаками нормативного правового акта, который подлежит применению в порядке, указанном в ТК РФ. Следовательно, профессиональные стандарты станут обязательными для работодателей независимо от формы собственности, то есть и для частного сектора. Работодатели будут должны применять их при заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций, принятии локальных нормативных актов части установления системы оплаты труда, при организации обучения и аттестации работников, в целом при формировании кадровой политики».

Однако, по мнению Сергея Слесарева, для работодателя, который следит за изменениями в трудовом законодательстве, переход на обязательность применения профстандартов не должен вызвать особых проблем.

ОНЛАЙН-СЕМИНАР

Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости.

28 апреля 2016 года

Актуальные и сложные вопросы регулирования трудовых отношений.

Принять участие

Какую позицию выбрать частным компаниям?

До того, как сформируется первая инспекционная и судебная практика и появятся официальные разъяснения, работодатель вправе сам решить, какая из приведенных точек зрения ему ближе. Кроме того, следует принять в расчет возможные издержки, на которые придется пойти, чтобы привести работу в соответствие с требованиями профстандартов, а также учесть все финансовые и репутационные потери, к которым может привести выявление тех или иных нарушений.

Так, несоблюдение требования о применении профессиональных стандартов может повлечь за собой административную ответственность юридического лица в виде штрафа до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Складывающаяся судебная практика такова, что работодатель может быть привлечен к ответственности за каждое отдельно взятое нарушение (Постановление ВС РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-12). Если же при этом обнаружено несоответствие трудовых договоров требованиям закона (профстандарта), то работодателю также может грозить штраф до 100 тыс. руб. (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ). Это касается всех действующих трудовых договоров с работниками, включая оформленные до 1 июля 2016 года.

Тем не менее, по мнению экспертов, прогнозировать, насколько суровыми будут результаты инспекционных проверок и судебных споров еще рано.

МНЕНИЕ

Валентина Митрофанова, учредитель и директор «IPK Group»:

«Инспекционной практики в части профессиональных стандартов пока практически нет. Ожидается, что она усилится только с 1 июля 2016 года, когда инспектор при проведении проверки, опираясь на новую ст. 195.3 ТК РФ, сможет обвинить работодателя в том, что его работники не соответствуют требованиям профессиональных стандартов.

А вот судебная практика, к сожалению, уже есть. И в части назначения на должность работника в нарушение требований, установленных стандартом (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2013 г. № Ф02-4959/13 по делу № А33-2144/2013), и в части отсутствия необходимого обучения, которое должны были пройти работники в соответствии с профстандартом (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2014 г. по делу № А56-26857/2014), и др.

Пока споры большей частью возникают не между работником и работодателем, а между контролирующими органами и работодателем и касаются специальных категорий работников: спортсменов, педагогов, медиков, строителей, специалистов по охране труда, сотрудников бюджетных организаций, но, тем не менее, появляются уже и случаи споров и по «обычным» категориям».

Какое бы толкование работодатель ни выбрал, главное, суметь его отстоять.

Если работодатель, не имеющий отношения к государственному сектору, согласен с первой точкой зрения, то менять что-либо в привычной работе ему не потребуется. А в случае проверки или судебного спора ему следует делать акцент на отсутствие в ТК РФ прямого предписания применять профстандарты, прямо не предусмотренные законом.

Более кропотливую работу потребуется провести работодателю, если ему ближе вторая точка зрения, или он просто решил обезопасить себя от возможных претензий и штрафов.

В этом случае руководителям желательно провести с сотрудниками соответствующую разъяснительную работу и подготовиться к соблюдению требований профессиональных стандартов.

МНЕНИЕ

Дмитрий Меркулов, председатель Московского областного отделения Межрегионального движения «В защиту человека труда»:

«Сейчас для широкого разъяснения всех преимуществ внедрения новых требований к профстандартам запущена активная разъяснительная работа. Так, в частности, работодателям будут стараться донести такие плюсы от их внедрения как повышение профессионального уровня сотрудников, упрощение работы отделов кадров и, соответственно, снижение финансовых и временных затрат на работу по подбору персонала».

Но одной разъяснительной работы мало – понадобится внести изменения в кадровые документы. В первую очередь Валентина Митрофанова рекомендует решить проблему с наименованиями указанных в трудовом договоре профессий и должностей, а также с прописанной в нем трудовой функцией, приведя их в соответствие с требованиями профстандартов. Ведь именно такое нарушение создаст для работодателя максимальный риск при проведении инспекционных проверок, поскольку за него установлены максимальные штрафы в 100 тыс. руб. «Прежде всего, следует помнить, что профстандарт – это требование не к квалификации работника по отдельно взятой должности, а к определенной сфере деятельности, профессии в целом. Из-за этого могут возникнуть проблемы в определении нужного профстандарта, тем более, что в некоторых отраслях (например, в той же IT-сфере или финансах) действуют десятки профстандартов для одной и той же должности, а значит, в некоторых ситуациях надо будет внимательно просмотреть их содержание, чтобы соотнести с каждым конкретным работником», – советует Сергей Слесарев.

БЛАНКИ

Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу (Форма № Т-5)

Примерная форма уведомления работника о сокращении штата организации и наличии вакантных должностей

Другие бланки

Кроме того, надо будет привести в порядок и другую документацию, например, скорректировать должностную инструкцию и, возможно, внести изменения в штатное расписание. Если должность сотрудника не соответствует наименованию, содержащемуся в профессиональном стандарте, работодатель должен будет перевести его на новую должность, а при отказе работника от такого перевода решить вопрос о его сокращении.

Однако даже если не все кадровые документы к моменту проверки были приведены в соответствие с требованиями ТК РФ, по мнению Сергея Слесарева, достаточно того, что работодатель предпринимает меры по их соблюдению – например, создает условия для повышения квалификации своих сотрудников, «не дотягивающих» до требований профстандартов, это может смягчить «гнев» надзорных органов, а в некоторых случаях и избежать наказания.