Юридически значимые действия

ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ- вид админ действий

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 25

В отличие от админ актов и даже админ договоров, юр значимые действия очень слабо разработаны в доктрине современного АП. На практике они существуют, совершаются, однако при этом с точки зрения научного анализа, такое явление должной оценки пока не получают, соответственно, и четких критериев различия практически не существует. Есть некие общие представления, отражающиеся в т.ч. на последствиях для обжаловании. С практической точки зрения важно то, каковы различия между админ актом и ЮЗД: админ акт можно отменить судом и заставить пересмотреть, а ЮЗД не мб предметом судебной отмены, т.к. ЮЗД предполагают некое закрепление тех фактов, с которыми закон связывает определенные правовые последствия.Последствия связаны не с изданием, не с совершением юридически значимого действия, а именно с тем обстоятельством, которое фиксируется.

Юридические признаки ЮЗД:

— индивидуально-определенное действие – никогда не носит общего или нормативного характера; привязано к конкретным условиям, применяется именно в отношении них, не создавая общих правил и общего закрепления;

— адресовано неопределенному кругу лиц – индивидуально закрепляя какой-то факт, ЮЗД заставляет всех участников административных отношений в дальнейшем исходить из существования этого факта; например, если совершено правонарушение и протокол не составлен, то юр факта нет; предполагается, что во всех подобных случаях, ЮЗД фиксируют обстоятельства;

— не содержит конкретных обязательных предписаний для кого-либо,

— не носит разового характера (не прекращает своего действия в связи с исполнением),

— не носит распорядительного характера, т.е. не обязывает к совершению ответных действий. Из ЮЗД, как правило, не вытекает никаких обязанностей.

Пример: гос регистрация. Основная позиция и на практике и в доктрине: гос регистрация сама по себе не порождает никаких правовых последствий. Например, гос регистрация ПС. Она не является основанием возникновения ПС, возникает ПС в силу тех правовых оснований, которые перечислены в ГК. Например, таким основанием будет сделка, которая и будет материально-правовым основанием для возникновения права. А гос регистрация лишь зафиксирует факт совершения сделки для придания ей необходимых юридически значимых последствий. В этом суть всех ЮЗД, предполагающих, что они касаются какого-то конкретного обстоятельства, но при этом заставляют считаться с этим обстоятельством любого и каждого.


Из самого действия не следует никаких обязанностей. Например, из протокола об админ правонарушении не возникает никаких прав и обязанностей, если только процессуальных да и те возникают в общем не из протокола, а из факта возбуждения производства по делу; протокол лишь фиксирует начало производства и те обстоятельства, которые являются основанием для производства по делу. Поэтому протокол нельзя обжаловать, т.к. из него не вытекает никаких П и О, обременений и т.д, он не затрагивает прав и свобод лица, в отношении которого он составлен. Это и есть главное отличие между админ актом и ЮЗД. Есть правда админ акты, которые не возлагают обязанности, но предоставляют какое право. Например, решение о выдаче лицензии или решение о предоставлении спец права, например, права управления транспортным средством. В этом разрешении тоже сказывается админ власть, значимо властное волеизъявление, но оно не похоже на ЮДЗ тем, что последствия возникают именно в связи с его изданием.

ЮЗД, т.к. не содержит предписаний, соответственно, не мб исполнено, соответственно, оно не носит разового характера, который обычно имеют индивидуальные админ акты.

Обобщая все сказанное, можно сказать, что юридически значимое действие – это юридическая фиксация реального факта для придания ему соответствующих правовых последствий.При этом если этого закрепления не состоялось, факт будет игнорироваться для административных правоотношений. Далеко не всегда речь идет о репрессивных мерах – гос регистрация, например.

Проблемы:

1) Решение в правовом и управленческом смысле.

Различие властного волеизъявления гос органа или должностного лица, т.е. некого админ акта по существу, с решением, принимаемым как управленческое решение. Если анализировать процедуру совершения многих ЮЗД, то мы увидим, что некая воля в нем все-таки проявляется. Эта воля в частности может проявляться в том, что уполномоченное должностное лицо принимает решение о необходимости фиксации того или иного факта. Например, для того, чтобы решить нужно ли составлять протокол, нужно отметить имеет ли место правонарушение. Естественно, определенная мыслительная и волевая деятельность со стороны уполномоченного лица предполагается. Это решение принимается, но это решение в управленческом смысл (потому что от него ничего не зависит; от него не зависит никакие правовые последствия), а не в юридическом.

Например, если регистрирующий орган отказывает в регистрации ПС, ссылаясь на то, что оснований для регистрации нет, ПС не возникло, нужно обратиться в суд. Суд признает ПС возникшим, и уже на основании самого факта регистрирующий орган обязан зарегистрировать это право. Это говорит о том, что если ЮЗД не совершается, все равно сохраняются условия, сохраняется возможность «обойти» эту процедуру и доказать существование факта другими средствами и придать правовые последствия этому факту. В этом отличие от админ акта, поскольку его нельзя обойти, он предполагает именно связь правовых последствий с самим решением. Нет решения – нет правовых последствий, доказать ничего невозможно. Нельзя доказывать совершение админ правонарушения, если уполномоченное должностное лицо отказалось выносить постановление по делу об АПН, если оно отказалось привлекать к ответственности. Этот этап не мб никак преодолен, а фиксация же мб заменена другими средствами – иными ЮЗД, судебным актом, другими средствами, юр значимыми действиями или способами. Соответственно, в этом отношении мы может различать волеизъявление властное решение в управленческом смысле и в правовом.

2) Действия должностных лиц и государственных служащих.

Субъект совершения юридически значимых действий. Если админ акты могут издавать только ДЛ, т.е. лица, которые действуют от имени гос органов, реализуя их полномочия, то ЮЗД могут совершать так же гос служащие, правда это не общее правило. В некоторых ситуациях и ЮЗД может совершать только ДЛ. Пример: протокол об АПН может составлять только ДЛ. Принять решение о регистрации права может только ДЛ. Если посмотреть на практику гос органов, то достаточно часто полномочия по совершению ЮЗД относятся именно к полномочиям ДЛ. Но это не общее правило!!!! Есть случаи, когда ЮЗД могут совершаться и гос служащими. Самый типичный пример в рамках админ процесса: ЮЗД – фиксация факта поступления обращения в гос орган, регистрация, внесение в регистрационную книгу, проставление номера, даты поступления обращения – эти действия не требуют полномочий ДЛ, а могут совершаться гос служащими. Но от этого они не перестают быть ЮЗД, влекущими обязанность по рассмотрению этого обращения.

3) Обжалование бездействия.

В основном ЮЗД не подлежит обжалованию. Предполагается, что ЮЗД, фиксируя какой-то факт, заставляет спорить не с совершением ЮЗД, а с самим фактом. Например, юридически нельзя оспаривать протокол, но можно оспаривать факт совершения админ правонарушения, т.е. обстоятельства, которое фиксируется. Нельзя оспаривать гос регистрацию права, можно оспаривать возникновение права, т.е. если оснований для регистрации не было. Чаще всего ЮЗД, оставаясь полу техническими полу властными действиями, не предполагают никаких возможностей обжалования.

Но:

— если само ЮЗД не подлежит обжалованию, то мб обжаловано бездействие, связанное с несовершением юридически значимого действия. Если гос орган обязан принять решение о регистрации, но не принимает никакого решения, его бездействие мб обжаловано.

— точно также мб обжалован отказ в совершении юридически значимого действия. Вопрос недостаточно разработан в нашей теории АП, но с точки зрения практической отказ всегда может обжаловаться, т.к. его содержание препятствует гражданину в реализации его права на придание фактическому обстоятельству правовых последствий. Когда ЮЗД совершаются, никакие права не затрагиваются, никаких прав не ограничивается, просто фиксируются определенные обстоятельства. Есть дискуссия, что в определенных ситуациях сама фиксация может рассматриваться как покушение на права, но в целом мы в качестве общего теоретического постулата можем говорить о том, что фиксация факта сама по себе ничьих прав не нарушает, а вот отказ в фиксации или бездействие, связанное с несовершением юр значимого действия, мб препятствием для реализации прав и потому может выступать предметом обжалования.

Например, протоколы, акты (осмотра помещения (зафиксировали температуру, например), обследования), регистрация права.

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 165.1 ГК РФ. Юридически значимые сообщения

1. Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

2. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

документа: Гражданский кодекс РФ Часть 1 в действующей редакции

Комментарии к статье 165.1 ГК РФ, судебная практика применения

В пп. 63-68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» содержатся следующие разъяснения:

Направление юридически значимого сообщения и риск последствий его неполучения

По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее — индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Если лицу, направляющему сообщение, известен адрес фактического места жительства гражданина, сообщение может быть направлено по такому адресу.

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом (пункт 3 статьи 54 ГК РФ).

Адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме (статья 10 ГК РФ).

Правила статьи 165.1 ГК применимы если иное не следует из договора, закона и обычая

Правила статьи 165.1 ГК РФ о юридически значимых сообщениях применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон (пункт 2 статьи 165.1 ГК РФ).

Договором может быть установлено, что юридически значимые сообщения, связанные с возникновением, изменением или прекращением обязательств, основанных на этом договоре, направляются одной стороной другой стороне этого договора исключительно по указанному в нем адресу (адресам) или исключительно предусмотренным договором способом. В таком случае направление сообщения по иному адресу или иным способом не может считаться надлежащим, если лицо, направившее сообщение не знало и не должно было знать о том, что адрес, указанный в договоре является недостоверным.

Возможность направления юридически значимого сообщения посредством сети «Интернет», размещения на стенде информации

Если иное не установлено законом или договором и не следует из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон, юридически значимое сообщение может быть направлено, в том числе посредством электронной почты, факсимильной и другой связи, осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано (например, в форме размещения на сайте хозяйственного общества в сети «Интернет» информации для участников этого общества, в форме размещения на специальном стенде информации об общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и т.п.).

В юридически значимом сообщении содержится информация, имеющая правовое значение

В юридически значимом сообщении может содержаться информация о сделке (например, односторонний отказ от исполнения обязательства) и иная информация, имеющая правовое значение (например, уведомление должника о переходе права (статья 385 ГК РФ).

Бремя доказывания факта направления юридически значимого сообщения. Невручение и уклонение от получения

Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).

Судебные извещения и вызовы — юридически значимые сообщения

Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Понятие и классификация юридических фактов

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий.

Признаки юридического факта:

  • конкретное жизненное обстоятельство, выраженное вовне и реально существующее определенный период времени;
  • обстоятельство, предусмотренное нормой права, которая предопределяет его юридические свойства;
  • факт, содержащий информацию об определенном состоянии вида общественных отношений (наличие собственности, правонарушения и т. д.);
  • наличие данных обстоятельств, вызывающее определенные правовые последствия.

Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм. Они играют важную роль в правовой системе, так как связывают нормы права с реальными общественными отношениями. Следует иметь в виду, что связь между юридическими фактами, выраженными в гипотезе нормы, и правами и обязанностями, закрепленными в ее диспозиции, не является причинно-следст- венной, так как устанавливается правотворческим органом.

Еще до контакта с реальной жизненной ситуацией юридические факты организуют и предварительно воздействуют на поведение людей, обеспечивая переход абстрактной модели в конкретное поведение реальных субъектов. Определенный набор юридических фактов осуществляет своеобразное поднормативное индивидуальное регулирование. При наличии указанных фактов «срабатывают» диспозиция и санкция юридической нормы. Это особый механизм, который запускает ее действие, своеобразный «спусковой крючок», момент перехода права из состояния относительного покоя в движение применительно к реальной жизненной ситуации, к реализации социальной востребованности того потенциала, который в нем заложен.

Конкретные юридические факты вместе с юридическими нормами определяют содержание прав и обязанностей участников правовых отношений. Следует иметь в виду, что достаточно часто для возникновения или прекращения правового отношения требуется не один, а несколько юридических фактов, необходимая совокупность которых называется юридическим (фактическим) составом (например, для возникновения пенсионного правоотношения необходимо не только достижение определенного возраста, но и наличие соответствующего стажа, а также решение органов социального обеспечения о назначении пенсии).

Виды юридических фактов

Многообразие юридических фактов принято классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру наступающих последствий — правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие и комплексные (универсальные) факты (поступление в вуз, приговор суда, вступление в брак и т. д.), которые одновременно и образуют, и изменяют, и прекращают правоотношения;

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений (например, прием на работу).

Правопрекращающие — прекращают правовые отношения (например, окончание вуза).

Правоизменяющие юридические факты — изменяют правовые отношения (например, обмен жилой площади).

2. по волевому признаку юридические факты — события и действия.

События — это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (стихийные бедствия). Они могут быть уникальными и периодическими, моментальными и продолжительными, абсолютными (полностью независимыми от воли людей) и относительными (вызванными деятельностью людей, но в данном правоотношении независимыми от породивших их причин).

Действия — это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия подразделяются на правомерные (соответствующие предписаниям нормы) и неправомерные (нарушающие правовые предписания).

Некоторые ученые, наряду с событиями и действиями, выделяют правовые состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности, состояние в браке и т. д.).

Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (факты, которые специально направлены на достижение юридических последствий — приговор суда) и юридические поступки (факты, которые специально не направлены на достижение юридических последствий, но тем не менее их вызывают — художник написал картину).

Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки. Последние подразделяются на административные, гражданские, материальные, дисциплинарные, процессуальные и т. д.;

Неправомерные действия (правонарушения) делятся на проступки и преступления. Правомерные — на юридические акты и поступки.

Юридические акты представляют собой действия, направленные на достижение определенного юридического результата. Это могут быть сделки, заявления, голосование и т. д.

Юридические поступки — это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.

3. по продолжительности действия можно выделять кратковременные (штраф) и длящиеся юридические факты. Длящиеся факты получили наименование правовых состояний (состояние родства, гражданства и т. д.);

4. по количественному составу выделяются простые и сложные юридические факты.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один, а несколько юридических фактов. Их совокупность называется юридическим составом. Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты: достижение определенного возраста; трудовой стаж; решение компетентного органа о назначении пенсии.

Различают фактические составы завершенные (когда имеется необходимая совокупность юридических фактов) и незавершенные (когда еще продолжается накопление необходимых фактов), простые (когда все факты относятся к одной отрасли права) и сложные (когда в необходимый комплекс фактов входят факты различной отраслевой принадлежности. Причем их накопление проходит в определенной последовательности).

5. По значению юридические факты могут быть положительными и отрицательными.

Положительные юридические факты представляют собой жизненные обстоятельства, наличие которых вызывает, изменяет или прекращает правовые отношения (например, достижение определенного возраста).

Отрицательные юридические факты, наоборот, представляют собой такие жизненные обстоятельства, отсутствие которых является условием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (например, отсутствие близкого родства и уже зарегистрированного брака является необходимым условием для вступления в брак).