Является ли плата за капитальный ремонт обязательной

Кто имеет право не платить?

Кто не обязан платить за капитальный ремонт общего имущества в МКД? Такие «касты» есть (Федеральный закон №399-ФЗ от 29.12.15). Плата за капремонт для собственников жилья не является обязательной для:

  • обитателей аварийного жилья (деньги будут возвращены, если «поборы» начались после того, как жилище было признано непригодным или опасным для проживания!);
  • проживающих в жилище, изымаемом государством;
  • одиноких граждан, достигших 80-летнего возраста.

Некоторым гражданам будут компенсированы расходы в размере до 50%: это инвалиды 1 и 2 групп, пенсионерам от 70 лет (одиноким или проживающим в семье только из лиц пенсионного возраста), инвалидам детства и тем, у кого ребенок-инвалид.

Отдельно стоит упомянуть обладателей квартир в новостройках. Закон ничего про них не говорит и в категорию «законных неплательщиков» не выделяет.

Хотя в их случае речь о ремонте пойдет не ранее, чем через пять-десять лет. Обязаны ли собственники жилья платить за капитальный ремонт, если здание, которому по той или иной причине понадобился ремонт, «моложе» 5 лет? В этом случае все работы по восстановлению нового многоквартирного дома возлагаются на строительную компанию.

Не платить не получится, но есть все основания надеяться, что их положение будет принято во внимание законодателями.

Смотрим положения закона

Плата за капремонт — обязательна или добровольна? Еще каких-то пару-тройку лет назад взносы эти действительно носили добровольный характер.

В 2014 году (с 1 июля) были внесены изменения в Федеральный закон №271-ФЗ. В частности, статья 13 «украсилась» пунктом 8.2, а он как раз и подразумевает минимальные взносы на капремонт.

Совершенен ли закон? На текущий момент действительно бросаются в глаза нечеткости, например отсутствие границы между текущим ремонтом и капитальным.

То есть на практике, разумеется, все понимают разницу в терминологии — текущий ремонт это мелкие исправления, такие как покраска, штукатурка, ремонт конструкций. К капитальному относятся уже более масштабные работы — усовершенствования конструкций, реставрация изношенных частей и т.д.

Но в том-то и дело, что графа в платежках от ЖКХ называется «текущий ремонт». Но ведь жильцы и так за него платят, потому и возмущаются: почему обязуют платить еще?!

Возмущаться на самом деле следует только нечетким формулировкам закона, который не всегда можно правильно понять сразу. На самом деле деньги пойдут на предназначенные для этого цели.

Беда еще и в том, что граница между текущим и капитальным ремонтом зачастую весьма условна.

Другая причина недовольства обитателей домов — это складывание денег в, как они думают, «общий котел». То есть, предусмотрены две «копилки»:

  • специальный счет отдельного здания (устанавливается в согласовании с собранием собственников жилья);
  • счет регионального оператора.

Понятно, что последняя «копилка» более объемная и туда поступают взносы со многих домов. Обязательно ли платить в фонд капитального ремонта, ведь многие абсолютно справедливо не желают оплачивать чужие ремонты?

Но по уверению властей, этого опасаться не стоит — ведется строгий учет всех поступающих траншей и ни один дом не будет отремонтирован за счет другого.

Размер траншей в разных регионах России тоже варьируется. На его размер влияют многие нюансы, например, насколько старое здание, из какого материала построено, есть в нем лифт или нет, и т.д.

Отсутствие первого взноса и отсутствие оплаты после первого взноса: есть ли разница?

Взносы имеют предварительный характер, работы будут произведены, когда нужная сумма накопится на счету. ТСЖ может полностью взять этот процесс в свои руки и открыть собственный счет.

Правда, есть одно «но» — если срок подойдет, а окажется, что средств нет, собственникам придется брать кредит в банке.

Обязаны ли мы платить за капитальный ремонт дома, если нет договора? Бытует и такое мнение: если договор не подписан и не был произведен первый платеж (именно он является действенным подтверждением стороны о существовании договорных отношений), то и платить не надо.

При этом ссылаются на ст.425 ГК, регламентирующую принятие договора.

Так бы хотелось, но на самом деле все опять упирается в пресловутый Федеральный закон №271-ФЗ и статью 169 ЖК.

Именно они, а не договор, диктуют хозяевам квартир, платить или нет. В нормативно-правовых актах четко прописана необходимость оплаты.

После принятия закона отведено восемь месяцев на то, чтобы хозяева квартир определились на общем собрании, кому они будут передавать взносы — региональному оператору или на спецсчет своего здания.

Потому как именно общее собрание собственников есть орган управления домом (ст. 44 ЖК), но — не есть последняя инстанция.

Если решение не принято, ничего страшного — региональный счет уже существует и любезно предоставлен муниципалитетом.

Обязательно ли платить за капремонт? Как видим, вопрос «можно ли не платить» не стоит вообще — оплачивать ремонт обязало законодательство. Выбор есть «куда перечислять взносы» — и тут собственникам предоставлена определенная свобода действий.

Последствия

Неблагоприятные:

  • постепенно ветшающее здание (в нем жить не только неприятно, но иногда и небезопасно. Мало кому хочется, входя в лифт, гадать, доедет он благополучно до нужного этажа или нет);
  • уведомления от Управляющей компании;
  • просрочка платежей и начисление пеней;
  • судебное разбирательство.

Размер пеней будет зависеть от того, какие тарифы установлены в конкретном взятом регионе.

Отдельно следует упомянуть о том, как может отреагировать Управляющая компания. Коммунальщики имеют право уведомлять должника о просроченных взносах (официальный документ, почтовым отправлением с уведомлением под подпись), а затем применять санкции.

Сюда относится и отключение коммунальных услуг. Причем наличие несовершеннолетних детей не будет являться препятствием.

А меры воспоследуют (п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг). Вплоть до «тяжелой артиллерии» (иск с требованием выселения), потому как по заявлению заместителя министра строительства и ЖКХ А.Чибиса, положение сложилось почти что отчаянное.

Примерно одна четверть россиян не считает нужным выполнять предписания закона об обязательных взносах на капитальный ремонт. Разрешат ли власти кому-то не соблюдать закон — вопрос риторический.

Поэтому, задавая себе вопрос: «Обязан ли я платить в фонд капитального ремонта дома?», задумайтесь еще и вот о чем — лучший способ избежать проблем от неуплаты — это не допускать ее.

Для этого необходимо осознать, что пусть формулировки закона могут быть пока далеки от совершенства, но платите вы в любом случае себе и только себе — за комфортное и безопасное проживание.

Капремонт: что будет, если за него не платить, и насколько все законно

«ВК Пресс» узнал у начальника Третьего отдела Некоммерческой краевой организации (НКО) «Фонд капитального ремонта» Евгения Тяжельникова, что может быть, если за капремонт все же не платить, и насколько все происходящее законно.

— Евгений Станиславович, в Новороссийске уже принято решение не оказывать государственные услуги злостным неплательщикам за капремонт. Чем конкретно это обернется для тех, кто не платит?

— Сначала скажу, что подобная программа капремонта многоквартирных домов действует по всей стране. Платить должны все россияне — в этом смысле ни Краснодарский край, ни отдельно взятый Новороссийск исключениями не являются.

Между тем город Новороссийск в рейтинге муниципальных образований Краснодарского края по состоянию на начало октября занимает 42 место из 44 с собираемостью платежей в фонд капремонта всего в 32 процента. Поэтому и принято решение информировать людей дополнительно и ограничивать должников в реализации каких-либо нужд, например, в получении справок в МФЦ (многофункциональном центре).

Только после погашении задолженности таким гражданам выдается соответствующая справка установленного образца, после чего они могут получать необходимые госуслуги в том же МФЦ. При необходимости делается дубликат (копия) квитанции об оплате долга.

Судя по ежедневному мониторингу, принятая мера уже позволила получить положительную динамику с платежами.

— А насколько законны такие ограничения для граждан?

— Могу лишь сказать, что региональный оператор такие ограничения не создает. Решения местных органов самоуправления оценивать я не могу.

— Через Интернет распространяется обращение к жильцам многоквартирных домов с призывом не платить в фонд капремонта. Приводятся два довода. Первый — определением Верховного суда РФ от 04.06.2014 года за № А-57-АПГ14-2 — плата за капремонт для собственников жилья не является обязательной, поскольку это фонд, а фонд собирается из добровольных пожертвований. Второй довод — Конституция РФ не предусматривает платы за несуществующие (или, скажем мягче, еще не оказанные) услуги. Вы можете опровергнуть эти доводы?

— Начну со второго из приведенных доводов. Действительно, собственники не хотят вносить плату за невыполненные работы. Однако надо всем нам понимать, что краевой закон о региональном фонде капремонта не выходит за рамки изменений в Жилищном Кодексе и говорит о том, что собственники оплачивают тариф на капитальный ремонт. А это значит, что установленный тариф, рассчитанный из жилой площади собственника, должен быть оплачен, а внесенные средства в конечном итоге обязательно пойдут на капремонт.

К тому же в законе нет понуждения к оплате за невыполненные работы. Субъектом Федерации установлен минимальный тариф — 5,32 рубля на квадратный метр.

Постановлением краевых властей № 828 от 28 августа этого года определен порядок формирования и утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта. В чем заключается этот порядок? Региональный оператор имеет так называемый «общий котел» всех многоквартирных домов и может направлять накопленные средства из этого котла на ремонт конкретного дома, который еще не собрал достаточно средств на оплату этой услуги. Период такого заимствования составляет 36 месяцев.

На пальцах это выглядит следующим образом. Дом-претендент, в соответствии с установленным порядком, должен иметь максимальное количество собранных денежных средств и тогда рассматривается для реализации краткосрочного плана. Например, дом имеет работ по капитальному ремонту на 1 млн. рублей, но собрал 350 тыс. рублей. Так вот, если порядок расчетов в 36 месяцев, исходя из общей суммы тарифов, дает возможность выполнить работы уже в текущем году, тогда деньги из «общего котла» направляются на этот дом, работы выполняются. И теперь собственник уже платит не тариф, а восполняет стоимость конкретно выполненных работ. Без всяких процентов и кредитов собственник получает капитальный ремонт.

Второй момент — в отношении нашей некоммерческой организации, регионального фонда. Приводимое в Интернете решение Верховного суда было принято по Белгородской области. Но наши граждане, к сожалению, видят в подобных документах не то, что в них написано, а то, что им хотелось бы увидеть. На самом деле, в этом решении говорится, что учредителями таких НКО, как мы в Краснодарском крае, является административная структура, в нашем случае — краевой Департамент ЖКХ. У нас есть определенный Устав, согласно которому нашей функцией является осуществление капитального ремонта в рамках закона Краснодарского края. Период действия закона установлен в 30 лет, на этот срок и создана наша некоммерческая организация.

Надо добавить, что все собираемые в фонд денежные средства идут исключительно на выполнение капитального ремонта. Обращаю на это особое внимание. Поскольку даже на заработную плату сотрудникам регионального фонда и на прочие нужды собранные средства собственников не идут. Все собираемые деньги до копейки идут только лишь на оплату выполненных работ по капитальному ремонту. А зарплата, выплата налогов и прочее идет за счет средств, выделяемых учредителем — Департаментом ЖКХ Краснодарского края.

— Могут ли жильцы самостоятельно накапливать средства на капремонт?

— Собственники многоквартирного дома на общем собрании могут принять решение накапливать денежные средства не на счету регионального оператора, а самостоятельно. В этом случае после подачи к нам в отдел протокола собрания в течение трех месяцев мы прекращаем взаимодействие с таким домом, а все накопленные ранее денежные средства передаются собственникам. И затем жильцы этого дома самостоятельно реализуют программу капитального ремонта, но под надзором государственной жилищной инспекции края.

— Где и как собственникам жилья можно узнать, на какой год по региональной программе запланирован капремонт того или иного дома?

— Эти данные приводятся на официальном сайте НКО «Фонд капитального ремонта» — kapremont23.ru, который в полном объеме раскрывает правила и порядок капремонта. Один из разделов — «Узнай все о капитальном ремонте», в котором расположена Программа Краснодарского края с приложением, где указаны абсолютно все многоквартирные дома всех без исключения муниципальных образований края — в адресах, видах необходимых работ по капитальному ремонту и сроках их исполнения.

При этом обращаю внимание на тот факт, что сроки проведения капремонта могут быть передвинуты на более ранние, если жильцы исправно вносят оплату, а также сдвинуты на более поздние года при наличии больших задолженностей собственников. Согласно краевому закону, программа капремонта ежегодно актуализируется, то есть в нее вносятся изменения. В том числе в списки вносятся не вошедшие в них прежде дома, как правило это только что построенные и введенные в эксплуатацию многоэтажки. Либо исключаются дома, признанные аварийными, из которых жильцы должны быть переселены, а сами здания снесены.

Платить или нет сборы на капремонт

Нет, не может. Но есть отдельные категории жильцов, которые освобождены от уплаты таких взносов: жители муниципального жилищного фонда и собственники помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также в многоквартирных домах, в отношении которых принято решение органов государственной власти или органов местного самоуправления об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом доме (например, для строительства объектов транспортной инфраструктуры).

Однако законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и льготы по оплате взносов на капремонт для пожилых граждан. С 1 января 2016 года Жилищный кодекс дает регионам такое право — освобождать одиноких неработающих россиян в возрасте 80 лет и старше от уплаты взносов на капитальный ремонт и право предоставить скидку в 50% для одиноких неработающих граждан, достигших 70 лет. Так, например, это право уже реализовано на уровне Москвы и ряда других субъектов РФ.

Кроме того, ЖК устанавливается, что инвалидам I и II группы, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в размере не более 50% этого взноса.

Госдума решила отменить освобождение пенсионеров от платы за капремонт

До конца недели Госдума примет закон, который разрешит регионам компенсировать 100% взноса за капитальный ремонт одиноко проживающим пенсионерам старше 80 лет и 50% взноса — одиноко проживающим пенсионерам старше 70 лет. Льготы получат и некоторые категории инвалидов. Но сначала придется расплатиться с долгами по ЖКХ.

Законопроект внесла группа депутатов из «СР». Первоначально речь шла лишь о наделении субъектов РФ правом «освобождать от уплаты взносов на капремонт одиноко проживающих пенсионеров, достигших возраста 80 лет, и семей, состоящих только из совместно проживающих пенсионеров, из которых хотя бы один достиг возраста 80 лет». Документ приняла в первом чтении 4 декабря 2015 года — после того как его соавторами стали видные единороссы, получившие согласие правительства на распространение льгот и на другие категории граждан.

Ко второму чтению законопроект существенно видоизменился. Первая его часть по-прежнему говорит о праве, а не обязанности регионов своими законами облегчать бремя платы за капремонт пенсионерам старшего возраста. Но теперь обещается не освобождение от платы, а «компенсация расходов» собственникам жилья: если одиноко проживает пенсионер старше 80 лет — в 100%-ном размере, а если одиноко проживает пенсионер старше 70 лет — 50%-ном. Причем право на компенсацию получат лишь неработающие пенсионеры.

Семья из неработающих пенсионеров любого возраста тоже имеет шанс на льготу: если один из них, собственник помещения, старше 80 лет — в размере 100%, а если один из них, собственник, старше 70 лет — в размере 50%.

Компенсация будет рассчитываться исходя из минимального взноса за квадратный метр площади, установленного в данном субъекте РФ (в Москве — 15 руб.), и «размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения», используемого для расчета субсидий на оплату услуг ЖКХ. В Москве, к примеру, стандарт составляет 33 кв. м на одиноко проживающего. То есть если у одинокого пенсионера старше 80 лет площадь жилья свыше 33 кв. м, за «излишки» он заплатит по полной ставке.

Если у регионов есть право, но нет обязанности вводить компенсации, где гарантия, что они это сделают? Зам. главы Комитета по ЖКХ Павел Качкаев («ЕР») заверил «МК», что гарантией являются заложенные в бюджете 2016 года около 5 млрд рублей на обеспечение перечисленных в законе льгот.

Право на компенсацию не более 50% взноса, рассчитанную по тем же правилам, получат и инвалиды первой и второй групп, дети-инвалиды и родители детей-инвалидов. Эта льгота от воли региональных властей не зависит, хотя некоторые из них сами ввели ее, не дожидаясь «отмашки» сверху.

Если у одинокого пенсионера старше 80 лет площадь жилья свыше 33 кв. м, за «излишки» он заплатит по полной ставке

Чтобы получить субсидии на оплату ЖКХ, требуется приложить немало усилий на сбор разных справок, а мы ведь говорим об очень пожилых, одиноких и больных людях… Г-н Качкаев полагает, что для получения компенсации платы за капремонт дело ограничится одной-двумя справками — компенсация не зависит от уровня дохода, а данные об одиноко проживающих есть в ЕИРЦ, а о неработающих пенсионерах и их возрасте — в Пенс

ионном фонде.

На самом деле никто не знает, сколько документов придется собрать, чтобы получить право на компенсацию: регионы еще должны принять свои нормативные акты на сей счет. Так как закон должен вступить в силу с 1 января 2016 года, на это остается совсем немного времени.

И еще один важный момент: как и в случае с субсидией на оплату ЖКХ, «компенсация будет предоставляться лишь в том случае, если у получателя нет долгов по оплате ЖКХ», пояснил г-н Качкаев. Значит, тем пенсионерам, которые бойкотировали взнос на капремонт, придется все же заплатить за полгода и потом платить исправно.

По данным Комитета по ЖКХ, одиноко проживающих пенсионеров тех возрастов, которые получат право на компенсацию, в стране порядка 2,7 млн человек. А инвалидов из вышеперечисленных категорий — 8432 человека.

Новые правила оплаты капитального ремонта в многоквартирном доме

В настоящее время по самым скромным оценкам треть многоквартирных домов (МКД) в РФ изношены и нуждаются в капитальном ремонте.
Капитальный ремонт многоквартирного дома – проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

До вступления в силу Федерального закона РФ от 25.12.2012 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (далее Закон № 271-ФЗ) капитальный ремонт помогал проводить фонд реформирования ЖКХ. Теперь фонд будет спонсировать только переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. После вступления в силу Закона № 271-ФЗ за капитальный ремонт будут платить собственники жилплощади в многоквартирных домах. Платежи за капремонт являются обязательными. Размер ежемесячной платы в каждом регионе устанавливается отдельно и будет варьироваться от 5 до 7 рублей с квадратного метра.

К 2014 году органы местного самоуправления обязаны создать фонд капитального ремонта и назначить регионального оператора, который будет ремонтировать жилфонд и своевременно публиковать информацию о состоянии ремонтируемых домов в сети интернет.

На первый взгляд всё предельно ясно, более того, в некоторых регионах и до принятия указанного закона за капитальный ремонт жилых домов платили собственники, однако вокруг этого документа ходит множество домыслов и слухов о том, как будут собираться и расходоваться эти деньги. Далее рассмотрим плюсы и минусы Закона № 271-ФЗ, его новшества, и как это отразиться на кошельках рядовых граждан.

Новый закон, по сути, не привнес новую норму в гражданское право, так как в ГК РФ (ст. 210) и в ЖК РФ (п.1 ст. 158) четко прописано: ответственность за содержание жилья, находящегося в собственности, лежит на его собственниках. Другими словами, человек, купивший, приватизировавший или иным способом получивший право собственности на квартиру в многоквартирном доме, получает не только права, но и обязанности по содержанию жилья в надлежащем состоянии (ремонт крыши, фасада, фундамента и т.д.).

Закон № 271-ФЗ, признавая плату за капремонт обязательной для всех собственников, направлен на создание четкого механизма, который позволит проводить капремонт всего жилого фонда в плановом порядке.

По данным Росстата в конце 2011 года в РФ насчитывалось 20,5 млн квадратных метров аварийного жилья, а также почти 80 миллионов – «ветхого»

По данным Росстата в конце 2011 года в РФ насчитывалось 20,5 млн квадратных метров аварийного жилья, а также почти 80 миллионов – «ветхого». Удельный вес таких жилищ в общем объеме жилищного фонда составляет 3%. По неофициальным данным, еще примерно столько же фактически являются аварийными, но таковыми не признаны, т.к. у местных бюджетов просто нет средств на расселение жильцов из таких домов. Сумма, необходимая для приведения жилого фонда в надлежащее состояние, для бюджета неподъемная. Вполне целесообразно то, что собственники будут выполнять предусмотренную законом обязанность содержать свое имущество.

Но, учитывая неприятную закономерность, когда деньги исчезают, либо используются не по назначению, гражданам необходимы гарантии, что эти средства не разворуют и направят на цели, для которых осуществлялся их сбор. Закон № 271-ФЗ решает эту проблему следующим образом:

1-й вариант: до конца 2013 года регионы РФ должны создать фонд капитального ремонта и учредить государственное предприятие – регионального оператора. Региональный оператор будет проводить капитальные ремонты на средства, которые будут поступать в фонд по плану, в который будет включен каждый многоквартирный дом в субъекте РФ. Составлять такие списки будут органы местного самоуправления. Реестры будут находиться в общем доступе, и каждый гражданин сможет следить за продвижением очереди на ремонт. В каждом регионе для жильцов будет установлен свой размер платы, но при этом федеральный и региональный бюджеты будут софинансировать капремонты.

Данный вариант сбора средств фактически противоречит Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ. Как было отмечено выше, собственник несет бремя содержания своего имущества, но не чужого. По общему правилу чиновники разрешают использование собранных средств с одного дома на капитальный ремонт другого, согласно утвержденному графику. Остается только догадываться каким образом будет сформирована очередь, и кому выделят в первую очередь помощь, а чей дом отремонтируют через 10 лет;

2-й вариант: ТСЖ вправе открыть собственный специальный счет, на который собственники будут перечислять взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта. При этом средства с такого счета могут быть использованы только для капитального ремонта и ни для чего другого.

В случае если Управляющая компания своевольно повысит размер взноса на капитальный ремонт, собственники за защитой интересов могут обратиться в суд.

Судебная практика

Рассмотрим пример: Решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан.
Из материалов дела: Истец И.А.П. обратилась с исковым заявлением к ООО «Жилкомзаказчик», мотивируя свои требования следующим: Обслуживание дома, в котором она является собственником квартиры, осуществляется управляющей организацией ООО «Жилкомзаказчик» (УК).
Несмотря на то, что общим собранием собственников жилья решение о проведении капитального ремонта дома не принималось, размер взносов не устанавливался, от управляющей компании предложений о сроках проведения капитального ремонта не поступало, УК взимает плату за капитальный ремонт дома.

Истец неоднократно обращалась в управляющую компанию с просьбой прекратить начисление по данной статье, однако в нарушение требований ст. 44 и 158 Жилищного кодекса РФ и при отсутствии какого-либо иного решения собственников жилых помещений, расположенных в доме №, УК продолжила начислять и удерживать плату по статье «капитальный ремонт» для жителей указанного дома.

Истец просит признать действия УК по начислению платы за капитальный ремонт, незаконными и обязать УК прекратить начисление по данной статье и произвести истцу выплату наличными или перечислением на банковский счет излишне уплаченные суммы за капитальный ремонт.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковое заявление И.А.П. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям: принятие решения о ремонте общего имущества собственников жилья в многоквартирном доме отнесено статьей 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников жилья.

Как установлено судом, истцом заключен договор управления многоквартирным домом с УК, по условиям которого управляющая организация обязуется оказать комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставление коммунальных услуг собственнику и пользующимся его помещениями лицам. Пунктом 4.9 Договора управления предусмотрено указание в выставляемом Управляющей организацией платежном документе в составе начисленной платы за жилое помещение платы за капитальный ремонт общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме при условии принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о проведении капитального ремонта общего имущества собственников в соответствии со ст. 44 и 158 ЖК РФ. Согласно пункту 4.18 Договора управления капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника на основании дополнительного соглашения к договору, подготовленного на основании решения общего собрания собственников помещений.

Ответчиком не представлено доказательств того, что собственниками помещений многоквартирного дома (адрес) принималось решение на общем собрании о сроках проведения капитального ремонта многоквартирного дома и об оплате расходов на проведение капитального ремонта. В нарушение условий пункта 4.18 Договора управления дополнительное соглашение к нему о проведении капитального ремонта не заключалось.

Произведенный ремонт кровли не дает основания для взыскания этих средств с собственников жилья путем ежемесячного сбора средств, поскольку доказательств утверждения на общем собрании собственников сметы и порядка оплаты этих работ не имеется. Тем самым ответчиком нарушены положения ч. 2 ст. 158 ЖК РФ, оснований для сбора с собственников жилых помещений в многоквартирном доме платы за капитальный ремонт у ответчика не имелось.

Протоколом общего собрания собственников дома подтверждено установление размера платы на содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. Однако из представленных истцом квитанций и представленной ответчиком выписки из лицевого счета следует, что наряду с начислением платы за содержание жилья истцу производилось начисление платы за капитальный ремонт отдельной строкой в размере N руб., что противоречит представленному ответчиком решению общего собрания.

При таких обстоятельствах следует признать обоснованными требования истца о незаконности установления ответчиком платы за капитальный ремонт истцу и перерасчете платы, которые следует удовлетворить в пределах заявленного истцами требования.

Вывод: второй вариант является предпочтительным. Прежде всего, капитальный ремонт не привязан к установленному чиновниками плану, следовательно, сделать его можно раньше, чем в порядке очереди. Кроме того, собственники сами устанавливают размер ежемесячных взносов (размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт не должен быть менее, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта РФ). Ремонтные работы выполняют управляющая компания или любая другая организация по решению собственников. Банк перечислит деньги подрядчику только после того, как владельцем спецсчета будет представлен акт приемки работ, подписанный представителями собственников, органов местного самоуправления.

Важно: в соответствии со ст. 175 ЖК РФ, владельцем специального счета может быть ТСЖ, осуществляющее управление МКД и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу, и, в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.

Таким образом, если полномочия ТСЖ выходят за рамки ст. 175 ЖК РФ, то оно должно открывать счета у регионального оператора, либо дробиться на отдельные ТСЖ.

В случае если собственники многоквартирного дома до 2014 года не определятся, каким образом собирать средства на капитальный ремонт общего имущества, они «по умолчанию» попадают в региональный фонд. Так или иначе избежать капремонта не получится.

Более того, в соответствии со ст. 165 ЖК РФ, взнос на капремонт является обязательным платежом, и за просрочку платежа предусматривается пени 1/300 от ставки рефинансирования Центрального Банка. Решение собственников об отказе от уплаты будет являться незаконным. Деньги с неплательщиков могут взиматься и в судебном порядке.

Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД принимается на общем собрании собственников помещений. Собственники в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД по предложению лица, осуществляющего управление домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, регионального оператора, либо по собственной инициативе.
Возникает вопрос: Что делать если пришло время делать ремонт, а средств недостаточно?

Можно взять кредит в банке под поручительство регионального фонда.
Перейти в региональный фонд и затем платить ему, пока не будет погашена сумма, потраченная на капремонт.
Следует отметить, что ТСЖ, которое перечисляло денежные средства в региональный фонд, может выйти из него и открыть специальный счет. И если плановый ремонт в его доме еще не был произведен, денежные средства будут перечислены на спецсчет. Если ремонт уже произведен, но перечисленных средств не хватило, и фактически доплачивал региональный фонд, то ТСЖ должно сначала погасить долг, и только потом открывать спецсчет.

Итак, собственники жилых помещений обязаны нести расходы на капитальный ремонт. Как быть нанимателям муниципальных квартир? В муниципальных квартирах собственник – муниципалитет. Значит, и платить должен муниципалитет. Люди, которые живут в муниципальных квартирах, от уплаты взноса на капитальный ремонт освобождаются.

Такой позиции придерживается и Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 11 сентября 2013 г. № 17АП-9691/2013-ГК).
Из материалов дела: ООО «Единый РКЦ» г. Ижевск обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к муниципальному образованию «город Ижевск» в лице Администрации муниципального образования «город Ижевск» о взыскании 634 635 руб. 34 коп. долга за услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов, где администрация является собственником некоторых квартир; 50 000 руб., 00 коп. в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики с муниципального образования за счет казны муниципального образования в пользу ООО взыскано 470 404 руб. 97 коп. долга, а также 62 408 руб. 10 коп. в возмещение судебных расходов.

Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Считает недоказанным факт принадлежности ответчику квартир в спорных домах. Указывает на отсутствие решения собрания собственников помещений в спорных домах о производстве капитального ремонта. Указывает на отсутствие заключенного договора управления между ООО «Ижкамсервис» и Администрацией г. Ижевска как собственника муниципального жилого помещения, в связи с чем требование о взыскании задолженности не могло перейти к истцу в рамках ст. 384 ГК РФ. Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В ч. 1 ст. 36 ЖК РФ содержится перечень имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.

Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Следовательно, являясь собственником помещений в многоквартирных жилых домах, муниципальное образование обязано нести бремя содержания принадлежащего ему имущества путем внесения платы за капитальный ремонт общего имущества домов.

Апелляционным судом не принимается во внимание довод апеллянта об отсутствии заключенного договора управления ООО «Ижкамсервис» и Администрацией г. Ижевска.

В соответствии с п. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение о выборе управляющей организации в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным.
Необходимость капитального ремонта спорных домов подтверждается актами обследования домов и техническими паспортами на указанные дома. Кроме того, представленными в материалы дела протоколами общих собраний собственников многоквартирных домов подтверждена необходимость взимания платы на проведение капитального ремонта.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 г. № 1077 утверждены федеральные стандарты стоимости капитального ремонта помещений, которые для Удмуртской Республики на 2012 – 2014 гг. составили 5 руб. 50 коп. на кв. м площади в месяц.

Согласно расчету истца, за общий период времени с 01.01.2010 г. по 31.12.2012 г. стоимость капитального ремонта составила 470 404 руб. 97 коп. Указанный расчет судом проверен и признан обоснованным.

Взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов вызвали, пожалуй, не меньше споров, чем пресловутые «общедомовые нужды». В социальных сетях и почтовых ящиках горожан то и дело появляются призывы «не платить», «писать отказы», а также ссылки на некие судебные решения о «незаконности» взносов.

Александр БараевВооружившись экземпляром подобной листовки, мы обратились с вопросами к и.о. генерального директора областного фонда капитального ремонта Александру Бараеву.

– Александр Викторович, авторы листовки ссылаются на определение Верховного суда РФ NoА 57-АПГ 14-2 от 04.06.2014 года, в котором говорится, что «законом не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт»…

— Это определение касается конкретного областного закона, принятого в Белгородской области, – тот закон действительно не обязывает собственников, потому что всего лишь регламентирует работу регионального оператора. Обязанность платить взносы на капремонт устанавливает Жилищный кодекс. А такими методами как распространение подобных заявлений, «отказы» – некоторые граждане пытаются дискредитировать систему организации капремонта, которая формируется в каждом субъекте России.

Да, закон несовершенен, над ним еще нужно работать. Но он вступил в действие, и мы должны его исполнять. Либо инициировать какие-то изменения. А если просто игнорировать – понятно, что в любом государстве есть механизмы, которые заставят исполнять закон. В отношении взносов на капитальный ремонт – это пени и суды, и мы этими инструментами будем пользоваться. Кстати, подобные судебные решения попадут в кредитную историю данного гражданина, и это будет влиять на его взаимоотношения с банками, например при получении кредита.

– Сбор взносов на капремонт стартовал в нашей области с ноября прошлого года. Начнется ли ремонт уже в этом году?

– На этот год по области запланирован капитальный ремонт 125 многоквартирных домов. Начало работ будет зависеть от того объема средств, которые собираются на территории конкретного муниципального образования: если видим, что в этом МО собираемость удовлетворительная, то мы начинаем работу по ремонту домов. Сегодня наши сотрудники поехали в Котлас, там уже оформляются документы по передаче домов под капитальный ремонт.

В областном центре в план заявлено 22 дома. Но если с другими МО мы начали работу по отбору домов, обследованию, составлению сметных расчетов еще осенью прошлого года, то в Архангельске, к сожалению, этот план был сформирован только в самом конце марта. Но, думаю, к середине лета на конкурсной основе будут выбраны подрядчики по большинству домов. За исключением деревянных, где нужно сначала заказать проект и только затем начинать ремонт. В любом случае это будет сделано в текущем году.

– Капитальный ремонт – масштабная работа, успеете ли? Полгода уже прошло.

— Будут объекты, переходящие на 2016 год, в Архангельске в том числе. По многим домам на этот год запланированы, например, только ремонт кровли и фундамента, а инженерные сети переходят на следующий год. Как правило, на одном доме один вид капремонта занимает 30–40 рабочих дней. Если одновременно начать работы по нескольким видам, то в течение месяца-двух основную часть вполне реально завершить. Лишь бы подрядная организация имела достаточно опыта.

– Давайте поговорим о взносах и квитанциях. Один из частых вопросов – как объединить счета, чтобы на семью, в которой несколько собственников, приходила одна общая квитанция?

– Нормы закона предписывают выставлять квитанции каждому собственнику. Но мы предлагаем такое решение: написать нам заявление об объединении лицевых счетов. Бланк заявления есть на нашем сайте, но можно написать и в произвольной форме, главное, чтобы на нем подписались все собственники и приложили копии документов, подтверждающих право собственности. Заявление можно принести лично, прислать по факсу или обычным письмом. На квитанции указан наш адрес, номера телефонов, факса, адрес электронной почты. На электронку тоже можно отправить документы, но тогда нужно обязательно отсканировать заявление, чтобы были оригинальные подписи собственников.

Но есть одна тонкость: мы не объединяем счета в отношении льготополучателей. Это принципиально, поскольку мы должны льготников идентифицировать с их нормой площади. Простой пример: квартира приватизирована на пятерых собственников, среди них один льготник. Четыре человека могут написать заявление об объединении счетов, и в эту квартиру будут приходить две квитанции – одна на льготника, другая на остальных собственников. Даже если льготников несколько, их квитанции объединить нельзя, потому что расчет льгот различен: скажем, для инвалидов – одна норма, для ветеранов другая…

– Почему собственники-льготники получали квитанции с разными суммами льгот?

– В квитанциях за первые два месяца (ноябрь, декабрь) не были указаны суммы льгот. Но уже в январской квитанции льгота была рассчитана с учетом ноября, декабря и за январь. В каждой следующей квитанции льгота указана за соответствующий месяц. К тому же в ноябре-декабре прошлого года тариф на капремот был 6 рублей 10 копеек, а с января – 6 рублей 37 копеек с квадратного метра. Поэтому и льготы за прошлый год и за этот тоже разные. А вот если собственник имеет право на льготу, а в квитанции она не обозначена, это уже проблема. В таком случае нужно любыми доступными способами дать нам сигнал, и мы будем разбираться индивидуально.

– А если квитанции вообще не приходят?

— Одна из причин – по этому человеку у нас нет данных. Это проблема всех региональных операторов: закон обязал выпустить квитанции на всех собственников помещений, но не сказал, где взять информацию по собственникам. Росреестр, с которым мы работаем на платной основе, имеет эти данные только с 1998 года. А приватизация началась в 1991-м. И добывать информацию за «выпавшие» семь лет приходится из разных источников, и далеко не все идут на контакт. Поскольку здесь вклинивается закон о защите персональных данных. Поэтому если кому-то из собственников не приходит квитанция, необходимо нам тоже подать сигнал. Это в интересах собственника.

– Скорее получится наоборот: человек скажет, хорошо, мне не приходят квитанции, значит, и платить не надо…

— Это может быть «хорошо» до определенного момента. Но рано или поздно мы всю базу соберем и будем взыскивать долг, а срок исковой давности у нас – три года. И можете не сомневаться, как только мы установим собственника, квитанция ему будет выставлена с ноября 2014 года.

Есть еще одна причина, почему не приходят квитанции. Есть дома, которые находятся на спецсчете, и там задача по печати и распространению квитанций возлагается на собственников или уполномоченных ими лиц. Мы не занимаемся поиском собственников в этих домах. Мы можем для этих домов сформировать квитанции: уполномоченные лица приходят к нам, получают сформированные квитанции, сами печатают, распространяют и занимаются должниками.

Как определить, на каком счете ваш дом? На нашем сайте есть информация, можно поискать свой дом в списке тех, которые выбрали спецсчет. Посмотрите в квитанцию: если в расчетном счете обозначен «Сбербанк», «Россельхозбанк», «Петрокоммерц» либо другой банк, кроме «Газпромбанка», то это однозначно специальный счет. Потому что регионалный оператор («общий котел») работает с «Газпромбанком», ну и есть порядка 70 домов, у которых в том же банке специальный счет. Еще в верхнем углу квитанции обозначен код: если это «код-1», то это счет «общего котла», а «код-2» означает специальный счет.

– Как объяснить такую ситуацию: собственник уплатил взнос по первой квитанции, но в следующей ему выставили долг?

— Закон обязывает нас как регионального оператора работать с «общим котлом». То, что мы ведем учет средств, формируем квитанции по спецсчету, – это дополнительные обязан ности, которые мы взяли на себя, понимая те сложности, что возникают у собственников. Можно сказать, со спецсчетами мы работаем по остаточному принципу. Да, действительно, некоторые платежи не учитываются в нашем расчетном биллинговом центре по два-три месяца.

Но главное – понимать, что эти деньги не потерялись, они фактически уже лежат на специальном счете, просто мы не соотнесли эту платежку в нашей расчетной системе. Когда мы это сделаем, долга не будет – когда выйдем на плановый выпуск квитанций. А пока идем с опозданием: сейчас выставляем квитанции за апрель, через пару недель – за май, потом за июнь. И там уже срок между квитанциями будет составлять не две недели, а четыре, и у нас будет возможность вовремя вносить информацию в наш расчетный центр. Если вы оплатили предыдущий взнос, вносите только текущий платеж. На «долг» внимания не обращайте.

– А если накопился реальный долг?

– Пока региональный оператор никаких санкций ни к кому не применяет, стараемся вести разъяснительную работу, убеждать. Сейчас пени не начисляем, потому что должны выйти на плановый выпуск квитанций.

По закону оплата квитанции должна быть произведена до 20-го числа следующего месяца. То есть, если квитанция за июнь, она должна быть оплачена до 20 июля. Теоретически, с 21 июля мы уже вправе начислять пени. Понятно, что в июле мы этого делать не будем, еще дадим месяц-другой, чтобы собственник увидел, что все идет в установленные сроки, а потом уже будем механизм этот использовать.

– Освободят ли новые дома от взносов на капремонт?

— О возможном освобождении новостроек на какой-то период от взносов говорят еще с прошлого года, но на сегодня таких изменений в Жилищный кодекс не внесено.

– Какова собираемость взносов в нашей области?

— В целом по области собираемость – порядка 34 процентов. Мы это связываем с тем, что квитанции не выставляются в определенные сроки, кому-то не начисляются льготы, есть проблемы по выплате, от нас не зависящие. Плюс некоторое недоверие граждан к новой системе. Тем не менее за последний месяц мы собрали больше, чем начислили.

– Областные власти определили минимальный размер взносов на капремонт. Есть ли дома, где собственники решили увеличить отчисления?

– Есть такие решения. Максимальный размер – по 20 рублей с квадратного метра, в обычной пятиэтажке в Архангельске. Есть – по 10– 12 рублей. Просто там живут активные люди, которые заинтересованы сохранить дом в нормальном состоянии и провести капремонт как можно раньше.

Спрашивала Людмила АСЮТЧЕНКО