Взаимодействие полиции с общественностью

Основные формы взаимодействия полиции с общественностью: проблемы и перспективы развития

(Васильев С. А.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2012, N 12) Текст документа

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИЦИИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ <*>

С. А. ВАСИЛЬЕВ

——————————— <*> Vasiliev S. A. Basic forms of interaction of the police with the public: problems and prospects.

Васильев Станислав Александрович, адъюнкт Академии управления МВД России.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия полиции с общественностью, а также законодательное закрепление такого взаимодействия, дается анализ существующих проблем и оцениваются перспективы развития общественных отношений в данной области.

Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничество, полиция, общественность, защита прав и свобод граждан.

Key words: interaction, cooperation, police, society, protection of rights and freedoms.

Конституция Российской Федерации в ст. 2 определяет защиту прав человека как обязанность государства. Одним из органов государственной власти, обеспечивающим защиту прав и законных интересов населения, является полиция, которой для достижения установленных Конституцией целей необходимо работать с общественными формированиями. На основании Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон) <1> основными формами ее взаимодействия с общественностью являются: ——————————— <1> О полиции: Федеральный закон от 7 февр. 2011 г. N 3-ФЗ (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

— взаимный обмен информацией (ч. 2 ст. 8); — обеспечение общественной безопасности (п. 1 ч. 7 ст. 9); — участие общественности в правотворческой деятельности органов внутренних дел (п. 2, 3 ч. 7 ст. 9); — осуществление общественного контроля за деятельностью полиции (п. 5 ч. 7 ст. 9, ст. 50). Одной из значимых форм взаимодействия полиции с общественностью является взаимный обмен информацией, который должен осуществляться путем получения и предоставления субъектами всех сведений, не имеющих секретного содержания. Однако следует признать, что данная форма взаимодействия на сегодняшний день не реализуется в достаточной степени. Так, в ч. 2 ст. 8 Закона закреплено право обращения граждан и их объединений в органы внутренних дел <2>, которое не порождает никаких обязанностей. Указанная норма кардинальным образом не меняет правового положения в этой области общественных отношений, т. к. действующий Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» <3> предоставляет больше прав гражданам в части получения информации от органов государственной власти, к которым относится полиция. ——————————— <2> То же. <3> О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

Между тем следует признать, что на сегодняшний день отсутствуют нормы, которые обязывали бы полицию предоставлять информацию, не содержащую секретных сведений, необходимую гражданам и их объединениям. Поэтому целесообразно закрепить норму, которая бы обязывала полицию реагировать на обращения граждан и их объединений в части предоставления информации. В случаях отклонения обращения органы внутренних дел должны давать обоснованное заключение со ссылками на действующее законодательство. Отсутствие формулировки «полиция обязана» в ч. 2 ст. 8 на сегодняшний день позволяет полиции не предоставлять необходимую информацию общественности без мотивировки. В свою очередь, полиция не в полной мере использует предоставляемую общественностью информацию. В повседневной жизни законопослушные граждане редко сталкиваются с сотрудниками полиции, а также не знают своих участковых, никаким образом не привлекаются сотрудниками полиции в целях обмена информацией (если не являются свидетелями или понятыми по уголовному делу). Между тем многим гражданам известны места нахождения притонов, лиц, совершивших или регулярно совершающих правонарушения, подпольных мест распространения кустарной алкогольной продукции и т. д. Однако население не стремится делиться такой информацией, вероятно, опасаясь за собственную безопасность. Выходом из подобной ситуации может послужить введение должности социального полицейского, который будет проводить работу по разъяснению прав и обязанностей граждан, выявлять актуальные проблемы в обществе, содействовать их разрешению. Такое должностное лицо в ходе своей деятельности способно выявлять ту информацию, которую не могут предоставить другие граждане путем проведения бесед и установления доверительных взаимоотношений между общественностью и полицией. Проведение этой работы также позволит эффективнее решать проблему профилактики правонарушений. Следующей формой взаимодействия общественности и полиции является обеспечение безопасности. В ходе ее реализации полиция может привлекать общественность к совместному патрулированию улиц поселений, охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий и в местах большого скопления граждан, также целесообразно привлекать общественность при переходе полиции на усиленный вариант несения службы. Необходимо отметить, что в советское время такая форма взаимодействия использовалась достаточно активно. Так, в 1930 г. участники общественных объединений, несших службу вместе с сотрудниками милиции, наделялись правом ношения оружия и несли ответственность за свои правонарушения в качестве должностного лица <4>; с 1932 г. данные общества преобразовывались в бригады содействия милиции, содержались они при органах внутренних дел и за их средства <5>; а в 1958 г., по инициативе рабочих предприятий города Ленинграда, создали новую форму участия населения в охране общественного порядка — добровольные народные дружины (ДНД), которые к 1987 г. насчитывали в своих рядах уже 14 миллионов человек <6>. Реализация данной формы взаимодействия в советское время давала положительные результаты, поэтому активно развивалась и поддерживалась государством. С развалом СССР такая деятельность прекратила свое существование. ——————————— <4> Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска: Постановление СНК РСФСР от 26 мая 1930 г. // СУ РСФСР. 1930. N 25. Ст. 324. <5> О реорганизации обществ содействия органам милиции и уголовного розыска: Постановление СНК РСФСР от 29 апр. 1932 г. // СУ РСФСР. 1932. N 38. Ст. 173. <6> Взаимодействие милиции с трудящимися в охране общественного порядка // Советская милиция: история и современность (1917 — 1987). М.: Юрид. лит., 1987. С. 312.

В последнее время взаимодействие полиции с общественностью в сфере охраны общественной безопасности получает свое распространение. Например, члены общественной организации «Народная дружина» совместно с сотрудниками полиции осуществляют патрулирование поселений Ленинского муниципального образования Московской области <7>. Однако при этом законодательно не урегулирован вопрос о том, каким образом защищены права участников, и не закреплен правовой статус «дружинников». Для эффективной реализации обеспечения общественной безопасности и защиты прав лиц предлагается дополнить ст. 9 Закона нормой, закрепляющей возможность привлечения участников общественных объединений для охраны общественного порядка, но при этом данная норма должна устанавливать ответственность за его жизнь и здоровье. Кроме того, целесообразно использовать механизм, когда сотрудники полиции не несут ответственности в случае письменного согласия привлекаемого участника общественного объединения. В случае же использования таким «дружинником» физической силы или специальных средств на него должны распространяться нормы гл. 5 Закона, регулирующие ответственность сотрудников полиции. ——————————— <7> Сайт Агентства новостей Подмосковья // URL: http://www. mosoblpress. ru/regions/11/rubric_38/80434/ (дата обращения: 23.07.2012).

В данной норме необходимо использовать именно понятие «участник общественного объединения», поскольку оно предполагает под собой более широкий круг лиц, имеющих возможность участвовать в обеспечении общественной безопасности. Еще одной формой взаимодействия полиции с общественностью является участие населения в общественных слушаниях <8> путем обсуждения проектов нормативных актов МВД России, а также участия в экспертизе проектов нормативных правовых документов. Население вместе с полицией может обсуждать проекты ведомственных приказов МВД России, вносить свои предложения в целях их совершенствования, отстаивать интересы, делиться положительным опытом (например, если в обсуждении принимают участие ветеранские общественные организации). ——————————— <8> С. С. Зенин выделяет несколько механизмов такого взаимодействия: проведение публичных, общественных, парламентских слушаний как в классическом их понимании, так и посредством использования электронных ресурсов (см.: Зенин С. С. Конституционно-правовое регулирование публичных слушаний в Российской Федерации. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 63).

Для реализации данной формы взаимодействия необходимо организовать регулярное общественное обсуждение нормативных документов МВД России, действие которых затрагивает интересы общественности. Кроме того, проекты нормативных документов, не содержащие секретные сведения, можно обсуждать дистанционно — посредством сети Интернет — с возможностью для заинтересованных пользователей вносить свои предложения. При этом на этих же электронных ресурсах полиция должна информировать участников обсуждения по вопросам принятия или отклонения полученных предложений. На сегодняшний день такой механизм был использован только в отношении обсуждения проекта Закона <9>, остальные проекты законов, подзаконных нормативных правовых актов, в т. ч. ведомственных нормативных документов МВД России, проходят на форумах сотрудников МВД <10>, но юридических последствий такие мероприятия не имеют. ——————————— <9> Сайт «Общественное обсуждение законопроектов» // URL: http://zakonoproekt2012.ru/ttdoc/police/10 (дата обращения: 10.08.2012). <10> Форум сотрудников МВД России // URL: http://www. police-rf. ru/index. php? act=idx (дата обращения: 10.08.2012).

Изменения в порядке проведения данных мероприятий и использование предложений в общественном обсуждении, на мой взгляд, улучшат деятельность полиции, а также помогут полиции в поиске новых идей, требующих своего нормативного закрепления. Следующей формой взаимодействия полиции с общественностью является общественный контроль за деятельностью органов внутренних дел. Данная форма должна реализовываться путем использования реальных инструментов воздействия общественных объединений на полицию (освещение нарушений, совершенных полицейскими, в СМИ, общественное порицание, обращение в другие правоохранительные органы, в т. ч. судебные). На сегодняшний день указанные механизмы, реализующие форму общественного контроля, используется не в полной мере, поскольку проводится он только в виде отчетов сотрудников полиции <11> и путем посещения общественными комиссиями <12> мест принудительного содержания. Кроме того, используется контроль Общественной палаты РФ и общественных советов при подразделениях органов внутренних дел <13>. ——————————— <11> Об организации проведения отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России: Приказ МВД России от 30 авг. 2011 г. N 975 // РГ. 2011. 30 сент. <12> Общественные комиссии создаются при органах государственной власти (см.: Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2789). <13> Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 4 апр. 2005 г. N 32-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 1277; О полиции: Федеральный закон.

С. Ю. Калинкин предлагает нормативно закрепить возможность создания общественных комиссий на территориях муниципальных образований, которые осуществляли бы контрольные функции за деятельностью полиции. Такие общественные формирования необходимо наделить правом получения информации о деятельности правоохранительных органов, обращения в органы государственной власти и местного самоуправления с представлением собственной оценки деятельности полиции на территории соответствующего муниципального образования. В состав данных комиссий необходимо включить ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, представителей других ветеранских организаций, специалистов, не связанных трудовыми правоотношениями с полицией, а формирование состава комиссии должно быть осуществлено путем проведения выборов <14>. ——————————— <14> Калинкин С. Ю. Управление органами внутренних дел с учетом социальной самоорганизации: проблемы и особенности // Труды Акад. управления МВД России. 2010. N 4. С. 35 — 36.

Безусловно, нормативное закрепление может послужить определенным стимулом для распространения общественного контроля за деятельностью полиции указанными общественными объединениями. Как уже упоминалось выше, на сегодняшний день данная форма взаимодействия реализуется только силами трех видов общественных объединений, которые формируются органами государственной власти (общественные палаты, наблюдательные комиссии и общественные советы при органах внутренних дел). Представляется необходимым закрепить еще один вид общественного формирования, способного осуществлять общественный контроль, но учреждать его должна общественность. Необходимо признать, что взаимодействие полиции с общественностью происходит только в той мере, в которой это позволяет сделать государство. Как отмечает В. В. Таболин, на сегодняшний день взаимодействие органов исполнительной власти в сфере внутренних дел с общественностью реализуется только со стороны полиции как обладателя всех полномочий в тех вопросах, которые возможно решать совместными действиями с органами местного самоуправления и общественными объединениями <15>. ——————————— <15> Таболин В. В. Взаимодействие городских органов самоуправления с полицией // Труды Акад. управления МВД России. 2011. N 4. С. 35.

Следует подчеркнуть, что взаимодействие между указанными сторонами должно основываться на принципах равноправия и демократизма, когда каждая сторона может инициировать такую деятельность и активно в ней участвовать в целях защиты прав и свобод человека и гражданина совместными усилиями.