Вышестоящий налоговый орган

Вверх, к начальству

Обращение к вышестоящему должностному лицу налогового органа весьма действенная мера, которая позволяет при этом сохранить неплохие отношения.

Самый удобный способ обращения — через личный кабинет на сайте nalog.ru. Несмотря на «инновационность» способа, на него полностью распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный законом (имеется в виду Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ, который, несмотря на название, применяется и для обращений юридических лиц). В общем-то не имеет значения, в какой форме вы обращаетесь — с заявлением или с жалобой. Главное — это соблюсти единые требования и указать:

  • Ф.И.О. адресата — должностного лица, к которому вы обращаетесь (или его должность);
  • свои Ф.И.О.;
  • адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть обращения —

и все это подписать (собственноручно или соответствующей электронной подписью). Подтверждающие документы прилагаются по необходимости и при наличии.

Отказать в принятии обращения адресат не вправе, оно в любом случае должно быть принято, зарегистрировано (в течение 3 дней со дня поступления) и рассмотрено (в течение 30 календарных дней со дня его регистрации). Должностное лицо вправе переслать ваше письмо другому лицу, если решение затронутого вами вопроса вне его компетенции.

Ответ направляется или в письменной форме, или по электронной почте, или через личный кабинет (зависит от того, какой способ вы указали в обращении). Вообще без ответа обращение остается в строго определенных случаях:

  • заявитель забыл указать свою фамилию или адрес для ответа;
  • в обращении употреблены непарламентские (нецензурные или оскорбительные) выражения, а также угрозы;
  • текст нечитаемый и (или) содержит вопрос, на который уже неоднократно давались ответы, и новых аргументов нет.

В случае (хотя это и маловероятно) если должностное лицо нарушит порядок рассмотрения обращения, то есть основания ставить вопрос об административной ответственности (штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.59 КоАП РФ)).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган

Налогоплательщики вправе обжаловать:

  • акты налоговых органов ненормативного характера;
  • действия или бездействие их должностных лиц, —

если, по их мнению, акты, действия (бездействие) нарушают их права. Обращение может быть оформлено как апелляционная жалоба (подается на решение, не вступившее в законную силу) или как жалоба традиционная. Традиционная жалоба подается для оспаривания:

  • акта ненормативного (т.е. индивидуально определенного, разового, относящегося к конкретному налогоплательщику) характера, уже вступившего в законную силу;
  • действий (бездействий) должностных лиц, в том числе решения о проведении налоговой проверки или зачета, «заморозке» счетов, привлечении к ответственности, доначислении налога и пени и т.д.

Оба вида жалоб направляются строго через налоговую инспекцию, принявшую оспариваемое решение или допустившую незаконные действия (бездействие), которая в течение трех дней со дня поступления направляет и жалобу, и ее материалы в вышестоящий налоговый орган.

Обратите внимание: получив обычную (не апелляционную) жалобу, налоговики обязаны принять меры по устранению нарушений прав заявителя и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в трехдневный срок со дня устранения нарушений (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Обычная жалоба подается в течение года со дня:

  • когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о нарушении своих прав;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается только до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Требования к форме и содержанию обеих жалоб идентичны, а вот само обращение возможно подать только в письменной форме, через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи (по электронной почте нельзя). Указываются помимо общих данных (Ф.И.О., наименования, адреса, способов получения ответа и т.д.):

  • реквизиты обжалуемого акта ненормативного характера, действия (бездействие);
  • наименование налогового органа, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования заявителя.

К жалобе могут быть приложены:

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
  • расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

С документами есть такого рода нюанс: документы, представленные вместе с жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснение причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ). Налоговики часто понимают это так: документы можно принимать во внимание только в том случае, если заявитель сможет обосновать причины, по которым невозможно было ранее представить их инспекции, решение которой обжалуется. Это не значит, что документы можно не принимать. Закон не требует от налогоплательщика документально подтверждать факт того, что было невозможно своевременно представить такие документы налоговому органу, решение которого обжалуется. Суды указывают, что:

  • НК РФ (п. 4 ст. 140 НК РФ) обязывает заявителя представить пояснения относительно причин невозможности представления указанных документов в ходе проверки (постановление АС Поволжского округа от 12.08.2015 N Ф06-26273/2015 по делу N А55-22321/2014);
  • налоговики не вправе отказать в рассмотрении представленных документов по причине документального неподтверждения налогоплательщиком факта, изложенного в предоставленных пояснениях: по сути это предъявление дополнительных требований, не предусмотренных НК РФ, положения которого обязывают представить только пояснения (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 N 11АП-2554/2015).

«Пояснения» — это не то же самое, что «документальное подтверждение» (см., например, ст. 88 НК РФ). Так что если вышестоящий налоговый орган отказался рассматривать дополнительные документы со ссылкой на то, что документального подтверждения отсутствия спорных документов на момент проведения проверки и принятия решения по ее результатам не представлено, то суд, скорее всего, сочтет эту позицию неправомерной. Тем более что в случае представления дополнительных доказательств налоговики вправе просить суд объявить перерыв или отложить заседание, дав им возможность ознакомления и представления опровергающих их доказательств (п. 78 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Оспаривание не приостанавливает исполнение обжалуемого акта, но есть исключение. В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности (или решения об отказе в привлечении к ответственности) исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено. Для этого помимо жалобы надо представить:

  • заявление о приостановлении;
  • банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога (сбора, пеней, штрафа), не уплаченного по обжалуемому решению.

Варианты решений по итогам рассмотрения жалобы:

  • оставить без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменить решение налоговой инспекции (полностью или в части);
  • отменить решение и принять новое;
  • признать действия (бездействие) должностных лиц инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Следует заметить, что и решение вышестоящего налогового органа может быть обжаловано (в ФНС России в течение 3 месяцев со дня принятия).

К прокурору

Поражает невероятное разнообразие способов обращения. Помимо традиционных способов (письменно, устно, в электронном виде, через интернет-приемную) могут быть использованы даже телеграф и факс.

Для формальных подробностей имеет смысл изучить Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (утв. Приказом Генерального прокурора от 30.01.2013 N 45), они размещены в открытом доступе на официальном сайте Генеральной прокуратуры (genproc.gov.ru). Там же, кстати, имеется и интернет-приемная. Чтобы избежать разочарований, надо понимать, что предметом прокурорского надзора помимо прочего является соблюдение Конституции РФ и законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, основание для принятия мер прокурорского реагирования — сообщение о нарушениях законодательства, прав, свобод и интересов (как человека и гражданина, так и юридических лиц и предпринимателей). На практике это означает, что от прокурора нет смысла требовать, например, пересчитать расчет, произведенный налоговиками, зато можно обратиться при нарушении процедуры налоговой проверки, взыскания налога и т.д.

Обращение в органы прокуратуры может быть оформлено как заявление или жалоба, но в любом случае должно содержать:

  • наименование органа прокуратуры (Ф.И.О., должность адресата);
  • Ф.И.О. заявителя, адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть вопроса;
  • подпись и дату.

Обращение может быть направлено как в прокуратуру по месту нахождения заявителя, так и в прокуратуру по месту нахождения налоговой инспекции, на которую жалуются.

Установив факт нарушения, прокурор должен внести представление об устранении нарушений закона в налоговую инспекцию (должностному лицу), в чьей компетенции устранить нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Весьма действенны и иные меры прокурорского реагирования:

  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • направление прокурором должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона.

Бывает, хотя и нечасто, что и прокуроры оступаются. Тогда остается обращаться только в суд. Так, налогоплательщик направил в УФНС заявление, содержащее сведения об уклонении от уплаты налогов группой предпринимателей, и подтверждающие документы на 48 листах. Материалы были переданы в соответствующую налоговую инспекцию, но уже на 9 листах. Потеря 39 листов наводила на мрачные мысли, и налогоплательщик просил прокуратуру провести тщательную проверку вышеуказанных фактов и рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица к соответствующему виду ответственности (административной или уголовной). Судом признано незаконным бездействие прокуратуры, выразившееся в непринятии решения об административной ответственности должностного лица УФНС, непредоставлении ответа на заявление о возбуждении уголовного дела, на руководителя указанного заинтересованного лица возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя (апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.01.2014 по делу N 33-532/2014).

В суд, но не сразу

НК РФ устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 138 НК РФ). В суд можно обращаться не только тогда, когда вышестоящий налоговый орган не прислушался к вашим жалобам, но и тогда, когда он просто их проигнорировал, не приняв решение вообще. Кстати, обжаловать решение вышестоящего органа можно сразу в суд, без обращения еще в более вышестоящий.

Сейчас не будем затрагивать благородное дело обжалования нормативных правовых актов налоговых органов (для желающих будет обязательным изучение главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)).

Сосредоточимся на более распространенном и приземленном — обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Формы обращения в суд такие (ст. 4 АПК РФ):

  • исковое заявление — по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
  • заявление — по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
  • жалоба — при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Налогоплательщик (неважно, гражданин или организация) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если он полагает, что ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие):

  • не соответствуют закону (иному нормативно-правовому акту);
  • нарушают его предпринимательские и экономические права и интересы;
  • обязывают что-то делать без законных оснований;
  • иным способом препятствуют осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок подачи заявления — три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (если иное не установлено федеральным законом), но срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Требования к заявлению указаны в статье 125 АПК РФ (ч. 1, п. 1 — 2 и 10 ч. 2, ч. 3). В частности, там должны быть указаны:

  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением или действиями (бездействием);
  • законы и иные нормативно-правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение или действия (бездействие), —

а также заявлено требование о признании ненормативно-правового акта недействительным (решений, действий (бездействия) — незаконными).

Такого рода дела должны быть рассмотрены судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления (этот срок включает в себя и подготовку дела к судебному разбирательству, и принятие решения по делу, если иной срок не предусмотрен законом). Продление возможно до шести месяцев председателем суда по мотивированному заявлению судьи. Основания для продления — особая сложность дел, значительное число участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст. 259 АПК РФ). Далее возможно рассмотрение дела в порядке кассации (если это не запрещено законом (п. 1 ст. 273 АПК РФ)) в срок не более двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда (если иное не предусмотрено АПК РФ (ст. 276 АПК РФ)). А далее возможен пересмотр в порядке надзора Президиумом ВС РФ (гл. 36.1 АПК РФ) в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

Статья: Отмена решения налогового органа по формальным основаниям: условия и правовые последствия (Кириченко М.) («Финансовая газета», 2010, n 3)

«Финансовая газета», 2010, N 3
ОТМЕНА РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПО ФОРМАЛЬНЫМ ОСНОВАНИЯМ:
УСЛОВИЯ И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
В соответствии с положениями налогового законодательства действия налоговых органов не должны противоречить основным началам законодательства о налогах и сборах, закрепленным в ст. 3 НК РФ. Однако, так же как и налогоплательщики, налоговый орган может злоупотреблять процессуальными правами, что влечет за собой значительное количество споров по результатам налогового контроля, которые завершаются отменой решения налогового органа.
Основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом может являться несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, и в первую очередь нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Когда нет существенных нарушений процедуры, решение по результатам проверки может быть отменено вышестоящим налоговым органом или судом, только если налогоплательщиком будут представлены доказательства, что именно данное нарушение привело к принятию налоговым органом неправомерного решения.
Одними из самых распространенных оснований для признания решения налогового органа недействительным являются нарушение последним порядка рассмотрения материалов по результатам налоговых проверок и в первую очередь непредоставление налогоплательщику, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, в том числе:
рассмотрение материалов по результатам налоговой проверки без участия налогоплательщика (или его представителя) (Определения ВАС РФ от 13.07.2009 N ВАС-8483/09 и от 29.04.2009 N ВАС-5383/09);
неизвещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (Определение ВАС РФ от 02.07.2009 N ВАС-8187/09, Постановления Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 391/09 и ФАС Московского округа от 27.05.2009 N КА-А41/4217-09);
уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов налоговой проверки в день их рассмотрения (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.07.2009 N А53-11164/2008) либо в срок, не обеспечивающий возможности налогоплательщику участвовать в процессе рассмотрения этих материалов (Постановление ФАС Центрального округа от 23.01.2009 N А08-7644/07-1).
Участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля. Если решение налогового органа вынесено по результатам рассмотрения материалов проверки с учетом информации, полученной в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, без извещения налогоплательщика, то это обстоятельство следует расценивать как нарушение положений п. 14 ст. 101 НК РФ, влекущее за собой безусловную отмену данного решения.
По мнению судей, изложенном в Постановлении ФАС Центрального округа от 23.01.2009 N А09-1994/08-24, обязанность руководителя (заместителя руководителя) налогового органа заблаговременно уведомлять лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки является важнейшей гарантией соблюдения прав налогоплательщика при решении вопроса о привлечении к налоговой ответственности.
Рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля без уведомления налогоплательщика является существенным нарушением процедуры принятия решения по итогам проверки и безусловным основанием для отмены такого решения (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2009 N Ф04-909/2009(626-А27-46), ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.03.2009 N А33-11492/07-Ф02-780/09, ФАС Северо-Кавказского округа от 01.12.2008 N Ф08-6830/2008 и от 28.11.2008 N Ф08-7178/2008).
Отсутствие у налогового органа обязанности составления по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля акта как специального процессуального документа не исключает наличия у него обязанности обеспечения возможности защиты налогоплательщиком своих прав и законных интересов. При этом само по себе несоставление налоговым органом акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не является основанием для признания недействительным решения налогового органа, если при этом не были нарушены требования законодательства об обеспечении налогоплательщику возможности ознакомиться с материалами, полученными в результате дополнительных мероприятий налогового контроля (Определение ВАС РФ от 01.04.2009 N ВАС-3494/09).
Нередко налоговые органы вызывают налогоплательщика на рассмотрение материалов налоговой проверки телефонограммой, в то время как в случаях, связанных с исполнением налоговыми органами законодательства о налогах и сборах, они вправе вызывать налогоплательщиков на основании письменного уведомления, форма которого утверждена Приказом Минфина России и ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
Арбитражные суды в подобных ситуациях занимают сторону налогоплательщиков, отмечая, что телефонограмма не является доказательством извещения налогоплательщика о дате и времени рассмотрения возражений, что приводит к признанию недействительным решения налогового органа по проверке (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 09.07.2009 N А53-11164/2008 и ФАС Поволжского округа от 23.07.2009 N А65-11151/2008).
Иными основаниями, в соответствии с которыми решение налогового органа может быть отменено по формальным признакам, являются:
вынесение решения по результатам налогового контроля на основании доказательств, которые не могут быть приняты в соответствии со ст. 68 АПК РФ в качестве допустимых доказательств, например пояснения лиц, опрошенных вне рамок выездной налоговой проверки (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 N Ф03-2248/2009 и ФАС Северо-Кавказского округа от 22.10.2008 N Ф08-6326/2008);
вынесение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должностным лицом, которое не участвовало в рассмотрении материалов налоговой проверки (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.05.2009 N А69-2200/08-12-Ф02-1914/09).
При проведении мероприятий налогового контроля необходимо также обращать внимание на соблюдение налоговыми органами порядка принятия обеспечительных мер и в первую очередь на наличие доказательств, подтверждающих, что непринятие обеспечительной меры может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения налоговой инспекции о взыскании налоговых платежей. При отсутствии таковых доказательств арбитражные суды признают недействительным решение налогового органа о принятии обеспечительных мер (Определение ВАС РФ от 06.07.2009 N ВАС-6588/09, Постановления ФАС Уральского округа от 23.03.2009 N Ф09-1442/09-С3, ФАС Поволжского округа от 25.11.2008 N А12-11120/08 и от 25.11.2008 N А12-11119/08).
Следует отметить, что, поскольку ст. 101 НК РФ не предусмотрена обязанность руководителя (заместителя руководителя) налогового органа выносить решение в день рассмотрения материалов налоговой проверки, вынесение решения в день, отличный от даты рассмотрения материалов проверки, и без вызова налогоплательщика не является нарушением процедуры принятия решения (Постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14645/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2009 N Ф04-2355/2009(5035-А03-19), ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.04.2009 N А33-8183/08-Ф02-1248/09 и ФАС Уральского округа от 30.06.2009 N Ф09-4505/09-С3).
После того как налоговый орган вынес решение по результатам налогового контроля, оно не подлежит изменению в произвольном порядке, поскольку нормами законодательства о налогах и сборах не предусмотрено повторного рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, а также внесения налоговой инспекцией изменений или дополнений в ранее вынесенное решение (Постановления ФАС Уральского округа от 08.09.2008 N Ф09-6338/08-С2 и ФАС Северо-Кавказского округа от 29.09.2008 N Ф08-5923/2008).
В случае если налогоплательщиком выявлены нарушения процессуального характера, допущенные налоговым органом при вынесении решения по результатам налогового контроля, ему необходимо обжаловать указанное решение.
С 1 января 2009 г. установлен досудебный порядок обжалования решений по результатам налоговых проверок о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обращению в суд должно предшествовать обжалование решений налоговых органов в вышестоящем органе, который может утвердить или отменить обжалуемое решение, а также изменить его или принять новое.
Следует отметить, что в настоящее время отсутствует регламент досудебного порядка рассмотрения апелляционных жалоб, в частности не предусмотрено требование к налоговой инспекции по извещению лица, направившего жалобу, о дате ее рассмотрения и по обеспечению участия данного лица в ее рассмотрении.
Согласно разъяснениям (Письмо Минфина России от 24.06.2009 N 03-02-07/1-323) обязательность участия налогоплательщика в рассмотрении его апелляционной жалобы НК РФ и каким-либо иным документом не предусмотрена, налоговые органы также придерживаются позиции, что апелляционная жалоба должна рассматриваться в отсутствие налогоплательщиков.
Однако, по мнению ВАС РФ (Определение от 24.06.2009 N ВАС-6140/09), решение по результатам рассмотрения жалобы без участия представителя налогоплательщика может быть признано недействительным исходя из гарантированного ст. 45 Конституции Российской Федерации права каждого на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, положений пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ, устанавливающего право налогоплательщика на предоставление налоговым органам и их должностным лицам пояснений по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
Подводя итог изложенному, следует отметить, что при проведении мероприятий налогового контроля налогоплательщикам необходимо фиксировать все действия налогового органа и его представителей и оценивать их на предмет соответствия требованиям действующего законодательства для того, чтобы впоследствии можно было признать решение налогового органа недействительным по формальным основаниям.
М.Кириченко
К. э. н.,
аудитор-консультант
ООО «ЭРКОН»
Подписано в печать
13.01.2010