Вмешательство в хозяйственную деятельность

Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела характеризует гражданское право как частное право. Он обращен прежде всего к публичной власти и ее органам, прямое, непосредственное вмешательство которых в частные дела, в том числе в хозяйственную деятельность, участников имущественных отношений — товаровладельцев-собственников допустимо теперь только в случаях, прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип конкретизируется также в положениях о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны граждан (ст. 23 и 24 Конституции РФ).

2. Принцип юридического равенства участников гражданско-правовых отношений.

Принцип юридического равенства характеризует правовое положение (статус) участников гражданских правоотношений. Они не имеют никакой принудительной власти по отношению друг к другу, даже если в этом качестве выступает публично-правовое образование. Напротив, все они обладают одинаковыми юридическими возможностями и на их действия по общему правилу распространяются одни и те же гражданско-правовые нормы. Данное положение тоже имеет в своей основе необходимость обеспечения равенства субъектов товарообмена (товаровладельцев).

В гражданском праве имеются и необходимые изъятия из названного принципа. Так, гражданский закон в некоторых случаях устанавливает специальные правила для предпринимателей, предъявляя к ним как к профессиональным участникам оборота более жесткие, повышенные требования. Для граждан-потребителей в их взаимоотношениях с предпринимателями, наоборот, предусматриваются дополнительные правовые гарантии соблюдения их интересов (как это, например, происходит при заключении так называемых публичных договоров в соответствии с правилами ст. 426 ГК).

Принцип неприкосновенности собственности.

Принцип неприкосновенности собственности, как частной, так и публичной, означает обеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либо ограничений в использовании. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ), принятому на законных основаниях. Изъятие имущества в публичных интересах также допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенсацией. Таким образом, этот принцип не исключает вовсе случаев изъятия имущества у собственника, но делает их необходимым и строго ограниченным исключением из общего правила.


Принцип свободы договора.

Принцип свободы договора является основополагающим для развития имущественного (гражданского) оборота. В соответствии с ним субъекты гражданского права свободны в заключении договора, т.е. в выборе контрагента и в определении условий своего соглашения, а также в выборе той или иной «модели» (формы) договорных связей (ст. 421 ГК). По общему правилу исключается понуждение к заключению договора, в том числе со стороны государственных органов.

Вместе с тем действие этого принципа практически во всех правопорядках знало и знает определенные исключения. Закон предусматривает, например, невозможность отказа кредитной организации от предложения заключить договор банковского счета или банковского вклада (п. 2 ст. 834 и п. 2 ст. 846 ГК), установленную в интересах клиентов. Имеются и другие случаи, когда одна из сторон вправе принудительно требовать заключения договора, в частности при поставке товаров для государственных нужд (ст. 445, 527 и 529 ГК). Стороны могут и добровольно принять на себя обязательство о заключении договора в будущем, а затем требовать его принудительного исполнения.

5. Принцип самостоятельности и инициативы (диспозитивности) в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав.

Принцип диспозитивности в гражданском праве означает возможность участников регулируемых отношений самостоятельно, по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать варианты соответствующего поведения. Так, они в подавляющем большинстве случаев самостоятельно решают, вступать или не вступать в те или иные гражданские правоотношения, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной защитой своих прав или нет и т.д. При этом отказ от осуществления или защиты своего права обычно не ведет к его обязательной утрате (п. 2 ст. 9 ГК).


6. Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, в том числе свободы имущественного оборота (перемещения товаров, услуг и финансовых средств).

Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав предполагает устранение всяких необоснованных помех в развитии гражданского оборота. Он конкретизируется, в частности, в свободе предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), а также в свободе перемещения по российской территории товаров, услуг и финансовых средств (п. 3 ст. 1 ГК), характеризующей свободу имущественного оборота. Законом при этом могут устанавливаться лишь некоторые необходимые в общественных (публичных) интересах ограничения, например лицензирование отдельных видов предпринимательства, запрет монополизации рынка или недобросовестной конкуренции и т.п.

7. Принцип запрета злоупотребления правом и иного ненадлежащего осуществления гражданских прав;

В соответствии с ним исключается безграничная свобода в использовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав. Право всегда имеет определенные границы как по содержанию, так и по способам осуществления предусмотренных им возможностей. Такие границы — неотъемлемое свойство всякого права, ибо при их отсутствии право превращается в свою противоположность — произвол.

Так, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК). Собственник земли или иных природных ресурсов осуществляет свои права свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, п. 3 ст. 209 ГК). Такого рода запреты нельзя не признать известными ограничениями прав собственника, хотя и вызванными очевидной необходимостью.

Статья 169 УК РФ. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

Новая редакция Ст. 169 УК РФ

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 169 УК РФ

1. Данная статья открывает главу о преступлениях в сфере экономической деятельности не случайно. Несмотря на то что УК РФ относит рассматриваемое преступление к категории небольшой тяжести, недооценивать его значение и общественную опасность нельзя. Речь идет о посягательстве на целый ряд важнейших прав граждан, содержание которых раскрывает, в частности, Конституция: в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34).

2. Объектом преступного посягательства являются общественные отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской или иной деятельности.

3. Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК). Обязательным условием законной предпринимательской деятельности является регистрация субъекта предпринимательской деятельности.

4. В качестве индивидуального предпринимателя выступают физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК). Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК).

5. Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, а также может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК). Любое юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданной с момента государственной регистрации.

6. Общий порядок регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц установлен ГК и ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 02.07.2005) <1>. Регистрация организаций с иностранными инвестициями осуществляется на основании ФЗ от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 03.06.2006) <2>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565, N 50. Ст. 4855, N 50 (ч. 1). Ст. 2037; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2722.

<2> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; 2002. N 12. Ст. 1093, N 30. Ст. 3034; 2003. N 50. Ст. 4855; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3128; 2006. N 23. Ст. 2382.

7. Требования к содержанию учредительных документов, необходимых для представления при государственной регистрации организации той или иной организационно-правовой формы, содержатся в нормативных актах, регулирующих деятельность этих организаций (см., например, ст. 11 ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 07.08.2001) <1>, ст. 12 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» <2>).
———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3423.

<2> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

Если индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом соблюдены все необходимые требования о порядке образования, учредительные документы соответствуют закону и законных оснований для отказа в регистрации нет, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо должны быть зарегистрированы. Отказ по мотивам нецелесообразности создания организации или каким-то иным причинам не допускается и может быть обжалован в суд.

8. Наряду с государственной регистрацией признаком законной предпринимательской или иной деятельности является деятельность, соответствующая целям, предусмотренным в учредительных документах. При соблюдении этого условия предпринимательство гражданина или работа юридического лица соответствуют закону в той мере, в какой иное прямо не указано в законе. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (ст. 49 ГК).

9. Отдельные виды деятельности требуют специального разрешения (лицензии). Лицензия — это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

10. Общие правила, регулирующие порядок лицензирования, а также перечень видов деятельности, требующих наличия лицензии, содержатся в ФЗ от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 04.12.2006) <1>; Постановлении Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» <2>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430; 2002. N 11. Ст. 1020, N 12. Ст. 1093, N 50. Ст. 4925; 2003. N 2. Ст. 169, N 9. Ст. 805, N 11. Ст. 956, N 13. Ст. 1178, N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 13. Ст. 1078, N 27. Ст. 2719; 2006. N 1. Ст. 11, N 31 (ч. 1). Ст. 3455, N 50. Ст. 5279.

<2> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 700.

11. Порядок лицензирования конкретных видов деятельности рассматривается соответствующими специальными нормативными актами. Например, лицензирование деятельности по разработке, производству, ремонту и утилизации вооружения и военной техники осуществляется соответствующим Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.06.2002 N 456 «О лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники» (в ред. от 01.02.2005) <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2599, N 41. Ст. 3986; 2005. N 7. Ст. 560.

12. Из анализа диспозиции статьи видно, что объективная сторона составов преступления заключается в одном или нескольких из следующих действий: а) неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; б) уклонении от их регистрации; в) неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; г) уклонении от выдачи специального разрешения (лицензии); д) ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; е) незаконном ограничении самостоятельности; ж) ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

13. Неправомерный отказ в государственной регистрации — это ничем не обоснованное либо аргументированное сознательно ложно (ложно праву) решение не регистрировать индивидуального предпринимателя или юридическое лицо тогда, когда законных оснований для отказа в регистрации нет. Форма такого отказа значения не имеет — отказ в государственной регистрации может быть как письменным, так и устным, как мотивированным, так и немотивированным.

14. Законом установлены исчерпывающий перечень документов, требуемых для государственной регистрации, а также сроки рассмотрения заявления о регистрации. Если представленные документы отвечают всем необходимым требованиям, а срок для рассмотрения заявления истек и лицо, уполномоченное производить регистрацию, не предпринимает никаких активных действий по позитивному решению вопроса о регистрации, то можно говорить о признаках уклонения от регистрации. Причем уклонение должно быть выражено в достаточной степени определенно, никакие чрезвычайные обстоятельства (пожар, наводнение, массовые беспорядки и т.д.) не должны мешать должностному лицу исполнить свои обязанности. Уклонение, как правило, заключается в неисполнении должного и может выражаться, например, в отказе от рассмотрения заявления о регистрации. Возможны также неправомерное требование каких-либо иных документов, не предусмотренных Законом, выдвижение различных условий и т.п.

15. Аналогично обстоит дело с неправомерным отказом в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной предпринимательской или иной деятельности и уклонением от его выдачи. Отличие от регистрации заключается лишь в субъекте (это лицо, ответственное за выдачу лицензии), а также в том, что речь идет об уже существующих (зарегистрированных) юридических лицах или индивидуальных предпринимателях. Преступление препятствует деятельности организации не в целом (как при неправомерном отказе или уклонении в государственной регистрации), а в части — в отношении конкретного вида деятельности, требующего лицензии.

16. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности может выражаться различным образом.

В зависимости от организационно-правовой формы оно может быть выражено в создании препятствий либо неравных условий в деятельности той или иной организации в зависимости от того, является ли данная организация, например, обществом с ограниченной ответственностью, акционерным обществом, производственным кооперативом и т.д. Мотивировка создания таких препятствий как при отказе в регистрации либо уклонении от нее, так и отказе в выдаче лицензии, может быть самой разнообразной (ненужность, нецелесообразность) либо вообще отсутствовать и для квалификации значения не имеет. Чрезмерное, на взгляд должностного лица, количество организаций той или иной организационно-правовой формы может его подвигнуть на неправомерные попытки «регулирования» численности этих организаций, вытеснения их с рынка.

17. Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица предполагает любое неправомерное противодействие их деятельности. Это может выражаться в оказании давления на предпринимателя или организацию, попытках навязать необходимое решение, принуждении к определенным действиям, поведению или, наоборот, в требованиях воздержаться от каких-либо действий и т.п.

18. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, окончено в момент совершения действий (бездействия), образующих объективную сторону, и не требует наступления общественно опасных последствий, в том числе имущественного ущерба (формальный состав). Между тем если преступлением причинены убытки, то необходимо помнить, что предприниматель либо юридическое лицо вправе требовать возмещения как реального ущерба, так и упущенной выгоды.

19. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Умысел может быть и косвенным, если речь идет о причинении крупного ущерба (ч. 2). Совершая преступление, лицо осознает, что своими действиями (бездействием) препятствует законной предпринимательской деятельности, но по отношению к вредным последствиям в виде ущерба оно может их желать, а может сознательно допускать либо безразлично относиться.

20. Мотив, т.е. побуждения, которыми руководствуется лицо, совершая преступление (корыстные или карьеристские, личная неприязнь, ложное понимание интересов службы и т.д.), а также цель как представление о результате, которого стремится достигнуть виновный (устранение конкурента муниципальной хозяйствующей организацией, пополнение местного бюджета и т.п.), для квалификации значения не имеют, но могут указывать на степень вины, а значит, на вид и размер наказания.

21. Субъект преступного посягательства специальный. Это должностное лицо, причем использующее свое служебное положение (см. примеч. к ст. 285). В зависимости от того, какие действия составляют объективную сторону преступления, это может быть лицо, компетентное принимать решение о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо о выдаче специального разрешения (лицензии) на определенный вид деятельности. Это может быть чиновник, обладающий более общей компетенцией и способный влиять на решения регистрирующего или лицензирующего органа, а также на решения об условиях и порядке функционирования предпринимательских структур в целом.

Не будут субъектами посягательства лица, выполняющие какие-либо вспомогательные функции по регистрации или лицензированию (исполнители, технический персонал), поскольку они не обладают признаками должностного лица.

22. Использование служебного положения состоит в том, что виновный, препятствуя законной предпринимательской или иной деятельности, использует при этом свои функции, полномочия (нередко исключительные), данные ему как должностному лицу для полноценного исполнения своих обязанностей во благо общества. В случае если должностное лицо действует с превышением своих служебных полномочий, оно, тем не менее, использует свое служебное положение и подпадает под признаки субъекта данного преступного посягательства.

23. Часть 2 коммент. статьи называет два квалифицирующих обстоятельства, а именно: деяния, предусмотренные ч. 1, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта (формальный состав), и деяния, причинившие крупный ущерб (материальный состав).

24. Одним из способов защиты нарушенного права в случаях воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности является обжалование таких действий в суд. Если судом вынесено правовосстанавливающее решение и оно вступило в законную силу, то продолжение этих действий должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 169.

25. Для квалификации по ч. 2 коммент. статьи иногда достаточно одного решения суда по делу. Иными словами, если состоялось принципиальное решение по поводу недопустимости какого-либо действия должностного лица в отношении конкретного индивидуального предпринимателя или юридического лица, то после вступления решения в силу такие же действия этого чиновника в отношении другого индивидуального предпринимателя или юридического лица дают все основания квалифицировать данные действия по ч. 2 коммент. статьи.

26. Крупный ущерб определяется в соответствии с примечанием к коммент. статье и составляет сумму, превышающую 250 тыс. руб. Необходимо установить прямую причинную связь между действиями, составляющими объективную сторону, и наступившими последствиями. Размер ущерба может складываться из различных составляющих — в зависимости от обстоятельств дела, это могут быть все расходы, которые понесли предприниматель или организация в результате неправомерных действий по отношению к ним, а также убытки в виде упущенной выгоды.

27. Деяния относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности описана в законе с помощью пяти альтернативных действий и двух форм бездействия должностного лица.

2. К числу действий закон относит:

1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Отказ на законных основаниях возможен в случаях (см. ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»): а) непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна; г) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; д) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества и т.д.;

2) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установил перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется разрешение (лицензия), порядок лицензирования, сроки (5 дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами), а также закрепил в п. 7 ст. 14 основания для законного отказа в выдаче лицензии. К ним относятся: а) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; б) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; в) наличие в отношении соискателя лицензии решения об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности;

3) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает дискриминационный подход к различным субъектам экономической деятельности. Оно может выражаться, например, в запрете выдачи лицензий на определенный вид деятельности всем, за исключением муниципальных унитарных предприятий, и т.д.;

4) ограничение самостоятельности либо 5) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Закон не конкретизирует виды вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Следовательно, они могут быть любыми, но обязательно не основанными на действующем законе. Например, запрет на заключение с определенными предпринимателями договоров на реализацию товаров, установление предельного объема производства или сбыта продукции, принуждение к назначению определенных лиц на различные должности и т.д.

3. К числу бездействий закон относит: уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица или от выдачи специального разрешения (лицензии). В этих формах преступление будет считаться оконченным с момента истечения сроков, установленных для регистрации или выдачи лицензии при условии наличия законных оснований для совершения этих действий.

4. Обязательным признаком объективной стороны выступает способ — использование должностным лицом своего служебного положения, т.е. тех полномочий, а также авторитета, которыми лицо обладает в силу занимаемой должности, для совершения преступления.

5. Если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжается после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица (ч. 2 ст. 169 УК РФ), то субъектом преступления может быть и другое должностное лицо; необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.

6. Крупный размер ущерба выражается как в виде реального материального ущерба, так и главным образом в виде упущенной выгоды. В сумме он должен превышать 1,5 млн. руб.

7. Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями ущербу может быть как умышленной, так и неосторожной.