Устройство российского государства

Государственно — территориальное устройство РФ

Под государственно-территориальным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая соотношение государства в целом (центральной власти) с его составными частями (регионами).

Различают две формы государственно-территориального устройства:

  • -Унитарную;
  • — Федеративную.
  • 1. Унитарное государство — это единое, целостное государство, административно-территориальные единицы которого (области, округа и т. д.) не обладают политической самостоятельностью (не имеют статуса государственных образований).

Унитарное государство это форма государственного устройства, характеризуется следующими признаками:

  • -административно-территориальные единицы не имеют политической самостоятельности.
  • -единое гражданство
  • -единая структура гос. аппарата
  • -единая система законодательства
  • -единая система налогов и сборов.

В унитарном гос.ве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, представляющие страну. Монопольным правом налогооблажения обладает гос.во, а не территория.

Палаты унитарных гос.в, как правило однопалатны. Унитарный характер государства не исключает наличия автономных образований (Италия, Испания). В зависимости от наличия автономий различают простые и сложные унитарные государства. Простые состоят только из административно-территориальных единиц (Польша, Тайланд). Сложные унитарные государства имеют в своем составе те или иные формы автономии (Никарагуа).

По степени централизации унитарные государства делятся на: децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах во всех звеньях административно-территориального деления имеются только избираемые органы и нет назначаемых сверху чиновников общей компетенции (Великобритания, Япония)

В относительно децентрализованных унитарных государствах самоуправляются не все, а часть территориальных единиц. Например в Болгарии, самоуправляются низовые единицы — общины, а области носят административный характер.

В централизованных унитарных государствах сверху донизу существует система назначенных «сверху» органов управления. (Норвегия, Румыния)

Унитарное государство — это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть: а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) — сложным (Финляндия, Дания). Автономия — это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями. б) Централизованным — управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) — наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) — управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

1. Федеративное государство — объединение государственных образований в единое союзное государство, субъекты которого (республики, штаты, земли, кантоны и т. д.) обладают ограниченным суверенитетом.

Федерация — это одна из форм государственного единства. Федерация является сложным государством, которое состоит из нескольких федеральных образований.

Федеральные образования могут участвовать в решении государственных вопросов.

Признаки федерации:

  • 1) единая территория, которая складывается из территорий субъектов, территориальное верховенство принадлежит всем;
  • 2) два уровня учредительной власти: общефедеральный и субъекта; федеральная власть первична;
  • 3) две системы органов власти;
  • 4) единое федеративное гражданство;
  • 5) общефедеральные Вооруженные силы;
  • 6) бюджет общефедеральный и субъекта;
  • 7) две системы налогов и сборов;
  • 8) одна денежная единица.

Виды федераций:

  • 1) союзная федерация (появилась исторически первой) создается из нескольких государств путем заключении единого федеративного договора;
  • 2) смешанная федерация, это та, которая начала формироваться как союзная, а продолжила свое формирование как альтернативная, либо наоборот. Типичный пример: США, СССР;
  • 3) Альтернативная федерация создается на основе уже существующего унитарного государства, через усиление полномочий частей унитарного государства. Федерации можно подразделить по статусу субъектов: а) федерации с равноправными субъектами называются симметричными; б) федерации с неравноправными субъектами называются асимметричными.

Федерации подразделяются по степени сохранения суверенитета:

  • 1) субъекты которой не обладают государственным суверенитетом;
  • 2) субъекты сохраняют государственный суверенитет. Причем субъект может сохранить государственный суверенитет только в союзной федерации, которая образовалась: * объединившись добровольно, на основе договора; * сохранив право на сецессию (выход из федерации).

Такой вид позволяет защитить права человека. Федерации подразделяются по централизации:

1) централизованное присутствие, приоритет федеральных законов над законами субъектов по большинству предметов ведения;

децентрализованное. Две системы контроля: федеральный и на местах. Федерации подразделяются по характеру субъектов: а) национально территориальные субъекты, национально-государственные образования; б) субъекты созданные по другим признакам.

Федеративное государство. Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует (наряду с делением государственной власти на три «ветви») децентрализации и «разделению» власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика. федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII — XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно — демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить США.

Тема 3 Территориальное устройство Российской Федерации

План

1 Физико-географическое положение России.

2 Понятие государственные границы, границы в Российской федерации.

3 Формы государственного устройства.

4 Субъекты Российской Федерации.

5 Федеральные округа Российской Федерации.

1 Физико-географическое положение России.

Специфика физико-географического положения России, и, соответственно, природная специфика страны заключается, прежде всего, в том, что она является самым северным государством мира. При этом «северность» России еще более возросла после распада СССР, когда его южные территории – Закавказье, Украина, Молдавия и Средняя Азия – с гораздо более благоприятными природными условиями и высоким биоклиматическим потенциалом перестали быть составными частями некогда единого государства.

После распада СССР Россия стала страной с самым холодным в мире климатом, где огромный контингент населения живет в экстремальных природно-климатических условиях.

«Северность» географического положения России накладывает жесткие ограничения на возможности земледелия (в особенности развития зернового хозяйства) и освоения территории вообще. Она обусловливает колоссальные издержки России в сравнении с подавляющим большинством высокоразвитых государств.

С климатической составляющей «северности» связаны и некоторые другие неблагоприятные факторы, вызывающие необходимость россиян адаптироваться к окружающей среде. Так, нигде в мире не получила столь широкого распространения многолетняя мерзлота, как в России. По самым скромным подсчетам она занимает около 9 млн. км. кв., что составляет больше половины ее территории.

Россия занимает огромную компактную территорию площадью 17,1 млн км2. Протяженность ее в широтном направлении – 9 тыс. км.

Таким образом, почти вся территория России расположена в восточном полушарии, лишь часть острова Врангеля и Чукотского п-ова относятся к западному полушарию.

Протяженность страны с севера на юг составляет 2,5-4 тыс. км.

2 Понятие государственные границы, границы в Российской федерации

Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Государственной границей Российской Федерации как определено в Законе о государственной границе РФ 1993 года, является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы территории РФ — суши, вод, недр и воздушного пространства.

Государственные границы могут проводиться с учетом географических особенностей местности (горы, реки, берег моря и т.п.). В этом случае они называются орографическими. Границы бывают также геометрическими, проводимые по прямым линиям от одной точки к другой. При этом возможны отклонения от прямого направления, когда это вызывается необходимостью обойти постройки, обеспечить доступ населения к источнику воды и т.п. Бывают также границы, совпадающие с параллелями(линия сечения поверхности земного шара плоскостью, параллельной плоскости экватора. На глобусе параллель рисуется в виде окружности, все точки которой равноудалены от экватора.) или меридианами.( половина линии сечения поверхности земного шара плоскостью, проведённой через какую-либо точку земной поверхности и ось вращения Земли)

Международные сухопутные границы устанавливаются, как правило, соглашениями между пограничными государствами и на основании заключенных договоров проводятся на местности.

Границы по рекам устанавливаются по договоренности между соседними государствами. Иногда они проводятся по берегу, чаще по так называемому тальвегу — линии наибольших глубин, иногда — посередине реки. Такие границы подвержены изменениям, так как зависят от размывов и наносов. При постепенных изменениях русла граница проходит по берегу, тальвегу или по срединной линии реки по состоянию на данный момент. В случае же внезапных и значительных изменений русла реки граница, как правило, сохраняется на прежнем месте до заключения сторонами соответствующего соглашения о ее изменении.

Государственная граница может также устанавливаться по внутренним озерам и внутренним морям. Тогда она проводится по соглашению между государствами либо по срединной линии, либо по фарватеру, либо по прямой, соединяющей точки выхода границы на побережье.

Установление межгосударственной сухопутной границы проходит две стадии. Первая — делимитация границы — договорное определение прохождения линии государственной границы с подробным ее описанием и нанесением на карты; вторая — демаркация границы — сводится к проведению государственной границы на местности. Для демаркации создается пограничная демаркационная комиссия, состоящая из представителей сопредельных государств. В ее задачи входит обозначение границы на местности, установление пограничных знаков, составление подробного протокола с описанием прохождения линии границы, пограничных знаков и с приложением соответствующих схем, фотоснимков и т.п. Повторные демаркации государственной границы, проводимые в случае необходимости, носят название редемаркации.

Государства, располагающие морским побережьем, имеют морскую государственную границу, которая устанавливается по линии внешнего предела территориальных вод.

Граница территориальных вод — морская государственная граница -проходит на определенном расстоянии от линии самого низкого уровня воды на побережье моря (внутренняя граница территориальных вод), т.е. от линии наибольшего отлива при обычном отливе. Если берег извилист, внутренняя граница территориальных вод может проводиться по-разному: вдоль берега или от мыса к мысу, с учетом так называемых базисных линий.

Территориальные воды за пределами морских гаваней начинаются от наружных портовых сооружений. Если же они граничат с бухтами или устьями рек, то их началом являются наружные границы этих внутренних (национальных) вод. Если перед самым берегом расположены острова, то территориальные воды начинаются за их пределами и часть моря между материком и островами относится к внутренним водам государства. Другие, принадлежащие государству острова, имеют свои территориальные воды, принадлежащие одному государству, группы островов имеют, как правило, общие территориальные воды.

Внешняя и внутренняя границы территориальных вод устанавливаются законодательством государства с учетом и на основе общепризнанных международно-правовых норм. Ширина пояса территориальных вод может варьироваться, согласно современному международному праву, в пределах от 3 до 12 морских миль.

Поверхность, образованная движением вертикали вдоль линии сухопутной и водной границ в воздушном пространстве, составляет воздушную государственную границу. Продолжение этой поверхности в недра образует государственную границу недр.

До сих пор государства не устанавливали верхнего предела воздушного пространства, составляющего государственную территорию.

Государственная территория представляет собой, таким образом, пространство, расположенное в трех средах. Сухопутные, водные и воздушные государственные границы определяют его пределы.

Общая протяженность границ России самая большая в мире и составляет более 60, 9 тыс. км (в СССР –67 тыс. км) (данные пограничной службы РФ), при этом морские границы почти вдвое больше сухопутных (чуть больше 38,8 тыс. км).

Морские границы на севере и востоке страны проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (около 370 км) от берегов материка и островов располагается граница морской экономической зоны РФ.

Северные границы страны полностью проходят по водам морей Северного ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского.

В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России, Варангер-фьорда (Норвегия) и о. Ратманова до Северного полюса располагается наш российский сектор Арктики. Все острова этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген, принадлежит России.

Восточные границы России проходят по водам морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Ближайшими морскими соседями России здесь являются Япония и США.

На западе морские границы России проходят по водам Балтийского моря, которые соединяют нашу страну со многими европейскими государствами.

На юго-западе морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, где пограничными с нашей страной являются Украина и Грузия.

Граница с некоторыми странами ближнего зарубежья проходит на юге по водам внутреннего Каспийского моря.

Протяженность сухопутных границ также велика. После распада СССР у России формально не изменилось число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы – с Японией и США). Но еще несколько лет назад страна граничила лишь с восьмью зарубежными государствами.

На северо-западе Россия по суше граничит с Норвегией и Финляндией, на западе – с Эстонией, Латвией, Белоруссией и Украиной. Кроме того, Калининградская область — как российский полуанклав – граничит с Литвой и Польшей. (Анклав – территория одного государства, окруженная со всех сторон (сухопутной) территорией других государств. Если анклав имеет выход к морю, его называют полуанклавом). Официально статус государственных уже получили границы РФ с государствами Балтии: Эстонией, Латвией и Литвой.

На юге с нашей страной граничат Грузия, Азербайджан и Казахстан. Республика Алтай, Тыва, Бурятия, а также Читинская обл., располагаются вдоль границ с Монголией. Почти всюду граница проходит по хребтам Алтая, Восточных Саян и др. гор. Еще восточнее Россия по рекам Аргунь, Амур и Уссури граничит с Китаем. На крайнем юго-востоке Приморский край РФ граничит с КНДР (речная и морская границы).

Т.о., большая часть границ России проходит по естественным рубежам: морям, горам, рекам. Отсутствует морская граница с Латвией, Белоруссией, Монголией и Китаем. Нет сухопутной границы с Японией, США и Сев. Кореей, граница с которой проходит по р. Тумыньцзян (Туманган) и Японскому морю. Некоторые естественные рубежи затрудняют международные контакты (покрытые льдами моря, высокие горы и т.д.) Другие – речные долины, в т.ч. пограничные реки, равнинные территории – благоприятствуют контактам с соседями, позволяют прокладывать международные сухопутные и речные трассы для осуществления экономических связей и пр.

3 Формы государственного устройства

Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти

Соответственно мировой конституционной практике известны три основные формы государственного устройства:

1 Унитарное государство — слитное, не разделенное на самостоятельные части политическое образование;

Унитарное государство является единым, цельным государственным образованием, состоящим из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Для данной формы государства характерна единая система высших органов власти и управления, т. е. все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам; единая система права, которая базируется на единой Конституции — нормы, которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений; единая денежная система; общая налоговая и кредитная политика; население унитарного государства имеет единое гражданство, никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь; единые вооруженные силы.

2 Федерация — единое политическое образование, государство, состоящее из относительно самостоятельных (но не суверенных) политических единиц (если в основе федеративного устройства лежит договор, имеет место организация союзного государства);

Федеративное (от позднелатинского — объединение, союз) есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному — или территориальному принципу либо федерация создается, используя и первое, и второе начала.

В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальный и территориальный принципы. Они присутствуют и в устройстве таких федераций, как Канада, Индия. При этом федеративное устройство может способствовать решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центра и регионов.

Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Признак федеративных государств — наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации.

3 Конфедерация — государственно-правовое объединение, союз суверенных государств.

Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования. Характерные признаки конфедерации: создание конфедерации, как правило, закрепляется договором; суверенитет сохраняется за каждым субъектом конфедерации и не распространяется на все объединение в целом; конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач; субъекты конфедерации имеют право выхода и нуллификации, т.е. отмены действия актов органов конфедерации на своей территории; конфедерации не имеют общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства

Таким образом, государственное устройство является одним из компонентов, характеризующих форму государства. Если форма государства выражает способ организации государственной власти, то государственное устройство дает ответ на вопрос о внутренней структуре государственной власти. Таким образом, можно определить государственное устройство как способ организации территории государства и проживающего на этой территории населения.

4 Субъекты Российской Федерации.

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.

С 1 марта 2008 года, после объединения регионов, субъектов федерации в России — 83 (в 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, их было 89).

Субъекты РФ — государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию.

Конституция РФ устанавливает шесть видов субъектов РФ:

— республика в составе РФ (21)

— край (9)

— область (46)

— город федерального значения (2)

— автономная область (1)

— автономный округ. (4)

Все они равноправны в отношениях с федеральными органами власти. Однако в государственно-правовом статусе субъекты РФ разных видов имеются определенные различия, установленные Конституцией РФ, Федеративным Договором, а также специальными договорами между Российской Федерацией и ее отдельными субъектами.

Так, из всех субъектов РФ только республики могут принимать собственные конституции, тогда как другие субъекты РФ должны принимать уставы соответствующего субъекта РФ.

Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу. Субъекты Российской Федерации различаются и по ряду других признаков — уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческим традициям, национальной культуре всего или части населения

5 Федеральные округа Российской Федерации.

Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В. В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.

В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов. Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д. А. Медведева 19 января 2010. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 года.

Почти все округа состоят преимущественно или только из краёв и областей. Единственным из округов, который почти полностью состоит из национальных республик, является Северо-Кавказский округ.

В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором город-центр не является административным центром или крупнейшим городом своего субъекта.

Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные (в федеральных ведомствах действуют управления по федеральным округам).

1 Центр федерального округа — г.Москва: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область.

2 Южный федеральный округ — г. Ростов-на-Дону: Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область

3 Северо-Западный федеральный округ — г. Санкт-Петербург: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Ненецкий автономный округ.

Дальневосточный федеральный округ

4 Дальневосточный федеральный округ — г. Хабаровск: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ,

5 Сибирский федеральный округ — г. Новосибирск: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область

6 Уральский федеральный округ— г. Екатеринбург: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

7 Приволжский федеральный округ — г. Нижний Новгород: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область

8 Северо-Кавказский федеральный округ — г. Пятигорск: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский.

Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 707. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Принципы административно-территориального устройства субъектов РФ Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Эти идеи и принципы получили свое развитие

в учениях других представителей классической

школы уголовного права, а в последующем и

антрополого-социологической школы.

Примечания

1 В некоторых источниках данную теорию именуют «просветительно-гуманистическим направлением в уголовном праве» (см., например: Словарь по уголовному праву / под ред. А. В. Наумова. М., 1997).

2 См.: Иншаков С. М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 2.

3 Решетников Ф. М. Беккариа. М., 1987. С. 72.

4 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / сост. и предисл. В. С. Овчинского. М., 2004. С. 90.

5 Беликов С. Я. Беккария Чезаре и значение его в науке уголовного права // Журнал Министерства юстиции. Кн. 7. 1863. С. 86.

6 Избранные сочинения Иеремии Бентама. Т. 1. Введение в основания нравственности и законодательства. Основные начала Гражданского кодекса. Основные начала Уголовного кодекса / пер. по англ. изданию Боуринга и франц. Дюмона А. Н. Пыпина и А. Н. Неведомского с предисл. Ю. Г. Жуковского. СПб., 1867. С. 161-162.

7 Бентам И. Рассуждение о гражданском и уголовном законоположении : в 3 т. / пер. М. Михайлова. СПб., 1805-1811. Т. 3. С. 2.

8 Беккариа Ч. Указ. соч. С. 91.

9 Там же. С. 91.

10 Избранные сочинения Иеремии Бентама. С. 30.

11 Беликов С. Я. Указ. соч. С. 90-91.

12 Беккариа Ч. Указ. соч. С. 149.

13 Избранные сочинения Иеремии Бентама. С. 4.

14 Беккариа Ч. Указ. соч. С. 150.

15 См.: Беликов С. Я. Указ. соч. С. 93.

16 Там же. С. 94.

17 Избранные сочинения Иеремии Бентама. С. 3-4.

18 Беккариа Ч. Указ. соч. С. 103.

19 Беликов С. Я. Указ. соч. С. 95.

20 Беккариа Ч. Указ. соч. С. 95-96.

21 Избранные сочинения Иеремии Бентама. С. 173-183.

22 Беккариа Ч. Указ. соч. С. 151.

23 О прямой и косвенной ветвях законодательства см.: Избранные сочинения Иеремии Бентама. С. 2-6.

24 Там же. С. 3.

25 См.: Избранные сочинения Иеремии Бентама. С. 37-65, 74-86, 150-161.

УДК 342.26

ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю. В. Степанова

Саратовская государственная юридическая академия E-mail: Yuliasvst05@mail.ru

В статье исследовано научное понимание категории «принципы административно-территориального устройства». Выявлены особенности правового регулирования принципов территориального устройства, отражен их комплексный характер. Выделены принципы формирования и функционирования территориального устройства субъектов РФ, сделаны предложения по изменению действующего законодательства.

Ключевые слова: субъект Российской Федерации, административно-территориальное устройство, принципы административно-территориального устройства, принципы формирования и функционирования, критерии построения административно-территориального устройства.

The Principles of the Administrative-territorial System Yu. V. Stepanova

Одним из главных направлений развития российской демократической правовой государственности является укрепление основ федерализма, что предполагает стремление к эффективной организации административно-территориального устройства субъектов РФ. Функционирование, взаимодействие органов власти различных уровней в рамках разделенной и одновременно сохраняющей свою целостность территории субъектов Федерации влияет на реализацию основных прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией РФ.

Понятие «принцип» (с лат. principium — основа, начало) определяется как основа, базовая

© Степанова Ю. В., 2Q12

установка какого-либо явления, факта. Под принципами понимают «исторически обусловленные, наиболее общие, выраженные в праве исходные, руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни»1.

В настоящее время в системе конституционных принципов территориальный принцип отдельно, как он рассматривался в советское время, не выделяется2. Однако стоит заметить, что как общий конституционно-правовой принцип он представляет собой совокупность норм конституционного права, закрепляющих не только основополагающие начала территориального устройства страны в целом, но и принципы федерализма, такие как единство и неприкосновенность территории, государственная целостность3. Территориальный принцип предполагает обустроенную, сформированную определенным образом организацию территории, посредством которой она выступает в качестве предмета конституционно-правового регулирования.

Принципы административно-территориального устройства субъектов РФ берут свое начало в нормах, закрепляющих федеративные начала государства (ст. 1, ст. 4, ч. 3 ст. 5, ст. 11, ст. 73, ч. 1 ст. 15, ст. 76, ч. 1 ст. 130 Конституции РФ), и направлены на непосредственное их претворение в жизнь путем превращения из абстрактных идей в реализуемые правовые положения. Они более глубоко раскрывают сущность территориального принципа государства, реализуют его теоретические аспекты посредством построения системы территориального устройства. Так, в основу построения каждого из видов территориальной организации (государственно-территориального, муниципального, функционального (ведомственного, отраслевого) и административно-территориального) положено административно-территориальное деление территории страны.

Некоторые принципы, выделяемые в теории права в советское время, не потеряли актуальности и сегодня. Например, Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, М.Б. Смоленский называют следующие принципы административно-территориального устройства субъектов РФ: экономический, национальный, принцип максимального приближения государственного аппарата и местного самоуправления к населению4.

Данному вопросу в рамках современной науки конституционного права уделяется недостаточно внимания. Принципы административно-территориального устройства субъектов лишь перечисляются в учебной литературе в контексте изучения материала о федеративном устройстве государства, в ряде учебников данный вопрос не поднимается вообще5. Что касается монографических изданий, посвященных данной тематике, то их количество невелико6.

Так, С. П. Калинин в качестве принципов административно-территориального устройства субъектов РФ называет: соответствие системе расселения населения; соответствие многоуровневой территориальной организации; соответствие условиям экономического развития территории (экономический принцип); учет природно-географических условий; учет национального состава, культурных и бытовых особенностей населения7. Представляется, что сложность решения вопроса о принципах разделения территории субъекта состоит в том, что авторы рассматривают понятие «административно-территориальное устройство» предельно широко — как разделение территории не отдельного субъекта государства, а государства в целом. Соответственно и принципы выделяют применительно к разным уровням территориальной организации.

Примечательно, что разработчики проекта Федерального закона № 227899-3 «Об общих принципах административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ) не затронули вопрос о принципах административно-территориального устройства субъектов РФ, несмотря на то, что данный законопроект претендовал на роль основного нормативно-правового акта, регулировавшего его данную сферу общественных отношений. Более того, в результате выделения общих принципов регулирования административно-территориального устройства субъектов РФ, наоборот, была внесена неясность в их определение8.

Институт административно-территориального устройства субъектов РФ ввиду своей комплексности изучается разными дисциплинами. Поэтому принципы построения системы административно-территориального устройства рассматриваются в зависимости от выбранного направления исследования (в историко-географическом9, экономическом аспектах, с точки зрения экономического районирования10, с учетом складывающейся политической ситуации в стране11).

Для того чтобы определить принципы административно-территориального устройства субъектов в конституционно-правовом аспекте, необходимо обратиться к правовым основам данного института, определить уровни его регламентации. Помимо того, что принципы административно-территориального устройства берут начало в нормах Конституции, они основываются на принципах, закрепленных в федеральном законодательстве (например, построения и функционирования системы государственной службы12, деятельности органов государственной власти субъекта РФ13, территориальной организации местного самоуправления14 и т.д.).

Отражая двойственную специфику административно-территориальное устройства субъектов

РФ, принципы разграничиваются на две органично взаимосвязанные, но направленные на регламентацию различных процессов организации административно-территориального устройства субъектов группы: принципы формирования и функционирования системы административнотерриториального устройства в субъектах.

К принципам формирования системы административно-территориального устройства субъектов РФ следует отнести: законность, взаимодействие всех видов территориальной организации государства, эффективность и целесообразность, стабильность, последовательность (синхронность), соответствие критериям построения территориального устройства и т.д. К принципам функционирования системы административно-территориального устройства в субъектах РФ можно отнести: соблюдение прав и свобод человека (гуманизма), федерализм, демократизм, организацию и деятельность государственного аппарата и др. Все они представляют собой руководящие начала организации системы административно-территориального устройства субъектов РФ и должны учитываться во взаимосвязи и взаимодействии.

Требования, которые в научных трудах, посвященных данной теме, относят к принципам административно-территориального устройства (историко-демографический, географический, социальный, национальный, организационный15), являются критериями, служащими необходимыми условиями построения эффективной системы административно-территориального устройства субъектов РФ.

Таким образом, необходимо четко проводить разграничение понятий «принципы» и «критерии построения» административно-территориального устройства, и в случае создания, реорганизации или упразднения административно-территориальных единиц субъекта законодатель обязан руководствоваться принципами формирования системы административно-территориального устройства субъектов РФ и, соответственно, максимально возможно соблюдать установленные критерии. Поэтому на региональном уровне целесообразно закрепить не принципы, а критерии административно-территориального устройства, необходимость следования которым стоит назвать принципом соответствия критериям построения территориального устройства.

Один из подходов к изучению института административно-территориального устройства связан с выделением национального, территориального и национально-территориального (смешанного) принципов. Так, законодатель, оставляя частичную приверженность национальному принципу, наравне с территориальным при формировании Федерации не посчитал необходимым урегулировать данный вопрос на региональном

уровне. В действующем законодательстве, в частности в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»16, нашел отражение только территориальный

принцип, тогда как в предыдущем федеральном

законе1′ закреплялись начала и национального принципа. Представляется, что территориальный и национальный аспекты стоит рассматривать в качестве критериев формирования административно-территориальных единиц (национального и историко-географического).

На наш взгляд, принципы административнотерриториального устройства — это руководящие начала, определяющие общую направленность правового регулирования административно-территориального устройства субъектов. Они оказывают воздействие на реальную действительность, в результате чего происходят качественные и количественные изменения в системе территориального устройства субъектов РФ.

Данные принципы могут успешно реализовываться при построении системы административно-территориального устройства в субъектах только тогда, когда берутся в своем единстве и взаимосвязи. Только в результате их неуклонного соблюдения будет обеспечен должный уровень единства и целостности территории отдельного субъекта РФ. «Право, — пишет Н. В. Витрук, — как реально существующие принципы объективно складывающейся системы общественных отношений, как идеал должно найти адекватное отражение в законах государства»18. Поэтому принципы административно-территориального устройства субъектов РФ должны быть закреплены на федеральном уровне в специальном законе, регулирующем институт территориальной организации государства. Федеральный закон будет способствовать созданию прочных гарантий территориального единства, совершенствованию системы административно-территориального устройства субъектов Федерации.

Примечания

1 Пряхина Т. М. Конституционная доктрина Российской Федерации. М., 2006. С. 144.

2 См.: Ржевский В. А. Территориальная организация Советского государства : дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1964. С. 42 ; Черданцев А. Ф. Теория государства и права : учебник для вузов. М., 2002. С. 142.

3 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 4, ст. 445.

4 См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : 2-е изд., перераб и доп. М., 2001. С. 285 ;

Научный отдел

Смоленский М. Б. Конституционное право России : учебник. М., 2010. С. 146.

5 См.: Авакьян С. А. Конституционное право России : учебный курс. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010 ; Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М., 2010 ; Братановский С. Н. Конституционное право России. М., 2011 ; Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России : учебник для вузов. М., 2005 ; СтрекозовВ. Г. Конституционное право России : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2010 и др.

6 См.: Саломаткин А. С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики) М., 1995 ; Калинин С. П. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации. Омск, 2001 ; Афонькин В. Н. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации : автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2006.

7 См.: Калинин С.П. Указ. соч. С. 14.

8 См.: Проект № 227899-3 Федерального закона «Об общих принципах административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации» (внесен Законодательным собранием Омской области 24.07.2002 г. в Государственную Думу ФС РФ, снят с рассмотрения Советом ГД ФС РФ (Протокол № 149 п. 77). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 11.01.2012).

9 См.: Шульгина О. В. Административно-территориальное деление России в XX веке : историко-географический аспект // Вопр. истории. 2005. № 4. С. 23 ; Глезер О. Б., Бородина Т. Л., Артоболевский С. С. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство субъектов РФ // Изв. РАН. Сер. географическая. 2008. № 5. С. 51-64.

10 См.: Гранберг А. Г., Кистанов В. В. Государственнотерриториальное устройство России (экономические и правовые основы). М., 2003 ; Шишков М. К. Террито-

риальное устройство России : проблемы и перспективы. Самара, 2009 ; Добрынин Н. М. Российский федерализм : становление, современное состояние и перспективы. Новосибирск, 2005.

11 См.: Кордонский С. Г. Россия. Поместная федерация. М., 2010 ; Тихонов Д. А. Проблемы административнотерриториального устройства субъектов Российской Федерации // Вестн. Моск. ун-та. Политические науки. Сер. 12. 2002. № 2. С. 15-27.

12 См.: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Парламентская газ. 2003. № 98.

13 См.: Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 25.07.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42, ст. 5005 ; 2002. № 16, ст. 1601.

14 См.: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от

06 октября 2003 г. № 131-Ф3 (в ред. от 02.08.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.

15 См., например: ЧервонюкВ. И. Конституционное право России : учеб. пособие. М., 2003. С. 127 ; Самигуллин В. К. Конституционное право России : курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. Уфа, 2004. С. 354 и др.

16 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от

06 октября 2003 г. № 131-Ф3 (в ред. от 02.08.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.

17 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 35, ст. 3506.

18 Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 35.