Установление охранных зон

О внесении сведений об охранных зонах объектов электросетевого хозяйства

Министерство экономического развития Российской Федерации
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ»
ПИСЬМО
от 26 июня 2015 года N 11-0640-АГ
О внесении сведений об охранных зонах объектов электросетевого хозяйства

В ФГБУ «ФКП Росреестра» (далее — Учреждение) поступают обращения филиалов по вопросу внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий для объектов электросетевого хозяйства на основании обращений заинтересованных лиц.
Так, в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю поступило обращение ОАО «МРСК Сибири» о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны в отношении объектов электросетевого хозяйства напряжением 10 кВ и ниже, которая данная организация признает движимым имуществом.
В качестве документа, подтверждающего владение объектом электросетевого хозяйства, приложена справка о балансовой стоимости имущества, находящегося на балансе структурного подразделения ОАО «МРСК Сибири» — филиала «Красноярскэнерго» по состоянию на 01.11.2013.
В соответствии с пунктами 2, 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (далее — Правила), в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон.
В письме Минэкономразвития России от 05.12.2014 N Д23и-4396 указано, что после определения границ охранной зоны сетевая организация обращается в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Таким образом, указанный Федеральный закон не разграничивает объекты электросетевого хозяйства на движимое и недвижимое имущество.
Необходимо отметить, что в судебной практике встречаются различные выводы относительно отнесения объектов электросетевого хозяйства напряжением 0,4-10 кВ к объектам движимого или недвижимого имущества.
В постановлении ФАС Уральского округа от 15.12.2010 N Ф09-10485/10-С6 отмечено, что согласно заключению проведенной по делу строительно-технической экспертизы спорный объект — ЛЭП-0,4 кВ, литер 81, протяженностью 160 м является линией электропередачи и соответствует требованиям строительных норм и правил. Объект имеет железобетонные опоры и железобетонные фундаменты, прочно связанные с землей, перемещение этого объекта не возможно без несоразмерного ущерба его назначению. Таким образом, государственная регистрация права собственности на этот объект произведена правомерно, в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В постановлении ФАС Поволжского округа от 05.10.2004 N А65-14/2004-СА2-38 указано: «Воздушные линии электропередач ВЛ 0,4-10 кВ не являются недвижимостью, так как не подпадают под определение недвижимости, данное в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. Спорные объекты физически непосредственно связаны с землей, но в данном случае необходимости иметь прочную связь с землей, а именно фундамента, не имеется в связи с тем, что согласно постановлению Правительства от 11.08.2003 N 486 «О утверждении правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети», минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением до 10 кВ включительно определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне земли. Вопрос о закреплении опор ВЛ 0,4-10 кВ в грунте решается в каждом проекте отдельно в зависимости от физико-механических свойств грунта. Кроме того, согласно ответу Мосэнерго из Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации от 24.06.2002 линии электропередачи ВЛ 0,4-1,6-10 кВ относятся к категории движимого имущества».
В постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2007 по делу N А68-99/ГП-9-06 указано: «В соответствии с заключением экспертизы от 07.06.2002 N 1554, проведенной ГУ «Тульская лаборатория судебной экспертизы», воздушные линии электропередачи ВЛ 0,4-6 кВ не являются объектами недвижимого имущества, в связи с чем государственной регистрации права собственности на них не требуется в силу закона».
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Вместе с тем в случае, если объекты электросетевого хозяйства относятся к категории движимого имущества, государственная регистрация права на такие объекты не требуется.
В этой связи, не представляется понятным, какой документ в указанном случае должен представить правообладатель объекта электросетевого хозяйства, являющегося движимым имуществом.
Учитывая вышеизложенное, на основании пункта 6.2 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, ФГБУ «ФКП Росреестра» просит дать разъяснения по следующим вопросам в целях формирования единой правоприменительной практики:
— возможно ли внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне с особыми условиями использования территорий в отношении объектов электросетевого хозяйства, являющихся движимым имуществом;
— является ли справка о балансовой стоимости имущества в указанном случае документом, подтверждающим право владения объектом электросетевого хозяйства на каком-либо праве.

Директор
А.В.Голиков

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Установка охранных зон линейных объектов

Под охранной зоной понимают участки земли с особым режимом землепользования. Такой режим устанавливают в местах, где проложены так называемые линейные объекты – трубопроводы, линии электропередач, связи и т. п. Ограничения на ведение деятельности любого рода накладывают в связи с обеспечением нормальных условий эксплуатации подобных объектов и для исключения небезопасного воздействия природных и антропогенных факторов на объекты, что в результате может привести к техногенным катастрофам.

Многофункциональная служба кадастра «МСК-67» выполняет все необходимые мероприятия для выделения охранных зон для следующих линейных, то есть протяженных, объектов: линий электропередач и линий связи, радиофикации, гидротехнических сооружений, объектов водопоставки и канализования, газопроводов и тепловых сетей, кабельных линий. Информация о нахождении линейных объектов на различных земельных участках, а также выделении охранных зон, подлежит регистрации в государственном кадастре недвижимости.

В связи со вступлением в действие ФЗ №252 от 2016 г. возникло немало сложностей в передаче и фиксации информации о границах охранных зон, поскольку до сих пор не утверждена форма представления описания как линейных объектов, так и охранных зон вокруг них. Тем не менее специалисты «МСК-67» успешно решают подобные проблемы, осуществляя следующие мероприятия:

• кадастровую съемку линейных объектов;
• подготовку схем охранных зон;
• нанесение объектов и охранных зон на технический план;
• согласование технического плана в Росреестре;
• направление плана в Кадастровую палату.

Результатом проведенных действий является получение уведомления о внесении сведений об установленных охранных зонах в государственный кадастр недвижимости.

Некоторые вопросы, связанные с правовым режимом охранных зон линейных объектов (Борисов А.А.)

О моменте установления охранной зоны линейного объекта

Как отмечает О.А. Золотова, под охранной зоной понимается зона с особыми условиями использования территорий, представляющая собой полосу земли вокруг объекта охранной зоны, создаваемая с целью охраны окружающей среды, жизни и здоровья граждан и (или) объекта охранной зоны от негативного воздействия, в границах которой устанавливаются нормативно закрепленные ограничения в осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе в использовании земельных участков и их частей, а также обязанности по поддержанию земельных участков и их частей в границах охранной зоны в состоянии, соответствующем цели ее установления (см. ).
Ограничения вещных прав на недвижимость, устанавливаемые в границах охранных зон линейных объектов, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН). Такой вывод можно сделать исходя из содержания пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. При этом следует учесть, что ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений и состоит в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (пункт 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации недвижимости).
Ведение ЕГРН осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений (часть 1 статьи 7 Закона о регистрации недвижимости).
В связи с этим возникает вопрос: можно ли считать установленной охранную зону линейного объекта, если сведения о такой зоне не внесены в ЕГРН? Для ответа на этот вопрос рассмотрим Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 октября 2016 года по делу N А41-103801/2015.
Из указанного Постановления следует, что в 2013 году распоряжением Министерства экологии и природопользования субъекта Российской Федерации были утверждены границы охранной зоны газораспределительной сети. Важно учесть, что годом начала эксплуатации газораспределительной станции считается 1978 год. При этом до 2013 года в государственном кадастре недвижимости (далее — ГКН) отсутствовали сведения об охранной зоне указанного линейного объекта и, соответственно, обременении земельных участков, расположенных в границах указанной зоны.
Собственник земельного участка (далее также — Общество), расположенного в границах охранной зоны, обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений субъекта Российской Федерации и правообладателю газораспределительной станции о взыскании убытков, причиненных в связи с установлением соответствующей охранной зоны. Суд первой инстанции в удовлетворении требования отказал, соответствующую позицию поддержали суды апелляционной и кассационной инстанций.
Позиция судов мотивирована следующими обстоятельствами. Газораспределительная станция и газопровод построены и введены в эксплуатацию задолго до приобретения права собственности Обществом на спорный земельный участок. Охранные зоны газораспределительной станции и газопровода установлены в силу нормы права и не могут нарушать права Общества (пункт 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов ). Указанными истцом действиями уполномоченных органов по оформлению прав на такие объекты газового хозяйства, внесение сведений об обременениях земельного участка в ГКН не могли быть нарушены права и законные интересы истца и причинен ему ущерб.
Таким образом, в рамках рассмотренного спора суды пришли к выводу о том, что внесение в государственную информационную систему сведений об охранной зоне линейного объекта является фиксацией границ такой зоны, а не фактом ее установления. Охранная зона считается установленной в силу нормы права и независимо от наличия сведений о такой зоне в государственной информационной системе.

О сносе объекта недвижимости, расположенного в границах зоны минимального расстояния от оси газопровода

Основная проблема заключается в том, что до момента внесения сведений об охранной зоне линейного объекта в ЕГРН не представляется возможным достоверно определить границы такой зоны, а иногда даже узнать о ее наличии. В связи с этим возникает вопрос: подлежит ли сносу здание, построенное в границах зоны минимального расстояния от оси газопровода, на основании выданного разрешения на строительство, если сведения о такой зоне не были внесены в государственную информационную систему? Рассмотрим правовую позицию по этому вопросу, сформулированную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года по делу N 309-ЭС16-5381.
Как следует из указанного Определения, предприниматель получил разрешение на строительство и построил здание в границах зоны минимального расстояния от оси газопровода. Сведения о такой зоне не были внесены в ГКН. Организация, эксплуатирующая газопровод, обратилась в суд с требованием об устранении препятствий безопасной эксплуатации магистрального газопровода. Суд первой инстанции заявленное требование удовлетворил, исходя из запрета, установленного законом и нормативными актами, для размещения объектов недвижимости вблизи газопроводов, который является источником повышенной опасности, создает угрозу жизни и здоровью людей и препятствует эксплуатации опасного объекта.
Суд кассационной инстанции с таким подходом не согласился и решение суда первой инстанции отменил, поскольку расположение спорного объекта на минимальном расстоянии от охранных зон объектов газотранспортной системы не является основанием для его сноса, так как объект возведен на основании выданного на его строительство разрешения, поэтому самовольной постройкой не является, ответчик об указанном факте не знал; границы охранных зон газораспределительных сетей не были установлены. Суд также исходил из того, что сохранение спорного объекта не нарушает прав истца как арендатора смежного земельного участка. Снос объекта, по мнению суда, не отвечает принципу разумности и соразмерности заявленного способа защиты права. Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебный акт суда апелляционной инстанции, согласился с приведенными доводами.
Однако Верховный Суд Российской Федерации отменил Постановления апелляции и кассации и оставил без изменения решение суда первой инстанции. Верховный Суд Российской Федерации отметил, что выдача органами местного самоуправления разрешения на строительство объекта на земельном участке, на котором невозможно его возведение, при установленных по делу обстоятельствах не устраняет установленный законами, градостроительными и строительными нормами и правилами запрет на такое строительство.
Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что эксплуатация объекта недвижимости в границах зоны минимального расстояния от оси газопровода, нарушающая правовой режим такой зоны, создает препятствия безопасной эксплуатации линейного объекта и может повлечь за собой снос спорного здания независимо от наличия разрешения на строительство такого здания, выданного в установленном порядке.

Об отказе в выдаче схемы расположения земельного участка в границах охранной зоны линейного объекта

Как следует из Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 марта 2017 года по делу N А70-6663/2016, Департамент имущественных отношений субъекта Российской Федерации отказал предпринимателю в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства лодочной станции, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах охранной зоны воздушной линии электропередачи напряжением 110 кВ.
Предприниматель посчитал свои права нарушенными, поскольку в границах охранной зоны расположено только десять процентов испрашиваемого земельного участка, и обратился в суд с требованиями к Департаменту:
1) о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка;
2) об обязании утвердить схему.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа Департамента недействительным. Суды апелляционной и кассационной инстанций эту позицию поддержали.
Позиция судов основана на том, что существующим законодательством введен прямой запрет не только на строительство объектов, но и на размещение в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1 000 вольт, детских и спортивных площадок, стадионов, рынков, торговых точек, полевых станов, загонов для скота, гаражей и стоянок всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей — стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, а также на проведение любых мероприятий, которые связаны с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (подпункт «б» пункта 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон ; далее — Правила). При этом часть земельного участка, испрашиваемого предпринимателем для размещения объекта спортивного назначения, расположена в границах охранной зоны высоковольтной воздушной линии электропередачи 110 кВ, что значительно превышает значение электрического напряжения, указанное в подпункте «б» пункта 9 Правил.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что расположение даже незначительной части (в рассмотренном деле — десять процентов) земельного участка в границах охранной зоны линейного объекта может повлечь за собой отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

О признании недействительным договора аренды земельного участка в границах охранной зоны линейного объекта

Как следует из Постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 мая 2017 года по делу N А51-9731/2016, Департамент земельных отношений субъекта Российской Федерации предоставил в аренду Обществу земельный участок для эксплуатации стоянки автомобильного транспорта.
В рамках дела N 2-96/2016 по иску заместителя прокурора субъекта Российской Федерации указанный договор аренды признан недействительным. Суд обязал Общество возвратить Департаменту земельный участок. Также был установлен запрет на осуществление Обществом деятельности по размещению стоянки, поскольку этот участок находится в охранной зоне линии электропередачи.
Однако Общество продолжило использовать спорный земельный участок. Департамент, ссылаясь на то, что Общество в течение года использовало земельный участок в отсутствие на то правовых оснований, обратился в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения. В свою очередь, Общество, полагая, что в связи с преждевременным освобождением земельного участка понесло убытки, обратилось к Департаменту со встречным иском.
Обосновывая взыскание убытков, Общество указало на то, что земельный участок был передан с недостатками, из-за которых Общество не смогло использовать этот участок по целевому назначению и извлекать прибыль. Однако суд указал, что еще при заключении указанного договора ответчик как добросовестный арендатор, действуя разумно и предусмотрительно, должен был узнать об основаниях недействительности договора, которые существовали на день его подписания и передачи участка в пользование, однако осмотрел участок и принял его без замечаний по акту. В результате суд первой инстанции удовлетворил требование Департамента, а встречный иск Общества оставил без рассмотрения, суды апелляционной и кассационной инстанций эту позицию поддержали.
Таким образом, договор аренды земельного участка, расположенного в границах охранной зоны линейного объекта, может быть признан судом недействительным, если использование такого участка противоречит правовому режиму соответствующей охранной зоны. Заключение подобного договора может повлечь за собой невозможность взыскания арендатором убытков, возникших в результате преждевременного освобождения земельного участка.

Выводы и рекомендации

При выборе земельного участка особое внимание следует уделить экспертизе территории, смежной с земельным участком, на предмет выявления линейных объектов, требующих установления охранных зон. Несоблюдение правового режима охранной зоны линейного объекта может повлечь за собой:
— отказ в выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
— расторжение договора аренды земельного участка и невозможность взыскания арендатором убытков, возникших в результате досрочного расторжения договора;
— снос построенного в границах охранной зоны объекта недвижимости (несмотря на выданное в установленном порядке разрешение на строительство такого объекта).
Отсутствие сведений об охранных зонах линейных объектов в государственных информационных системах не позволяет сделать однозначный вывод о фактическом отсутствии таких зон.

Литература и информационные источники

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 марта 2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
2. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июля 2017 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 29. Ст. 4344.
3. Об утверждении Правил охраны магистральных трубопроводов: Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 9. URL: http://base.garant.ru/2160374/.
4. О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 10. Ст. 1220.
5. О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 (в редакции от 17 мая 2016 года).
6. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года по делу N 309-ЭС16-5381.
7. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 мая 2017 года по делу N А51-9731/2016.
8. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 марта 2017 года по делу N А70-6663/2016.
9. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 октября 2016 года по делу N А41-103801/2015.
10. Боголюбов С.А., Кичигин Н.В. Законодательное регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению экологической безопасности. М., 2007.
11. Золотова О.А. Правовой режим земель охранных зон: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2013.