Условия способствующие совершению преступления

Причины и условия, способствующие совершению конкретного преступления (общая характеристика)

Причины и условия конкретного преступления.

3 звена причин и условий конкретного преступления:

1. личностные причины (социально-психологический механизм конкретного преступления). Механизм преступного поведения – определенная последовательность развития преступных действий: возникновение преступных намерений, принятие решения совершить преступление, планирование своих поступков и осуществление их преступником. Можно сказать иначе: это процесс взаимодействия личности и внешней среды, формирующий преступное поведение человека и реализующий его.

2. условия неблагоприятного нравственного формирования личности;

3. взаимодействие с конкретной жизненной ситуацией (криминогенной ситуацией).

+ 4. некоторые авторы выделяют – условия совершения преступления.

1. Личностные причины.

Механизм преступления обычно включает три звена: мотивацию преступления, планирование преступных действий, их реализацию.

3-и части (элемента):

1. мотивация;

2. планирование;

3. исполнение преступления.

Изучение мотива отвечает на вопрос почему человек поступает так или иначе. Мотивация преступного поведения – это система мотивов, побудитель к преступлению и его регулятор, т. е. причина преступного поведения (Миньковский)

Виды мотивов (В.В. Лунев): идейно-политические (классовая ненависть, враждебность к государству), корыстные, насильственно-эгоистические, анархистско-индивидуалистические (т.е. мотивы социальной пассивности в виде пренебрежительного отношения к выполнению своих гражданских, профессиональных, семейных обязанностей. Нежелание заботиться об окружающих), легкомысленно-безответственные и трусливо-малодушные.

Главную роль в формировании мотивов преступного поведения играют потребности субъекта. Потребности – источник мыслительной и поведенческой активности человека, они отражают и его природные свойства (естественные потребности: в пище, одежде, сне), хотя при этом всегда социально окрашены, и социальные характеристики, сформировавшиеся в обществе (проф. Долгова).


Мотивация преступления – это процесс формирования, развития, укрепления мотива (это процесс развития мотива = внутриличностные факторы), который формируется на основе следующих факторов:

1. социальная потребность (потребностная сфера человека). Потребности социального характера (самоутверждение, сохранение или повышение престижа или статуса, превосходства над окружающими) ведут к формированию мотивов агрессивного характера (ненависть, месть, обида, ревность).

2. искаженные потребности личности (материальные: нужда, невозможность удовлетворить эти потребности, и духовные). В материальных потребностях различаются 4-е разновидности: 1. потребности жизненно необходимые, без удовлетворения которых человек может погибнуть; 2. потребности нормальной интенсивности, характерные для данного общества; 3. гипертрофированные (завышенные) потребности; 4. извращенные потребности, противоречащие интересам общества и развитию личности (алкоголь, наркотики и т.д.).

3. интересы личности и система ценностных ориентаций. Интерес близок к потребности и отличается от нее только тем, что включает осознание как самой потребности, так и того пути, на котором ее можно удовлетворить. Например, извращенная потребность властвовать над людьми может породить карьеристские интересы на работе или интересы доминирования (лидерства) в семье. Интересы, или эмоционально окрашенные потребности, в большей мере зависят от системы ценностных ориентаций личности, иных содержательных характеристик ее сознания, а также социальной среды, в которой формировался, действует или к которой стремится человек. При определении линии своего поведения человек опирается на систему своих ценностных ориентаций (представлений), в которой одни ценности располагаются выше других, им отдается предпочтение по сравнению с другими, а это, в свою очередь, влияет на мотивацию поступка, выбор целей и средств их достижения. Ценности при этом играют троякую роль.

Во-первых, они могут стимулировать складывающийся мотив поведения и укреплять антиобщественные намерения субъекта. Так, если материальные потребности возникли у лица, которому присуща корыстная ценностная ориентация («падок на деньги»), то можно предполагать с большой долей вероятности формирова­ние у него корыстного мотива.

Во-вторых, ценностные ориентации в иных случаях тормозят антиобщественные проявления и блокируют формирование моти­ва преступления. В том же примере, если материальные потреб­ности возникли у лица с другой, бескорыстной ориентацией, его действия будут направлены не на хищение, а, например, на закон­ный заработок необходимых средств.

В-третьих, ценностные ориентации могут стать и самостоятель­ным источником мотива преступления. Искаженные идеологичес­кие представления, например национализм или религиозный фа­натизм, могут породить террористические или другие преступные мотивы и намерения.

+ 4.некоторые авторы выделяют наряду с потребностями человека и его интересами, влечения и эмоции человека. Под этим они понимают труднорегулируемые личностные проявления (стремления), в основном биологического характера. Известно, что многие преступления совершаются под воздействием острых эмоциональных состояний (душевных волнений, сильных переживаний). Это, например, страх, злоба, гнев.

Планирование преступления.

Процесс принятия решений (деформированный, т.е. искаженный). Здесь оформляется замысел субъекта, и преступление из абстрактного намерения превращается в ощутимую реальность. Планирование включает три элемента: выбор цели, выбор объекта посягательства и определение средств достижения цели. Под целью совершения преступления обычно понимается тот результат, к которому стремится преступник. Выделяют: основную цель (при убийстве – лишение жизни), промежуточную (подобрать соучастников), и конечную (получить деньги от заказчика убийства). Неверная оценка фактических обстоятельств, недостаточная продуманность поведения, невыполнение требований транзитивности. Принятие решений осуществляется без учета морально-нравственных норм. Недостаточный учет нормативных требований. Дефекты самоконтроля при принятии решения (оно осуществляется в условиях острого эмоционального состояния, в состоянии опьянения, сильной усталости, болезни).

Принятие решения – происходит не на уровне сознания, а на уровне подсознания. Оно является свернутым и выступает в роли привычного поведения.

Исполнение преступления – выполняется само криминальное действие (выполняются признаки объективной стороны преступления). Взаимодействие личности с различными элементами окружающей действительности (с потерпевшим, внутри преступной группы). М6ежличностное взаимодействие характеризуется несколькими разновидностями: 1. это взаимодействие преступника с соучастниками, 2. использование человека «втемную», т.е. без посвящения его в преступные планы, 3. взаимодействие преступника со своим ближайшем окружением (расширение границ между преступниками и окружающими их людьми ведет к криминализации все более широких групп населения), , 4. это взаимодействие преступника с другими людьми во время совершения преступления (например, с жертвой).

2. Условия неблагоприятного нравственного формирования личности.

Процесс формирования личности принято рассматривать как социализацию, т.е. процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирования самосознания и системы социальной ориентации, вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей и функций.

Нравственное формирование личности зависит от:

13. семьи (семейная дезорганизация): негативное поведение родителей, состав семьи, отношение родителей как педагогов, материальные условия семьи, наличие преступного опыта у членов семьи, низкий уровень культурных потребностей и интересов.

14. процесс образования, криминогенные факторы образовательного процесса: плохое воспитание в школе, деформированные отношения учитель – ученик, отношения ученик-ученик;

15. трудовая деятельность ( неблагоприятная обстановка в трудовом коллективе, тяжелый труд, отсутствие перспективы повышения, развития);

16. досуг (окружение, среда, содержание досуга);

17. СМИ.

18. дурное воздействие малой неформальной группы.

3.Взаимодействие с конкретной жизненной ситуацией.

Например, при совершении квартирной кражи – открытая дверь.

Под конкретной жизненной ситуацией понимается определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент. Конкретная жизненная ситуация (криминологическая ситуация) – это событие или состояние, вызывающие у человека решимость совершить преступление. Ситуация обычно предшествует преступлению, но может и сопровождать его совершение. (Кудрявцев В.Н.).

Классификация (виды) конкретных жизненных ситуаций:

13. по характеру конкретной жизненной ситуации: состояние, событие (значимые события – конфликт, столкновение);

14. по месту локализации: существующее в ограниченном пространстве или на обширной территории;

15. по времени: кратковременное (конфликт с хулиганом на улице) и длительное (тяжелая обстановка в семье).

16. Ситуации делятся на: проблемные (преступники сталкиваются с трудностями реализации преступного замысла) и конфликтные (открытое столкновение личностных интересов сторон).

17. по наличию или отсутствию повода: провоцирующая, нейтральная.

18. по степени решимости лица совершить конкретное преступление: заранее создаваемые преступниками (внедрение в охрану предприятия соучастника), непреднамеренно создаваемые (доведения себя до состояния алкогольного опьянения), возникшие в результате незаконных или аморальных действий других лиц (человек, переходящий улицу в неразрешенном месте, сбит водителем проезжающего автомобиля), возникшие в результате легкомысленного поведения будущих потерпевших (оставление вещей малознакомым людям), возникшие в результате экстремальных состояний личности из-за болезни, усталости.

Каждая жизненная ситуация имеет объективное содержание (оно определяется происходящими в действительности событиями) и субъективное значение (оно зависит от того, насколько данная ситуация важна с точке зрения интересов, жизненных планов или целей данного лица). Важно отметить, что обычно человек поступает в соответствии не с ситуацией в ее объективном смысле, а со своим представлением о ней. Поэтому часто ситуация служит для него поводом к совершению преступления, хотя на самом деле она не содержала никаких провоцирующих моментов.

Восприятие и объективная ситуация не совпадают.

Реагируя на сложившуюся ситуацию человек действует в соответствии с особенностями своего характера. Непосредственным источником волевого акта, а следовательно, и самого преступления являются взаимодействие конкретной жизненной ситуации и свойств личности преступника.

Конкретная жизненная ситуация может располагаться в различных звеньях механизма преступного поведения.

Во-первых, ситуация может быть источником мотивации преступления. Это встречается тогда, когда перед субъектом возникает трудная проблема, которую он может решить как законным, так и незаконным способом (проблемная ситуация). Проблемная ситуация – это совокупность обстоятельств, требующих выхода, незамедлительного принятия решения. Такая ситуация обостряет потребности и ведет к проявлению мотивов, в том числе и преступных. Пример, материальные трудности, семейные, острые ссоры. Разновидность проблемной ситуации – конфликтная. С конфликта с окружающими начинаются очень многие насильственные преступления. Ссора в семье, приводящая к оскорблениям, хулиганство, убийство из мести или на почве ревности.

Во-вторых, ситуация может означать создание возможностей для удовлетворения мотива поведения и достижения тех или иных целей.

В-третьих, конкретная ситуация может быть поводом для совершения преступления.

В-четвертых, конкретная ситуация может способствовать или препятствовать достижению преступного результата (ситуация способствует – бесконтрольность имущества, отсутствие охраны, ситуация препятствует, если совершение его физически невозможно или чревато для преступника скорым разоблачением).

Роль ситуации уменьшается с возрастанием криминального опыта человека.

Влияние конкретной жизненной ситуации на преступное поведение: она объективно ставит личность перед необходимостью выбора определенного варианта поведения (правомерного или неправомерного, обусловливает содержание и форму избранного варианта поведения.

В рамках конкретной жизненной ситуации выделяют: повод – это элемент конкретной жизненной ситуации совершения преступления. Повод – это внешнее, случайное проявление конкретной жизненной ситуации. Повод может быть выдуманным или выдуман или спровоцирован самим преступником, что часто встречается среди хулиганов или насильников.

Предлог – также элемент конкретной жизненной ситуации, но он создается самим преступником для совершения преступления, его облегчения, для последующего оправдания этого преступления.

Предлоги делятся на 4 группы по роли:

9. провоцирующие;

10. способствующие;

11. нейтральные;

12. затрудняющие совершение преступления.

Существует еще один элемент причин конкретного преступления – условия совершения преступлений (выделяют не все авторы).

Условия совершения преступлений – не связаны с условиями места и времени, а являются благоприятным фоном для совершения преступлений. Например, недостаточная активность в работе правоохранительных органов.

Таким образом, важно соединение этих 4-х факторов, важно их взаимодействие на уровне личности, встреча этих факторов во времени и пространстве при совершении конкретного преступления.

Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними

В настоящее время одной из самых актуальных и социально значимых задач, которые стоят перед нашим обществом, является поиск путей снижения роста правонарушений среди подростков и повышение эффективности их социально-психологической адаптации.

Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних опасны для общества, так как они угрожают его будущему. Асоциальные взгляды, привычки, приобретенные в раннем возрасте, могут привести к глубокой деморализации личности и как результат — к росту преступности и рецидивам.

По данным Росстат за последние годы число преступлений, совершенных несовершеннолетними, значительно снизилось. Так если в 2000 г. число преступлений было 32919, в 2005 г. составило 25308, в 2012 г. зафиксировано 9181, то уже в 2013 г. данный показатель составил 9392 . Несмотря на приведенные данные, проблема противоправного поведения подростков остается неизменно острой в условиях современного общества.

В отечественной педагогике проблемой правонарушений несовершеннолетних и причинами их совершения занимались такие ученые как, В. Т. Кондрашенко, Е. В. Змановская, К. Е. Игошев, А. М. Прихожан, О. Н. Ведерникова и другие.

Правонарушение — противоправное деяние лица, которое носит общественно опасный характер, посягающее на установленный порядок общественных отношений виновное действие или бездействие субъектов права .

Правонарушения дестабилизируют общественные отношения, посягают на защищенные правом интересы людей и организаций, поэтому они нежелательны для общества и вызывают отрицательную реакцию со стороны самого общества и государства.

Личность правонарушителя, по мнению Б. В. Волженкина, — это совокупность негативных социально-значимых индивидуально-типологических качеств индивида, обусловливающая его преступное поведение .

В большинстве случаев несовершеннолетний правонарушитель — это лицо, которое обладает склонностями, привычками, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения.

Характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя в большинстве своем обусловлена особенностями подросткового возраста, который отличается бурным физическим развитием организма, энергией, активностью, повышенной возбудимостью, неуравновешенностью. Несовершеннолетние правонарушители слишком восприимчивы к внешним воздействиям, как положительным, так и к отрицательным. Восприимчивость и впечатлительность являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств и качеств личности. Некритическое отношение к себе, неадекватная оценка приводят к нравственной неустойчивости несовершеннолетних, которая снижает эффективность социальной регуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок и адаптацию в обществе .

Выделяют следующие характерные признаки несовершеннолетнего правонарушителя:

— отставание в общем развитии (на 2–3 года). Подростки имеют значительные проблемы со здоровьем (соматическое и физическое здоровье, психическое состояние) ;

— неустойчивость, нестабильность эмоционально-волевой сферы, акцентуированность отдельных черт характера личности;

— неуспеваемость в школе. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов .

Личность подростка-правонарушителя характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества.

Противоправные проявления среди подростков в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности, выступающими основной причиной возникновения антиобщественных взглядов, с недостатками в нравственном и трудовом воспитании подростков и плохой организации их досуга, ошибками в деятельности школы и общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями .

При изучении противоправных действий рассматривают следующие причины, вызывающие подобное поведение.

1. Отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности подростка. Но не всегда семьи являются благоприятным фоном, для развития ребенка .

В сфере семьи и ближайшего окружения выделяют следующие причины:

— ослабление позитивного влияния семьи и ее возможностей защитить ребенка от отрицательного влияния, обеспечить необходимый уровень его умственного и нравственного развития;

— рост числа неблагополучных семей и разводов;

— снижение экономического благосостояния семьи;

— отказы от детей;

— формирование искаженных нравственных и правовых установок у детей;

— распространение в семье алкоголизма и наркомании.

2. Отрицательное влияние неформальной группы сверстников. Особенно часто под влияние асоциальной группы попадают подростки мало дисциплинированные, плохо успевающие, а потому не сумевшие установить правильных взаимоотношений с товарищами по классу и учителями. Для большинства подростков правонарушителей роль друзей и их мнение оказывается более значимыми, чем мнение и авторитет взрослых .

3. Низкий уровень жизни большой части населения. Среди малообеспеченных слоев наиболее ярко выражен уровень наркотизации и алкоголизации, которые во многом являются причинами преступности. Очень часто подросткам из бедных семей приходится совершать преступления, чтобы просто выжить .

4. Недостатки в развитии досуговой системы: слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из бедных семей.

5. Недостатки учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, отказ от индивидуального подхода и т. д.), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, управления своим поведением, нередко обучающиеся отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняется за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к ослаблению и потере социальных связей, что облегчает контакт с источниками отрицательных влияний . Для данной ситуации характерно следующее:

— недостаточное стимулирование учеников к обучению;

— непрофессионализм учителей, их неспособность компенсировать недостатки семейного воспитания;

— неблагополучные социальные условия в школе (сквернословие, курение, торговля наркотиками и т. п.);

— отсутствие необходимой связи между семьей и школой в целях организации эффективного образовательного процесса и др.

6. Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, поддержки их в трудовых коллективах. В этой связи необходимо отметить несвоевременное устройство лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; недостатки профориентации, отсутствие поддержки работающих несовершеннолетних. Все эти явления — особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою «взрослость», — способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, риску в плане возможных контактов с криминогенной структурой .

7. Подстрекательство со стороны взрослых преступников, что нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры и другие формы «до преступного» антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой «преимуществ» жизни преступников. Надо отметить, что целенаправленное воздействие преступной среды интенсифицируется: все большее распространение получают уголовный жаргон и обычаи «зоны», более престижным становится получение дохода противозаконными методами .

8. Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями: употребление ПАВ, культивирование половой распущенности, насилия и жестокости. Значительная роль здесь принадлежит СМИ и Интернет .

В. Н. Кудрявцев считает, что преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого пути требуется в среднем 2 года.

Среди мотивов правонарушений несовершеннолетних В. Н. Кудрявцев выделяет следующие:

1) материальную заинтересованность (корысть, тяга к накопительству, стяжательству, разгульной жизни);

2) мотивы межличностного общения (личная неприязнь, обиды, месть, ревность, деформированное стремление к превосходству, пренебрежительное отношение к окружающим) .

К. Е. Игошев предлагает следующую структуру мотивов правонарушений у несовершеннолетних: желание завоевать авторитет у товарищей, корыстные мотивы, подражание, обида, месть и «неопределенные» мотивы .

Таким образом, причины правонарушения среди несовершеннолетних в России связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

Литература:

1. Абдулаев М. И. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Финансовый контроль. 2004. — 410 с.

2. Бабаев М. М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. — М.: Юридическая литература, 2008. — 382с.

3. Бондарева П. Ю. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних. // Уголовное право. — 2012. № 4. — С. 23–28.

4. Волженкин Б. В. Общественная опасность личности преступника // Правоведение. — 2008. — № 4. — 262–269 с.

5. Волгарева И. В., Шилов Н. К. Уголовная ответственность несовершеннолетних. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. — 291с.

6. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — Спб.: издательство «Юридический центр Пресс», 2004. — 520 с.

7. Игошев К. Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Уч. пособие. –Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1976. — 92с.

8. Кудрявцев В. Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник Российской академии наук. — 1999. — Т. 69. — № 9. — С. 790–797.

9. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.: Творческий центр «Сфера», 2001. — 160 с.

10. Понкратов В. В. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних правонарушителей. — М.: Книга, 2011. — 153 с.

11. Шестаков Д. А. Влияние социальных ролей на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя. // Правоведение. — 1976. — № 3. — С. 132–136.