УПК 1960 года

Общая характеристика УПК РСФСР

Кодифицированным источником уголовно-процессуального права в настоящеевремя является УПК РСФСР, принятый 27 октября 1960 г. в соответствии сОсновами уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г.Этот кодекс разрабатывался с целью устранения наиболее одиозных чертуголовного процесса сталинского периода и некоторой либерализации уголовногопроцесса. Однако принятие УПК в условиях тоталитарного режима обусловилаполовинчатость и непоследовательность судебной реформы 50-60-х годов.Отдельные изменения, внесенные тогда в УПК, а именно определение правпотерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, более точнаярегламентация доказательств и доказывания, расширение прав обвиняемого припроизводстве в отдельных стадиях процесса и др., не меняли в целомопределяющих подходов к концепции УПК. Кодекс 1960 г. был построен напрежней идеологической основе — концепции единства государственной власти ипредставляющих ее в процессе органов, признании приоритета государственныхинтересов перед интересами личности, обвинения перед защитой и т. д. УПК1960 г. давал основание характеризовать установленный им порядокпроизводства как розыскной процесс. Перемены в государственном, общественном строе и политике, признаниеприоритета прав человека и гражданина повлекли за собой многочисленныеизменения и дополнения, внесенные в УПК 1960 г. в 1989-1993 гг. Этиизменения и дополнения в УПК были продиктованы теми изменениями идополнениями, которые вносились в эти годы в Конституцию РСФСР и теми новымизаконодательными актами, которые принимались в эти годы Верховным СоветомСССР. Эти новеллы привели к расширению права подозреваемого, обвиняемого назащиту уже в досудебных стадиях, установлению судебного контроля зазаконностью и обоснованностью избрания в качестве меры пресечения содержаниепод стражей, предусмотрели единоличное рассмотрение дела судьей, правообвиняемого на суд присяжных, если дело подсудно областному, краевому суду иустановлен порядок производства в суде присяжных и др. В 90-е годы в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзныхреспублик 1958 г. были внесены изменения и дополнения, в частности, в ст. 12″Гласность производства», ст. 29 «Дознание», ст. 27 «Обязанность органовдознания, следователя, прокурора и суда принять меры по обеспечениюбезопасности участников процесса и иных лиц», ст. 35 «Прослушиваниетелефонных и иных переговоров»», которые не повлекли за собой изменения идополнения УПК, но в силу соглашения о создании Содружества независимыхгосударств от 8 декабря 1991 г. эти нормы, если они не противоречатКонституции РФ и республиканскому законодательству, продолжают действоватьна территории РФ. Принятие Конституции РФ 1993 г. с новой силой обнаруживает противоречиямежду ее идеологией и закрепленными в ней принципами и УПК РСФСР Поэтому внастоящее время идет работа по подготовке нового УПК РФ, а его рассмотрениеи принятие внесено в план законодательной деятельности Государственной Думы. Действующий УПК РСФСР состоит из десяти разделов, 466 статей. В первомразделе «Общие положения» изложены нормы, действующие на всех стадияхпроцесса. Это нормы, в которых выражены задачи, принципы процесса, указаныосновные права участников процесса, правила о доказательствах и доказывании,определены основания избрания мер пресечения и выбора конкретного вида этихмер. В последующих пяти разделах УПК последовательно регламентируетсяпорядок производства в каждой из стадий процесса. В седьмом-девятом разделах содержатся нормы, регулирующие производствопо некоторым категориям дел. Последний, десятый раздел регламентирует «Производство в судеприсяжных». Установленный УПК порядок производства является обязательным по всемуголовным делам и для всех судов, органов предварительного следствия идознания (ст. 1 УПК). Важное значение при применении закона имеют разъяснения Верховного СудаРоссии по вопросам судебной практики. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФспособствуют правильному пониманию закона судами, другими органами идолжностными лицами, применяющими закон, по которому дано разъяснение,однако они не могут создавать новых норм права. В силу ст. 16 Закона «О прокуратуре» Генеральный прокурор РФ на основеи во исполнение законов издает приказы, указания, распоряжения, инструкции,обязательные для исполнения всеми работниками органов прокуратуры. Разъяснения Верховного Совета, приказы и указания Генеральногопрокурора не. могут создавать новых уголовно-процессуальных норм, онинаправлены на обеспечение их точного и неуклонного исполнения, устранениеимеющихся в правоприменительной деятельности недостатков.

В России

Уголовно-процессуальный кодекс России относит следователя к участникам уголовного процесса со стороны обвинения.

Российское законодательство предусматривает должности:

  • следователей Следственного комитета Российской Федерации (до 2011 — следователи Следственного комитета при прокуратуре, до 07.09.2007 — следователи прокуратуры),
  • следователей органов внутренних дел,
  • следователей Федеральной службы безопасности.

Полномочия следователя

Уголовно-процессуальный закон России предусматривает наличие у следователя широкого спектра процессуальных полномочий:

  • возбуждение уголовного дела в установленном законом порядке
  • принятие уголовного дела к своему производству или передача его руководителю следственного органа для направления по подследственности
  • направление хода расследования, принятие решений о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа
  • дача органу дознания в установленных уголовно-процессуальным кодексом РФ случаях и порядке обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении
  • обжаловать, с согласия руководителя следственного органа, в установленном законом порядке, решения прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объёма обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.