Уголовная ответственность за терроризм

Объективные и субъективные признаки терроризма

Терроризм — это сложная многоаспектная категория, зависящая от многих социальных политических, экономических и социальных факторов.

Статья 205 УК РФ предусматривает ответственность за терроризм — т. е. совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Объектом терроризма является общественная безопасность. Понятие безопасности определено в Законе РФ от 18 марта 1992 г. «О безопасности» как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». В ряде специальных законов в том же смысле употребляются понятия международной экономической безопасности, пожарной, радиационной, эпидемиологической и других видов безопасности общества (Приложение В).

В юридической литературе безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от негативных последствий явлений социального, природного или технического характера, а также поддержание уровня этой защищенности.

Общественная безопасность как объект преступлений — это система общественных отношений по поводу создания и поддержания безопасных условий жизнедеятельности общества, функционирования и развития его институтов.

Особенность этого объекта заключается в том, что безопасные условия существования общества слагаются из безопасности, неприкосновенности каждого члена общества, его имущества, нормальной безопасной деятельности государственных и общественных институтов. Это, в свою очередь, затрудняет разграничение терроризма с преступлениями против личности, собственности, порядка управления и др. Кроме того, данное обстоятельство ставит вопрос о наличии основного и дополнительного объектов терроризма.

В.С. Комиссаров, анализируя эту проблему, справедливо считает, что общественной безопасности как объекту терроризма имманентно присущ комплекс отношений по защите личности, материальных ценностей, социальных институтов, окружающей среды и др. Комиссаров В. С. Преступления, нарушающие общие правила безопасности: Автореф. докт. дис. М., 1997. С. 12.

Посягательство на общественную безопасность неизбежно связано либо с угрозой этим благам либо с причинением им реального вреда. Из этого тезиса делается вывод об отсутствии при посягательствах на общественную безопасность дополнительного объекта, что подтверждается анализом механизма причинения вреда общественной безопасности”, т. е. без взрыва, поджога, угрозы не может быть самого терроризма, а эти действия, в свою очередь, невозможны без причинения вреда личности или собственности или хотя бы угрозы его.

Безопасность как условие функционирования и развития общества имеет две составляющие, которые оцениваются объективным и субъективным критериями индекса безопасности. Объективный критерий — это уровень реальной защищенности системой законодательного регулирования, организационными мерами по использованию материальных средств, реализацией этих мер правоохранительными и другими органами.

Субъективный критерий общественной безопасности как объекта уголовно-правовой охраны — часть общественной психологии: ощущение состояния защищенности, общественное спокойствие, ощущение своей безопасности и безопасности других, неприкосновенности имущества, уверенность в нормальной работе государственных и общественных институтов. Эта вторая составляющая общественной безопасности не менее существенна, чем реальные меры ее обеспечения, поскольку отсутствие страха, паники, неуверенности является необходимым условием функционирования и развития общества.

Следует заметить, что главной целью акта терроризма является поражение именно этого элемента общественной безопасности, поскольку через вред реальным мерам и средствам безопасности колеблется общественное спокойствие. Объективная сторона терроризма выражена в двух видах действий:

-совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;

-угроза совершения указанных действий. Совершение взрыва — это действие с использованием взрывных устройств и взрывчатых веществ. Взрывчатые вещества — это химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому взрыву (тротил, аммониты, пластиты, эластиты, бездымный, дымный порох, твердое ракетное топливо и др.).

Взрывные устройства — это военно-инженерные или самодельные мины, бомбы, снаряды, т. е. устройства, конструктивно предназначенные для производства взрыва. Взрыв — это мгновенное мощное самораспространяющееся химическое превращение взрывчатых веществ, сопровождающееся взрывной волной, громким звуком, возгоранием.

Поджог — намеренное вызывание пожара с использованием химических или иных, вызывающих воспламенение, средств. Иные действия — это самые разнообразные, схожие с перечисленными по опасности и возможным последствиям, действия с использованием радиоактивных, ядовитых, сильнодействующих веществ или связанные с посягательством на информационные, энергетические, продуктовые ресурсы и системы жизнеобеспечения общества, а также блокирование аэропортов, железных дорог и т.д. Наибольшую опасность представляют действия, сопровождаемые использованием оружия массового поражения. Ядерное оружие массового поражения — это совокупность ядерных боеприпасов, средств их доставки к цели и средств управления. При взрыве ядерного боеприпаса поражающее воздействие имеют ударная волна, проникающая радиация, световое излучение. Химическое оружие массового поражения — это в совокупности или в отдельности токсичные химикаты и их прекурсоры. К данному виду оружия массового поражения относятся боеприпасы, устройства или оборудование, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсичных свойств химикатов, высвобождаемых в результате их применения.

Под биологическим оружием массового поражения понимается любой живой организм, в том числе и микроорганизм, вирус или другой биологический агент, а также любое вещество, произведенное живым организмом или полученное методом генной инженерии, или его производное, а равно средства их доставки, способные вызвать гибель, заболевание или иное неполноценное функционирование человеческого или другого живого организма, заражение окружающей природной среды, продовольствия, воды или иных материальных объектов.

Обязательным элементом объективной стороны терроризма является создание опасности гибели людей от вышеперечисленных действий, значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Опасность — это специфическое последствие общественно опасных действий, которое характеризуется признаками качества и количества, заключающими в себе возможную тяжесть последствий (качественная характеристика) и вероятность их наступления (как бы количество опасности) Мальцев В. В. Категория «общественно опасное поведение» в уголовном праве. Волгоград, 2003. С. 95

Опасность как признак объективной стороны терроризма должна содержать в себе реальные предпосылки тех последствий, которые названы в уголовном законе: реальную возможность гибели людей, значительного материального ущерба и иных равнозначных последствий. Если качественная характеристика опасности определена законодателем путем перечисления в ст. 205 УК РФ возможных последствий, то вероятность их наступления, а значит, и самой опасности, определяется в зависимости от конкретных обстоятельств:

-силы взрыва, масштаба поджога, использования общеопасных химических, радиоактивных средств, избрания для взрыва, поджога и т. п. Места скопления людей, замкнутого помещения и невозможности быстро его покинуть и т. д.

Поскольку «опасность» — состояние временное, как правило, быстро проходящее в силу случайных или специальных мер, то при отсутствии реальной гибели людей и других последствий по уголовному делу должно быть доказано, что она (опасность) какой-то промежуток времени имела место.

Опасность гибели людей означает: реальную возможность гибели двух и более лиц (когда никто не погиб фактически); гибель одного человека и реальную возможность гибели других людей Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В. И. Радченко. М., 2007. С. 353..

Значительный имущественный ущерб как последствие терроризма — оценочное понятие.

Чтобы определить содержание имущественного ущерба, следует обратиться к примечанию к ст. 158 УК РФ, в соответствии с п. 2 которого крупным размером при совершении преступлений, предусмотренных статьями главы 21 «Преступления против собственности», признается стоимость имущества, в пятьсот раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления.

Естественно, «значительный» — это меньший, чем крупный, но вряд ли правильно придавать этому понятию тот же смысл, который заложен в ч. 2 ст. 158-160 УК РФ, поскольку в этих статьях речь идет о причинении значительного имущественного ущерба конкретному гражданину, а в ст. 205 УК РФ он определяет посягательство на общественную безопасность и должен быть адекватен по характеру целям терроризма и другим последствиям, предусмотренным ст. 205 УК РФ.

Иные общественно опасные последствия — это последствия однопорядковые с возможной гибелью людей, значительным имущественным ущербом и соответствующие целям терроризма: длительная остановка транспорта, блокирование аэропортов, зданий правоохранительных органов, срыв работы учреждений, предприятий, создание паники, беспорядков среди значительных групп населения и т. д.

Законодатель установил, что ответственность за терроризм, как отмечалось ранее, наступает уже за одно создание опасности наступления перечисленных в ст. 205 УК РФ последствий. Это не случайно, так как создание опасности причиняет ущерб общественной безопасности как объекту терроризма, поскольку «последствие представляет собой соединительное звено между действием и объектом, причем сама юридическая природа последствия в значительной мере определяется характером объекта».

Так, например, по приговору суда Очерхаджиев и другие осуждены по ч. 1 ст. 30 УК РФ и п. «а» ч. 2 ст. 205 УК РФ (приготовление к террористическому акту); в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 208 (участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом), ч. 3 ст. 205 (терроризм), п. «а» ч. 3 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2003г..

Когда же опасность реализуется в конкретный физический или имущественный вред, то террористические действия могут быть квалифицированы как терроризм при отягчающих обстоятельствах или в совокупности с другими более тяжкими преступлениями (например, терроризм и умышленное убийство).

Категория опасности как последствие имеет и другое уголовно-правовое значение. Общественно опасные последствия преступления делятся на два вида: материальные (физический, имущественный, экологический вред) и нематериальные (политический, идеологический, нравственный вред).

Если первые сравнительно легко устанавливаются и исчисляются, то вторые, не отражаясь в предметах внешнего мира, фактически не поддаются какой-либо регистрации и измерению. Тем более что такие последствия отдалены от действия по времени, хотя и неизбежны.

Это отражается в конструировании уголовно-правовых норм, в которых последствия либо включаются в число признаков объективной стороны (материальные составы), либо не включаются в объективную сторону, лежат за пределами состава (формальные составы). Анализ объективной стороны терроризма показывает, что ни к первой, ни ко второй категории его отнести нельзя, хотя некоторые ученые-юристы считают терроризм материальным составом, в то время как другие придерживаются прямо противоположного мнения, считая формальным. Это не просто теоретическая полемика, от решения этого вопроса зависит определение момента окончания терроризма, а следовательно, применение ст. 30 УК РФ.

Терроризм относится к преступлениям третьего типа — поставление в опасность или деликтом опасности, когда законодатель, стремясь эффективнее обезопасить защищаемый объект от возможных последствий, и для предотвращения их связывает момент окончания преступления с двумя признаками объективной стороны: действием и возникновением реальной опасности.

Следовательно, «опасность» выступает в этих составах как специфическое последствие. Отсюда возникает и другой вывод: должна быть установлена причинная связь между террористическим действием и фактом возникновения опасности, грозящей гибелью людей, повреждением зданий, сооружений, транспорта, связи и порождающей чувство страха, незащищенности, паники у неопределенного круга людей.

Таким образом, терроризм будет оконченным преступлением в ситуациях, когда будут установлены все элементы объективной стороны: «действие» и причинно обоснованная «опасность».

С субъективной стороны терроризм характеризуется как умышленное преступление, и поскольку действия террористов закон связывает со специальными целями, то, следовательно, совершаются они с прямым умыслом, т. е. террорист осознает общественно опасный характер совершаемых действий и предвидит не только возможность, но, как правило, неизбежность наступления последствий и желает, чтобы они наступили (под последствиями, естественно, мы понимаем создание опасности, а не ее реализацию в виде гибели людей, материального ущерба и др., так как к последнему отношение может быть различным: от прямого умысла до неосторожности). В качестве целей терроризма в ст. 205 УК РФ названы: нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решений органами власти. Из анализа целей, включенных законодателем состав терроризма, следует, что они не однородны по содержанию. Представляется, что истинно террористической целью является воздействие в конечном итоге на тех, кто может принять то или иное решение, которого добиваются террористы. Другие цели, названные в ст. 205 УК РФ,- нарушение общественной безопасности и устрашение населения — являются промежуточными для достижения конечного результата — воздействия на решения властей.

Терроризм по механизму поведения и способу достижения целей напоминает захват заложников, когда для воздействия на тех, кто может принять решение, в заложники захватывают случайных людей. При терроризме поставление в опасность случайных жертв призвано оказать давление на «власти».

Мотивы террористических акций могут быть самыми различными: месть за несправедливые решения, действия, мотивы, связанные с решением национальных, этнических, конфессиональных, политических, экономических, криминальных проблем. Мотивы терроризма, рассмотренные при его классификации, как побуждения, формирующие цели, лежат за пределами состава преступления, они не влияют на квалификацию, но могут быть учтены при определении меры наказания.

Таким образом, следовало бы изменить редакцию ст. 205 УК РФ, выделив, что террористы совершают взрывы, поджоги, иные аналогичные по опасности действия для устрашения населения, нарушения общественной безопасности в целях таким путем воздействовать на принятие решений государством, юридическими и физическими лицами.

Предупреждение терроризма

Предупреждение терроризма — это комплексная система мер социально-экономического, политического и юридического характера, направленная на предотвращение: возникновения террористических организаций (группировок), совершения террористических актов, последствий терроризма. Целью предупреждение терроризма является обеспечение общественной безопасности населения, защита политических, экономических и международных интересов.

Меры предупреждения терроризма должны идти по двум направлениям: общее (общесоциальное) предупреждение преступности и специальное предупреждение преступности. Общее (общесоциальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики (в сфере экономики – это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и т.п.; в политической сфере – это становление и развитие новой российской государственности, упрочнение демократии, укрепление всех ветвей власти и т.п.; в социальной сфере большое антикриминогенное значение имеет устранение резкого социального расслоения общества, поддержка малоимущих граждан, укрепление семейных устоев, ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.). Особое внимание следует обратить на духовную сферу жизни общества, так как нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность интенсивно продуцирует ее.

Меры специального предупреждения преступности – это специально-криминологические меры, которые различаются по содержанию (экономические, политические, культурно-воспитательные и др.); по масштабам действия (общегосударственные, региональные и др.); по правовой характеристике (базирующиеся на нормах права, но ими не регламентированные (например, правовое просвещение, воспитание), и детально урегулированные юридические нормами (например, административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).

Меры антитеррористической деятельности могут классификацировться на: законодательные; административно-правовые; уголовно-правовые; социальные; финансвово-экономические; политические; военные; пропагандистские; профилактические и др.

Важнейшим аспектом для формирования адекватной терроризму ответной государственной стратегии является рассмотрение последнего в рамках общей системы обеспечения безопасности, представляющей собой многофункциональный и многоуровневый механизм, включающий как органы государственной власти, так и негосударственные структуры. Формами участия негосударственных структур безопасности в предупреждении терроризма являются:

— своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах;

— участие групп быстрого реагирования негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении правоохранительными органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспечение понятыми и т.д.);

— публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом;

— разработка рекомендаций и консультирование по проблемам противодействия терроризму;

— организация общественных мероприятий (конференций, «круглых столов», семинаров и др.) с привлечением представителей государственных правоохранительных органов и спецслужб;

— привлечение в кризисных ситуациях сотрудников частных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов крупных городов;

— участие в международных общественных комитетах и движениях по борьбе с терроризмом;

— разработка, производство и поставка негосударственными предприятиями для правоохранительных органов и спецслужб, для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей).

К особенностям, влияющим на предупреждение и борьбу с терроризмом, относятся: 1) борьба с преступностью террористической направленности ведется в основном в ходе реагирования на уже совершенные преступления; 2) отсутствие совместной работы по предупреждению преступных посягательств, разрушению международных и межрегиональных связей преступных группировок, и как следствие, ликвидации террористических организаций; 3) в настоящее время еще не создан совместный и полноценный информационный банк данных обо всех ранее совершенных террористическими группами преступлениях и участниках этих групп; 4) негативно сказывается ведомственная разобщенность в вопросах учета, регистрации преступлений, связанных с терроризмом; 5) вне поля зрения остаются многие ранее отбывшие наказание за совершение преступлений террористического характера. Ряд этих граждан продолжают заниматься антиобщественной деятельностью, хранят огнестрельное оружие, укрывают лиц, находящихся в розыске; 6) многочисленные обыски, проводимые по инициативе органов внутренних дел по местам жительства предполагаемых членов террористических группировок, оказываются безрезультатными.

Эффективная система предупреждения должна учитывать основные тенденции терроризма, характеризуемые повышением его общественной опасности:

— темп роста и прироста (за последние три десятка лет в мире было совершено более 10 тыс. террористических актов только широко известных и нашедших отражение в СМИ);

— уровень организованности (терроризм в истекшее столетие развивался от террористов-одиночек до создания террористических групп, крупных организаций, политических террористических формирований до транснациональных террористических объединений типа «Аль-Каида»);

— материально-техническое и финансовое обеспечение (развитие идет от применения кинжала, пистолета до колоссальных взрывов и средств массового поражения при помощи мировых центров финансирования террористических акций);

— национальный и транснациональный масштаб террористической деятельности (терроризм «движется» от единичного места преступления до охвата целых городов, стран, регионов);

— степень тяжести наступивших последствий и число человеческих жертв (темпы прироста человеческих жертв в среднем на порядок опережают темпы прироста самих террористических актов. Тенденция такова: от убийств отдельных ненавистных террористам лиц, до уничтожения тысяч и десятков тысяч ни в чем повинных людей);

— характер и объем целей (диапазон достаточно широк: от убийств отдельных лиц до свержения легитимных властей, разрушения государств и фактического уничтожения целых народов);

— расширение социальной базы терроризма (под знамена террористов становятся не только отдельные организации, политические, националистические и религиозные определения, а целые народы).

Специальными субъектами антитеррористической деятельности в России являются:

1. Федеральная служба безопасности России;

2. Генеральная прокуратура Российской Федерации;

3. Служба внешней разведки России;

5. Министерство обороны России;

6. Федеральная пограничная служба России;

7. Министерство внутренних дел России.

I.V Ответственность и наказание за терроризм

В ст. 23 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» указано, что лица, виновные в террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Законодательством предусматривается система мер по предотвращению терроризма. В числе их имеется и непосредственно уголовно-правовые. В соответствии со ст.31 УК РФ лицо освобождается от ответственности при добровольном отказе от совершения преступления, в том числе и терроризма.

Добровольный отказ от преступления — это прекращение приготовления к нему или прекращение самих неоконченных преступных действий, если лицо осознало возможность доведения преступления до конца.

Условиями освобождения от ответственности при добровольном отказе являются:

-добровольность и окончательность отказа от совершения преступления;

-совершение лишь таких действий, которые не образуют состава другого преступления;

-осознание лицом объективной возможности довести преступление до конца.

Добровольный отказ от совершения преступления в соучастии имеет свои особенности, поскольку преступный результат является следствием совокупных действий даже тех лиц, которые «внесли» в преступный результат лишь интеллектуальный вклад.

Законодатель выделяет подстрекателей преступления, предъявляя им более значительные по объему требования при освобождении от ответственности в случае их добровольного отказа. Так, в силу ч.4 ст.31 УК РФ они освобождаются лишь при условии, если своевременным сообщением органам власти или иным способом сумели предотвратить доведение до конца его исполнителем.

Пособник также должен предпринять все зависящие от него меры, чтобы предотвратить преступление, совершению которого он способствовал.

Условия освобождения, в соответствии со ст.31 УК РФ, полностью распространяются и на терроризм.

Если терроризм носит индивидуальный характер, то применяются ч.ч. 1-3 ст.31 УК РФ, если терроризм групповой (по предварительному сговору или организованной группой)- ч.ч. 4,5 ст.31 УК РФ.

Вводя в применение к ст.205 УК РФ особые основания освобождения от наказания, законодатель стремится использовать дополнительные меры предотвращения террористических актов.

Применение этого положения закона возможно при наличии трех условий:

  1. лицо участвовало лишь в подготовке терроризма;

  2. лицо своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению терроризма (не обязательно предотвратило его);

  3. если в действиях такого лица не содержится признаков иного преступления.

Самое значительное различие добровольного отказа (ст.31 УК РФ) и особых оснований освобождается от ответственности (примечание к ст.205 УК РФ) заключается в том, что освобождение лица, участвующего в подготовке теракта, согласно примечанию к ст.205 УК РФ, возможно как при добровольном, так и вынужденном «сотрудничестве» террориста с органами власти или в выполнении других, предупреждающих теракт, действий.

Спорным в литературе остается вопрос о том, возможно ли освобождение от ответственности за терроризм, если террористом уже совершено другое преступление. По мнению некоторых комментаторов ст.205 УК РФ, в этом случае допустимо освобождение от ответственности за терроризм, а виновный отвечает лишь за второе преступление. Другие авторы, напротив, считают, что если террорист совершил второе преступление, то освобождение от ответственности за терроризм в соответствии с примечанием к ст.205 УК РФ вообще невозможно.12

Представляется, что вопрос следует решать дифференцировано: если лицо добровольно отказалось от акта терроризма и способствовало его предотвращению, но совершило другое преступление, то оно отвечает лишь за это второе преступление. Если лицо вынуждено способствовало предотвращению терроризма (например, будучи задержанным), совершив до этого другое преступление, то оно не может быть освобождено от ответственности, ни за терроризм, ни за другое преступление.

Для предупреждения терроризма важное значение имеет поощрительная норма, предусмотренная в примечании к ст. 205 УК РФ. Лицо, вовлеченное в подготовку акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если способствовало предотвращению акта терроризма своевременным предупреждением органов власти или иным способом.

Своевременным признается также предупреждением органов власти, когда они имеют возможность предотвратить совершение террористических действий либо наступление последствий, указанных в ст. 205 УК.

Иное способствование предотвращению акта терроризма может выражаться в активных действиях самого субъекта по предупреждению общеопасных действий (взрыва, пожара и т.п.), привлечению других граждан к локализации вредных последствий и т.д.

Что касается вопроса наказания, то санкция ст. 205 УК РФ предусматривает по 2.1 указанной статьи лишение свободы на срок от пяти до десяти лет, при квалифицирующих обстоятельствах (группой лиц по предварительному сговору, с применением огнестрельного оружия) от восьми до пятнадцати лет.

За совершение терроризма организованной группой, либо повлекших по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения, — наказываются лишением свободы от десяти до двадцати лет.