Учет конвертов в бюджетном учреждении

Учет марок и маркированных конвертов

Марки и маркированные конверты учитываются в составе денежных документов на счете 201.35.

Передавать друг другу подотчетные суммы сотрудники не могут, это не предусмотрено законодательством.

Сотрудник, у которого в подотчете находятся марки и маркированные конверты, должен отчитаться по израсходованным маркам и конвертам и сдать остаток в кассу по приходному кассовому ордеру (с пометкой – Фондовый). А, сотрудник, который будет получать в подотчет, пишет заявление на выдачу этих марок и маркированных конвертов, и на основании расходного кассового ордера (с пометкой – Фондовый) оформляете выдачу из кассы.

Обоснование

1. Из рекомендации Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как отразить в учете поступление и выбытие денежных документов

Денежные документы храните в кассе учреждения и учитывайте на счете 201.35 «Денежные документы». К таким документам, в частности, относятся: оплаченные талоны на бензин и масла, на питание, оплаченные путевки в санатории, полученные извещения на почтовые переводы, почтовые марки и т. д. Об этом сказано в пункте 169 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Прием и выдачу денежных документов оформляйте приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) с указанием на них записи «Фондовый». Учет операций с денежными документами ведите на отдельных листах кассовой книги также с указанием на них записи «Фондовый» (ф. 0504514). При этом итоговые показатели операций за день и показатели остатка на конец дня формируйте по денежным средствам и по денежным документам раздельно.

Аналитический учет операций с денежными документами ведите по их видам в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).

Учет операций по счету ведите в журнале по прочим операциям (ф. 0504071) на основании документов, прилагаемых к отчетам кассира.

Такой порядок установлен пунктами 170–172 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

2. Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как отразить в бухучете приобретение конвертов

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие конверты приобретает учреждение – маркированные или немаркированные.

В бухучете маркированные конверты для пересылки почтовых отправлений учитывайте в составе денежных документов на счете 201.35 «Денежные документы» (п. 169 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Прием и выдачу маркированных конвертов оформляйте приходным кассовым ордером (ф. 0310001) и расходным кассовым ордером (ф. 0310002) с указанием на них записи «Фондовый» (п. 170 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Совет: чтобы отчитаться об использовании маркированных конвертов, подотчетник вместе с авансовым отчетом (ф. 0504505) может подать реестр маркированных конвертов. Этот документ подтвердит, кому, по какому адресу и в связи с чем отправляется письмо.

Так как унифицированной формы документа нет, его можно составить в произвольной форме и утвердить в учетной политике учреждения.

Если учреждение приобретает немаркированные конверты, то порядок их отражения в бухучете зависит от цели приобретения.

Немаркированные конверты, приобретенные для проведения мероприятий по награждению сотрудников, учтите на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» в разрезе материально ответственных лиц и мест хранения. Конверты на данном счете учитывайте по стоимости приобретения. Об этом сказано в пунктах 345–346 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Немаркированные конверты, приобретенные для текущей деятельности учреждения (кроме конвертов, приобретенных для награждения сотрудников), отражайте в составе материальных запасов на счете 105.06 «Прочие материальные запасы» (п. 118 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Подробнее.

Расходы на приобретение конвертов оплачивайте по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». А в бухучете расходы нужно распределить по следующим кодам КОСГУ:

  • приобретение маркированных конвертов – подстатья КОСГУ 221 «Услуги связи»;
  • приобретение немаркированных конвертов для проведения мероприятий по награждению сотрудников – статья КОСГУ 290 «Прочие расходы»;
  • приобретение немаркированных конвертов в остальных случаях – статья КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Такой порядок следует из разделов III и V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Порядок отражения в бухучете приобретения конвертов зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Приобретение и выдачу маркированных конвертов отразите проводками:

Дебет КРБ.1.201.35.510 Кредит КРБ.1.302.21.730
– поступили в кассу маркированные конверты (на основании приходного кассового ордера);

Дебет КРБ.1.208.21.560 Кредит КРБ.1.201.35.610
– выданы из кассы маркированные конверты для пересылки почтовых отправлений (на основании расходного кассового ордера).

Приобретение немаркированных конвертов для награждения сотрудников отразите проводкой:

Дебет КРБ.1.401.20.290 Кредит КРБ.1.302.91.730
– отражена стоимость немаркированных конвертов, приобретенных для проведения мероприятия по награждению сотрудников;

Дебет КРБ.1.302.91.830 Кредит КРБ.1.304.05.290
– оплачены немаркированные конверты, приобретенные для проведения мероприятия по награждению сотрудников;

Увеличение забалансового счета 07
– отражены за балансом конверты, приобретенные для проведения мероприятия по награждению сотрудников.

Такой порядок установлен пунктами 50, 102 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.35, 208.00, 302.00, 304.05, 401.20, забалансовый счет 07).

2. Из статьи

Учет расчетов с подотчетными лицами

Расчеты учреждения с подотчетными лицами отражаются на счете 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами».

Он предназначен для учета расчетов по суммам денежных средства и (или) денежных документов, выдаваемых учреждением под отчет.

В учетной политике учреждение вправе устанавливать в составе рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов с подотчетными лицами в разрезе видов расходов (выбытий).

Аванс под отчет выдают по распоряжению руководителя учреждения (на основании письменного заявления получателя).

В частности, кассир вправе оформить расходный кассовый ордер на подотчетную сумму только на основании заявления от работника.

Приказ руководителя, командировочное удостоверение и другие документы для этого не подходят.

Как правило, деньги выдаются работнику из кассы, но возможен и иной вариант: суммы перечисляются на зарплатную карту работника.

Минфин России и Федеральное казначейство выпустили письмо, которым разрешили госучреждениям перечислять командировочные на зарплатные карты работников (письмо Минфина России, Федерального казначейства от 10 сентября 2013 г. № 02-03-10/37209, № 42-7.4-05/5.2-554).

Лица, получившие деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию учреждения отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Согласно пункту 6.3 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, нельзя выдавать подотчетные суммы сотруднику, не отчитавшемуся за ранее полученные деньги.

То есть подотчетное лицо должно составить авансовый отчет на выданную ранее сумму и только после его принятия можно выдавать аванс на иные нужды казенного учреждения.

Что касается срока, на который могут выдаваться денежные средства подотчетному лицу, то законодательно он не установлен. В соответствии с пунктом 6.3 Указания по ведению кассовых операций в РФ учреждения выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителями. Таким образом, на уровне законодательных нормативных актов какого-либо ограничения по срокам представления авансовых отчетов об израсходовании денежных средств, выданных на хозяйственные расходы, не предусмотрено. Соответствующие сроки могут быть установлены внутренним нормативным актом либо определены при принятии руководителем решения по факту конкретной выдачи денег.

Ответ от 23.04.2015:

Конверты почтовые с литерой «А», то есть, с марками нанесенными типографским способом, являются средством оплаты за услуги почтовой связи, поэтому с полным основанием считаются денежными документами. Их следует приходовать в фондовую кассу по приходному фондовому ордеру, выдавать под отчет по расходному фондовому ордеру.

Дебет счета 1.20135.510 — Кредит счета 1.30221.730 — поступление конвертов в фондовую кассу от поставщика

Дебет счета 1.20135.510 — Кредит счета 1.20821.660 — поступление конвертов в фондовую кассу при приобретении через подотчетное лицо

Дебет счета 1.20821.560 — Кредит счета 1.20135.610 — выдача конвертов сотруднику под отчет

Предельный срок, на который конверты выдаются сотруднику под отчет, может быть установлен распоряжением руководителя, может быть оговорен в учетной политике в разделе, регламентирующем порядок документооборота. Также следует при выдаче конвертов под отчет под роспись уведомлять подотчетного сотрудника о сроке выдачи конвертов (указывать в расходном фондовом ордере срок выдачи), так как подотчетное лицо не обязано знать все распоряжения руководителя и учетную политику.

При определении предельного срока, на который будут выдаваться конверты под отчет, следует исходить из среднедневной потребности в конвертах, а также из имеющихся у сотрудника возможностей обеспечить их сохранность. Если например, у такого сотрудника, нет сейфа (иного защищенного от проникновения хранилища), неразумно выдавать ему конвертов больше, чем необходимо на день работы. Если же у сотрудника, есть возможность для их длительного хранения, следует в учетной политике предусмотреть возможность плановой и внезапной инвентаризации текущего остатка конвертов.

Инструкция, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н) не определяет, какими первичными документами подотчетное лицо может подтверждать произведенные расходы. Следовательно, необходимо в учетной политике определить, какими первичными документами будет отчитываться сотрудник о расходовании конвертов. Это может быть, например, реестр отправленной корреспонденции. Форма такого первичного документа должна соответствовать требованиям о наличии обязательных реквизитов, приведенном в п. 7 Инструкции № 157н. Форма первичного документа должна быть утверждена в учетной политике.

Учет конвертов в бюджетном учреждении

Траты, произведенные бюджетным учреждением на покупку конвертов немаркированного типа, следует учитывать по статье Об повышении стоимости матзапасов. Итогом такого заключения стал порядок использования классификации бюджетных трат РФ, который был утвержден приказом Министерства финансов. По этому приказу услуги, оказываемые почтовой связью, а также приобретение марок и конвертов и бланков с маркировкой должны быть отнесены к статье Услуги связи. Также следует помнить, что согласно инструкции о применении общего плана для счетов бухгалтерского учета, все почтовые марки, а также конверты с маркировкой и бланки с аналогичными метками имею отношение к документальным актам по денежному эквиваленту, а, значит, должны учитываться на счете для денежных документов. Стоимость денежного документального акта отображается в учете бюджетного характера. По своей сути, эта цена полностью эквивалентна размерам активов или услуг нефинансового назначения, которые могут оказываться вне нарушений соответствующего договора.
Траты кассового значения сформированы в учете бюджетного характера на случай приобретения денежных документальных актов, а траты фактического порядка за нынешний финансовый год могут быть сформированы только после их выполнения. Если же приобретаются конверты без маркировки, то ни о какой уплате за услуги почтовой связи речи быть не может. Поэтому относить такие траты на статью почтовых услуг нет причин.
По существующему правилу траты на покупку предметов, которые в будущем согласно указаний инструкции могут быть внесены в состав активных средств нефинансового характера, следует относить на подходящие статьи из группы о приходах нефинансовых активных средств. Но траты на покупку предметов относятся к главным средствам и производятся по статье об увеличении стоимости главных средств, а траты на покупку предметов, которые принадлежат к матзапасам на адрес статьи об увеличении стоимости матзапасов.

Требования, по которым предметы, приобретаемые для нужд организации, к главным средствам должны соответствовать инструкции 157 и ее подпунктам 38-39, 41, 99. Суть этих подпунктов сводится к тому, что конверты без маркировки не могут принадлежать к главным средствам. По этой причине конверты без маркировки могут быть записаны как материальные запасы, а траты, которые были понесены при их покупке, должны быть записаны на счет статьи об Увеличении материальных запасов.
Именно такой вывод независимы эксперты сочли наиболее обоснованным, подтвердила правильность такой трактовки и судебная практика. Поэтому подобные траты даже в прошлых годах должны быть оформлены аналогичным образом.

Учет компьютеров в бюджетном учреждении
Как известно, компьютер – это не единый агрегат, это монитор плюс системный блок, клавиатура, мышь. Таков стандартный набор элементов. Как на практике принято вести учет…

Учет лимитов бюджетных обязательств
Учет лимитов или ограничений по бюджетным обязательствам требует санкционирования на траты по всем задолженностям и ассигнованиям. Для правильного и корректного заполнения…

Учет имущества в бюджетном учреждении
Бюджетная организация – это некоммерческое учреждение, которое было организованно государство с целью выполнения определенного вида работ либо предоставлении определенного вида…

Учет литературы в бюджетном учреждении.
Для фонда библиотек как государственных, так и муниципального значения существуют общие правила подсчета, при этом значения не имеет ни статус, ни структуризация фонда, ни…

Как учесть почтовые конверты в казенном учреждении УИС? (Зарипова М.)

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений <1> и нормы ст. 88 УИК РФ предусматривают, что осужденные могут за счет собственных средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов приобретать товары первой необходимости, в том числе и почтовые конверты для отправки корреспонденции.

<1> Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 03.11.2005 N 205.

Как отразить в учете операции, связанные с оказанием услуг по отправке корреспонденции?

Согласно ст. 88 УИК РФ порядок приобретения осужденными продуктов питания, вещей, предметов и оказания дополнительных услуг устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. В соответствии с п. 100 данных Правил для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету. Следовательно, отпуск (реализация) конвертов для отправки корреспонденции осуществляется через торговые точки (ларьки, магазины) по безналичному расчету путем списания денежных средств со счетов осужденных.

Почтовые конверты — денежные документы или материалы?

По общему правилу для отправки корреспонденции используются маркированные почтовые конверты. Их приобретение может осуществляться посредством:

— приобретения маркированных конвертов;

— закупки немаркированных конвертов и марок.

От того, что закупает казенное учреждение УИС и что оно реализует, будет зависеть порядок отражения операций по учету конвертов.

По общим правилам Инструкции N 157н <2> материалы, приобретаемые для продажи, учитываются на счете 105 08 «Товары», при этом перечень товаров может быть различным, поскольку нормы Инструкции не приводят какого-либо установленного списка, следовательно, в составе товаров могут быть и почтовые немаркированные конверты, и поздравительные открытки (п. п. 99, 124 Инструкции N 157н).

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Что касается приобретения маркированных конвертов, открыток и марок, в соответствии с нормами п. 169 Инструкции N 157н они относятся к денежным документам. Это связано с тем, что, наклеивая на конверт почтовую марку, учреждение тем самым оплачивает расходы услуг связи на отправку корреспонденции. Соответственно, расходы на приобретение данного товара оплачиваются по подстатье 221 «Услуги связи» КОСГУ, а не по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н).

Как учитывать маркированные конверты и марки?

Маркированные конверты и марки относятся к денежным документам. В соответствии с п. 169 Инструкции N 157н денежные документы хранятся в кассе учреждения. Прием в кассу и выдача их из кассы оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002), при этом на них делается надпись «Фондовый».

Приходные и расходные кассовые ордера с надписью «Фондовый» отмечаются в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов отдельно от приходных и расходных кассовых ордеров, оформляющих операции с денежными средствами.

Учет операций с денежными документами ведется на отдельных листах кассовой книги учреждения с проставлением на них записи «Фондовый».

Аналитический учет денежных документов ведется по их видам в карточке учета средств и расчетов.

Операции, связанные с использованием денежных документов, отражаются на счете 201 35 «Денежные документы». Поступление денежных документов отражается по дебету данного счета, их выдача — по кредиту.

Как учитывать немаркированные конверты?

Немаркированные конверты подлежат учету как обычные товары, приобретенные для продажи. Как мы уже отмечали, в соответствии с п. 124 Инструкции N 157н приобретенные для продажи товары следует учитывать на аналитическом счете 105 08 «Товары». Они принимаются к учету по их фактической стоимости. Учреждения, осуществляющие розничную торговлю, вправе учитывать товары, переданные в реализацию, по их розничной цене с обособленным учетом торговой надбавки (торговой скидки), учет которой производится на аналитическом счете 105 09 «Наценка на товары».

Как отразить в учете передачу (реализацию) конвертов осужденным?

Как уже было отмечено, на территории казенного учреждения УИС могут находиться магазины для обслуживания осужденных. Отпуск продуктов и товаров первой необходимости для данных лиц является для исправительного учреждения операциями по реализации, которые отражаются по коду вида деятельности 1 — бюджетная (основная) деятельность. Списание средств с лицевого счета осужденных отражается по коду 3 — средства, находящиеся во временном распоряжении.

Рассмотрим примеры отражения операций по передаче (реализации) маркированных и немаркированных конвертов в учреждении УИС.

Пример 1. Казенное учреждение УИС в июне 2013 г. приобрело за счет бюджетных средств 500 шт. маркированных конвертов на 5000 руб. Номинальная стоимость одного конверта составляет 10 руб. Приобретение конвертов осуществляется в отделении почтовой связи через подотчетное лицо. Казенное учреждение обслуживается в Федеральном казначействе. Маркированные конверты оприходованы в кассу учреждения и затем выданы под отчет ответственному лицу для передачи (продажи) их осужденным через магазин УИС.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 162н <3> будут сделаны следующие записи.

<3> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Выданы денежные средства из кассы

учреждения на приобретение

маркированных конвертов

1 208 21 560

1 201 34 610

Закуплены конверты в отделении

почтовой связи и переданы на

хранение в кассу учреждения

1 201 35 510

1 208 21 660

Выданы маркированные конверты под

отчет для передачи (продажи) их

осужденным через магазин

1 208 21 560

1 201 35 610

Произведена выдача (продажа)

маркированных конвертов осужденным

через магазин

1 302 21 830

1 208 21 660

Оказаны услуги по отправке

корреспонденции

1 401 20 221

1 302 21 730

Начислен доход от продажи конвертов

1 205 31 560

1 401 10 130

Списаны с лицевых счетов осужденных

денежные средства за конверты

3 304 01 830

<*>

3 201 11 610

Денежные средства от реализации

конвертов перечислены в доход

бюджета <**>

1 303 05 830

1 304 04 130

1 205 31 660

1 303 05 730

<*> Личные деньги осужденных не являются денежными средствами учреждения УИС, следовательно, они учитываются по коду вида деятельности 3 как средства во временном распоряжении. В соответствии с п. 267 Инструкции N 157н операции с такими средствами подлежат учету на счете 304 01 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение».

<**> На основании абз. 2 п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Зачисление в доход соответствующего бюджета перечисленной суммы отражается на основании возвращенного извещения (ф. 0504805) (с отметкой администратора кассовых поступлений о получении платежа).

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что учреждение закупило немаркированные конверты с открытками от почтового отделения по безналичному расчету и реализует их через магазин. Наценка на товар не производится.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 162н будут сделаны следующие записи.

Пункт 106 Инструкции N 162н. Приведем корреспонденцию счетов по отражению расчетов с осужденными за товары.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Поступили немаркированные конверты в

учреждение

1 105 38 340

1 302 34 730

Произведена оплата поставленного

товара

1 302 34 830

1 304 05 340

Произведен отпуск товаров

осужденному

1 205 31 560

1 401 10 130

Отражено списание товаров при их

отпуске осужденному

1 401 101 30

1 105 38 440

После отпуска товара осужденному через магазин казенного учреждения УИС следует отразить списание денег с его лицевого счета.

Расчеты за товары будут выглядеть следующим образом.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Отражено выбытие денежных средств,

поступивших во временное

распоряжение за отпущенные товары

3 304 01 830

3 201 11 610

Денежные средства от реализации

конвертов перечислены в доход

бюджет

1 303 05 830

1 304 04 130

1 205 31 660

1 303 05 730