Участник закупки

Кто может участвовать в закупках

По большому счету, участником закупок может стать практически любое лицо — организация, ИП, физлицо. Что касается компаний, то их организационно-правовая форма, местонахождение и происхождение капитала никакого значения не имеют.

Более того, на стороне одного участника могут выступать несколько лиц. В таком случае они обычно объединяются на основании договора о совместной деятельности (простого товарищества). Хотя закон никаких особых форм такого участия не предусматривает, а значит, они могут быть иными. Помимо упомянутых лиц и их объединений, Минфин признает правомерным, когда от имени одного участника выступают аффилированные с ним лица.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

На стороне одного участника закупки по 223-ФЗ может выступать несколько организаций, ведущих совместную деятельность

Каким требованиям должны соответствовать участники

В данном контексте имеются в виду общие требования к лицу, которое может быть признано участником закупки, а не к потенциальному исполнителю конкретного договора. Примером таких требований может быть:

  • регистрация в качестве организации или ИП, то есть наличие лица в соответствующем реестре;
  • отсутствие задолженности перед бюджетом;
  • отсутствие в отношении лица процедур банкротства, конкурсного производства, ликвидации, приостановки деятельности.
  • наличие всех необходимых разрешений, свидетельств, лицензий и так далее;
  • финансовая устойчивость и платежеспособность лица, которая следует из показателей его финансово-хозяйственной деятельности;
  • отсутствие субъекта в РНП (право установить такое требование заказчику дает пункт 7 статьи 3 закона).

Этот список неполный, ведь всего заранее не предусмотришь. Конкретные требования к участникам той или иной закупки необходимо прописывать в ее документации. А в Положении следует указать, что список приведенных в нем требований является открытым и может быть уточнен по каждой конкретной процедуре.

Например, в Положении участник указывает, что документация закупки может включать требования:

  • к репутации исполнителя;
  • к наличию у него опыта;
  • его соответствия другим требованиям, которые могут иметь значение для исполнения договора.

Также стоит указать в Положении, что документация может содержать иные требования к участникам, которые обусловлены спецификой закупки. При этом они должны соответствовать принципам корпоративных закупок, изложенным в статье 3 закона.

Принципы осуществления закупок по 223-ФЗ, связанные с отбором участников

В части допуска к закупкам по закону 223-ФЗ должны исполняться следующие принципы:

  1. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции.
  2. Недопустимость установки неизмеряемых требований к участникам.

Реализация первого принципа достигается тем, что к участию допускаются практически любые лица. Кроме того, во исполнение этого принципа закон 223-ФЗ запрещает заказчикам устанавливать к участникам требований, не прописанные в документации закупки. Также в законе закреплено, что требования должны применяться в равной степени ко всем участникам. Однако здесь есть исключения:

  • национальный режим, то есть приоритет товаров российского происхождения;
  • преференции для субъектов малого и среднего бизнеса.

Пример того, какие требования считаются ограничивающими конкуренцию и недопустимыми в закупках по 223-ФЗ, приведен в этом материале.

Цель запрета на установку неизмеряемых требований в том, чтобы участник еще до подачи заявки мог оценить свои силы и понять, удовлетворяет ли он установленным критериям. В связи с этим заказчик не может требовать того, что нельзя измерить. Например, наличие «необходимого количества» кадровых ресурсов является недопустимым требованием. Ведь непонятно, что конкретный заказчик подразумевает под необходимым количеством, а четких критериев этого понятия не существует. Участник может посчитать, что обладает нужным количеством работников, а заказчик будет иного мнения и отклонит заявку.

Иными словами, все требования в документации должны быть четкими и измеряемыми. В примере с необходимым количеством сотрудников корректно было бы указать, например, что у заказчика должно быть как минимум 10 работников, прошедших профессиональную подготовку в определенной сфере и имеющих указанную квалификацию, подтвержденную сертификатом либо иным документом.

Запись вебинара для начинающих поставщиков по 223-ФЗ:

Коллективное участие в закупках по Закону N 223-ФЗ (Грузин С.В.)

Законодательство о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (Закон N 223-ФЗ), в отличие от законодательства о государственных и муниципальных закупках, максимально широко определяет понятие «участник закупки».
Так, в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком согласно положению о закупке.
Поскольку в определении понятия «участник закупки» законодатель напрямую обязывает заказчика установить и закрепить в положении о закупке требования к участникам закупки, в том числе к коллективным участникам, положение заказчика, равно как и документация о закупках, должно содержать:
— условия участия в процедурах закупок участников, являющихся группой лиц (коллективными участниками);
— требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки, в том числе к коллективному участнику;
— перечень предоставляемых такими участниками документов и, что крайне важно, порядок определения соответствия таких участников квалификационным требованиям (если такие требования установлены).
В то же время следует предостеречь заказчиков от необоснованного ограничения возможности участия и подачи заявки коллективным участником закупки, поскольку такое ограничение будет расценено контрольным органом как прямое нарушение норм Закона N 223-ФЗ.
Например, решением Свердловского УФАС России от 25.02.2014 по делу N 39А действия заказчика, выразившиеся в установлении в составе конкурсной документации следующих требований к участникам конкурса: «участвовать в конкурсе может любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Привлечение субподрядчиков/соисполнителей/субпоставщиков, участие коллективных участников (группы лиц, простого товарищества и т.п.) не допускается», были признаны нарушением ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Особенности установления требований к коллективным участникам договоров
До недавнего времени среди заказчиков существовала практика установления требований к коллективному участнику, согласно которой каждый из участников, входящий в состав коллективного участника, должен отвечать требованиям, установленным документацией о закупке.
Однако правоприменительная практика, а также позиции ФАС России и Минэкономразвития России сходятся в противоположном подходе, согласно которому «…в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее в составе группы лиц» <1>.
———————————
<1> Постановление ФАС России от 29.12.2015 по делу N 223ФЗ-122/15/АК940-15; письмо Минэкономразвития России от 30.10.2015 N Д28и-3153.
Таким образом, требование о соответствии условиям закупочной документации каждого юридического лица, выступающего в составе группы лиц, будет являться нарушением ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, что, в свою очередь, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ: «предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценку и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке» <2>.
———————————
<2> Постановление ФАС России от 03.04.2015 по делу N 223ФЗ-91/14/АК110-15.
В целом позиция контролирующих органов и сложившаяся правоприменительная практика, предусматривающая необходимость установления заказчиком требований непосредственно к коллективному участнику, а не к отдельно взятому лицу, входящему в состав коллективного участника, наиболее полным образом выражает непосредственные цели и задачи коллективного участия в закупках — расширение количества участников процедур закупок, обеспечение конкурентной среды и состязательности в сфере закупок.
Аналогичный подход нашел свое отражение и в Постановлении Верховного Суда РФ N 305-АД16-13042 от 17.10.2016 по делу N А40-1962/2016, в котором было отмечено, что «…если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться в совокупности к такой группе лиц, а не к отдельно взятому ее участнику. Установление заказчиком требований к отдельным лицам, входящим в состав коллективного участника закупки, противоречит правовому смыслу коллективного участника закупки, а также целям и принципам Закона о закупках и нарушает положения частей 5, 6 статьи 3 Закона».
Возможные формы участия коллективного участника в закупках
Законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц не содержит указаний на возможные формы участия нескольких лиц на стороне одного участника закупки, а также на перечень и состав документов, которые должен предоставить такой участник для подтверждения участия в закупке, с кем из юридических (физических) лиц будет заключаться договор, если на стороне одного участвуют несколько таких лиц.
Закрепление указанных особенностей должно быть отражено в документации о закупке (не лишним будет заказчику в общих чертах отразить указанные вопросы и в положении о закупке).
«Заказчик должен предусмотреть это в документации о закупке (например, путем установления определенной формы заявки для участников, в которой несколько лиц могли бы посредством проставления подписей уполномоченных лиц засвидетельствовать, что они участвуют в закупке на стороне конкретного участника, подавшего заявку; пункта о том, что среди нескольких юридических (физических) лиц должно быть названо (самими участвующими лицами) одно лицо, с которым и будет в дальнейшем заключен договор, и именно оно будет нести ответственность перед заказчиком за неисполнение, ненадлежащее исполнение его условий)» <3>.
———————————
<3> Письмо Минэкономразвития России от 30.10.2015 N Д28и-3153.
Относительно установления требований о возможной форме объединения участников для участия в закупке заказчик может ограничиться установлением общих требований к возможной форме такого объединения, не устанавливая его конкретной формы.
Так, например, заказчик может установить следующие общие требования к форме соглашения между участниками, входящими в состав коллективного участника:
— соответствие нормам ГК РФ;
— в соглашении должны быть четко определены права и обязанности членов коллективного участника как в рамках участия в закупке, так и в рамках исполнения договора;
— распределение номенклатуры, объемов, стоимости и сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между членами коллективного участника; при этом соглашением должно быть предусмотрено, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, требующих специальной правоспособности, а также реализация прав и обязанностей, требующих специальной правоспособности, осуществляются исключительно лицами, входящими в состав коллективного участника и обладающими необходимой правоспособностью;
— в соглашении должен быть определен лидер, который в дальнейшем будет представлять интересы каждого из лиц, входящих в состав коллективного участника;
— в соглашении должен быть предусмотрен механизм установления ответственности коллективного участника за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора с заказчиком, в том числе объем ответственности каждого лица, входящего в состав коллективного участника или порядок его определения, а также порядок предъявления и рассмотрения претензий заказчика;
— соглашением должно быть предусмотрено, что каждое из лиц, входящих в состав коллективного участника, согласно на заключение с заказчиком по итогам закупки отдельного договора в случае, если заказчик примет такое решение, однако оно не вправе требовать от заказчика заключения отдельных договоров по итогам закупки; в случае принятия заказчиком решения о заключении по итогам закупки нескольких договоров по числу членов коллективного участника (с каждым членом коллективного участника) объем принимаемых обязательств и предоставляемых прав определяется в соответствии с распределением номенклатуры, объемов, стоимости и сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между членами коллективного участника, указанным в соглашении; в случае, если заказчиком не принято такое решение, договор заключается с лидером или со множеством лиц на стороне поставщика (включая всех лиц, выступающих на стороне коллективного участника) согласно условиям документации о закупке <4>.
———————————
<4> См.: п. 10.5 Единого положения о закупке Государственной корпорации «Ростех», п. 4.6.5 Положения о закупках ПАО «Россети».
Исходя из сложившейся практики одной из допустимых и приемлемых как для заказчика, так и для участников закупки форм коллективного участия является объединение юридических лиц на основе заключения договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), согласно которому «двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации» <5>.
———————————
<5> Статья 1041 ГК РФ.
При установлении заказчиком требований к содержанию и составу заявки, подаваемой коллективным участником, заказчику необходимо предусмотреть следующее:
— подаваемая таким участником заявка должна соответствовать общим требованиям к участникам закупки и составу заявки на участие в закупке, установленным заказчиком в закупочной документации;
— заявка на участие в закупке должна включать сведения, подтверждающие соответствие коллективного участника требованиям, предъявляемым к участникам закупки в части правоспособности, наличия допусков СРО, лицензий, сертификатов, сведений об опыте и ресурсном обеспечении участника;
— заявка подготавливается и подается лидером от своего имени со ссылкой на то, что он представляет интересы коллективного участника <6>;
— в состав заявки дополнительно включается нотариально заверенная доверенность или копия соглашения между организациями, входящими в состав коллективного участника;
— заявка дополнительно должна включать сведения о распределении обязанностей между организациями, составляющими коллективного участника.
———————————
<6> Полномочие товарища совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяется доверенностью, выданной ему остальными товарищами, или договором простого товарищества, совершенным в письменной форме — ч. 2 ст. 1044 ГК РФ.
Логично предположить, что любая организация может входить в состав только одного коллективного участника. Организация, входящая в состав коллективного участника, не имеет права самостоятельно принимать участия в процедуре закупки в качестве участника или на стороне другого участника закупки. Несоблюдение данного требования является основанием для отклонения заявок как всех участников закупки, на стороне которых выступает такое лицо, так и заявки, поданной таким лицом самостоятельно <7>.
———————————
<7> Письмо Минэкономразвития России от 30.10.2015 N Д28и-3153.
Особенности заключения договора с коллективным участником
Вопрос относительно особенностей и порядка заключения договора с коллективным участником закупки — победителем процедуры закупки также вызывает у заказчиков определенные сложности.
В частности, возникает резонный вопрос: нужно ли заключать договор с лидером коллективного участника или же с каждым из лиц, входящих в состав коллективного участника?
В разъяснениях Минэкономразвития России по этому вопросу указывается, что «…в случае, если победителем в процедуре закупки признан участник закупки, на стороне которого выступали несколько физических или юридических лиц, заказчиком должен быть заключен один договор со всеми юридическими или физическими лицами, выступавшими на стороне победившего участника закупки, при этом непосредственно подписание договора может осуществляться одним лицом, действующим от имени всех остальных лиц по доверенности или на основании договора простого товарищества, совершенного в письменной форме. Указанные лица солидарно отвечают перед заказчиком за исполнение обязательств, предусмотренных договором, заключенным по результатам процедуры закупки в соответствии со ст. ст. 321 — 325, 1047 ГК РФ» <8>.
———————————
<8> Письмо Минэкономразвития России от 30.10.2015 N Д28и-3153.
В целом с точки зрения ГК РФ допустимы оба случая заключения договора (договоров) с коллективным участником, однако с точки зрения защиты прав и законных интересов заказчика, минимизации его юридических и финансовых рисков целесообразно «…заключение договора, в котором ответственность лиц, выступающих на стороне коллективного участника, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств не индивидуализирована и участники несут ее солидарно (то есть заказчик вправе предъявить требование об исполнении, а следовательно, и об ответственности как ко всем должникам совместно, так и к любому из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга), что прямо соответствует п. 2 ст. 1047 ГК РФ» <9>.
———————————
<9> Кошелева В.В. Сложные вопросы заключения и исполнения договоров, заключенных по результатам закупки // Корпоративные закупки — 2015: практика применения Федерального закона N 223-ФЗ. Сборник докладов. М.: Юриспруденция, 2015. С. 48 — 57.
Необходимо обратить внимание читателей, что приведенные в данной статье требования к особенностям участия в закупках «коллективного участника» носят рекомендательный характер и заказчик при установлении подобных требований в положении о закупке или в закупочной документации должен принимать во внимание как особенности и предмет проводимой закупки, так и требования и условия собственных документов, регламентирующих порядок проведения закупок.
Однако представляется бесспорным, что ясные и подробные требования к коллективным участникам, изложенные заказчиком в документации о закупке (положении о закупке), в последующем позволят ему избежать возникновения спорных ситуаций, жалоб в контролирующие органы, судебных разбирательств.

Кто может являться участником закупки?

Законодательно установлен достаточно широкий круг лиц, которые могут выступать в качестве участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ):

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения таких лиц и места происхождения их капитала);
  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе один или несколько ИП).

Кроме того, участниками закупки могут быть аффилированные между собой лица. Такое мнение выразило Минэкономразвития в своем письме от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371.

Форма объединения лиц для участия в закупке российским законодательством прямо не определена. На практике же подавляющее большинство подобных объединений основывается на договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности).

Участником закупки не может выступать:

  • организатор закупки, заказчик,
  • работники организатора или заказчика (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ)).

Кроме того, родственники заказчика так же не смогут принять участие в закупках по 223-ФЗ. Минфин подготовил поправки в Закон № 223 — ФЗ, устанавливающие запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих родственные связи с заказчиком. Текст законопроекта опубликован на едином портале проектов нормативных актов. В Минфине предполагают, что поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.

Заказчик должен точно определить, кто и в каких случаях признается участником закупки. Так как в Законе № 223-ФЗ такие указания отсутствуют, то термин «участник закупки», а также условия приобретения этого статуса, должны быть закреплены в положении о закупке.

Почему этот вопрос имеет существенное значение? Частью 9 и 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участникам закупки предоставлено право обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, как в судебном, так и во внесудебном порядке (в соответствии со ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ), а положением о закупке предусматриваются и иные права. Например, может быть предусмотрено право обжалования действий организатора закупки в вышестоящий ведомственный орган (специализированную комиссию по рассмотрению споров).

Практика показала, что отсутствие четких критериев отнесения тех или иных лиц к числу участников закупки, включая регламентацию момента возникновения указанного статуса, иногда приводит к злоупотреблениям. Закупки массово обжалуются со стороны лиц, не только не имеющих реальной заинтересованности в участии в закупке, но зачастую и возможности поставок закупаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Принципы отбора участников закупки

Из числа закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принципов закупки товаров, работ, услуг, ключевыми, имеющими отношение к отбору участников закупки, являются:

  1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  2. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Первый принцип реализуется с помощью следующих положений Закона № 223-ФЗ:

  • во-первых, путем установления практически неограниченного круга субъектов, которые могут выступать участниками закупки (ч. 5 ст. 3);
  • во-вторых, путем запрета на предъявление требований к участникам закупки по критериям, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3).
  • в-третьих, путем закрепления в Законе № 223-ФЗ положения, предусматривающего, что требования к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем без исключения участникам закупки (ч. 6 ст. 3).

Исключения из принципа равноправия могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 3):

  1. приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В законодательстве установлены ценовые преференции в торгах для участников, предложивших товары производства российского, белорусского и казахстанского происхождения, по ограниченному перечню товаров;
  2. участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлено требование об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.

Принцип измеряемости требований реализован следующим образом. В положении и документации о закупке устанавливаются только такие требования, которые позволяют участникам закупки на стадии подачи заявки самостоятельно оценить свое соответствие этим требованиям.

К примеру, требования, сформулированные как «наличие кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» или «наличие достаточного опыта выполнения работ аналогичного профиля» не будут соответствовать принципу «измеряемости» требований. Почему? Дело в том, что критериев «достаточности» и «необходимого количества» нет, и, к тому же, они носят весьма субъективный характер. При этом, организатор торгов (закупочной комиссии) легко может отклонить заявку на участие в закупке, если, на его взгляд, она не соответствует требованиям.

Поэтому при установлении подобных требований должны быть установлены и конкретные измеряемые параметры определения, а так же точные показатели соответствия участника установленным требованиям в соответствующих единицах измерения.

Например: «наличие в штате участника закупки не менее 20 физических лиц, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5 разряда и сдавших соответствующий квалификационный экзамен» или «оказание участником закупки за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, услуг по энергосбережению в объеме не менее пяти энергосервисных договоров (контрактов) с ценой каждого энергосервисного договора (контракта) не менее пяти миллионов рублей. Для определения соответствия данному требованию учитываются энергосервисные договоры (контракты), заключенные в течение последних пяти лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также энергосервисные договоры (контракты), исполнение которых завершилось в указанный период. Для целей определения соответствия участника закупки установленному требованию не учитываются энергосервисные договоры (контракты), расторгнутые в связи с нарушением участником закупки условий такого договора (контракта)».

Требования к участникам закупки

В положении о закупке должны быть установлены все требования к закупкам, в том числе порядок проведения процедур закупки и иные положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, этот документ должен содержать требования, которые могут быть предъявлены к участникам закупки. Например:

  • быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель;
  • иметь необходимые свидетельства, лицензии, необходимые для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ;
  • не должна проводиться процедура ликвидации, не должно быть открыто конкурсное производство, признание несостоятельным (банкротом); деятельность не приостановлена в порядке, установленном КоАП;
  • должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам;
  • показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
  • заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 Закона 223-ФЗ).

Конечно, при подготовке положения о закупке заказчику нереально предусмотреть все возможные требования. Поэтому рекомендуется устанавливать открытый перечень, который позволит организатору торгов конкретизировать требования к конкретной закупке. Например, в положении о закупке установлено требование к квалификации участников закупки.

Заказчик указывает, что в документации о закупке могут быть предусмотрены требования:

  • к наличию у участника закупки системы менеджмента качества, отвечающей определенном стандарту,
  • к деловой репутации участника закупки, подтвержденной конкретными документами, отвечающими определенным требованиям,
  • к наличию у него опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг,
  • к соответствию по иным показателям, имеющим значение для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Перечень конкретизируется применительно к конкретному предмету закупки уже при подготовке документации о закупке.

Законодательно не установлено насколько описание требований к участникам закупки должно быть конкретным. Поэтому в положении о закупках заказчик вправе указать, что документацией о закупках могут быть предусмотрены иные требования к участникам закупки, обусловленные спецификой товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых проводится процедура закупки, отметив, что такие требования должны соответствовать положениям ч. 1 и 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Кроме того, в документации о закупке должен быть указан еще и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Любое требование заказчика должно сопровождаться указанием конкретного документа, который должен быть включен участником закупки в состав подаваемой заявки.

Отдельно стоит регламентировать в положении о закупках применение установленных требований к участнику закупки, на стороне которого выступает несколько юридических или физических лиц. По умолчанию требования применяются именно к участнику закупки в целом.