Участие граждан в отправлении правосудия

Содержание

Право участвовать в отправлении правосудия

  • СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

    Статья 32 Конституции России (ч. 5) предусматривает: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». Таким образом устанавливается одна из форм привлечения граждан к решению государственных дел. Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных…
    (Правоохранительные органы)

  • Право участвовать в управлении делами государства

    Право участвовать в управлении делами государства принадлежит только гражданам РФ и реализуется ими как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции). Данное право развивает содержащееся в ст. 3 Конституции положение о народовластии, которое имеет обобщенный, декларативный характер….
    (Конституционное право Российской Федерации)

  • ДОСТУПНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ

    ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ПРАВОСУДИЮ Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. содержит перечень прав и обязанностей, которые в совокупности дают человеку возможность реализовать своё право на доступ к правосудию. Государство обязано создать…
    (Доступная юридическая помощь по гражданским делам)

  • Принцип участия граждан в отправлении правосудия.

    Принцип участия граждан в осуществлении правосудия определен ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». Данное положение конкретизировано в Законе о судебной системе, в соответствии с которым граждане РФ могут участвовать в судебных процессах…
    (Правоохранительные органы Российской Федерации)

  • Статутное право в развитии модели правосудия общего права

    После нормандского завоевания в истории Британии было несколько законодательных реформ, которые корректировали нормы общего права и нередко меняли основы действовавшего правопорядка, в том числе его модели правосудия. В этом изначально и заключалась роль статутного права. Первая реформа была осуществлена…
    (Правосудие в современном мире)

  • Производство в арбитражных судах Российской Федерации с точки зрения европейских стандартов отправления правосудия

    Ратификация Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод обусловила влияние международных норм на законодательство, судебную практику и доктрину. Соблюдение конвенционных обязательств предполагает внедрение европейских стандартов прав человека в национальное материальное и процессуальное…
    (Правосудие в современном мире)

  • Участие граждан в отправлении правосудия

    Граждане Российской Федерации согласно ч. 5 ст. 32 Конституции РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. Такое участие чаще всего выражается в привлечении представителя народа к разбирательству гражданских и уголовных дел, принятию решений по ним, а иногда к выполнению иных функций (например,…
    (Правоохранительные органы)

  • Некоторые процессуальные особенности отправления правосудия

    Отправление правосудия в Российской Федерации опирается на важнейшие положения Конституции Российской Федерации о том, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118), разбирательство во всех судах открытое, а судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия…
    (Судебно-оценочная экспертиза. Правовые, организационные и научно-методические основы)

  • Реализация принципа верховенства права в правосудии как один из факторов экономического развития государства (в аспекте национального и международного правосудия)

    Экономические теории, политика, реформы и даже «экономические революции» могут быть реализованы в реальной жизни, лишь получив закрепление в праве. Российская история стала ярким примером материализации как эволюционных, так и революционных процессов экономического развития, успешного претворения в жизнь…
    (Стратегия развития правосудия в условиях глобализации)

Права и обязанности граждан на участие в отправлении правосудия

Одним из неотъемлемых свойств права на судебную защиту и необходимым условием справедливого судебного разбирательства является право на объективный суд, предполагающее отсутствие предубеждения и пристрастности судей.

Конституцией Российской Федерации гражданам Российской Федерации предоставлено право участвовать в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32). Данное право предполагает непосредственное участие граждан в судопроизводстве в качестве профессионального судьи, присяжного или арбитражного заседателя. Таким образом, судебная власть реализуется не только судьями, но и гражданами.

Статус присяжного заседателя определен Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Данный закон предоставляет гражданам право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей, что вместе с тем является их гражданским долгом.

Ответ на вопрос, кто и как может стать присяжным заседателем, содержится в статье 3 названного закона.

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются каждые четыре года исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований (местной администрацией) отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан.

При этом следует отметить, что существуют определенные ограничения для кандидатов в присяжные заседатели.

Присяжными заседателями, равно как и кандидатами в присяжные заседатели, не могут быть:

— лица, не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет.

Данное требование предусматривает необходимость наличия у присяжного заседателя определенного жизненного опыта, уровня знаний и зрелости и соотносится с установленными статьей 119 Конституции РФ требованиями к минимальному возрасту, по достижении которого граждане РФ могут быть судьями — 25 лет;

— лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость;

— лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

— лица, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками, рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах.

Многие граждане, получившие уведомления о включении их в списки кандидатов в присяжные заседатели, задают вопрос: «Кто такой присяжный заседатель?».

В соответствии с пунктом 30 статьи 5 УПК РФ присяжный заседатель — это лицо, привлеченное в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

Суд присяжных действует в составе судьи и присяжных заседателей.

Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, могут быть исключены из указанных списков в случае подачи ими письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению ими обязанностей присяжного заседателя, если они являются:

— лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство; лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

— лицом, достигшим возраста 65 лет;

— лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

— военнослужащим;

— судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

— священнослужителем.

После окончания процедуры отбора кандидатов в присяжные заседатели сформированные списки передаются в суд.

Непосредственным моментом привлечения граждан к участию в рассмотрении судом уголовного дела с участием присяжных заседателей является принятие присяжными заседателями присяги, благодаря чему и появилось соответствующее наименование – присяжные.

Способность коллегии присяжных заседателей вынести справедливый и правильный вердикт во многом зависит от ее состава. Присяжные должны осознавать свой гражданский долг, быть объективными, честно и беспристрастно исполнять свои обязанности.

Формирование коллегии присяжных заседателей – сложный процесс, включающий в себя как организационные (составление списков кандидатов в присяжные заседатели, приглашение их в судебное заседание), так и процессуальные моменты (выявление председательствующим судьей у приглашенных кандидатов в присяжные заседатели возможности быть объективными и непредвзятыми при рассмотрении конкретного дела, заявление кандидатами самоотводов, использование сторонами права на мотивированный и безмотивный отвод кандидатов в присяжные заседатели).

Одним из неотъемлемых свойств права на судебную защиту и необходимым условием справедливого судебного разбирательства является право на объективный суд, предполагающее отсутствие предубеждения и пристрастности судей.

Рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей имеет свою специфику, обусловленную, прежде всего, природой такого суда и особенностями производства в нем: присяжные заседатели не обязаны мотивировать свое решение, в том числе по основному вопросу уголовного дела — о доказанности или недоказанности виновности подсудимого в совершении преступления; принимая решение, присяжные заседатели, не будучи профессиональными судьями, основываются преимущественно на своем жизненном опыте и сформировавшихся в обществе, членами которого они являются, представлениях о справедливости.

Существенное значение приобретают личностные характеристики присяжных заседателей, их незаинтересованность в исходе дела, объективность.

Исходя из этого, предусмотрены правовые средства для обеспечения беспристрастности суда. К числу таких средств относятся уголовно-процессуальный институт отвода присяжных заседателей.

В соответствии с частью 3 статьи 328 УПК РФ при формировании коллегии присяжных заседателей кандидатам в присяжные заседатели разъясняется их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представлять необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками судопроизводства.

После этого кандидаты в присяжные заседатели опрашиваются о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.

Эти обстоятельства перечислены выше. Кроме того, к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Указанные положения закона носят обязательный характер и являются безусловным основанием к отводу кандидата в присяжные заседатели. В противном случае нельзя признать законным состав коллегии присяжных заседателей, если в него войдут лица, которые не могут являться присяжными.

В соответствии с частью 7 статьи 326 УПК РФ от исполнения обязанностей присяжных заседателей могут быть освобождены:

— лица старше 60 лет;

— женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;

— лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;

— лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам;

— иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

Наличие перечисленных оснований не является обязательным для отстранения кандидата в присяжные заседатели от участия в рассмотрении. Указанные лица могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей только по их личному заявлению.

Часто в ходе формирования коллегии кандидаты в присяжные заседатели просят освободить их от участия в связи с занятостью по работе. В соответствии с Трудовым кодексом РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им обязанностей, если эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Более того, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность работодателя за воспрепятствование явке в суд в качестве присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве.

Законодателем гарантированы определенные правовые положения для реализации предоставленных присяжному заседателю прав и исполнения обязанностей.

Так, присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия в соответствии частью 1 статьи 12 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» распространяются гарантии неприкосновенности судьи, установленные статьей 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

В то же время неявка гражданина без уважительной причины по вызову в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя может быть квалифицирована как неисполнение законного распоряжения судьи. В этом случае нарушитель может быть подвергнут административному штрафу в размере от 500 до 1000 руб. или административному аресту на срок до 15 суток.

Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» определены периодичность и продолжительность призыва граждан к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации — один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока — на все время рассмотрения этого дела.

Институт присяжных заседателей призван способствовать формированию объективного и беспристрастного мнения по вопросу виновности подсудимого и как следствие — вынесению законного и обоснованного вердикта.