Твердые коммунальные отходы

Что такое отходы ТБО?

Что относится к твердым бытовым отходам (ТБО)?

К твердым бытовым отходам (ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы (смешанные ТБО). Такое определение соответствует зарубежному термину «твердые муниципальные отходы» (Municipal Solid Waste).

ТБО классифицируют по источникам образования, по морфологическому составу, по степени опасности, по направлениям переработки и т.д. Юридической основой для классификации ТБО служит Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), который классифицирует отходы по происхождению, агрегатному состоянию и опасности. В ФККО используется термин «Твердые коммунальные отходы» код раздела 91000000 00 00 0.

Так вот, к твердо-бытовым отходам (ТБО) относится достаточно много разновидностей мусора. Это не только ненужные газеты и бумаги, испортившиеся продукты питания и использованные предметы гигиены, обрывки картона и разбившаяся посуда. Все это просто чаще других видов оказывается в мусорном баке возле вашего дома. В современной классификации к группе твердо-бытовых отходов, которые можно выбрасывать в контейнер, относят древесину, смет (собранная в процессе уборки пыль, мелкий мусор, сигареты и пр.), растительные отходы, пищевые (не жидкие) отходы, текстиль и кожа, резина (к шинам это не относится) и упаковочный материал (из картона, стекла, бумаги, пластмассы), а также полимерные отходы.

Крупногаритный мусор, строительные отходы, жидкость и различные масла, органические останки (собак, например, или любимого хомячка), токсичные и опасные для жизни, а также горючие вещества, различные медицинские и фармацевтические отходы выбрасывать в контейнер категорически нельзя. Вывоз отходов в данных случаях должен осуществляться в индивидуальном порядке, а не попадать в общий бак.

Особенно будьте осторожны с теми отходами, которые представляют опасность. И если вы решили, что выброшенная, например, энергосберегающая лампа или градусник ничем вам не грозит — вы глубоко заблуждаетесь. И то, и другое содержит жидкий металл — ртуть, которая даже в малых дозах крайне опасна для человеческого организма. Так что задумайтесь, прежде чем решиться выбросить в мусор очередную сгоревшую лампочку, которая сэкономила вам электричество, а теперь может стать источником проблем со здоровьем.

Мы часто не задумываемся над тем, что выбрасываем. А ведь вывоз мусора, который мы с вами выкинули в контейнер, производится не каждый день, а значит, возможен риск заражения (если там недопустимые органические отходы) или отравления (токсичными веществами или парами тяжелых металлов), не говоря уж о том, что возможно возгорание или даже взрыв (от присутствия горюче-смазочных материалов, например).

Разработанные правила выброса, а также вывоза и последующей утилизации мусора созданы не для того, чтобы ограничить нас с вами и усложнить нам жизнь. Это необходимо нам самим, для того чтобы сохранить здоровье и не ухудшить и без того неважную экологическую обстановку. Так что, если мусор, который вы собрались выкидывать, на самом деле нельзя выбрасывать в общий контейнер, тогда сделайте доброе дело — обратитесь в соответствующую организацию, занимающуюся вывозом мусора или его непосредственной утилизацией.

Какие отходы относятся к ТКО

Прилагаем список согласно ФККО:

  • 7 31 110 01 72 4 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные).
  • 7 31 110 02 21 5 отходы из жилищ крупногабаритные.
  • 7 31 200 01 72 4 мусор и смёт уличный.
  • 7 31 200 02 72 5 мусор и смёт от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства.
  • 7 31 200 03 72 5 отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев.
  • 7 31 205 11 72 4 отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог.
  • 7 31 211 01 72 4 отходы с решёток станции снеготаяния.
  • 7 31 211 11 39 4 осадки очистки оборудования для снеготаяния с преимущественным содержанием диоксида кремния.
  • 7 31 300 01 20 5 растительные отходы при уходе за газонами, цветниками.
  • 7 31 300 02 20 5 растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.
  • 7 33 100 01 72 4 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).
  • 7 33 100 02 72 5 мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный.
  • 7 33 151 01 72 4 мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров.
  • 7 33 210 01 72 4 мусор и смёт производственных помещений малоопасный.
  • 7 33 210 02 72 5 мусор и смёт производственных помещений практически неопасный.
  • 7 33 220 01 72 4 мусор и смёт от уборки складских помещений малоопасный.
  • 7 33 310 01 71 4 смёт с территории гаража, автостоянки малоопасный.
  • 7 33 310 02 71 4 смёт с территории автозаправочной станции малоопасный.
  • 7 33 321 11 71 4 смёт с территории нефтебазы малоопасный.
  • 7 33 371 11 72 4 отходы от уборки причальных сооружений и прочих береговых объектов порта.
  • 7 33 381 01 20 4 растительные отходы при кошении травы на территории производственных объектов малоопасные.
  • 7 33 381 02 20 5 растительные отходы при кошении травы на территории производственных объектов практически безопасные.
  • 7 33 382 02 20 5 растительные отходы при расчистке охранных зон и полос отвода объектов инженерной инфраструктуры.
  • 7 33 387 11 20 4 растительные отходы при уходе за зелёными насаждениями на территории производственных объектов малоопасные.
  • 7 33 387 12 20 5 растительные отходы при уходе за зелёными насаждениями на территории производственных объектов практически неопасные.
  • 7 33 390 01 71 4 смёт с территории предприятия малоопасный.
  • 7 33 390 02 71 5 смёт с территории предприятия практически неопасный.
  • 7 33 393 21 49 4 смёт с взлётно-посадочной полосы аэродромов.

Смотрите ответ Росприроднадзора про отходы, отнесённые к ТКО.

За данные типы отходов плата не вносится, если договор заключён с региональным оператором по обращению с ТКО.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ даётся определения ТКО. Твёрдые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. По таким отходам платёж делают операторы, которые вывозят отходы. По остальному мусору — компания или ИП.

Срок уплаты сбора, если вы не работаете с региональным оператором — не позднее 1 марта года, следующего за отчётным периодом. Так, сбор за 2017 год нужно заплатить не позднее 1 марта 2018 года.

Авансовые платежи. Все компании, за исключением малого бизнеса, вносят квартальные авансовые платежи за 1, 2 и 3 квартал не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Так, аванс за 1 квартал уплачивается не позднее 20 апреля. За 2 квартал — не позднее 20 июля, за 3 квартал — не позднее 20 октября. Сумма аванса — ¼ части платы за НВОС за предыдущий год. Итоговый платёж уплачивается за вычетом авансов. Малый бизнес авансы не уплачивает, а платит только налог за год до 1 марта.

Также дополнительно сообщаем, что согласно Федерального закона от 31.12.2017 г. № 503 «О внесении изменений в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ — Об отходах производства и потребления» плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

Кстати о птичках:

Ставки платы по видам негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. № 913 (установлены на 2016—2018 годы, ещё действуют).

Прилагаем актуальную выдержку ставок платы за размещение отходов на 2018 год:

  1. Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) — 4643,7.
  2. Отходы II класса опасности (высокоопасные) — 1990,2.
  3. Отходы III класса опасности (умеренно опасные) — 1327.
  4. Отходы IV класса опасности (умеренно опасные) — 663,2.
  5. Отходы V класса опасности (практически неопасные):
  • добывающей промышленности — 1,1.
  • перерабатывающей промышленности — 40,1.
  • прочие — 17,3.

В отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, к ставкам платы «за грязь» применяется дополнительный коэффициент 2 (п. 2 постановления Правительства РФ от 13.09.2016 г. № 913).

Напомним, если плательщик заключает договор на вывоз мусора, в эту плату не входит оплата за загрязнение окружающей среды, даже если право собственности на отходы передается компании-переработчику. Данный вывод следует из п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. Также это прописано в письме Росприроднадзора от 29.01.2016 г. № АА-06-01-36/5099. При этом если хозяйственная и (или) иная деятельность ведется исключительно на объектах IV категории, плата не вносится, даже если отходы не ТКО.

Если ваш объект не относится к объектам негативного воздействия, то плата за НВОС не взымается согласно письма Минприроды от 31.10.2016 г. № АС-09-00-36/22354.

PS. Разъяснения: в пункте 6 разъяснений чётко сказано, что если юр. лицо не осуществляет хоз. деятельность с использованием объектов НВОС, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей НВОС, и т. о., обязанность по внесению платы за НВОС у таких лиц отсутствует.

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

Продолжение следует …

Пройти обучение по охране труда
>Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Понятие твердых бытовых отходов

В законодательстве содержатся следующие определения.

К примеру, согласно п. 3.3 ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I — IV класса опасности. Основные требования (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст) твердые бытовые отходы — это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Согласно п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155, твердые и жидкие бытовые отходы — это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Как следует из Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации. МДС 13-8.2000, утв. Постановлением Коллегии Госстроя РФ от 22.12.1999 N 17, к твердым бытовым отходам (далее — ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы.

ТБО образуются из двух источников:

— жилых зданий;

— административных зданий, учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).

Понятие твердых коммунальных отходов

В законодательстве содержится следующее определение понятия твердых коммунальных отходов (далее — ТКО).

Как следует из ст. 1 Закона об отходах, ТКО — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Также к твердым коммунальным отходам относятся, в соответствии с Письмом Минстроя России от 18.05.2018 N 22270-МП/06, отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, — например, мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие.

Порядок обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами

Правила обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами (далее — ТКО) регулируются Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (далее — Правила обращения с ТКО).

Правила обращения с ТКО устанавливают:

— порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (разд. I(1));

— порядок осуществления транспортирования ТКО (разд. II);

— правила обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО (разд. III);

— основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Кроме того, Правила ТКО содержат форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Как следует из п. 4 Правил ТКО, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее — схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

К примеру, Постановлением Правительства МО от 26.12.2016 N 999/47 «О содержании и порядке заключения соглашения между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Московской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» в т.ч. закреплены:

— предмет соглашения с региональным оператором (т.е. обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, захоронения ТКО на территории Московской области);

— объект соглашения (т.е. оказание соответствующих услуг в соответствии с законодательством РФ);

— права и обязанности сторон и др.

Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденный Приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 06.07.2017 N 6, в частности, предусматривает, что места накопления ТКО определяются согласно Территориальной схеме обращения с отходами, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области. Указанным НПА регламентированы вопросы накопления ТКО в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах мусоропроводов, в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, с использованием специально предназначенных емкостей при отсутствии контейнерных площадок, а также накопления крупногабаритных отходов и др.

Полигон твердых коммунальных (бытовых) отходов

Согласно ст. 1 Закона об отходах полигон является одним из объектов размещения отходов, т.е. специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов и включающим в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно п. 7 ст. 23 Закона об отходах исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.

Из п. 2 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 N 467, следует: исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона об отходах.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона об отходах запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

В соответствии с п. 6 указанной статьи объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Пунктом 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792, предусмотрено, что реестр включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ.

На основании п. 7 ст. 12 Закона об отходах размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено.

Тарифы на услуги по обращению с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 24.9 Закона об отходах государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта РФ органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.

Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — Правила регулирования).

Согласно п. п. 4, 5 Основ ценообразования регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, определенным по соглашению сторон, но не превышающим утвержденных тарифов. Тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения, за исключением случая, предусмотренного п. 6(1) Основ ценообразования, с ТКО с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе ТКО.

Из п. 6 Основ ценообразования следует, что регулированию подлежат следующие виды тарифов:

а) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) тариф на обработку твердых коммунальных отходов;

в) тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;

г) тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 4 Правил регулирования тарифы вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок не менее 12 месяцев (за отдельными исключениями).

Пунктом 6 Правил регулирования предусмотрено, что регулируемая организация до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении тарифов с приложением необходимых документов и информации.

Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы (п. 19 Правил регулирования).

Согласно п. 6(1) Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация, осуществляющая захоронение ТКО, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки ТКО, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, тариф на обработку ТКО для такой регулируемой организации не устанавливается. При этом расходы на обработку ТКО учитываются при установлении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.

Твердые бытовые отходы (ТБО)

Стр 1 из 2

Твердые бытовые отходы (ТБО) являются отходами сферы потребления, образующимися в результате бытовой деятельности населения. Они состоят из изделий и материалов, непригодных для дальнейшего использования в быту.

Это отходы, которые накапливаются в жилом фонде, учреждениях, предприятиях общественного назначения (школах, зрелищных и детских учреждениях, гостиницах, столовых и т.п.).

К твердым бытовым отходам, учитываемым нормой накопления, относятся отходы, образующиеся в жилых зданиях, включая отходы от текущего ремонта квартир, отходов продуктов сгорания в устройствах местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий и крупногабаритные предметы домашнего обихода.

Состав и объем бытовых отходов чрезвычайно разнообразны и зависят не только от страны и местности, но и от времени года и от многих других факторов. Объемы бытовых отходов для некоторых стран приведены в таблице. Бумага и картон составляют наиболее значительную часть ТБО (до 40% в развитых странах). Вторая по величине категория в России – это так называемые органические, в т.ч. пищевые, отходы; металл, стекло и пластик составляют по 7-9% от общего количества отходов. Примерно по 4% приходится на дерево, текстиль, резину и т.д. Количество муниципальных отходов в России увеличивается, а их состав, особенно в крупных городах приближается к составу ТБО в западных странах с относительно большой долей бумажных отходов и пластика.

Современный период развития производства характеризуется нарас­тающим объемом и разнообразием конечной и промежуточной продукции, увеличением объемов природных ресурсов, вовлекаемых в производствен­ную деятельность, ростом количества и разнообразия отходов, отводимых в окружающую среду.

Объем добычи полезных ископаемых в нашей стране практически уд­ваивается через каждые 10 лет, но при этом в готовую продукцию переходит не более 5% добытого сырья, общий же коэффициент хозяйственной дея­тельности человека составляет 1-2%. Вся же остальная масса — 95% в виде отходов возвращается в природную среду, загрязняя ее.


Только в России на поверхности земли ежегодно складируется 4,5 млрд.т отходов производства и потребления. Общее количество накоплен­ных отходов составляет 50 млдр.т, а под складирование занято более 250 тыс.га земельных площадей.

Большую угрозу для окружающей среды и здоровья людей представ­ляют токсичные отходы, которые могут содержать токсичных и вредных веществ в десятки и сотни раз больше допустимых норм. По данным акаде­мика Б.Н. Ласкорина, количество их в промышленно развитых странах уже в 1995 г. превысило 30 млрд.т по абсолютно сухой массе. В Российской Феде­рации ежегодно образуется 76 млн.т опасных промышленных отходов.

Все это подтверждает выводы ученых о том, что основная причина отрицательного воздействия на окружающую среду состоит не столько в росте производства, сколько в отсутствии комплексной переработки полез­ных ископаемых, а также утилизации отходов.

В разных странах по-разному складывалась система удаления и ути­лизации отходов. Уровень этой системы определялся уровнем бытовой и
технологической культуры.

Продолжительный период загрязнение природной среды бытовыми и промышленными отходами носило локальный характер. Естественное рас­сеивание и химическое разложение отходов оказывалось достаточным, что­бы природные системы в результате процессов самоочищения освобожда­лись полностью от загрязняющих веществ.

До 70-х годов текущего столетия ввиду отсутствия эффективных средств утилизации промышленных отходов были широко распространены методы их складирования на городских свалках вместе с бытовыми отхода­ми или на специализированных свалках, имевших примитивное обустройст­во, что вызывает загрязнение окружающей среды.

Проблема повышения использования отходов производства заключа­ется не только в их негативном влиянии на окружающую среду, но и в их потенциальной ценности как возможного сырья.

Для определения эффективности утилизации отходов и необходимых для этого капитальных вложений с целью планирования их комплексного использования, особое значение имеет классификация твердых отходов.

К твердым отходам относят кусковидные, пылевидные, пастообраз­ные отходы, образующиеся в процессе производства и потребления, а также отходы, уловленные очистными сооружениями при выбросах в атмосферу и сбросах в водные объекты. Сюда же относятся жидкие отходы, запрещенные к приему в сети канализации и на очистные сооружения.

Обобщение и анализ литературных данных показывают, что в на­стоящее время классификация производственных отходов основана на сис­тематизации их по отраслям промышленности. Каждая отрасль имеет свою классификацию отходов, что создает трудности для комплексного управле­ния ими.

Для практических целей чаще всего используют классификацию от­ходов по месту их образования, выделяя при этом отходы и вторичные ре­сурсы. Так как отходы образуются в результате производственной деятель­ности и при их потреблении, их, соответственно, подразделяют на отходы производства и потребления.

Отходы производства — это остатки сырья, материалов, полуфабрика­тов, химических соединений, образовавшихся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные свойства.

Отходы потребления — изделия и материалы, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства в результате физического или морального износа и жизнедеятельности людей.

Среди классификационных признаков важное значение имеет степень воздействия отходов на окружающую среду. К вредным (токсичным) отхо­дам относят отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду, загрязняющие, отравляющие и разрушающие ее, создающие опас­ность для живых организмов.

Токсичные отходы — это отходы, содержащие или загрязненные мате­риалами такого рода, в таких количествах или в таких концентрациях, что они представляют опасность для здоровья человека и окружающей природ­ной среды.

Согласно ГОСТ 12.1.0007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», все токсичные отходы делятся на четыре класса опасности.

Класс опасности Характеристика отходов
Первый Чрезвычайно опасные
Второй Высоко опасные
Третий Умеренно опасные
Четвертый Малоопасные

Наличие в отходах ртути, хромовокислого калия, треххлористой сурьмы, бенз(а)пирена, оксида мышьяка и других высокотоксичных веществ позволяет отнести их к первому классу опасности.

Наличие в отходах хлористой меди, хлористого никеля, азотнокислого свинца и других токсичных веществ дает основание отнести эти отходы ко второму классу опасности.

Наличие в отходах сернокислой меди, оксида свинца, четыреххлори-стого углерода и других веществ позволяет отнести их к третьему классу опасности.

Наличие в отходах сернокислого марганца, сернокислого цинка, хло­ристого цинка дает основание отнести их к четвертому классу опасности.

Отходы производства и потребления по возможности использования можно разделить, с одной стороны, на вторичные материальные ресурсы, которые уже перерабатываются или переработка которых планируется, и, с другой стороны, на отходы, которые на данном этапе развития экономики перерабатывать нецелесообразно и которые неизбежно образуют безвоз­вратные потери.

Вторичные материальные ресурсы — это отходы производства и по­требления, которые в настоящее время могут использоваться в народном хозяйстве.

Вторичные материальные ресурсы классифицируют по двум призна­кам: источнику образования и направлению использования. Отходы, харак­теризующиеся близкими физико-химическими свойствами, дающими воз­можность использовать их в одинаковых направлениях, можно классифици­ровать по основным видам (группам). Например, в группу «Отходы пласт­масс и полимеров» включены капрон, капролактам, лавсан, поливинилхло-рид, полиэтиленовая пленка, полипропилен, полистирол, отходы искусст­венных кож. Группа «Древесные отходы» объединяет отходы заготовки и переработки древесины (сучья, ветви, пни, корни, кора, опилки, стружки, обрезки).

Укрупненная классификация вторичных материальных ресурсов под­разделяет отходы на 28 групп, что обеспечивает получение данных для раз­работки и организационно-методических мероприятий по вовлечению их в сферу материального производства.

Среди отходов потребления, как правило, выделяют жилищно-коммунальные отходы, где значительную часть составляют твердые быто­вые отходы (ТБО).

К ТБО относятся отходы хозяйственной деятельности населения (при­готовление пищи, уборка и ремонт квартир), включая отходы отопительных устройств местного отопления, крупногабаритные предметы домашнего обихода, упаковка, смет, опавшие листья.

ТБО образуются в жилых зданиях учреждениях, организациях, пред­приятиях общественного назначения (питания, торговли, коммунального хозяйства, бытового обслуживания, культуры, спорта, отдыха, гостиницы, вокзалы, пристани, учебные заведения), в местах массового отдыха, на ули­цах и дворовых территориях.

Любая классификация отходов, по каким бы признакам она не произ­водилась, должна обеспечить получение данных, необходимых для разра­ботки организационно-технических мероприятий по уменьшению количест­ва отходов и их утилизации.

В настоящее время в мире известно более 20 методов обезвреживания и переработки твердых бытовых отходов (ТБО). По конечной цели они де­лятся на ликвидационные и утилизационные, по технологическому принци­пу на биологические, химические, термические и механические. Основными тенденциями по ликвидации и переработке ТБО являются: складирование на свалках и полигонах — 66%, сжигание — 30%, компостирование — 3%, хими­ческие способы — 1%.

На общее накопление ТБО влияют следующие факторы:

· степень благоустройства зданий /наличие мусоропроводов, системы отопления, тепловой энергии для приготовления пищи, водопровода и канализации);

· развитие сети общественного питания и бытовых услуг;

· уровень производства товаров массового спроса и культура торговли;

· уровень охвата коммунальной очисткой культурно-бытовых и общественных организаций;

· климатические условия.

По последним данным, производство ТБО колеблется между 0,5 и 1,2 килограмма на человека в день.

В настоящий момент наиболее распространенный способ уничтожения ТБО — это полигоны. Однако, этот простой способ сопровождают следующие проблемы:

— Чрезмерно быстрое переполнение существующих полигонов из-за большого объема и малой плотности размещаемых отходов. Без предварительного уплотнения средняя плотность ТБО составляет 200-220 кг/м3, которая достигает всего лишь 450-500 кг/м3 после уплотнения с использованием мусоровозов.

— Отрицательные факторы для окружающей среды: заражение подземных вод выщелачеваемыми продуктами, выделение неприятного запаха, разброс отходов ветром, самопроизвольное возгорание полигонов, бесконтрольное образование метана и неэстетичный вид являются только частью проблем, беспокоящих экологов и вызывающих серьезные возражения со стороны местных властей.

— Отсутствие площадей, пригодных для размещения полигонов на удобном расстоянии от крупных городов. Расширение городов вытесняет полигоны на все более дальнее расстояние. Данный фактор в сочетании с ростом цен на землю увеличивает стоимость транспортировки ТБО.

Невозможность устранения полигонов. Несмотря на использование самых современных технологий, наше общество всегда будет нуждаться в их использовании для уничтожения не преобразуемых фракций: зола, шины, металлолом, строительный мусор.