Центральный контрагент

Центральный контрагент: новеллы правового статуса (Тарасенко О.А.)

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <1> (далее — Закон N 403-ФЗ) в законодательство внесены поправки, призванные унифицировать статус центрального контрагента. Понятие центрального контрагента, как и физические исполнители данной функции, существуют на российском рынке давно. В настоящее время их три: Банк «Национальный клиринговый центр» (акционерное общество) (Банк НКЦ (АО), дочерняя компания группы «Московская биржа»), ПАО «Клиринговый центр МФБ» (Санкт-Петербургская биржа, входит в группу «НП РТС») и Расчетно-депозитарная компания (РДК (ЗАО), осуществляет клиринг на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (ЗАО СПбМТСБ)).
———————————
<1> СЗ РФ. 2016. N 1 (часть I). Ст. 23.
Все три центральных контрагента имеют лицензию на осуществление клиринговой деятельности, а крупнейшая организация этого сектора — Банк НКЦ (АО), в отличие от остальных, функционирует в статусе банка на основании лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюты (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов <2>. В соответствии с решением Банка России от 18 октября 2013 г. Банк НКЦ (АО) признан квалифицированным центральным контрагентом.
———————————
<2> http://www.nkcbank.ru/viewCatalog.do?menuKey=91 (дата обращения: 24 января 2016 г.).
Как следствие, Банк НКЦ (АО) подчиняется пруденциальному банковскому регулированию, в силу специфики которого имеет постоянную необходимость в капитализации, в то время как его конкуренты подлежат регулированию в рамках бирж. С одной стороны, регулирование Банка НКЦ (АО) заметно жестче, но и возможности этих институтов различны. По сравнению с «молодыми» центральными контрагентами при питерских биржах, Банк НКЦ (АО), будучи банком, имеет значительные преференции в фондировании, что много лет было поводом для обвинений его в монополизме.
Закон N 403-ФЗ выравнивает ситуацию: статус центрального контрагента приведен к единому знаменателю; одинаковыми для всех станут как обязанности, так и права. Попробуем осмыслить: кто и насколько заинтересован в новеллах?
Банк России преследует цель обеспечения непрерывности деятельности центрального контрагента, как важного финансового института, в том числе централизованного распределения ликвидности среди всех участников финансового рынка: как кредитных, так и некредитных финансовых организаций. Пруденциальный режим, включающий надзор и наблюдение за центральным контрагентом, будет носить сплошной и постоянный характер, что позволит исключить прецеденты, когда требуется восстановление его финансовой устойчивости.
Банк НКЦ (АО) обретет очевидные преимущества. В настоящий момент он соблюдает пруденциальное регулирование, которое представляется чрезмерным для организации, специализирующейся на осуществлении функции центрального контрагента. Пройдя через трансформацию правового статуса, Банк НКЦ (АО) значительным образом облегчит свою «пруденциальную оболочку», что позволит ему повысить конкурентоспособность путем снижения комиссий за обслуживание и выплаты процентов по остаткам на клиентских счетах.
ПАО «Клиринговый центр МФБ» и РДК (ЗАО) получат как плюсы, так и минусы. В качестве положительных моментов смены их статуса отметим: вход в платежную систему Банка России, доступ к рефинансированию, возможность открытия корреспондентских счетов в клиринговых банках. Кроме того, они смогут получать в Банке России средства для компенсации части убытков, возникших у них по сделкам с участниками клиринга, у которых была отозвана лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности (ст. 26.2 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» <3>; далее — Закон о Банке России). Однако нововведения повлекут за собой и повышение финансовых обязательств, требований по соблюдению обязательных нормативов, изменение системы внутреннего контроля. Поскольку до настоящего времени клиринговые центры не страдали из-за отсутствия доступа к рефинансированию Банка России (острая необходимость в котором появляется только в кризис), смена правового статуса для них вряд ли будет комфортной. Но в перспективе с учетом сложившейся внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры, шокового состояния российской экономики, вызванного ценами на нефть, «стоимость» норм, позволяющих привлечь дополнительные ресурсы, будет повышена.
———————————
<3> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
У российских кредитных организаций появится стимул снижать риски внебиржевого рынка производных финансовых инструментов. По контрактам, заключенным с использованием третьей гарантирующей стороны — центрального контрагента, Банк России сможет снизить требования по отчислениям в обязательные резервы.
В целом российская финансовая система будет в выигрыше, поскольку поправки гармонизируют национальное законодательство с международными стандартами. Эта идея во многом связана с темой международной реформы рынка внебиржевых деривативов стран G20, промежуточные итоги которой планируется подводить 1 января 2017 г. Будет введен обязательный клиринг деривативов на внебиржевом рынке. Государства, оставшиеся вне международных стандартов, рискуют потерять национальные рынки клиринга. Соответственно, во избежание перемещения клиринга по национальным инструментам за рубеж, российские требования были сближены с международными стандартами <4>.
———————————
<4> См.: Сарычева М. Российский клиринг сближают с международными стандартами // КоммерсантЪ. 2015. 9 окт.; Месролян М. ЦБ уравняет в правах всех центральных контрагентов // Ведомости. 2015. 11 окт.
Теперь посмотрим: каким образом будет выглядеть обновленный правовой статус центрального контрагента?
Понятие и правовое регулирование деятельности центрального контрагента теперь закрепляется одновременно в двух специальных законах: Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» <5> (далее — Закон о банках) и Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» <6> (далее — Закон о клиринге).
———————————
<5> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
<6> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 904.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона о банках небанковская кредитная организация — центральный контрагент осуществляет функции в соответствии с Законом о клиринге. Допустимые сочетания банковских операций для этого вида небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России. Из данного определения прежде всего следует, что центральный контрагент действует в статусе небанковской кредитной организации (НКО). Соответственно, он будет наделен возможностью выполнять определенный круг банковских операций, который должен установить Банк России. К моменту написания настоящей работы (февраль 2016 г.) ЦБ РФ еще не разработал инструкцию о банковских операциях и других сделках НКО — центральных контрагентов, их обязательных нормативах и надзора Банком России за их соблюдением. Однако допустимо предположить, что центральный контрагент будет наделен правом осуществлять ряд банковских операций (вероятно изложенных в «усеченном» виде), поддерживающих клиринг:
— открывать и вести банковские счета юридических лиц;
— осуществлять переводы денежных средств юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
— покупать и продавать иностранную валюту в безналичной форме. Возможно также, что Банк России допустит центральных контрагентов до инкассации денежных средств, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания юридических лиц.
Поскольку осуществлять одновременно депозитную, расчетную и кредитную деятельность по действующему законодательству может только банк, в перечне банковских операций центрального контрагента будут отсутствовать операции по размещению денежных средств от своего имени и за свой счет, а также по выдаче банковских гарантий. Соответственно, Банк НКЦ (АО) будет вынужден прекратить осуществлять данные виды деятельности и в этой части сократить свою предпринимательскую правоспособность.
Кроме того, из определения центрального контрагента следует, что его правовая оболочка в большей степени определяется Законом о клиринге, нежели Законом о банках. В п. 17 ст. 2 Закона о клиринге определение центрального контрагента изложено следующим образом: центральный контрагент — юридическое лицо, которое является одной из сторон заключаемых договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул, имеет лицензию небанковской кредитной организации на осуществление банковских операций, а также лицензию на осуществление клиринговой деятельности и которому присвоен статус центрального контрагента. Присвоение статуса центрального контрагента осуществляется Банком России одновременно с выдачей лицензии на осуществление банковских операций и лицензии на осуществление клиринговой деятельности.
Требования, установленные Законом о клиринге к клиринговой организации, распространяются на центрального контрагента.
Порядок присвоения статуса центрального контрагента включает в себя следующую последовательность действий (ст. 27.2 Закона о клиринге).
Для приобретения статуса центрального контрагента соискатель представляет в Банк России соответствующее заявление с ходатайством о приобретении статуса центрального контрагента, о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, о выдаче лицензии на осуществление клиринговой деятельности, а также документы, предусмотренные законодательством. Размер уставного капитала вновь регистрируемого центрального контрагента на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей. Данный норматив не станет препятствием для действующих организаций, осуществляющих функции центрального контрагента (размер зарегистрированного и оплаченного уставного капитала Банка НКЦ (АО) — 16670 млн. руб. <7>; капитал у ПАО «Клиринговый центр МФБ» — 337500 тыс. руб. <8>, у РДК (ЗАО) — 1500600 тыс. руб.) <9>.
———————————
<7> http://www.nkcbank.ru/viewCatalog.do?menuKey=7 (дата обращения: 29.01.2016).
<8> http://www.mse.ru/ru/inform/ustav/ (дата обращения: 29.01.2016).
<9> http://www.sdco.ru/about/files/Ustav_RDK_20140516.pdf (дата обращения: 29.01.2016).
Банк России осуществляет в срок, не превышающий 6 месяцев с даты подачи соответствующих документов, проверку соответствия соискателя требованиям законодательства, в том числе проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных документах. В случаях несоответствия соискателя требованиям законодательства и (или) обнаружения недостоверных сведений, содержащихся в представленных соискателем документах, Банк России отказывает в присвоении статуса центрального контрагента. При присвоении юридическому лицу статуса центрального контрагента Банк России размещает на своем официальном сайте сведения о таком юридическом лице и адрес его официального сайта.
Функции оператора товарных поставок центральный контрагент вправе осуществлять без аккредитации Банка России.
Ввиду особой значимости центрального контрагента в банковской системе России его реорганизация (за исключением случая реорганизации в форме преобразования) и добровольная ликвидация могут осуществляться только при наличии согласия Банка России. Порядок и сроки получения такого согласия устанавливаются нормативным актом Банка России.
Статья 2 Закона о клиринге дополнена дефиницией квалифицированного центрального контрагента, в соответствии с которой им признается центральный контрагент, качество управления которого признано Банком России удовлетворительным. Преимущество клиринга с участием квалифицированного контрагента заключается в том, что его участники вправе применять особый порядок оценки кредитных рисков по требованиям, возникшим из договоров, включенных в клиринговый пул и заключенных с квалифицированным центральным контрагентом в соответствии с нормативным актом Банка России.
Центральный контрагент должен соблюдать следующие обязательные нормативы:
1) достаточности собственных средств (капитала);
2) достаточности совокупных ресурсов;
3) достаточности индивидуального клирингового обеспечения;
4) ликвидности;
5) максимального размера риска концентрации.
Числовые значения и методика расчета обязательных нормативов небанковской кредитной организации — центрального контрагента устанавливаются нормативным актом Банка России (ст. 62.2 Закона о Банке России) <10>.
———————————
<10> На момент написания статьи не установлены.
Кроме того, установлены требования к обеспечению финансовой устойчивости центрального контрагента. Не реже одного раза в два года центральный контрагент обязан проводить операционный аудит. Помимо этого, центральный контрагент обязан разрабатывать и представлять в Банк России план обеспечения непрерывности деятельности центрального контрагента и план восстановления финансовой устойчивости центрального контрагента. Банк России осуществляет оценку этих планов. При наступлении в деятельности центрального контрагента событий, предусмотренных данными планами, центральный контрагент обязан информировать об этом Банк России. Банк России на основании представленного центральным контрагентом плана восстановления финансовой устойчивости разрабатывает план действий в отношении центрального контрагента, содержащий меры на случай, если мероприятия, предусмотренные планом восстановления финансовой устойчивости, не приведут к восстановлению финансовой устойчивости центрального контрагента.
Центральный контрагент обязан зарегистрировать в Банке России следующие документы и вносимые в них изменения:
1) правила клиринга;
2) правила организации системы управления рисками центрального контрагента;
3) методику определения выделенного капитала центрального контрагента;
4) методику стресс-тестирования рисков центрального контрагента;
5) методику оценки точности модели центрального контрагента.
Правила клиринга центрального контрагента должны, помимо прочего, включать меры центрального контрагента, направленные на ограничение размера ответственности центрального контрагента в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств участником клиринга, с указанием размера собственных средств центрального контрагента, которые в соответствии с правилами клиринга предназначены для покрытия возможных потерь, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением участником клиринга своих обязательств, и используются центральным контрагентом до использования средств, внесенных добросовестными участниками клиринга в коллективное клиринговое обеспечение (выделенный капитал центрального контрагента). Кроме этого, центральный контрагент наделен правом без распоряжения участника клиринга давать распоряжения на списание денежных средств и ценных бумаг со счетов участника клиринга в случае неисполнения таким участником клиринга обязательств, допущенных к клирингу (п. 22 ст. 5 Закона о клиринге).
Значительный блок норм Закона N 403-ФЗ посвящен управлению рисками центрального контрагента. Центральному контрагенту вменено в обязанность организовать систему управления рисками, связанными с осуществлением функций центрального контрагента и операций с собственным имуществом, которая должна соответствовать объему и характеру совершаемых им операций. Такая система может быть представлена отдельным структурным подразделением либо уполномоченным сотрудником. Система управления рисками организуется в соответствии с правилами, которые должны определять меры, направленные на снижение рисков центрального контрагента и рисков, связанных с совмещением деятельности центрального контрагента с иными видами деятельности, меры, принимаемые центральным контрагентом в случаях возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций. Требования к правилам организации системы управления рисками центрального контрагента устанавливаются нормативными актами Банка России. Центральный контрагент обязан также утвердить методику стресс-тестирования рисков центрального контрагента и методику оценки точности модели центрального контрагента, требования к которым устанавливаются нормативными актами Банка России. Центральный контрагент должен проводить оценку потенциального влияния на его финансовое состояние ряда заданных изменений в факторах риска (стресс-сценариев), которые соответствуют исключительным, но вероятным сценариям (стресс-тестирование рисков), и оценку точности используемых центральным контрагентом моделей оценки рисков путем сравнения спрогнозированных моделью оценки рисков значений показателя с величиной фактически наблюдаемых значений такого показателя (оценка точности модели центрального контрагента), представлять информацию о результатах стресс-тестирования рисков участникам клиринга и в Банк России. В случае неудовлетворительных результатов стресс-тестирования рисков и (или) оценки точности модели центрального контрагента Банк России вправе определить стресс-сценарии для центрального контрагента и направить рекомендации об изменении системы управления рисками. Кроме этого, на центрального контрагента накладывается обязанность по общему правилу, которое заключается в обязанности ежедневно оценивать размер собственных обязательств и размер обязательств участников клиринга перед ним, а также размер индивидуального клирингового обеспечения участника клиринга с учетом рыночной цены имущества, являющегося предметом обязательств или составляющего индивидуальное клиринговое обеспечение, и рыночной цены, по которой заключаются договоры, являющиеся производным финансовым инструментом.
Значительные требования предъявляются к защите и хранению информации центрального контрагента. В целях хранения информации об имуществе, обязательствах центрального контрагента и их движении центральный контрагент обязан отражать все операции и сделки в базах данных на электронных носителях, позволяющих обеспечить хранение содержащейся в них информации не менее чем десять лет с даты включения информации в базы данных и обеспечивать возможность доступа к такой информации по состоянию на каждый операционный день. Обеспечение хранения информации, содержащейся в базах данных, осуществляется также путем создания их резервных копий. При этом Банк России вправе направить в центральный контрагент требование о создании и передаче на хранение в Банк России резервных копий баз данных.
Банк России наделяется полномочиями по регулированию деятельности центрального контрагента, надзору и наблюдению за ним:
— осуществляет присвоение статуса центрального контрагента;
— осуществляет признание центрального контрагента квалифицированным; осуществляет надзор за соблюдением центральным контрагентом требований Закона о клиринге и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России; устанавливает требования к программно-техническим средствам и сетевым коммуникациям центрального контрагента, в том числе к их территориальному расположению;
— осуществляет наблюдение за соответствием программно-технических средств, предоставляемых в пользование центральному контрагенту третьими лицами, требованиям, предъявляемым Банком России к программно-техническим средствам центрального контрагента;
— устанавливает требования к индивидуальному и коллективному клиринговому обеспечению, размещению имущества и формированию активов центрального контрагента, а также к кругу лиц, в которых центральный контрагент и участники клиринга имеют право открывать торговые и клиринговые счета; устанавливает требования к управлению рисками центрального контрагента, стресс-тестированию рисков и оценке точности модели центрального контрагента;
— устанавливает требования к соглашению об операционном взаимодействии центральных контрагентов;
— осуществляет наблюдение за центральным контрагентом в целях совершенствования центральным контрагентом своей деятельности, а также развития центрального контрагента на основе рекомендаций Банка России.
Отметим также, что перечень информации, раскрывать которую должен центральный контрагент, значительно расширен по сравнению с клиринговыми организациями за счет включения в него: решений, принятых комитетом по рискам; методики определения выделенного капитала; мер, направленных на ограничение размера ответственности центрального контрагента в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств участником клиринга; информации о стресс-сценариях, компонентах стресс-тестирования рисков центрального контрагента и результатах такого стресс-тестирования; информации об оценке точности модели центрального контрагента; информации о сроках восстановления функционирования программно-технических средств, обеспечивающих деятельность центрального контрагента, в случае нарушения их функционирования, в том числе вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а также правил организации системы управления рисками центрального контрагента.
Концептуально Закон N 403-ФЗ делает ставку на консервативном размещении активов центрального контрагента, минимальных требованиях к клиринговому обеспечению и гарантийным фондам, выделенному капиталу и достаточности совокупных ресурсов для покрытия рисков. Серьезные требования предъявляются к технической устойчивости IT-платформ клиринговых организаций, наличию резервных копий баз данных, системе управления рисками.
Таковы ключевые новации статуса центрального контрагента, которые, в общем-то, позитивно оцениваются участниками рынка. Однако тяжесть бремени пруденциального регулирования деятельности центрального контрагента до настоящего времени не ясна (в связи с отсутствием их вторичного правового контура, разрабатываемого Банком России). Учитывая, что в условиях экономического кризиса или спада регулирование может и должно быть ориентировано непосредственно на поддержание ликвидности банковского сектора и бесперебойности проведения расчетов, стимулирование инвестиций, можно надеяться, что Банк России сместит акцент пруденциальных норм именно в этом направлении. В настоящее время в условиях масштабного кризиса в качестве целевого ориентира прежде всего необходимо ставить выявление путей стимулирования инвестиционной составляющей, применение режима антикризисных мер, направленных на поддержание устойчивости финансового сектора, расширение возможностей кредитных организаций по рефинансированию в Банке России. Утяжеление регулятивной инфраструктуры рынка банковских услуг — не на повестке дня.
Дополнительно в связи с введением в действие Закона N 403-ФЗ законодателю следует обратить внимание на возникшие нестыковки правовых норм. К примеру, ст. 76.1 Закона о Банке России деятельность по осуществлению функций центрального контрагента продолжает считать видом деятельности, осуществляемым некредитными финансовыми организациями и соответственно подпадающим под регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков, регламентированные гл. X.1 названного Закона. В то же время Закон о банках и Закон о клиринге говорят, что функции центрального контрагента выполняет небанковская кредитная организация (и соответственно подчиняет его обособленным нормам регулирования, надзора и наблюдения со стороны Банка России). Получается, что центральный контрагент одновременно является небанковской кредитной организацией и некредитной финансовой организацией, что противоречит одному из фундаментальных законов логики. В формулировке Аристотеля: «…невозможно, чтобы противоречащее одно другому вместе было истинно в отношении одного и того же» <11>. По меньшей мере одна из этих мыслей ложна, и мы считаем ложным детерминирование центрального контрагента в качестве некредитной финансовой организации. Центральный контрагент является небанковской кредитной организацией. Отсюда следует, что у центрального контрагента статус НКО является единственным и несменяемым. Одновременно с присвоением этого статуса центральный контрагент наделяется правом осуществлять клиринговую деятельность, которая расширяет объем его специальной правоспособности и придает ей характер уникальности. В связи с этим мы полагаем необходимым исключить деятельность по осуществлению функций центрального контрагента (п. 6 ч. 1 ст. 76.1 Закона о Банке России) из числа видов деятельности, осуществляемых некредитными финансовыми организациями <12>.
———————————
<11> Аристотель. Метафизика, IV, 6, 1011 b 10-15.
<12> Аналогичная коллизия заложена в статусе центрального депозитария, признаваемого п. 8 ч. 1 ст. 76.1 Закона о Банке России некредитной финансовой организацией, в то время как специальное регулирование (Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ «О центральном депозитарии») закрепляет, что центральным депозитарием может стать только небанковская кредитная организация // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7356.
Заключая анализ, отметим, что для приведения статуса центрального контрагента в соответствие с требованием Закона N 403-ФЗ предусматривается временной период. Кредитные организации со статусом банка для продолжения функций центрального контрагента должны изменить свой статус на небанковскую кредитную организацию в течение двух лет. Юридические лица, не являющиеся кредитными организациями и осуществляющие функции центрального контрагента для продолжения осуществления функций центрального контрагента, должны получить статус НКО в течение пяти лет.
Список литературы
1. Аристотель. Метафизика, IV, 6, 1011 b 10 — 15.
2. Месролян М. ЦБ уравняет в правах всех центральных контрагентов // Ведомости. 2015. 11 окт.
3. Сарычева М. Российский клиринг сближают с международными стандартами // КоммерсантЪ. 2015. 9 окт.

Добавлено в закладки: 0

Кто такой контрагент? Описание и определение понятия.
Контрагент – это термин, который означает одну из сторон, которые договариваются в ходе проведения правовых гражданских отношений. При этом понимается, что стороны друг другу противопоставляются в рамках данных отношений. То есть все обязательства одной стороны имеют взаимно противостоящее или корреспондирующее право другой стороны. Обе стороны в рамках договорных отношений являются контрагентами в отношениях друг с другом. Под данным термином может также пониматься подрядчик, то есть компания, исполняющая определенные типы работ, по согласованию с требованиями заказчика.

Контраге́нт (лат. contrahens — договаривающийся; contra — против + agens — действующий; con-trahere противостоять взаимно) — одна из сторон договора в правовых гражданских отношениях.

Контр – или против проходит из противопоставления одной стороны другой, в договоре каждому обязательству сторон противостоит (корреспондирует) взаимно право другой стороны и наоборот. В правовых гражданских отношениях под контрагентом подразумевается одна из сторон договора. Как контрагент, выступают обе стороны договора в отношении друг к другу.

Каждый партнёр, заключающий контракт, является контрагентом.

Контрагентом могут назвать, к примеру, подрядчика — юридическое или физическое лицо, которое принимает на себя обязательство сделать определённую работу в согласии с заданием заказчика, получив вознаграждение за это.

Рассмотрим, более детально, что значит контрагент.

Кто такой контрагент с точки зрения бухгалтерии

В сегодняшнем понимании контрагентом принято считать физическое или юридическое лицо, выступающее одной из сторон сделки. Под контрагентами понимаются различные лица, предприятия и учреждения, с которыми организация вступает в торговые, финансовые, гражданско-правовые и другого рода отношения. Клиент как непосредственный участник коммерческих операций является центральным элементом в системе планирования материально-товарных отношений и составления прогнозов.

Контакт с контрагентами – это практически неизбежная часть работы любой производственной или торговой компании. Он отличается своими принципами, методами и в обязательном порядке находит отражение в бухгалтерской отчетности. На каждого отдельно взятого контрагента бухгалтеру требуется оформить отдельный перечень документов и фиксировать в них любые мельчайшие финансовые детали.

Другими словами, это каждый из партнеров, который заключает договор между собой. Контрагентами могут выступать любые лица, которые имеют связь с организацией. К таковым относятся производители товаров или услуг, подрядчики, сотрудники и даже покупатели.

Таким образом, все, с кем предприятие вступает в деловые отношения и заключает контракты. Договорные отношения между контрагентами могут строиться на взаимном равенстве и полностью исключают какое-либо подчинение одного участника сделки другому.

Учет расчетов с контрагентами в бухгалтерии

Бухгалтер вступает в дело после того, как организация заключила необходимый контракт с контрагентом и, таким образом, вступило с ним в договорные отношения.

Создается единая информационная база данных, куда сводятся сведения о каждом партнере предприятия.

На довольно большом количестве предприятий бухгалтерами используется компьютерная программа 1С. В таком случае информация о контрагенте хранится в специальных справочниках, где указывается наименование и ИНН партнера, страна его регистрации, физическое или юридическое лицо, коды КПП и ОГРН, адрес и телефон. Кроме этого в отдельной графе выведены банковские реквизиты контрагентов, которые используются для оформления необходимых платежных документов.

Все взаиморасчеты предприятия с контрагентами подразделяются на несколько видов и имеют свои особенности. Когда дело касается поставщиков, тогда возможны расчеты в кредит или на других оговоренных условиях. При этом, бухгалтер должен оформить платежные поручения, аккредитивы, чеки, векселя и пакет иных документов.

Рассмотрим случай, при котором оплата за товары или услуги проходит без задержек. Тогда, как правило, используется платежное поручение. Однако, если у поставщика возникают проблемы, то в таком случае применяется расчет по инкассо.

При проведении взаиморасчетов организации с подрядчиком, последний получает оговоренную сумму, а значит расчеты могут вестись согласно ведомостям, закрываемым после выплаты требуемой суммы. Расчет с работающим персоналом тоже производится согласно ведомостям, в которых указывается, кто и в каком размере получает аванс, а кому положена премия или штрафное взыскание.

Для проведения взаиморасчетов с клиентами бухгалтерам необходимо вести синтетические счета, в которых находит свое отображение обобщенная информация о хозяйственных средствах в денежном эквиваленте, и аналитические счета, в которых указываются более подробные сведения не только в денежном выражении, но и в натуральном.

Бухгалтерские расчеты с контрагентами имеют важную роль в деятельности любой компании, поэтому всегда должны производиться безошибочно и в строго установленный срок.

Не каждое физическое либо юридическое лицо может выступать в роли контрагента. Следует помнить, что для оказания определенных видов услуг или производства определенных видов работ требуется наличие специальной лицензии. Ведь контрагент – это не только участник договорных отношений, в первую очередь – это бизнес-партнер и сотрудник, который работает на доверительных отношениях. При правильном подходе к выбору контрагента можно избежать многих неприятных ситуаций и всегда быть уверенным в надежности своей предпринимательской деятельности.

Кто такой контрагент в бухгалтерии?

Сотрудничество с контрагентами – неотъемлемая часть работы любого производственного или торгового предприятия. Оно имеет свои принципы, методы и в обязательном порядке находит отражение в бухгалтерской отчетности.

На каждого контрагента бухгалтер должен оформлять отдельные документы и фиксировать в них мельчайшие финансовые детали. Но кто такой контрагент? Чем он занимается и каким образом участвует в деятельности компании?

Что означает слово «контрагент»?

Термин «контрагент» появился в русской речи в первой половине XVIII столетия. Понятие было заимствовано из немецкого языка и составлено из двух слов – contr (против) и agent (действующий).

Некоторые филологи связывают термин с латинским словом contrahens, которое переводится аналогично немецкому – «противодействующий». Простым языком, контрагент рассматривается как человек, который противостоит другой стороне в гражданско-правовых отношениях, то есть его право противопоставляется праву второго участника сделки.

Также есть мнение, что корни понятия уходят во французский язык. Когда-то во Франции этим словом называли партнеров по карточным играм.

Кто такой контрагент?

В современном понимании контрагентом называют физическое либо юридическое лицо, которое выступает одной из сторон сделки. Иными словами, это каждый из партнеров, заключающих договор между собой. Контрагентами могут быть любые люди, имеющие связь с предприятием. К ним относятся поставщики товаров или услуг, подрядчики, сотрудники и даже покупатели.

Словом, все, с кем компания вступает в деловые отношения и заключает контракты. Договорные отношения между контрагентами строятся на взаимном равенстве и исключают любое подчинение одного участника сделки другому.

Чтобы предприятие могло заключить контракт с контрагентом, одна сторона должна сделать предложение, а другая его принять. По этой причине любая сделка проходит 2 стадии.

Первая носит название оферта и является письменным предложением заключить контракт.

Вторая именуется акцептом и подразумевает согласие лица на принятие оферты. Сделка считается заключенной, если предлагающая сторона получает акцепт от стороны, принимающей это предложение.

Как учитываются расчеты с контрагентами в бухгалтерии?

Работа бухгалтеров начинается после того, как предприятие заключило контракт с контрагентом и вступило с ним в договорные отношения. Сведения о каждом партнере компании сводятся в единую информационную базу.

Если бухгалтер использует программу 1С, то информация о контрагенте хранится в специальных справочниках, где указывается наименование и ИНН партнера, страна его регистрации, статус (физическое или юридическое лицо), коды КПП и ОГРН, адрес и телефон. Кроме того, отдельной графой выводятся банковские реквизиты контрагентов, используемые при оформлении платежных документов.

Все взаиморасчеты предприятия с контрагентами подразделяются на несколько видов и имеют свои особенности. Если речь идет о поставщиках, то возможны расчеты в кредит или на каких-либо других условиях. В этом случае бухгалтером оформляются платежные поручения, аккредитивы, чеки, векселя и ряд других документов.

К примеру, если оплата товаров или услуг проходит без задержек, то обычно используется платежное поручение. Если же у поставщика возникли проблемы, то применяют расчет по инкассо.

При взаиморасчетах компании с подрядчиком последний просто получает оговоренную сумму, поэтому расчеты ведутся в ведомостях, которые закрываются после выплаты средств. Расчет с персоналом также производится по ведомостям, где указано, кто и в каком размере получал аванс, кому положена премия, а кому штраф.

Для взаиморасчетов с клиентами бухгалтера ведут синтетические счета, где отображается обобщенная информация о хозяйственных средствах в денежном выражении, и аналитические счета, где представлены более подробные сведения не только в деньгах, но и в натуральном выражении.

Бухгалтерские расчеты с контрагентами играют важную роль в деятельности предприятия, поэтому всегда должны производиться безошибочно и в строго установленные сроки.