Торговое наименование

Только по сути

Оспаривание незаконного использования товарных знаков сложно, но возможно

Количество споров о законности использования обозначений, сходных до степени смешения с чужими товарными знаками, увеличивается из года в год. Эти споры не обошли стороной и фармацевтическую сферу. Их особенностью является установление факта однородности товаров, для маркировки которых используются спорные обозначения. Запретить использовать обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком, можно только в том случае, если спорное обозначение нанесено на товар, однородный с тем, на который нанесен защищаемый товарный знак.
Все смешалось
Производители БАД иногда используют обозначения, сходные до степени смешения с товарными знаками, зарегистрированными для продвижения лекарственных препаратов. Для специалиста очевидно, что лекарственный препарат и биологически активная добавка — принципиально разные товары.
Чтобы выиграть спор о незаконном использовании обозначения, необходимо доказать наличие угрозы смешения используемых обозначений в сознании потребителя, наличие риска того, что потребитель воспримет товар одного производителя за товар другого, чей знак хорошо известен и узнаваем. Реальность угрозы зависит от:
• различительной способности знака с более ранним приоритетом;
• сходства противопоставляемых знаков;
• оценки однородности обозначенных знаком товаров и услуг.
Именно три вышеуказанных обстоятельства и должен доказать владелец товарного знака, чтобы защитить свой знак от незаконного использования. Какие же сложности возникают при рассмотрении споров об угрозе смешения знаков, используемых для продвижения БАД, со знаками, используемыми для лекарственных препаратов?
Главная сложность — доказывание высокого уровня различительной способности товарного знака. Чем выше различительная способность товарного знака, его узнаваемость, тем более широкий перечень товаров подлежит признанию однородными. Это означает, что производителю лекарственного средства будет проще доказать, что использование на БАД обозначения, сходного с обозначением лекарственного средства, является незаконным. Отсутствие высокой различительной способности товарного знака позволяет оппонентам заявлять о том, что потребитель вряд ли спутает лекарственный препарат с БАД, так как эти товары относятся к разным категориям.
Зачастую товарные знаки, используемые для лекарственных препаратов, обладают невысокой различительной способностью. Использование комбинированных товарных знаков, то есть включение в товарный знак изобразительных или объемных элементов, не очень распространено при про- движении лекарственных препаратов. Словесные обозначения являются наиболее распространенными. При этом торговые наименования лекарственных препаратов имеют латинские корни, схожие окончания. Рядовой потребитель не учитывает семантику таких наименований, так как для него она неочевидна. Все эти обстоятельства часто затрудняют возможность установить, что товарный знак, используемый для лекарственного препарата, имеет высокую различительную способность.
Словесный элемент
Если суд установит, что защищаемый товарный знак обладает достаточной различительной способностью, суд приступает к оценке второго обстоятельства — схожести спорных наименований. Так как именно словесный элемент доминирует в знаке, чаще всего сравнению подвергают словесные обозначения. Оценка схожести осуществляется без привлечения эксперта. Чтобы доказать схожесть наименований, истцу необходимо провести тщательный фонетический и семантический анализ используемых обозначений, анализ их написания. Истец вправе сделать это самостоятельно или обратиться к специалистам (в том числе к патентным поверенным). Доказать схожесть обозначений бывает трудно именно по причине того, что наименования лекарственных препаратов не всегда обладают высокой различительной способностью. Противопоставленные им обозначения БАД, часто имеющих «фантазийные» наименования, могут не признаваться схожими, несмотря на кажущуюся созвучность.
Окончательный ответ на вопрос о схожести обозначений дает суд. Зачастую суд соглашается с позицией Роспатента о схожести наименований, как это было в делах о смешении обозначений «Йодомарин» и «Йодонормин», а также «Ортофен» и «Ортофенак», или об их несхожести, как это было в деле о товарных знаках «Нимесил» и «Левисил». В первых двух случаях анализ схожести не потребовал значительных усилий, в последнем суду пришлось провести тщательный фонетический и семантический анализ обозначений. Суд по интеллектуальным правам указал, что окончание «сил» в обозначениях является слабым элементом и не влияет на различительную способность. А вот начальные слоги «ниме» и «ливе» являются различными и по звучанию, и по написанию, и не могут ввести потребителя в заблуждение.
Если суд признает обозначения схожими до степени смешения, он приступает к итоговой части исследования и определяет, есть ли угро- за смешения используемых обозначений в глазах потребителя. Именно на этом этапе решается вопрос о том, можно ли признать однородными товарами лекарственные препараты и БАД. Нередко Роспатент занимает формальную позицию, что лекарственные препараты и БАД находятся в разных классах МКТУ (Международная классификация товаров и услуг) и только по этому признаку уже не могут считаться однородными. Однако суды в каждом споре разрешают этот вопрос по-разному.
Расширить границы
В подавляющем большинстве случаев, когда суд установил высокую различительную способность товарного знака, перечень сравниваемых товаров становится довольно широким и точно не ограничивается классом (или подклассом) МКТУ. Для целей сравнения учитывается не только назначение товара, его свойства, состав. Суды указывают, что БАД могут обладать профилактическими, диетическими или функциональными свойства- ми и применяться для целенаправленного воздействия на организм человека путем профилактики заболеваний и поддержания в физиологических границах активности функциональных систем организма человека. БАД могут применяться в комплексе с лекарственными препаратами в целях предупреждения, лечения и дальнейшей профилактики заболеваний. Розничная торговля БАД может осуществляться только через аптечные учреждения, специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски). Сам по себе этот факт способствует повышению риска введения потребителя в заблуждение относительно производителя БАД. Оценивая указанные обстоятельства, суды считают допустимым признавать БАД и лекарственный препарат однородными товарами.
Следовательно, тот факт, что БАД и лекарственные препараты находятся в разных классах МКТУ и не являются однородными с точки зрения специалистов, не препятствует владельцам товарных знаков, используемых в наименованиях лекарственных препаратов, эффективно защищать свои права.
Скачать презентацию.

← Назад

Название лекарственного средства

Элементы упаковки готовых лекарственных средств.

Присвоение названий лекарственным средствам имеет свои особенности.

В фармацевтической промышленности для обозначения лекарственного средства, содержащего одно и то же активное действующее вещество, могут использоваться несколько названий:

а) химическое название, которое отражает химическое строение препарата и присваивается согласно общепринятым между народны м правилам с использованием химической терминологии. Химическое название является независимым понятием. Химическое название обычно указывается в инструкции по применению или в листке — вкладыше к препарату;

б) международное непатентованное наименование (название) или сокращенно МНН /или INN — это название, либо рекомендуемое, либо зарегистрированное и утвержденное в качестве международного Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).

МНН является общественной собственностью и может использоваться кем угодно, поскольку нет владельца и нет соответствующей охраны со стороны государства.

Существующая процедура регистрации МНН предусматривает предварительную публикацию и извещение национальных фармакопейных комитетов с целью выявления реакции владельцев товарных знаков на словесные обозначения, которые предполагается зарегистрировать в качестве МНН.

Для совершенствования организации предрегистарционной экспертизы были разработаны современные принципы рационального выбора названий лекарственных средств, основанные на действующем законодательстве и учитывающие исторически сложившуюся отечественную и международную практику.

На основе этих принципов сотрудниками ФГУ «НЦЭСМП» (Научный центр экспертизы средств медицинского применения) совместно с группой ведущих ученых и специалистов в сфере регулирования сферы обращения лекарственных средств были подготовлены методические рекомендации «Рациональный выбор названий лекарственных средств», которые в 2005 г. утверждены Министерством здравоохранения и социального развития России в качестве отраслевого нормативного документа.

в) торговое название — это название, разработанное и присвоенное лекарственному средству фирмой — изготовителем или владельцем прав на распространение данного лекарственного средства (ЛС).

Различные производители ЛС могут присваивать лекарственному средству с одинаковым активным действующим веществом различные торговые названия. В этом случае речь идет о синонимах. Для назначения таких ЛС врачу необходимо ориентироваться на МНН.

В современной справочной литературе приводятся различные типы названий ЛС.

Например, под названием «Атенолол» (это международное непатентованное наименование) на российском рынке присутствуют лекарственные средства под собственными торговыми названиями: «Апо-атенол», «Атенобене», «Атенова», «Тенолол», «Тенормин», «Хайпотен», «Фалитонзин», «Унилок», «Хипресс», «Принорм» ,»Ормидол», «Катенол», «Куксанорм», «Вазкотен», «Бетакард», «Аткардил» (это синонимы). А химическое название этого препарата: 4-(2-окси-3-изопропиламинопропокси) фенилацетамид.

Торговое название может совпадать с МНН. Торговое название ЛС может быть защищено юридически, о чем свидетельствует один из знаков: ®, © или ™.

В этих случаях торговое название является составной частью торговой марки, под которой ЛС зарегистрировано фирмой — производителем (распространителем).

Торговое название лекарственного средства может состоять из букв, слов, цифр или их сочетаний, например, «Кларитин» — словесное название ЛС; «Лив. 52» — в названии фигурируют цифры; «Инозие-Ф » — в названии, помимо слова, фигурирует буква.

Название ЛС должно выделяться среди всех других маркировочных надписей. Для этого используется более крупный и (или) жирный шрифт, контрастный цвет, выбирается удобное для прочтения место на этикетке или на одной из граней упаковки. Вокруг названия не должны располагаться надписи, затрудняющие прочтение названия.

Российские ЛС имеют названия на русском и на латинском языке (латинское название выполняется более мелким шрифтом). Зарубежные производители, реализующие свою продукцию на российском рынке, дают названия как на родном (не всегда), так и на русском языке. Латинская транскрипция используется не всегда. Чаще всего на упаковках зарубежных ЛС под торговым названием размещается МНН, если речь идет о лекарственных средствах с одним активно действующим веществом.