Судебная реформа в России

Судебная реформа в Российской Федерации: задачи, направления, достигнутые результаты на современном этапе. Концепция судебной реформы 1991г

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 29

Судебная реформа – это изменения направленные на становление в России самостоятельной судебной власти. Обратимся к содержанию судебной реформы, рассмотрев его через призму целей и задач судебной реформы, принципов судебной реформы, нормативного обеспечения судебной реформы.

Цель и задачи судебной реформы, как уже отмечалось, были сформулированы еще в Концепции судебной реформы 1991 года.

Судебная реформа с самого начала имела строго определенную цель — становление в России самостоятельной судебной власти, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве, осуществляемых посредством мер правового характера.

Для перехода от административно-правового регулирования к системе регулирования, основанной на праве, требовалось решить три крупных задачи:

1. Привести компетенцию судов в соответствие с требованиями правового государства. Необходимо было покончить с положением, когда целые области общественных отношений находились вне сферы судебных полномочий, когда граждане не имели права обратиться за судебной защитой в конфликтах с представителями исполнительной власти, когда трудовые споры многих категорий работников решались в порядке подчиненности, а не в судах, и т.д.

2. Обеспечить независимость судьи от влияния других ветвей власти, от давления со стороны различных политических группировок и социальных групп для того, чтобы суд мог успешно выполнять свои новые функции.

3. Обеспечить самостоятельность суда и от исполнительной, и от законодательной властей для того, чтобы независимость судьи стала реальностью.

По некоторым из направлений и задач Концепции за прошедшие 15 лет был достигнут значительный прогресс. Однако явно недостаточно изменилась ситуация по решению таких главных задач Концепции, как:

— утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной;

— достижение уровня материально-технического обеспечения судов.

В качестве основных задач Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы», наряду с подготовкой и обеспечением принятия нормативных правовых актов, направленных на реформу судебной системы, были выделены:

— усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности судов и судей, нормативно-правовое обеспечение судебной системы;

— кадровое обеспечение судебной системы;

— развитие материально-технического обеспечения судебной системы;

— информационное обеспечение судебной системы;

— укрепление научного потенциала судебной власти, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов.

Началом судебной реформы принято считать появление первого Закона союзного значения «О статусе судей», где впервые предприняты меры, направленные на обеспечение независимости судей. Именно этим законом был увеличен срок судейских полномочий до 10 лет, а прежде все судьи избирались сроком на 5 лет.

Первый Всероссийский съезд состоялся в октябре 1991 года и стал выразителем воли всех судей страны. Тогда было принято решение о создании представительного органа судейского сообщества — Совета судей, который призван содействовать проведению судебной реформы, защищать интересы судей и представлять их в других органах государственной власти.

В октябре 1991 года была принята Концепция судебной реформы, которая закрепила следующие задачи:

1) защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;

2) закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;

3) обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики;

4) создание федеральной судебной системы;

5) признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;

6) расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

7) организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

8) дифференциация форм судопроизводства.

В качестве реализации этих задач были обозначены следующие важнейшие направления:

— создание федеральной судебной системы;

— признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;

— расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

— организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

— дифференциацию форм судопроизводства;

— совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.

Как отмечают эксперты, авторы Концепции судебной реформы выдвинули весьма радикальные положения ее осуществления. В частности, основополагающей идеей являлся максимальный судебный контроль во всех сферах правоохранительной деятельности. Например, передача суду ряда функций, которые исполняет прокуратура: санкции на заседаниях, арест и т.п. Дальнейшее развитие в государстве, связанное, в основном, с экономическими проблемами повлекло осуществление судебных реформ по более умеренному варианту, так как для реализации Концепции в полном объеме требовало многократного увеличения финансирования судебной системы (дополнительные штаты судей и аппарата судов, строительства сотен новых помещений судов, оплата вознаграждение прилежным заседателям и многое другое), но бюджет страны пока не мог его обеспечить.

Затем 26 июня 1992 года был принят Закон «О статусе судей в Российской Федерации» — основополагающий документ в практической реализации судебной реформы. Этим законом впервые был создан новый орган судейского сообщества — квалификационная коллегия судей, на которую были возложены важные функции, связанные не только с формированием судейского корпуса, но и продвижением судей по службе, их ответственностью и охраной судейской независимости. Наличие независимого от правительства и администрации органа служит непременным условием нормального функционирования судебной власти.

Закон «О статусе судей в Российской Федерации» гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции России и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны».

Важным обстоятельством явилось создание службы материального обеспечения судов — Департамента судебного управления. Сначала он был в системе Минюста, а потом стал самостоятельным ведомством, подчиненным лишь судейскому сообществу.

Не расписывая подробно все вехи современной судебной реформы, выделим основные ее этапы. При этом оговоримся, что более подробно содержание этапов (законодательные акты и события) будут нами рассмотрены по ходу исследования.

Итак, наш взгляд можно выделить следующие этапы современной судебной реформы:

Первый этап 1991 – 1996 гг. Принимается Концепция, ряд законов о судебной реформе.

Впервые, в 1993 году в Основном законе страны (Конституции Российской Федерации) появилось понятие: «Судебная власть».

На этом этапе принимается ряд конституционных законов:

— Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.)

— Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.)

Второй этап 1996 – 2002 гг. Начало нового этапа положено принятием Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФК «О судебной системе Российской Федерации». Вслед за указанным конституционным законом принимаются многие законодательные акты о различных звеньях судов в Российской Федерации, финансировании судов и т.д.

В ноябре 2000 года прошел V Всероссийский съезд судей. В Постановлении 5-го Всероссийского съезда судей в ноябре 2000 года констатировано, что период, прошедший со времени одобрения российским парламентом Концепции судебной реформы в РСФСР, ознаменован утверждением в России судебной власти, которая характеризуется как самостоятельная ветвь государственной власти наличием у нее необходимых властных полномочий, реализуемых только судами; установленным законом механизмом обязательного исполнения вступивших в силу судебных актов; наличием у высших судов

Выступая на V Всероссийском съезде судей в ноябре 2000 г., Президент страны В. Путин отметил: «Говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: судебная власть в России, несмотря на проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована».

Судебная реформа продолжалась разрабатывались и принимались новые законодательные акты.

Третий этап 2002-2006 гг. Начало новому этапу было положено принятием Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805).

В декабре 2004 г. проходит VI Всероссийский съезд судей, результатом которого, в том числе, явилось Постановление «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования». VI съезд констатировал главный итог: создана обновленная модель российского правосудия, отвечающая потребностям судебной практики и новым демократическим стандартам. Однако говорить о том, что судебная реформа окончена – еще рано.

В ходе реализации были сделаны серьезные шаги, которым будут посвящена отдельная глава нашего исследования.

Четвертый этап 2007-2011 гг. Можно предположить, что это будет завершающий этап реформы, в результате которого должны быть реализованы все задачи Концепции судебной реформы в России, а также новой Программы судебной реформы «Развитие судебной системы России», которая принята 4 августа 2006г.

Новая программа закрепляет следующие цели и задачи. Целями Программы являются повышение качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Основными задачами Программы являются:

— обеспечение открытости и прозрачности правосудия;

— повышение доверия к правосудию, в том числе за счет повышения эффективности и качества рассмотрения дел;

— создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности;

— обеспечение независимости судей;

— повышение уровня исполнения судебных актов.

В Программе подводятся итоги ранее действовавшей программы, а также предлагаются направления совершенствования и развития судебной системы, которые будут рассмотрены нами ниже.

Реформы в постсоветский период развития судебной системы в России

Предпосылкой судебной реформы в постсоветский период развития России было признание суверенитета Российской Федерации, объявление ее демократическим правовым государством, функционирование которого основано на принципе разделения властей (п. 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года).

Концепция судебной реформы в РСФСР, подготовленная группой независимых экспертов была внесена в Верховный Совет РСФСР Президентом Российской Федерации и 24 октября 1991 года и одобрена Постановлением Верховного Совета РСФСР. В Концепции анализировались причины кризисного состояния правоохранительных органов и судебной системы и предлагались законодательные и организационные меры по преодолению затруднений и преобразованию судопроизводства на демократических основах. В частности, провозглашалась необходимость возрождения суда присяжных, института мировых судей, введения судебного контроля над правомерностью заключения под стражу, несменяемости судей, пересмотра ведомственных показателей работы правоохранительных органов и судов13

13 С.А. Пашин «Краткий очерк судебных реформ и революций в России» (Электронная версия).

Одним из первых Законодательных актов реализации судебной реформы 1991 г. в России стал Закон о статусе судей в Российской Федерации принятый 26 июня 1992 года за N 3132-1. Впервые законодательно определялся статус судей как представителей третьей власти государства наряду с исполнительной и законодательной властью. Для осуществления судьями объективного и беспристрастного правосудия были декларированы правовые, организационные, материальные и социальные гарантии их независимости.

Принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации стала первой в истории страны конституцией признающей неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер.

Открытость, доступность, предсказуемость правосудия регламентирована в Конституции Российской Федерации главой 7 «Судебная власть и прокуратура». В этой главе утверждается понятие правового института судебной власти в действующем законодательстве. За органами судебной власти признаются самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти (ст.10 Конституции РФ). В то же время Конституция прямо указывает, что суды Российской Федерации осуществляют именно государственную власть (ст.11 Конституции РФ).

Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно суду право легитимно использовать полномочия государственной власти на применение в процессуальном порядке государственного принуждения. Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, применить принудительные средства охраны правопорядка, назначить уголовное наказание.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. стало формироваться новое постсоветское законодательство. Следует рассмотреть ряд важнейших законов принятых в период судебной реформы 1991-1999 г.г.

Сохраняя преемственность с прежним законодательным регулированием, был принят новый Федеральный Конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Ранее советские суды никогда не имели полномочий по проверке законодательных актов на соответствие их Конституции;

В целях преобразования административных органов -государственных арбитражей в арбитражные суды, 28 апреля 1995 года был принят Федеральный Конституционный закон N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

Основной системообразующий документ, который установил единое правовое пространство для законодательства о судоустройстве, приняла Государственная Дума второго созыва. Этим документом стал Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ. Данным законом, предусмотрено, создание в субъектах РФ института мировых судей Тем самым принято решение о возрождении и включении в судебную систему России нового звена — мировых судей.

Конституцией Российской Федерации 1993 года ч.4 ст. 123 право обвиняемых на рассмотрение их дел судом присяжных закрепилось на высшем законодательном уровне. Закон РФ от 16 июля 1993 года дополнил УПК РСФСР разделом X «Производство в суде присяжных». Первый процесс с участием присяжных заседателей в современной России проходил с 15 по 17 декабря 1993 года в Саратовском областном суде.

На VIII съезде российских судей, произошедшем в Москве 16-го февраля 2016 г., в своем выступлении Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил распространить суд присяжных до уровня районных судов, чтобы «предоставить, как можно большему числу граждан избрать именно эту форму правосудия»14

14 Стенограмма выступления Президента В.В. Путина на www.vedomosti.ru. Проверено 17 февраля 2016. На VIII Всероссийском съезде судей.

В то же время, он поставил под вопрос установленное количество присяжных заседателей в 12 человек.

Кроме того, в феврале 2016 года Конституционный суд РФ вернул женщинам право выбирать суд присяжных при рассмотрении дел об убийствах с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса РФ), обязав внести соответствующую поправку в законы.

Появление в России частного нотариата стало возможным с утверждением 11.02.1993 г «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».

Создание судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, (Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»), обусловлено выполнением мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленными на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Были приняты и другие федеральные законы: «О военных судах Российской Федерации»; «О судебных приставах»; «Об исполнительном производстве»; «О мировых судьях в Российской Федерации»; «О финансировании судов Российской Федерации); «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»; «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» обеспечивающие дальнейший ход судебной реформы:

Важным документом стал Указ Президента РФ от 06.07.1995 N 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации». Указа Президента регламентировал реализацию положений Конституции Российской Федерации и укреплению на ее основе российской государственности, правовых основ российского общества, а также обеспечения системности, плановости и скоординированности законотворческого процесса.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации Постановлением Правительства РФ были утверждены:

— 20 ноября 2001 года концепция Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы15;

15 Концепция Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы

— 21 сентября 2006 г концепция Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы;16

16 Концепция Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы

— 27.12.2012 N 1406 (ред. от 25.12.2015) О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы».17

17 Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы

В рамках ч. 1.2 гл. 1 выпускной квалификационной работы, исследованы цели и решение задач поставленных Концепцией судебной реформы РСФСР от 24 октября 1991 года и федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы; 2007-2012 годы, 2013-2020 годы.

Исследования были проведены методом сравнительного анализа.

На V Всероссийском съезде судей, который состоялся в ноябре 2000 года, Президент РФ Владимир Путин охарактеризовал существующую на тот момент времени судебную систему следующим образом: «Говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: судебная власть в России, несмотря на проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована»18.

8 Стенограмма речи Президента В.В. Путина на V Всероссийском съезде судей 27 — 28 ноября 2000

Новый этап судебной реформы начался с принятием Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы. Одной из ее задач было обеспечение информатизации судов общей юрисдикции.

В Программе на 2002-2006 годы, четко обозначены причины отставания Российской судебной системы от ее зарубежных аналогов. Основная причина, была и есть, а заключается в том, что надлежащему функционированию судебной системы препятствует постоянный дефицит финансирования, в результате чего суды недостаточно обеспечены материально-техническими ресурсами. Это не позволяет судам использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства, а это в свою очередь отрицательно сказывается на конечном результате деятельности судов. Суды вынуждены переносить сроки рассмотрения дел и сокращать количество принимаемых заявлений. Подобные случаи делают невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывают их веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться в суд.

Кроме того, штатная численность судей федеральных судов не соответствует реально необходимому количеству.

Следует отметить то, что размещение судов и состояние занимаемых ими помещений настолько неудовлетворительны, что компрометируют правосудие. В результате происходит массовое нарушение принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимой площади процессы из открытых превращаются фактически в закрытые, доступ к которым вынужденно ограничивается.

С вступлением России в Совет Европы несколько тысяч российских граждан обратились в Европейский суд по правам человека с жалобами на неудовлетворительное осуществление правосудия в Российской Федерации.

Ухудшение положения судов переводит ситуацию из финансовой плоскости в политическую. Проблемы судов, возникающие на почве неудовлетворительного финансирования их деятельности, становятся проблемами миллионов людей, которые теряют веру не только в правосудие, но и в государство, его лидеров, в стремление власти отстаивать законные интересы граждан.19

19Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы

Основной задачей Федеральной целевой программа «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы было обеспечение информатизации судов общей юрисдикции. Совет судей РФ 30 ноября 2006 года постановил данную задачу выполненной — в российских судах была внедрена Государственная автоматизированная система «Правосудие».

Далее, обратимся к анализу федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы.

Основными задачами Программы были обеспечение открытости и прозрачности правосудия, повышение доверия к правосудию, обеспечение независимости судей, а также повышение уровня исполнения судебных актов.

Учитывая, что Программа на 2002 – 2006 годы положила начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы и повышением доверия к правосудию. Однако, осталось много не решенных задач.

Дальнейшее развитие судебной системы не может быть простым наращиванием количества судей вслед за постоянным увеличением количества рассматриваемых дел. В этой связи необходимы меры для интенсификации ее деятельности.

Программа на 2007-2012 годы практически решила проблему информатизации судебной системы. Суды получили автоматизированные рабочие места для судей и работников аппарата суда. Кроме того, были смонтированы локально вычислительные сети, установлены мощные серверы, поступила копировально-множительная техника, диктофоны для записи судебных заседаний, возможность пользоваться базой судебных решений судов Российской Федерации. В судах осуществлено введение всех подпрограмм информационной системы судов общей юрисдикции Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (ГАС – «Правосудие»).20

20 Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы

Это стало возможным за счет увеличения объема финансирования позиции по информатизации судебной системы в три раза.

А информатизация судебной системы позволила обеспечить открытость и прозрачность правосудия, значительно сократить сроки рассмотрения дел, исключить случаи потери документации, обеспечить удобный и быстрый доступ к информации, повысить качество и эффективность работы судебного аппарата за счет системы «электронного обеспечения правосудия».

В целях обеспечения самостоятельности судебной власти и с учетом финансирования ее потребностей только за счет средств федерального бюджета Программой предусматривалось выделение средств обеспечения жильем судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Кроме того, в целях обеспечения доступности правосудия, создания надлежащих условий для защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, были построены и реконструированы здания судов. В судах созданы условия для инвалидов и несовершеннолетних, создана зона свободного доступа в здания судов, для обеспечения открытости судебного разбирательства предусмотрено достаточно залов судебных заседаний, залов ожидания для граждан, открыты санитарные комнаты.

Кроме того, для обеспечения надлежащих условий осуществления правосудия приняты меры, направленные на усиление охраны зданий судов.

В настоящее время в России принята Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 годы, которая предусматривает множество интересных нововведений. Так, в рамках ее реализации предполагается создание мобильных подвижных офисов судей в удаленных районах страны. Выглядеть такой «кабинет судьи» будет как микроавтобус с оборудованием для видео-конференц-связи.

Федеральные суды общей юрисдикции к моменту окончания программы будут оснащены оборудованием для допроса без возможности визуального наблюдения. Кроме того, планируется провести целый комплекс мероприятий по переходу на электронный документооборот. Все поступающие и хранящиеся в архивах суда документы будут сканироваться и формироваться в электронные дела. Это даст возможность подавать в суд общей юрисдикции заявления и ознакомиться с материалами дела через Интернет — правда, до этого необходимо будет внести соответствующие изменения в ГПК РФ.21

21Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2013–2020 годы

Следует отметить, что у федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» еще достаточно времени для решения всех поставленных в ней задач.

Таким образом, подводя итог судебной реформы в постсоветский период развития судебной системы в России, можно сказать, что были получены позитивные результаты в деятельности судебной системы. Возрожден суд присяжных, создана мировая юстиция, принят Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»,преобразованы административные органы государственных арбитражей в арбитражные суды, создан Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, были приняты федеральные законы: «О военных судах Российской Федерации», «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве». Определен статус судей как представителей третьей власти государства наряду с исполнительной и законодательной властью, существенно увеличена численность судейского корпуса, увеличена численность аппарата судов, в штат судов введена единица помощника судьи, построены и отремонтированы здания и помещения судов.

Информатизация судебной системы позволила обеспечить открытости и прозрачности правосудия, значительного сократить сроки рассмотрения дел, исключить случаи потери документации, обеспечить удобный и быстрый доступ к информации, повысить качество и эффективность работы судебного аппарата за счет системы «электронного обеспечения правосудия».

Верховный суд представил проект судебной реформы

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Предлагаемые поправки могут привести к серьезному перераспределению полномочий внутри системы Андрей Гордеев / Ведомости

Пленум Верховного суда одобрил в четверг законопроект о создании в системе общей юрисдикции пяти отдельных апелляционных и девяти кассационных судов — по аналогии с действующей системой арбитражных судов. Это позволит повысить стандарты независимости судей и их объективность при рассмотрении дел, надеются в Верховном суде. Инициативу еще в прошлом году одобрил президент Владимир Путин, говорил тогда председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. Однако детально проработанный план реформы появился только сейчас.

В соответствии с ним вновь создаваемые кассационные суды получат право рассматривать жалобы на вступившие в законную силу судебные акты, принятые по первой инстанции районными судами, а также жалобы на решения областных судов, принятые по первой инстанции, и на решения апелляционных судов.

Апелляционные суды будут наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на не вступившие в силу постановления, принятые по первой инстанции областными судами.

Сейчас апелляционной инстанцией для районных судов являются областные, а кассационные жалобы рассматривает президиум областных судов. Решения областных судов проверяет судебная коллегия Верховного суда, а вот полноценной кассации для них, по сути, не существует — теперь процесс проверки решений нижестоящих инстанций станет более логичным, обещает Верховный суд.

Предлагаемые поправки могут привести к серьезному перераспределению полномочий внутри системы. Так, зампреды региональных судов лишатся полномочий по формированию составов для рассмотрения конкретных дел. Не будет таких полномочий и у зампредов вновь создаваемых судов. Изменения сделаны в расчете на внедрение электронной системы распределения дел, позволяющей делать это без учета «человеческого фактора», пояснил секретарь пленума Верховного суда Виктор Момотов, — она хорошо зарекомендовала себя в арбитражных судах, напомнил он.

За президиумами областных судов сохраняются полномочия по обобщению судебной практики — однако это не означает, что они смогут давать разъяснения, обязательные к исполнению другими судами, уточняет Момотов: такое право есть только у Верховного суда. Президиумы нижестоящих инстанций уполномочены вести только информационно-разъяснительную работу — таким образом достигается единство судебной практики и реализуется принцип правовой определенности, подчеркивает Момотов.

Предполагается, что территориально новые судебные округа не будут повторять уже существующее административное деление — их формировали, ориентируясь прежде всего на параметры судебной нагрузки и территориальной доступности. Также это обеспечивает максимальный уровень независимости и самостоятельности судов, подчеркивают в Верховном суде. Предполагаемое место расположения большинства новых апелляционных и кассационных судов не будет находиться в административных центрах округов: кассационные суды планируется разместить в Калуге, Краснодаре, Казани, апелляционные инстанции могут появиться в Воронеже, Сочи, Нижнем Новгороде и в Томске. К примеру, проверять вынесенные в Москве решения будет первый апелляционный суд — его планируется разместить в Санкт-Петербурге.

Как следует из финансово-экономического обоснования, реформа обойдется приблизительно в 4,4 млрд руб. Сумма не окончательная, предупреждают в Верховном суде: многое будет зависеть от параметров реформы, которые еще обсуждаются. Массового призыва на судейские должности тоже ждать не стоит: предполагается перераспределение уже существующих кадров внутри системы. Однако процедуру переназначения и многочисленные проверки претендентам на работу в новых судах придется проходить, предупреждает Момотов.

Законопроект должны внести в Госудуму осенью. Сейчас его направят на согласование в правительство и в другие заинтересованные ведомства. На заседании пленума концепцию реформы поддержал замминистра юстиции Алу Алханов. А вот Генпрокуратура выразила озабоченность по поводу возможных проблем с доступностью новых инстанций для участников спора.