Суд присяжных история

Институт присяжных заседателей

Суд присяжных в России стал упоминаться еще со времен правления Екатерины II. Официально принят он был лишь в 1864 году. Позже при СССР суд присяжных вновь появился в 1990 году.

В 2016 году был принят новый закон о присяжных заседателях, который существенно расширил круг их полномочий и подсудных им дел. Начал действовать данный нормативно-правовой акт лишь с 2018 года.

Итак, суд присяжных – это одна из форм судопроизводства по уголовным делам, при которой определенный круг вопросов относительно виновности или невиновности обвиняемого решают обычные граждане, не имеющие юридического образования.

Присяжные заседатели формируются методом случайной выборки компьютерной программы.

Какие дела подлежат рассмотрению присяжными?

Новый закон существенно расширил перечень уголовных статей, по которым может быть назначена коллегия присяжных заседателей.

Для того, чтобы уголовное дело было рассмотрено судом присяжных, необходимо ходатайство со стороны подсудимого.

Итак, могут быть привлечены присяжные по следующим статьям:

  • Ст. 105 (ч.1 и ч.2) – Убийство;
  • Ст. 111 (ч.4) – Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть;
  • Ст. 228.1 (ч.5) – Производство и сбыт наркотиков;
  • Ст. 229.1 (ч.4) – Контрабанда наркотиков;
  • Ст. 277 – Посягательство на жизнь общественного деятеля;
  • Ст. 295 – Посягательство на жизнь лица, осуществляющего расследование или правосудие;
  • Ст. 317 – Посягательство на жизнь сотрудника полиции;
  • Ст. 357 – Геноцид;
  • Ст. 126 (ч.3) – Похищение человека;
  • Ст. 209 – Бандитизм;
  • Ст. 211 (ч.1, ч.2, ч.3) – Угон водного, воздушного, железнодорожного ТС;
  • Ст. 227 – Пиратство;
  • Ст. 353 – Подготовка и ведение войн;
  • Ст. 354 – Призывы к развязыванию войн;
  • Ст. 355 – Производство, сбыт оружия массового поражения;
  • Ст. 356 — Применение запрещенных средств ведения войн;
  • Ст. 358 – Экоцид;
  • Ст. 359 (ч.1, ч.2) – Наемничество;
  • Ст. 360 – Нападение на учреждения и лица под международной защитой.

По сути данный список лишь дополнился некоторыми статьями. В частности, убийство и причинение тяжкого вреда здоровью значительно увеличили нагрузку на присяжных заседателей. Данные преступления довольно широко распространены.

Институт присяжных заседателей появился в районных судах и гарнизонный военных судах.

При наличии в уголовном деле нескольких подсудимых привлечение присяжных возможно по ходатайству хотя бы одного из подсудимых.

Когда судья вынес постановление о рассмотрении уголовного дела присяжными, отказаться от их участия подсудимый уже не имеет права.

Статус присяжного: минусы и плюсы

Законом установлены специальные требования к отбору кандидатов на роль присяжного. Если система остановила свой выбор на Вашей кандидатуре, придется участвовать в судах в течение 4 лет.

Причина для отказа в судебном разбирательстве должна быть уважительной.

Требования к кандидату

Всех интересует вопрос, как выбирают присяжных заседателей в России. Итак, присяжным может стать далеко не каждый гражданин страны.

В список присяжных заседателей не могут быть включены лица:

  • Возрастом младше 25 лет;
  • С наличием неснятой или непогашенной судимости;
  • Недееспособные или ограничено дееспособные;
  • Стоящие на учете в психоневрологических или наркологических диспансерах;
  • Не знающие языка, на котором ведется судебное разбирательство;
  • Имеющие статус подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле;
  • С психическими или физиологическими недостатками, которые могут мешать участию в разбирательстве.

Если ни один из критериев к Вам не относится, Вы можете быть включены в базу отбора присяжных.

Как не стать присяжным?

Многие из граждан имеют осознанное убеждение о том, что не желают участвовать в роли присяжного в рассмотрении уголовных дел. Причин для таких соображений может быть много.

Одни не хотят после испытывать муки совести, другие – не хотят тратить время на бестолковые занятия. Итак, как отказаться от роли присяжного?

Ваш отказ от участия в суде присяжных будет принят, если имеют место следующие обстоятельства в жизни кандидата:

  • Возраст более 60 лет;
  • Женщины с детьми до 3 лет;
  • Лица, имеющие религиозные убеждения о невозможности осуществления правосудия;
  • Лица, отвлекать которых от исполнения служебных обязанностей вредно для общества и государства;
  • Иные лица, имеющие уважительные причины.

В течение двух недель нужно обратиться в государственный орган исполнительной власти с письменным отказом от статуса присяжного заседателя.

Высший исполнительный орган обязан рассмотреть подобное обращение в течение 5 дней и вынести по нему решение. Оно, к слову, может быть обжаловано.

Процедура отбора присяжных

Рассмотрим, как стать присяжным заседателем по уголовному делу.

Порядок отбора кандидатов также строго регламентирован действующим законодательством. Для этого имеются общий и запасные списки, которые составляются на 4 календарных года.

В данных списках фигурируют только те граждане, которые отвечают необходимым требованиям. При помощи автоматизированной программы «Выборы» происходит поиск присяжных.

Общие и запасной списки подлежат обязательной публикации в СМИ.

Большая часть граждан ошибочно полагают, что присяжных в уголовном деле должно быть 12 человек. Новый закон изменил это требование. Итак, подробно расскажем, сколько присяжных в суде должно быть в одном уголовном деле.

Количество присяжных заседателей по новому закону разнится, исходя из следующих обстоятельств:

  • 6 человек из 12 кандидатов в районных и гарнизонных судах;
  • 8 человек из 14 кандидатов в областных судах и приравненных к ним.

Дела, в которых подсудимый не достиг возраста 18 лет, не могут быть рассмотрены присяжными заседателями.

Финансовая сторона участия

Безусловно, регулярное участие в рассмотрении уголовных дел для многих расценивается как негативный фактор. Данные дела, как правило, сопряжены с жестокостью и насилием. Такой досуг сложно назвать позитивным и приятным.

Однако, положительные стороны в роли присяжного также существуют. Это, в частности, денежное вознаграждение, компенсации и гарантии.

В год гражданин участвует в рассмотрении уголовного дела только 10 рабочих дней.

Зарплата присяжного заседателя исчисляется исходя из нескольких правил:

  • В размере половины должностного оклада судьи пропорционально количеству дней участия;
  • Не менее уровня среднего заработка присяжного по основному месту его работы за данный период.

Также присяжного в полной мере возмещаются расходы, потраченные на проезд до места рассмотрения уголовного дела, и командировочные расходы.

Пока Вы выступаете в роли судьи, Ваше основное рабочее место сохраняется. Работодатель не имеет право уволить Вас или перевести на другую должность в этот период.

Трудовой стаж не будет прерван на время осуществления обязанностей присяжного заседателя.

На весь период рассмотрения уголовного дела на присяжных распространяются гарантии неприкосновенности и независимости судей.

Оказывать на Вас влияние в этот период никто не имеет права. За подобные действия он будет привлечен к ответственности.

Вердикт присяжных заседателей

Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей прописаны в УПК РФ. Присяжные решают далеко не все вопросы в уголовном процессе.

К их компетенции УПК РФ относит лишь следующие:

  • Факт совершения преступления;
  • Причастность и вина подсудимого в преступлении;
  • Заслуживает ли подсудимый снисхождения.

Вопросы квалификации содеянного, наказания и разрешения гражданских требований в рамках уголовного разбирательства остаются в подсудности профессионального судьи.

Присяжным дается 3 часа на вынесение решения. Если по истечении данного периода им не удается достигнуть консенсуса, происходит голосование.

При вынесении обвинительного вердикта большинство заседателей должны утвердительно ответить на вопросы судьи о виновности подсудимого. При оправдательном вердикте нужно минимум 6 отрицательных голосов заседателей.

Оправдательный вердикт коллегии присяжных всегда влечет оправдание преступления председательствующим судьей. Обвинительный же вердикт не является препятствием для оправдательного решения судьи, если он посчитает это правильным.

Судья может распустить коллегию присяжных и отправить дело на новое рассмотрение, если увидит основания для оправдания подсудимого, которому присяжные вынесли обвинительный приговор.

Любое приобщение или исключение доказательств решается присяжной коллегией отдельно в совещательной комнате.

Внедрение института присяжных заседателей в систему районных судов совсем не обещает увеличение числа оправдательных приговоров. Тяжкие и особо тяжкие преступления были, есть и будут в большинстве своем наказуемы.

Судебная система давно требует своего реформирования. Сегодня многие из граждан не верят в независимость судей. Суд присяжных заседателей способствует повышению общественного доверия системе российского правосудия.

При этом вопрос: принять или не принять приглашение на роль присяжного заседателя, всегда остается только за самим гражданином.

Суд присяжных в Российской Федерации: реальность и перспективы реформирования

В данной статье рассматриваются полномочия коллегии присяжных, процесс ее формирования, а также особенности рассмотрения уголовных дел судом с участием коллегии присяжных заседателей. Автор анализирует законодательное урегулирование в Российской Федерации суда присяжных и несовершенства в исследуемой области, предлагает рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: уголовный процесс, коллегия присяжных заседателей, производство в суде присяжных.

Привлечение представителей из народа к осуществлению правосудия известно давно. В рамках развития уголовного процесса можно выделить две модели осуществления правосудия с участием представителей народа при рассмотрении судами уголовных дел: суд шеффенов (ассизов, народных заседателей) и суд присяжных.

В России впервые суд присяжных был образован в результате судебной реформы 1864 года, после перерыва на советский период вновь появился в 1993 году. Во время существования Союза советских социалистических республик уголовные дела рассматривались с участием народных заседателей. После распада СССР и образования Российской Федерации, продолжилось существование суда с участием лиц, на основании решения которых принимается решение по уголовному делу.

Аналогичный способ осуществления правосудия с привлечением лиц из простого народа существует во многих странах мира, например в США, Германии.

Вопрос об участии присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел является довольно актуальным в современный период. С каждым днем количество дел, в которых участвуют присяжные, возрастает.

В ч. 2 ст. 47 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году на референдуме, предусмотрено право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей .

Такое право имеет ряд ограничений: не все дела могут быть рассмотрены с участием присяжных. Также необходимо волеизъявление самого обвиняемого.

В первую очередь необходимо определить, что представляет собой суд присяжных. Это своеобразная форма осуществления правосудия в сфере уголовного судопроизводства с привлечением обычных лиц, которые вправе вынести вердикт по рассматриваемому делу.

Участие коллегии присяжных не может осуществляться при отправлении правосудия в мировых судах и районных судах общей юрисдикции.

Процесс рассмотрения дел с участием присяжных является особенным и имеет некоторые отличия от общего порядка судебного разбирательства. То есть это такое же производство по делу, как и производство в суде первой инстанции. Применяются те же условия судебного разбирательства, соблюдаются все права подсудимого, проводится судебное следствие. Но при этом имеется ряд особенностей на различных этапах судебного разбирательства.

Главная особенность рассмотрения уголовных дел таким образом — привлечение граждан, не имеющих отношения к системе судопроизводства, правосудия и юриспруденции в целом.

Работники суда, которому подсудно и подведомственно дело и в котором это дело будет рассматриваться, занимаются формированием коллегии присяжных. Списки претендентов в присяжные заседатели составляет помощник судьи либо секретарь.

К кандидатам в присяжные заседатели предъявляется ряд требований. В первую очередь претендующие на роль присяжного должны быть полностью дееспособными гражданами Российской Федерации, достигшие двадцатипятилетнего возраста, не имеющие судимость и не состоящие на учете у врача-нарколога и врача-психиатра. В принципе, к кандидатам предъявляются не слишком жесткие требования. Образование, семейное положение не влияют на возможность включения лица в перечень потенциальных присяжных.

Претенденты проходят отбор, принимают присягу. Председательствующий доводит до сведения суть рассматриваемого дела и разъясняет права и обязанности коллегии. В результате отбора остается двенадцать человек, из которых они сами должны выбрать старшину.

У коллегии присяжных существует ряд полномочий. Закон строго устанавливает круг действий на судебном процессе, которые вправе осуществлять заседатели .

Полномочия судьи и коллегии присяжных заседателей разграничены. Такое положение является определяющим всю специфику правовой природы производства в суде с участием присяжных заседателей . Это позволяет более справедливо осуществлять правосудие, поскольку судья и коллегия присяжных не зависимы друг от друга в принятии решений. Также такая позиция способствует усложнению судебного разбирательства, что позволяет более полно уяснить суть дела и принять верное решение.

Коллегия разрешает такие вопросы:

1. доказано или не доказано, что имело место быть преступное деяние, в котором обвиняется подсудимый;

2. доказано ли, что это преступление было совершено подсудимым;

3. имеется ли вина подсудимого в совершении рассматриваемого деяния.

Остальные вопросы разрешаются председательствующим судьей без помощи присяжных.

Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей имеет некоторые особенности. В первую очередь это связано с подсудностью рассматриваемых дел — она очень незначительная. В ч. 2 ст. 30 и ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлен перечень дел, которые могут быть рассмотрены с участием присяжных заседателей. Этот перечень является закрытым. В основном с участием коллегии присяжных заседателей в России рассматриваются довольно громкие дела, вызвавшие общественный резонанс. Как правило, это дела о квалифицированных видах убийств.

Исключительно в суде присяжных существует институт немотивированных отводов присяжных заседателей. По общему правилу, предусмотренному гл. 9 Уголовно-процессуального кодекса РФ, отводы должны быть мотивированы с указанием норм уголовно-процессуального законодательства, не допускающих участия того или иного участника в производстве по уголовному делу .

19 февраля 2015 г. в Российском государственном университете правосудия Верховным Судом РФ совместно с отделом проблем уголовного судопроизводства и кафедрой уголовно-процессуального права, криминалистики и судебной экспертизы в порядке исполнения соответствующего поручения Президента РФ был проведен круглый стол на тему «Перспективы реформирования суда присяжных в Российской Федерации».

Заместитель председателя Верховного Суда РФ д. ю.н. В. Давыдов заявил, что есть два основных предложения по данному вопросу: первое заключается в сохранении действующей модели и расширении подсудности суда присяжных; второе — это сокращение составов коллегий и возврат суда присяжных в районные суды (и возвращение народных заседателей).

Следует отметить, что увеличение подсудности дел суду присяжных является целесообразным. Принципиальных возражений против расширения подсудности суда присяжных не имеется, поскольку данная форма судопроизводства максимально демократична и позволяет решить проблему недоверия граждан к профессиональному суду. К сожалению, в последние годы намечается обратная тенденция, что не может не огорчить еще и потому, что позитивный потенциал данной формы судопроизводства используется не в полной мере. Этому мешает установленный на сегодня неэффективный порядок комплектования списков отбора коллегий присяжных, а также излишне формализованная, противоречивая процедура судебного следствия.

Иногда присяжных заседателей называют шеффенами. Это не меняет сути самого института присяжных.

Предложение Давыдова В. А. о переходе к процедуре суда шеффенов в целом вызывает положительное отношение. Однако при этом необходимо избежать ошибок прошлого, поскольку суд шеффенов уже существовал в СССР (народные заседатели), и этот опыт был совершенно справедливо отвергнут.

В этой связи представляется идеальным (например, по опыту Испании) формирование для рассмотрения уголовных дел об особо тяжких преступлениях коллегии из девяти шеффенов и профессионального судьи. При этом образованная коллегия должна совместно в совещательной комнате решать вопросы и факта и права. Это приведет к отмене в уголовно-процессуальном законе необоснованных ограничений на исследование данных о личности подсудимого и иных сопутствующих обстоятельств, которые не имеют прямого отношения к инкриминируемому событию. Это также исключает стадию постановки вопросов для вердикта и напутственного слова председательствующего. Все это упростит процедуру, а, следовательно, ускорит процесс.

Но главным вопросом в данном случае является порядок комплектования коллегии шеффенов. Представляется, что необходимо составить порядок формирования коллегии шеффенов путем отбора с участием сторон по каждому конкретному делу. Но тот порядок вызова кандидатов для отбора, который существует в настоящее время, необходимо кардинально изменить.

Необходимо на законодательном уровне установить обязанность граждан раз в год прибыть в суд соответствующего уровня и принять участие в отборе коллегии (как бы она не называлась — присяжные или шеффены). То есть такая обязанность устанавливается по типу всеобщей воинской обязанности. Законодательно необходимо установить, что к обязательному участию в отправлении правосудия призываются граждане РФ, имеющие высшее образование и достигшие 25-летнего возраста. Необходимо ввести уголовную, а не административную, ответственность за уклонение без уважительных причин в участии отправления правосудия (сейчас нет ни той, ни другой). Денежные компенсации присяжным (шеффенам) должны быть адекватны важности решаемых ими задач. Это позволит отбирать людей, которые смогут воспринимать доказательство рационально, а не на эмоциях.

Очень важно исключить участие шеффенов в рассмотрении уголовных дел многократно, то есть исключить случаи, когда одни и те же лица годами участвуют в рассмотрении уголовных дел. Это может повлечь повторение негативного опыта рассмотрения народных заседателей советских времен.

При этом необходимо оставить в законе имеющуюся процедуру рассмотрения «большой» коллегией присяжных (12 человек) уголовных дел, по которым в качестве наказания предусмотрено пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

Литература:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993г., ред. от 21.07.2014г.) — : официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата опубликования: 01.08.2014г., номер опубликования 0001201408010002 (дата обращения: 16.07.2015).

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001г. № 174-ФЗ (ред. от 29.06.2015г.) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001г., № 52 (ч. I), ст. 4921.

3. Насонов С. А. Разграничение полномочий председательствующего и коллегии присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве РФ: проблемы законодательного регулирования и судебной практики // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2014. — № 2 (34). — С. 112–115.

4. Фискевич С. В. Общая характеристика производства в суде с участием присяжных заседателей // Общество: политика, экономика, право. — 2011. — № 1. — С. 88.

Глава 1. История развития и возрождения суда присяжных в России

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра юриспруденции

Контрольная работа

по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»

на тему: «проблематика судов присяжных заседателей в России»

Выполнил: ст. гр. Юс-102

Коровин В.Ю.

Проверил: Скробов А.А.

Волгоград 2012

Введение………………………………………………………………………. 2

Глава 1. История развития и возрождения суда присяжных в России…… 4

1.1. Исторические аспекты развития суда присяжных в России………….. 4

1.2. Судебная реформа 1991 года и реальность суда присяжных…………. 6

Глава 2. Суд присяжных: его достоинства и недостатки …………………. 10

2.1. Дискуссионные аспекты суда присяжных……………………………… 10

2.2. Необходимость суда присяжных в современной России……………… 13

Заключение…………………………………………………………………… 20

Библиография…………………………………………….…………………… 22

Введение

Суд с участием присяжных заседателей был введен не одновременно на всей территории России, а в качестве эксперимента лишь в нескольких субъектах, следовательно, право гражданина на рассмотрение его дела судом присяжных реализовывалось в зависимости от места его нахождения, что представляется юридическим нонсенсом. За время существования суда присяжных в Российской Федерации он проявил себя как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Законом «О введении в действие УПК РФ» установлено введение суда с участием присяжных заседателей с 1 января 2003 года во всех субъектах Российской Федерации. Однако 11 декабря 2002 года Государственная Дума Российской Федерации приняла Закон «О внесении изменений в закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ». Согласно принятому закону, с 1 января 2003 года суд с участием присяжных заседателей будет действовать в 70 судах субъектов Российской Федерации, а затем с 1 июля 2003 года дополнительно в 14 регионах, в том числе Москве, с января 2004 года еще в 7 регионах, в том числе в Санкт-Петербурге, и с 1 января 2007 года в Чеченской Республике. Тем самым Суд присяжных вводится не только как одна из наиболее справедливых форм судопроизводства, обеспечивающая сопричастность местного населения к правосудию, но и как средство преобразовать инквизиционный процесс древности в состязательный.

Актуальность темы настоящей работы обусловлена тем, что в процессе деятельности суда присяжных на современном этапе возникает большое количество проблем при реализации тех или иных положений Закона. Кроме того, противников данного института значительно больше, чем сторонников.

В данной работе хотелось бы остановиться на отдельных проблемных аспектах деятельности суда присяжных в России.

Целью работы является освещение суда присяжных в его становлении и развитии, а также отдельных аспектов деятельности на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю возникновения, становления и развития института суда присяжных в России.

2. Осветить основное содержание правового регулирования института суда присяжных в современном уголовно-процессуальном законодательстве и изложить точки зрения различных авторов на проблему суда присяжных.

Проблемами суда присяжных на современном этапе занимаются такие специалисты, как Алексеев И.Н., Божьев В.П., Верин В.П., Кони А.Ф., Пашин С.А., Стус Н.В., Тащилин М.Т. и другие авторы.

Проблемы развития института суда присяжных были и есть, окончательное же их решение может быть достигнуто в результате успешной научно-исследовательской деятельности ученых современности и не только юристов с многолетним опытом работы.

1.1. Исторические аспекты развития суда присяжных в России

Возрождение в России суда с участием коллегии присяжных заседателей — одно из направлений судебной реформы, призванной обеспечить гарантированное Конституцией РФ право граждан на рассмотрение дел по этой прогрессивной форме судопроизводства.

Проводимая судебно-правовая реформа требует изучения исторического российского опыта. Суд присяжных не является для России нововведением. Этот и другие институты в области судоустройства и судопроизводства были в России в XIX — начале XX веков. Введение данных институтов было связано с судебной реформой 1864 года, которая коренным образом изменила судебную систему. Её задача состояла в возрождении в России мощной судебной власти, независимой в своей деятельности от кого бы то ни было, ориентированной на правовые ценности, отраженные в международных стандартах в области прав человека.

Российский дореволюционный опыт имеет значение при решении задачи современной судебной реформы — повышения статуса судьи. Не менее важным является и введение альтернативной формы судопроизводства с участием присяжных заседателей, богатый опыт деятельности которых имела дореволюционная Россия.

Старая судебная система не отвечала предъявленным к ней требованиям. Программу усовершенствования судебной системы России предложил в 1809 года М.М. Сперанский. Во «Введении к Уложению государственных законов» она получила свое дальнейшее развитие. В 1830 годы разработкой подобных проектов законов о судоустройстве и судопроизводстве занимались Министерство юстиции и Второе Отделение Собственной Его императорского Величества канцелярии. В 1844 году еще один проект подготовил начальник Второго Отделения Д.И. Блудов.

Только со вступлением на престол Александра II, правительство которого вплотную занялось подготовкой отмены крепостного права, получила свое развитие судебная реформа.

Судебная реформа была наиболее последовательной из всех реформ 50 — 60 годов XIX века. Суд присяжных рассматривался как центральный институт судебных уставов 1864 года. Подписанные Александром II основные документы Судебной Реформы, вошедшие в историю под названием Судебных Уставов: Учреждение судебных установлений — собрание правил об устройстве и организации судов а также Устав уголовного судопроизводства и Устав гражданского судопроизводства — кодексы, определяющие порядок действий суда, должностных лиц, других участников уголовного и соответственно гражданского судопроизводства.

Суд присяжных в России строился по образцу французского суда. Коронный его состав складывался из трех членов: председателя и двух его товарищей — заместителей. Скамья присяжных состояла из 12 очередных и 2 запасных заседателей.

Присяжные заседатели избирались «из местных обывателей всех сословий», во-первых, состоящих в русском подданстве, во-вторых, имеющих не менее 25 и не более 70 лет отроду и, в-третьих, проживавших не менее двух лет в том уезде, где они избирались.

Для избрания присяжных заседателей составлялись общие и очередные списки.

Граждане призывались к исполнению обязанностей присяжного заседателя один раз в году на десять рабочих дней.

Процесс с участием присяжных заседателей назывался сессией, которая начиналась с торжественного приведения их к присяге и разъяснения председательствующим обязанностей присяжных.

Для управления совещаниями присяжные избирали из числа грамотных старшину.

Функция присяжных заседателей состояла в решении вопроса о виновности или невиновности подсудимого на основании установленных в суде доказательств, закон требовал от них мотивирования своего решения. Решение выносилось в виде вердикта, то есть ответа на вопрос о виновности, сформулированного судом в итоге судебного следствия и прений сторон. Присяжные заседатели обязывались сохранять тайну их совещаний и не объявлять никому, какие голоса были поданы в пользу или против подсудимого.

Вердикт присяжных выносился большинством голосов, если невозможно было добиться единогласия. Голоса подавались устно по каждому вопросу в отдельности. Последним выражал свое мнение старшина.

При разделении поровну принималось мнение, которое было в пользу подсудимого.

По возвращении в зал старшина в присутствии подсудимого прочитывал вслух вопросы суда и ответы присяжных. Затем вопросный лист передавался председателю суда, который удостоверял его своей подписью.

В приговорах, вынесенных на основании вердикта присяжных, отсутствовала мотивировка решений. Суд обязан был изложить только соображения, относящиеся исключительно к применению законов в части определения меры наказания подсудимому.

Приговор, вынесенный судом с участием присяжных заседателей, считался окончательным и мог быть обжалован только в кассационном порядке в уголовном департаменте Сената. Он мог быть отменен полностью или частично. Но это не касалось самого вердикта, а только вынесенного на его основе решения суда.

При новом рассмотрении дела суд обязан был исходить из вынесенного ранее присяжными вердикта о виновности подсудимого. Суд выслушивал мнения прокурора и защитника о применении законов в соответствии с этим вердиктом и выносил новый приговор.

Участие в уголовном процессе присяжных заседателей предполагало демократическую процедуру судебного разбирательства, что уже само по себе противоречило обвинительному уклону в судопроизводстве. Восприятие ими происходящего в ходе судебного разбирательства, оценка фактических обстоятельств дела были принципиально иными, нежели у суда, состоящего из профессионалов.

Судебная реформа 1864 г. изменила судопроизводство, процессуальное и в какой-то мере материальное право Российской империи. Был введен самый демократический вид суда — суд присяжных, который позволил заметно уменьшить обвинительный уклон в уголовном преследовании.

В 1917 году суд присяжных был упразднен, а с октября 1922 года упоминание о нем было полностью исключено из законодательства России.

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Телефоны: (495) 649-41-49, 64-911-65

Суд присяжных в современной России

Суд с участием присяжных заседателей – это один из самых обсуждаемых институтов российского уголовного процесса. С момента своего введения он подвергается жесткой критике как со стороны профессиональных юристов, так и граждан, и даже политических деятелей.1 По некоторым данным, более 90% юристов-практиков считают, что достоинства суда присяжных ничтожны, а опасность их для правосудия огромна. Домохозяйки, не знающие закона и не имеющие понятия о праве, решают судьбу человека.2 Действительно, суд присяжных имеет свои достоинства и недостатки, однако позволяют ли последние обосновать необходимость его упразднения или значительного сокращения его компетенции? Отвечать на этот вопрос надо с учетом взаимосвязи суда присяжных с конкретными социально историческими условиями современной России.
Известно, что основополагающим для правового статуса суда является принцип о его самостоятельности и независимости. Этот принцип обеспечивает необходимые условия справедливого судопроизводства (ст. 6 Европейской Конвенции о правах человека).
Реальная обеспеченность данного принципа отражается в отношении к нему населения России. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 54% россиян в качестве основного недостатка судебной системы называют недобросовестность и взяточничество судей, а также давление на суд со стороны властей.3 При этом всего 4% опрошенных оценивают работу судов хорошо.4 Такие ужасающие размеры «авторитета судебной власти» подтверждаются общим недоверием к ней граждан: 31% испытывает недоверие к Верховному Суду, 40% — к краевым и областным судам, 45% — к районным.
Объективным показателем независимости судебной власти от власти обвинительной является количество вынесенных оправдательных приговоров в их сопоставлении с числом обвинительных приговоров. «Каждый оправдательный приговор – свидетельство силы судебной власти, которая не боится противостоять столь могущественным органам, как прокуратура, министерство внутренних дел или служба государственной безопасности…».
На протяжении многих десятилетий в России отмечается тенденция сокращения количества оправдательных приговоров. Если в 1937 году по общеуголовным делам оправдывали 10% подсудимых, то, начиная с конца 1960-х годов и до сегодняшнего дня – около 1%.7 Следует согласиться с мнением проф. И.Л. Петрухина, что причиной столь малого количества оправданий является не возрастающее качество расследования преступлений, а снижение уровня требований к обвинительному приговору. При недостаточном количестве обвинительных доказательств судья бывает вынужден «силой внутреннего убеждения» преодолевать сомнения и находить виновность подсудимого вполне доказанной.
По мнению Г. Резника, суд присяжных – это единственный суд, где сегодня действует презумпция невиновности. Человек, вина которого не доказана, только здесь может рассчитывать на оправдательный вердикт.8 Действительно, суды присяжных выносят оправдательные приговоры более чем в 10 раз чаще, чем «обычные» суды. Так, в 2006 году суды присяжных оправдали 15 % подсудимых.9
Ярким примером является дело об убийстве в Санкт-Петербурге девятилетней таджикской девочки Хуршеды Султоновой. 9 февраля 2004 года она умерла от 11 ножевых ранений, когда на нее и ее семью напала группа подростков. 22 марта 2006 года суд присяжных оправдал «убийц», признав 8 подростков виновными лишь в хулиганстве, а основного подсудимого оправдал. Верховный Суд РФ оставил приговор в силе.10
Присяжные не поверили версии государственного обвинителя, согласно которой подростки пили пиво, потом отправились убивать таджикскую девочку, и в их руках вдруг появились бейсбольные биты. Биты были принесены тремя неустановленными лицами. Возможно и нож, которым были нанесены ранения, также был принесен и унесен неустановленными лицами. На одежде главного подозреваемого не оказалось следов крови, он не мог унести нож с собой, на месте преступления ножа также не было.11
В дальнейшем выяснилось, что причастными к убийству Хуршеды Султоновой являются члены так называемой банды Боровикова.12 Таким образом, вполне возможно, что оправдан был действительно невиновный. Но мог ли он рассчитывать на оправдание, если бы его дело рассматривалось лишь профессиональным судьей?
Оправдательные приговоры судов присяжных сильно заметны на фоне общего обвинительного уклона. В 2006 году присяжные вынесли оправдательные вердикты по другим «громким» делам: по делу капитана Ульмана, делу Хлебникова, делу о подрыве летом 2005 г. поезда Грозный – Москва, по целому ряду дел на Кавказе.13
Оправдательные приговоры раздражают не только властей, но и граждан. Поэтому в СМИ прошла волна обсуждения кризиса судов присяжных.14
Может быть поэтому отношение населения к данному институту судебной власти неоднозначное. Суд присяжных не может получить в России большинства голосов в свою поддержку. Как более справедливый и независимый его оценивают лишь 34% россиян.15 Чуть более 30% наших граждан считают, что введение суда присяжных позитивно сказалось на судопроизводстве в целом.16 Треть российских граждан считает, что суд присяжных не подходит для России. Однако почти 40% опрошенных не согласны с этим утверждением. Самый высокий процент тех, кто считает этот институт подходящим для нашей страны, среди молодёжи 18–24 лет – 47% (при 29% считающих его не подходящим).
Важно отметить, в сравнении судопроизводства с участием присяжных и без них граждане отдают явное предпочтение суду присяжных, считая его более прогрессивным (48% против 24%) и более гуманным (53% против 18%). Относительное большинство опрошенных (44%) посоветовали бы своим родным и близким в случае необходимости воспользоваться правом на суд присяжных. Только 26% – не стали бы советовать.17
Изложенное позволяет утверждать, что суд с участием присяжных в современной России является более независимым, чем суд профессиональных судей. Суд присяжных, по определению, обеспечивает более значительное народное участие в отправлении правосудия, делает его открытым и гласным.
Как отметил Председатель Верховного Суда РФ проф. В.М. Лебедев, основным направлением дальнейшего развития российской судебной системы является увеличение ее доступности и открытости для населения,18 и не последнюю роль в этом развитии, как представляется, должен играть суд присяжных

По всем возникшим вопросам рекомендуем записаться на прием к нашим специалистам по телефонам: