Структура конституционного статуса личности

Содержание категории «конституционный статус личности»

Положение личности в обществе определяется различными видами социальных норм (моральные, политические, религиозные, правовые и др.), которые опосредуют многообразные связи личности с общест­вом в целом. Все это представляет собой общественный статус личности. Частью этого статуса является правовой статус, который характеризует отношения личности не с обществом в целом, а только с госу­дарством.

Под правовым статусом личности понимается юридически закреп­ленное положение человека в обществе, его права, свободы и обязанности, установленные законодательством и гарантированные государством.

В юридической литературе, посвященной теории правового статуса личности, обращается внимание на комплексный характер категории «правовой статус личности». Так, по мнению А. В. Малько, понятие «правовой статус», во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности1). Еще одной характерной чертой категории правовой статус личности является ее отождествление с институтом прав и свобод. К примеру, Е. А. Лукашева определяет правовой статус человека и гражданина через отражение его структуры, а именно, как систему прав и обязанностей, законодательно закрепляемых в конституциях и иных нормативно-юридических актах2).

Е. А. Лукашева поддерживает позицию Н. В. Витрука и В. А. Кучинского, которые еще ранее высказали суждение, что правовой статус личности и правовое положение личности не взаимозаменяемыми понятиями.

Как предлагали Н. В. Витрук и В. А. Кучинский, следует ограничить понятие правовой статус личности его правами, свободами и обязанностями, что позволяет четко выделить его структуру, а с другой — включить предстатусные и послестатусные элементы в понятие «правовое положение личности»3).

В. В. Лазарев определяет «правовой статус» как понятие включающее общие для всех физических лиц права, свободы, обязанности, предусмотренные нормами международного права и Конституции Российской Федерации4).

Е. И. Козлова и О. Е. Кутафин, отождествляют правовой статус с правовым положением, как совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми наделяется личность как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

Все приведенные определения в качестве ведущей идеи выносят то, что определяющим для правового статуса личности является наличие определенных прав, свобод и обязанностей, отражающих связи личности с обществом и государством.

Для нас важно то, что все элементы правового статуса личности образуют совокупность элементов, которые в своем неразрывном единстве одновременно характеризует и его структуру.

В литературе уже использовалось такое понятие как, «юридический состава статуса», которая как завершенное понятие характеризовала сочетание элементов правового статуса как единого целого.

Существительное «состав» — совокупность частей, предметов, образующих какое-либо сложное целое; совокупность каких- либо элементов, входящих в качестве образующих частей в какое-либо соединение и т.д., а прилагательное «составной» — составленный из нескольких частей, входящий как часть в состав чего-либо1). Понятие «структура» более сложное и оно имеет значение философской категории. Оно определяется — как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях; организация содержания; выражает лишь то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях2).

Структура, исходя из смысла и содержания данного понятия, явление упорядоченное, т.е. представляющее в своей сути строго последовательную цепь правовых явлений в отличии от состава.

Различают общий, специальный и индивидуальный правовой статус.

Общий правовой статус (конституционный) — это положение лишь как гражданина государства, члена общества. Он определяется Конституцией страны как базовый и является единым и одинаковым для всех». Конституционное право устанавливает правовой статус личности комплексно во всех основных сферах жизни общества и государства

Специальный правовой статус — это правовое положение лица, при­надлежащего к определенной категории граждан (военнослужащие, судьи, депутаты, государственные служащие), который позволяет осуществлять возложенные на них особые функции. По сравнению с об­щим правовым статусом специальный правовой статус включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от служебного и иного положения лица.

Индивидуальный статус — это состояние конкретного лица, отра­жающее совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности (в зависимости от пола, возраста, семейного положения места жительства и т.д.).

Конституционное право регулирует наиболее важные отношения между индивидом и государством. Нормы других отраслей прав регла­ментируют эти отношения более детально. Необходимо подчеркнуть, что при этом конституционный статус является исходным, базовым. И все иные статусы производны от него и дополняют его.

Конституционный статус личности как интегративная категория представляет собой сложный и многогранный конституционно-правовой институт, включающий в себя различные составляющие. Ядром конституционного статуса личности являются признаваемые Консти­туцией основные права, свободы и обязанности. Отправное начало формирования правового статуса человека — принадлежность лица к гражданству определенного государства, из которого непосредственно вытекает его право- и дееспособность. Определяющая роль в характе­ристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина. Осуществление прав и свобод человека невозможно без системы установленных государст­вом гарантий, главное место среди которых принадлежит юридиче­ским. Пределы реализации прав и свобод человека выражаются в их конституционных ограничениях.

Положения гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» ст. 64 Конституции РФ определяет как основы правового статуса личности. Данная категория отражает систему взаимоотноше­ний государства и личности и включает следующие элементы:

1) правовые отношения, связанные с гражданством, так как облада­ние гражданством данного государства является условием полной правосубъектности лица;

2) общие принципы правового статуса личности;

3) основные права и обязанности, которые составляют важнейший
институт конституционного права;

4) гарантии прав и свобод граждан.

> Конституционно-правовой статус личности

Понятие, структура и принципы конституционно-правового статуса личности

В результате изучения главы студент должен:

  • – знать понятие, структуру, принципы конституционно-правового статуса личности; международные и российские нормативные правовые акты, закрепляющие принципы конституционно-правового статуса личности; значение принципов конституционно-правового статуса личности для правового регулирования конституционных прав, свобод и обязанностей личности;
  • – уметь разграничить конституционно-правовой и правовой статусы личности; применять конституционные нормы при характеристике принципов конституционно-правового статуса личности; решать задачи в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими права и свободы личности;
  • – владеть способностью восполнять пробелы конституционно-правового регулирования принципов конституционно-правового статуса личности путем применения аналогии закона и аналогии права; выделять основные проблемы в регулировании принципов конституционно-правового статуса личности, предлагать пути и способы их разрешения; анализировать решения Конституционного Суда РФ и демонстрировать навыки их интерпретации и применения в соответствующей правовой ситуации.

Понятие и структура конституционно-правового статуса личности

Глава 2 Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина». Однако содержание этой главы не сводится только к перечню прав и свобод человека и гражданина. Оно значительно шире и помимо конституционных прав и свобод человека и гражданина включает характеристику гражданства Российской Федерации, принципов правового статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, Конституция РФ, хотя и не использует термин «конституционный статус личности», но фактически закрепляет его. Термины «конституционный статус личности» и «конституционное положение личности» равнозначны. Конституционный статус личности является ядром правового положения личности.

Правовое положение личности – это закрепленное нормами российского права ее положение, место в политической, социальной, экономической и культурной сферах жизни общества и государства, а также в сфере личной жизни и индивидуальной безопасности человека и гражданина. Политические, социальные, культурные отношения, а также отношения в сфере личной жизни и индивидуальной безопасности регулируются нормами всех отраслей российского права, в том числе и в первую очередь нормами конституционного права России. Они, и прежде всего нормы гл. 2 Конституции РФ, вследствие своего общерегулятивного характера закрепляют наиболее существенные, коренные, принципиальные отношения между личностью и государством в связи с их участием в управлении общественными и государственными делами, а также в социальной, экономической и культурной сферах жизни общества. Более подробно последние отношения регулируются нормами других отраслей российского права. Именно поэтому нормы Конституции РФ устанавливают конституционное положение личности хотя и в целом, но не во всей полноте и разнообразии, закрепляя лишь его основы.

Конституционные нормы, закрепляющие статус личности, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15). Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

Совокупность норм Конституции РФ и развивающих их других норм конституционного права в сфере взаимоотношений личности, общества и государства можно подразделить на ряд конституционно-правовых институтов, являющихся элементами, структурными подразделениями конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. Каждый из таких институтов, будучи составным элементом конституционно-правового статуса личности, дает представление лишь о какой-то одной его стороне, а все вместе они составляют конституционно-правовой статус личности в обществе, государстве и коллективе.

Конституционно-правовой статус личности в России существует либо в силу принадлежности данного лица к гражданству Российской Федерации, либо в силу проживания на территории России в качестве иностранца или лица без гражданства. Полным объемом прав, свобод и обязанностей, закрепленных нормами конституционного права, обладают только граждане России. Следовательно, наличие гражданства является предпосылкой приобретения конституционно-правового статуса гражданина в полном объеме.

Другим элементом конституционно-правового статуса личности является правосубъектность, которая включает правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность означает способность иметь права и нести обязанности. Она органически связана с гражданством, вытекает из него, служит его логическим продолжением, конкретизацией его содержания. И гражданство, и правоспособность означают устойчивую связь между Российским государством и каждым его гражданином. Гражданство устанавливает правовую связь между государством и конкретным лицом в самом общем виде. Правоспособность конкретизирует правовое состояние, закрепленное институтом гражданства. Она означает, что гражданин Российской Федерации обладает всеми правами и несет все обязанности, которые вытекают из Конституции РФ и развивающих ее нормы российских законов. Правоспособность возникает с рождения человека и прекращается его смертью. Ее ограничение возможно в случаях и порядке, предусмотренных российским законодательством. В силу этого правоспособность как элемент правового статуса граждан делает более определенным место лица в правовом общении, а следовательно, и его положение в обществе и государстве.

Дееспособность личности означает способность своими действиями реализовывать свои права и выполнять обязанности. Она наступает:

  • 1) по достижении определенного возраста, который различен для разных конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Так, право избирать предоставляется гражданам Российской Федерации по достижении 18 лет, право быть избранным депутатом Государственной Думы гражданам Российской Федерации, достигшим 21 года. Президентом России может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет;
  • 2) при наличии определенных обстоятельств. Так, болезнь, потеря кормильца дают право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ). Наличие трудового договора гарантирует право на отдых, установленную федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ). Условиями получения активного избирательного права являются: наличие гражданства Российской Федерации; отсутствие недееспособности, установленной судом; отсутствие обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.

Деликтоспособность есть способность лица нести юридическую ответственность за совершение правонарушения. В зависимости от вида юридической ответственности деликтоспособность наступает с разного возраста. Так, полная гражданско-правовая ответственность наступает с 18 лет. Исключение из этого правила составляют лица, вступившие в брак до совершеннолетия или эмансипированные лица. Суть эмансипации в том, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда. Административная ответственность наступает с 16 лет, уголовная по всем видам преступлений – с 16 лет, а по отдельным видам преступлений (убийство, разбой, грабеж, кража и т.д.) – с 14 лет.

Ядром конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации являются конституционные права, свободы и обязанности. Именно они характеризуют наибольший объем отношений, возникающих между личностью, обществом и государством в различных сферах общественной и государственной жизни. Конституционные права, свободы и обязанности выражают наиболее важные отношения между человеком, с одной стороны, государством, обществом и коллективом – с другой. В силу этого они закреплены в Конституции РФ, ее Основном Законе. Содержание и объем конституционных прав, свобод и обязанностей у граждан Российской Федерации одинаков и постоянен. Они являются неотъемлемыми, неотчуждаемыми, принадлежат каждому от рождения и не погашаются их неоднократным осуществлением.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Важнейшим элементом конституционно-правового статуса личности являются принципы, т.е. руководящие начала, идеи, пронизывающие его содержание, выражающие сущность всех составных институтов конституционного строя. Принципы конституционно-правового статуса личности отражают коренные отношения между личностью, с одной стороны, государством, обществом, коллективом – с другой.

К числу принципов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации можно отнести:

  • • конституционное признание основных прав и свобод человека неотчуждаемыми;
  • • принцип равенства всех перед законом и судом. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрет любых форм ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности;
  • • принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина и их признание непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемыми правосудием;
  • • принцип сочетания частных и публичных интересов.

Реальность конституционно-правового статуса личности в обществе и государстве как в целом, так и в виде его отдельных элементов обеспечивается гарантиями. Под гарантиями принято понимать условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека и гражданина.

Основной смысл и назначение гарантий заключается в том, чтобы не допускать препятствий для осуществления прав, свобод и обязанностей и устранять эти препятствия в случае их возникновения. Гарантии конституционно- правового статуса личности условно можно подразделить на две основные группы – общие и специальные. Общие гарантии могут быть как правовыми, так и неправовыми (см. подробнее гл. 14 настоящего учебника).

О ЖУРНАЛЕ

Некоторые вопросы ограничения правового статуса личности в современном обществе
Some Issues of Limiting the Legal Status of an Individual in Modern Society

Опубликовано в номере 9 за 2016 год

DOI: 10.17803/1994-1471.2016.70.9.020-024

Егорова Т. И. / Author: Egorova T. I.

Рубрика: ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

  1. Статья посвящена вопросам ограничения правового статуса личности в современном российской обществе в связи с необходимостью обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Жизнь и здоровье человека рассматриваются как соци- ально значимые категории, влияющие на состояние и уровень жизни в государстве. Регу- лирование общественных отношений представлено как наиболее значимая функция пра- ва, реализация которой предполагает установление норм поведения, способствующих прогрессивному развитию общества. Анализируется смысл правовых гарантий здоровья личности и здоровья населения и связанные с этим правовые обязанности граждан и дру- гих лиц, находящихся на территории Российской Федерации. Наглядно демонстрируется сущность криминологически значимого фактора распространения наркомании для обще- ства. Немедицинское потребление наркотиков рассматривается как социально опасный фактор. Ограничение свободы распоряжаться своими соматическими возможностями и удовлетворять потребности, в том числе допускать немедицинское потребление нар- котических средств, психотропных веществ или их аналогов, обосновывается необходи- мостью обеспечения общественной безопасности.

  2. The article is devoted to the issues of limitation of the legal status of an individual in the modern Russian society in connection with the need to ensure internal and external security of the country. Human life and health are dealt with as socially meaningful categories that affect the status and standard of living in the state. Social relations regulation is described as the most significant function of law implementation that involves setting standards of behavior conducive to the progressive development of the society. The author examines the meaning of legal safeguards for the health of individuals and the health of population, and health related legal obligations of citizens and other persons residing within the territory of the Russian Federation. The paper clearly demonstrates the essence of a criminologically important factor of the spread of drug abuse for the society. Non-medical use of drugs is seen as a socially dangerous factor. Restriction of the freedom to be in charge of their physical abilities and to meet their needs, including non-medical use of narcotic drugs, psychotropic substances or their analogues, is justified by the need to ensure public safety.

Открыть во весь экран

Количество просмотров статьи (c 01/12/2014): 1133

  1. нет данных