Статус сельхозтоваропроизводителя для субсидий

Законодательное понятие сельхозпроизводителя

В соответствие со ст. 3 закона №264-ФЗ от 29.12.2006 «О развитии сельского хозяйства», сельхозпроизводителями признаются организации и ИП, которые осуществляют деятельность по непосредственному производству с/х продукции, ее первичной обработке, последующей промышленной переработке и реализации.

Субъект хозяйствования является сельхозпроизводителем при условии, что доля дохода от с/х деятельности составляет не менее 70% от общего объема дохода.

Отметим, что к категории сельхозпроизводителей также относятся организации и ИП, оказывающие следующие вспомогательные услуги в области сельского хозяйства:

  • подготовка полей к посеву/уборке урожая, возделывание, опрыскивание с/х культур;
  • обрезка фруктовых деревьев и виноградной лозы;
  • обследование состояния стада, перегонка, выпас скота, уход за с/х животными и птицей.

Также сельхозпроизводителями признаются:

  • с/х потребительские кооперативы;
  • КФХ;
  • граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.

Подчеркнем, что в каждом из случаев для признания субъекта хозяйствования с/х производителем необходимо соблюдение основного требования – доля дохода организации (ИП, КФХ) от с/х деятельности составляет минимум 70% от общего дохода.

Зачем нужен и что дает статус сельхозпроизводителя

Приобретение статуса сельхозпроизводителя предоставляет субъекту хозяйствования право на применение специального налогового режима ЕСХН, который, в свою очередь, предусматривает ряд налоговых льгот.

№ п/п

Льготы для с/х производителя – плательщика ЕСХН Описание
1 НДС

С/х производители на ЕСХН освобождены от уплаты НДС. Исключение составляют операции импортного ввоза товаров, а также расчеты по договорам простого товарищества и доверительного управления имущество, НДС по которым начисляется в общем порядке

2

Налог на имущество

С/х производители-спецрежимники не оплачивают налог на имущество, при условии, что оно используется при:

  • производстве с/х продукции;
  • первичной переработке, последующей промышленной обработке с/х продукции;
  • реализации товаров с/х назначения;
  • оказании вспомогательных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителями.

3

Транспортный налог

В соответствие с пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ налог на транспорт не начисляется на специальную с/х технику, в частности на:

  • тракторы;
  • комбайны;
  • молоковозы;
  • скотовозы;
  • машины для перевозки птицы;
  • транспорт технического обслуживания;
  • машины ветеринарной помощи;
  • прочие специальный с/х транспорт.

Читайте также статью ⇒ «Льготы по налогам для сельхозпроизводителей».

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Для получения статуса сельхозпроизводителя и приобретения право на налоговые льготы, субъекту хозяйствования необходимо обратиться в ФНС, где подтвердить, что не менее 70% дохода организации (ИП) составляет доход от с/х деятельности.

Особенности подготовки документов, подтверждающих статус с/х производителя, и их передачи в ФНС – в пошаговой инструкции ниже.

Шаг #1. Подготовка документов

На первом этапе субъекту хозяйствования необходимо подготовить документы, подтверждающие, что доля дохода от с/х деятельности составляет не менее 70% от общего дохода организации (ИП). Такими документами могут выступать налоговые декларации за предыдущие отчетные периоды, а также подтверждающие первичные документы (счета-фактуры, расходные накладные, акты выполненных работ, т.п.).

К примеру, организация, которая является налогоплательщиком УСН, может получить статус с/х производителя при условии подачи в ФНС налоговой декларации по УСН, согласно которой доход организации на предыдущий налоговый период (календарный год) составляет минимум 70% от общего дохода.

Если речь идет о приобретении статуса с/х производителя организацией после постановки на учет в ЕГР (налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствуют), то подтвердить характер деятельности в таком случае смогут уставные документы, в которых указано, что организация занимается с/х производством, реализацией, вспомогательными услугами, т.п.

В случае если организация (ИП) зарегистрирована в ФНС в качестве с/х производителя-плательщика ЕСХН сразу после постановки на учет в ЕГР, но в течение отчетного периода доход субъекта хозяйствования от с/х деятельности составил менее 70% от общего объема, то в таком случае налогоплательщик теряет статус с/х производителя и признается плательщиком ОСНО, теряя при этом право на налоговые льготы.

Шаг #2. Обращение в ФНС

Для получения статуса с/х производителя организация (ИП) обращается в территориальный орган ФНС по месту регистрации (месту жительства) со следующими документами:

  • уставные документы (для организации);
  • паспорт, ИНН предпринимателя (для ИП);
  • выписка из ЕГР о регистрации;
  • уведомление о переходе на ЕСХН ⇒ Уведомление о переходе на ЕСХН ф.26.1-1;
  • документы, подтверждающие, что доля дохода от с/х деятельности составляет не менее 70%.

Если документы в ФНС подает представитель организации (ИП), то дополнительно к вышеперечисленному списку заявителю необходимо подготовить:

  • удостоверение личности представителя организации (в общем порядке – паспорт);
  • документ, подтверждающий право на представление интересов (доверенность).

Срок обращения организации (ИП) в ФНС для получения статуса с/х производителя зависит от того, приобретается ли данный статус сразу после регистрации либо связан с переходом с другого налогового режима:

Период приобретения статуса с/х производителя После регистрации юрлица/ИП В ходе ведения деятельности
Срок обращения в ФНС В течение 30-ти дней с момента постановки на учет в ЕГРЮЛ/ЕГРИП До 31 декабря текущего года

Читайте также статью ⇒ «Транспортный налог сельхозпроизводителя».

Шаг #3. Регистрация в качестве сельхозпроизводителя-плательщика ЕСХН

В случае если все документы оформлены верно и предоставлены в полном объеме, субъект хозяйствования приобретает статус сельхозпроизводителя и признается плательщиком ЕСХН.

ФНС вправе отказать заявителю в присвоении статуса с/х производителя в случае, если предоставленные документы не подтверждают, что доля от с/х деятельности организации (ИП) составляет минимум 70% от общего дохода.

Также основанием для отказа ФНС могут служить следующие основания:

  • документы предоставлены не полностью;
  • при заполнении документов заявителем допущены ошибки, помарки, исправления;
  • ФНС установлено, что информация, содержащаяся в документах, не соответствует действительности (заявитель предоставил некорректную информацию).

В случае отказа в регистрации субъекта хозяйствования в качестве с/х производителя, налоговая служба направляет заявителю письменное уведомление с указанием причин отклонения заявки.

Читайте также статью ⇒ «ИП на ЕСХН: учет, отченость, налогообложение».

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Предприниматель-сельхозпроизводитель + бюджетная субсидия (Медведева Т.М.)

Индивидуальный предприниматель — сельхозпроизводитель в силу ст. 78 БК РФ вправе рассчитывать на получение средств государственной поддержки. Согласно данной норме субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов либо финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством или реализацией товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ или оказанием услуг.
Каким условиям должен соответствовать предприниматель для получения бюджетной субсидии? Могут ли с него взыскать ранее выплаченные денежные средства? Каковы особенности учета сумм, полученных из бюджета? Ответы на эти и другие вопросы — в данной статье.
Как упоминалось ранее, одним из направлений бюджетного субсидирования предпринимателей-сельхозпроизводителей является выделение им средств на возмещение конкретных расходов. Субсидии, в частности, могут быть выделены на возмещение затрат, понесенных предпринимателем в связи с приобретением топлива, племенного молодняка крупного рогатого скота, элитных семян сельскохозяйственных культур, средств химической защиты растений, мелиорацией земельных угодий и т.д. Источником финансирования в данном случае в равной степени могут выступать как региональные бюджеты, так и федеральный бюджет.
В каком случае предприниматель может получить субсидию?
Для получения бюджетной субсидии по общему правилу коммерсанту необходимо подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Данное понятие определено в ст. 3 Закона N 264-ФЗ <1>. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 446, и реализацию этой продукции. Доля дохода от реализации указанной продукции в общем доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) должна составлять не менее 70% за календарный год.
———————————
<1> Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Таким образом, для получения бюджетной субсидии предпринимателю необходимо подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя на основании данных за предшествующий календарный год, то есть за период с 1 января по 31 декабря (ст. 12 БК РФ, п. 5 ст. 2 Закона N 107-ФЗ <2>).
———————————
<2> Федеральный закон от 03.06.2011 N 107-ФЗ «Об исчислении времени».
Представление документов, подтверждающих наличие указанного статуса не за календарный год, а за меньший период (например, полугодие или 9 месяцев), является основанием для отказа предпринимателю в предоставлении субсидии (см., например, Постановление ФАС ЦО от 30.10.2013 по делу N А35-11199/2012 (Определением ВАС РФ от 15.01.2014 N ВАС-19213/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора) <3>).
———————————
<3> Несмотря на то что одной из сторон спора, рассмотренного в упомянутом Постановлении, была организация (ООО), выводы, сделанные арбитрами, справедливы и в отношении предпринимателей в силу идентичности требований законодательства к критериям для подтверждения статуса сельхозпроизводителя.
Если нарушены условия предоставления субсидии
Обязательным условием получения средств финансовой поддержки сельхозпроизводителя является его согласие на проведение соответствующим органом проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий (п. 5 ст. 78 БК РФ) <4>.
———————————
<4> Согласно названной норме БК РФ проверки могут быть проведены главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, а также органами государственного (муниципального) финансового контроля.
Как правило, подобные условия оговариваются в договоре (соглашении) о выделении субсидии. Следовательно, отсутствие согласия получателя на проведение соответствующих проверок препятствует предоставлению таких субсидий (см. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 N 05АП-10941/2014 по делу N А51-12350/2014).
По смыслу ст. 78 БК РФ во взаимосвязи со ст. 289 БК РФ субсидии предоставляются безвозвратно (без установления обязательства по возврату). Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (Постановление ФАС СЗО от 09.07.2014 по делу N А13-9337/2013).
Иначе говоря, получив бюджетную субсидию, предприниматель должен неукоснительно соблюдать все требования по ее получению, оговоренные условиями соглашения (договора) о ее предоставлении. Расходовать бюджетные средства по своему усмотрению предприниматель не вправе. В противном случае он несет риски по возврату субсидии в бюджет. Приведем несколько примеров из правоприменительной практики.
Как следует из спора, рассмотренного в Постановлении ФАС СЗО от 19.02.2014 по делу N А13-2373/2012 <5>, целью предоставления субсидии являлось возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на приобретение крупного рогатого скота. По условиям соглашения сельхозпроизводитель должен был на каждое животное оформить соответствующее племенное свидетельство. По факту указанные документы были составлены с нарушениями. Данное обстоятельство, по мнению ревизоров из Счетной палаты РФ, не может служить подтверждением качества племенной продукции. В результате арбитры обязали сельхозпроизводителя вернуть субсидию в размере 4 458 300 руб.
———————————
<5> Определением ВС РФ от 11.09.2014 N 307-ЭС14-2121 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.
Аналогичным вердиктом судей закончился и спор, рассмотренный в Постановлении АС СКО от 26.12.2014 по делу N А32-3829/2014. Из материалов дела следует, что субсидия (в размере 248 463 руб. 45 коп.) была выделена сельхозпроизводителю для компенсации части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. Согласно договору объектами страхования являлись озимые:
— пшеница (площадь — 440 га);
— ячмень (площадь — 85 га);
— рапс (площадь — 80 га).
Но фактически посевная площадь, занятая поименованными озимыми культурами, не соответствовала сведениям, указанным в договоре страхования <6>.
———————————
<6> Схожие выводы содержатся также в Постановлении ФАС СКО от 04.04.2013 по делу N А22-847/2012.
Важно. Федеральным законодательством не предусмотрена возможность установления каких-либо еще последствий невыполнения условий предоставления субсидий из бюджета субъекта (например, взыскание ущерба в размере предоставленной субсидии), кроме возврата самой субсидии. Равно как и не предоставлено субъектам РФ полномочий по определению каких-либо оснований (условий) для возврата субсидий, кроме предусмотренных положениями ст. 78 БК РФ требований о возврате субсидий в случае нарушения условий их предоставления (см. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу N А41-15883/14).
Впрочем, претензии и требования о возврате ранее выделенных субсидий не всегда обоснованны и необязательно будут поддержаны судьями.
Приведем пример, который, полагаем, заслуживает внимания большинства предпринимателей. Это Постановление АС СКО от 26.01.2015 по делу N А53-5622/2014.
Как видно из материалов дела, бизнесмену была предоставлена субсидия на возмещение фактически понесенных затрат на выращивание сельскохозяйственных культур, погибших от засухи в 2012 г. В результате проверки целевого расходования бюджетных средств было выявлено несоответствие сроков и дат в первичных документах, подтверждающих понесенные расходы (о чем составлен соответствующий акт). В частности, были выявлены факты несоответствия дат производившихся предпринимателем сельхозработ и дат товарных накладных (на покупку топлива и ГСМ).
Однако суды (все три инстанции) пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований по возврату выплаченных сумм.
Как указали арбитры, нормативно-правовые акты субъекта РФ (на основании которых предпринимателю были выделены бюджетные средства) не содержат утвержденной методики, регламентирующей порядок и виды представляемых документов и конкретные виды предъявляемых доказательств факта компенсируемых затрат, критерии их относимости и допустимости, оценки и порядка расчета для целей выплаты.
Проводимые предпринимателем агротехнические мероприятия, в том числе связанные с потребностью в ГСМ, являются непрерывными и длящимися как в период, предшествующий или сопровождающий действия по возделыванию сельхозкультур, так и в последующие периоды.
Предприниматель в связи с применением УСНО не осуществлял (подчеркнем, на законном основании) ведение календарного бухгалтерского учета и отчетности. Поэтому первоначальным и преимущественно значимым фактом несения спорных расходов по выращиванию сельхозкультур является доказанный факт самих посевов и их последующей гибели. Указанные обстоятельства (как первоначально значимые) подтверждаются самим предпринимателем, в том числе в объеме возделывавшихся культур и общей площади погибших посевов по всем их видам.
Иными словами, упомянутые обстоятельства являются основаниями для констатации, что агротехнические мероприятия фактически были проведены сельхозпроизводителем. Совершение подобных действий предполагает безусловное несение затрат, в том числе на приобретение и использование ГСМ (дизельного топлива).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции (все три) пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований регионального министерства сельского хозяйства по возврату выплаченных сумм.
Учетные моменты
Сельхозпроизводитель в ходе осуществления предпринимательской деятельности вправе применять как специальный режим налогообложения (например, в виде ЕСХН), так и общую систему налогообложения. Это обстоятельство, в свою очередь, влияет на порядок учета полученных им бюджетных средств.
Если предприниматель применяет спецрежим в виде ЕСХН
В этом случае предприниматель не уплачивает НДФЛ, НДС, налог на имущество физических лиц, а уплачивает ЕСХН. Общая ставка налога — 6%, но в Республике Крым и г. Севастополе в 2015 г. применяется пониженная ставка данного налога — 0,5% (ст. 346.8 НК РФ, Закон Республики Крым от 29.12.2014 N 60-ЗРК/2014).
На основании п. 8 ст. 346.5 НК РФ для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН предприниматели ведут учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей <7>.
———————————
<7> Приказ Минфина России от 11.12.2006 N 169н «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и Порядка ее заполнения».
В связи с изложенным предприниматели — плательщики ЕСХН вправе не вести бухгалтерский учет. Такие разъяснения со ссылкой на ст. 6 Закона N 402-ФЗ <8> дал Минфин России в Письме от 27.08.2012 N 03-11-11/257.
———————————
<8> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В целях налогообложения сумму полученной субсидии предприниматель должен учесть в составе доходов как безвозмездно полученное имущество на дату поступления денежных средств на расчетный счет (п. 1, пп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 8 ст. 250 НК РФ). То есть доход в виде субсидии предприниматель признает единовременно.
Профинансированные за счет субсидии расходы признаются для целей исчисления ЕСХН в общем порядке. Так, расходы (например, на приобретение семян, рассады, саженцев, удобрений, кормов, биопрепаратов и средств защиты растений и т.д.), включая предъявленный «входной» НДС, учитываются после их фактической оплаты с учетом особенностей, которые предусмотрены пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ.
Если предприниматель уплачивает НДФЛ
Должен ли коммерсант учесть при налогообложении (расчете НДФЛ) сумму субсидии (подчеркнем, полученной в целях возмещения понесенных затрат) в составе налоговых доходов?
Для ответа на данный вопрос обратимся к Письму Минфина России от 26.08.2013 N 03-04-05/34876. Суть разъяснений чиновников, приведенных в упомянутом Письме, такова.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении облагаемой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, установлен ст. 217 НК РФ. О суммах, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ, в контексте сельхозпроизводителей в ней упоминается лишь в п. п. 14.1 и 14.2. Однако в упомянутых пунктах в качестве получателей бюджетных средств поименованы главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Иных налоговых преференций, касающихся сельхозпроизводителей, в ст. 217 НК РФ не содержится.
Таким образом, субсидии, получаемые индивидуальными предпринимателями, не являющимися главами крестьянских (фермерских) хозяйств, по мнению Минфина, подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке, то есть по ставке 13%, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ.
Между тем это не единственная точка зрения по обозначенной проблеме.
В ст. 217 НК РФ есть п. 3, который освобождает от обложения НДФЛ все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством РФ и нормативными актами субъектов РФ. Нередко данную норму суды распространяют, например, на субсидию из областного бюджета, направленную на компенсацию предпринимателю-сельхозпроизводителю затрат на приобретение минеральных удобрений и сельскохозяйственной техники (см. Постановление ФАС УО от 01.09.2010 N Ф09-6678/10-С2 по делу N А50-17343/2009).
Со своей стороны считаем, что следование приведенному (альтернативному) варианту обложения НДФЛ сумм бюджетных субсидий несет для предпринимателя дополнительные налоговые риски (даже при наличии положительной судебной практики в своем округе).
Но вернемся к Письму Минфина России N 03-04-05/34876. В нем финансисты также напомнили, что п. 4 ст. 223 НК РФ установлен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде бюджетных субсидий, полученных в соответствии с Законом N 209-ФЗ <9>.
———————————
<9> Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В этом случае полученные суммы отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в данном пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между названными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки амортизируемого имущества сумма полученной субсидии отражается в составе доходов по мере признания расходов по приобретению такого имущества (то есть по мере начисления амортизации).
Заметим, аналогичный описанному порядок признания дохода в виде бюджетных субсидий, полученных в соответствии с Законом N 209-ФЗ, был предусмотрен также и для организаций и действовал до 1 января 2015 г. (п. 4.2 ст. 271, п. 2.2 ст. 273 НК РФ). С обозначенной даты субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, не связанных с приобретением амортизируемого имущества, организации учитывают единовременно на дату их зачисления. А для предпринимателей остался действующим прежний (более лояльный, на наш взгляд) порядок признания дохода, применяемый в отношении указанного вида субсидии.
Обобщим сказанное. Из законодательных норм (и разумеется, приведенных рекомендаций Минфина) следует, что порядок признания предпринимателем доходом сумм бюджетных субсидий зависит от условий и оснований их предоставления. Поэтому при исчислении НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, коммерсантам нужно тщательно изучить условия договора (соглашения) о предоставлении бюджетных средств.
Что в итоге? Если предприниматель-сельхозпроизводитель получит бюджетную субсидию (из регионального или федерального бюджета), он должен соблюсти все требования по ее получению, предусмотренные договором. В противном случае с него могут быть взысканы указанные суммы обратно в бюджет.
Порядок признания предпринимателем в составе доходов сумм бюджетных субсидий зависит от условий и оснований предоставления последних, а также уплачиваемого им налога (ЕСХН или НДФЛ).
В случае применения бизнесменом традиционного режима налогообложения ему также нужно решить ряд вопросов, связанных с восстановлением НДС. Но это тема для отдельного разговора.

Бухгалтерский учет субсидий в МСФО

Международные стандарты фин. отчетности приняты во всем мире. Сюда входит бухгалтерский отчет по балансу, отчет о прибыли и убытках, движении денежных средств, капиталов. Все субсидии в МСФО можно разделить по таким категориям:

  • правительственные – когда средства предоставляются на некоторых условиях, которые компания обязана выполнить. В противном случае целевые деньги возвращается тому, кто их выделил;
  • для покупки активов на долгосрочную перспективу. Это также важный момент, который касается в основном деятельности крупных компаний с существенной долей участия со стороны государства. Такие предприятия способны влиять на социальную сферу или жизнь общества в целом;
  • субсидии, которые рассматриваются как доход компании;
  • средства, которые предоставляется в виде займа, но при этом правительство отказывается от его погашения на определенных условиях. Т е. это безвозмездная ссуда, в результате которой крупные компании оказывают положительное действие на экономику страны (региона).

Отсюда видно, что учет средств зависит от способа их получения. Это целевая помощь или же какие-то льготные условия, под которые выдается субсидия. В отчетности деньги отражаются по двум направлениям. Те, что относится к активам, записываются как прибыль, полученная в будущем. Или помощь вычитают из балансовой стоимости. Те, что относятся непосредственно к доходам, записываются в графе «Другие доходы» или же вычитывается из расходов.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Пример 1. Предприятию ООО «Магнат» выдана субсидия. На эти деньги приобретается участок земли, строится цех. Все работы должны быть закончены к 31 декабрю, а начаты 1 января. Участок стоит 5 670 000 руб. Проводки:

Дебет Кредит Описание Стоимость Документ
76 86 Долг относительно субсидии 5 670 000 руб.
51 76 Деньги из бюджета 5 670 000 руб.
08 60 Стоимость участка 5 670 000 руб. Договор о покупке земли
01 08 Участок, поставленный на учет 5 670 000 руб.
86 98/2 Сумма помощи для грядущего периода 5 670 000 руб. Предоставлена субсидия, имеется соглашение
98/2 91/1 Помесячно учитывается помощь (5 670 000 руб./11 мес.) 515 455 руб. Субсидия предоставлена, имеется договор

Важно! Учет целевой помощи зависит от того, каким способом и на какие цели она выдавалась.

Учет субсидирования при режиме УСН

Среди индивидуальных предпринимателей упрощенный налоговый режим наиболее популярен. УСН позволяет существенно уменьшить налоговую нагрузку и упросить порядок подачи и объемы отчетности. Упрощенный налоговый режим дает предпринимателю возможность контролировать все свои выплаты самостоятельно. Учитывать субсидии при УСН можно, если во внимание берутся уже израсходованные суммы. Об этом говорит гл.26.2 НК РФ. Субсидии также облагаются налогом на основании ст.346.15 НК РФ. Однако есть исключения:

  • когда помощь предоставляется малому/среднему бизнесу, полученная сумма записывается в прибыль и учитывается пропорционально издержкам, которые произведены за счет нее. При учете денег нет разницы, какой именно используется способ налогообложения при УСН – «доходы» или «доходы минус расходы»;
  • субсидия дается, чтобы содействовать занятости. Деньги выделяются безработным на заведение собственного дела и создание новых рабочих. Учет производится также как и в предыдущем варианте. Только учитывается субсидия в первом случае в двух, а во втором в трех налоговых периодах.

Помощь по содействию занятости дается начинающему предпринимателю, который был ранее безработным. Ее не может получить организация. Если человек лишился работы и решил заняться предпринимательством, то государство его поддержит, выдав целевую материальную помощь на развитие бизнеса.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Учет при использовании системы ЕСХН

Единый сельхозналог создан специально для товаропроизводителей. Он направлен на развитие сельского хозяйства. Однако у ЕСХН есть некоторые ограничения. Налог может использоваться только производителями сельскохозяйственной продукции, 70% доходов должно быть получено именно от продажи указанной продукции. Читайте также статью: → «Ведение учетной политики ЕСХН на предприятии».

Такие жесткие условия не совсем привлекательны для занятых в сельском хозяйстве предпринимателей. Однако многие переходят на эту форму налогообложения. Чтобы понять особенности учета при ЕСХН, нужно сравнить его с учетом на ОСН.

При ОСНО При ЕСХН
Средства вписываются как прибыль на дату произведенных расходов Учитываются как доходы пропорционально издержкам
Неизрасходованные средства в конце второго периода отображаются как доходы Если в конце периода, выданная сумма превышает траты, то разница вписывается в состав прибыли за этот период

При всем своем неудобстве у сельхозналога есть свои преимущества – налоговые льготы в случае убытков, т. е. они равняются нулю. Все выплаты осуществляются по месту жительства, а переход на другую систему налогообложения, например, на УСН – добровольный. В большинстве случаев сельхозпроизводители этим пользуются.

Единый сельскохозяйственный налог направлен на развитие бизнеса отечественных товаропроизводителей. Субсидирование предпринимателей происходит на конкретных условиях. Если целевые деньги превысили сумму издержек, то они отображаются как прибыль предпринимателя за этот период.

Коммерческие/некоммерческие и бюджетные структуры

Субсидии обычно проходят по счету 86 «Целевое финансирование». Оно происходит с учетом требований Положения по бухучету. Для некоммерческих структур субсидирование зависит от их правовой формы. Обычно такие выплаты производятся не напрямую из бюджета, а через какой-либо государственный орган. Что касается учета в бюджетных структурах полученной помощи, то по этому поводу есть письмо Минфина № 02-06-07/19436. Порядок произведения записей представлен в таблице.

Коммерческие Некоммерческие Бюджетные
Отражается дебиторская задолженность с источником поступления денег и целевой помощи Заполняется счет 86 «Целевое финансирование» Поступления относятся к группе 130 «Доходы от предоставления платных услуг…»
Дт 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» Отражаются также в форме № 6 «Отчет о целевом использовании поступивших денег» строка 250 «Прочие» Перенос остатка денег осуществляется на основании письма Минфина от 14.03.2016 № 02-07-07/14989
Кт 86 «Целевое финансирование»
Далее, когда деньги получены, кредитуется счет 76

Пример проводки для некоммерческой структуры:

  • При получении помощи (на 1 число квартала):

Дт 76 субсчет «Департамент образования» Кт 90 – 1 733 347,8 руб. (субсидия вошла в состав доходов);

  • При получении денег:

Дт 51 Кт 76 субсчет «Департамент образования» – 1 733 347,8 руб. (получена помощь).

Субсидирование некоммерческих структур зависит от их правовых форм и осуществляется из местных бюджетов. В бухучете деньги отображаются как целевая помощь.

В отчетности по налогу на прибыль

При подаче декларации не подлежат учету субсидии, выделенные бюджетным или некоммерческим структурам. Что касается коммерческих организаций, то субсидии также не учитываются, если они предоставлены на оплату расходов на производство конкретной продукции. Но если помощь выдается для покупки уже изготовленного товара, тогда все декларируется с учетом налога на доход.

Некоторые нюансы учета

При учете субсидий следует руководствоваться ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Читайте также статью: → «Учет государственной помощи (ПБУ 13/2000)». Исходя из требований налогового кодекса с субсидий, также взимаются налоги, за исключением двух вышеуказанных случаев. Некоторые особенности есть в отчете о целевом и нецелевом субсидировании. Первые предоставляются под конкретное дело. На другие цели день не могут быть использованы.

Учет ведется по следующим позициям: план на получение денег, поступление средств на счет, исполнения плана, начисление прибыли от целевой помощи.

Пример 2. Допустим, на счет бюджетной структуры поступили целевые деньги для выплаты стипендии. Сумма субсидии составляет 100000 руб. В отчете распределение помощи выглядит так:

Операция Дебет Кредит Сумма, руб.
Плановые назначения по целевому финансированию 5 507 10 180 5 504 10 180 100 000
Поступили деньги на счет 5 201 11 510 5 205 81 660 100 000
Получена материальная поддержка в виде целевого субсидирования 5 508 10 180 5 507 10 180 100 000
Начислена стипендия учащимся 5 401 20 290 5 302 91 730 90 000
Перечислены деньги учащимся 5 302 91 830 5 201 11 610 90 000
Начислен доход согласно с отчетом об использовании помощи 5 205 81 560 5 401 10 180 90 000

Еще один вопрос, который возникает при получении дополнительной помощи – это возврат неиспользованных денег. На основании приказа Минфина от 28.07.2010 № 82н «О взыскании в соответствующий бюджет…» средства возвращаются в бюджет, если истек период их использования.

Учет остатков осуществляется согласно с общими принципами перевода остаточных средств. Это положение касается не только бюджетных организаций, но и коммерческих. Если целевые деньги не были потрачены в указанный период, они возвращаются их владельцу. При раздельном учете субсидий, когда часть средств дает бюджет разного уровня, а часть получает само предприятие, отчетность ведется по счету 86. По нему проводятся все выплаты.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Какими проводками пользоваться при проведении операций?

Это зависит от того, какая именно операция осуществляется и по какому принципу. Обычно используется счет 86, а дальше нужно смотреть по ситуации. Читайте также статью: → «Счет 86: целевое финансирование. Пример, проводки».

Вопрос №2. Чем руководствоваться при формировании отчетности?

Нужно учитывать все действующие приказы Минфина, которые связаны с вопросом оформления отчетности. Также следует руководствоваться предписаниями Налогового кодекса. Положение по бухгалтерскому учету является основным при составлении отчетности, связанной с целевым финансированием.

Вопрос №3. Нужно ли платить налог с полученной субсидии?

Да. Налог нужно платить, за исключением двух случаев, касающихся создания новых рабочих мест, а также индивидуальных предпринимателей.

Вопрос №4. Как сказывается система налогообложения на отображении субсидий в бухгалтерской отчетности?

Порядок отображения целевых денег зависит не только от налогового режима, но и от организационно-правовой формы предприятия. Для индивидуальных предпринимателей наиболее подходит УСН. Сельхозпредприятия выбирают ЕСХН. Остальные налогоплательщики используют ОСНО.

Вопрос №5. Нужно ли отображать в декларации по налогу на прибыль субсидию бюджетной структуре?

Нет. Однако налогоплательщик должен вести раздельный учет доходов/издержек, полученных в рамках целевого субсидирования (п.1 ст.251 НК РФ).

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик