Статьи расходов в бюджетном учреждении

Бюджетная классификация

  • Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
  • Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
  • Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)

См.также: Расходы бюджета

Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

*(1) В части возмещения должностным лицам расходов на приобретение проездных документов в служебных целях на все виды общественного транспорта, в случае, если они не были обеспечены в установленном порядке проездными документами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

*(2) В части расходов федеральных государственных учреждений, осуществляющих выплаты лицам, приравненным к военнослужащим, денежного довольствия, выплат, зависящих от размера денежного довольствия, иных выплат указанной категории (соответствующие изменения учтены в проекте приказа Минфина России «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н).

Расшифровка КОСГУ: подстатья 226

В элементе 226.4 рассмотрены услуги в области компьютерных технологий, связанных с программным обеспечением, справочно-информационными системами (в качестве примера, можно привести приобретение услуг справочно – правовых систем).

  • К первой группе относятся операции по доходам – код 100. В неё входят подстатьи от 110 до 180, сюда отнесены все виды доходов, которые имеются у организации. К подстатье 110, например, относятся все доходы от налогов. К 120 подстатье относится прибыль от собственности (аренда и т.д.). К 130 относится прибыль от оказанных услуг. И другие подстатьи.
  • Ко второй группе относятся расходные операции организации – код 200. Код имеет подгруппы с 211 по 290. Здесь группируются операции по зарплате, выплате пособий, пенсий, выплачиваемых организаций, плата за аренду и многое другое.
  • К третьей группе относятся поступления активов, не относящихся к финансовым – код 300. Указанные активы могут быть как производственными, так и непроизводственными. Группа детально состоит из подстатей 310–340. Сюда входят поступления от увеличившейся стоимости имущества организации, от увеличения стоимости по содержанию ПО и БД и т.д.
  • К четвертой группе относится выбытие активов, которые не относятся к финансовым – это код 400. Эта группа включает в себя 410–440 подстатьи. Если уменьшилась стоимость имущества предприятия, возмещение ущерба и т.д.
  • К пятой группе относится поступление финансовых активов – код 500. Группа имеет подгруппы 510–550. Сюда относятся поступления от акций, векселей, увеличение остатков по кредитам и другое.
  • К шестой группе относится выбытие финансовых активов – код 600, который состоит из 610–650 статей, регламентирующих выбытие активов.
  • К седьмой группе относится увеличение обязательств – код 700, состоящий из 710–720 подгрупп. Здесь речь идет об увеличении долгов организации.
  • К восьмой группе относится уменьшение обязательств – код 800. Он состоит, в свою очередь, из подстатей 810 и 820, и входят сюда операции по уменьшению различных долговых обязательтв.

Отражение расходов будущих периодов в учете и отчетности бюджетного и автономного учреждения

Если из документов, которыми оформлены РБП, установить срок, в течение которого они должны быть списаны, невозможно, учреждение вправе определить его самостоятельно. Его утверждают приказом руководителя организации. При этом могут учитываться те или иные нормы гражданского законодательства. Например, в отношении неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности обычно он определяется в 5 лет.

Сумму расходов будущих периодов отражают по дебету счета 0 401 50 000 (по соответствующим аналитическим счетам) в корреспонденции со счетом 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (по соответствующим аналитическим счетам). Обратите внимание: сумму РБП, учтенную по счету 0 401 50 000, отражают в строке 625 баланса учреждения со знаком «минус».

Морозова Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Учет сувенирной продукции и связанных с ней операций зависит от того, для каких целей такая продукция приобретается (изготавливается). Учреждения культуры такую продукцию используют либо в качестве подарков (призов) в рамках различных культурно-массовых мероприятий, либо в качестве товаров, предназначенных для продажи. О правилах учета сувенирной продукции расскажем в данной статье.

Учет сувениров, предназначенных для продажи

Сувенирная продукция, предназначенная для продажи, в соответствии с п. 121, 124 Инструкции № 157н отражается:

1. На счете 0 105 08 000 «Товары» – в случае приобретения сувениров у сторонних организаций (изготовления сторонними организациями). Приобретенные для продажи товары принимаются к учету по их фактической стоимости. Учреждения, осуществляющие розничную торговлю, вправе учитывать товары, переданные в реализацию, по их розничной цене с обособленным учетом торговой наценки (на счете 0 105 09 000).

Суммы торговых наценок по реализованным товарам отражаются в уменьшение финансового результата текущего финансового года. Относящиеся к нереализованным товарам суммы наценок уточняются по результатам инвентаризации путем увеличения (уменьшения) их стоимости согласно установленным учреждением размерам сумм наценок на соответствующие товары.

2. На счете 0 105 07 000 «Готовая продукция» – в случае изготовления сувениров собственными силами. На дату выпуска продукции (на дату принятия к учету) готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) себестоимости.

По окончании месяца определяется фактическая себестоимость готовой продукции. Возникающие отклонения такой себестоимости от плановой (нормативно-плановой) относятся либо на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной готовой продукции, либо (в части реализованной продукции) – на увеличение (уменьшение) финансового результата текущего финансового года.

При реализации сувенирной продукции учреждение начисляет доход, оформляя следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 0 205 31 560 (0 205 31 000) «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ)»
Кредит счета 0 401 10 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»

При этом по указанным счетам в 15 – 17-м разрядах номера счета (аналитический код вида поступлений) проставляется код 440, соответствующий доходам от выбытия материальных запасов (Письмо Минфина РФ от 07.09.2018 № 02-07-10/63993 (далее – Письмо № 02-07-10/63993)).

Стоит отметить, что доходы от реализации сувенирной продукции подлежат обложению НДС и налогом на прибыль в общеустановленном порядке (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 248, ст. 249 НК РФ). Операции с указанными налогами отражаются в учете по следующим подстатьям КОСГУ:

а) бюджетным (автономным) учреждением – по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики. Такие правила действуют в 2018 году. С 2019 года для отражения указанных операций можно использовать только подстатью 131 КОСГУ;

б) казенным учреждением – по подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ.

Рассмотрим на примерах порядок отражения в учете операций по приобретению (изготовлению) и реализации сувенирной продукции.

Пример 1.

Музей (автономное учреждение) осуществляет реализацию сувениров. В качестве сувениров закуплены 400 магнитов на общую сумму 4 000 руб. (в том числе НДС – 610 руб.). Все приобретенные магниты были реализованы. Доход от реализации сувениров составил 8 000 руб. (в том числе НДС – 1 220 руб.). За сувениры посетители музея расплачиваются банковскими картами.

Все операции осуществляются в рамках приносящей доход деятельности. Согласно учетной политике уплата НДС и налога на прибыль производится по подстатье 131 КОСГУ.

В бухгалтерском учете музея указанные операции отразятся согласно Инструкции № 183н следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету приобретенные магниты (по фактической стоимости)

000 2 105 38 000

244 2 302 34 000

3 390

000 2 210 12 000

244 2 302 34 000

Отражена сумма торговой наценки по приобретенным магнитам
(8 000 – 3 390) руб.

000 2 105 38 000

000 2 105 39 000

4 610

Начислен доход от реализации магнитов

440 2 205 31 000

440 2 401 10 131

8 000

Принята оплата с банковских карт покупателей через платежный терминал, установленный в кассе учреждения

000 2 201 23 000

440 2 205 31 000

8 000

Забалансовый счет 17 (подстатья 131 КОСГУ)

Зачислены денежные средства на лицевой счет*

000 2 201 11 000

000 2 201 23 000

8 000

Забалансовый счет 17 (статья 510 КОСГУ)

Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ)

Списаны реализованные магниты (по розничной цене)

440 2 401 10 131

000 2 105 38 000

8 000

Списана сумма торговой наценки по реализованным магнитам (методом «красное сторно»)

440 2 401 10 131

000 2 105 39 000

(4 610)

Начислен НДС с операций по реализации

440 2 401 10 131

130 2 303 04 000**

1 220

Начислен налог на прибыль***
((8 000 – 1 220 – 3 390) руб. x 20%)

440 2 401 10 131

130 2 303 03 000**

Принят к вычету «входной» НДС, предъявленный поставщиком магнитов****

130 2 303 04 000**

000 2 210 12 000

Перечислен в бюджет НДС
(1 220 – 610) руб.

130 2 303 04 000**

000 2 201 11 000

Забалансовый счет 17 (подстатья 131 КОСГУ)

Перечислен в бюджет налог на прибыль

130 2 303 03 000**

000 2 201 11 000

Забалансовый счет 17 (подстатья 131 КОСГУ)

* В целях упрощения примера комиссия, взимаемая банком-эквайрером, во внимание не берется.

** По указанным счетам в 15 – 17-м разрядах номера счета (аналитический код вида поступлений) проставляется код 130, соответствующий доходам от оказания платных услуг (работ) (Письмо № 02-07-10/63993).

*** В целях исчисления налога на прибыль доходы от реализации уменьшаются на сумму НДС (п. 1 ст. 248 НК РФ) и стоимость приобретенных товаров (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

**** Сумма НДС, предъявленная поставщиком за поставленные товары (в нашем случае – магниты), подлежит вычету на основании пп. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.

Пример 2.

В рамках приносящей доход деятельности музей (бюджетное учреждение) осуществляет реализацию сувениров (деревянные изделия с символикой музея), изготовленных собственными силами. В себестоимость сувениров включается зарплата мастера, состоящего в штате учреждения, и стоимость расходных материалов.

Плановая себестоимость одного сувенира составляет 100 руб.

За октябрь 2018 года фактические затраты на изготовление 300 сувениров составили 33 900 руб., в том числе:

– оплата труда мастера (15 000 руб.) и начисления на оплату труда (4 530 руб.);

– стоимость расходных материалов (14 370 руб.).

Фактическая себестоимость сувениров превысила плановую себестоимость в связи с увеличением цены на расходные материалы.

Изготовленные сувениры реализованы полностью. Доходы от их реализации – 60 000 руб. (в том числе НДС – 9 153 руб.) – поступили в кассу учреждения.

Согласно учетной политике уплата НДС и налога на прибыль производится по подстатье 131 КОСГУ.

В бухгалтерском учете музея указанные операции согласно Инструкции № 174н отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету сувениры по плановой себестоимости
(300 шт. x 100 руб.)

000 2 105 37 340

000 2 109 60 211*,
000 2 109 60 213*,
000 2 109 60 272*

30 000

Сформирована фактическая стоимость сувениров:

33 900

– на сумму заработной платы мастера

000 2 109 60 211*

111 2 302 11 730

15 000

– на сумму отчислений с заработной платы мастера

000 2 109 60 213*

119 2 303 00 730**

4 530

– на сумму расходных материалов

000 2 109 60 272*

000 2 105 36 440

14 370

Отражено превышение фактической себестоимости над плановой себестоимостью
(33 900 – 30 000) руб.

440 2 401 10 131

000 2 109 60 272*

3 900

Начислены доходы от реализации сувениров

440 2 205 31 560

440 2 401 10 131

60 000

Начислен НДС с доходов от реализации

440 2 401 10 131

130 2 303 04 730

9 153

Списаны реализованные сувениры по плановой себестоимости

440 2 401 10 131

000 2 105 37 440

30 000

Начислен налог на прибыль с доходов от реализации***
((60 000 – 9 153 – 33 900) руб. x 20%)

440 2 401 10 131

130 2 303 03 730

3 389

Поступили доходы от реализации в кассу музея

000 2 201 34 510

440 2 205 31 660

60 000

Забалансовый счет 17 (подстатья 131 КОСГУ)

Внесены денежные средства из кассы на лицевой счет учреждения

000 2 210 03 560

000 2 201 34 610

60 000

Забалансовый счет 17 (статья 510 КОСГУ)

Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ)

Зачислены денежные средства на лицевой счет

000 2 201 11 510

000 2 210 03 660

60 000

Забалансовый счет 17 (статья 510 КОСГУ)

Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ)

Уплачен НДС в бюджет

130 2 303 04 830

000 2 201 11 610

9 153

Забалансовый счет 17 (подстатья 131 КОСГУ)

Уплачен налог на прибыль

130 2 303 03 830

000 2 201 11 610

3 389

Забалансовый счет 17 (подстатья 131 КОСГУ)

* По указанным счетам в 15 – 17-м разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения выделенных средств (п. 2.1 Инструкции № 174н, Письмо № 02-07-10/63993).

** В целях упрощения примера используется обобщенный счет 2 303 00 730 (то есть без выделения отдельных видов отчислений по счетам 2 303 02 730, 2 303 06 730, 2 303 07 730, 2 303 10 730).

*** В целях исчисления налога на прибыль выручка от реализации продукции уменьшается на сумму НДС (п. 1 ст. 248 НК РФ) и произведенные расходы, связанные с изготовлением продукции (п. 1 ст. 247, пп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ).

Учет сувениров, предназначенных для награждения

Сувениры, используемые в рамках проведения культурно-массовых мероприятий и предназначенные для награждения (дарения) участникам таких мероприятий, в соответствии с п. 345 Инструкции № 157н учитываются на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» по стоимости их приобретения.

Согласно Указаниям № 65н расходы на приобретение сувениров, предназначенных для награждения (дарения), отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 296 «Иные расходы» КОСГУ.

По факту вручения (награждения) сувениры списываются с забалансового счета 07.

Рассмотрим порядок отражения указанных операций на примере.

Пример 3.

Дом детского творчества (бюджетное учреждение) в целях проведения конкурса юных талантов закупил (через подотчетное лицо) в качестве сувениров блокноты на сумму 1 000 руб. Блокноты вручены участникам конкурса.

Операции осуществляются в рамках деятельности по выполнению государственного задания. Расходы на приобретение сувениров не учитываются в себестоимости услуг, оказываемых в рамках государственного задания.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:

Приобретение (изготовление)

При заключении договоров на приобретение или изготовление сувенирной продукции учреждениям необходимо руководствоваться Законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ). Данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Статьей 10 Закона N 94-ФЗ определены способы размещения заказа, которые могут осуществляться:

  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ.

Положением п. 3 ст. 42 Закона N 94-ФЗ установлено, что заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму до 500 000 руб. в течение квартала.

Подпункт 14 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ устанавливает, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется бюджетным учреждением в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производятся на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. В данный момент согласно Указанию Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У предельный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 000 руб.

Данной статьей установлено, что заказчик вправе в течение квартала размещать заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами (то есть 100 000 руб.).

Согласно положениям Закона N 94-ФЗ учреждение может размещать заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем запроса котировок и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в течение квартала на сумму, не превышающую 500 000 руб. (п. 3 ст. 42) и 100 000 руб. (пп. 14 п. 2 ст. 55) соответственно.

От того, как будет использоваться сувенирная продукция, зависит отражение в бюджетном учете операций по ее изготовлению (приобретению). Сувенирная продукция может быть передана безвозмездно (вручена, подарена) либо продана. Бюджетный учет сувенирной продукции осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н (далее — Инструкция N 148н).

Приобретение для продажи

Пунктом 50 Инструкции N 148н установлено, что учет материальных запасов в форме сырья, материалов и готовой продукции, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также для продажи, осуществляется на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы». А в п. 69 Инструкции N 148н есть прямое указание на то, что печатная сувенирная продукция, предназначенная для продажи, должна быть отражена на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы». Исходя из этого, можно сделать вывод, что и другая продукция, предназначенная для продажи, тоже может учитываться на данном счете. Записи в учете будут следующими:

Дебет 2 206 22 560

«Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов»

Кредит 2 201 01 610

«Выбытия денежных средств учреждения со счетов»

  • перечислен аванс в соответствии с договором на приобретение сувенирной продукции;

Дебет 2 106 04 340

«Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»

Кредит 2 302 22 730

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

  • отражены суммы затрат, связанных с поставкой сувенирной продукции;

Дебет 2 302 22 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Кредит 2 206 22 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов»

  • произведен зачет ранее перечисленного аванса;

Дебет 2 105 06 340

«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»

Кредит 2 106 04 440

«Уменьшение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»

  • принята к учету сувенирная продукция;

Дебет 2 302 22 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Кредит 2 201 01 610

«Выбытия денежных средств учреждения со счетов»

  • произведен окончательный расчет с поставщиком за сувенирную продукцию.

Продажа сувениров

Бюджетные учреждения при осуществлении наличных денежных расчетов при реализации сувенирной продукции могут не применять ККТ, но только при условии выдачи покупателю соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).

Операции в бюджетном учете при продаже сувениров будут следующими:

Дебет 2 205 03 560

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»

Кредит 2 401 01 130

«Доходы от оказания платных услуг»

  • начислен доход от реализации сувенирной продукции;

Дебет 2 401 01 130

«Доходы от оказания платных услуг»

Кредит 2 303 04 730

«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

  • начислен НДС;

Дебет 2 201 01 510, 2 201 04 510

«Поступления денежных средств учреждения на счета», «Поступления в кассу»

Кредит 2 205 03 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»

  • поступила плата за реализованную сувенирную продукцию;

Дебет 2 303 04 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

Кредит 2 201 01 610

«Выбытия денежных средств учреждения со счетов»

  • уплачен НДС;

Дебет 2 106 04 340

«Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»

Кредит 2 105 06 440

«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»

  • списана реализованная сувенирная продукция в размере затрат, направленных на ее приобретение;

Дебет 2 401 01 130

«Доходы от оказания платных услуг»

Кредит 2 106 04 440

«Уменьшение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»

  • уменьшение доходов на сумму произведенных затрат, связанных с приобретением сувенирной продукции;

Дебет 1 401 01 130

«Доходы от оказания платных услуг»

Кредит 2 303 03 730

«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»

  • начислен налог на прибыль с доходов от реализации;

Дебет 2 303 03 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»

Кредит 2 201 01 610

«Выбытия денежных средств учреждения со счетов»

  • перечислен налог на прибыль.

Налоговый учет НДС

Операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Также облагается НДС безвозмездная передача права собственности на товары. При этом согласно п. 2 ст. 154 Налогового кодекса налоговую базу по НДС при безвозмездной передаче следует определять исходя из рыночных цен.

Рыночная цена оказанных услуг определяется с учетом положений ст. 40 исходя из цен, сложившихся на рынке однородных услуг в сопоставимых экономических условиях.

НДС при безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав должен быть начислен к уплате в бюджет в момент такой передачи (п. 1 ст. 167 НК РФ). Дата передачи определяется на основании соответствующих первичных документов. При безвозмездной передаче имущества передающая сторона обязана выставить приобретателю счет-фактуру. Счет-фактура, выставленный при безвозмездной передаче сувенирной продукции, не регистрируется получающей стороной в книге покупок, и указанная в ней сумма НДС вычету не подлежит на основании п. 11 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914.

Бюджетное учреждение при реализации сувенирной продукции обязано исчислять и уплачивать НДС в общеустановленном порядке по ставке 18 процентов.

В соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС, подлежат вычетам. Кроме того, суммы НДС, уплаченные учреждением при приобретении товаров (сувенирной продукции), переданных безвозмездно, принимаются к вычету в общеустановленном порядке. При этом у учреждения должны быть правильно оформленные счета-фактуры на приобретенные рекламные сувениры.

Налог на прибыль

Выручка от продажи сувенирной продукции признается доходом от реализации товаров (п. 1 ст. 249 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

При реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 268 Налогового кодекса, если цена приобретения покупных товаров с учетом расходов, связанных с их реализацией, превышает выручку от их реализации, разница между этими величинами признается убытком, учитываемым в целях налогообложения прибыли. При этом выручка от реализации таких товаров учитывается в составе доходов от реализации с учетом положений ст. 249, а расходы, включающие цену приобретения покупных товаров, и расходы, связанные с их реализацией, относятся к расходам, связанным с производством и реализацией, с учетом особенностей, изложенных в ст. ст. 268 и 320 (Письмо Минфина России от 18 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/590).

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и затрат, связанных с этой передачей, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).

ЕНВД

В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности.

В соответствии с указанной статьей на уплату единого налога на вмененный доход может переводиться предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли.

К розничной торговле в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи физическим и юридическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Следовательно, при розничной торговле сувенирной продукцией бюджетные учреждения могут применять налоговый режим в виде ЕНВД.

Розничная торговля сувенирами, как правило, проводится через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (в киосках, палатках, ларьках) (пп. 7 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ). Кроме того, среднесписочная численность работников за год не должна превышать 100 человек (п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).

А.А.Комлева

Редактор-эксперт

журнала «Бюджетный учет»

С уплатой налогов можно подождать
Расчетно-нормативные затраты

Представительские расходы казенных учреждений (Салина Л.)

В деятельности казенного учреждения имеют место встречи с деловыми партнерами, проведение приемов иностранных делегаций, делегаций из соседних регионов и пр. В соответствии с обычаями делового оборота проведение таких встреч связано с определенными затратами, которые принято называть представительскими расходами.

Сначала зададимся вопросом: правомерно ли осуществление представительских расходов казенным учреждением за счет средств бюджета?

Этот вопрос возникает потому, что все расходы казенного учреждения осуществляются за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в рамках бюджетной сметы. Несмотря на то что казенное учреждение не лишено возможности осуществлять приносящую доход деятельность, оно не может оплачивать расходы, относящиеся к данной деятельности, за счет средств, полученных от ее осуществления. Это связано с тем, что доходы, полученные от указанной деятельности, должны поступать в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ). Причем поступают они в бюджет в полной сумме полученного дохода.

До 30.11.2009 порядок расходования средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также финансируемыми за счет бюджетных средств организациями и учреждениями был утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 N 222. С указанной даты это Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.11.2009 N 918. В результате на данном этапе не существует нормативного документа, регламентирующего расходование средств на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц учреждениями, финансируемыми за счет бюджетных средств.

Однако, по мнению автора, это не означает, что казенные учреждения не имеют права осуществлять представительские расходы за счет бюджетных средств.

Целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). При этом в соответствии со ст. 184.1 БК РФ законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета. Направление расходования бюджетных средств у казенных учреждений отражается в бюджетной смете.

Таким образом, казенное учреждение вправе производить представительские расходы за счет средств бюджета в случае, если данные расходы предусмотрены бюджетной сметой.

Что относится к представительским расходам?

Бюджетное законодательство не дает ответа на этот вопрос, поэтому обратимся к Налоговому кодексу.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

В этой же статье Налогового кодекса отмечено, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. При этом не стоит забывать, что Налоговый кодекс определяет состав представительских расходов в целях исчисления налога на прибыль, то есть в п. 2 ст. 264 НК РФ поименованы только те расходы, которые признаются в целях налогообложения.

На практике состав представительских расходов может быть значительно шире. Так, например, в соответствии с Методическими рекомендациями по применению классификации операций сектора государственного управления, доведенными Письмом Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383, к представительским расходам, расходам на прием и обслуживание делегаций относятся:

— представительские расходы и расходы протокольного характера в соответствии с законодательством РФ;

— расходы, осуществляемые при приеме и обслуживании иностранных делегаций (расходы на оплату найма жилого помещения, питания, проведения официальных приемов (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), буфетного обслуживания, мероприятий культурной программы, бытового обслуживания, услуг переводчиков, приобретения сувениров и памятных подарков, услуг залов официальных лиц и делегаций в аэропортах и на вокзалах, аренды помещений, транспортного обеспечения).

Бухгалтерский учет представительских расходов

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, представительские расходы, расходы на прием и обслуживание делегаций следует относить на статью 290 «Прочие расходы».

Начисление представительских расходов отражается в бухгалтерском учете проводкой:

Дебет счетов 1 401 20 290 «Прочие расходы», 1 109 61 290 «Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг», 1 109 71 290 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов», 1 109 81 290 «Общехозяйственные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов»

Кредит счета 1 302 91 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам».

Пример 1. Казенное учреждение проводит официальный прием представителей иностранной организации. В рамках этого мероприятия учреждением оплачены услуги:

— по организации буфетного обслуживания во время проведения переговоров — стоимость услуг составляет 88 500 руб., в том числе НДС — 13 500 руб.;

— переводчика — 9000 руб.

Оплата услуг произведена за счет бюджетных средств. Представительские расходы предусмотрены бюджетной сметой учреждения.

В учете казенного учреждения указанные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Отражена стоимость буфетного

обслуживания

1 401 20 290

1 302 91 730

88 500

<*>

Отражена стоимость услуг переводчика

1 401 20 290

1 302 91 730

9 000

Оплачены услуги буфетного

обслуживания

1 302 91 830

1 304 05 290

88 500

Оплачены услуги переводчика

1 302 91 830

1 304 05 290

9 000

<*> Поскольку оказание услуг казенными учреждениями на основании пп. 4.1 п. 1 ст. 146 НК РФ не облагается НДС, сумма НДС, предъявленного поставщиком услуг буфетного обслуживания, учитывается в стоимости услуг (п. 23 Инструкции N 157н <1>, пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Иногда учреждения самостоятельно приобретают материальные ценности, которые впоследствии планируется использовать при проведении представительских мероприятий, например сувенирную продукцию, продукты питания (чай, кофе, кондитерские изделия). В этом случае расходы на приобретение материальных ценностей отражаются по соответствующим статьям КОСГУ:

— приобретение сувенирной продукции — по статье 290 «Прочие расходы»;

— приобретение продуктов питания — по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Начисление расходов по приобретению сувенирной продукции отражается в учете аналогично приведенному выше начислению представительских расходов. При этом одновременно с отражением расходов на основании п. 345 Инструкции N 157н стоимость сувенирной продукции отражается на забалансовом счете 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». Учет продукции на таком счете ведется в течение всего периода ее нахождения в данном учреждении по стоимости приобретения.

Приобретение продуктов питания отражается следующей корреспонденцией счетов:

Дебет счета 1 105 32 340 «Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»

Кредит счетов 1 208 34 660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов», 1 302 34 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов».

Списание продуктов питания, израсходованных в рамках проведения официальных приемов, отражается в учете на основании Требования-накладной (ф. 0315006) следующей бухгалтерской записью:

Дебет счетов 1 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 1 109 61 272 «Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг», 1 109 71 272 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов», 1 109 81 272 «Общехозяйственные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»

Кредит счета 1 105 32 440 «Уменьшение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения».

Пример 2. Казенное учреждение организует деловую встречу иностранных гостей. В целях проведения официального приема и деловых переговоров подотчетным лицом была приобретена за счет бюджетных средств сувенирная продукция на сумму 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб., а также чай и кофе для организации проведения переговоров в неофициальной обстановке на сумму 5000 руб.

В учете учреждения указанные операции отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Выданы денежные средства из кассы

учреждения подотчетному лицу на

приобретение сувенирной продукции

1 208 91 560

1 201 34 610

59 000

Выданы денежные средства из кассы

учреждения подотчетному лицу на

приобретение продуктов питания

1 208 34 560

1 201 34 610

5 000

На основании отчета подотчетного

лица отражены расходы по

приобретению сувенирной продукции

1 401 20 290

1 208 91 660

59 000

Поставлена на забалансовый учет

сувенирная продукция

59 000

Переданы подотчетным лицом продукты

питания на склад учреждения

1 105 32 340

1 208 34 660

5 000

Списаны продукты питания,

израсходованные в рамках проведения

деловой встречи

1 401 20 272

1 105 32 440

5 000

Списана с забалансового учета

сувенирная продукция после вручения

ее гостям

59 000