Староста села орган местного самоуправления

УТВЕРЖДЕНО

решением Совета депутатов

муниципального образования «Важинское городское поселение»

от «26» апреля 2013 № 34

ПОЛОЖЕНИЕ

о старостах сельских населенных пунктов

муниципального образования «Важинское городское поселение

Подпорожского муниципального района Ленинградской области»

1. Общие положения

1.1. Правовую основу организации деятельности старосты составляют:

— Конституция Российской Федерации;

— Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

— Областной закон от 14 декабря 2012 года № 95-оз «О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления»;

— Устав Важинского городского поселения;

— муниципальные правовые акты органов местного самоуправления;

— настоящее Положение.

1.2. Староста – лицо, избранное на собрании (конференции) жителей части территории поселения численностью жителей менее 50 человек или из числа членов общественного совета части территории Важинского городского поселения с численностью жителей от 50 до 500 человек.

1.3. Перечень частей территории Важинского городского поселения, на которых осуществляют свою деятельность старосты, утверждается Советом депутатов Важинского городского поселения (приложение №1 к Положению).

2. Основные задачи деятельности старост

Основными задачами деятельности старосты является:

2.1. представительство интересов жителей части территории поселения при решении вопросов местного значения в органах местного самоуправления;

2.2. оказание помощи органам местного самоуправления Важинского городского поселения и Подпорожского муниципального района в решении вопросов местного значения.

3. Направление деятельности старосты

3.1. Направления деятельности старосты определяются федеральным законодательством и законодательством Ленинградской области о местном самоуправлении Уставом Важинского городского поселения и настоящим Положением.

3.2. Основными целями деятельности старосты являются:

— содействие социально-экономическому и культурному развитию территории населенных пунктов;

— содействие по формированию здорового образа жизни;

— социальная поддержка населения;

— оказание содействия органам местного самоуправления в решении вопросов местного значения на части территории поселения.

4. Полномочия старосты

При осуществлении своей деятельности староста обладает следующими полномочиями:

4.1. в сфере взаимодействия с органами местного самоуправления, государственными органами, предприятиями и организациями:

4.1.1. представляет интересы населения, проживающего на территории осуществления деятельности старосты (далее – на подведомственной территории);

4.1.2. доводит до сведения населения информацию об изменениях в законодательстве, муниципальных правовых актах;

4.1.3. участвует в заседаниях совета депутатов при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы населения, проживающего на подведомственной территории;

4.1.4. содействует реализации муниципальных правовых актов совета депутатов, главы муниципального образования, администрации Важинского городского поселения (далее – администрации), направленных на улучшение условий жизни населения;

4.1.5. обеспечивает исполнение решений, принятых на собраниях (конференциях) граждан, в пределах своих полномочий;

4.1.6. обращается с письменными и устными запросами, заявлениями и документами в органы местного самоуправления, к руководителям предприятий, организаций, учреждений, от которых зависит решение того или иного вопроса, затрагивающего интересы граждан, проживающих на подведомственной территории;

4.1.7. взаимодействует с депутатами совета депутатов Важинского городского поселения, депутатом Законодательного собрания Ленинградской области соответствующего избирательного округа, администрацией;

4.1.8. информирует администрацию о фактах самовольного захвата земельных участков и самовольного строительства, иных нарушениях в сфере землепользования и застройки;

4.1.9. выполняет отдельные поручения органов местного самоуправления Важинского городского поселения и Подпорожского муниципального района.

4.2. в сфере благоустройства:

4.2.1. контролирует исполнение Правил благоустройства на территории Важинского городского поселения гражданами и организациями (выносит устные предупреждения, вручает письменные предупреждения должностных лиц администрации);

4.2.2. организует на добровольных началах участие населения в работах по благоустройству, уборке и озеленению подведомственной территории, ремонту общественных колодцев;

4.2.3. контролирует содержание мест общего пользования, малых архитектурных форм;

4.2.4. содействует администрации в содержании в надлежащем состоянии мест воинских захоронений, памятных (мемориальных) досок, иных памятников на территории населенного пункта.

4.3. в сфере предоставления бытовых и жилищно-коммунальных услуг информирует администрацию:

4.3.1. о качестве предоставляемых населению услуг по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению, водоотведению, уличному освещению, торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию, транспортных услуг;

4.3.2. о состоянии автомобильных дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений на подведомственной территории;

4.3.3. о качестве услуг по ремонту и содержанию многоквартирных домов;

4.3.4. содействует в организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, иного мусора.

4.4. в сфере организации и проведения общественных мероприятий:

оказывает помощь в проведении массово-политических, праздничных мероприятий, собраний (конференций) граждан, встреч депутатов с избирателями.

4.5. в сфере оказания мер социальной поддержки:

4.5.1. передает информацию в органы социальной защиты о гражданах, нуждающихся в оказании помощи социальных работников;

4.5.2. помогает престарелым одиноким гражданам и инвалидам в сборе необходимых справок.

4.6. в сфере охраны общественного порядка и соблюдения законодательства содействует сотрудникам отдела внутренних дел:

4.6.1. в обеспечении общественного порядка, применении мер общественного воздействия к лицам, склонным к правонарушениям, а также к родителям, ненадлежащим образом, исполняющим обязанности по воспитанию и обучению детей;

4.6.2. в осуществлении контроля за соблюдением гражданами правил регистрационного учета.

4.7. в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций:

4.7.1. оказывает помощь администрации в осуществлении противопожарных мероприятий;

4.7.2. информирует администрацию о состоянии:

— противопожарных водоемов;

— подъездов к водоисточникам;

— звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;

4.7.3. информирует администрацию о наличии в домовладениях противопожарного инвентаря;

4.7.4. обеспечивает хранение и использование мотопомп, пожарных рукавов, дизель-генераторов и другого оборудования;

4.7.5. предупреждает органы местного самоуправления, государственную противопожарную службу, граждан об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

4.8. в сфере реализации избирательных прав:

4.8.1. содействует администрации в организации и проведении референдумов, выборов;

4.8.2. оказывает помощь кандидатам в депутаты и их представителям в организации встреч с избирателями.

5. Полномочия органов местного самоуправления

относительно деятельности старосты

5.1. К основным полномочиям органов местного самоуправления относительно деятельности старосты относятся:

— предоставление права старосте участвовать в обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей подведомственных территорий на заседаниях совета депутатов, совещаниях, проводимых администрацией;

— оказание организационной, методической, информационной помощи старосте;

— содействие выполнению решений собрания (конференции) граждан, принятых в пределах их компетенции;

— учет мнения населения, обозначенного собранием (конференцией) граждан;

— заключение гражданско-правового договора со старостой по исполнению его полномочий.

5.2. Взаимодействие со старостами от имени органов местного самоуправления осуществляет администрация.

6. Порядок избрания и прекращения полномочий старосты

6.1. Староста избирается сроком на 5 лет.

6.2. В сельских населенных пунктах с численностью жителей от 50 до 500 человек староста избирается из числа членов Общественного совета части территории поселения.

В сельских населенных пунктах с численностью жителей до 50 человек староста избирается непосредственно из присутствующих на собрании (конференции) граждан.

6.3. Староста избирается на собрании (конференции) жителей части территории Важинского городского поселения из числа населения, постоянно или преимущественно проживающего на территории, на которой проводится собрание, достигших 18-летнего возраста.

6.4. В собрании имеют право участвовать граждане Российской Федерации, проживающие на данной территории, а также граждане, не проживающие на данной территории, но являющиеся собственниками либо владельцами недвижимого имущества, расположенного на этой территории, заявившие о желании участвовать в собрании.

6.5. Собрание граждан по выборам старосты считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, обладающее активным избирательным правом.

6.6. Кандидаты в старосты могут быть выдвинуты:

— путем самовыдвижения;

— по предложению органа местного самоуправления поселения;

— жителями части территории поселения, на которой избирается староста.

Число кандидатов не ограничивается.

6.7. Избранным старостой считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов от числа принявших участие в голосовании.

6.8. Староста имеет удостоверение установленного образца, которое подписывается главой Важинского городского поселения (приложение № 2 к Положению).

6.9. Полномочия старосты прекращаются досрочно в случае:

6.9.1. сложения полномочий старосты на основании личного заявления;

6.9.2. систематического неисполнения своих обязанностей;

6.9.3. отзыва избирателями;

6.9.4. переезда старосты на постоянное место жительства за пределы части территории поселения, на которой осуществляется их деятельность;

6.9.5. вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении старосты;

6.9.6. прекращения гражданства Российской Федерации;

6.9.7. признания недееспособным по решению суда;

6.9.8. вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении старосты;

6.9.9. смерти старосты.

Решение о досрочном прекращении полномочий старосты принимается собранием (конференцией) граждан.

6.10. Досрочное переизбрание старосты производится в соответствии с порядком его избрания.

6.11. В связи с утратой доверия из-за систематического неисполнения своих обязанностей или грубого нарушения действующего законодательства, досрочное переизбрание старосты может быть инициировано жителями или органами местного самоуправления поселения.

Вопрос о досрочном переизбрании старосты выносится на собрание (конференцию) граждан по письменному обращению к главе администрации не менее 25% жителей, части территории поселения подведомственного старосте, или администрации Важинского городского поселения. Собрание (конференция) граждан назначается постановлением главы муниципального образования.

Староста считается досрочно переизбранным, если за его переизбрание проголосовало не менее двух третей присутствующих на собрании (конференции) граждан.

7. Денежное вознаграждение старосты

7.1. Старостам может выплачивается денежное вознаграждение за работу по выполнению полномочий, в размере и порядке, установленном решением Совета депутатов Важинского городского поселения.

7.2. Финансирование расходов, на выплату денежного вознаграждения старостам производится за счет средств местного бюджета Важинского городского поселения.

8. Ответственность старосты

8.1. Ответственность старосты перед населением, советом депутатов Важинского городского поселения, администрацией, наступает в случае нарушения действующего законодательства, Устава Важинского городского поселения, настоящего Положения, невыполнения муниципальных правовых актов Важинского городского поселения и Подпорожского муниципального района, либо утраты им доверия со стороны жителей.

9. Контроль за деятельностью старосты

9.1. Контроль за деятельностью старосты осуществляется путем заслушивания его ежегодного отчета на собрании (конференции) граждан, а также на основании акта о выполненных работах по исполнению полномочий старосты, подписанного главой администрации и старостой.

9.2. Работа старосты признается участниками собрания (конференции) удовлетворительной либо неудовлетворительной. Если староста за свою работу получил неудовлетворительную оценку, то собрание (конференция) вправе поставить вопрос об его досрочном переизбрании, либо дать срок для устранения выявленных недостатков.

Вложения:

Файл Описание
Решение № 34 от 26.04.2013.doc Об утверждении Положения об организации деятельности старост, Общественного совета на территории муниципального образования «Важинское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области»

В России возрождается институт сельских старост

Самой близкой к народу властью может стать институт сельских старост, возрождаемый в ряде регионов страны. Уже несколько лет старосты на общественных началах действуют в селах Ленинградской, Вологодской, Нижегородской, Оренбургской и некоторых других областей.

Недавно губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко на встрече с Владимиром Путиным убеждал президента в необходимости узаконить этот стихийно создаваемый институт самой близкой к народу власти.

— Мы поставили перед собой задачу максимально вовлечь жителей сельской местности в систему местного самоуправления и возродили институт старост, — рассказал Дрозденко. — Старост у нас в небольших деревнях выбирают на сходах. Но было важно дать этому механизму жизнь, чтобы люди почувствовали, что староста может решать их насущные вопросы. Вопросы очень простые: отремонтировать колонку, сделать уличное освещение, отремонтировать крыльцо Дома культуры.

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко попросил Владимира Путина узаконить институт старост

В Ленинградской области приняли закон финансовой поддержки сельских старост, и в 2013 году на это потратили порядка 140 миллионов рублей. По словам Дрозденко, это небольшие деньги, но люди увидели, что очень многие вопросы решаются. «Когда мы, например, отремонтируем внутридеревенскую дорогу, то сразу очень многие видят, что власть работает, — сказал он. — Старосты даже в некоторой степени сегодня подменяют собой функции местного самоуправления, что позволяет нам пойти на первый этап реформ: это частичное укрупнение муниципальных образований».

Владимира Путина, похоже, эта информация заинтересовала, и он заявил, что «нужно будет посмотреть на этот опыт подробнее и познакомить с ним коллег». Под коллегами, видимо, он подразумевал сотрудников своей администрации и членов правительства.

Справка «РР»

Сельский староста – низшая ступень в иерархии сельской власти в Российской империи, выборное должностное лицо сельского общества. Права и обязанности этого должностного лица были закреплены в «Общем Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 года». Староста избирался сельским сходом на трёхгодичный срок. Община контролировала его работу, назначала плату за труд.

Староста созывал и распускал сход, объявлял повестку, утверждал решения схода, приводил их в исполнение. Он следил за целостностью меж, за состоянием дорог, мостов, гатей на вверенном ему участке. Следил за сбором взносов, исполнением повинностей, за исполнением договоров, за порядком в общественных местах. Он должен был принимать меры по сохранению правопорядка и общественного спокойствия, задерживать лиц без документов, беглых солдат. Староста должен организовать в случае необходимости борьбу с пожаром, наводнением, эпидемией и т. д. Ведомству старосты подлежали все лица податных сословий, проживающие на подведомственной ему территории.

Староста имел право за маловажные проступки сажать под арест до двух дней, штрафовать до 1 рубля, или назначать общественные работы до двух дней.

На соровских торжествах 1903 года по прославлению препододобного Серафима сельские старосты встречали хлебом-солью царя Николая II

В Вологодской области возрождение института старост также было инициировано региональной властью. По мнению чиновников и депутатов, такой возврат к традиции позволит не только оперативно решать возникающие проблемы, но и улучшить ситуацию на селе в целом.

Укрупнение сельских поселений, которое проводится сейчас в каждом регионе, приводит к тому, что мелкие села и деревни становятся значительно удаленными от райцентра и жители попросту остаются один на один со своими проблемами. На сегодняшний день в Вологодской области насчитывается около 270 городских и сельских поселений и около 8 тыс. населенных пунктов. Реформа местного самоуправления, в рамках которой проводится укрупнение, сократит количество поселений на 16% уже к концу этого года. Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников решил, что жители, которые согласятся стать добровольными помощниками власти на местах, смогут исправить складывающуюся ситуацию.

«Необходимо чтобы в деревнях были добровольные помощники органов местного самоуправления на селе — так называемые старосты, — написал он в своем интернет-блоге. Староста — это своего рода посредник между органами местного самоуправления и населением. Это авторитетная фигура среди сельских жителей, человек, который способен организовать односельчан на выполнение общественно-значимых задач. Для нас очень важно услышать мнение населения в решении вопросов местного самоуправления, важно, чтобы ни одна проблема граждан не осталась без внимания. Поэтому, я инициировал создание института старост в области и поручил правительству области в месячный срок подготовить предложения по разработке соответствующей нормативной документации».

Олег Кувшинников: Староста — это своего рода посредник между органами местного самоуправления и населением.

Депутаты регионального заксобрания поддержали идею губернатора и разработали законопроект, согласно которому в населенных пунктах Вологодской области появятся сельские старосты.

Как предполагается, сельский староста будет отстаивать законные права и интересы жителей в органах местного самоуправления, а также извещать чиновников и депутатов о возникающих в населенном пункте проблемах и неурядицах. Кроме того, человек, который возьмет на себя такую функцию, будет извещать и самих селян об изменениях в законодательстве и новых нормативно-правовых актах. Сельский староста, ко всему прочему, будет собирать сведения об односельчанах, нуждающихся в помощи (погорельцах, неблагополучных семьях, людях, оказавшихся в стесненном материальном положении и т. д.).

Предполагается, что все эти обязанности лягут на плечи желающих на добровольных началах. Материальное вознаграждение за эту деятельность не предусмотрено. Каждые четыре года люди сами будут выбирать старосту на общем собрании. Без сомнения, эту почетную должность сможет занять человек, пользующийся уважением и доверием односельчан.

Справедливости ради стоит отметить, что для Вологодчины институт сельских старост не нов. Он появился в области еще в 1994 году. Добровольные помощники работали в каждом крупном поселении и помогали органам местного самоуправления решать возникающие проблемы. Однако спустя некоторое время потребность в этом общественном институте отпала из-за существенного сокращения количества сельских жителей. Спустя два десятилетия всё возвращается на круги своя.

Сегодня разработчики областного законопроекта надеются, что удастся из сельских старост создать и общественный совет. Совет будет действовать при губернаторе региона и сможет поднимать те проблемы, о которых чиновники, обычно, узнают спустя время. На данный момент законопроект «О старостах населённых пунктов Вологодской области» вынесен на общественное обсуждение. Депутаты ждут мнения жителей, чтобы внести в документ необходимые поправки.

В Нижегородской области к созданию института старост подтолкнули лесные пожары, охватившие регион летом 2010 года. Так, тогда только в Навашинском районе практически полностью выгорели несколько крупных поселков и деревень. По счастливой случайности обошлось без человеческих жертв, но без крыши над головой остались десятки семей, на восстановление «погоревших» сел были истрачены из бюджета многие миллионы рублей. Как вспоминают очевидцы, в то засушливое лето постоянно буйствовали верховые лесные пожары, которые беспрепятственно перекидывались на сельские улицы. Из-за отсутствия своевременного оповещения жители оказывались захваченными врасплох и не могли противостоять стихии.

Поэтому в обязанность сельским старостам, появившимся после того года в поселках и деревнях, сейчас в первую очередь в обязанность вменяется своевременное оповещение населения о грозящих опасностях – пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях. Хотя возможностей для этого у них не много, чаще всего для этого используется сельская рында (кусок старого рельса, подвешенного на уличном столбе). Староста села Новошино Николай Денисов рассказывает:

— У нас есть несколько жителей, которым по девяносто и более лет. Если случается какая-то опасность, то первым делом стараемся их оповестить. Приходится иной раз делать немалые пробежки. Мобильные телефоны есть далеко не у всех, в основном у молодежи. Правда, на нескольких улицах теперь установили рынды с деревянными молотками, потому что в случае нужды надо быстро подать сигнал. За последнее время в селе случилось три пожара, к счастью, обошлось без жертв.

Самым действенным способом оповещения о бедствиях на селе по-прежнему остается рында

Конечно, переоценивать институт старост как самого низкого уровня власти вряд ли стоит. Но уже само то, что он возрождается через столетия, говорит о его востребованности самой жизнью. Однако в нынешнем своем виде он вряд ли долго сохранится. Хотя бы потому, что на федеральном уровне нет никакой правовой базы для его функционирования: не определен статус старост, их полномочия и обязанности, не сказано, за счет чего они должны содержаться и какой материальной базой могут располагать. Голый энтузиазм, конечно, замечательно, но, как показывает практика, в чистом виде он сохранился сегодня, как ни парадоксально, лишь у людей старшего поколения, у молодых же выполнять общественную нагрузку на добровольных началах большого желания нет. Все эти вопросы, так или иначе, решаются на региональном уровне, однако было бы куда лучше, если бы институт сельских старост был узаконен.

К сожалению, в законопроекте о реформе местного самоуправления, который сегодня рассматривается в Государственной Думе, институт старост никак не отражен. А жаль. Беда многих наших законов в том и состоит, что зачастую они рождаются в кабинетах власти высокого уровня и мало соотносятся с реалиями жизни народа. Впрочем, есть надежда, что президент, заинтересовавшийся опытом ленинградцев, не забудет о нем и действительно даст поручения чиновникам проанализировать его и, если результат будет положительным, разработать новый проект реформы МСУ. Уже с учетом института сельских старост.