Ст 46 212 ФЗ

Ответственность за нарушение пенсионного законодательства

Регулярное денежное пособие, которое выплачивается лицам, достигшим пенсионного возраста, имеющим инвалидность или лицам, потерявшим кормильца, имеет название пенсия. Согласно действующему законодательству, в РФ существует несколько категорий пенсий – трудовая, по инвалидности, по потере кормильца и государственная. В соответствии с законом, трудовая пенсия есть ежемесячная денежная выплата гражданам, являющая собой цель компенсации заработной платы или другого дохода, получаемого застрахованным лицом перед выходом на пенсию либо утратой нетрудоспособности. Ежемесячная государственная денежная выплата, которая назначается в соответствии с условиями и нормами российского законодательства, предоставляемая гражданам в целях компенсации им дохода, в связи с прекращением госслужбы, носит название — государственная пенсия.

Деятельность в сфере пенсионного обеспечения граждан России любой категории строго контролируется со стороны государства, что соответственно, способствует обязательному соблюдению норм законов и иных правовых актов в этой сфере, и влечет ответственность за нарушение пенсионного законодательства в определенных случаях. Ответственность предпринимателей за нарушение законодательства, также включена в ответственность в сфере пенсионного обеспечения, что реализуется в форме привлечения руководителей и должностных лиц предприятия к налоговой и административной ответственности.

Ответственность за нарушение пенсионного законодательства, также как и ответственность в большинстве случаев (например, ответственность за нарушение рекламного законодательства) осуществляется посредством административного, гражданско-правового и иного российского законодательства. При этом, ответственность за нарушение пенсионного законодательства имеет несколько субъектов – это могут быть руководители и должностные лица предприятий, юридические и физические (плательщики) лица. Ответственность плательщика за нарушение законодательства, при оплате страховых взносов, выражается в применении к нарушителям штрафных санкций в размере от 5 до 40% от неуплаченной суммы страховых взносов, каждый отдельный штраф рассчитывается в соответствии с определенным случаем.

Согласно российскому законодательству, ответственность за нарушения в сфере пенсионного обеспечения, как правило, влечет меру воздействия в виде наложения штрафных санкций не только при уплате страховых взносов, но и при иных видах нарушений со стороны руководителей и должностных лиц. Так, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» регламентирует ответственность:

для страхователя:

— за нарушение страхователем срока регистрации в ПФР – до истечения 90 дней штраф в размере 5000р., по истечении 90 дней – 10000р.;

— за неуплату сумм страховых взносов, занижения базы для исчисления взносов и иных неправомерных действий в сфере неправильных исчислений – по неосторожности – в размере 20% от неуплаченной суммы, умышленно – 40%;

для иного лица:

— за несвоевременное или неправомерное сообщение лицом сведений, которые должны были быть сообщены ПФР – однократно – в размере 1000р., повторно в течение календарного года – 5000р.

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» статьей 17 определяет ответственность для страхователей за не предоставление в ПФР сведений для осуществления индивидуального учета, равно как и предоставление таких сведений не в полном объеме либо в недостоверной форме — штраф составляет 10% от платежей ПФР причитающихся за отчетный год.

Вопрос: …Правомерно ли начисление территориальным органом ПФР штрафа в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 n 212-ФЗ в сумме 100 руб. за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, согласно которому размер взносов, подлежащих уплате, составляет 0 руб.? Просрочка составляет менее 180 дней. (Консультация эксперта, ПФ РФ, 2010)

Вопрос: Правомерно ли начисление территориальным органом Пенсионного фонда РФ штрафа в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в сумме 100 руб. за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, согласно которому размер взносов, подлежащих уплате, составляет 0 руб.? Просрочка составляет менее 180 дней.
Ответ: Статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) определены плательщики страховых взносов.
Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы являются органами, осуществляющими контроль за уплатой страховых взносов (ст. 3 Закона N 212-ФЗ).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов установлены ст. ст. 15 и 16 Закона N 212-ФЗ.
При этом следует обратить внимание, что Закон N 212-ФЗ не содержит положений, предусматривающих возможность плательщиков страховых взносов не представлять в территориальные органы ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, если сумма по такому расчету составляет 0 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Таким образом, полагаем, что если территориальным органом ПФР установлен факт непредставления плательщиком страховых взносов в установленный Законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, то штраф не может составлять менее 100 руб. вне зависимости от суммы страховых взносов, подлежащих уплате.
Следует отметить, что аналогичного мнения по вопросу применения штрафов за несвоевременное представление в налоговые органы налоговой декларации придерживается Минфин России (см., например, Письма от 27.10.2009 N 03-07-11/270, от 16.01.2008 N 03-02-07/1-14). Считаем необходимым учитывать данную позицию Минфина России ввиду схожести норм п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ и ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ (официальные разъяснения Минздравсоцразвития России по данному вопросу в настоящее время отсутствуют).
Таким образом, по-видимому, территориальные органы ПФР будут привлекать плательщиков страховых взносов к ответственности в виде штрафа (100 руб.) за несвоевременно представленный «нулевой» расчет.
Вместе с этим следует иметь в виду, что по данному вопросу может быть высказано и иное мнение.
Часть 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ предусматривает расчет штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе расчета, но не менее 100 руб. Таким образом, штраф должен рассчитываться территориальными органами ПФР именно в процентном соотношении к подлежащей уплате сумме страховых взносов. Поскольку в рассматриваемом случае подлежащая уплате сумма взносов равна 0, то штраф не может быть рассчитан в процентном соотношении к «нулевой» сумме.
Некоторые суды по вопросу применения штрафов за несвоевременное представление в налоговые органы налоговой декларации соглашаются с такой позицией (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2010 N А26-4188/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.07.2008 N А19-4285/08-52-Ф02-3619/08).
Учитывая изложенное, полагаем, что территориальные органы ПФР вправе начислять штраф в соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ в сумме 100 руб. за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, согласно которому размер взносов, подлежащих уплате, составляет 0 руб. При этом у плательщиков страховых взносов имеется возможность обжаловать начисление таких штрафов в судах, которые, возможно, будут принимать позицию плательщиков.
Д.И.Покшан
Пенсионный фонд РФ
14.04.2010

>Новости

13 Фев 2018

Привлечение к ответственности за непредставление в срок расчёта пенсионных взносов возможно по утратившей силу статье 46 Закона №212-ФЗ

Многочисленные вопросы в данном деле возникли не только у субъекта, привлечённого к ответственности, но и у опытных судей Арбитражного суда г. Москвы, рассматривающих заявление компании о признании решения ПФР о наложении штрафа незаконным. Фирма и АС обратились за разъяснения в Конституционной суд России.

Суть спора

13 января 2017 года Пенсионным фондом было вынесено Решение о наложении штрафа по ч.1 ст.46 Закона №212-ФЗ на фирму, перечислившую страховые взносы вовремя в полном объёме, за непредоставление в срок расчёта страховых взносов за периоды до 01.01.2017.

Между тем, законодательный акт от 24.07.2009 №212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 года. В настоящее время ответственность за просрочку подачи расчётов установлена статьёй 119 НК России. По мнению заявителя, Решение ПФР, вынесенное после утраты силы статьёй 46, является незаконным, и в данном случае после 01.01.2017 к субъекту могут применяться только нормы Налогового Кодекса.

Перед Арбитражным судом г. Москвы, рассматривающий данное дело, возник вопрос о конституционности статьи 46 Закона №212-ФЗ и статьи 20 Закона от 03.07.2016, вносящим изменения в ряд актов ввиду наделения налоговых органов полномочиями по администрированию пенсионных платежей.

Разъяснения КС РФ

Рассмотрев дело по объединённым в одно производство заявлениям компании и Арбитражного суда, КС России 18 января 2018 года вынес Постановление №3-П, в котором дал следующие разъяснения.

Компания была привлечена к ответственности за просрочку подачи сведений за периоды до 01.01.2017. На тот момент Закон №212-ФЗ не утратил силы.

В соответствии со ст.54 Конституции, акт, устанавливающий или отягчающий ответственность, не имеет обратной силы. Кто-либо не должен быть наказан за деяние, которое в период его совершения не считалось противоправным. И напротив, если ответственность по новому законодательству устраняется или смягчается, действует новый закон.

Наказание за непредоставление расчётов предусматривалось и ранее статьёй 46 Закона «О страховых взносах…», теперь это же деяние также считается правонарушением, ответственность за которое установлена НК РФ (ст.119).

Таким образом, ст. 46 и ст.20 не противоречат Конституции. Норма утратившего силу Закона может применяться к отношениям, возникшим до отмены закона, если ответственность по старой статье мягче.

Вместе с тем, Конституционный суд воздержался от комментариев по поводу того, какое же наказание является более мягким в данном случае: предусмотренное ФЗ «О страховых

взносах…» или Налоговым Кодексом. КС рекомендовал гос. органам подробно изучать каждое конкретное дело и выносить решение о наказании за непредоставление расчёта страховых платежей (за период до 01.01.2017) с учётом положений ст.54 Конституции.