Ст 45 о банкротстве

Процесс регулирования банкротства по статье 213 Федерального закона

Статья 213 является составляющей частью параграфа 1.1, главы 10 указанного закона и имеет 32 пункта. Наиболее значимые из них:

  • статья 213.1 призвана урегулировать отношения между участниками дела о банкротстве физлица;
  • ст. 213.4 закона о банкротстве физических лиц определяет порядок составления и подачи заявления на признание несостоятельности;
  • ст. 213.7 ФЗ о несостоятельности уточняет правила опубликования сведений о банкротстве;
  • ст. 213.8 ФЗ о банкротстве регулирует вопросы, связанные с понятием конкурсных кредиторов и их полномочиями, так п. 2 статьи определяет порядок включения требований кредиторов в реестр, а п.7 указывает, что по общему согласию может быть проведено заочное собрание кредиторов в конкурсном производстве.
  • ст. 213.9 ФЗ о несостоятельности определяет порядок назначения и полномочия арбитражного управляющего.
  • ст. 213.11 оговаривает возможные последствия после введения реструктуризации долгов гражданина;
  • ст. 213.25 уточняет, какое именно имущество подлежит реализации при введении конкурсного производства;
  • ст. 213.28 оговаривает пути освобождения физического лица от долгов.

Комментарии к статье 213

  1. В статье 213.1 Федерального закона оговаривается, что все положения главы 10 имеют отношение только к банкротству физлиц и индивидуальных предпринимателей. Но под это понятие не попадают граждане, которые занимаются ведением крестьянско-фермерского хозяйства.

Также здесь указано, что в случае объявления неплатежеспособности ИП, его имущество, с помощью которого он осуществлял свою деятельность, подлежит продаже согласно правилам, установленным для реализации имущества юридического лица.

При подаче заявления и публикации данных о банкротстве с должника взимается плата

  1. Основные положения ст. 213.4 заключаются в следующем:
  • Физическое лицо имеет право лично обратиться в суд с просьбой о признании своей несостоятельности. Для этого необходимо наличие общего долга в 500 000 и более и непогашение его в течение трех месяцев. Подать заявление можно при наличии иных признаков неплатежеспособности, указанных в ст. 213.6 данного законопроекта.
  • Когда погашение одного кредита приведет к тому, что гражданин не сможет рассчитаться по иным долгам, он не просто может – он должен обращаться в арбитражный суд РФ с просьбой о признании своей неплатежеспособности.
  • Потенциальный банкрот имеет право указать в заявлении саморегулируемую организацию, из числа членов которой будет выбран арбитражный управляющий для проведения процесса.
  • Если гражданин лично обращается в суд – он должен заранее оплатить услуги арбитражного управляющего в размере 25 000 рублей.
  • Может быть произведена отсрочка данного платежа, но только до момента первого заседания суда.
  1. Ст. 231.7 устанавливает, что вся информация, касающаяся дела о банкротстве физического лица, должна быть опубликована в ЕФРСБ. При этом в газете «Коммерсантъ», установленной законодательством в качестве периодического издания, где должна размещаться информация о неплатежеспособности отдельных лиц, могут быть опубликованы сведения только о введении этапа наблюдения.

Здесь же указано, что все расходы по оплате публикаций должны быть погашены за счет средств должника.

  1. Ст. 213.8 определяет, когда и для чего должно быть созвано первое собрание кредиторов при банкротстве гражданина и последующие. Здесь указано, что в случае, когда один или несколько кредиторов не имеют возможности посетить собрание оно либо признается несостоявшимся (когда не хватает общего количества голосов), либо может быть проведено в заочной форме. По своему усмотрению на заседании может присутствовать сам должник или его доверенное лицо, но права голоса у них нет.

После публикации решения о введении этапа наблюдения, у кредиторов есть срок в 2 месяца, чтобы включить свои требования в реестровый список.

  1. Ст. 213.9 указывает, что в любом деле о банкротстве должен принимать участие финансовый управляющий. Его труд оплачивается за счет средств несостоятельного гражданина, на данный момент эта сумма составляет 25 000 рублей и должна быть внесена должником еще до начала судебных заседаний, но финуправляющий сможет забрать ее только после окончания процесса.

По своему усмотрению финансовый управляющий может привлекать к делу третьих лиц, но все они должны быть одобрены арбитражным судом.

Реализация имущества производится на аукционе

  1. Ключевые положения ст. 213.11 заключаются в следующем:
  • после введения реструктуризации кредиторской задолженности никто не имеет права требовать от должника удовлетворения его обязательств, все выплаты будут производиться согласно установленному плану;
  • когда реструктуризация будет введена – прекратится начисление пени и штрафов по предыдущим задолженностям;
  • должник может совершить определенные имущественные сделки стоимостью более 50 000 рублей, но только с согласия арбитражного управляющего.
  1. Ст. 213.25 оговаривает, что имущество должника, которое подлежит реализации, должно быть продано посредством проведения аукционов на электронных торговых площадках. Здесь же указано, что реализации подлежит вся собственность должника, помимо той, что указана в ст. 446 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.

Если у гражданина имеются на то причины, он может подать заявление с просьбой убрать часть имущества из конкурсной массы, стоимость которого не будет превышать 10 000 рублей.

  1. Согласно ст. 213.28 после того, как все необходимое имущество должника было реализовано – производятся расчеты с его кредиторами. По их итогам арбитражный управляющий подает отчет в суд и дело закрывают, списывая при этом оставшиеся обязательства гражданина (если они еще остались).

В отдельных случаях долги физлица не будут списаны. К таковым относится:

  • обнаружение факта фиктивного банкротства;
  • предоставление доказательств того, что должник уничтожил или сокрыл часть своего имущества, чтобы оно не было реализовано;
  • обнаружение у физического лица собственности, о которой он ранее не предоставлял никаких сведений.

Скачать статью:

Статья 213 фз о банкротстве

О правовом регулировании банкротства будет рассказано в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом Заказать обратный звонок Все ещё остались вопросы? Позвоните по номеру +7 (499) 938 50 41 и наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы

Пленум ВС принял прокредиторское постановление по банкротству физических лиц

Верховный суд разъяснил сложные вопросы, которые возникают у судов при банкротстве граждан. Постановление ограничивает возможности банкротов-физлиц скрывать имущество с помощью супругов.

На заседании 25 декабря Пленум ВС принял постановление, в котором дал разъяснения по формированию и распределению конкурсной массы в делах о банкротстве граждан. Большая часть постановления посвящена вопросам, связанным с разделом имущества супругов.

В окончательную редакцию постановления вошло 14 пунктов, в которых ВС разъяснил:

  1. Что включается в конкурсную массу.
  2. Какое имущество исключают из конкурной массы.
  3. Когда действует исполнительский иммунитет.
  4. Почему не подлежит признанию недействительной сделка, направленная на отчуждение должником жилого помещения, если на момент рассмотрения спора в данном помещении продолжают совместно проживать должник и члены его семьи.
  5. Что учитывать судам, если единственное пригодное для постоянного проживания жилого помещения, находится в залоге
  6. В каком порядке погашать требования кредиторов по общим обязательствам супругов.
  7. Как реализовать имущество, которое принадлежит супругам на праве общей собственности.
  8. Как определять доли супругов в имуществе.
  9. Как кредиторам обжаловать раздел имущества в судебном или внесудебном порядке и при изменении законного режима имущества супругов брачным договором.
  10. Как реализовать имущество, когда процедуры несостоятельности введены в отношении обоих супругов.
  11. Как разрешать вопросы об установлении требований кредиторов по алиментным обязательствам супругов и о расходовании конкурсной массы на выплату алиментов судам.
  12. Как кредиторам обжаловать алиментные обязательства должника.
  13. Кто вправе оспорить в рамках дела о банкротстве сделки по отчуждению общего имущества должника и его супруга, совершенные супругом должника.
  14. В связи с принятием настоящего постановления признать не подлежащими применению пункты 18 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 года № 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей».

Источник: постановление Пленума ВС от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан» >Продлим подписку на 3 месяца бесплатно!

Cкорее подписаться!

Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего

1. При получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона.

В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе саморегулируемой организации заявленная саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.

Заявленная саморегулируемая организация не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

2. Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух дней и семи дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.

3. Заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

4. Не позднее чем в течение девяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.

Заявленная саморегулируемая организация несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих.

Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

5. По результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным пунктами 2 — 4 статьи 20 (в том числе требованиям, установленным саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней) и статьей 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

В случае представления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о несоответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьей 20.2 настоящего Федерального закона, а также информации об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд может принять решение об отказе в утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

В случае утверждения арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего, в отношении которого саморегулируемая организация арбитражных управляющих представила информацию, указанную в абзаце втором настоящего пункта, арбитражный управляющий обязан заключить дополнительный договор страхования ответственности арбитражного управляющего и представить данный договор в арбитражный суд и в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой он является, в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом. Размер страховой суммы по дополнительному договору страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть не менее чем размер компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих на последнюю отчетную дату, предшествующую дате утверждения кандидатуры арбитражного управляющего.

6. В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном настоящей статьей, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.

7. В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации.

Если в течение установленного срока заявитель не обратился в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве саморегулируемая организация не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуру арбитражного управляющего, арбитражный суд рассматривает ходатайства иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.

При поступлении нескольких ходатайств иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, кандидатура которого указана в ходатайстве, поступившем в арбитражный суд первым, или кандидатуру арбитражного управляющего, представленную саморегулируемой организацией, указанной в таком ходатайстве.

8. Утратил силу.

9. В случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение трех месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с настоящим Федеральным законом должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу.

10. В случае, если арбитражный управляющий, кандидатура которого указана в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протоколе собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего, либо иные арбитражные управляющие — члены заявленной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не имеют допуска к государственной тайне установленной формы и наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, заявленная саморегулируемая организация в срок, установленный пунктом 4 настоящей статьи, сообщает об этом в арбитражный суд.

11. Арбитражный суд обращается в заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, если она не получила или несвоевременно получила информацию о наличии допуска руководителя должника к государственной тайне и о форме такого допуска, для подтверждения информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или повторного представления саморегулируемой организацией кандидатуры арбитражного управляющего в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 45 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Комментируемая статья определяет порядок выдвижения и утверждения арбитражного управляющего.

2. Суд направляет в заявленную саморегулируемую организацию определение, в котором указаны требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Не позднее пяти дней с момента получения определения саморегулируемая организация должна представить в суд список из трех кандидатур.

Каждая из кандидатур арбитражных управляющих должна выразить свое согласие на назначение управляющим в конкретном деле и соответствовать тем требованиям, которые предъявлены к кандидатуре кредитором-заявителем либо собранием кредиторов. Расположение кандидатур в списке должно строго определяться соответствием их заявленным требованиям.

Если все кандидатуры профессионально отвечают требованиям ст. 20 Закона о банкротстве, учитываются их профессиональные качества.

3. Пункт 2 определяет порядок обеспечения свободного доступа заинтересованных лиц к проведению процедуры отбора кандидатур арбитражных управляющих.

Решение о включении в список трех кандидатур конкретных арбитражных управляющих принимается саморегулируемой организацией на коллегиальной основе. По нашему мнению, саморегулируемая организация кроме списка кандидатур должна представить в суд и протокол заседания саморегулируемой организации по отбору кандидатур.

4. Список кандидатур направляется должнику, заявителю (либо собранию кредиторов), а также, по нашему мнению, должен направляться и в регулирующий орган, поскольку до 3 декабря 2003 г. регулирующий орган имеет право обоснованно (мотивированно) отвести одну из кандидатур арбитражных управляющих.

5. При получении списка кандидатур заявитель и должник имеют право отвести по одной кандидатуре. Если и заявитель, и должник воспользовались своим правом, то арбитражный суд рассматривает единственную оставшуюся кандидатуру на предмет ее соответствия требованиям ст. 20 Закона о банкротстве.

Если ни кредитор, ни должник не воспользовались своим правом отвода, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую в списке более высокую позицию. Естественно, данная кандидатура должна также соответствовать требованиям, установленным ст. 20 Закона.

6. В случае непредставления в течение установленного настоящей статьей срока в арбитражный суд саморегулируемой организацией списка кандидатур управляющих арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в течение семи дней с даты обращения арбитражного суда обеспечить представление списка кандидатур иными саморегулируемыми организациями, включенными в единый государственный реестр саморегулируемых организаций.