Ст 314 УК РФ

1. Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства, пребывания или фактического нахождения, совершенные в целях уклонения от административного надзора, —

наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —

наказывается штрафом в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечание. Неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Комментарий к Ст. 314.1 УК РФ

1. Объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее постпенитенциарное поведение лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость.

Институт административного надзора как своеобразное правовое средство, обеспечивающее предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений со стороны лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость, а также оказание на этих лиц индивидуального профилактического воздействия, был восстановлен в российской правовой системе Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» . По смыслу этого Закона цели административного надзора достигаются путем установления освобожденному из мест лишения свободы ряда административных ограничений: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение нахождения вне своего жилища по месту жительства или пребывания в определенное время; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
———————————
СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2037.

Виды административных ограничений устанавливаются по судебному решению, но их конкретизация может осуществляться органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного.

2. Состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей, сформулирован как формальный, с учетом чего обязательными признаками объективной стороны этого преступления является только общественно опасное и противоправное деяние, а именно неприбытие без уважительных причин к избранному осужденным месту жительства или пребывания в установленный администрацией исправительного учреждения срок либо самовольное оставление этим лицом места жительства или пребывания.

Нарушение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, возложенных на него в связи с этим ограничений, предусмотренных ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, не является основанием для применения комментируемой статьи и, если в этих действиях не содержится состава иного преступления, влечет возложение на него административного взыскания, предусмотренного ст. 19.24 КоАП.

3. Наличие оконченного состава преступления, предусмотренного рассматриваемой статьей, констатируется уже в момент истечения срока, в течение которого лицо, в отношении которого установлен административный надзор, должно было явиться, но не явилось к избранному им месту жительства или пребывания, или же в момент, когда поднадзорное лицо самовольно покинуло территорию населенного пункта его места жительства или пребывания.

Моментом окончания данного преступления, являющегося по своему характеру длящимся, признается обнаружение и (или) задержание поднадзорного лица или же его явка по месту жительства или пребывания.

4. Уважительными причинами, при наличии которых неприбытие освобожденного из мест лишения свободы к месту жительства или пребывания, равно как и оставление им места жительства или пребывания, не образуют состава преступления, могут признаваться, в частности, тяжелое заболевание лица или необходимость получения им медицинской помощи, угрожающая жизни тяжелая болезнь или смерть близкого родственника или стечение иных тяжелых семейных обстоятельств, перебои в транспортном сообщении, необоснованное задержание в связи с подозрением в совершении преступления или административного правонарушения.

Не может служить основанием для привлечения поднадзорного лица к уголовной ответственности также оставление им места жительства или пребывания с разрешения органа внутренних дел в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ.

5. Для субъективной стороны преступления характерно наличие прямого умысла и цели уклонения от административного надзора на какой-либо определенный период либо на все время применения этой меры или до погашения или снятия судимости.

Самовольное, без разрешения соответствующего органа внутренних дел, оставление места жительства или пребывания с целью навестить родственников, сдать вступительные экзамены в вуз и т.п. может влечь только административную, но не уголовную ответственность. В то же время оставление поднадзорным места своего жительства для совершения преступления в другом населенном пункте, хотя после этого он и возвращается к месту своего жительства, является основанием для наступления уголовной ответственности за преступление, предусмотренное комментируемой статьей.

6. Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста, в отношении которого при освобождении из мест лишения свободы или после освобождения установлен административный надзор.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор может быть установлен в отношении лица, которое: 1) освобождается или освобождено из мест лишения свободы; 2) имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступления, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 3) в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания или после освобождения из мест лишения свободы совершило в течение года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) здоровье населения и общественную нравственность. При этом в отношении лиц, имеющих судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор может быть установлен независимо от наличия указанных в этом пункте обстоятельств, и, следовательно, они могут подлежать уголовной ответственности в соответствии с комментируемой статьей, даже если до этого не совершали никаких правонарушений.

Статья 314. Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера

1. Злостное уклонение лица, осужденного к ограничению свободы, от отбывания наказания —
наказывается принудительными работами на срок до одного года либо лишением свободы на тот же срок.

2. Невозвращение в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, по истечении срока выезда либо неявка в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, осужденного к лишению свободы, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки —
наказывается принудительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Уклонение лица, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, от применения к нему принудительных мер медицинского характера —
наказывается лишением свободы на срок до одного года.

Примечания. 1. Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью первой настоящей статьи, наступает в случае, когда ограничение свободы назначено лицу в качестве дополнительного наказания.

2. Уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, наступает в случае, когда принудительные меры медицинского характера применяются к лицу после отбытия наказания.

Комментарий к статье 314 УК РФ

1. Комментируемая статья предусматривает три преступления: злостное уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы (ч. 1); невозвращение в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы (ч. 2); уклонение лица от применения принудительных мер медицинского характера (ч. 3).

2. Характеристика злостного уклонения от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания (см. примечание к данной статье), дается в ст. 47.1 УИК РФ.

3. Преступление считается оконченным с момента, когда уклонение становится злостным.

4. Субъект преступления специальный — лицо, в отношении которого ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания.

5. Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 314, может выражаться:

1) в невозвращении в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы этого учреждения (ст. 97 УИК РФ), по истечении срока выезда. Таким образом, имеет место специфическая форма уклонения от отбывания лишения свободы. Уголовная ответственность наступает в том случае, если осужденный не возвращается в место лишения свободы, имея при этом цель уклониться от отбывания наказания;

2) в неявке в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, осужденного к лишению свободы, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора (ст. 398 УПК РФ) или отбывания наказания (ст. ст. 81 и 82 УК), по истечении отсрочки.

6. Преступление считается оконченным с момента истечения срока, установленного для возвращения в исправительное учреждение или явки в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы.

7. Субъект преступления — лицо, отбывающее (осужденное) к наказанию в виде лишения свободы.

8. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за уклонение лица, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, от применения к нему принудительных мер медицинского характера, назначенных после отбытия наказания.

Уголовно-исполнительный Кодекс РФ не содержит разъяснения, кого следует признавать уклоняющимся. Можно предположить, что таковыми надо считать лиц, допустивших нарушение порядка и условий принудительного лечения в течение одного года после применения к нему письменного предупреждения, а также больных, чье местонахождение неизвестно уголовно-исполнительной инспекции более 30 дней.

9. Преступление считается оконченным с момента уклонения от применения принудительных мер медицинского характера.

10. Субъект преступления специальный — лицо, страдающее расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, уклоняющееся от применения к нему принудительных мер медицинского характера, назначенных после отбытия наказания.

11. Все три преступления могут совершаться только с прямым умыслом.

Другой комментарий к статье 314 Уголовного Кодекса РФ

1. Комментируемая статья предусматривает ответственность за три самостоятельных состава преступления.

По ч. 1 непосредственным объектом состава преступления является установленный нормативными актами порядок исполнения назначенного судом дополнительного наказания в виде ограничения свободы. Объективная сторона данного состава преступления характеризуется совершением деяния в форме бездействия — злостного уклонения, т.е. невыполнения требований, возложенных судом на осужденного при назначении дополнительного наказания в виде ограничения свободы, содержание которых закреплено в ст. 53 УК в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ. Ответственность наступает после второго письменного предупреждения, сделанного органом уголовно-исполнительной инспекции. Состав преступления формальный, момент окончания связан с началом злостного уклонения.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

Субъект преступления специальный — осужденный, которому назначено дополнительное наказание в виде ограничения свободы.

2. По ч. 2 комментируемой статьи непосредственным объектом является установленный нормативными актами порядок исполнения назначенного судом наказания в виде лишения свободы с учетом имеющихся отсрочек.

Объективная сторона заключается в бездействии, выражающемся в невозвращении лица, осужденного к лишению свободы, в место отбывания наказания по истечении срока выезда либо в неявке в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки. Преступление считается оконченным с момента фактического невозвращения осужденного в место отбывания наказания в виде лишения свободы в срок, установленный администрацией исправительного учреждения или судом.

Субъективная сторона в этом случае характеризуется виной в форме прямого умысла.

Субъект преступления — осужденный, которому назначено наказание в виде лишения свободы и разрешен выезд за пределы исправительного учреждения или которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания.

3. По части 3 комментируемой статьи непосредственным объектом преступления является установленный порядок применения принудительных мер медицинского характера к лицу, страдающему расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (см. комментарий к ст. 97 УК).

Объективная сторона состоит в бездействии лица — уклонении освобожденного после отбытия наказания осужденного от применения к нему принудительных мер медицинского характера. Как представляется, ответственность наступает уже после одной неявки без уважительных причин в соответствующее медицинское учреждение. Состав преступления формальный.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и специальной целью — желанием уклониться от соответствующих мер медицинского характера.

Субъект преступления специальный — осужденный, к которому после отбытия наказания судом назначены принудительные меры медицинского характера.

1. Объект преступления — отношения, обеспечивающие реализацию административного надзора.

Под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением возложенных на него обязанностей. Он устанавливается для предупреждения преступлений и иных правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Основания для административного надзора дифференцируются в зависимости от того, в отношении кого он устанавливается. Лицо, освобождаемое из мест лишения свободы, может подвергнуться ему, если оно в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка; лицо, освобожденное из мест лишения свободы, — если оно в течение одного года совершает два административных правонарушения против порядка управления и (или) два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, здоровье населения и общественную нравственность, и более.

Надо иметь в виду, что применительно к лицам, судимым за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве, административный надзор устанавливается независимо от указанных оснований.

Срок административного надзора зависит от категории лица, в отношении которого он устанавливается (ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), при наличии оснований он может быть продлен или прекращен досрочно.

При административном надзоре применяются административные ограничения, которые могут частично отменяться или, наоборот, дополняться.

2. Объективная сторона выражается в несоблюдении следующих требований административного надзора:

а) неприбытие без уважительных причин при освобождении лица из мест лишения свободы к избранному им месту жительства или пребывания в срок, определенный администрацией исправительного учреждения. Уважительные причины — оценочное понятие, они определяются исходя из конкретных обстоятельств нарушения указанных сроков;

б) самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания.

Обязанности поднадзорного закреплены в ст. 11 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Преступление имеет формальный состав и признается оконченным с момента совершения одного из указанных деяний.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, а применительно к самовольному оставлению места жительства или пребывания и специальной целью — уклонением от административного надзора.

4. Субъект преступления специальный — лицо, в отношении которого установлен административный надзор.

Комментарий к статье 314 Уголовного Кодекса РФ

1. Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, признается:

а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;

б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля;

в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней;

г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, указанным в ч. 3 ст. 47.1 УИК РФ.

2. Объективная сторона второго состава преступления (ч. 2 ст. 314 УК) описана двумя альтернативными деяниями в форме бездействия: а) невозвращение в исправительное учреждение лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, по истечении срока выезда; б) неявка в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, осужденного к лишению свободы, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки.

3. Согласно ч. 1 ст. 97 УИК осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений:

— краткосрочные продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения;

— длительные: а) на время ежегодного оплачиваемого отпуска; б) осужденным мужчинам старше 60 лет, осужденным женщинам старше 55 лет, инвалидам I и II групп или осужденным, не обеспеченным работой по независящим от них причинам, на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска.

4. Указанные основания предоставления краткосрочного выезда являются общими для всех названных категорий осужденных, но существуют и дополнительные возможности по предоставлению такого рода выездов. Например, осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, — один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок (ч. 2 ст. 97 УИК).

5. Выезды вышеперечисленным категориям осужденных не предоставляются при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденным: а) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; б) к пожизненному лишению свободы; в) больным открытой формой туберкулеза; г) не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; д) ВИЧ-инфицированным и, кроме того, в случаях проведения противоэпидемических мероприятий (ч. 3 ст. 97 УИК).

6. При оформлении разрешения на выезд осужденный предупреждается об уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания, если он не возвратится в учреждение в установленный срок.

7. Действующее уголовное законодательство не предусматривает отсрочку исполнения приговора, она регулируется уголовно-процессуальным законодательством. Согласно ст. 398 УПК РФ исполнение приговора об осуждении лица к лишению свободы может быть отсрочено судом на определенный срок при наличии одного из следующих оснований: 1) болезнь осужденного, препятствующая отбыванию наказания, — до его выздоровления; 2) беременность осужденной или наличие у нее малолетних детей, наличие у осужденного, являющегося единственным родителем, малолетних детей — до достижения младшим ребенком возраста 14 лет, за исключением осужденных к ограничению свободы или лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности (речь идет о лицах, которым отсрочка отбывания наказания была предоставлена до их направления для лишения свободы в колонию); 3) тяжкие последствия или угроза их возникновения для осужденного или его близких родственников, вызванные пожаром или иным стихийным бедствием, тяжелой болезнью или смертью единственного трудоспособного члена семьи, другими исключительными обстоятельствами, — на срок, установленный судом, но не более шести месяцев.

8. Отсрочка отбывания наказания, о которой говорится в ст. 314 УК, предусмотрена ч. ч. 1, 2 ст. 81 и ст. 82 УК.

9. Преступление считается оконченным с момента неявки осужденного в места лишения свободы в срок, установленный администрацией учреждения, либо неявки в соответствующий орган уголовно-исполнительной системы лица, осужденного к лишению свободы, которому предоставлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания, по истечении срока отсрочки. Несвоевременное возвращение осужденного в исправительное учреждение при отсутствии уважительных причин следует рассматривать как дисциплинарный проступок.

10. Преступления, предусмотренные ст. 314 УК, являются длящимися.

11. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

12. Субъект преступления (ч. 1) — лицо, достигшее возраста 16 лет, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного наказания. По ч. 2 ст. 314 УК привлекаются лица, осужденные к лишению свободы, которым разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, предоставлена отсрочка исполнения приговора или отсрочка отбывания наказания. Речь идет только о лицах, которым данный вид наказания назначен по приговору суда. Лица, злостно уклоняющиеся от отбывания наказания, и которым по определению суда оно заменено лишением свободы, не относятся к субъектам данного преступления.