Ст 199 ч 2

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к статье 198 УК РФ

1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги. О понятиях налога и сбора см. ст. 8 НК РФ.

2. Уклонение от уплаты налога и (или) сбора влечет уголовную ответственность только в случае, если оно совершается одним из двух перечисленных в законе способов:

1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно;

2) включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.

Налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в форме, порядке и в сроки, установленные этим законодательством (п. п. 2, 6 и 7 ст. 80 НК РФ).

Под иными документами следует понимать любые предусмотренные НК РФ документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. К ним, в частности, относятся:

— выписки из книги продаж;

— книги учета доходов и расходов хозяйственных операций;

— копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур;

— расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости;

— справки о суммах уплаченного налога;

— годовые отчеты;

— документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

3. Под включением в налоговую декларацию или иные документы, представление которых является обязательным, заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов, а также неотражение данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения и т.д.

4. Преступление считается оконченным с момента фактической неуплаты налога в крупном размере за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» <1>).

———————————
<1> РГ. 2006. 31 дек.

5. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 198, является лицо, достигшее возраста 16 лет (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), обязанное в соответствии с законодательством платить налоги (сборы).

6. Порядок определения крупного и особо крупного размера определен в примечании 1 к ст. 198 УК. В примечании 2 предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответственности.

Другой комментарий к статье 198 Уголовного Кодекса РФ

1. Диспозиция комментируемой статьи носит бланкетный характер. Для правильного применения уголовного закона необходимо изучить положения Налогового кодекса РФ (ред. от 29.06.2012). Тем более, что речь идет о конституционной обязанности граждан (ст. 57 Конституции РФ) платить налоги и сборы, установленные налоговым законодательством. Участниками подобных отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются физические лица, признаваемые налогоплательщиками и плательщиками сборов (ч. 1 ст. 9 НК РФ).

2. Непосредственный объект — экономические и финансовые интересы государства, отношения, возникающие между налогоплательщиками и государством. Предметом выступают налоги и сборы. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 декабря 2006 г. «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» (Российская газета. 2006. 31 декабря), под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ)). Под сбором (п. 2 ст. 8 НК РФ) понимается установленный налоговым законодательством обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание судов на то, что в соответствии со ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников этих отношений, обратной силы не имеют.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги (ст. ст. 12 — 15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ). При этом ответственность по ст. ст. 198 или 199 УК наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов.

Ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов или сборов в крупном размере. Согласно примечанию к данной статье, таким размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 тыс. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн. 80 тыс. рублей.

3. Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия и выражается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, предоставление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

В соответствии с налоговым законодательством физические лица обязаны уплачивать ряд налогов (налог на доходы, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, единый налог на вмененный доход и др.). В ст. 198 УК предусмотрена уголовная ответственность за уклонение, прежде всего, от уплаты налога на доходы физических лиц. Условия, размеры и порядок взимания налога на доходы с физических лиц установлены главой 23 НК РФ.

Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения при уплате налога на доходы с физических лиц является совокупный, т.е. общий, доход, полученный в календарном году (в денежной форме, натуральной форме, в виде материальной выгоды).

В силу ст. 23 НК РФ граждане, подлежащие налогообложению, обязаны вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов, а также представлять в предусмотренных законом случаях налоговым органам декларации о доходах и расходах по установленной форме. Руководствуясь положениями Налогового кодекса РФ, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 декабря 2006 г. «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» указал, что в соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом РФ признаками налогов или сборов, которые им не предусмотрены, либо установленные в ином порядке, чем определено данным Кодексом. Исходя из этого ст. ст. 198 — 199.2 УК предусматривают уголовную ответственность в отношении налогов и сборов, уплата которых предусмотрена ст. ст. 13 — 15 и 18 НК РФ и соответствующими главами части второй НК РФ. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ.

В соответствии со ст. 80 НК РФ под налоговой декларацией понимается письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы. Под представлением понимается как подача налоговой декларации лично налогоплательщиком, так и ее направление по почте. При отправке налоговой декларации по почте днем представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения. Декларация о фактически полученных доходах, документально подтвержденных расходах по окончании каждого календарного года не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, подается в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика (ст. 229 НК РФ).

Если гражданин работает на предприятии, зарегистрированном государственной службой России, то часть налогов за него платит предприятие: отчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования.

Ответственность за предоставление сведений о доходах работников и непосредственно за своевременные выплаты соответствующих сумм в бюджет лежит на предприятии.

Если гражданин приобретает статус индивидуального предпринимателя, то он несет личную ответственность за регистрацию в налоговой инспекции по месту жительства, за заполнение и представление декларации о доходах и за уплату налога. Кроме того, частный предприниматель должен платить взносы в Пенсионный фонд и в соответствующие социальные фонды. Уклонение означает непредставление декларации в установленный срок без уважительных причин при условии ее обязательного представления.

Под иными документами, указанными в ст. ст. 198 и 199 УК, следует понимать любые предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. К таким документам, в частности, относятся: выписки из книги продаж, из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (ст. 145 НК РФ), расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости (ст. ст. 243 и 398 НК РФ), справки о суммах уплаченного налога (ст. 244 НК РФ), годовые отчеты (ст. 307 НК РФ), документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Включение в налоговую декларацию или иные документы, представление которых является обязательным, заведомо ложных сведений означает их полную либо частичную подделку. Речь может идти о занижении получаемых доходов; указании вымышленных, а не подлинных источников доходов и т.п. Данная норма является специальной по отношению к ст. ст. 292 и 327 УК, в связи с чем совокупность указанных преступлений отсутствует.

4. Состав преступления — формальный, оно считается оконченным с момента фактического непредставления декларации о доходах либо внесения в нее заведомо ложных сведений о доходах и расходах. Следует помнить, что ошибки в декларации, ее непредставление без цели уклонения, а по другим извинительным моментам не дают права вести речь об уголовной ответственности. При этом, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, исходя из того, что в соответствии с положениями налогового законодательства срок представления налоговой декларации и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать, моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 198 или ст. 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством.

5. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и специальной целью — неуплата налогов и сборов. По разъяснению Пленума Верховного Суда РФ, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты. При этом судам следует иметь в виду, что при решении вопроса о наличии у лица умысла надлежит учитывать обстоятельства, указанные в ст. 111 НК РФ, исключающие вину в налоговом правонарушении.

6. Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное платить налоги. Как указал Пленум Верховного Суда РФ, субъектом преступления, предусмотренного ст. 198 УК, является достигшее 16-летнего возраста физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным. В частности, в силу ст. 11 НК РФ им может быть индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет.

По мнению высшей судебной инстанции, субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 198 УК, может быть и иное физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поскольку в соответствии со ст. ст. 26, 27 и 29 НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов) вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. В тех случаях, когда лицо, фактически осуществляющее свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо (например, безработного, который формально был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), уклонялось при этом от уплаты налогов (сборов), его действия следует квалифицировать по ст. 198 УК как исполнителя данного преступления, а действия иного лица в силу ч. 4 ст. 34 УК — как его пособника при условии, если он осознавал, что участвует в уклонении от уплаты налогов (сборов), и его умыслом охватывалось совершение этого преступления.

7. В ч. 2 данной статьи предусмотрена повышенная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере.

Указанный признак приобретет квалифицирующее значение только в том случае, если неуплаченная сумма налогов и (или) сборов превышает сумму, составляющую за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 млн. рублей.

8. В тех случаях, когда лицо в целях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов осуществляет подделку официальных документов организации, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также штампов, печатей, бланков, содеянное им при наличии к тому оснований влечет уголовную ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 198 или ст. ст. 199 и 327 УК РФ.

Примечание к данной статье (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ) дополнено положением о специальном случае деятельного раскаяния виновного лица. Речь идет о том, что лицо освобождается от ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Статья 199 НК РФ. Порядок отнесения сумм акциза

СТ 199 НК РФ.

1. Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров (за исключением реализации на безвозмездной основе) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на стоимость реализованных подакцизных товаров с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса.

Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком по операциям передачи подакцизных товаров, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, а также при их реализации на безвозмездной основе, относятся у налогоплательщика за счет соответствующих источников, за счет которых относятся расходы по указанным подакцизным товарам.

2. Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи.

Суммы акциза, фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, учитываются в стоимости указанных подакцизных товаров, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи.

Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов), относятся собственником давальческого сырья (материалов) на стоимость подакцизных товаров, произведенных из указанного сырья (материалов), за исключением случаев передачи подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, для дальнейшего производства подакцизных товаров.

3. Не учитываются в стоимости приобретенного, ввезенного на территорию Российской Федерации или переданного на давальческой основе подакцизного товара и подлежат вычету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей главой, суммы акциза, предъявленные покупателю при приобретении указанного товара, суммы акциза, подлежащие уплате при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации или предъявленные собственнику давальческого сырья (материалов) при передаче подакцизного товара, используемого в качестве сырья для производства других подакцизных товаров. Указанное положение применяется в случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на подакцизные товары, произведенные из этого сырья, определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы.

4. При совершении операций, указанных в подпунктах 1 — 7 настоящего пункта, сумма акциза учитывается в следующем порядке:

1) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпункте 20 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, при дальнейшем использовании налогоплательщиком полученного им денатурированного этилового спирта в качестве сырья для производства неспиртосодержащей продукции в стоимость передаваемого денатурированного спирта не включается. Сумма акциза, исчисленная по операциям, указанным в подпункте 20 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, при дальнейшем неиспользовании налогоплательщиком полученного им денатурированного этилового спирта в качестве сырья для производства неспиртосодержащей продукции включается в стоимость передаваемого денатурированного спирта;

2) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпункте 21 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, при дальнейшем использовании (в том числе при передаче на переработку на давальческой основе) полученного прямогонного бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии, прямогонного бензина, бензола, параксилола или ортоксилола в стоимость передаваемого прямогонного бензина не включается. Сумма акциза, исчисленная по операциям, указанным в подпункте 21 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, при дальнейшем неиспользовании налогоплательщиком полученного им прямогонного бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии, прямогонного бензина, бензола, параксилола или ортоксилола включается в стоимость передаваемого прямогонного бензина;

3) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпунктах 23 и 24 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, в стоимость оприходованного прямогонного бензина не включается;

4) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпунктах 25 — 27 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, в стоимость получаемых (оприходованных) бензола, параксилола или ортоксилола не включается;

5) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпункте 28 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, в стоимость получаемого авиационного керосина не включается;

6) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпунктах 29 — 31 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, в стоимость получаемых (реализуемых) средних дистиллятов не включается;

7) сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпунктах 32 и 33 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, в стоимость получаемых (оприходованных) средних дистиллятов не включается.

5. Не учитываются в стоимости алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции и подлежат вычету в соответствии с пунктом 16 статьи 200 настоящего Кодекса суммы авансового платежа, исчисленные в соответствии с пунктом 8 статьи 194 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 199 Налогового кодекса

Комментируемая статья устанавливает порядок учета сумм акциза в целях налогообложения прибыли организаций.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 199 НК РФ суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров (за исключением реализации на безвозмездной основе) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на стоимость реализованных подакцизных товаров с учетом положений главы 25 НК РФ.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 23.03.2015 N 03-03-06/1/15678 рассмотрен вопрос об учете при исчислении налога на прибыль сумм акциза, начисленного по легковым автомобилям, произведенным по договору подряда иждивением подрядчика. Налоговый орган указал, что суммы акциза, предъявленные подрядчиком заказчику при передаче легковых автомобилей, произведенных по договору подряда иждивением подрядчика, для целей налогообложения прибыли организаций учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров.

При этом суммы акциза, которые исчислены налогоплательщиком по операциям передачи подакцизных товаров, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ, а также при их реализации на безвозмездной основе, относятся у налогоплательщика за счет соответствующих источников, за счет которых относятся расходы по указанным подакцизным товарам, что следует из абзаца 2 пункта 1 комментируемой статьи.

В абзаце 1 пункта 2 статьи 199 НК РФ устанавливается правило учета сумм акциза, предъявленных налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров. В такой ситуации они учитываются у покупателя в стоимости приобретенных подакцизных товаров, если иное не предусмотрено пунктом 3 комментируемой статьи.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 27.04.2016 N 03-07-06/24461 разъясняется, что суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров, учитываются покупателем, не являющимся налогоплательщиком акцизов, в стоимости приобретенных подакцизных товаров и вычетам не подлежат.

Так, например, в письме Минфина России от 23.03.2015 N 03-03-06/1/15678 разъясняется, что суммы акциза, предъявленные подрядчиком заказчику при передаче легковых автомобилей, произведенных по договору подряда иждивением подрядчика, для целей налогообложения прибыли организаций учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 НК РФ суммы акциза, фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, учитываются в стоимости указанных подакцизных товаров, если иное не предусмотрено пунктом 3 комментируемой статьи.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 21.10.2015 N 03-07-06/60428 рассмотрен вопрос об уплате акцизов на этиловый спирт, ввозимый в РФ для использования при производстве бензина или биотоплива. Относительно порядка применения к данной ситуации положений абзаца 2 пункта 2 статьи 199 НК РФ налоговый орган указал, что порядок уплаты акциза при ввозе в Российскую Федерацию этилового спирта зависит от того, будет ли производимое с использованием спирта биотопливо относиться в целях исчисления акцизов к спиртосодержащей продукции и из какой страны (входящей в ЕАЭС или нет) осуществляется ввоз указанного спирта.

Также следует иметь в виду, что суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов), относятся собственником давальческого сырья (материалов) на стоимость подакцизных товаров, произведенных из указанного сырья (материалов), за исключением случаев передачи подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, для дальнейшего производства подакцизных товаров, что следует из положений абзаца 3 пункта 2 статьи 199 НК РФ.

Положения пункта 3 статьи 199 НК РФ разъяснены в письме ФНС России от 24.03.2015 N ГД-4-3/4691@. Официальный орган разъясняет, что в соответствии с положениями пункта 3 статьи 199 НК РФ налоговые вычеты (в целях избежания двойного налогообложения) применяются только в случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на подакцизные товары, произведенные из этого сырья, определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы.

В то же время лицо, имеющее свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, приобретает денатурированный этиловый спирт в целях использования его в качестве сырья для производства указанной продукции, т.е. продукции, не являющейся подакцизным товаром, имеющим с товаром, используемым в качестве сырья для его производства, одинаковую единицу измерения налоговой базы.

Судебная практика.

Обращаем внимание, что положения пункта 3 статьи 199 НК РФ стали предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ на предмет их несоответствия Конституции России.

По мнению заявителя, оспариваемое положение НК РФ, как устанавливающее ограничения вычета суммы акциза для налогоплательщиков, осуществляющих розлив приобретенной алкогольной продукции, противоречит статьям 1 (часть 1), 8 (часть 1), 19 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Определением Конституционного Суда РФ от 17.06.2013 N 904-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы. Суд разъяснил, что, действуя в рамках своей дискреции, федеральный законодатель установил специальный порядок применения вычета суммы акциза по подакцизному сырью с учетом особенностей осуществляемой конкретной деятельности, связанной с производством алкогольной продукции, что само по себе не может свидетельствовать о нарушении конституционных прав заявителя.

В подпунктах 1 — 6 пункта 4 статьи 199 НК РФ закреплены операции и порядок учета сумм акцизов при их реализации.

Так, например, в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 199 НК РФ при реализации операции по получению (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, сумма акциза по ней при дальнейшем использовании налогоплательщиком полученного им денатурированного этилового спирта в качестве сырья для производства неспиртосодержащей продукции в стоимость передаваемого денатурированного спирта не включается.

При этом сумма акциза, исчисленная по указанной операции при дальнейшем неиспользовании налогоплательщиком полученного им денатурированного этилового спирта, в качестве сырья для производства неспиртосодержащей продукции включается в стоимость передаваемого денатурированного спирта.

Судебная практика.

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2016 N 17АП-17449/2015-АК содержится важное разъяснение положений подпункта 1 пункта 4 комментируемой статьи. Суд указал, что в силу императивного характера данной нормы налогоплательщик лишен права выбора между принятием акциза к вычету либо его учету в качестве расходов по налогу на прибыль.

Сумма акциза, исчисленная по операции по получению прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, при дальнейшем использовании (в том числе при передаче на переработку на давальческой основе) полученного прямогонного бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии, прямогонного бензина, бензола, параксилола или ортоксилола в стоимость передаваемого прямогонного бензина не включается, что следует из положений подпункта 2 пункта 4 комментируемой статьи.

Подпункт 2 пункта 4 статьи 199 НК РФ действует в редакции Федерального закона от 23.11.2015 N 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которая применяется с 1 января 2016 года.

Также согласно подпункту 3 пункта 4 комментируемой статьи сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпунктах 23 и 24 пункта 1 статьи 182 НК РФ, в стоимость оприходованного прямогонного бензина не включается.

Сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операции в виде получения авиационного керосина лицом, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации РФ и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта, в стоимость получаемого авиационного керосина не включается, что регламентировано подпунктом 5 пункта 4 статьи 199 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 4 статьи 199 НК РФ сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпунктах 29 — 31 пункта 1 статьи 182 НК РФ, в стоимость получаемых (реализуемых) средних дистиллятов не включается.