Ст 13.11 КоАП РФ

Комментарий к Ст. 13.14 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения по поводу обеспечения порядка использования информации с ограниченным доступом при исполнении служебных или профессиональных обязанностей. Предметом правонарушения является содержание документов, файлов, баз данных и т.д., сведения в которых недоступны всем, доступны только тому лицу, которое ими владеет (доверитель), и лицу, которому их выдали для выполнения трудовых, служебных функций (конфиденту). Важной характеристикой информации является ее недоступность (третьим) лицам, которым она не адресована. Доступ понимается как реализация информационных правомочий получения информации использования.

Объективная сторона правонарушения заключается в совершении нарушающих установленный правовой режим различных действий, например: распространение, разглашение, передача информации за пределы ограниченного круга лиц, имеющих право законного доступа.

Другим признаком является совершение действий в связи с исполнением обязанностей по службе или работе или при выполнении профессиональных обязанностей. Кроме того доступ лица (конфидента) к информации должен быть выполнен на основании закона, договора или иного документа. Способ совершения действий, направленных на разглашение, в данном случае для квалификации значения не имеет.

2. Субъектом данного правонарушения может быть:

— гражданин в возрасте от 16 лет;

— должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями), в круг должностных обязанностей которого входит работа с информацией ограниченного доступа.

Субъективная сторона правонарушения — умысел.

Вопрос 1. Понятие, назначение и правила осуществления квалификации административных правонарушений

Квалификация правонарушений входит в компетенцию адми-нистративно-юрисдикционных органов. При этом следует заметить, что в отличие от уголовного судопроизводства административная юрисдикция характеризуется наличием ряда особенностей, в том числе в сфере деятельности по квалификации административных правонарушений. Во-первых, это объясняется множественностью административно-юрисдикционных органов (должностных лиц), наделенных правом квалификации административных правонарушений, во-вторых, неоднородностью этих органов (должностных лиц).

Отсутствие единой системы органов административной юрисдикции объясняется объективными обстоятельствами. Административных проступков множество, и на их квалификацию в каком-либо одном органе потребовалось бы много времени и средств на пересылку материалов, вызов участников производства, отвлечение на процедуру рассмотрения должностных лиц, оформивших материалы, от их основной работы. Кроме того, квалификация многих дел требует специальных знаний.

Административную юрисдикцию характеризует, прежде всего, быстрота (оперативность) реагирования на правонарушение, ее профилактическая направленность, что, в свою очередь, предполагает осуществление квалификации в максимально сжатые сроки.

Термин «квалификация административного правонарушения» имеет двоякое значение:

1. Квалификация как деятельность административно-юрисдикционных органов по установлению точного соответствия между деянием и признаками состава административного правонарушения.

2. Квалификация как государственно-правовая оценка совершенного противоправного деяния.

Квалификация административных проступков осуществляется практически на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях:

а) возбуждения дела и административного расследования;

б) рассмотрения дела и вынесения постановления по делу об административном правонарушении;

в) обжалования и опротестования постановления по делу. Некоторыми авторами в число стадий производства по делу об административном правонарушении включается исполнение постановления по делу.

Нормы, регламентирующие производства по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений, содержатся в разных разделах КоАП РФ. В процессе исполнительного производства квалификация административных правонарушений не осуществляется.

Требования к полноте квалификации административных правонарушений на каждой стадии различны, так как реальные возможности обеспечения точной и полной квалификации во многом зависят от объема и достоверности информации об обстоятельствах проступка.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении и начальном этапе административного расследования объем информации иногда бывает достаточным лишь для вывода о противоправности деяния. Задача начальной стадии квалификации нередко заключается в том, чтобы определить, к какому виду правонарушений относится оцениваемый случай: а) административное правонарушение; б) преступление; в) дисциплинарный проступок; г) гражданско-правовой деликт.

В процессе административного расследования решается вопрос о том, какой норме законодательства об административных правонарушениях соответствует рассматриваемое деяние. Полученный вывод, как правило, отражается в протоколе об административном правонарушении.

Квалификация на стадии возбуждения дела и административного расследования носит как бы предварительный характер. Итоговая правовая оценка содеянному деянию дается правоприменителем на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Исследуя все обстоятельства дела, орган (должностное лицо) соглашается с предварительной квалификацией либо приходит к выводу об иной квалификации рассматриваемого деяния, что отражается в постановлении о прекращении производства по делу или о наложении административного взыскания (такое решение принимается, если рассматривающий дело приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения или о необходимости направления дела органам следствия или дознания при обнаружении в деянии признаков преступления; прекращение производства по делу об административном правонарушении возможно также в иных случаях, предусмотренных с.24.5 КоАП РФ). В некоторых случаях и эта квалификация не всегда является окончательной.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и опротестовано. При рассмотрении полномочным органом (должностным лицом) жалобы или протеста проверяются законность и обоснованность вынесения постановления, что предполагает и проверку точности ранее данной оценки (квалификации) деяния.

При обнаружении ошибки в квалификации, содеянного деяния орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу или протест, отменяет постановление, изменяет квалификацию либо направляет дело на новое расследование (ст. 30.7 КоАП РФ).

Квалификация административных правонарушений является важнейшей стадией деятельности по применению норм законодательства об административных правонарушениях. Правильная квалификация — необходимое условие законности всей правоприменительной деятельности.

Как показывает практика, ошибки в квалификации порождают ряд негативных последствий. Например, неправильное признание на стадии возбуждения дела или административного расследования деяния административным правонарушением ведет к незаконному доставлению, задержанию, досмотру, применению иных административно-процессуальных мер к лицу, поведение которого было правомерным.

Неправильное определение вида совершенного административного правонарушения также может повлечь необоснованное применение мер воздействия, например задержания. Более того, законодатель в зависимости от вида совершенного административного правонарушения определяет сроки административного задержания (от 3 часов до 48 часов — ст.27.5 КоАП РФ).

С другой стороны, совершенное лицом административное правонарушение может вопреки требованию закона не повлечь за собой соответствующих мер правового реагирования в результате ошибочной предварительной квалификации деяния.

Процесс квалификации административных правонарушений — это сопоставление с целью установления тождества признаков совершенного деяния и признаков состава административного правонарушения, предусмотренного правовой нормой.

Выявление признаков деяния осуществляется посредством сбора и оценки доказательств, которые лежат за рамками квалификации и содержат значительный объем фактических обстоятельств содеянного, таких как место, время, способ, средства и обстоятельства совершения правонарушения, личности правонарушителя, потерпевшего и т.д. Для квалификации административного правонарушения из множества признаков фактически совершенного деяния необходимо отобрать наиболее значимые. К ним в первую очередь относятся общие признаки, присущие любому виду административного правонарушения: общественная опасность и противоправность деяния.

Вывод об общественной опасности и противоправности деяния основывается на знании лица, осуществляющего квалификацию, действующего законодательства, жизненного и профессионального опыта, а также правосознания.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Анализ определения административного правонарушения позволяет выявить общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, к которым следует отнести следующие:

— общественная опасность;

— административная противоправность;

— административная наказуемость;

— виновность.

Признак «общественная опасность» прямо не указывается в определении административного правонарушения, но предусматривается наличие угрозы нарушения охраняемых административным законодательством общественных отношений. Если бы административные правонарушения не влекли вредных последствий, не представляли опасности для общества, государству не требовалось бы устанавливать юридическую ответственность за их совершение, создавать аппарат для борьбы с ними и т.д. Следовательно, общественная опасность является существенным (материальным) признаком административного правонарушения и означает, что деяние, лишенное его, не может квалифицироваться как административное правонарушение. Например: гражданин перешел улицу в не установленном месте, нарушив тем самым правила дорожного движения. Однако на проезжей части проводились ремонтные работы, в связи с чем движение автотранспорта в данном месте было запрещено. Следовательно, в деянии гражданина отсутствует угроза безопасности дорожного движения, а это значит, что отсутствует рассматриваемый признак административного правонарушения, что в конечном итоге говорит об отсутствии самого административного правонарушения.

Следующий признак административного правонарушения -административная противоправность. Установление данного признака также имеет большое значение для квалификации административного правонарушения. Данное обстоятельство связано с тем, что административным правонарушением может быть признано только такое деяние физического или юридического лица, которое запрещено нормами административного права (противоречит содержащимся в них предписаниям). Если общественная опасность (вредность) является качеством, объективно присущим определенным деяниям, то их противоправность устанавливается законодателем (или иным компетентным органом) в нормах, запрещающих совершение подобных действий. Общественная опасность деяний, в ряде случаев, не означает обязательность их противоправности. Законодатель не всегда вовремя реагирует на существование вредных для общества деяний установлением правового запрета.

Указанный в определении административного правонарушения признак наказуемости также должен быть исследован административно-юрисдикционным органом в процессе квалификации конкретного правонарушения. Ведь общественно опасное, запрещенное законом деяние только тогда может быть признано как административное правонарушение, если за его совершение предусмотрена административная ответственность. Следует иметь в виду, что далеко не все общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами, обеспечиваются административными наказаниями (санкциями). Например: правила пользования метрополитеном запрещают бегать по эскалатору, облокачиваться на поручни, ставить вещи на ступеньки и т.д. Однако за их нарушение не предусмотрена административная санкция. Следовательно, подобного рода деяния не должны расцениваться как административные правонарушения.

Не менее значимым для квалификации административного правонарушения как такового является такой признак административного правонарушения, как виновность лица в совершении деяния. Для признания деяния правонарушением необходимо установить, что его совершение явилось следствием проявления воли лица. Не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное, противоправное и административно наказуемое деяние, совершенное помимо воли лица. Например: не может рассматриваться как административное правонарушение дорожно-транспортное происшествие, происшедшее в результате того, что водитель автотранспортного средства внезапно потерял сознание и не мог управлять им.

Исходя из вышеизложенного, следует заключить, что отсутствие любого из названных признаков административного правонарушения означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением. Оно может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением.

Кроме этого исследование указанных признаков позволяет разграничить административные правонарушения от других видов правонарушений. Так, по основному, материальному признаку — степени общественной опасности (вредности) все правонарушения подразделяются на преступления и проступки (административные, дисциплинарные и гражданско-правовые).

Преступления отличаются от административного правонарушения более высокой степенью общественной опасности, которая определяется объектом посягательства, характером деяния, способом совершения, наступившими последствиями (ущербом), мотивом, целью, формой вины и т.д.

Формальным основанием разграничения преступления от административного правонарушения является характер противоправности и наказуемости. Если преступление — это деяние, запрещенное нормами уголовного закона, то административное правонарушение — нормами административного законодательства, содержащимися как в законах, так и в подзаконных нормативных правовых актах. Кроме того, за преступление предусмотрено уголовное наказание, тогда как за административное правонарушение — административная ответственность.

Отличие административных правонарушений от дисциплинарных проступков заключается, прежде всего, в анализе характера общественных отношений, которым причиняется вред деянием. Дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретных организациях, учреждениях, предприятиях, а также на трудовую (служебную, воинскую) дисциплину. По общему правилу указанные общественные отношения не являются объектами административных правонарушений. Дисциплинарный проступок — это неисполнение обязанностей, которые на него возложены как на работника определенного предприятия (учреждения, организации). Кроме того, дисциплинарные проступки влекут за собой дисциплинарную ответственность, которая выражается в форме дисциплинарных взысканий, отличающихся от взысканий, применяемых за административные правонарушения, по следующим основаниям:

— характеру содержания в них решений (правоограничений);

— правовым последствиями применения;

— порядку их регулирования;

— кругу субъектов, имеющих право применять их.

Исследование общих признаков административного правонарушения позволяет также разграничить их от гражданско-правовых деликтов. Гражданско-правовой деликт — это нарушение субъективных прав лица (физического или юридического), а административное правонарушение, как правило, представляет собой нарушение объективного права. Кроме того, гражданско-правовым нарушением в отдельных случаях может признаваться и невиновное деяние, тогда как административное правонарушение всегда является результатом виновного деяния. За нарушение гражданско-правовых норм предусмотрена гражданско-правовая ответственность, носящая имущественный характер. В свою очередь, административная ответственность, наступающая за административные правонарушения, выражается как в имущественных (штраф, конфискация и т.д.), так и в неимущественных ограничениях правонарушителя (предупреждение, административный арест и т.д.).

Исследование общих признаков административного правонарушения имеет большое значение для квалификации, так как от этого зависит, будет она на данном этапе остановлена или продолжена в форме дальнейшего исследования признаков состава конкретного правонарушения

После признания деяния общественно опасным и противоправным следует второй, наиболее сложный этап квалификации.

Задачей второго этапа является решение вопроса о том, какая административно-правовая норма предусматривает ответственность за такое деяние. Здесь необходимо выяснение и сопоставление так называемых видовых признаков, т.е признаков, характерных именно для данного вида административного правонарушения. Затем из их числа выявляется группа смежных составов, а из числа смежных составов выбирается тот, признаки которого полностью соответствуют признакам квалифицируемого деяния.

Итак, основным содержанием процесса квалификации административных правонарушений является сопоставление признаков совершенного деяния с признаками состава административного проступка.

Надежда Салищева:

Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)

Комментарий к статье 13.11

1. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» информация о гражданах (персональные данные) определяется как любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (ч. 1 ст. 3 указанного Закона). Свойства данной информации — обеспечивать идентификацию конкретного лица — предопределяют отнесение ее к категории конфиденциальной, т.е. инфор-мации с ограниченным доступом. Обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется в случае обезличивания персо-нальных данных (для статистических или иных научных целей), а также в отношении общедоступных персональных данных (ч. 3 ст. 6, ст. 7). Указанный режим персональной информации обусловливает необходимость правовой защиты ее конфиденциальной части.
Такая защита обеспечивается в первую очередь путем установления конституционного запрета осуществлять сбор, хранение, ис-пользование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, а также требованием судебного решения для ограничения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. ст. 23 и 24 Конституции РФ). Статьей 19 Конституции РФ запрещаются также любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Федеральный закон » О персональных данных» рассматривает согласие субъекта персональных данных на обработку сведений о его частной жизни в числе одного из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, включая информацию персонального характера.
Из данного основополагающего принципа согласия могут иметь место исключения, предусмотренные в законодательном порядке, в том числе в связи с осуществлением правосудия, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ о безопасности, оперативно-розыскной деятельности, государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством РФ, законодательством РФ о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, а также в случаях, связанных с медицинскими и медико-профилактическими целями (п. п. 2 — 7 ч. 2 и ч. 3 ст. 10, ч. 2 ст. 11, п. п. 2 — 5 ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О персональных данных»).
2. Комментируемая статья закрепляет в качестве основания применения административной ответственности нарушение установ-ленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Упомянутый Федеральный закон регулирует данный порядок, устанавливая принципы и условия обработки персональных данных (ст. 5, ч. 1 ст. 6; ст. ст. 9 — 13), обеспечивающие, в том числе порядок реализации права субъекта данных на согласие; порядок осуществления иных прав субъекта персональных данных, включая право на доступ субъекта к своим персональным данным (ст. 14); права субъекта данных при обработке его персональных данных (ст. ст. 15 — 16); право на обжалование действий или бездействия оператора (ст. 17); обязанности оператора по обработке персональных данных (ст. ст. 18 — 22).
3. Объектами административных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты инфор-мации. Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).
4. Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные, юридические лица, умышленно или по неосторожности допускающие указанные нарушения.
Законодательство РФ устанавливает обязанности представителей определенных профессий (врачей, адвокатов, нотариусов и др.) по сохранению в тайне полученной информации и указывает на уголовную, гражданскую и административную ответственность за разглашение таких сведений. УК РФ и ГК РФ предусматривают такую ответственность (см. ст. ст. 137, 138, 155 УК РФ, ст. 152 ГК РФ).
Помимо комментируемой статьи, КоАП РФ предусматривает также ответственность граждан и должностных лиц за нарушение правил защиты информации (ст. 13.12), за разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), а также ответственность должностных лиц за отказ в предоставлении информации (ст. 5.39).
5. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, возбуждаются прокурорами (ч. 1 ст. 28.4) и рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Глава 11. Административные правонарушения на транспорте

Статья 11.1. Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене

Статья 11.2. Утратила силу

Статья 11.3. Действия, угрожающие безопасности полетов

Статья 11.3.1. Нарушение требований авиационной безопасности

Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства

Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов

Статья 11.6. Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте

Статья 11.7. Нарушение правил плавания

Статья 11.7.1. Несоблюдение мер по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации

Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

Статья 11.8.1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном

Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения

Статья 11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах

Статья 11.11. Нарушение правил погрузки и разгрузки судов

Статья 11.12. Нарушение правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов

Статья 11.13. Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения

Статья 11.14. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов

Статья 11.14.1. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси

Статья 11.14.2. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу

Статья 11.14.3. Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности

Статья 11.15. Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования

Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности

Статья 11.15.2. Нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил

Статья 11.16. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте

Статья 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте

Статья 11.18. Безбилетный проезд

Статья 11.19. Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа

Статья 11.20. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов

Статья 11.20.1. Нарушение запретов либо несоблюдение порядка выполнения работ в охранных зонах магистральных трубопроводов

Статья 11.21. Нарушение правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги

Статья 11.22. Нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений

Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха

Статья 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов

Статья 11.25. Утратила силу

Статья 11.26. Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров

Статья 11.27. Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки

Статья 11.28. Утратила силу

Статья 11.29. Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, либо с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без учетного талона, либо без отметки в уведомлении должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об устранении нарушения

Статья 11.30. Умышленное сокрытие авиационного происшествия или инцидента

Статья 11.31. Несоблюдение перевозчиком требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров

Статья 11.32. Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров

Статья 11.33. Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса

Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Глава 11. Административные правонарушения на транспорте

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10.05.2006 N 42 «Об утверждении табеля форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей»

— строка 58 «Иные правонарушения на транспорте иные статьи главы 11»,

— строка 59 «Управление ТС без государственных регистрационных знаков, с заведомо подложными знаками; нарушение правил установки на ТС устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов; управление ТС при наличии условий, при которых эксплуатация ТС запрещена 12.2 ч. 2, 4; 12.4 ч. 1, 2; 12.5 ч. 3 — 6»,

Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 10.11.2018) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

88. Оплата стоимости проезда, перевозки багажа и провоза ручной клади, предусмотренных пунктами 84 и 87 настоящих Правил, не освобождает от уплаты штрафов за безбилетный проезд, перевозку багажа без оплаты и провоз ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

<Письмо> Минфина РФ от 23.03.2012 N 02-04-11/986 <По вопросу зачисления в бюджет денежных средств (штрафов), налагаемых в соответствии с положениями главы 12 КоАП РФ, по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации>

Денежные взыскания (штрафы) за нарушения указанного законодательства Российской Федерации предусмотрены в статьях глав 11, 12 КОАП:

12.1 — 12.21, 12.22 — 12.32, 12.35 — 12.37 (денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения);