Срок административного расследования

Административное расследование

Административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых связанно с получением дополнительных сведений и материалов, необходимых для объективного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, а также исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, и осуществляется в тех случаях, когда с достаточной ясностью нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для возбуждения дела.

Решение о возбуждении дела при необходимости административного расследования принимается немедленно после выявления факта совершения правонарушения, должностным лицом уполномоченным составлять протокол, в соответствии с требованиями ст. 28.7 Кодекса и оформляется в виде определения (приложение 24).

Необходимость проведения административного расследования обусловлена процессуальными действиями, требующими значительных временных затрат: производством экспертизы, истребованием необходимых предметов и документов, производством документальных проверок и т. д.

В ходе административного расследования могут производиться предусмотренные Кодексом действия по собиранию и исследованию доказательств и применяться меры обеспечения производства по делу.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления правонарушения, в срок не свыше одного месяца с момента возбуждения дела.

В исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом по письменному ходатайству лица, осуществляющего производство по делу, на срок не более одного месяца.

По окончании административного расследования в зависимости от установленных обстоятельств в порядке ч. 6 ст. 28.7 Кодекса принимается одно из следующих решений:

– составляется протокол об административном правонарушении;

– при наличии одного из обстоятельств, исключающих производство по делу в соответствии со ст. 24.5 Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу.

Основанием для применения мер обеспечения является совершение административного правонарушения, а сами меры носят административно–процессуальный характер. В соответствии со ст. 27.1 Кодекса меры обеспечения применяются в целях:

– пресечения административного правонарушения;

– установления личности нарушителя;

– составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

–обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

– исполнения принятого по делу постановления.

Должностными лицами органов внутренних дел (милиции) осуществляются следующие меры обеспечения при производстве по делам о нарушениях требований пожарной безопасности:

– по собственному решению при выявлении административного правонарушения, а также по обращению должностных лиц органа ГПН, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях: доставление; административное задержание;

– по определению, вынесенному должностным лицом органа ГПН при рассмотрении дела об административном правонарушении, в порядке ч. 3 ст. 29.4 Кодекса, привод лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в случае его неявки без уважительной причины.

Органы ГПН вправе самостоятельно применять следующие меры обеспечения:

– осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 Кодекса);

– изъятие вещей и документов (ст. 27.10 Кодекса);

– арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 Кодекса);

– временный запрет деятельности (ст. 27.16 Кодекса).

О применении перечисленных мер, обеспечивающих производство по делу об административном правонарушении, составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера, либо его законному представителю.

Оформление административного расследования

Как и в уголовном процессе, практически все действия при проведении административного расследования подлежат документальному оформлению. Причем тенденция в современной России идет еще к более строгой формализации. По словам Старилова Ю.Н «ненадлежащее оформление документа ведет к его недействительности, что в свою очередь делает недействительным и все процессуальное действие, которое данный документ подтверждал» Старилов Ю.Н. Новое соотношение современного административного и административно-процессуального права (к вопросу об учреждении в России административных судов и формировании административного судопроизводства). Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД России, 2012. Поэтому, да и не только, считаю очень важным рассмотреть в данном параграфе именно особенности оформления документов, необходимых при проведении административного расследования при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Основными документами являются: определение о возбуждении дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. СПб.: Юридический центр Пресс, 2012.

Начальным процессуальным документом является определение о возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором — в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. В части 3 ст. 28.7 КоАП РФ установлены требования к содержанию определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Так, согласно ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ в определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются:

· дата и место составления определения;

· должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение;

· повод для возбуждения дела об административном правонарушении;

· данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

Статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. В определении должно содержаться мотивированное обоснование назначения административного расследования с указанием проведения конкретных процессуальных действий, составляющих содержание административного расследования.

Непосредственное проведение процессуальных действий осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законом. Например, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений и находящихся там вещей и документов производится в присутствии представителя юридического лица и двух понятых и оформляется протоколом об осмотре и др. (ст.27.8). Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть. М., 2013.

В соответствии с ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования:

· либо составляется протокол об административном правонарушении;

· либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Постановление о прекращении выносится в следующих случаях:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Таким образом, наиболее важными документами при проведении административного расследования являются: определение о возбуждении дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Однако кроме них в ходе расследование соответствующим документом должны быть оформлены и другие процессуальные действия, такие как личный осмотр, ознакомление с документами и тд. Игнатенко В.В. Правовое качество законов об административных правонарушениях: /Монография. — Иркутск, 2010.

Алгоритм проведения административного расследования

1. Непосредственное обнаружение правонарушения или получение материалов, сообщения (заявления), которые могут являться поводом для возбуждения дела об административном правонарушении

2. Установление данных, указывающих на наличие события административного правонарушения

3. Соотнесение события административного правонарушения с областью законодательства, указанной в части 1 ст. 28.7 КоАП

4. Установление необходимости осуществления процессуальных действий, требующих значительных временных затрат

5. Вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования

6. Совершение процессуальных действий, требующих значительных временных затрат

7. Составление протокола об административном правонарушении либо вынесение постановления о прекращении производства по делу до передачи его на рассмотрение

КоАП РФ Статья 28.7. Административное расследование
 

1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, страхового законодательства, законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса), законодательства о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), законодательства о противодействии коррупции, трудового законодательства, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним, нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр, миграционного законодательства, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства о защите прав потребителей, о техническом регулировании, об аккредитации в национальной системе аккредитации, об организации и о проведении азартных игр, об охране здоровья граждан, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства в области налогов и сборов, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, карантина растений, общественной нравственности, таможенного дела, экспортного контроля, государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в области охраны окружающей среды и природопользования, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, в области использования атомной энергии, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о газоснабжении, о градостроительной деятельности, в области дорожного движения и на транспорте, несостоятельности (банкротства), законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о применении контрольно-кассовой техники, а также после выявления административного правонарушения против порядка управления (в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса) осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27 настоящего Кодекса, проводится административное расследование.

Статья 28.7. Административное расследование

Определение Верховного Суда РФ от 19.12.2016 N 304-АД16-16972 по делу N А75-15817/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о привлечении к административной ответственности. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, поскольку общество осуществляло оборот алкогольной продукции в отсутствие у него товарно-транспортных накладных и справок к ним.

Приведенные в жалобе доводы, в том числе о нарушении административным органом положений статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (момент возбуждения дела об административном правонарушении), части 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (проведение осмотра помещений магазина «Мария» в отсутствие уполномоченного представителя общества), статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (не извещение законного представителя общества о факте, времени и месте составления протокола об административном правонарушении), были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.

Постановление Верховного Суда РФ от 16.09.2016 N 309-АД16-11280 по делу N А60-61115/2015 Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов. Решение: Требование удовлетворено, так как факт совершения правонарушения подтвержден материалами дела, порядок и срок давности привлечения к ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции статьи.

Доводы жалобы об отсутствии события и состава вмененного правонарушения, о несоблюдении административным органом при производстве по делу об административном правонарушении требований статей 17.9, 26.4, 28.7 КоАП РФ, а также о необходимости применения положений статьи 2.9 КоАП РФ являлись предметом проверки судов, обоснованно отклонены по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах.

Постановление Верховного Суда РФ от 27.07.2016 N 306-АД16-9299 по делу N А12-40493/2015 Требование: О признании незаконными действий (бездействия) административного органа. Обстоятельства: Арбитражный управляющий ссылается на нарушение административным органом процессуальных требований КоАП РФ, допущенных при производстве по делу об административном правонарушении. Решение: В удовлетворении требования отказано, так как при производстве по делу об административном правонарушении существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ не допущено; вступившими в силу судебными актами по другому делу установлено, что действия административного органа по делу об административном правонарушении, оспоренные в рамках данного дела, являются правомерными.

арбитражный управляющий Зеленченкова Татьяна Владимировна (далее — арбитражный управляющий, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее — управление, административный орган) как не соответствующих статьям 24.2, 25.1, 28.1, 28.2, 28.5, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Постановление Верховного Суда РФ от 10.05.2016 N 19-АД16-3 Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.31 КоАП РФ за выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден материалами дела, порядок и срок давности привлечения к ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции статьи.

04 марта 2015 г. инспектором ОГИБДД ОМВД России по Благодарненскому району в соответствии с требованиями статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 17).

Постановление Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 308-АД16-1534 по делу N А63-9873/2014 Требование: О привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ за нарушение требований технических регламентов. Решение: Требование удовлетворено, так как факт совершения правонарушения и вина общества подтверждены материалами дела, срок давности и процедура привлечения общества к ответственности не нарушены.

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Нарушение административным органом срока проведения административного расследования и срока составления протокола, предусмотренных статьями 28.5 и 28.7 КоАП РФ, не является безусловным основанием для признания процедуры нарушенной.

Постановление Верховного Суда РФ от 01.03.2016 N 18-АД16-9 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, за нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов. Решение: Производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 4 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2016 N 214-О «По жалобе гражданина Давыдова Александра Александровича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Закрепляя процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях наряду с этим возлагает на органы и должностные лица, осуществляющие административно-деликтное производство, обязанности по их разъяснению привлекаемому к административной ответственности лицу при применении к нему административного задержания (часть 5 статьи 27.3), составлении протокола осмотра места совершения административного правонарушения (часть 7 статьи 28.1), вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (часть 3 статьи 28.7), составлении протокола об административном правонарушении (часть 3 статьи 28.2), рассмотрении дела об административном правонарушении (пункт 5 части 1 статьи 29.7), а также обжаловании постановления по делу об административном правонарушении (пункт 5 части 2 статьи 30.6).

Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 2846-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Беляцкого Ивана Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью 5.1 статьи 28.7 и статьей 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.А. Беляцкий оспаривает конституционность части 5.1 статьи 28.7 об определении о продлении срока проведения административного расследования и статьи 30.1 «Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении» КоАП Российской Федерации. Как следует из представленных материалов, определением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом вышестоящей инстанции, И.А. Беляцкому была возвращена его жалоба на определение руководителя органа внутренних дел о продлении административного расследования по делу об административном правонарушении в связи с дорожно-транспортным происшествием. Как указали суды, определение о продлении срока проведения административного расследования не является предметом самостоятельного обжалования.

Определение Верховного Суда РФ от 30.12.2015 N 303-КГ15-16774 по делу N А51-2015/2015 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о признании незаконными действий государственного органа. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано, поскольку оспариваемые действия по продлению срока административного расследования не подлежат обжалованию в арбитражно-процессуальном порядке.

Отменяя решение суда первой инстанции об удовлетворении заявления предпринимателя, окружной суд исходил из того, что с учетом положений статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть предметом самостоятельного судебного оспаривания отдельные процессуальные решения и действия административных органов, в том числе: протокол об административном правонарушении, постановление прокурора о возбуждении дела, определение о возбуждении дела и проведении административного расследования; определения административных органов (их должностных лиц), выносимые в ходе проведения административного расследования, при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу — о продлении срока административного расследования, о продлении срока рассмотрения дела, об отказе в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, о приобщении к материалам делах доказательств; действия административных органов по привлечению к административной ответственности, совершаемые в ходе производства по делу об административном правонарушении (за исключением мер обеспечения производства по делу), не затрагивающие права и законные интересы иных, кроме участников производства по делу лиц, и не выходящие за пределы тех полномочий, которые им предоставлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

>Прекращение административного расследования бланк

Прекращение административного расследования бланк

Окончание административного расследования 9.2.

В соответствии с частью 6 статьи 28.7 Кодекса по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. 9.3. В соответствии со статьей 24.5 Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: — отсутствие события административного правонарушения; — отсутствие состава административного правонарушения; — истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; — смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу. Определение о прекращении производства по делу выносится на основании статьи 28.

Определение о продлении срока проведения административного расследования (примерная форма)

Похожие формы Определение о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении, возбужденному Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (образец) Определение о продлении срока проведения административного расследования по делу об административном правонарушении Определение территориального органа Росприроднадзора о продлении срока проведения административного расследования (образец) Определение о продлении срока административного расследования, составленное территориальными органами Россельхознадзора Примерная форма протокола осмотра предметов (документов), составляемого в ходе проведения административного расследования

Статья 28

Административное расследование .7. Административное расследование 2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему. 5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Административное расследование Ст.

28.7 КоАП РФ в последней действующей редакции от 20 июля 2019 года. 1. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах, страхового законодательства, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.27.1 настоящего Кодекса)

Методические рекомендации по порядку действий должностных лиц Контрольно-счетной палаты Орловской области

Статья 7.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Порядок проведения административного расследования Статья 8.

Заключительные положения Приложение № 1 к Методическим рекомендациям «Порядок действий должностных лиц Контрольно-счетной палаты Орловской области при выявлении административных правонарушений»

В целях реализации закона Белгородской области от 31 марта 2019 года №68 «О перечнях должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы.

Порядок направления документов по административному производству Статья 9.

Цель, задачи и принципы