Сравнение конституции России и Германии

Классификация прав и свобод гражданина Российской Федерации

Правам и свободам гражданина Российской Федерации посвящена гл. 2 Конституции. Попытаемся обобщить все права и свободы и классифицировать их (табл. 3.1).

Личные (гражданские) права и свободы – это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства личности.

Право на жизнь. Российское государство гарантирует каждому гражданину сохранение его жизни. Каким образом? Во-первых, путем создания правоохранительных органов, поддерживающих общественный порядок, пресекающих преступления против жизни. Во-вторых, путем установления уголовной ответственности за убийство. В-третьих, само государство отказывается убивать своих граждан. В Конституции РФ закреплено, что наше государство планирует отказаться от смертной казни. Теперь

Таблица 3.1

Конституционные права и свободы гражданина

Гражданские

Политические

Экономические

Социальные

Культурные

  • • Право на жизнь
  • • Право на защиту чести и достоинства
  • • Право на свободу и личную неприкосновенность
  • • Право на неприкосновенность личной жизни
  • • Право на неприкосновенность жилища
  • • Право на свободу передвижения и выбор места жительства
  • • Свобода совести, вероисповедания
  • • Свобода мысли, слова
  • • Право на участие в управлении делами государства
  • • Право на объединение, свобода союзов, партий и т.п.
  • • Право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования
  • • Право избирать и быть избранным
  • • Равное право доступа к любым должностям
  • • Право обращений в государственные органы
  • • Право на информацию
  • • Право на частную собственность
  • • Свобода предпринимательской деятельности
  • • Свобода труда, право на труд в нормальных условиях
  • • Право на отдых
  • • Право на социальное обеспечение
  • • Право на жилище
  • • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • • Право на благоприятную окружающую среду
  • • Право на образование
  • • Свобода творчества и преподавания
  • • Право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями
  • • Доступ к культурным ценностям

в нашей стране Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» введен мораторий на применение смертной казни.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Это означает, что человек может совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь при этом никаким ограничениям. Но даже если лицо и нарушило норму права, оно не может быть произвольно наказано, лишено свободы. Все санкции и процедура их применения определяются законом.

Право на охрану государством достоинства личности. Государство признает достоинство человека особым благом, а потому защищает его с помощью мер уголовной ответственности. Уголовный кодекс РФ содержит наказания за клевету и оскорбление. Безусловно, в нашей стране запрещены пытки, насилие, а также наказания, унижающие человеческое достоинство.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Некоторые государственные органы по роду своей деятельности обязаны собирать и хранить информацию о гражданах (например, органы ЗАГС, полиция и др.). Каждый гражданин имеет право знать, какой информацией о нем обладают эти органы. С другой стороны, они обязаны хранить эти сведения в тайне от посторонних лиц.

Свобода передвижения, выбора места жительства. В последнее время в России отменены многие ограничения для выезда за границу и передвижения внутри страны, институт прописки (заменен регистрацией).

Свобода совести означает право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Свобода мысли и слова. Согласно Конституции РФ государство не преследует своих граждан за инакомыслие, высказывание своего мнения. Главное, чтобы гражданин не призывал к свержению конституционного строя РФ, развязыванию войны, не оскорблял других лиц.

Политические права и свободы гражданина призваны обеспечить ему участие в управлении делами государства. Это право на создание политических партий и других общественных объединений, демонстрации, митинги, шествия, право избирать и быть избранным и др.

Экономические права и свободы – это такие возможности человека, которые позволяют ему обеспечить достойный уровень благосостояния и удовлетворить физические, материальные, духовные и другие потребности. Они очень важны, поскольку в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг, от них во многом зависит реализация всех других прав и свобод.

Право на предпринимательскую и иную не запрещенную экономическую деятельность (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). В советские времена предпринимательская деятельность была запрещена, и только в настоящее время Конституция РФ установила возможность свободно использовать свои способности и имущество в целях регулярного получения прибыли (именно такая деятельность, согласно Гражданскому кодексу РФ, и называется предпринимательской). Для этого граждане могут под свою ответственность создавать предприятия, заключать договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.

Право на частную собственность (ст. 35 Конституции РФ). Это новый для нас вид права, ранее за гражданином признавалось только право на личную собственность, т.е. собственность на вещи, приобретенные на трудовые доходы и используемые для домашнего обихода и личного потребления (дом, подсобное домашнее хозяйство, мебель и т.п.). Сегодня все ограничения по объектам собственности и возможностям использования имущества отменены.

Стремление обладать собственностью и иметь защищенное право на нее – это естественное стремление большинства людей. И не случайно. Собственность есть основа реальной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне.

Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности и предполагает право индивида использовать свое имущество для любых, не запрещенных законом целей, например для создания предприятия. В свою очередь, государство берет не себя защиту частной собственности, обеспечение ее неприкосновенности с помощью уголовного, административного, гражданского и иного законодательства.

Каждый гражданин может иметь имущество в собственности, в отношении оборотоспособности которого государством не установлены ограничения. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение возможно только по решению суда и только в предусмотренных законом случаях (например, конфискация за совершенное преступление, изъятие для государственных нужд при условии равноценного возмещения). Собственность наследуется, и это право гарантируется государством.

Право иметь в частной собственности землю и иные природные ресурсы специально оговорено в Конституции РФ. Статья 36 не устанавливает каких-либо предварительных условий для его осуществления. Однако последующее использование земли должно соответствовать ее категории и целевому назначению. Так, например, не допускается строительство промышленных предприятий на землях сельскохозяйственного назначения.

Возможности собственника земли и других природных ресурсов не безграничны. Статья 36 Конституции РФ устанавливает два таких ограничения: собственники не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы других лиц.

Социальные права. Они сформировались позже других – в течение XX в. и, как правило, затрагивают область наемного труда. К ним можно отнести следующие права.

  • 1. Право на труд (ст. 37 Конституции РФ). Это довольно многогранное право, включающее следующие элементы:
    • а) право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В этом случае речь главным образом идет о реализации права на труд по найму, т.е. на работу, выполняемую на основании трудового договора между работником и предприятием. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. В Конституции РФ нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, из Уголовного кодекса РФ исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство. Принудительный труд запрещен;
    • б) право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены,
    • в) право получать вознаграждение за труд без какой- либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
    • г) право на защиту от безработицы: бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве Федеральной службы занятости России; бесплатное обучение новой профессии, пособия но безработице и др.;
    • д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В условиях рыночной экономики государство не в состоянии ее предписывать частным собственникам или брать на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление на работу в основном определяется договором с работодателем. Однако государство обязано создавать условия для подъема экономики, увеличения количества рабочих мест и снижения уровня безработицы.

  • 2. Право на отдых (ч. 6 ст. 37 Конституции РФ). Оно тесно связано с правом па труд. Право на отдых позволяет работнику восстановить затраченные усилия и сохранить здоровье, которое является социальной ценностью. Большую роль играет и поведение самого работника. Одно дело – лежать в свободное время на диване и бездумно смотреть в потолок, другое – выехать па природу, побродить по лесу и т.п. Задача государства в этой сфере заключается в установлении в законодательстве разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
  • 3. Право на материнство и детство (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ). По существу, в данной статье сформировано два права, но одно касается родителей, а другое – детей. Обеспечивается это право развитой системой гарантий, предусмотренных в федеральном законодательстве: пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и др. Конституция РФ определяет и взаимные нрава родителей и детей. Забота о детях, их воспитание возлагается на обоих родителей, но и трудоспособные дети,

достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

  • 4. Право на социальное обеспечение (в случае старости, болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и др.) (ст. 39 Конституции РФ). Эти трудные обстоятельства встречаются в жизни почти каждого человека. Что делать, если он теряет способность прокормить себя? Общество нс может бросить на произвол судьбы таких людей, поэтому государство устанавливает систему их обеспечения (пенсии и пособия). В этом проявляется человеческая солидарность и гуманизм.
  • 5. Право на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ). Дает возможность пользоваться имеющимся у человека на законных основаниях жилым помещением без опасения, что кто-то сможет его лишить. Однако это не означает, что любой человек, не имеющий жилья или проживающий в стесненных жилищных условиях, может требовать от государства немедленного предоставления жилья. В настоящее время государство играет в этой области принципиально иную роль, чем раньше. Оно, как правило, не обеспечивает (не наделяет) жилой площадью (исключение сделано в отношении малоимущих), а только содействует гражданам в осуществлении своего права на жилище (например, поощряет жилищное строительство, выделяет кредиты, компенсации и др.).
  • 6. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ). Охрана здоровья включает в себя и подготовку медицинских кадров, и лечение в поликлиниках и больницах, и просвещение населения в области медицины и другие меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни. Медицинская помощь включает в себя профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, выплату пособий по временной нетрудоспособности. Помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств госбюджета. Дополнительно развивается частная система здравоохранения, становлению которой способствует государство.
  • 7. Право на образование (ст. 43 Конституции РФ). Развитое общество не жалеет средств на образование, поскольку от этого выигрывают все: образованный человек не будет обузой ни себе, ни обществу. Более того, он наверняка принесет пользу другим людям. Образование в нашей стране общедоступное, бесплатное (дошкольное, основное общешкольное и среднее профессиональное). Бесплатное, но на конкурсной основе и высшее образование. В настоящее время параллельно развивается и сеть платных учебных заведений (частные школы, колледжи, университеты, институты, академии). Государство и в этом случае сохраняет за собой право требовать соблюдения образовательных стандартов. Помимо этого, можно получать семейное образование, заниматься самообразованием, заканчивать учебные заведения экстерном.
  • 8. Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). В настоящее время актуальной проблемой является экологическая безопасность. Радиационное воздействие, загрязнение воздуха, водоемов и т.п. – это то, что снижает уровень благополучия, подрывает здоровье, а иногда угрожает жизни людей. Человек сам не в состоянии определить состояние окружающей среды (нет соответствующих приборов, нужной информации), а тем более не способен защитить себя от вредного влияния. Это является обязанностью государства, которое должно строго наказывать за экологические нарушения, применяя уголовную или административную ответственность. Граждане в случае причинения вреда здоровью или имуществу вследствие экологического правонарушения могут использовать при этом свое право на обращение в суд.

В культурной сфере гражданину предоставляется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни, пользование культурными ценностями, учреждениями культуры (музеями, театрами, концертными залами и др.).

Это надо запомнить

  • 1. Правовой статус гражданина – это совокупность всех его юридических прав и обязанностей.
  • 2. Конституционный статус гражданина – это совокупность прав, свобод и обязанностей гражданина, закрепленных в Конституции.
  • 3. Конституционный статус состоит из трех элементов (частей):
    • – конституционные права;
    • – конституционные свободы;
    • – конституционные обязанности.
  • 4. Конституционные права и свободы делятся на пять групп:
    • – личные (гражданские);
    • – политические;
    • – экономические;
    • – социальные;
    • – культурные.
  • 5. Конституционные обязанности – это должное поведение, за неисполнение которого применяются санкции.

Сравнительно-правовой анализ формы и содержания конституций США и Германии.

Основные черты конституции США. Конституция США — первая писаная конституция, прогрессивный документ, который оказал влия­ние на конституции многих стран мира. Она закрепила образование су­веренного федеративного государства, происшедшее в результате осво­бодительной борьбы народа против британской короны, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принци­пы организации государственности (представительное правление, разде­ление властей и др.), установила, что федеральное право имеет приори­тет над правом штатов. Под влиянием этой конституции в мире стала распространяться доктрина конституционализма.

Вместе с тем конституция 1787 г. имела исторически ограниченный характер, связанный с условиями ее времени, и реакционные черты, обусловленные интересами правящих кругов, в основном плантаторов-рабовладельцев южных штатов и крупных предпринимателей Севера. В соответствии с представлениями того времени конституция ограничива­лась регулированием отношений государственной власти и человека (но преимущественно в судебной сфере и в рамках некоторых личных прав индивида), а также установлением структуры и взаимоотношений выс­ших органов государства. В тексте конституции не было статей о полити­ческих и социально-экономических правах личности. Политические права были включены первыми десятью поправками, получившими на­звание Билля о правах, а положения о многих социальных, экономичес­ких, культурных правах отсутствуют в тексте конституции и сейчас. Конституция молчаливо закрепляла рабство негров, позволяя голосовать за них их хозяевам — плантаторам, лишала избирательных прав женщин (последнее ограничение действовало до 1919 г.). Во многих отношениях (вопросы непосредственной демократии, принципы демократического режима и др.) конституция была пробельна. Иногда ее формулировка казуистичны, имеют недостаточно обобщающий характер. В соответст­вии с конституцией США являются по форме правления президентской республикой, по форме территориально-политического устройства — от­носительно централизованной федерацией, страной с демократическим государственным режимом.

Декларация независимости 1776 г. провозглашала право народа на восстание против угнетения, независимость от британской короны, исхо­дя из концепции естественных прав. Декларация, а затем и конституции закрепляли некоторые неотъемлемые права человека — на жизнь, свободу и стремление к счастью. Многие конституционные вопросы были урегулированы поправками к конституции. Поправки в основном носят характер дополнений.

Вопросы конституционного права регулируются также конституция­ми и законами отдельных штатов, законами конгресса и особенно реше­ниями Верховного суда США. Последний своими толкованиями без из­менения текста конституции создает новые конституционные нормы («живая конституция»), ибо акт 1787 г. был принят в совершенно иной обстановке и в ряде случаев не отвечает современным общественным отношениям.

Изменение конституции. Конституция США — жесткая консти­туция. Поправки к ней могут быть приняты 2/3 членов обеих палат высшего законодательного органа — конгресса — либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов (случаев такого созы­ва не было). Они подлежат ратификации (утверждению) законодатель­ными собраниями 3/4 штатов либо 3/4 конвента штатов, созванных по решению федерального конгресса. В результате этих сложностей за два с половиной столетия, как отмечалось, принято лишь 27 поправок (было предложено более 5 тыс. поправок, конгресс принял около 40 из них, необходимое большинство штатов ратифицировало 27). Единичные по­правки не имеют принципиального значения, так как посвящены сравни­тельно частным вопросам, некоторые вводят, а затем отменяют какие-либо положения (например, поправки XVIII и XXI вводят и отменяют «сухой закон»).

Впервые конституция США была дополнена Биллем о правах (первые десять поправок), принятым в 1789 г. и ратифицированным требуемым числом штатов в 1791 г. Билль о правах закрепляет важнейшие полити­ческие и личные свободы (рассматриваются ниже). Из области социаль­но-экономических прав в нем говорится только о некоторых гарантиях частной собственности: никакая собственность не может отбираться для общего блага без справедливого возмещения. Принципиальное значение имеют три «послевоенные поправки», принятые после Гражданской войны 1861—1865 гг. Это XIII поправка (1865 г.) о признании бывших рабов-негров гражданами США и о равенстве прав граждан, XIV поправ­ка (принята в 1966 г., ратифицирована в 1968 г.) о расовом и националь­ном равноправии граждан, о запрещении лишения жизни, свободы, соб­ственности без должной судебной процедуры, о лишении прав опреде­ленных должностных лиц за участие в мятеже, о некоторых вопросах государственного долга и XV поправка (принята в 1869 г., ратифицирова­на в 1870 г.) о равенстве избирательных прав граждан-мужчин. XIX по­правка (принята в 1917г., ратифицирована в 1919г.) предоставила изби­рательные права женщинам, XXIV — запрещает лишение избирательных прав за неуплату налогов, XXVII — запрещает сенаторам и палате представителей увеличивать размер своего жалованья. Другие поправки касаются способа избрания президента и сенаторов, преемственности власти в случае досрочного прекращения своих полномочий президен­том, отдельных вопросов правосудия и т.д. Поправки, как и конституция, во многом имеют прагматический характер.

ГЕРМАНИЯ.

Основные черты конституции. Конституция Германии отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципов общечеловечес­ких ценностей: демократии, разделения властей, равенства, справедли­вости и др. Она ввела федеративное устройство государства и запретила его изменять.

Федеративная Республика Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство. Гарантией демо­кратического государства являются положения о том, что вся власть исходит от народа, который осуществляет ее путем выборов и разного рода голосований (т.е. непосредственно), а также через специальные органы — законодательные, исполнительные и судебные. Путем пере­числения этих органов в конституции ФРГ дана достаточно широкая трактовка способов осуществления власти народа, более широкая, чем во многих других конституциях. Важнейшей гарантией демократии явля­ется специальное положение о том, что все граждане имеют право оказы­вать сопротивление каждому, кто пытается ликвидировать свободный демократический конституционный строй, если для пресечения этого не могут быть использованы другие средства. Такими гарантиями являются, далее, предусматриваемая конституцией многопартийная система, раз­личные способы защиты конституционных прав и свобод граждан и т.д.

Положение о социальном государстве развивается в нормах о том, • что собственность обязывает, что пользование ею должно служить обще­му благу, что земля, ее недра, природные богатства, средства производ­ства могут быть обобществлены в различных формах, но только законом. При этом законом, а не судом, как во многих других странах, устанавли­вается размер и вид возможной компенсации. Положению о социальном государстве соответствуют закрепляемые в конституции социально-эко­номические и культурные права личности.

Концепция правового государства (она относится в конституции к федерации и землям) находит свое выражение в нормах, устанавливающих, что все лица, органы и организации, публичные и частные, обязаны подчиняться праву, что суд является независимым, а чрезвычайные суды не допускаются, что закону нельзя придавать обратную силу. Установлена ответственность государства, его должностных лиц перед гражданином. Тезис о правовом государстве подкрепляется широкими конституционными правами граждан. Учитывая уроки второй мировой войны конституция провозглашает, что действия, предпринятые с целью нарушения мирного сосуществования народов и подготовки агрессивной войны, являются антиконституционными и лица, их совершившие, под­лежат наказанию. Оружие, предназначенное для ведения войны, может быть изготовлено, ввезено, допущено к обороту только с разрешения федерального правительства.

В условиях чрезвычайного положения (состояние напряженности, состояние обороны) демократические принципы могут быть ограничены законом парламента (эти нормы были внесены в конституцию в 1968 г. в период «холодной войны» — острого противостояния западных госу­дарств и стран тоталитарного социализма). Конституция устанавливает также, что чрезвычайные меры могут быть приняты для отражения опас­ности, угрожающей основам свободного демократического строя федерации или отдельной земли.

Регулируя отношения основных органов государства, а также госу­дарства в целом и его составных частей, методы деятельности органов государства, конституция исходит из того, что Германия является по форме правления парламентарной республикой, относительно децентра­лизованным федеративным государством с демократическим режимом.

Изменение и дополнение конституции может быть осуществлено только специальным конституционным законом, который принимается 2/3 голосов в каждой палате парламента (бундестаге и бундесрате).

За время действия конституции 1949 г. было принято около четырех десятков законов, изменяющих и дополняющих ее. Наиболее существен­ные изменения конституции связаны с поправками, внесенными в 1968 г. — о возможности введения особого режима (термин «чрезвычай­ное положение» в конституции не применяется, но речь идет именно об этом) и в 1993 г. — в связи с преобразованием Европейского экономичес­кого сообщества в Европейский союз, членом которого ФРГ является. Новая редакция ст. 23 (1993 г.) предусматривает, в частности, что Герма­ния участвует в издании нормативных актов Европейского союза.

94. Какая разница между правом человека и его свободой?

Свобода понимается как отсутствие внешних препятствий, которые могут лишить человека возможности делать то, что он хотел бы делать.

Однако, следует иметь в виду, что у человека, живущего в обществе нет и не может быть абсолютной свободы, поскольку свобода одного ограничена аналогичной свободой другого.

И это ограничение должно быть четко определено правом. Поэтому свобода человека, живущего в обществе — есть свобода его действий в рамках права. В этом смысле право человека неотделимо от его свободы.

В условиях демократического правового государства права и свободы человека совпадают, в недемократических режимах права и свободы граждан значительно ограничены, либо они вовсе отсутствуют. Здесь наиболее наглядно видна тесная связь свободы и права, поскольку тоталитарное «право» может лишить человека свободного поведения, запрещая свободно мыслить, высказывать свое мнение, создавать политические партии, заниматься политической деятельностью, предпринимательством, и т.д.

Однако между терминами «право» и «свобода» имеются и некоторые различия. Так, право всегда предполагает указание в законе или ином нормативном правовом акте точного перечня правомерных действий человека, в то время как при определении свобод может быть указана только сфера или форма деятельности, Например, в п. 7 ст. 29 Конституции РФ сказано, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Действительной свободой в данной формулировке является свобода мысли, поскольку мыслительная деятельность человека законом не регулируется, а значит и не ограничивается.

В то же время свобода слова урегулирована правом, а значит и ограничена, то есть по своей сущности является не свободой, а правом.

95. Что такое гражданское общество?

Гражданское общество — это сообщество граждан и не граждан, законно проживающих на территории данного государства, а также создаваемые ими различные самоуправляющиеся общности людей — общественные организации, политические партии, религиозные, национальные и иные формирования, предпринимательские структуры, которые действуют независимо от государства.

Гражданское общество взаимодействует с государством следующим образом: 1.

Вмешательство государства в сферу гражданского общества происходит только в том случае, если субъекты гражданского общества не могут сами разрешить свои споры и противоречия, и когда они обращаются к государственным органам, в первую очередь судебным, которые на основе закона решают их вопрос. 2.

Государство вмешивается в жизнь гражданского общества в случае совершения правонарушений его субъектами. В этом случае государство властно восстанавливает законность и правопорядок, нарушенные права того или иного субъекта гражданского общества, а виновных правонарушителей привлекает к юридической ответственности. 3.

Субъекты гражданского общества действуют на основе и в соответствии с правовыми и не правовыми нормами и правилами — моральными, нравственными, религиозными, нормами общественных организаций, обычаями, традициями и другими без вмешательства со стороны государства.