Способы защиты прав налогоплательщиков

Налоговые споры и защита прав налогоплательщиков

За последние 5 лет наблюдается резкий рост судебных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Связано это, прежде всего, с несоблюдением законодательства о налогах и сборах самими же ИФНС.

Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах. В свою очередь налогоплательщики вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

Каждый налогоплательщик самостоятельно выбирает модель взаимоотношений с налоговыми органами, и часто нежелание граждан и организаций ссориться с должностными лицами налоговых органов приводит к ощущению безнаказанности со стороны последних. В тоже время вне зависимости от способа построения взаимоотношений с налоговой службой, налогоплательщикам, как правило, не удается избежать плановых проверок, и на определенном этапе каждой организации приходится отстаивать свою правоту в вопросах своевременной сдачи налоговой отчетности, правильности начисления и уплаты налогов.

Следует учитывать, что действующее законодательство возлагает на налоговые органы обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия обжалуемого решения. При этом в случае оспаривания решений налоговых органов арбитражные суды нередко разделяют позицию налогоплательщика, поскольку зачастую решения налоговых органов не основываются на законе, а «подгоняются» под нормы права.

Как правило, причинами налоговых споров являются решения налоговых органов или их незаконные действия (бездействия):

— необоснованный отказ в возмещении НДС;

— решения налоговых органов по результатам налоговой проверки о привлечении к налоговой ответственности;

— необоснованное решение о блокировке расчетного счета;

— выставленное требование об уплате налогов, пени, штрафных санкций;

— необоснованное списание налогов с расчетного счета организации;


— уклонение от ответов на письма, заявление и запросы налогоплательщика.

Исход налогового спора напрямую зависит от того, кто осуществляет защиту прав налогоплательщика. Залогом успеха в разрешении налогового спора являются квалификация, знания, опыт представителей налогоплательщика.

Налоговые споры

Наверно, любое дело, разрешаемое судом, можно отнести к категории «тяжелых». В противном случае, такие дела до суда бы и не доходили. К одним из самых тяжелых относятся налоговые споры. Конечно, не в последнюю очередь эти сложность связана с неправильной формулировкой исковых требований, которые предъявляют налоговые органы. В основном эти требования касаются правильности исчисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на доходы физических лица и прочие, то есть относятся к спорам бизнеса с государством.

Налоги нужно платить и с этим никто не спорит, но далеко не всегда налоговые органы относятся к своим обязанностям стопроцентно добросовестно. И чтобы защитить себя, свое дело и свое имущество, приходится прибегать к судебным тяжбам. А в таком случае обращение за помощью к квалифицированным юристам не помешает.

Причин, по которым разворачиваются дела, может быть масса, например, налоговые органы по результатам проверок приняли решение привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности, а налогоплательщик с этим, естественно, не согласен.
Анализируя судебную практику, выделяют три основных категории налоговых споров:

— споры, связанные с самой процедурой налогообложения, в которых налогоплательщик ссылается на допущенные налоговым органом;

— споры по вопросам факта, возникающие между налогоплательщиками и налоговыми органами и связанные с различной оценкой фактических обстоятельств дела;

— споры по вопросам права, возникающие между налогоплательщиками и налоговыми органами и связанные с разным толкованием и/или применением ряда норм материального права – налогового, гражданского и пр.

Кстати, с 1 января 2009 года обжаловать решении налогового органа в суде можно только в том случае, если ранее они были обжалованы в вышестоящих налоговых органах.
Одним из основополагающих принципов налогового законодательства Российской Федерации является принцип, «озвученный» в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, который гласит, что каждое лицо должно уплачивать «законно установленные налоги и сборы». В случае налоговых споров налогоплательщик вправе обжаловать решение налоговых споров в различных инстанциях, начиная от арбитражного и заканчивая президентом страны. Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия или полное бездействие контролирующих органов в финансовой сфере. Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие (напомним, с 1 января 2009 года это обращение в случае налоговых споров стало обязательным).
И вот после административного способа обжалования налогового спора и в случае отсутствия должной реакции возникает необходимость обжалования решения налоговых органов в суде. Порядок обжалования решения налоговых органов в суде предусмотрен Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Для защиты нарушенных прав налогоплательщиков или налоговых агентов требуется соблюдение сразу двух условий: во-первых, ненормативные акты налоговых органов или их действие/бездействие нарушили права налогоплательщика, а во-вторых, нормативные акты налоговых органов обжалуются в порядке, который предусмотрен не Налоговым кодексом РФ, а иным федеральным законодательством. Если акты налоговых проверок не содержат в себе обязательных для налогоплательщиков предписаний, которые влекут юридические последствия.
В случае административного обжалования решения налоговых органов Налоговым кодексом предусмотрен трехмесячный срок давности (то бишь срок обжалования) для обращения с жалобой на неправомерные акты, действия или бездействие налоговых органов или их должностных лиц. Причем срок этот назначается со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Это срок может быть восстановлен при условии наличия уважительной причины его пропуска, для чего подается письменное заявление о восстановлении пропущенного срока давности с указанием причин пропуска. Принимать во внимание или нет уважительную причину – решает сам налоговый орган. Однозначно принимается во внимание болезнь, длительное отсутствие, стечение тяжелых семейных обстоятельств и иные обстоятельства.

В течение месяца со дня получения жалобы налоговые органы должны принять решение и или оставить жалобу без удовлетворения, или отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку, или отменить решение и прекратить производство по делу вовсе, или изменить решение, или вынести новое решение по существу дела. В течение трех дней лицо, подавшее жалобу, ставится в известность о принятом налоговым органом решении.
Несмотря на то, что административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков действует параллельно с судебным, существует определенная зависимость решения налогового органа от судебного решения по тем же основаниям. По правилам, которые предусмотрены в Налоговом кодексе РФ, налоговый орган имеет право рассмотреть жалобу и вынести решение до момента вступления в законную силу решения арбитражного суда. Если решение суда вступает в силу раньше, чем решение принимает судебный орган, то принятое впоследствии решение не должно противоречить судебному акту.
Конечно, каждый налогоплательщик выбирает модель защиты, но очень часто нежелание граждан связываться с налоговым органами негативно сказывается на них самих. Вне зависимости от того, как разрешилась та или иная проверка, избежать следующей вряд ли удастся. Законодательство РФ предусматривает для налоговых органов обязанность доказать обстоятельства, которые послужили основание для принятия оспариваемого решения. Вот пускай и доказывает!

Обеспечение и защита прав налогоплательщиков

⇐ Предыдущая12345

(плательщиков сборов)

В соответствии со статьей 22 НК налогоплательщикам и плательщикам сборов гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК и иными федеральными законами.

Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Таким образом, существует две основные формы защиты прав: административная и судебная.

Административная форма защиты прав налогоплательщиков и других лиц.
Право на обжалование актов налоговых органов и действий их должностных лиц закреплено в ст.137 НК РФ. Каждый налогоплательщик, или налоговый агент и иное лицо имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по их мнению такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Как нововведение следует отметить установление срока исковой давности для подачи жалобы, а именно: три месяца со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав; возможность отзыва жалобы на основании письменного заявления лица, подавшего жалобу. При этом отзыв жалобы лишает подавшее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям, в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу (ст.139 НК РФ).

Статья 140 НК РФ устанавливает срок для рассмотрения жалобы: один месяц со дня ее получения. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений: оставить жалобу без рассмотрения; отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение или вынести новое решение. При этом о принятом решении по жалобе должно сообщаться в письменной форме лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня ее получения.

Преимущества административного способа защиты прав налогоплательщиков, по мнению Пепеляева С. Г., заключается в следующем:

ü простота процедуры принятия жалобы и ее разрешения, не требующая дорогостоящих услуг юриста;

ü оперативность и быстрота разрешения спора;

ü безвозмездность, а следовательно доступность обжалования актов и действий налоговых органов;

ü возможность многократного обжалования решений налоговых органов в суд, с сохранением на любом этапе административного обжалования права на обращение в суд.

При этом сам факт подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), как правило, не приостанавливает исполнение обжалуемого акта или действия, но если решение (действие) явно незаконно, его действие может быть приостановлено.

Судебная форма защиты прав и законных интересов субъектов налогового права.Налоговые органы вправе предъявить в суд иск о взыскании налоговых санкций с налогоплательщика. Если такой иск был принят к рассмотрению судом, судебное оспаривание решения налогового органа целесообразно производить путем предъявления встречного иска. Это позволит сократить время подготовки к судебному разбирательству. Встречный иск может быть составлен по форме рекомендованной для предъявления обычных исков. В нем следует указать, что исковое заявление является встречным, и изложить обстоятельства, определяющие этот иск как встречный.

Если налоговым органом иск не был предъявлен, налогоплательщик вправе самостоятельно оспорить решение налогового органа или действия последнего, направленные на его исполнение. Статья 22 АПК РФ предусматривает возможность предъявления исков:

ü о признании недействительным решения налогового органа, не соответствующего законодательству или нарушающего права и законные интересы организаций и граждан или иного ненормативного или нормативного акта;

ü о признании не подлежащим исполнению исполнительного или

ü иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке либо иного поручения налогового органа;

ü о возврате из бюджета (фонда) денежных средств, списанных налоговым органом в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований законодательства, либо излишне уплаченных налогоплательщиком, либо излишне взысканных с него налоговым органом денежных сумм;

ü о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

ü о возмещении убытков.

К числу ненормативных актов налоговых органов, которые могут быть оспорены в суде можно отнести решения (постановления) властно-адресного характера: решения о применении налоговых санкций; о приостановлении операций по счетам в Банках; о наложении ареста на имущество; постановление о производстве выемки; протоколы; инкассовые поручения; требования об уплате налогов и пеней по ним и др.

При подаче искового заявления, в случае необходимости истец вправе заявить ходатайство о его обеспечении, то есть обратиться к суду с просьбой, принять меры, направленные на исполнение решения об удовлетворении иска. По иску о признании недействительным решения налогового органа и по иску о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений налогового органа суд может до принятия решения запретить ответчику или банку взыскивать с налогоплательщика спорные суммы (письмо Высшего Арбитражного Суда от 10.01.97. №С4-5/ОП-13).К ходатайству могут быть приложены доказательства того, что непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения. Ходатайство может быть оформлено в исковом заявлении или отдельно от него. Ходатайство должно быть рассмотрено судьей не позднее, чем на следующий день после его поступления в суд. Столь короткий срок позволит налогоплательщику снизить убытки от бесспорного взыскания спорных сумм.

В то же время в процессе судебного разбирательства необходимо представить суду все документы, достаточные для удовлетворения исковых требований. Это объясняется тем, что свободное представление доказательств возможно лишь в суде первой инстанции. При обжаловании решения в апелляционной инстанции дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом, только если невозможность их представления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от налогоплательщика, будет обоснована. В кассационную и надзорную инстанции представление дополнительных документов вообще не допускается.

Как уже было отмечено, права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. А неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Общие основания и виды ответственности должностных лиц органов МНС РФ указаны в законе «О налоговых органах РФ» и ст.35 НК РФ. Согласно статье 12 закона, должностные лица органов МНС РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. В статье 13 закона указано, что убытки, причиненные налогоплательщику незаконными действиями налоговых органов и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом. Иными словами, обозначая виды ответственности, закон не регламентирует порядок их применения и содержит отсылочные нормы.

По действующему законодательству, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу незаконными действиями государственных органов, а также их должностными лицами при исполнении ими своих обязанностей в области административного управления, возмещается на общих основаниях, если иное не предусмотрено законодательными актами. В соответствии со статьей 15 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе путем издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующими субъектами Российской Федерации или муниципальным образованием. Это значит, что суммы, составляющие размер убытков, взыскиваются в пользу потерпевшего налогоплательщика в полном объеме, включающем не только имущественный ущерб, но и упущенную выгоду.

К положительному ущербу относятся вынужденные расходы налогоплательщика, утрата или повреждение его имущества, а упущенная выгода — неполученные суммы, которые могли бы быть получены, если бы не было незаконных действий налоговой инспекции и ее должностных лиц (например, в результате приостановления операции по счетам в банке).

Субъектом имущественной ответственности за причинение убытков незаконными действиями может быть только налоговая инспекция, но и ее должностные лица, даже в случаях, когда убытки причинены их незаконными действиями. Таким образом, хотя непосредственным причинителем вреда и является должностное лицо налоговой инспекции, имущественную ответственность перед налогоплательщиком несет тот налоговый орган, в котором работает причинитель вреда.

Гражданским законодательством установлено, что суд, арбитражный суд в соответствии с обстоятельствами дела могут обязать налоговые органы возместить причиненный ущерб в натуре (представить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т. п.) или возместить причиненные убытки. Возместив убытки налогоплательщику, налоговая инспекция имеет право на предъявление регрессивного требования к должностному лицу причинителю ущерба в порядке, установленном трудовым законодательством.

Материальная ответственность — это ответственность рабочих и служащих, причинивших своими виновными действиями вред предприятию (организации), на котором они работают, а также ответственность предприятия за вред, причиненный здоровью своих работников и служащих. Эта ответственность регулируется нормами трудового законодательства.

Должностные лица налоговых органов в зависимости от характера нарушения подлежат материальной ответственности за причинение ущерба налоговому органу, с которым они состоят в трудовых отношениях, Порядок привлечения к материальной ответственности регулируется трудовым законодательством РФ. Материальная ответственность наступает, как правило, при наличии следующих условий:
— налоговому органу причинен действительный, реальный (прямой) имущественный ущерб;
— ущерб причинен работником при исполнении служебных обязанностей;
— ущерб причинен незаконными действиями сотрудника в результате
невыполнения или ненадлежащего выполнения им своих служебных обязанностей;
— сотрудник виновен в причинении ущерба, то есть действовал умышленно или неосторожно;
— имеется причинная связь между действиями сотрудника и причиненным материальным ущербом.

Понятие защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

В понятие защиты прав налогоплательщиков входит правовая возможность реализации системы законодательных гарантий, (положений Конституции и других НПА РФ), которые нацелены на обеспечение прав граждан, выступающих в качестве субъектов налоговых отношений.

На практике такая защита является правом налогоплательщика, реализованного в случае, если нужно обратиться в гос. органы, с целью исследования обоснованности действий, налоговых органов, ставших результатом налоговых споров.

Ситуация, ставшая последствием разногласий плательщика и налоговой о правильности применения норм, регулирующих налоговые отношения, в данном случае, может быть разрешена путем обжалования издаваемых решений налоговым органом, в вышестоящую налоговую и в суд.

Изначально неравное правовое положение сторон налоговых отношений (налогоплательщика и налогового органа) уравнивается закрепленной в НПА РФ возможностью защищать права налогоплательщиков.

Положения ст. 22 НК России определяют возможность обеспечения прав налогоплательщика, а также устанавливают срок, в течение которого может быть реализовано право на защиту.

Способы защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

НПА РФ, в зависимости от различий, которые определены материальными нормами и процессуальным порядком, устанавливают такие способы защиты прав налогоплательщиков:

  • административный;
  • судебный.

Закон также не запрещает самозащиту прав и президентский способ, в случаях, когда обжалуются решения Федеральной службы по вопросам финансовых рынков.

В случае применения административного способа защиты, либо восстановления нарушенного права, обращаться нужно к вышестоящему органу по отношению к тому, который принял незаконное решение, либо выполнял незаконные действия.

Также защита прав налогоплательщиков в административном порядке не исключает возможность последующего обращения за урегулированием этого же спора и защиты своих интересов в судебные органы.

При применении судебного порядка обжалования необходимо соблюдать два условия:

1. Обжалуемый ненормативный акт, или действия налоговой, должны, исходя из понимания заявителя, нарушать его права.

2. Все НПА, которые принимаются налоговым органом, нужно обжаловать в порядке, который устанавливает не НК РФ, а другое Федеральное законодательство.

Обжаловать можно и решения вышестоящей налоговой, касаемо вопросов рассмотрения заявлений, по жалобе на неправомерность действий или акты нижестоящих налоговых.

Нельзя обжаловать в административном и судебном порядке акты, фиксирующие налоговую проверку, поскольку такой документ не содержит какого-либо обязательного предписания, для его выполнения налогоплательщиком, влекущего юридические последствия.

В налоговом праве применение административного порядка обжалования не является досудебной процедурой, поскольку не исключает возможность одновременной подачи жалобы в суд.

Административный порядок обжалования предполагает, что жалоба должна подаваться письменно и в установленный налоговыми нормами срок. В том случае если налогоплательщик отзывает свою жалобу в вышестоящую налоговую, он не сможет повторно ее подать в ту же налоговую.

Когда применяется судебная защита прав налогоплательщиков заявитель должен обращаться с иском в компетентный суд.

Способ защиты предполагает:

  • конституционное обращение;
  • признание судом закона субъекта РФ, противоречащим ФЗ;
  • признание арбитражным либо общим судом нормативного или ненормативного акта налоговой незаконным, если изданный документ противоречит закону, либо нарушает права налогоплательщика;
  • отмена недействительного нормативного либо ненормативного акта налоговой, по тем же основаниям;
  • принуждение налогового органа к исполнению установленных законом обязанностей, если от их исполнения этот орган уклоняется и т. д.

Вышеуказанные способы судебной защиты являются одновременно и предметом исковых требований.

Порядок защиты прав и интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Право обжаловать решения или действия налоговой можно в порядке ГПК или АПК России, либо в административном порядке, (пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ). Это право является одним из важнейших в системе законодательства РФ, и обеспечивает возможность реализовать порядок защиты прав налогоплательщиков, прописанный в законах. Порядок и условия, для реализации административного способа защиты, устанавливает раздел VII НК РФ.

Также обеспечению гарантии установления общего порядка и условий на судебную защиту прав налогоплательщиков посвящены положения ст. 46 Конституции РФ, а также нормы закона РФ об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Более конкретно вышеуказанные положения отражены в ГПК, если налогоплательщик, является физлицом. Арбитражно-процессуальное законодательство устанавливает порядок обжалования, когда заявителем является плательщик либо индивидуальный предприниматель.

Необходимо также знать, что порядок и все вышеописанные условия, гарантирующие защиту прав и законных интересов налогоплательщику, исходя из положений абз. 2 п. 2 ст. 24 Налогового кодекса РФ распространяют свое действие, в том числе и на налоговых агентов.

Гарантии защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Материально-правовую гарантию, которая законодательно обеспечивает возможность реализации права налогоплательщика, прописанного в налоговом законодательстве РФ, закрепляют и прописанные в НК России обязанности, которые касаются должностных лиц налоговых, а также других уполномоченных органов. Также гарантия обеспечения охраняемых прав граждан установлена положениями ст. 18 Конституции России.

В случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения установленных обязанностей налоговой, или нарушения ее действиями прав налогоплательщиков, закрепленных в НК и других НПА России, налогоплательщик может реализовать право в порядке, который устанавливает ГПК и АПК России на судебную и административную защиту.

Также дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков обеспечивает обязанность, установленная НК России для вышестоящего налогового органа, на рассмотрение жалобы налогоплательщика при обжаловании действий нижестоящей налоговой.

Реализуя гарантии, установленные законодательством на самозащиту, налогоплательщиками была создана федерация защиты прав налогоплательщиков, которая представляет собой группу компаний, обеспечивающую ее участников информацией о судебной административной и деловой практике, относительно налогообложения.

Ответственность за неисполнение обязанностей по защите прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

В ракурсе применения ответственности к налоговым органам за неисполнение их обязанностей, необходимо указать на существующую взаимосвязь ст. 22 НК РФ с положениями статьи 35 НК РФ. Согласно правил, прописанных в этих нормах, налоговая несет прямую ответственность за все причиненные налогоплательщику убытки, которые стали последствием ее действий (решений).

Довольно часто встречаются доводы налогового органа о том, что налоговое законодательство не содержит норм, которые обязывают их возмещать расходы налогоплательщикам, возникшие в связи с обжалованием актов налоговых органов. Такие доводы в апелляционном порядке признаны Определением ВАС РФ от 18 марта 2010 года N ВАС-2739/10 несостоятельными.

Напротив, положениями пункта 2 статьи 103 НК РФ установлено, что причиненные налогоплательщику убытки, включая упущенную выгоду, за счет федерального бюджета должны быть возмещены в полном объеме. Зачастую содействие и помощь в предоставлении актуальной судебной практики, на которую можно ориентироваться по возмещению убытков, оказывает федерация защиты прав налогоплательщиков

Также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 11 2009 года N А68-80/09-18/17 подтверждает общие положения законодательства о налогах и сборах, которые обязывает в случае нанесения убытков налоговым органом налогоплательщику возмещать последнему убытки, а также понесенные им расходы.