Список 2 1956 года на льготную пенсию

СПИСОК N 2 ПРОИЗВОДСТВ, ЦЕХОВ, ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ И В ЛЬГОТНЫХ РАЗМЕРАХ

  • Постановление
  • СПИСОК N 1 ПРОИЗВОДСТВ, ЦЕХОВ, ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ НА ПОДЗЕМНЫХ РАБОТАХ, НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА И В ГОРЯЧИХ ЦЕХАХ, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ И В ЛЬГОТНЫХ РАЗМЕРАХ
    • I. ГОРНЫЕ РАБОТЫ
      • 1. Подземные работы
      • 2. Работы на поверхности
      • 3. Подземные работы на строительстве метрополитенов
      • 4. Разрезы (карьеры) по добыче угля Коркинского,
      • 5. Производство горного воска
      • 6. Горноспасательные части (станции)
    • II. АГЛОМЕРАЦИЯ И ОБОГАЩЕНИЕ
      • 1. Агломерация, обжиг руд и нерудных ископаемых
      • 2. Обогащение руд и песков при извлечении цветных металлов
    • III. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО (ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ)
      • 1. Доменное производство
      • 2. Сталеплавильное и ферросплавное производства (мартеновское, электросталеплавильное, бессемеровское, томасовское и ферросплавное). Цехи подготовки составов и ремонта металлургических печей. Доломитные фабрики, цехи и отделения
      • 3. Прокатное, колесопрокатное, бандажепрокатное, вилопрокатное, жестекатальное, лудильное, оцинковальное производства. Цехи термические, рельсовых скреплений, вырубки и зачистки горячего металла
      • 4. Трубное производство: трубопрокатные, трубосварочные, электротрубосварочные, трубоволочильные, труболитейные, фитинговые, баллонные, термические и оцинковальные цехи и цехи подготовки и вырубки металла
    • IV. КОКСОВОЕ, ПЕКОКОКСОВОЕ, ТЕРМОАНТРАЦИТОВОЕ И КОКСОХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВА
      • 1. Коксовое, пекококсовое и термоантрацитовое производства
      • 2. Коксохимическое производство (цехи улавливания, смолоперегонные, ректификации, сероочистки, нафталиновые и другие химические цехи)
    • V. ГАЗОВЫЕ И ГАЗОГЕНЕРАТОРНЫЕ ЗАВОДЫ, СТАНЦИИ И ЦЕХИ ПО ВЫРАБОТКЕ ГАЗА
    • VI. ПРОИЗВОДСТВО ДИНАСОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
    • VII. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО (ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ)
      • 1. Цехи и отделения подготовки сырья и шихты и брикетные фабрики медносерных заводов
      • 2. Обжиговые цехи, вельццехи и отделения
      • 3. Цехи и отделения спекания шихты
      • 4. Сушильные цехи и отделения
      • 5. Плавильные и электротермические цехи и отделения
      • 6. Дистилляционные цехи
      • 7. Цехи, отделения цинкового порошка и пылевые колонны
      • 8. Рафинировочные цехи и отделения
      • 9. Гидрометаллургические, выщелачивательные, кадмиевые, купоросные цехи и отделения
      • 10. Производство электродов и анодной массы
      • 11. Глиноземное производство
      • 12. Цехи электролиза алюминия, магния, титана и редких металлов
      • 13. Производство фтористой кислоты и ее солей
      • 14. Электролизные и электролитные цехи и отделения
      • 15. Цехи и отделения медных порошков
      • 16. Анодные и вайербарсовые цехи и отделения
      • 17. Цехи и отделения пылеулавливания
      • 18. Муфельные цехи
      • 19. Шламовые цехи и отделения
      • 20. Металлургические и химико — металлургические цехи, отделения, переделы, установки редкометаллической и титано — магниевой промышленности
      • 21. Обработка и переработка цветных и драгоценных металлов
      • 22. Производство твердых и тугоплавких сплавов
      • 23. Цехи, переделы и отделения по производству ртути, элементарной серы, ксантогената, мышьяка, хромовых солей, сернистого натрия, светосоставов, молибдата аммония, сталинита, их соединений. Закрытые цехи по аффинажу золота, серебра, платины и металлов платиновой группы
    • VIII. ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО
      • 1. Рабочие и инженерно — технические работники, занятые полный рабочий день в цехах, производствах (на правах цехов) и отдельных установках нижеперечисленных производств:
      • 2. Производство асбестовых технических изделий
      • 3. Камнелитейное производство
      • 4. Производство коллоксилина
    • IX. ПРОИЗВОДСТВО ВЗРЫВЧАТЫХ, ИНИЦИИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ПОРОХОВ И СНАРЯЖЕНИЕ БОЕПРИПАСОВ
      • 1. Производство серной, азотной кислот и их солей, селена, денитрация и концентрация отработанных кислот, рекуперация кислот в производствах взрывчатых веществ и порохов
      • 2. Производство тротила, тетрила, ТЭН-а, пикриновой кислоты, ксилила, гексогена и их полупродуктов, тетронитрометана и взрывчатых веществ на его основе, динамита, победита, дипафтолита, суррогатных взрывчатых веществ, смесей и сплавов из взрывчатых веществ
      • 3. Производство инициирующих взрывчатых веществ, капсюльных, пиротехнических и дымовых составов, полуфабрикатов для них и огнесмесей
      • 4. Производство порохов, всех видов зарядов, воспламенителей, пироксилина, нитроэфиров и других смесей, взрывпакетов, безгазового и малогазового составов, огнепроводного и детонирующего шнура
      • 5. Производство хлопковой целлюлозы
      • 6. Сероперегонное и сероплавильное производство
      • 7. Производство эфира, коллодия, рекуперация и ректификация растворителей
      • 8. Снаряжение и расснаряжение всех видов боеприпасов
      • 9. Производство метола, селективного растворителя, динитрокрезоляторов натрия и аммония
    • X. ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ, ГАЗА, УГЛЯ И СЛАНЦА
    • XI. МЕТАЛЛООБРАБОТКА
      • 1. Литейное производство
    • 2. Кузнечно — прессовое производство
      • 3. Термическая обработка
      • 4. Прочие профессии по металлообработке
    • XII. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО
    • XIII. РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО
      • 1. Работы, связанные с радиоактивными веществами
      • 2. Электровакуумное производство
    • XIV. ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
      • 1. Производство цемента
      • 2. Производство асбеста
      • 3. Производство минеральной ваты и изделий из нее
    • XV. СТЕКОЛЬНОЕ И ФАРФОРО — ФАЯНСОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
      • 1. Стекольное производство
      • 2. Фарфоро — фаянсовое производство
      • 3. Прочие профессии по производству стекла
    • XVI. ПРОИЗВОДСТВО ИСКУССТВЕННОГО И СИНТЕТИЧЕСКОГО ВОЛОКНА
    • XVII. БУМАЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
    • XVIII. ПРОИЗВОДСТВО МЕДИКАМЕНТОВ, МЕДИЦИНСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ И МАТЕРИАЛОВ
    • XIX. ПОЛИГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО
    • XX. ТРАНСПОРТ
      • 1. Железнодорожный транспорт и метрополитен
      • 2. Морской и речной флот
    • XXI. ОБЩИЕ ПРОФЕССИИ
  • СПИСОК N 2 ПРОИЗВОДСТВ, ЦЕХОВ, ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ И В ЛЬГОТНЫХ РАЗМЕРАХ
    • I. ГОРНЫЕ РАБОТЫ
      • 1. Открытые горные работы и работы на шахтной поверхности
      • 2. Поверхностные работы на подземной газификации углей
      • 3. Предприятия по добыче, переработке и транспортировке закладочного материала
      • 4. Производство инертной пыли
      • 5. Производство горного воска
    • II. ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЕ РАБОТЫ (ПОВЕРХНОСТНЫЕ)
    • III. АГЛОМЕРАЦИЯ И ОБОГАЩЕНИЕ
    • IV. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО (ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ)
      • 1. Доменное производство
      • 2. Сталеплавильное и ферросплавное производства (мартеновское, электросталеплавильное, бессемеровское, томасовское и ферросплавное). Цехи подготовки составов, копровые и ремонта металлургических печей. Доломитные фабрики, цехи и отделения
      • 3. Прокатное, колесопрокатное, бандажепрокатное, вилопрокатное, жестекатальное, лудильное и оцинковальное производства и производство рельсовых скреплений
      • 4. Трубное производство (трубопрокатное, трубосварочное, электротрубосварочное, трубоволочильное, труболитейное, фитинговое, баллонное) и оцинковальные цехи
      • 5. Цехи (отделения) прямого восстановления железа и производства порошков черных металлов
    • V. КОКСОВОЕ, ПЕКОКОКСОВОЕ, ТЕРМОАНТРАЦИТОВОЕ И КОКСОХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВА. УГЛЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЦЕХИ И ОТДЕЛЕНИЯ
    • VI. ПРОИЗВОДСТВО ШАМОТА, МАГНЕЗИТОВОГО ПОРОШКА, ШАМОТНЫХ, ДИНАСОВЫХ, ХРОМОМАГНЕЗИТОВЫХ, МАГНЕЗИТО — ХРОМИТОВЫХ, МАГНЕЗИТОВЫХ И КАРБОРУНДОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
    • VII. ПРОИЗВОДСТВО МЕТИЗОВ
      • 1. Производство проволоки и калиброванного металла
      • 2. Производство тяжелообмазных и качественных электродов и флюсов для сварки
    • VIII. ГАЗОВЫЕ И ГАЗОГЕНЕРАТОРНЫЕ ЗАВОДЫ, СТАНЦИИ И ЦЕХИ ПО ВЫРАБОТКЕ ГАЗА
    • IX. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО (ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ)
      • 1. Цехи и отделения подготовки сырья и шихты и брикетные фабрики медносерных заводов
      • 2. Сушильные цехи и отделения
      • 3. Обжиговые цехи, вельццехи и отделения
      • 4. Цехи и отделения спекания шихты
      • 5. Плавильные и электротермические цехи и отделения
      • 6. Дистилляционные цехи
      • 7. Цехи, отделения цинкового порошка и пылевые колонны
      • 8. Рафинировочные цехи и отделения
      • 9. Гидрометаллургические, выщелачивательные, кадмиевые цехи и отделения
      • 10. Производство электродов и анодной массы
      • 11. Глиноземное производство
      • 12. Цехи электролиза алюминия, магния, титана и редких металлов
      • 13. Производство фтористой кислоты и ее солей
      • 14. Электролизные и электролитные цехи и отделения
      • 15. Цехи и отделения медных порошков
      • 16. Анодные и вайербарсовые цехи и отделения
      • 17. Цехи и отделения пылеулавливания
      • 18. Муфельные цехи
      • 19. Цехи и отделения щелочных плавов
      • 20. Шламовые цехи и отделения
      • 21. Пылеугольные цехи и отделения
      • 22. Металлургические и химико — металлургические цехи, отделения и переделы; установки редкометаллической и титано — магниевой промышленности
      • 23. Обработка и переработка цветных и драгоценных металлов
      • 24. Производство твердых и тугоплавких сплавов
      • 25. Цехи, переделы и отделения по производству ртути, элементарной серы, ксантогената, мышьяка, хромовых солей, сернистого натрия, молибдата аммония, сталинита и их соединений. Закрытые цехи по аффинажу золота, серебра, платины и металлов платиновой группы
      • 26. Производство металлокерамических изделий
    • X. РТУТНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОДСТАНЦИИ
    • XI. ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО
      • 1. Основное производство
      • 2. Вспомогательные работы
      • 3. Производство асбестовых технических изделий
      • 4. Камнелитейное производство
      • 5. Производство кинофотопленки
      • 6. Производство коллоксилина
      • 7. Производство фотобумаги, фотопластинок и радиошкал
      • 8. Производство фотографической и технической желатины
      • 9. Производство кинофотопленки, фотобумаги, фотопластинок, радиошкал, фотографической и технической желатины
      • 10. Производство мипоры
    • XII. ПРОИЗВОДСТВО ВЗРЫВЧАТЫХ, ИНИЦИИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ПОРОХОВ И СНАРЯЖЕНИЕ БОЕПРИПАСОВ
      • 1. Полигоны, испытательные станции и стенды
      • 2. Производство линкруста, карбоксиметилцеллюлозы, брезола и релина
      • 3. Производство хлопковой целлюлозы
      • 4. Производство целлулоида и изделий из него при горячем прессовании, искусственной кожи, нитромастики, нитролаков, нитроэмалей, суховальцованной пасты, нитролинолеума и других продуктов на основе нитроклетчатки
      • 5. Общие профессии основных и опытных производств взрывчатых веществ, порохов, пиротехнических, дымовых и инициирующих веществ
      • 6. Лаборатории цехов и предприятий
    • XIII. БУРЕНИЕ, ДОБЫЧА И ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ И ГАЗА, ПЕРЕРАБОТКА УГЛЯ И СЛАНЦА
      • 1. Бурение
      • 2. Добыча нефти и газа
      • 3. Переработка нефти, газа, угля и сланца
      • 4. Газоспасательная служба
    • XIV. ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, ЭНЕРГОПОЕЗДА, ПАРОСИЛОВОЕ ХОЗЯЙСТВО ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
    • XV. МЕТАЛЛООБРАБОТКА
      • 1. Литейное производство
      • 2. Кузнечно — прессовое производство
      • 3. Котельные и судокорпусные работы
      • 4. Термическая обработка
      • 5. Производство покрытия металлов гальваническим способом
      • 6. Производство окрасочных работ
      • 7. Покрытие металла горячим способом
      • 8. Абразивное и графито — тигельное производства
      • 9. Производство мягких баков
      • 10. Прочие профессии металлообработки
    • XVI. ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО
    • XVII. РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО
      • 1. Электровакуумное производство
      • 2. Производство селеновых и купроксных выпрямителей
      • 3. Обработка кварца
      • 4. Производство тугоплавких металлов
      • 5. Производство конденсаторов и сопротивлений
    • XVIII. ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
      • 1. Производство цемента
      • 2. Производство слюды
      • 3. Производство асбеста
      • 4. Асбоцементное производство и производство асбокартона
      • 5. Производство минеральной ваты и изделий из нее
      • 6. Производство труб и керамических изделий
      • 7. Производство глиняного кирпича, черепицы и керамических блоков
      • 8. Производство извести (доломита) и силикатного кирпича
      • 9. Производство железобетонных и бетонных изделий
      • 10. Производство изделий из пека, битума и смол
      • 11. Озерная добыча сульфата
    • XIX. СТЕКОЛЬНОЕ И ФАРФОРО — ФАЯНСОВОЕ ПРОИЗВОДСТВА
      • 1. Приготовление шихты
      • 2. Приготовление стекломассы
      • 3. Производство оконного стекла
      • 4. Производство пеностекла
      • 5. Производство линз Френеля
      • 6. Производство стеклянных труб
      • 7. Производство полированного стекла и полировка стекла
      • 8. Производство прокатного стекла
      • 9. Производство зеркал, сортовой, хозяйственной, медицинской, тарной посуды и радиоэлектротехнических изделий
      • 10. Производство технического стекла
      • 11. Фарфоро — фаянсовое производство
      • 12. Прочие профессии по производству стекла
      • 13. Приготовление шихты и варка стекломассы для выработки всех видов стекла и фарфоро — фаянса
    • XX. ДОБЫЧА ТОРФА
      • 1. Работы по добыче
      • 2. Обезвоживание и брикетирование торфа
    • XXI. ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
      • 1. Производство искусственного и синтетического волокна
      • 2. Отбельное и красильно — отделочное производства (текстильное и трикотажное)
      • 3. Прядильное производство
      • 4. Шелковое производство
      • 5. Первичная обработка немытой и заводской шерсти
      • 6. Кожевенное, меховое и овчинно — шубное производства
      • 7. Приготовительные и отделочные цехи
      • 8. Производство синтановых дубителей
      • 9. Производство химической продукции для отраслей легкой и текстильной промышленности
      • 10. Валяльно — войлочное производство
    • XXII. ЛЕСОЗАГОТОВКИ
    • XXIII. БУМАЖНОЕ И ФАНЕРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
      • 1. Целлюлозно — бумажное производство
      • 2. Приготовление синтетических клеев и красок
      • 3. Приготовление ванилина из сульфитных щелоков
      • 4. Гидролизное и сульфитно — спиртовое производства
      • 5. Лесохимическое производство
      • 6. Фанерное производство
    • XXIV. ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
      • 1. Производство водяного газа и водорода
      • 2. Маслоэкстракционное производство
      • 3. Производство медного и медно — никелевого катализатора
      • 4. Ферментационное производство
      • 5. Табачное производство
      • 6. Махорочное производство
      • 7. Никотиновое производство
      • 8. Добыча соли на озерах, в бассейнах и на открытых горных разработках
      • 9. Производство лимонной и винно — каменной кислот
      • 10. Цехи синтеза синтетических душистых веществ
      • 11. Косметические цехи
      • 12. Совелитовое производство
      • 13. Ацетоно — бутиловое производство
      • 14. Кишечное производство (на мясокомбинатах)
      • 15. Шкуро — волосяное производство (на мясокомбинатах)
      • 16. Костеобрабатывающее клеевое производство
      • 17. Добыча и обработка рыбы
    • XXV. ПРОИЗВОДСТВО МЕДИКАМЕНТОВ, МЕДИЦИНСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ И МАТЕРИАЛОВ
      • 1. Химико — фармацевтическое и фармацевтическое производство
      • 2. Переработка и утилизация твердых, жидких и газообразных отходов от всех производств, перечисленных в разделе XVIII списка N 1; очистка емкостей и химической аппаратуры, мойка и обработка возвратной тары из-под вредных химпродуктов, нейтрализация и очистка промышленных сточных вод, дегазация; обезвреживание вредных паров и газов; гуммирование закрытых емкостей
      • 3. Производство антибиотиков и препаратов, получаемых биологическим синтезом
      • 4. Производства, перечисленные выше, и производства, перечисленные в подразделе «Химико — фармацевтическое и фармацевтическое производство» раздела XVIII списка N 1
    • XXVI. УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
      • 1. Младший медицинский персонал, работающий в лепрозориях, психиатрических и психоневрологических учреждениях (непосредственно обслуживающий психических больных), туберкулезных и инфекционных учреждениях (непосредственно обслуживающий больных), прозекторских и моргах
      • 2. Работники, занятые в противочумных учреждениях
    • XXVII. ПОЛИГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО
    • XXVIII. ПРОИЗВОДСТВО ПОЛИГРАФИЧЕСКИХ КРАСОК
      • 1. Производство красителей и сухих пигментов
      • 2. Производство бронзовой фольги
      • 3. Производство красок для глубокой печати
      • 4. Производство тертых красок с применением индулина, органических пигментов и анилиновых красителей
      • 5. Производство вальцевой массы, синтетической олифы и сиккативов с применением резинатов свинца
    • XXIX. СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ: ПРОМЫШЛЕННЫХ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ, ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ, ДОРОЖНО — МОСТОВЫХ, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ, ЖИЛЫХ И КУЛЬТУРНО — БЫТОВЫХ, А ТАКЖЕ НАДЗЕМНЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ШАХТ, РУДНИКОВ И КОММУНИКАЦИЙ
    • XXX. ТРАНСПОРТ
      • 1. Железнодорожный транспорт и метрополитен
      • 2. Морской флот
      • 3. Речной флот
    • XXXI. СВЯЗЬ
    • XXXII. ОБЩИЕ ПРОФЕССИИ

Пенсии в СССР

53 года назад было существенно расширено пенсионное обеспечение советских граждан.

14 июля 1956 года был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», которым предусматривались пенсии по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца. Пенсии по инвалидности устанавливались не только рабочим и служащим, но и военным рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы, учащимся высших, средних специальных и иных учебных заведений. Для членов семей указанных категорий предусматривались пенсии по случаю потери кормильца.

В законе закреплялись основные принципы советской пенсионной системы:

  • гарантированные государственные пенсии без каких-либо вычетов из заработка трудящихся;
  • выплата пенсии за счёт средств общесоюзных фондов;
  • единые основания пенсионного обеспечения (старость, инвалидность, потеря кормильца);
  • единый возраст и единые требования к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсии;
  • единый порядок исчисления размера пенсии из заработка с преимуществом для невысокооплачиваемых категорий работников.

В основе исчисления пенсии каждого трудящегося лежал размер зарплаты. Полная пенсия предоставлялась мужчинам с шестидесяти лет со стажем работы не менее двадцати пяти лет и женщинам с пятидесяти пяти лет со стажем не менее двадцати лет.

Приветствовался и длительный срок работы на одном месте. Некоторым категориям трудящихся предоставлялась дополнительная пенсия за выслугу лет. За непрерывный стаж работы начислялись надбавки к пенсии. Надбавку получали и пенсионеры, имеющие на своём иждивении нетрудоспособных членов семьи. Государство поощряло и работающих пенсионеров. Помимо зарплаты им частично или полностью выплачивалась пенсия.

Через восемь лет, с введением в 1964 году системы пенсионного обеспечения колхозников, о которой рассказывалось год назад 15 июля , в стране была создана единая государственная пенсионная система. Она обеспечивала уровень жизни советских пенсионеров почти тридцать лет.

В мае 1990 года был принят закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».

В том же году принимается закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», который практически блокировал действие союзного закона и установил новые правила пенсионного обеспечения. Был впервые создан Пенсионный фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система.

В дальнейшем пенсионная система в Российской Федерации неоднократно реформировалась. Действующий в настоящее время Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» , принятый в 2001 году, пережил уже несколько редакций и множество изменений.

Порядок деятельности Верховного суда СССР был темой дня в прошлом году.

15 июля 2008

Пенсии колхозников

44 года назад была введена единая система пенсионного обеспечения колхозников.

Принятая в 1936 году «сталинская» Конституция закрепляла право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и нетрудоспособности. Однако, государственной системы социального обеспечения сельских жителей не существовало. Социальное обеспечение колхозников возлагалось на сельскохозяйственные артели, где колхозники могли создавать фонды помощи инвалидам, старикам и другим нуждающимся сельским жителям. Выплаты зачастую носили натуральный характер и не были обязательными. Закон о государственных пенсиях и пособиях колхозникам вызвал большой общественный резонанс. Устанавливались три вида пенсии: по старости, по инвалидности, по потере кормильца. Колхозницы получали право на пособие по беременности и родам. Размеры государственных пенсий и пособий колхозников устанавливались ниже, чем у рабочих и служащих, однако, государство брало на себя обязательство постепенно их увеличивать. В настоящее время, российская система социального обеспечения отвечает мировым стандартам. Однако, размер пенсий и пособий остается на критически низком уровне.

Колонка «Исторический документ» познакомит вас с нормативными документами, принятыми много лет назад. Мы постараемся отобрать документы, являющиеся яркими представителями своего времени и оказавшие значительное влияние на жизнь и историю России, ее граждан, а, в некоторых случаях, и историю всей нашей планеты.

Пенсионное обеспечение в СССР в 80-е гг. XX века. Основные причины реформирования

Известно, что в СССР пенсионное обеспечение населения гарантировалось стратегией КПСС и Советского государства, высшей целью которого был неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства, увеличения производительности труда, роста социальной и трудовой активности советских людей . Поэтому в СССР действовала и развивалась государственная система социального обеспечения. На материальное обеспечение пожилых и нетрудоспособных граждан, помощь семьям, где есть дети, расходовалось около 40% общественных фондов потребления. Государство принимало на себя основные расходы по содержанию и обслуживанию престарелых и нетрудоспособных через систему социального обеспечения влияло на общий уровень жизни народа, выравнивая доходы семей, в состав которых входили престарелые и нетрудоспособные граждане .

Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая охватывала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных. Данная система обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень потребления . Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который входил составной частью в государственный бюджет страны, и был основан на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависел от сбалансированности государственного бюджета страны , в соответствии с установленными видами обеспечения и обслуживания по социальному страхованию. В общем бюджете государственного социального страхования чётко определялись источники доходов и направление средств.

Благоприятный показатель соотношения числа работающих и пенсионеров, а также динамичный послевоенный экономический рост СССР способствовали развитию пенсионной системы и совершенствованию законодательства о пенсионном обеспечении. По мнению Е.И. Астрахана, к характерным чертам социального законодательства (включая пенсионное) в СССР можно отнести: расширение субъектов права; расширение видов обеспечения; гуманизация условий, определяющих право на пенсию.

Вместе с этим, система государственного пенсионного обеспечения не содержала комплекса необходимых экономических признаков, присущих традиционным формам пенсионного страхования. В то же время данная система наряду с многочисленными экономическими особенностями содержала одно важное преимущество – обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому советская пенсионная система, начиная с середины 60-х гг. и до 1990 года, получила определение системы государственного пенсионного обеспечения (рис. 1).

Рис. 1. Система пенсионного обеспечения в системе

социального обеспечения СССР

На этапе своей экономической и социальной «зрелости» советская система государственной пенсионной политики отличалась от пенсионной политики стран с рыночной экономикой своей многоукладностью, то есть в ней отсутствовали взаимодополняющие пенсионные институты и механизмы обязательного (и добровольного) социального и личного пенсионного страхования. Теоретической платформой, на базе которой развивалось отечественное пенсионное законодательство, служил идеологизированный подход, в соответствии с которым пенсии рассматривались как форма содержания нетрудоспособных граждан обществом и за счет общества – так называемая алиментарная (безвозмездная) сущность пенсии, а финансовым источником выступали общественные фонды потребления . Понимание трудовой сущности пенсий, как отложенной формы оплаты труда, имело ограниченный характер и трактовалось весьма упрощенно, прежде всего, с позиции фактора, дополняющего алиментарную сущность пенсии. Например, В.А. Ачаркан в 1970-е годы отмечал, что хотя право на пенсию и ее размер зависят от прошлого труда, тем не менее «она не является и сбереженной частью заработной платы, так как трудящиеся освобождены от взносов на пенсионное обеспечение» . В качестве других обоснований алиментарной сущности пенсий выдвигался следующий аргумент: пенсионное обеспечение предоставляется «не в качестве прямого, непосредственного вознаграждения за выполненный труд», ибо этот труд «уже был полностью оплачен в свое время по мере выполнения работы» Автор подчеркивал принципиальную установку на данную трактовку сущности пенсий: «пенсии при всех условиях должны оставаться материальным обеспечением, носящим алиментарный характер, гарантирующим на определенном уровне средства к существованию. Такое обеспечение необходимых средств к существованию – это не «один из принципов» пенсионного обеспечения, а самая суть, цель и смысл пенсионного обеспечения престарелых и трудоспособных» . На наш взгляд, данное высказывание, совершенно неправомерно, а уж тем более в связи с последующим переходом на рыночную экономику. Кроме того, необходимо отметить то, что, по сути, данные слова отождествлялись с общим иждивенческим подходом в государственной пенсионной политике в описываемый период.

Пенсионное обеспечение как по численности обеспечиваемых, так и по объему средств занимало доминирующее положение в системе социального обеспечения. В этом можно убедиться, обратившись к данным таблицы 1. Рост расходов на пенсионное обеспечение увеличивался в среднем на 2 млрд. в год (1980 г. – 19,9, 1985 г. – 26,7, 1986 г. – 29,1, 1987 г. – 30,6, 1988 – 32,4, 1989 г. – 33,8). Общий прост за 19 лет составил порядка 13,9 млрд. рублей, или практически в 2 раза. Доля выплат на пенсии в общем распределении в системе общественных фондов потребления по годам составил: 1980 г. – 29,3 %, 1985 г. – 31,3 %, 1986 г. – 32,4 %, 1987 г. – 32,6 %, 1988 г. – 31,8 %, 1989 г. – 30,2 %. Таким образом, необходимо сделать вывод, что доля пенсионных выплат в общей системе фондов потребления занимала крайне высокий процент и являлась большой обузой, имеющей к тому же крайне высокую динамику роста.

Таблица 1

Распределение средств в системе общественных фондов потребления

1980 г.

1985 г.

1986 г.

1987 г.

1988 г.

1989 г.

Выплаты и льготы всего,

(млрд. руб.)

67,8

85,2

89,7

93,6

101,7

111,9

Из них: на просвещение

16,5

19,9

20,8

21,1

23,2

25,8

в том числе стипендии

1,4

1,4

1,4

1,5

1,5

1,6

на здравоохранение

10,0

11,7

12,0

12,8

14,9

17,1

на социальное обеспечение и социальное страхование

26,8

35,8

38,4

40,4

43,0

47,8

в том числе: пенсии

19,9

26,7

29,1

30,6

32,4

33,8

пособия

6,1

8,1

8,2

8,4

9,3

11,4

Расходы государства на содержание жилищного фонда

4,7

6,3

6,7

7,2

8,0

8,1

Так же, в таблице 1 представлены данные в системе общественных фондов потребления, более четко отражают доминирующее положение пенсий. Приведенные в таблице 2 данные показывают, что из всех видов пенсионного обеспечения наибольший удельный вес по численности пенсионеров имело пенсионное обеспечение по старости. Основанием для назначения этого вида пенсии являлось достижение пенсионного возраста, который в России определен для мужчин – 60 лет; для женщин – 55 лет. Однако существует целый ряд категорий работников, для которых этот «барьер» был снижен до определенных пределов.

Таблица 2

Структура получателей пенсий по основаниям для назначения

1971 г.

1976 г.

1981 г.

1986 г.

1991 г.

1992 г.

Все пенсионеры, в том числе получают пенсии:

22,5

24,7

27,4

30,3

32,8

34,0

по старости

14,2

16,8

19,5

22,5

25,7

27,1

по инвалидности

3,9

3,5

3,5

3,5

3,5

3,4

по случаю потери кормильца

4,0

3,9

3,9

3,7

2,8

2,6

за выслугу лет

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

По данным М.С. Ланцева, возраст 70 лет можно рассматривать как предельный, при котором мужчины теряют трудоспособность вследствие старости. Период от 60 до 70 лет является переходным, а в возрастной группе 60 — 64 года сосредоточено наибольшее число лиц, сохранивших полную или частичную трудоспособность. На возможность и необходимость перемещения границ трудоспособного возраста указывал еще в начале 70-х годов советский экономист и демограф М.Я. Сонин. Он писал: «Мы отклоняем установки некоторых ученых о том, что увеличение продолжительности жизни должно быть использовано, в основном, для увеличения периода отдыха, и исходим из того, что продолжительность активной жизни должна увеличиваться, также как и продолжительность фактической жизни. Это положение дает основания полагать, что в течение ближайших трех-четырех десятилетий верхняя граница трудоспособности поднимется в СССР на 5 лет (для мужчин и женщин)» .

Льготное пенсионное обеспечение занимало в системе пенсионного обеспечения значительное место. Система льготных пенсий впервые была введена в 1932 году для отдельных категорий трудящихся. Тогда был утвержден «Временный список вредных профессий, дающих право на понижение стажа и повышение пенсий». Пенсия по старости назначалась на 10 лет раньше как мужчинам, так и женщинам. Дифференциация пенсионного обеспечения производилась по усредненным, характерным для определенной отрасли условиям труда. По мере развития законодательной базы к 1956 году список вредных профессий пополнился и был значительно расширен круг лиц, имеющих право на льготные пенсии.

Наряду с условиями труда стали учитываться опять-таки усредненные, но нефактические отраслевые, медикобиологические и региональные факторы. Эта система пенсионного обеспечения распространялась главным образом на важнейшие ведущие отрасли народного хозяйства. Однако круг отраслей, на которые распространялись эти льготы, не всегда определялся только их значением. Учитывались потребности данного момента – обеспечение квалифицированными кадрами тех производств, в которых наиболее остро ощущался дефицит рабочей силы. Таким образом, проблемы рынка трудовых ресурсов решались за счет льгот и компенсаций в области пенсионного обеспечения, тем самым увеличивая нагрузку на пенсионную систему, при этом не обеспечивая компенсаций из какого-либо бюджета кроме государственного. Закон о государственных пенсиях, принятый в июле 1956 года, ликвидировал множественность списков на льготное пенсионное обеспечение и утвердил два, известных как Списки № 1 и № 2, составленные в зависимости условий труда и медико-биологических факторов.

По масштабам охвата работников, занятых в производстве, наша система льготного пенсионного обеспечения по сравнению с мировой практикой – уникальное явление, порождающее острые социально-экономические и демографические проблемы, которые нарушали естественный ход жизни общества, крайне негативно влияли на процесс воспроизводства населения, вызывают социальную напряженность в трудовых активах. Отметим также, что с применением льготных пенсий уменьшался трудовой потенциал общества и продолжительность активной трудовой жизни работников, усиливалось отрицательное воздействие на их трудовую мотивацию в зрелые годы, когда достигался пик профессиональной квалификации. Перечисленные факторы являются одним из серьезнейших социальных факторов, повлиявших впоследствии на изменение нормативно-правовой базы. Отметим так же, что на финансирование льготного пенсионного обеспечения вместе с другими пенсионными выплатами в 1991 г. пришлось до 17 % национального дохода страны.

С точки зрения социальной функции система льготных пенсий обеспечивала защиту трудящихся, занятых на рабочих местах с вредными условиями труда. Подразумевается, что при отработке определенного времени (10-20 лет) в неблагоприятной производственной среде и достижении возраста 50-55 лет (для мужчин) и 45-50 лет (для женщин), занятые в этих условиях утрачивают трудоспособность. Таким образом, вместо того, чтобы обеспечить защиту человека в процессе труда, акцент защиты переносился на этап, когда человек утратил свое здоровье, тем самым, льготная пенсия лишается профилактической направленности.

Итак, постараемся указать основные причины, объясняющие необходимость изменения законодательства в сторону снижения числа льготных пенсий.

Во-первых, идеологический аспект недавнего прошлого о преимуществах социалистической системы в области условий, охраны и гигиены труда в условиях рыночной экономики где «каждый за себя» становится неактуальным.

Во-вторых, фактическая подмена индивидуального метода определения утраты трудоспособности массовыми списками льготных пенсий позволяла упрощать сложную медико-организационную и правовую процедуру. Это приводило к тому, что предварительные, а также периодические медицинские осмотры осуществлялись в большинстве случаев формально. О неудовлетворительной диагностике профессиональных заболеваний свидетельствует тот факт, что в целом по России в 1991 году третья часть всех профзаболеваний была диагностирована при обращении самих больных в лечебные учреждения, а не при периодических медицинских осмотрах .

В-третьих, существующая система льготных пенсий оказалась «выгодной» и для предприятий, так как не затрачивались средства на финансирование для проведения дорогостоящих мероприятий, связанных с улучшением условий и охраны труда, на создание сложной системы профилактики профзаболеваний, на организацию медицинской, профессиональной и социальной реабилитации пострадавших на производстве.

В-четвертых, система льготных пенсий стала непомерной ношей для бюджета страны.

В отличие от большинства развитых стран система социального страхования в СССР строилась не на принципах самофинансирования страхователями (работодателями и наемными работниками), ее финансирование в значительной степени (свыше 60 – 70%) покрывалось за счет государственного бюджета. Поскольку предприятия практически не несли никакой экономической нагрузки, связанной с предоставлением льготных пенсий, в их интересах было добиваться от государства права на них для максимально большего числа своих работников . Также, государственная политика в области льготного пенсионного обеспечения, привела к тому, что все основные субъекты правоотношений (предприятия – государство – работники) были ориентированы не на улучшение условий труда, а на развитие системы льгот и компенсаций; не на совершенствование механизма социальной защиты трудящихся (в том числе с помощью института определения индивидуальной утраты трудоспособности), а на массовое предоставление льготных пенсий. Очевидные недостатки действующей системы льготного пенсионного обеспечения свидетельствуют о необходимости проведения реформы государственного льготного пенсионного обеспечения с учетом экономической и социальной ситуации в нашей стране, которая неизбежно затронет интересы миллионов работников.

Переход России в новую экономическую систему сопровождался кризисными явлениями в области и политических, и экономических, и социальных отношений. Либерализация цен, проведенная в 1992 году дала спад производства практически во всех отраслях экономики, сокращение бюджетных поступлений на нужды социального комплекса на всех уровнях, падение реальных доходов населения сказались на всех показателях, характеризующих пенсионное обеспечение. За 1992 год (к декабрю 1991 года) потребительские цены на товары народного потребления и услуги выросли в 26 раз, оптовые цены на промышленную продукцию — в 34 раза ..Положение усугублялось тем, что высокая инфляция обесценила сбережения населения, значительная часть которых предназначалась для поддержания материального положения после ухода на пенсию. Компенсационные меры, призванные смягчить последствия роста цен, ликвидировали всякую дифференциацию в пенсионном обеспечении. Большинство пенсионеров стали получать минимальную пенсию. При этом повышение пенсий постоянно отставало от роста цен. Уровень же минимальной пенсии не превышал официально рассчитанного физиологического прожиточного минимума. Относительное улучшение положения пенсионеров произошло после принятия 3 апреля 1992 г. Закона РФ «О досрочном введении в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в котором предусматривался механизм осовременивания заработков, из которых исчислялась пенсия.

Реальное содержание средней пенсии по старости (вместе с компенсацией) в сопоставимых ценах в декабре на конец месяца 1994 г. было почти в два раза ниже, чем до либерализации цен в декабре 1991 г. В 1992 году средний размер пенсии составил 25% средней заработной платы, в 1993 году – 34% и в 1994 – около 35%. При исчислении пенсий заработная плата почти не играла роли, так как действовал ограничитель в три минимальные пенсии при установлении максимальной. Доходы пенсионеров существенно отставали от роста цен. Если в 1992 году минимальный уровень пенсионного обеспечения в среднем составил почти 85% прожиточного минимума пенсионера, то в марте 1995 года упал до 45 – 47 % . Традиционной формой, позволяющей пенсионерам улучшить свое материальное положение, являлась занятость в первые годы после достижений пенсионного возраста. Однако в условиях перехода к рыночным отношениям реализовать право пожилых граждан на труд становилось все труднее. Лишь 12,5% пенсионеров из числа обратившихся по вопросу трудоустройства получили положительное решение.

Идеологизированная трактовка в советский период финансового обеспечения пенсионной системы – якобы за счет государства, вступала в противоречие с трудовой сущностью этого института и блокировала развитие пенсионного страхования. Это во многом было связано с проводимой государством политикой оплаты труда. Ограничивая и минимизируя оплату труда, перераспределяя большую часть финансовых ресурсов, созданных трудом, государство при этом декларировало как высшее достижение и преимущество социалистического общественного устройства практически полное освобождение трудящихся от уплаты страховых взносов на их пенсионное обеспечение.

Действительно, расходы на выплату пенсий ввиду низких страховых взносов финансировались в основном за счет дотаций из государственного бюджета. Все это приводило к искажению реальной стоимости расходов на воспроизводство рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не сами работники (потенциальные пенсионеры). Как отмечают М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова, на протяжении многих десятилетий советское государство фактически «экономило» на старшем поколении, финансируя расходы на пенсионное обеспечение по принципу «разумной достаточности», что позволяло сознательно замораживать уровень пенсионного обеспечения на длительные периоды, не гарантируя пенсионерам непрерывного улучшения жизни по мере роста оплаты труда в стране, повышения уровня жизни, появления у государства дополнительных экономических возможностей .

Таким образом, исходя из вышеперечисленных недостатков действовавшей системы пенсионного обеспечения, необходимость ее реформирования диктовалась следующим:

  1. Финансирование пенсионного обеспечения осуществлялось из государственного бюджета, через общественные фонды потребления. Бюджетное финансирование государственных пенсий противоречило соблюдению требований, провозглашенных в конвенциях Международной организации труда, в соответствии с которыми управление финансами государственных фондов пенсионного обеспечения осуществляется отдельно от управления государственными средствами.

  2. Отсутствовала заинтересованность работников в формировании фондов пенсионного обеспечения, в связи с тем, что сбор средств на нужды пенсионеров осуществлялся за счет взносов только работодателей.

  3. Ранний возраст выхода на пенсию привел к увеличению иждивенцев, порождал антиобщественные явления. Трудовой потенциал большинства пенсионеров остается невостребованным.

  4. Необоснованное количество льготных пенсий являлось слишком расточительным для действовавшей государственной пенсионной системы.

  5. Отсутствовала тесная связь размеров пенсий с оплатой труда и продолжительностью трудового стажа.

  6. Существовавшая пенсионная система имела ущербное и дискриминационное разделение пенсий на «основную» и «для колхозников».

Литература:

  1. Вайсфельд Л.Д. Пенсионное обеспечение в СССР. Сборник официальных материалов. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957. С 50.

  2. Захаров М.Л. Социальное обеспечение в СССР: Сборник нормативных актов. М.: Юрид. лит.1986. С. 10.

  3. Под общ. ред. Н.А. Волгина – 2-е издание Социальная политика: Учебник. М.: Экзамен, 2004. С. 308.

  4. Пономарева Ю.Е. Социологический анализ отражения модернизационных социальных изменений в региональных СМИ в начале XXI века (на материалах Красноярского края). Красноярск. 2008. С. 105.

  5. Бродский Г.М..Право и экономика пенсионного обеспечения. СПб, 1998. С. 123.

  6. Астрахан Е.И. Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих в СССР. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1967, С. 37,40.

  7. Ачаркан В.А.Государственные пенсии. НИИтруда Госкомтруда СССР. М.: Изд-во «Юридическая литература», 1967. С. 58.

  8. Астрахан Е.И. Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих в СССР. Госюриздат. М.:, 1961, С. 52-53.

  9. Там же.

  10. Бабич А.М., Егорова Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М.: Тезис, 1998, С. 67.

  11. Груа Ж. О государственных пенсионных системах в странах СНГ. К реформе социального обеспечения: принципы и прагматизм. М.: Издание бюро МОТ в Москве. 1999. С. 15.

  12. Ланцев М.С. Основы страховой деятельности. М.: Изд-во БЭК, 2001, С. 25.

  13. Сонин М.Я. Актуарные расчеты. М.: Финансинформ,1996. С. 106.

  14. Чернышов С.Д. История и проблемы пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда. Охрана труда и социальное страхование. М.: Изд-во Арго, 2000. С 25.

  15. Четыркин Е., Кабалкин С. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: уроки для России. М.: Изд-во Дело, 2000. С. 28.

  16. Там же.

Суммируется ли служба в армии с периодом работы, с вредными условиями труда?

Добрый день!
Михаил, действительно, ранее период службы в армии включался в стаж по Списку № 1, если он предшествовал периоду работы либо следовал за ним. В настоящее время данное положение отсутвует и органы ПФР отказывают во включении периода службы в СА в стаж по Списку № 1.
Такие периоды включаются в спец стаж по решению суда.
В этом случае если мужчина проработал по Списку № 1 5 лет, то он имеет право на назначение досрочной пенсии в соотвествии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по достижении возраста 55 лет.

По поводу включения в стаж по Списку № 1 прилагаю решения судов:
УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Смирнова Ю.В. Дело-33-4372/2013 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 24 декабря 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.
при секретаре Шаряевой Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 30 сентября 2013 года, по которому постановлено:
Исковые требования Андреянчева А*** А*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в спецстаж удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области засчитать Андреянчеву А*** А*** в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с ***.1977 по ***1979, период работы производителем работ с ***2007 по ***2010.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Андреянчева А.А., его представителя Степанидина А.Г., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Андреянчев А.А. обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении периодов: с ***1977 по ***.1979 – военная служба по призыву, с ***2007 по ***2010 работа в качестве производителя работ в ООО «Монолитстрой-Плюс», в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.
В обоснование иска указал, что он обратился с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда на основании п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж не был включен период прохождения военной службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР с ***1977 по ***1979, а также период его работы с ***.2007 по ***.2010 в качестве производителя работ ООО «Монолитстрой-Плюс».
Данный отказ считает незаконным, поскольку по ранее действовавшему законодательству при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, период прохождения срочной военной службы приравнивался по выбору обратившегося за назначением указанной пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе непосредственно следовала за периодом службы в армии. Поскольку до призыва на срочную военную службу истец работал в должности монтажника железобетонных конструкций, данный период ответчик зачел в специальный стаж в бесспорном порядке, соответственно и период военной службы также подлежит зачету в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях.
В период работы в ООО «Монолитстрой-Плюс» истец был занят на строительстве, реконструкции, реставрации и ремонте зданий, сооружений, был занят полный рабочий день, соответственно период с ***.2007 по ***.2010 также подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с нормами действующего на сегодняшний день законодательства. Поскольку истец не выработал необходимой продолжительности общего трудового и специального стажа, спорный период не подлежал включению. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, период службы в армии не засчитывается в специальный стаж. Дополнительно поясняет, что период работы истца в ООО «Монолитстрой-Плюс» в выписке отражен общими условиями. Перечень производств, работ, профессии и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовых пенсии по старости, страхователем ООО «Монолитстрой-Плюс» по профессии «производитель работ» не утвержден и не был заявлен. Поскольку работодатель не подтвердил льготный характер работы истца, спорный период также не подлежит включению в стаж.
В возражениях на жалобу Андреянчев А.А. просит оставить решение суда от 30.09.2013 без изменений, а апелляционную жалобу УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе города Ульяновска, представителя третьего лица ООО «Монолитстрой-Плюс», извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
На основании Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» и в соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 2 ФЗ от 17 декабря 2011 года N 173 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет, при условии постоянной занятости выполнением работ, предусмотренных Списками производств, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Из материалов дела следует, что Андреянчев А.А. в период с *** 1977 года по *** 1977 года работал монтажником по монтажу стальных и железобетонных конструкций 2-го разряда, уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии, с *** 1977 года по *** 1979 года проходил службу в рядах Советской армии., с *** 2007 года принят производителем работ (прорабом) строительного участка в ООО «Монолитстрой-Плюс», *** 2010 года был переведен заведующим складом.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска от 22.07.2013 *** истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж были зачтены периоды работы с ***.1977 по ***.1977 в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций Ульяновского домостроительного комбината; с *** 1985 года по *** 1987 года в должности мастера Ульяновского домостроительного комбината; с ***.1987 по ***1988 в должности прораба Ульяновского домостроительного комбината; с ***1988 по ***.1989 в должности мастера Ульяновского домостроительного комбината, что составило специального стажа, предусмотренного Списком № 2 4 года 7 месяца, страховой стаж истца составляет 25 лет 2 месяца 22 дня.
Период военной службы в рядах Советской Армии с ***.1977 по ***1979, включен в специальный стаж не был.
Разрешая заявленные Андреянчева А.А требования о включении периода службы в Вооруженных силах СССР в специальный стаж, суд пришел к правильному выводу об их обоснованности.
Из Постановления Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 года N 8-П, Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 года N 320-0, Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П следует, что при разрешении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости должны применяться нормативные правовые акты, действовавшие в спорные периоды трудовой деятельности лица, предусматривающие право на включение работы в определенных должностях и учреждениях на момент возникновения у работника такого права в связи с осуществлением им определенной трудовой деятельности, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии до введения в действие нового правового регулирования с 31.12.2001 г.
В спорный период действовало «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590. Подпунктом «к» п. 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями трудапериод службы в составе Вооруженных сил СССР приравнивался по выбору обратившего за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что период службы истца в Вооруженных Силах РФ имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочной трудовой пенсии, ему предшествовала работа истца в должности монтажника железобетонных конструкций Ульяновского Домостроительного комбината, т.е. работа с тяжелыми условиями труда, следовательно, данный период подлежит включению в специальный стаж работы при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение указанного периода в специальный стаж противоречит действующему законодательству, основаны на неверном толковании закона и не могут повлечь отмену оспариваемого судебного решения.
Разрешая спор в части включения в специальной стаж истца периода его работы в качестве производителя работ ООО «Монолитстрой-Плюс» с *** 2007 года по *** 2010 года, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости к работникам, указанным в приведенной выше норме закона, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.
В данном Списке в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» под кодом 2290000б-23419 включены мастера строительных и монтажных работ, под кодом 2290000б-24441 – производители работ.
Пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением правительства РФ от 11.07.2002 № 516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном исчислении, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Андреянчев А.А. в спорный период работал в должности прораба в ООО «Монолитстрой-Плюс». При этом документально подтверждено, что в спорный период ООО «Монолитстрой-Плюс» велось строительство и реконструкция объектов промышленного, социально-бытового назначения (представлены договора подряда), истец был занят на работах с тяжелыми условиями труда полный рабочий день (табеля учета рабочего времени, расчетные листы, приказы о командировании истца за 2007-2010годы).
Таким образом, суд обоснованно обязал ответчика зачесть в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, период его работы в должности производителя работ в ООО «Монолитстрой-Плюс» с ***.2007 по ***.2010.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сведения о периодах работы ***.2007 по ***.2010 страхователем ООО «Монолитстрой-Плюс» сданы без указания кода льготной работы и не подтверждают особые условия труда, по мнению судебной коллегии, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении работодателем своих обязанностей, а не о характере работы истца за спорный период. Факт ненадлежащего представления работодателем сведений в Пенсионный орган не может приводить к нарушению прав работника, фактически выполнявшего работу, дающую ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Дело судебной коллегией рассмотрено в пределах доводов апелляционной жалобы, в остальной части решение суда не оспаривалось.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 30 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: