Сокращение госслужащего выплаты

27 октября 2016

Определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 27 сентября 2012 г. по делу N 11-6742/2012

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Козиной Н.М., судей Стельмах О.Ю., Закирова P.M.

при секретаре Матвееве А. А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Савельевой Н.Т. на решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 03 июля 2012 года по иску Савельевой Н.Т. к Межрайонной инспекции ФНС России N 20 Челябинской области о взыскании денежных компенсаций при увольнении и за неиспользованный отпуск, возложении обязанности выплатить премию за январь 2012 г., материальной помощи и единовременной денежной выплаты к отпуску, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, представителя ответчика Путиловой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Савельева Н.Т. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции ФНС России N 20 по Челябинской области (далее МРИФНС N 20) с учетом уточнений, о взыскании четырехмесячной денежной компенсации в размере **** руб. 52 коп., компенсации за неиспользованный отпуск **** руб. 70 коп., взыскании материальной помощи и единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску в сумме **** руб. 10 коп., возложении обязанности выплатить премию за январь 2012 года, компенсации морального вреда в размере **** руб.

В обоснование требований указала, что работала в ИФНС по г. Снежинску, в связи с реорганизацией 02 февраля 2012 года была уволена по сокращению штата по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе РФ», окончательный расчет при увольнении произведен ответчиком неверно. Кроме того, ей не была выплачена премия за январь 2012 г., выплаченная работникам инспекций УФНС по Челябинской области. Компенсация при увольнении по сокращению штата в размере 4 окладов месячного денежного содержания рассчитана без учета выплаченных истцу средств материального

стимулирования, которые входят в состав оплаты труда, и районного коэффициента, также неверно рассчитана и не выплачена в полном объеме компенсация за неиспользованный отпуск, поскольку при увольнении по сокращению штата данная компенсация выплачивается в полном размере. Необоснованно не выплачена единовременная выплата и материальная помощь к отпуску, которые входят в состав денежного содержания и подлежат выплате при увольнении независимо от предоставления отпуска.

В судебном заседании истица не участвовала, извещена.

Представитель ответчика МРИФНС России N 20 Путилова О.А. исковые требования не признала и пояснила, что расчет при увольнении с истицей произведен правильно, в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Суд постановил решение, которым частично удовлетворил исковые требования, взыскал в пользу Савельевой Н.Т. компенсацию морального вреда в размере **** руб. В удовлетворении остальной части иска отказал.

В апелляционной жалобе Савельева Н.Т. просит решение суда отменить, указав, что судом не учтено, что премии включаются в систему оплаты труда, в связи с чем полученные истцом средства материального стимулирования должны учитываться при расчете среднемесячного денежного содержания, на все выплаты должен начисляться районный коэффициент. Поскольку работодателем признано право на выплату компенсации за неиспользованный отпуск в полном объеме, в пользу истца также подлежит взысканию единовременная выплата к отпуску и материальная помощь, т.к. локальными актами не запрещено выплачивать материальную помощь при увольнении по сокращению штата. Поскольку приказом УФНС было произведено премирование начальника МРИФНС N 20 и и.о. начальника МРИФНС N 11 за январь-февраль 2012 г., начальник МРИФНС N 20 неправомерно не издал приказ о премировании иных работников налоговой инспекции. В соответствии со ст. 236 ТК РФ при задержке выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан уплатить денежную компенсацию за просрочку выплат. Размер компенсации морального вреда определен судом без учета принципов разумности и справедливости. Кроме того, судом неверно определен период просрочки при расчете компенсации за задержку выплат, предусмотренной ст. 236 ТК РФ.

Истец Савельева Н.Т. о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещена, в суд не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении апелляционной жалобы без ее участия, поэтому судебная коллегия в соответствии с ч.З ст. 167, ч. 1 ст.327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.

Проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов

апелляционной жалобы материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Савельева Н.Т. проходила государственную гражданскую службу в должности начальника отдела камеральных проверок N 2 Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Снежинску (л.д. 8-10).

В соответствии с приказом УФНС России по Челябинской области от 15.11.2011 г. N 01-03/300@ проведена реорганизация инспекции путем слияния с Межрайонной инспекций ФНС России N 11 по г. В.Уфалей Челябинской области, в результате 01.02.2012 года образована Межрайонная инспекция ФНС России N 20 Челябинской области с центральным офисом в городе Верхний Уфалей.

Приказом МРИФНС N 20 N 02-03-02/002 от 31.01.2012 г. служебный контракт с истицей был расторгнут 02.02.2012 г. в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, пункт 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». При увольнении Савельевой Н.Т. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 9 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 г. N79-ФЗ в сумме **** руб. 20 коп. (л.д. 11,14).

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований о перерасчете размера четырехмесячного денежного содержания с учетом выплаченных средств материального стимулирования, суд первой инстанции исходил из того, что спорное материальное стимулирование является самостоятельным видом выплат и не входит в состав денежного содержания гражданского служащего территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Данный вывод суда соответствует изложенным в решении суда обстоятельствам дела и основан на правильном применении и толковании норм материального права.

Согласно статье 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ), оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного

оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Пунктами 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», в редакции от 26.01.2012 г. (далее — Постановление от 25 сентября 2007г. N611) установлено осуществлять с 01 января 2007 года и в 2008-2012 г.г. за счёт средств, предусматриваемых в федеральном бюджете в 2007-2010 г.г., материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства.

Материальное стимулирование осуществляется в Федеральной налоговой службе сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 3 Постановления от 25 сентября 2007г. N611).

Этим же Постановлением от 25 сентября 2007 года N 611 (пункт 4), Министерству финансов РФ поручено в двухнедельный срок, разработать соответствующий порядок материального стимулирования.

Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее — Порядок) разработан Министерством финансов РФ и утверждён приказом N 90н от 17 октября

2007 года.

Пунктом 2 данного Порядка установлено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и начисление на него районного коэффициента не производится (л.д. 95).

Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года N 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Согласно пункту 1 названных Правил, данный нормативный акт определяет порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего в случаях, перечисленных в данном пункте, в том числе, при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (подпункт «д» пункта 1 Правил).

Отсюда следует, что исчисление денежного содержания истицы для расчета компенсации при увольнении в связи с сокращением должности должно производиться в соответствии с названными Правилами.

В пункте 2 Правил указано, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно — должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее — оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее — оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым не относятся средства материального стимулирования.

Из пункта 8 Правил следует, что в случаях, предусмотренных подпунктом «д» пункта 1 настоящих Правил (т.е. при увольнении по сокращению должности) гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца.

При этом в данном пункте 8 указано, каким образом исчисляется месячное денежное содержание: «Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» — «г» пункта 2 настоящих Правил,

а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» — «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта».

Из анализа приведенных правовых норм следует, что названное материальное стимулирование является самостоятельным видом выплат и не относится к дополнительным выплатам, которые включаются в состав денежного содержания гражданского служащего территориальных органов Федеральной налоговой службы.

При указанных обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том, что оснований для включения в состав среднемесячного денежного содержания истицы выплаченных ей в течение года средств материального стимулирования с начислением на них районного коэффициента, а, соответственно и для взыскания недоплаченных сумм четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск не имеется.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск в полном объеме, суд указал, что ответчик добровольно произвел перерасчет компенсации за отпуск.

Как следует из приказа о расторжении служебного контракта, записки-расчета, при увольнении Савельевой Н.Т. была выплачена компенсация за неиспользованные 39,16 дней отпуска за период с 10 апреля 2011 года по 02 февраля 2012 года в сумме **** руб.

На основании приказа от 21 мая 2012 года N 02-2-03/099 истице была доначислена компенсация за 7,84 дней неиспользованного отпуска в размере **** руб. 75 коп.

Истица перед увольнением отпуск за рабочий год с 10 апреля 2011 года по 09 апреля 2012 года не использовала, проработала до увольнения с момента начала указанного рабочего года более 5,5 месяцев, в связи с чем ответчиком правомерно произведена доплата компенсации за неиспользованный отпуск в полном объеме.

Также правильным является вывод суда об отказе в удовлетворении требований о взыскании материальной помощи и единовременной выплаты к ежегодному отпуску.

В силу пункта 6 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ) гражданскому служащему причитается единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда

гражданских служащих.

Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя (часть 7 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ).

Приказами Инспекции ФНС по г. Снежинску Челябинской области от 01 апреля 2010 года N 02-01-04/1/025 и Межрайонной ИФНС N 11 по Челябинской области 23.03.2010 г. N 02-1-09/1/024 были утверждены Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим (далее — Положения).

В соответствии с п. 4.1, 4.2 Положений, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска гражданским служащим один раз в год производится единовременная выплата в размере двух окладов месячного денежного содержания. Единовременная выплата производится на основании личного заявления гражданского служащего. Гражданским служащим, не использовавшим в течение года своего права на отпуск, единовременная выплата в полном размере производится в конце календарного года на основании личного заявления.

В силу п. 5.1. Положений гражданским служащим один раз в год выплачивается материальная помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере оклада месячного денежного содержания в пределах фонда оплаты труда. Выплата материальной помощи производится на основании личного заявления гражданского служащего.

При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска по частям выплата материальной помощи производится в полном размере при предоставлении гражданскому служащему одной из частей ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 14 календарных дней.

Гражданским служащим, не использовавшим в течение года своего права на отпуск, в конце календарного года выплачивается материальная помощь из расчета оклада месячного денежного содержания на основании личного заявления. При предоставлении гражданскому служащему ежегодного плачиваемого отпуска с последующим увольнением в текущем году материальная помощь выплачивается за фактически отработанное время.

Согласно приказу о расторжении служебного контракта с истцом, запискам-расчетам компенсации за неиспользованный отпуск, приказу от 21 мая 2012 года N 02-2-03/099, Савельевой Н.Т. не использованы 47 дней отпуска за период ее работы с 10.04.2011 г. по 02.02.2012 г., за которые МРИФНС N 20 выплачена компенсация в общей сумме **** руб.

Согласно справке МРИФНС N 20, при предоставлении отпуска с 25.07.2011 г. по 12.08.2011 г. Савельевой Н.Т. была выплачена единовременная выплата к отпуску в размере **** руб. и материальная помощь в размере **** руб.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку очередной отпуск в 2012 году Савельевой Н.Т. предоставлен не был, с заявлением установленного образца о предоставлении очередного отпуска в адрес представителя нанимателя она не обращалась, оснований для взыскания сумм нет.

Данные выводы судебная коллегия находит правильными.

Производимые в соответствии пунктами 4.1, 4.2, 5.1. вышеуказанных Положений, в конце календарного года единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания и материальная помощь касаются тех, кто правом на предоставление очередного отпуска за текущий календарный год не воспользовался и продолжает работать.

Из содержания правовых положений в их взаимосвязи следует, что определен период времени, в который государственный гражданский служащий вправе получить указанные выплаты, выплачиваемые один раз в год по письменному заявлению государственного гражданского служащего.

Судебная коллегия полагает, что в тех случаях, когда работник увольняется, работодатель обязан одновременно с выплатой денежной компенсации за неиспользованные отпуска произвести и единовременную выплату в размере двух месячных окладов денежного содержания и материальную помощь, при условии, что данный работник отработал полный календарный год, без предоставления отпуска и в течение года эти выплаты не получал.

Таким образом, поскольку Савельева Н.Т. правом на предоставление отпуска в 2012 году не воспользовалась, с соответствующим заявлением к работодателю не обращалась, при этом ее увольнение было произведено до окончания календарного года, в котором ей был предоставлен отпуск и была получена единовременная выплата к отпуску и материальная помощь, у ответчика отсутствовали основания для начисления и выплаты истице единовременной выплаты к отпуску и материальной помощи в 2012 году.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности выплатить премию за январь 2012 года, суд первой инстанции исходил из того, что начальником инспекции не было принято решение о выплате премий сотрудникам инспекции за январь 2012 г. из-за отсутствия экономии средств фонда оплаты труда.

Из содержания ст. 129 Трудового кодекса РФ следует, что премия является выплатой стимулирующего характера.

В отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, в том числе премии, не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера — прерогатива работодателя, что, в частности, нашло отражение в п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».

Премия за выполнение особо важных и сложных заданий, являющаяся предметом спора, отнесена к числу дополнительных выплат, что предусмотрено п. 4 ч. 5 ст. 50 указанного выше Закона. При этом в данной норме Закона предусмотрено, что порядок выплаты названной премии определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента. Максимальный размер премии не ограничивается.

Пунктом 2.1 Положения, утвержденного приказом Инспекции ФНС по г. Снежинску Челябинской области от 01 апреля 2010 года N 02-01-04/1/025, предусмотрено, что премирование федеральных государственных гражданских служащих Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Снежинску Челябинской области осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций возложенных на Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Снежинску Челябинской области.

Согласно п. 2.2, 2.3 Положения, выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств. Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий, максимальными размерами не ограничивается.

В соответствии с п. 2.4 Положения решение о выплате премии гражданским служащим принимается начальником Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Снежинску Челябинской области и оформляется приказом Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Снежинску Челябинской области.

части взыскания компенсации морального вреда подлежащим изменению, размер компенсации морального вреда увеличению до 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 03 июля 2012 года в части компенсации морального вреда изменить, увеличив размер компенсации морального вреда до **** рублей.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Савельевой Н.Т. — без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Особенности законодательства

Стоит различать такие понятия:

  • освобождение от занимаемой должности;
  • увольнение с госслужбы.

Из первого не обязательно вытекает второе.

Законом о госслужбе описан такой термин, как приостановление действия служебного контракта по причинам, которые не зависят от сторон. К ним относятся:

  • военный призыв;
  • перевод на должность в профсоюзе;
  • чрезвычайные происшествия и др.

В таких ситуациях гражданский служащий временно снимается со своего поста, а его дело передается в резерв. Договор расторгается только если по истечении 3-х месяцев по окончанию действия указанных обстоятельств чиновник не назначен обратно на должность. Тогда гражданский служащий увольняется.

Стоит отметить еще некоторые специальные особенности, которые имеет увольнение госслужащего. Они прописаны в Законе о госслужбе:

  1. Чиновников можно уволить с государственной службы по медицинским показаниям. Это допускается, если увольняемый не может быть переведен на альтернативную должность госслужбы.
  2. В случае признания полной нетрудоспособности должностного лица, служащий может уволиться по обстоятельствам, которые не зависят от сторон. Перевод на другую должность не предлагается в этом случае.
  3. В отличие от правил Трудового Кодекса государственного служащего могут уволить за нарушение правил техники безопасности, которое было зафиксировано не только комиссией, но и любым лицом.

Особое условие, которое действует только для лиц на государственной службе – увольнение при смене гражданства или получении второго гражданства, отличного от РФ.