Соглашение о государственно частном партнерстве, образец

Соглашение о государственно-частном партнерстве

Процедура заключения соглашения о государственно-частном партнерстве схожа с заключением концессионных соглашений и договоров государственного заказа. Разрабатывается конкурсная документация, проводится конкурс (включая предварительный отбор и непосредственное определение победителя). Победителя выбирают согласно строго установленным критериям.

Предварительный отбор проводят по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.12.15 № 1322. Информация о конкурсах и соответствующие документы размещают на сайте torgi.gov.ru.

Особенность состоит в наличии дополнительного этапа рассмотрения и принятия решения о реализации проекта государственно-частного партнерства, а также оценке финансовой и социально-экономической эффективности.

Проект должен иметь преимущество перед использованием механизма государственного заказа. При равных цене, количестве, качестве и иных характеристиках товара (работ, услуг) он должен иметь меньшие затраты и риски (п. 4 ст. 9 закона № 224-ФЗ). Методику оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства и определения его сравнительного преимущества утвердило Минэкономразвития России приказом от 30.11.15 № 894

Уполномоченный орган проводит оценку проекта и выносит заключение. Для реализации проекта оно должно быть положительным (п. 11 ст. 9 Закона № 224-ФЗ). Но это не гарантирует, что решение будет принято именно в пользу проекта (п. 1 ст. 10 Закона № 224-ФЗ).

Частный партнер может сам инициировать проект (п. 2 ст. 8 Закона № 224-ФЗ). Но при этом он будет выступать в конкурсе на общих основаниях, не получая льгот или преимуществ. Инициатор может и не выиграть в конкурсе, и затраты на подготовку проекта ему не возместят.

Еще одна особенность процедуры заключения соглашения о государственно-частном партнерстве состоит в том, что закон позволяет провести совместный конкурс при наличии нескольких публичных сторон (п. 12 ст. 3 закона № 224-ФЗ). Объединяются только конкурсы, но не проекты государственно-частного партнерства. С каждым публичным партнером будет подписано отдельное соглашение о государственно-частном партнерстве.

Необходимые документы

Постановления правительства РФ

От 19.12.15 № 1386 Форма предложения о реализации проекта ГЧП. Требования к сведениям в предложении о реализации проекта ГЧП
От 19.12.15 № 1388 Правила рассмотрения публичным партнером предложения о реализации проекта ГЧП
От 03.12.15 № 1309 Правила проведения уполномоченным органом переговоров, связанных с рассмотрением предложения о реализации проекта ГЧП на предмет оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества
От 04.12.15 № 1322 Правила проведения предварительного отбора участников конкурса на право заключения соглашения о ГЧП

Приказы Минэкономразвития России

От 20.11.15 № 864 Порядок проведения предварительных переговоров, связанных с разработкой предложения о реализации проекта ГЧП между публичным партнером и инициатором проекта
От 20.11.15 № 863 Порядок проведения переговоров, связанных с рассмотрением предложения о реализации проекта ГЧП между публичным партнером и инициатором проекта
От 30.11.15 № 894 Методика оценки эффективности проекта ГЧП и определения его сравнительного преимущества

Читайте об этом

  • Что нужно учитывать при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве. Новые возможности и рискиинвесторов
  • Новый порядок предоставления публичных земель под строительство. К чему готовиться компаниям
  • Изъятие земельных участков для публичных нужд
  • Залог публичной собственности. Риски, которые важно учесть залогодержателю

Соглашение о ГЧП как договорная форма ГЧП.

⇐ Предыдущая1234

Соглашение о государственно-частном партнерстве

Соглашение о государственно-частном партнерстве основывается на соответствующих положениях федерального законодательства и законе субъекта РФ об участии в государственно-частном партнерстве (далее – региональный Закон о ГЧП).

Для целей обеспечения нормативно-правовой базы для реализации соглашений о ГЧП региональный Закон о ГЧП должен предусматривать соблюдение следующих норм с учетом и на основании применимых императивных правил федерального законодательства:

· закрепление открытого перечня договорных моделей для целей реализации соглашения о государственно-частном партнерстве;

· установление гибкого перечня обязательных и необязательных условий соглашения о ГЧП;

· возможность осуществления различных выплат частному партнеру, характерных для практики реализации проектов ГЧП, в соответствии с законодательством Российской Федерации; возможность применения обеспечительных механизмов в рамках проекта с целью увеличения финансовой привлекательности проекта;

· закрепление открытого перечня критериев конкурса с перечнем основных возможных критериев;

· закрепление гарантий прав частных инвесторов;

· необязательный порядок применения типовых соглашений о ГЧП.

Предмет, права и обязанности сторон в рамках соглашения о ГЧП выделяются на основе моделей ГЧП, предусматриваемых региональным законом о ГЧП, которые могут включать следующие обязательства частного партнера:

· строительство – владение – эксплуатация – передача (СВЭП);

· реконструкция – владение – эксплуатация – передача (РВЭП);

· строительство – владение – эксплуатация (СВЭ);

· реконструкция – владение – эксплуатация (РВЭ);

· строительство – владение – передача (СВП);

· реконструкция – владение – передача (РВП).

В рамках соглашения о ГЧП возможно предусмотреть иные модели, основываясь на типичных для проектов ГЧП формах участия частного партнера, а именно: проектирование; строительство; реконструкция; эксплуатация; содержание; финансирование; модернизация.

Целесообразность применения соглашения о ГЧП как договорно-правовой формы ГЧП определяется следующими достоинствами.

1 Гибкость в структурировании проекта, реализуемого на основе соглашения о ГЧП.

2 Возможность использования в случае неприменимости для конкретных условий сделки иных форм, в том числе в связи с ограничениями Закона о концессиях, влияющих на обеспечение финансовой привлекательности проекта и соблюдение интересов кредиторов проекта;

3 Наличие успешного опыта реализации проектов ГЧП в рамках данной формы.

В настоящее время имеет место несоответствие конкретных положений соглашений о ГЧП императивным нормам федерального законодательства. Устранение данной проблемы регионального законодательства в сфере ГЧП требует их принципиального согласования 15 с федеральными нормативно-правовыми актами. Однако и на основе имеющейся базы при качественной проработке соглашений о ГЧП часть рисков может быть снижена.

Модели ГЧП.

Принятые в мировой практике классификации ГЧП выделяют обычно следующие его формы(14).

Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, оказание общественных услуг, управление, поставку продукции для государственных нужд, оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах. Как правило, контракты с государственным или коммунальным органом — весьма привлекательный бизнес для частного предпринимателя, поскольку помимо престижа гарантируют ему устойчивый рынок и доход, а также возможные льготы и преференции.

Аренда в ее традиционной форме (договора аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что на определенных договором условиях происходит передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. Традиционные договора аренды предполагают возвратность предмета арендных отношений, причем правомочие по распоряжению имуществом сохраняется за собственником и не передается частному партнеру. В специально оговариваемых случаях арендные отношения могут завершиться выкупом арендуемого имущества. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупить государственное или муниципальное имущество.

Концессия (концессионное соглашение) — специфическая форма отношений между государством и частным партнером, получающая все большее распространение. Ее особенность состоит в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении. Право же собственности на выработанную по концессии продукцию передается концессионеру.