Штраф за срыв погрузки по вине заказчика

Облагается ли НДС штраф за нарушение условий договора на транспортные услуги

ИА ГАРАНТ

Организация оказывает транспортные услуги и в договоре с клиентом прописывает, что штрафы за простой включают в себя НДС. Клиент настаивает, что штраф должен быть без НДС. Он делает акцент на то, что простои не относятся к оказанию услуги и, соответственно, в базу по НДС не попадают. Но практика показывает, что с таких штрафов налоговые органы доначисляют НДС. Облагаются ли штрафы за простой НДС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если Ваша организация примет решение не исчислять НДС с полученных сумм штрафа за простой транспорта, то это, скорее всего, приведет к претензиям со стороны налоговых органов.
При этом имеющаяся арбитражная практика по данному вопросу складывается преимущественно в пользу налогоплательщиков.
Обоснование вывода:
Пункт 1 ст. 330 ГК РФ определяет, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Часть 4 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусматривает, что за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно, грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном в том числе договором перевозки груза.
В настоящее время по вопросу исчисления НДС с суммы штрафа, взимаемого за простой транспортных средств, имеются две позиции.
Финансовое ведомство (письма Минфина России от 01.04.14 N 03-08-05/14440, от 09.10.2012 N 03-07-08/280, от 10.06.11 N 03-07-11/164, от 28.04.09 N 03-07-11/120) придерживается позиции, что суммы штрафа за простой транспортных средств включаются в налоговую базу по НДС.
Указанная позиция основана на положениях пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, который устанавливает, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В свою очередь, судьи (смотрите, например, постановления АС Поволжского округа от 10.12.2014 N Ф06-18058/13 по делу N А12-7799/2014, от 01.12.2014 N Ф06-17838/13 по делу N А12-7380/2014, ФАС Московского округа от 24.02.2014 N Ф05-17712/13 по делу N А40-82044/2013, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 N 11АП-13047/14, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 N 12АП-6871/14, от 20.08.2014 N 12АП-6797/14), исходя из положений ст.ст. 329, 330 ГК РФ, ст.ст. 154, 162 НК РФ, а также принимая во внимание правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 05.02.2008 N 11144/07, приходят к выводу о том, что суммы штрафа (неустойки), полученного от контрагента по договору за простой транспорта, не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), поэтому не подлежат налогообложению НДС. Данные суммы являются мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Из обстоятельств приведенных выше дел следует, что в представленных суду для изучения документах было конкретизировано, что сумма, уплачиваемая за простой транспорта, является штрафом, который заказчик обязан уплатить исполнителю. При этом размер штрафа был установлен условиями договора в твердом размере.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод: если из условий договора следует, что за простой транспорта с грузоотправителя (грузополучателя) взимается именно штраф, размер которого установлен в твердом размере и не зависит от времени простоя, то в этом случае сумма штрафа в налоговую базу по НДС не включается. Дополнительным аргументом могут быть, например, претензионные письма организации-перевозчика (по вопросу документального оформления смотрите дополнительно письмо УФНС России по г. Москве от 18.03.2008 N 20-12/025119).
Если же плата клиента за простой квалифицирована в договоре как плата за сверхнормативное использование вагонов и указанная плата отражается в акте оказанных услуг, то в таком случае плата за простой транспорта может рассматриваться в качестве элемента ценообразования, увеличивающего стоимость оказываемых услуг, и, следовательно, включаться в налоговую базу по НДС.
Сказанное соответствует разъяснениям, данным в письме Минфина России от 04.03.2013 N 03-07-15/6333, в котором работники финансового ведомства отметили, что в отношении сумм неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств по договору следует руководствоваться постановлением Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07. Вместе с тем, если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по НДС на основании ст. 162 НК РФ.
Таким образом, имеющаяся на сегодняшний день обширная арбитражная практика по рассматриваемому вопросу свидетельствует о том, что если Ваша организация не исчислит НДС с полученных сумм штрафа за простой транспорта, то это с большой долей вероятности приведет к спорам с налоговыми органами.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл
Ответ прошел контроль качества

Акт простоя автомобиля

Перевозка грузов, пассажиров и багажа производится на основании договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ). По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

В процессе исполнения договора перевозки возможна задержка транспортных средств, поданных под погрузку или выгрузку, по вине грузоотправителя или грузополучателя. Иначе говоря, простой.

За простой транспортных средств виновная сторона уплачивают штраф за каждый полный час задержки. Размер штрафа обычно устанавливается договором. Если договором размер штрафа не определен, его величина составляет (ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

  • 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
  • 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

Если договором перевозки отдельно предусмотрен штраф за непредъявление для перевозок грузов, то штраф за простой транспортных средств взыскивается независимо от от указанного штрафа (ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). А как составить акт о вынужденном простое автомобиля для дальнейшего предъявления претензии?

Составляем акт простоя машины

Устав автомобильного транспорта предусматривает, что основанием для начисления штрафа за простой транспортных средств являются отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств (ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Иными словами, составление дополнительных документов, подтверждающих факт простоя не требуется.

Тем не менее, в порядке, установленном договором перевозки, или самим перевозчиком (если в договоре нет на это указание), может предусматриваться составление акта простоя транспортных средств, поданных под погрузку или выгрузку.

Такой акт составляется в произвольной форме. Если договором предусмотрена специальная форма, использовать необходимо утвержденный сторонами бланк.

В акте приводятся сведения о перевозчике, грузоотправителе и грузополучателе по конкретному договору перевозки, а также обстоятельства, при которых простой возник. В акте может быть указана стоимость, подлежащая взысканию с грузоотправителя или грузополучателя. Акт подписывается уполномоченными лицами от перевозчика, грузоотправителя (грузополучателя).

Приведем для акта простоя транспортных средств образец его заполнения.

Пред. / След.

Как понять, с какого времени начинается простой?

Срок и время погрузки и разгрузки обязательно должны быть указаны в договоре на перевозку груза. В этом же договоре должны быть прописаны условия оплаты простоя.

Многие заказчики поступают довольно хитро, указывая в договоре время на погрузку и разгрузку 24 часа с момента подачи транспортного средства под погрузку/разгрузку. Время прибытия грузовика под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия под выгрузку – с момента предъявления водителем ТТН в пункте выгрузки.

Таким образом, если у вас в договоре указана дата выгрузки 1 июня 9.00, то говорить о простое перевозчик может только со 2 июня 9.00.

Некоторые грузовладельцы идут еще дальше и указывают в договоре время, отведенное на погрузку/разгрузку, 48 часов (двое суток).

Советуем перевозчикам крайне внимательно читать условия договора и обсуждать с клиентами особенности оплаты ими простоя, если он будет. А еще лучше – составить свой договор, в котором будут указаны те сроки загрузки/разгрузки, которые устраивают транспортную компанию.

Как происходит в жизни?

А тут уже все зависит от адекватности заказчика грузоперевозки и перевозчика. Обычно все непредвиденные ситуации решаются в телефонном режиме. Мало кто хочет специально задерживать автомобиль на погрузке или разгрузке. Хотя бывают и исключения.

К примеру, очень часто люди, заказывающие транспорт для перевозки сельхозпродукции с полей на рынки (арбузы, лук, картофель и пр.), на этих рынках торгуют с грузовиков, в которых этот груз и был доставлен. Естественно, за сутки продать 20 тонн арбуза вряд ли получится, поэтому они заранее оговаривают, сколько дней собираются стоять на рынках вместе с водителем, оплачивая при этом каждый день простоя. Иногда такая торговля затягивается даже на неделю.

В принципе, адекватные заказчики сразу предупреждают, что возможны сверхнормативные простои и озвучивают сумму оплаты суток простоя. Поэтому перевозчик сразу знает стоимость простоя автотранспорта.

Некоторые заказчики могут упорно отказываться оплачивать простой, или предлагать смешную сумму. В этом случае перевозчик может поступить двумя способами:

  1. Взять предложенные деньги, забыть об этом заказчике и поехать работать дальше.
  2. Начать спорить, выслать заказчику претензию (вместе с копией договора, путевых листов, ТТН, где указаны оговоренные сроки погрузки/выгрузки и факт сверхнормативного простоя). Если заказчик не оплатит прописанную в договоре стоимость простоя, подать на него в суд.

Естественно, весь процесс затянется на месяцы, причем далеко не факт, что перевозчику будут выплачены положенные деньги.

Чтобы защитить себя от непредвиденных ситуаций, следует заранее обсуждать условия оплаты сверхнормативного простоя грузового транспорта и прописывать их в договоре. И старайтесь все решать полюбовно. С каждым человеком можно договориться.