Санитарно эпидемиологический надзор

Содержание

   Главная | ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» | Статья 46. Основные принципы организации и деятельности системы государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 46. Основные принципы организации и деятельности системы государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.
2. Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации;
территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте;
учреждения, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения (далее — объекты обороны и иного специального назначения);
государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
3. Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, — Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов — главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.
4. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию.
5. Структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
6. Деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивают федеральные государственные учреждения, структура, задачи, функции, порядок деятельности которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации.

оглавление |

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

Согласно статье 1 Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения означает состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Для охраны здоровья населения установлены санитарно-эпидемиологические требования — обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (статья 2 Закона).

В качестве существующих примеров санитарно-эпидемиологических требований можно привести:

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; или
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 декабря 2010 г. № 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»;

В качестве существующих примеров гигиенических нормативов можно привести:

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 12 июля 2011 года № 100 «Об утверждении ГН 2.2.5.2893-11 «Предельно допустимые уровни (ПДУ) загрязнения кожных покровов вредным веществами»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 сентября 2010 года № 111 «Об утверждении ГН 2.2.5.2729-10 «Предельно допустимый уровень (ПДУ) загрязнения мышьяком незащищенных кожных покровов».

Санитарно-эпидемиологический надзор проводится в целях охраны здоровья граждан (статья 2 Основ), в том числе для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор входит как один из основополагающих элементов в контроль в сфере охраны здоровья (статья 85 Основ).

При этом важно отметить, что санитарно-эпидемиологический надзор приобрел статус федерального надзора только в 2013 году, когда Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» было утверждено «Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологический надзоре» (далее – Положение) и отменено ранее действующее «Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 569. Среди новшеств регулирования, кроме изменения статуса санитарно-эпидемиологический надзора, следует отметить обязательство органов санитарно-эпидемиологический надзора размещать информацию о результатах проведенных проверок на своих официальных сайтах в сети Интернет, что будет способствовать открытости информации на рынке.

Кроме того, обращаем внимание на то, что с 3 сентября 2016 года федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода. Указанное положение было установлено Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

С подробной информацией о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре с применением риск-ориентированного подхода Вы можете ознакомиться в одноименной статьей ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА.

Также считаем необходимым сообщить, что при проведении плановых проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического с 1 октября 2017 г. в отношении отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а с 1 июля 2018 г. в отношении всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностными лицами Росздравнадзора и Федерального медико-биологического агентства используются проверочные листы (списки контрольных вопросов). Указанные проверочные листы (списки контрольных вопросов) включают в себя перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов). Отметим, что названные изменения были введены в Положение Постановлением Правительства РФ от 14.06.2017 № 707. До настоящего времени формы поверочных листов (списки контрольных вопросов) Роспотребнадзором не разработаны.

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Административный регламент проведения сан-эпид надзора

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций.

В качестве примеров можно привести:

  • Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденный Приказом Роспотребнадзора от 18 июля 2012 года № 775;
  • Административный регламент по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 октября 2007 года № 656.

Необходимо также отметить, что хотя к санитарно-эпидемиологическому надзору применяются нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», однако их применение должно осуществляться, учитывая особенности, установленные Законом № 52 и Федеральным законом № 3-ФЗ от 09.01.1996 «О радиационной безопасности населения».

Органы санитарно-эпидемиологического надзора

Государственный надзор осуществляют следующие органы государственного надзора (Постановление Правительства РФ от 5 июня 2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»):

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы, за исключением государственного надзора, осуществляемого органами государственного надзора, указанными в подпунктах «б» и «в» ниже;
  • Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) и его территориальные органы — в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  • Структурные подразделения Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации и Управления делами Президента Российской Федерации соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения в пределах своей компетенции.

Кто осуществляет государственный сан-эпид надзор?

Организацию государственного надзора осуществляют:

  • Руководитель Роспотребнадзора — главный государственный санитарный врач Российской Федерации, руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, а также руководители структурных подразделений территориальных органов — главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте;
  • Заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, — главный государственный санитарный врач Федерального медико-биологического агентства;
  • Руководители структурных подразделений — главные государственные санитарные врачи Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Осуществлять государственный контроль также вправе заместители и специалисты вышеуказанных органов, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.

Права государственных органов при проведении санитарно-эпидемиологического надзора

Государственные органы, осуществляющие государственный контроль, имеют право (статья 50 Закона № 52):

  • Проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок;
  • Беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • Проводить отбор для исследований проб и образцов;
  • Составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.

Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении санитарно-эпидемиологического надзора

При проведении проверки в рамках санитарно-эпидемиологического надзора руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель имеют право (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»):

  • Непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • Получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
  • Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке;
  • Привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели имеют право на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

В соответствии с Положением об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569, государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан. Осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы, созданные в субъектах РФ, муниципальных образованиях и на транспорте.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:
1. контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
2. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
3. меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;
4. контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;
5. проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
6. разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
7. статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Роспотребнадзор находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра здравоохранения и социального развития РФ.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом РФ. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел. На эмблеме Роспотребнадзора изображен серебряный двуглавый орел с поднятыми вверх крыльями, увенчанный короной с лентами. В лапах орел удерживает щит с золотым полем. В поле щита — красный прямой равноконечный контурный крест. В центре креста — красный посох Асклепия.

Эмблема Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Ответственность за нарушение санитарного законодательства

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения?
2. Что такое социально-гигиенический мониторинг?
3. Посредством чего обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие населения?
4. Назовите права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
5. Назовите права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
6. Какие существуют требования к обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности среды обитания для здоровья человека?
7. Какие требования санитарного законодательства предъявляются к дошкольным и другим образовательным учреждениям?
8. Что относится к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям?
9. Как осуществляется гигиеническое воспитание и обучение граждан в РФ?
10. Какие виды деятельности подлежат обязательному лицензированию?
11. Что включает в себя государственный санитарно-эпидемиологический надзор?
12. Что Вы знаете о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека?

Санитарно-эпидемиологический надзор за деятельностью медицинских учреждений (Гусев А.)

Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено новое Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре. Кроме того, указанным нормативным документом признано утратившим силу Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 N 569.

Полномочия контрольных органов по санитарно-эпидемиологическому надзору

Как и ранее, санитарно-эпидемиологический надзор направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

В соответствии с п. 3 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре государственный надзор осуществляют:

— Роспотребнадзор и его территориальные органы, за исключением государственного надзора, указанного ниже;

— ФМБА и его территориальные органы в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях РФ по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

— структурные подразделения Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, ФСКН, ФСИН, Главного управления специальных программ Президента РФ и Управления делами Президента РФ в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения в пределах своей компетенции.

Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, при проведении проверок пользуются правами, установленными ст. ст. 50 — 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федеральный закон N 52-ФЗ), соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные ст. ст. 15 — 18 Федерального закона N 294-ФЗ <1> и ст. 52 Федерального закона N 52-ФЗ, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в соответствии с законодательством РФ.

<1> Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Должностные лица, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор, согласно ст. 50 Федерального закона N 52-ФЗ наделены определенными полномочиями. При исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения они имеют право:

— получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на основании письменных мотивированных запросов документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок;

— беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

— посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;

— проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

— проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;

— проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;

— проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;

— составлять протоколы о нарушении санитарного законодательства.

Организация санитарно-эпидемиологического надзора

В соответствии с п. 10 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре государственный надзор, в частности, включает в себя:

— организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный надзор;

— организацию и проведение проверок соблюдения юридическими лицами требований технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением которых возложен на Роспотребнадзор;

— принятие в порядке, установленном законодательством РФ, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, а также выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;

— выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

— систематическое наблюдение за исполнением требований санитарного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований санитарного законодательства, технических регламентов при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами своей деятельности;

— федеральное статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в установленном порядке, в том числе наблюдение за состоянием заболеваемости инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями (отравлениями) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания на человека, включая сбор данных о случаях заболеваний (отравлений) в связи с использованием продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также формирование открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— проведение ежегодных анализа и оценки эффективности государственного надзора;

— подготовку на основании результатов вышеуказанной деятельности ежегодных государственных докладов о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно п. 12 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре предметом проверок при осуществлении государственного надзора являются выполнение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами в процессе своей деятельности требований санитарного законодательства, выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдение юридическими лицами требований технических регламентов, выполнение предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

При осуществлении государственного надзора уполномоченные должностные лица органов государственного надзора могут проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также привлекать к участию в их проведении экспертов и экспертные организации, аккредитованные в установленном порядке.

В настоящее время сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются Федеральным законом N 294-ФЗ <2> и административными регламентами исполнения государственных функций, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 N 373. Так, например, согласно п. 6 Административного регламента N 658 <3> фактами, являющимися основаниями для проверки деятельности учреждений здравоохранения по выполнению требований санитарного законодательства, являются:

— акт проведения санитарно-эпидемиологического расследования по факту выявления продукции, сырья, материалов, оборудования и технологий, представляющих опасность для здоровья населения, или по фактам изменения показателей среды обитания человека;

— обращения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения санитарного законодательства;

— обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам нарушения санитарного законодательства;

— нормативные правовые акты (постановления, приказы) главных государственных санитарных врачей (заместителей) (руководителей территориальных органов Роспотребнадзора и их заместителей);

— аварийные ситуации, которые привели или могут привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на объекте или территории;

— отравления, заболевания, в том числе профессиональные, или изменение других показателей здоровья человека;

— сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на ухудшение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

<2> Указанный нормативный акт не распространяется на контрольные мероприятия, проводимые Роспотребнадзором в целях установления причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений (ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ).

<3> Административный регламент Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и соблюдения правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 N 658.

Мероприятия по надзору в установленной сфере деятельности проводятся как в плановом, так и во внеплановом порядке. Согласно п. 7.7 Административного регламента N 658 внеплановые проверки проводятся в случае:

— необходимости контроля за исполнением вынесенных предписаний об устранении выявленных нарушений;

— получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества;

— обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанными с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами наличия признаков таких нарушений.

Отметим, что внеплановые проверки (за исключением проводимых в целях установления причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений) подлежат согласованию с органами прокуратуры.

Одним из новшеств Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре является установление требования о размещении информации о результатах проведенных проверок на официальных сайтах органов государственного надзора в Интернете.

Типовые нарушения, выявляемые в ходе осуществления надзора

К наиболее распространенным нарушениям, выявляемым в ходе проведения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, относятся:

— несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, оборудованию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (отсутствие специальных мест для хранения моющих и дезинфекционных средств, отсутствие отдельных емкостей с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов). Указанные требования регулируются СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58;

— несоблюдение технологии обработки белья в медицинских учреждениях, предусмотренной Методическими указаниями 3.5.736-99, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 16.03.1999. К таким нарушениям, в частности, можно отнести доставку чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную в неупакованном виде на тележках, а не в контейнерах либо мешках из плотной ткани (для грязного белья) и холщовых мешках (для чистого белья), несоблюдение требований к дезинфекции белья и т.д.;

— несоблюдение процедуры производственного контроля, предусмотренной Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001;

— несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к оборудованию и содержанию имущества организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Данные требования регулируются СанПиН 2.1.3.2630-10 (размещение под окнами палат помещений травматологических пунктов, приемно-смотровых боксов, входов в приемное отделение, а также тарных, загрузочных, экспедиционных и других помещений, к которым имеется подъезд автомашин для проведения погрузочно-разгрузочных работ, отсутствие раздельных туалетов для больных и персонала, наличие дефектов на поверхности стен, потолков и т.д.). Кроме того, отметим, что в соответствии с п. 2.13 СанПиН 2.1.3.2630-10 территория государственного (муниципального) учреждения здравоохранения должна быть благоустроена с учетом необходимости обеспечения лечебно-охранительного режима, озеленена, ограждена и освещена. Площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 50% общей площади участка стационара. Помимо этого, согласно п. 2.17 СанПиН 2.1.3.2630-10 на территории хозяйственной зоны учреждения на расстоянии не менее 25 м от окон должна быть размещена контейнерная площадка для отходов с твердым покрытием и въездом со стороны улицы;

— несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Данные требования также регулируются СанПиН 2.1.3.2630-10 (несоответствие устройства и содержания помещений пищеблока, оборудования, инвентаря, посуды, условий транспортировки и хранения пищевых продуктов санитарным правилам и т.д.);

— несоответствие пищевых продуктов, поступающих в пищеблок, гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, в частности СанПиН 2.3.2.1078-01 «2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001;

— несоответствие условий и сроков хранения продуктов требованиям СанПиН 2.3.2.1324-03 «2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», утвержденных Главным государственным врачом РФ 21.05.2003, и Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

Бухгалтерский учет штрафных санкций

Нарушения требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения зачастую ведут к привлечению виновных лиц к административной ответственности. В данном разделе статьи мы рассмотрим порядок отражения в учете учреждений здравоохранения начисления таких штрафов.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н, расходы учреждений здравоохранения на уплату административных штрафов следует относить на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Согласно п. 263 Инструкции N 157н <4> учет расчетов по уплате административных штрафов за нарушение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ведется на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

<4> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе бюджетов и зачисляемых видов платежей.

Учет операций по счету ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни: в журнале операций по оплате труда, журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками — в части начисленных сумм НДФЛ, в журнале операций с безналичными денежными средствами — в части оплаты расчетов по платежам в бюджеты.

Начисление и перечисление штрафов в учете учреждений здравоохранения следует отразить следующим образом:

Инструкция N 174н <*>

Инструкция N 183н <**>

Инструкция N 162н <***>

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начисление административного штрафа

2 401 20 290

2 303 05 730

2 401 20 290

2 303 05 000

1 401 20 290

1 303 05 730

Перечисление административного штрафа

2 303 05 830

2 201 11 610

2 303 05 000

2 201 11 000

1 303 05 830

1 304 05 290

<*> Инструкция по применению Плана счетов бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

<**> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

<***> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.