Руководящие идеи характеризующие содержание права его сущность

Принципы права, понятие и виды

Принципы права — это руководящие, основополагающие начала, идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе, определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений.

Принципы права выражают закономерности права, им присущи многие черты, характерные для права в целом. Они имеют высокий уровень обобщения и абстрагирования нормативных предписаний, представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

В отличие от норм принципы права обладают значительной устойчивостью и стабильностью носят фундаментальный характер, на их основе формируются отрасли и институты права. Так, принцип презумпции невиновности, принцип осуществления правосудия только судом и некоторые другие являются исходными для уголовно-процессуальной отрасли.

Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.

Для принципов права характерны следующие свойства:

  • 1. в концентрированной форме они отражают наиболее важные и прогрессивные стороны экономической, политической, идеологической и нравственной сфер общественной жизни. В известной степени их можно назвать правовыми идеалами, которые в «юридическом сгустке» отражают закономерности развития общества и основные социальные ценности. Они являются связующим звеном между этими закономерностями и действующим правом, отражая его особенности и регулятивные возможности. Необходимо различать принципы права (как самостоятельного явления общественной жизни) и правовые принципы (отражающие своеобразие лишь юридической материи и характерные для различных элементов правовой системы — правотворчества, юридической ответственности и т. д.);
  • 2. прямо или косвенно фиксируются в действующем законодательстве (прежде всего в конституции), зримо предопределяя основное содержание подзаконных актов и юридически значимого поведения людей. Если идея не закреплена в праве, то ее содержанием можно пренебречь, не опасаясь государственного принуждения, она остается лишь элементом правовой идеологии;
  • 3. обладают значительной устойчивостью и системообразующими свойствами. Они обеспечивают структурную самоорганизацию права и являются своеобразной несущей конструкцией, объединяющей все правовые явления в единый непротиворечивый комплекс. Кроме того, будучи своеобразным аккумулятором правовой информации, принципы сосредоточивают в себе опыт правового развития предшествующих поколений и системообразующие связи с иными социальными регуляторами (политикой, моралью, религией и т. д.). Тем самым они способствуют стабилизации и органичному развитию общественной системы в целом;
  • 4. отражают своеобразие национальной правовой системы. В своей совокупности они раскрывают не только природу и сущность права, но показывают и специфику той или иной правовой системы, сформированной в определенной социальной среде, ее отличие от иных правовых систем современности;
  • 5. имеют самостоятельное регулятивное значение. Являются своеобразным руководящим началом для правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, интерпретационной и иной юридически значимой деятельности. В механизме правового воздействия они непосредственно регулируют некоторые общественные отношения. Так, простые граждане недостаточно хорошо информированы о содержании большинства нормативно-правовых актов. Однако их правовое сознание достаточно хорошо усвоило общие начала взаимоотношения людей (справедливость, равноправие). Кроме того, принципы права как реально действующие обобщенные правила поведения используются и правоприменителем при пробелах в действующем законодательстве.

Существует несколько видов принципов права:

  • -общие (общеправовые) принципы -распространяются на право в целом, на все отрасли права:
    • а)принципы законности;
    • б)юридического равенства граждан перед законом;
    • в)гуманизма;
    • г)единства прав и обязанностей;
    • д)социальной справедливости;
    • 1. Демократизм — означает, что нормы права принимаются при участии широких слоев населения:
      • -непосредственно (путем референдума);
    • -через избираемых депутатов в законодательных органах;
    • -опосредованно (при обсуждении законопроектов, когда свое мнение может высказать любой желающий);
  • 2. Социальная справедливость — означает, что все граждане имеют равные правовые возможности для достижения определенных результатов в той или иной сфере деятельности. Вместе с тем в отношении малообеспеченных (больных, пенсионеров, многодетных, сирот и др.) принимаются законы, позволяющие создать им достойный уровень жизни. Данный принцип означает также, что в случае нарушения установленных в обществе правил наступает соответствующая юридическая ответственность;
  • 3. Единство прав и обязанностей — означает, ч то право как единое целое содержит в себе и права, и обязанности. Любое субъективное право может быть реализовано лишь при исполнении соответствующей обязанности другого субъекта правоотношения. Например, право на пенсию означает, что соответствующее должностное лицо службы социального страхования обязано решить данный вопрос по существу. Право на жизнь означает, что государство в лице законодательных и исполнительных органов обязано принимать меры по защите и охране этого важнейшего человеческого блага, и это делается, в частности, посредством деятельности органов внутренних дел;
  • 4. Законность — означает, что реализация права или обязанности основывается на строгом соблюдении установленной процедуры (например, право первоочередника на жилье предполагает предварительное оформление ордера на квартиру и других необходимых документов, а если первоочередник самовольно захватит квартиру, то будет за это отвечать, несмотря на наличие права на жилье; пресечение правонарушения в торговле на рынке без разрешения предполагает наложение административного взыскания, но никак, например, не применение огнестрельного оружия);
  • 5. Гуманизм — означает, что право закрепляет идею человека как высшей ценности, отражает уважительное отношение к человеку вне зависимости от его социального и любого иного положения.

В юридической литературе в качестве самостоятельных обще- правовых принципов выделяются равноправие граждан, сочетание убеждения и принуждения, ответственность за вину, равноправие рас и наций.

Представляется, однако, что все они отражают отдельные аспекты вышеуказанных основных общеотраслевых принципов

  • -отраслевые принципы — исходные положения, которые отражают специфику отношений в той или иной отрасли (принцип свободы расторжения договора в трудовом праве, принцип разделения властей — в конституционном праве и т. д.;
  • -межотраслевые принципы — исходные положения, которые подчеркивают общность и специфику нескольких смежных отраслей права (принцип личной ответственности — в уголовном и административном праве; принцип состязательности — в процессуальных отраслях права и т. л.)- Существование межотраслевых принципов связано с необходимостью внутрисистемного согласования юридических предписаний, предупреждения их дублирования и поддержания гибкости в правовом регулировании. Эти принципы конкретизируют содержание обших принципов права соответственно специфике однородных отношений нескольких родственных отраслей, обеспечивая их внутреннее единство. Так, принцип равенства всех субъектов права перед законом и судом конкретизируется в принципе состязательности процессуальных отраслей права. При этом одни и те же межотраслевые принципы проявляются неодинаково даже в родственных смежных отраслях права, решая специфические задачи отрасли относительно предмета их регулирования. Для этого достаточно сопоставить принцип состязательности в уголовном и гражданском процессе.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

  • -на принцип законности — означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом. Заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы». Иначе говоря, это требование неукоснительного соблюдения законов и основанных на них иных правовых актов;
  • -принцип федерализма — отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;
  • -принцип гуманизма заключается в том, что право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека (ст. 21 Конституции РФ). Однако, на наш взгляд, гуманизм не ограничивается объявлением человека высшей ценностью. Подлинный гуманизм предполагает доброе и бережное отношение не только к человеку, но и к животному миру, окружающей действительности в целом. Без этого не будет и полноценной ответственной личности. Гуманизм — это не только уважительное отношение к отдельному человеку, но и человечеству в целом. Он состоит не только в предоставлении прав, но и в возложении обязанностей. Данный принцип означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;
  • -принцип справедливости имеет особую значимость и «есть постоянная и неизменная воля воздавать каждому по заслугам», причем не только в случае совершения правонарушения и привлечения лица к ответственности, но и в случае правомерного поведения, при назначении награды. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Данный принцип закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;
  • -принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;
  • -принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.

Принципы права.

Под принципами права понимаются основные, исходные, руководящие идеи, выражающие смысл, содержание и со­циальное назначение права. Развитие права можно в каком-то смыс­ле сравнить со строительством небоскреба: сначала возводится сталь­ной или железобетонный каркас, затем пустоты заполняются более легким стеновым материалом.

Принципы — это «стальной каркас» права, руководящие идеи, которые пронизывают все содержание пра­ва. Иногда принципы прямо закрепляются в нормах права (равенство граждан перед законом и судом, гласность судебного разбирательст­ва), иногда они прямо не закрепляются, а выводятся из норм права логическим путем (неразрывная связь прав и обязанностей), но в лю­бом случае они присутствуют в праве и играют в нем очень важную роль.

Значение принципов права в том, что они являются ориенти­рами:

для законодателя: разрабатывая новые нормы права, законодатель должен соблюдать принципы права;

правоприменителя: при отсутствии норм права (пробеле) дело мо­жет решаться, исходя из принципов права;

каждого человека: граждане не всегда знают конкретные нормы, но неплохо ориентируются в принципах права (например, при пере­расчете пенсии ее размер уменьшился: такого не должно быть, по­скольку ст. 55 Конституции РФ не допускает отмену или умаление прав граждан — это принцип права).

Рассмотрим некоторые наиболее важные принципы права.

Формальное равенство считается одним из важнейших признаков права, отличающих его от норм морали. В силу той формальности, что право регулирует лишь внешние отношения между людьми, оно
чаще всего (особенно в частном праве) относится к субъектам права безлично, полагая их равными.

Во многих сферах, где мораль дифференцирует людей в силу их имущественного положения, физических и интеллектуальных спо­собностей, вероисповедания, пола, право стремится сгладить эти раз­личия. Иногда говорят, что право устанавливает равенство возможно­стей, однако это не совсем верно, поскольку право не устанавливает, а лишь провозглашает равенство возможностей. Посредством закреп­ления формального равенства право нивелирует фактическое нера­венство между людьми и в связи с этим препятствует подавлению слабых более сильными.

Принцип формального равенства, распространяющийся на всех граждан вне зависимости от их происхождения, пола, имуществен­ного положения, стал общепризнанным благодаря историческому развитию общества, становлению таких доктрин, как либерализм, социализм и т. д. Всеобщность данного принципа, его распространи­мость на всех субъектов права носит исторический, а не вневремен­ной характер. Существовали правовые системы, отрицавшие все­общность формального равенства. Например, в средневековой Евро­пе члены различных сословий были неравны между собой, даже внутри сословий существовали различные по своему правовому ста­тусу группы. В исторической перспективе не исключено появление идеологий, отрицающих всеобщность принципа формального равен­ства.

Справедливость — один из базовых принципов права. Справедли­вость в общем и целом обозначает «воздаяние равным за равное», т. е. равное возмездие к субъектам, чья тяжесть деяний сходна между собой, а также равную награду за равную доблесть, одинаковую цену за одинаковые по стоимости товары и т. д. Развивая воззрения Ари­стотеля, можно сказать, что справедливость может быть уравниваю­щей («равное для равных»), т. е. как соразмерность обмениваемых благ в частном праве, либо распределяющей («неравное для нерав­ных»), т. е. как справедливость награды для отличившихся.

Многозначность данного термина делает затруднительным ква­лификацию справедливости в качестве правовой категории. Хотя справедливость в правовой сфере рассматривается преимуществен­но как равенство, в сфере морали она обозначает не только равенст­во, но и милосердие. Требования социальной справедливости озна­чают во многом требования социального милосердия, а не только правового, формально равного отношения ко всем людям.

Таким образом, можно определить право как систему общеобяза­тельных, формально определенных норм, обеспеченных принуди­тельной силой со стороны государства и в настоящее время регули­рующих отношения между людьми по принципу формального равен­ства. Право устанавливает правомочия и обязанности субъектов права.

Типы правопонимания. На основе рассмотрения понятия, призна­ков и принципов права можно вернуться к вопросу о том, какое со­держание вкладывает юридическая наука и практика в понятие «пра­во». И вновь приходится констатировать многообразие типов пони­мания права (см. интеллектуальную карту 02-02).

По мнению юридических позитивистов, внутреннюю последова­тельность праву придают формальная непротиворечивость его норм, соответствующих друг другу, последовательность их прину­дительного применения властным аппаратом. Сторонники доктри­ны естественного права видят в праве логическое развертывание изначальной, разумной, справедливой идеи. Социологическая юриспруденция связывает право с наглядностью и убедительностью юридического опыта. Историческая школа права видит универсаль­ное оправдание права в его соответствии духу народа. Среди совре­менных правовых доктрин выделяются те, что в противовес рацио­нализаторским стремлениям упомянутых выше теорий исследуют право как неравновесную систему. К таковым можно отнести шко­лу экономического анализа права, школу критических правовых исследований, феминистскую юриспруденцию, правовую синерге­тику и др.

Становится все более очевидным, что единого, универсального для всех понимания права не существует. В сфере законотворчества, правоприменения и государственного управления под правом пони­маются главным образом юридические нормы. Юридическая наука (в том числе социология права) анализирует связь права с жизнью, стремится охватить, помимо норм, реальные правовые отношения. В сфере юридического образования естественно считать правом не только нормы, но и правосознание — обыденное и профессиональ­ное. Для правозащитной деятельности неизбежна адресация к гума­нистическим идеалам и ценностям, лежащим в основе норм права, представленным в том числе в форме естественных прав и свобод че­ловека и гражданина. Унифицировать все эти подходы в единую, все­охватывающую, обязательную для всех дефиницию права невозмож­но, да и, пожалуй, не нужно.

Функции права. Под функциями права принято понимать основ­ные направления воздействия права на общественную жизнь. В юри­дической науке функции права рассматриваются в различных аспек­тах, в том числе с точки зрения их юридического содержания.

В этом разрезе разграничиваются три функции права (см. интеллектуальную карту 02-03).

Статическая функция заключается в закреплении общественных отношений. Назначение права в этом аспекте — обеспечить стабиль­ность, незыблемость общественных отношений (власти, собственно­сти, правосудия и др.).

Динамическая функция подразумевает развитие общественных от­ношений. Если бы право осуществляло только статическую функ­цию, то оно «законсервировало» бы общественную жизнь. Но в жиз­ни постоянно происходят позитивные изменения, которым право по­могает: совершенствуется государственное управление, появляются новые виды экономической и социально-культурной деятельности, инновационные материалы и технологии и т. д.

Охранительная функция заключается в том, что право активно бо­рется с правонарушениями, противоправным поведением, дезоргани­зующим общественную жизнь, защищает правовые ценности граж­дан, коллективов, государства и общества в целом.

Право и правовая система. С практической и теоретической точек зрения важно отличать право от более широкой категории правовой системы, под которой понимается совокупность всех правовых явле­ний того или иного общества в их единстве и взаимосвязи.

«Правовая система» — предельно широкое понятие, перечислить все без исключения ее элементы вряд ли возможно. Тем не менее можно указать основные элементы правовой системы (см. интеллек­туальную карту 02-04). К их числу относятся следующие.

Юридические нормы. Это нормативный элемент правовой системы (законы, указы, правовые обычаи, традиции, прецеденты). Более подробно они будут рассматриваться ниже, в темах 5 «Формы (источ­ники) права» и 10 «Нормы права».

Правовые институты (учреждения). Нормы создаются и реализу­ются не сами по себе, а посредством деятельности правовых институ­тов (в широком смысле слова — учреждений) — законотворчества, правосудия, третейского суда, надзора и контроля, исправительно- трудовой системы, поручительства и т. д. Институциональная часть правовой системы будет рассматриваться ниже, в темах 7 «Нормо­творчество», 12 «Реализация и применение права», 14 «Юридическая ответственность» и др.

Правоотношения. Право живет лишь постольку, поскольку реали­зуется в правовых отношениях — деятельности государственных орга­нов и должностных лиц, правовой практике судебных, арбитражных, прокурорских и административных органов, правовых процедурах и ритуалах, выборах, голосованиях, самозащите, необходимой обороне и проч. Этот аспект правовой системы будет рассмотрен ниже, в те­ме 11 «Правовые отношения».

Правосознание. Правовое поведение носит сознательный характер, а право является одним из элементов духовной жизни общества. Со­ответственно, в правовую систему включается правосознание — пра­вовая идеология, правовая психология, обыденное правосознание, правосознание чиновников и служащих, профессиональное правосо­знание, правовая культура в целом, правовые легенды, мифы, литера­тура, искусство, кинематограф и т. и.

Все перечисленные и многие другие элементы, взятые в совокуп­ности, образуют правовую ткань общества, которую мы называем правовой системой. Изучением и сравнением различных правовых систем занимается особая юридическая наука — сравнительное пра­воведение, или юридическая компаративистика.

Вопросы для контроля (самоконтроля)

1. Понятие права. Типы правопонимания.

2. Отличие права от иных регуляторов поведения в классовом об­ществе.

3. Признаки права.

4. Системность права.

5. Общеобязательность права.

6. Формальная определенность права.

7. Гарантированность государственным принуждением.

8. Социальное назначение права. Функции права.

9. Принципы права.

10. Понятие правовой системы, ее основные элементы.

11. Нормы права — регулятивно-нормативный компонент право­вой системы.

12. Правовые институты — структурно-организационый компо­нент правовой системы.

13. Правовые отношения — реальные отношения участников об­щественной жизни, регулируемые правом и складывающиеся под воздействием права.

14. Правовое сознание — духовный компонент правовой системы.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Понятие права. Типы правопонимания.

2. Соотношение объективного и субъективного права.

3. Признаки права.

4. Принципы права.

5. Функции права.

6. Правовая система.

Темы письменных работ, рефератов и докладов

1. Понятие и сущность права.

2. Происхождение права.

3. Социальная ценность права.

4. Понятие правовой системы.

5. Право в системе соционормативного регулирования.

6. Юридический позитивизм, его современные интерпретации.

7. Социологическая юриспруденция.

8. Историческая школа права.

9. Право как термин и как понятие. Этимология термина «право».

10. Основные черты психологических теорий права.

Основная литература

Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник для вузов. 4-е изд. М., 2010.

Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. 5-e изд. М.: Норма, 2013. @Znanium.

Дополнительная литература

Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. Мальцев Г. В. Социальные основания права. М.: Норма, 2013.

@Znanium.

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник для ву­зов. М.: Норма, 2012. @Znanium.

Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права: учебник. СПб., 2005.

Честнов И. Л. Постклассическое правопонимание. Краснодар, 2010.

Четвернин В. А. Введение в курс общей теории права и государст­ва: учеб. пособие. М., 2003.

Интеллектуальные карты

Интеллектуальная карта 02-01

Интеллектуальная карта 02-02

Историческая школа права

Юридический

позитивизм

Юснатурализм

Социологическая

юриспруденция

Типы правопонимания

Психологические теории права

Интеллектуальная карта 02-04

Интеллектуальная карта 02-03

Правовые

нормы

Правовые

институты

(учреждения)

17. Функции права.

Функции права:

1. Внутренние функции:

а) защита прав и свобод граждан

б) экономическая функция

в) социальная функция

г) фискальная функция

д) правоохранительная функция

е) экономическая функция

ж) культурная функция

2. Внешние функции:

а) оборонная (широкое толкование – защита территориальной целостности, МО + ФСБ + ФПС + ГТК и т.д.)

б) международное сотрудничество с другими государствами.

в) сотрудничество с международными организациями (ООН, ЕС, СБиР, СНГ и т.д.).

3. В связи с субъектами власти: законодательная, исполнительная и судебная функции права.

4. По времени: постоянные и временные.

5. По отраслям права: уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно правовая функция.

Направления деятельности права:

1. Регулятивная деятельность – связана с правомерным поведением и выполнением юридическим норм. Поощряет, стимулирует, ограничивает такое поведение.

2. Охранительная деятельность – связана с противоправным поведением. Устанавливает меры юридической защиты и юридической ответственности: запрет определенной деятельности, применение санкций и т.д.

18. Право и личность. Права человека и прав гражданина.

Право и личность:

Индивид – конкретная личность, личность – номинальная часть общества, человек – часть живой природы, гражданин – часть государства.

Нас интересует понятие «гражданин» — это лицо которое имеет юридическую принадлежность к определенному государству и подпадает под действие его законов.

Институт гражданства возник в период гражданских буржуазных революций (город – горожанин – государство). До буржуазных революций – поданные (под данью монарха). Было введено Наполеоном, через паспортизацию населения. Через 100 лет, в начале 1 МВ все страны ввели паспорта. В России с 1917 по 1933 г.г. паспортов не было, у колхозников п. не было до 1954 г.

Паспорт в РФ выдается с 14 лет, так как в соответствии с ГК РФ появляется право вступать в сделки.

Гражданство может быть получено:

1. по рождению: право крови (гражданство родителей) и право почвы (территория государства). Процесс установления гражданства по рождению – филиация.

2. в процессе натурализации – по заявлению и решению специальных органов.

3. восстановление в гражданстве – по заявлению и решению специальных органов.

4. оптация – выбор гражданства в случае перехода территории от одного государства к другому (Гонконг – от Великобритании к Китаю).

#G0Экстрадиция(лат. extraditio) — выдача одним государствам другому (иностранному) государству своего#M12291 820000853гражданина#Sили иностранца. Современные конституции, как пр., безоговорочно запрещают выдачу своих#M12291 820000853граждан#Sиностранному государству (напр., Конституция РФ 1993 г. в п.1 ст. 61). Выдача#M12291 820001451иностранных граждан#Sи#M12291 820001845лиц без гражданства#Sдопускается обычно только в случаях, предусмотренных#M12291 820001947международным договором#S, связывающим соответствующее государства. В соответствии с общепризнанными принципами#M12291 820001931международного права#SЭ. не допускается в те государства, где выдаваемому лицу может угрожать смертная казнь или применение пыток. В РФ (согласно п. 2#M12293 0 9004937 1265885411 25827 77 2697438627 2483551691 1904752780 1083367701 317531283ст. 63 Конституции РФ#S) не допускается выдача другому государству лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением.

Согласно УК РФ #M12291 820001451иностранные граждане#Sи#M12291 820001845лица без гражданства#S, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания#M12291 820002048наказания#Sв соответствии с#M12291 820001947международным договором#SРФ (ст. 13 УК РФ).

Апатриды (лишенные Родины)– лица без гражданства. Бипатриды – лица с двойным гражданством (2 и более). Россия допускает двойное гражданство, но законодательство устанавливает ограничения для таких лиц в виде запрета находится на госсслужбе, занимать высшие должности государства. Причины принятия второго гражданства: вступление в брак с иностранцем, этническое или религиозное происхождение, участие в специальной экономической программе, приобретение собственности, служба в вооруженных силах (ЮАР и Франция), особые заслуги перед страной.

Права человека и гражданина:

Права человека – естественные, данные человеку от рождения, конституционно закреплены за всеми людьми.

Прав гражданина принадлежат индивиду только по гражданству.

Различия: человек – каждый, некто, все; гражданин или гражданка – подчеркиваются права по гражданству.

Правовой статус – совокупность общих, юридически закрепленных прав, свобод, и обязанностей. Общеправовой статус – определяется конституцией (определены в главе 2 Конституции РФ): все равны перед законом и судом; мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации; каждый имеет право на жизнь; достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления; каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются; жилище неприкосновенно; каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность; каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними; каждому гарантируется свобода мысли и слова; право частной собственности охраняется законом и т.д.

Различные подходы к пониманию права

Нормативистский подход. Его сторонники (Штаммлер, Новогородцев, Кельзен и др.) определяют право как совокупность охраняемых государством норм. В частности, для концепции Кельзена характерным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Содержание нормативистского подхода к праву определяется во взгляде на действительность через призму принятых государством нормативных актов.

Естественно-правовая теория права. Сторонники этой теории права (Т. Гоббс, Д. Локк, А. Радищев и др.) полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это — право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. Следовательно, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменяемых прав человека) — это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В рамках данной теории разделяются право и закон, т.е. наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения.

Теологическая теория в своем объяснении права опиралась на божественные книги и в первую очередь на Библию. Представители данной теории (Аристотель, Фома Аквинский) полагали, что если естественные права принадлежат человеку от рождения, то они могут иметь и божественное происхождение.

Историческая школа права. Ее представители (Ф. Савиньи, Гуго, Г Пухта и др.) утверждали, что право не создается законодателем, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык. Ученые-правоведы должны уметь схватить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен превратить его в действующее законодательство.

Психологический подход. Представители (Л.И. Петражицкий, Росс, И.М. Рейснер и др.) наряду с нормами в понятие «право» включают и правовое сознание, правовые эмоции людей. Особенно широко психологический подход применялся в первые годы советской власти, когда еще не были выработаны новые законы, и даже в декретах признавалось обращение судей к правовому сознанию при решении дел в интересах пролетарского государства.

Социологический подход. Представители социологической теории права (П. Эрлих, Жени, С.И. Муромцев и др.) полагали, что право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов, т.е. отстаивали взгляды на право как на деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной степени свои правомочия. Правом объявлялась практика государственного строительства.
Марксистский подход. Представители марксисткой теории (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) понимали право как возведенную в закон волю экономически господствующего класса и содержание, выраженное в праве классовой воли, определяли характером материальных производственных отношений, носителями которых выступали классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть.
Интегративный подход к пониманию права исходит из того, что вряд ли в действительности существует вполне совершенное право, и поэтому представители данного подхода, взяв из различных теорий самые рациональные, на их взгляд, стороны, вывели следующее определение: «Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом».

Право и закон.

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Закон — это нормативно-правовой акт, изданный высшим представительным органам государственной власти (законодательными органами) и обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Основные признаки закона:

Закон — это определенный нормативно-правовой акт. В юриспруденции термин закон понимают в широком, смысле, когда под законом подразумевают любую норму права независимо от того содержится в законе или подзаконном акте.

Закон — это такой нормативный акт, который как правило принимается высшими представительными органами государственной власти. Кроме того, закон может приниматься непосредственно народом, населением (очень редко). В некоторых государствах законы могут приниматься и другие государственными органами (например, во Франции — правительством). Круг субъектов, принимающих законы строго ограничен.

Закон — это нормативный акт, который обладает высшей юридической силой. Высшая юридическая сила закона выражается в следующем: ни один акт не должен в принципе противоречить закону. 1) Если подзаконный акт противоречит закону, то действует закон. 2) Ни один подзаконный акт не может вносить изменения в закон. 3) Закон может быть определен только законом.

Законы — это нормативные акты, нормы которых регулируют наиболее важные общественные отношения.

Законы — это нормативные акты, которые принимаются в особом порядке, т.е. процедура применения закона намного сложнее, чем процедура принятия подзаконного акта.

Виды законов. Во-первых, по юридической силе и порядку их принятия подразделяются на конституционные или основные и обыкновенные или не основные. Конституционные обладают наивысшей юридической силой и принимаются квалифицированным большинством (2/3) голосов. К ним относятся: 1) конституции, 2) конституционные законы, дополняющие конституцию. Обыкновенные законы должны соответствовать конституционным законам. Они принимаются простым большинством (50% + 1 голос) голосов.