Роль России в мире

Введение

В последние годы на мировой арене произошли существенные перемены. Нарастающие процессы глобализации, несмотря на свои противоречивые следствия, ведут к более равномерному распределению ресурсов влияния и экономического роста, закладывая объективную основу для многополярной конструкции международных отношений. Продолжается укрепление коллективных и правовых начал в международных отношениях на основе признания неделимости безопасности в современном мире.
Роль страны в составе мирового сообщества государств определяется ее экономическим, научно-техническим, военным, культурным потенциалами. Глубинным основанием международной роли страны является ее геополитическое положение. Геополитическое положение страны связано с особенностями ее расположения на географической карте мира, размером территории, наличием природных ресурсов, климатическими условиями, плодородием и состоянием почв, численностью и плотностью населения, с протяженностью, удобностью и обустроенностью границ.
В мировой политике возросло значение энергетического фактора, в целом доступа к ресурсам. Значительно упрочилось международное положение России. Сильная, более уверенная в себе Россия стала важной составной частью позитивных перемен в мире. В результате постепенно восстанавливаются равновесие и конкурентная среда, которые были утеряны с окончанием «холодной войны». Предметом конкуренции, которая приобретает цивилизационное измерение, становятся ценностные ориентиры и модели развития. При всеобщем признании фундаментального значения демократии и рынка как основ общественного устройства и хозяйственной жизни их реализация принимает различные формы в зависимости от истории, национальных особенностей и уровня социально-экономического развития государств.
Наряду с позитивными изменениями сохраняются и негативные тенденции: расширение конфликтного пространства в мировой политике, выпадение проблематики разоружения и контроля над вооружениями из глобальной повестки дня. Под флагом борьбы с новыми вызовами и угрозами продолжаются попытки создания «однополярного мира», навязывания другим странам своих политических систем и моделей развития при игнорировании исторических, культурных, религиозных и других особенностей развития остального мира, произвольного применения и толкования норм и принципов международного права.
В то же время становится все более очевидным, что существующие международные проблемы не имеют силовых решений. В этих условиях растет востребованность коллективного лидерства ведущих государств, объективно несущих особую ответственность за положение дел в мире.
На основе опыта последних 15 лет укореняется понимание безальтернативности многосторонней дипломатии как основного метода регулирования международных отношений на глобальном и региональном уровнях. В дополнение к объективным создаются субъективные условия для формирования международным сообществом общего видения современной эпохи с ее требованием глобальной солидарности, которое и могло бы составить философскую основу нарождающегося многополярного миропорядка, из реальности которого уже исходит подавляющее большинство государств. Очевидно, что мы подошли к рубежному моменту, когда необходимо задуматься над новой архитектурой глобальной безопасности, основанной на разумном балансе интересов всех субъектов международного общения.

В этих условиях качественно возросли роль и ответственность России в международных делах. Главное достижение последних лет – вновь обретенная внешнеполитическая самостоятельность России. В условиях глобализации успех внутренних преобразований во все большей степени зависит от влияния факторов, находящихся за пределами наших границ. Более того, очевидно, что Россия может существовать в своих нынешних границах только как активная мировая держава, проводящая инициативную политику по всему спектру актуальных международных проблем на основе реалистичной оценки собственных возможностей.
Качественно новая ситуация в международных отношениях создает благоприятные возможности для нашего интеллектуального лидерства на ряде направлений мировой политики. Иными словами, речь идет об активном участии России не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании.
Актуальность проблемы, ее значение для будущего России нашли свое отражение в целом ряде научных исследований на уровне кандидатских и докторских диссертаций, монографий и научных статей: анализ общетеоретических и методологических проблем становления и развития геополитики (Гаджиев К. С., Яковец Ю.В.); формирования новой модели международных отношений (Алексеев И.В., Дугин А.Г.) и т.д.
Таким образом, целью нашей работы будет являться рассмотрение особенности места и роль России в меняющемся современном мире.
Актуальность, степень разработанности проблемы, цель работы позволяют сформулировать следующие задачи:

    Раскрыть основные геополитические характеристики России;
    Проанализировать влияние на место и роль России геополитических противостояний;
    Определить перспективные направления повышения роли Российской Федерации в системе мировых отношений.
    Особенности геополитического положения России и её геополитические интересы

Россия уникальная страна не только в плане политического, экономического, социокультурного устройства. Это также геополитически уникальная страна, наследница великих геополитических устремлений народов и территорий прошлого. Многие политические структуры были поглощены Россией и стали частью геополитических векторов, передали на более высокий уровень свое видение экспансии в направлении внутрь России и вне России. Сложились крупные геополитические зоны влияния там, куда Россия наступала и там, где Россия отступала.
Усугубляющим фактором положения Российской Федерации является то, что она зажата между основными центрами силы и геополитическими центрами мира: Европой, Ближним Востоком и Китаем, что позволяет враждебным силам моделировать и провоцировать конфликты на протяженности всей границы России. Вторжение в Афганистан было реакцией на угрозы разместить там ракеты враждебным лагерем, война в Чечне – попытка экспансии радикального ислама Саудовского образца, поддерживаемая Турцией, основой геополитики которой является пантюркизм – сообщество тюркских народов. Выдвижение территориальных претензий Китаем (в том числе и о. Даманский) и конфликт на этой почве. Однако и польза от такого расположения, хотя и очевидна, не используется правительством России в полной мере. Речь идет об использовании России как дешевого транзитного коридора между всеми этими центрами.
Геополитическое положение России, т. е. положение ее на политической карте по отношению к различным государствам мира, определяется действием ряда факторов внутри страны и за ее пределами. Огромное позитивное воздействие оказывает на него характер преобразований в экономике, во внутренней и внешней политике страны, происходящих в последний период времени. Главные среди них — переход на рыночные отношения и открытость экономики, отказ от политики «холодной войны», военного противостояния США и другим странам НАТО, ликвидация военного присутствия России за рубежом. Эти и другие факторы подняли международный авторитет страны, изменили отношение к ней мирового сообщества.
Из внешних факторов особое значение имеет образование в результате распада СССР на западных и южных рубежах страны новых пограничных государств, получивших название «ближнее зарубежье», статус членов СНГ (за исключением стран Балтии), и созданного в его рамках Экономического и Военно-политического союза. Их образование отдалило от границ нашей страны европейские и ближневосточные страны.
Другой фактор, влияющий на современное геополитическое положение России, — рост экономической мощи и политического веса в мире государств, соседствующих с ней или близкорасположенных к ней на востоке и юго-востоке (Китай, Япония, КНДР, Южная Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины и др.). Именно этот азиатский субрегион играет все более заметную роль в развитии хозяйственных связей с Россией. В современной мировой экономике страны Восточной и Юго-Восточной Азии имеют самые высокие темпы развития (исключение — Япония, уже достигшая очень высокого уровня развития экономики), обладают значительным объемом золотовалютных средств, являются крупнейшими поставщиками на мировой рынок обуви, одежды, текстильных изделий, бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичной и трудоемкой продукции.
Однако узость внутреннего рынка, ограниченность территории, собственной минерально-сырьевой базы, невозможность обеспечить работой быстро растущее население и др., обусловливают большую зависимость стран субрегиона от внешнего рынка. Восточные районы России, огромные по площади, но слабозаселенные, напротив, отличаются мощным природно-ресурсным потенциалом, развитыми отраслями тяжелой индустрии (в т. ч. производством военной техники, цветных металлов, топлива, леса и других видов продукции, конкурентоспособной за рубежом), обширным внутренним рынком с повышенным спросом на продукцию легкой промышленности и наукоемких производств, отсутствием крупных внутренних источников финансирования и др., т. е. являются во всех отношениях как бы дополняющими азиатский субрегион. Это создает предпосылки для развития экономического сотрудничества и политического сближения России со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Экономико-географическое положение России благоприятствует этому.
Ведущее звено хозяйственного комплекса России — промышленность, играет решающую роль в развитии экономики (на ее долю приходится более половины производства валового внутреннего продукта, 24% всех занятых в экономике), техническом вооружении и перевооружении отраслей хозяйства, территориальной организации производительных сил страны.
В 90-х гг.20 в. особенно стало ясно, что Россия должна отстаивать свое геополитическое пространство. Сдав многие экономические и политические позиции в годы «перестройки» и экономических реформ 90-х гг. РФ серьезно подорвала (не без помощи стран- стратегических противников) свои позиции. В условиях неудержимого роста мировых цен на энергоресурсы особую роль приобретает формирование независимой внешней экономической политики государства1.
Образование и существование СНГ продемонстрировало миру, что геополитический авторитет РФ не вырос, а продолжал сокращаться. 21 век показал, что Россия обязана выстраивать новую геополитическую и внешнеэкономическую доктрину с учётом изменившихся политических условий. По итогам аналитических докладов ЦРУ США Россия не имеет права единолично контролировать богатейшие энергозапасы и обязательно должна сократить свои геополитические претензии. Особую роль в этом смысле приобретает сегодня выстраивание взаимовыгодных экономических отношений РФ со станами-соседями (Украиной, Белоруссией, Арменией, Казахстаном) и поиск стратегических союзников и партеров как в политике, так и в экономике.
Страны СНГ являются гарантированным рынком сбыта российской продукции, не только энергоресурсов и сырья, но и высокотехнологичных изделий. Поэтому необходимо определить экономически оправданные пропорции взаимоотношений во внешнеэкономических связях России, которые бы не позволили их ослабить со странами Содружества до опасных пределов.
Целью геополитического и стратегического суверенитета России является то, чтобы не только восстановить утраченные регионы «ближнего зарубежья», не только возобновить союзнические отношения со странами Восточной Европы, но и в том, чтобы включить в новый евразийский стратегический блок государства континентального Запада (в первую очередь, франко-германский блок, который тяготеет к освобождению от опеки НАТО) и континентального Востока (Иран, Индию и Японию).
Несмотря на неблагоприятную демографическую и сложную социально-экономическую ситуацию, Россия продолжает оставаться страной с высоким общеобразовательным и культурным уровнем населения, располагающего мощным научно-техническим потенциалом. Основные составляющие научно-технического потенциала страны — численность научных кадров, уровень развития и характер постановки научно-исследовательской деятельности, материально-техническое обеспечение последней (учебные и научно-исследовательские учреждения, их техническая оснащенность и пр.). По показателям уровня образования Россия занимает одно из ведущих мест в мире: в стране обязательно всеобщее образование, а на каждую тысячу взрослых жителей (в возрасте 16 лет и старше) приходится в среднем более 800 лиц, имеющих образование не ниже неполного среднего, около 300 — общее среднее, более 100 — высшее. Велика численность и высок качественный состав работников, занятых наукой. Общая численность специалистов с высшим образованием, ведущих научные исследования и разработки, превышает 1 млн. человек, среди них высок удельный вес докторов и кандидатов наук.
Важным является и геокультурное измерение Российского государства. Россия – это отдельная цивилизация, сложившаяся на основании православной религии. Наряду с другими цивилизациями: католическо-протестанстской (западной), конфуцианской, мусульманской, синтоистско-японской, католико-латиноамериканской, африканской Россия несет свою геокультурную миссию, которая, согласно религиозной трактовке, должна проявится в полной мере в Последние времена.
Российская культура и российское общество формировалось на формате взаимодействия славянских и тюркских народов. Это сложный синтез с элементами заимствований и трансформаций, а также собственным пониманием культурного кода (именно из-за этого произошла Великая Схизма и разделение церквей на западную и восточную в 15 веке.
Хотя до сих пор нет точного определения цивилизации, а равно и соотношений «цивилизация – религия», «цивилизация – культура» и «цивилизация – этнос», теория Сэмюэля Хантингтона2 о столкновении цивилизаций до сих пор считается актуальной, так как культурологические платформы, как и платформы тектонические постоянно движутся и либо накладываются друг на друга, создавая разломы, либо расползаются в стороны, создавая разломы и культурологический вакуум. Этот вакуум и наложения происходят в зоне лимитрофа, откуда и культурное измерение нестабильности. Страны лимитрофа находятся по всему периметру Российской федерации кроме тех мест, где она является геополитически законченной, а также между Россией и Китаем, где решены все территориальные споры. А значит конфликты на религиозной, этнической, политической, социальной почве происходят по периметру России, создавая угрозу национальной безопасности.

    Общая характеристика роли России в современном мире

Распад великой ядерной державы СССР коренным образом изменил положение в мире. Перед многими государствами, в том числе и перед Россией встала проблема определения новых задач внешнеполитической деятельности. Россия, будучи правопреемницей СССР, взяла на себя ответственность за выполнение заключенных им международных соглашений, в том числе и за выплату советских долгов, с которыми успешно рассчиталась, стала членом Совета Безопасности ООН.
На современную внешнеполитическую ситуацию России оказывают сильное влияние не только заслуги дипломатов и политиков в русле международных отношений, но внутриполитическая и экономическая обстановка в нашем государстве. Ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Среди наиболее серьезных угроз национальной безопасности, хотелось бы выделить такие как внешние международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма, давление со стороны США, так и внутренние социальные проблемы, научно-техническое отставание, коррупция, кризис.
В настоящее время целью внешней политики России является установление стратегического партнерства с ведущими азиатскими державами и государствами СНГ. А на так называемом «западном» направлении ведется работа по установлению стратегического партнерства с США и стратегическому сближению с Европой. Политика стала более сбалансированной в отношении Запада и Востока, а внешнеполитическая деятельность стала более соответствовать национальным интересам страны. Хотя на западе бытует мнение о том, что российская внешняя политика стала все больше приобретать черты конфронтационности по отношению к Западу, то российские эксперты с такой точкой зрения не соглашаются. Большинство из них считает, что внешнеполитический курс России, несмотря на произошедшие изменения, остается достаточно сбалансированным и не является излишне жестким в отношении Запада3.
Несмотря на то, что среди угроз национальной безопасности в первую очередь выделяется возрастание напряженности в отношениях с США и западным сообществом, тем не менее, возможность возвращения к состоянию холодной войны в основном представляется не слишком вероятной. Дело в том, что при всех сложностях взаимных отношений между Россией и Западом, особенно с США, уже пройден большой путь не только политического, но и культурного взаимодействия: западная массовая культура стала обыденной в России, многократно возросли образовательные, туристические контакты и т.д.
В настоящее время большинство россиян, не верят в вероятность жесткого противостояния России и США, поскольку данная конфронтация принесет больше отрицательного, чем положительного. Общую обстановку накаляет процесс расширения НАТО и желание многих стран бывшего соцлагеря, в том числе и стран СНГ, вступить в Североатлантический Союз. И хотя вероятность вступления различных стран оценивается по разному, процесс расширения западных структур на основе НАТО представляется неизбежным. Причем, по сравнению с процессом создания Европы без границ, он, по мнению специалистов, будет более широким. Оценки, касающиеся участия стран СНГ, Балтии, Восточной Европы в НАТО, в целом значительно превышают оценку их сближения с Россией. Кто больше всего проигрывает от такого расширения? Понятное дело – Россия. Порою складывается впечатление, что в НАТО берут всех и вся, поближе бы только к Российской границе. Согласно концепции внешней политики, утвержденной В. В. Путиным в июне 2000 г., российская дипломатия продолжает рассматривать отношения с ближайшими соседями по СНГ как имеющие особое значение. Начавшаяся стабилизация положения в стране дает основание для определенного оптимизма в оценке перспектив укрепления Содружества.
Большую роль в укреплении роли и места России в мире сыграл В.В. Путин. С избранием Президентом В.В. Путина отношения со странами Запада стали более ясными, открытыми, динамичными и гибкими. Российская дипломатия предприняла новые шаги по преодолению последствий «холодной войны». Россия в одностороннем порядке ликвидировала военные базы на Кубе и во Вьетнаме, утратившие былое стратегическое значение. С США были согласованы дальнейшие меры по сокращению ядерных арсеналов. Между США и Россией был заключен Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Он рассчитан на длительный срок и предполагает, что к 2012 г. у каждой из сторон останется не более 2200 стратегических ядерных боеприпасов. Путин принял стратегическое решение и изменил внешнеполитический курс России, направив его на сближение с США и Западом в целом.
По мнению исследователей, внешнеполитическая деятельность Путина характеризовалась энергичностью и прагматизмом, позволила укрепить международные позиции России и завоевать благосклонность Запада: в частности, уменьшился объем критики в адрес российских действий в Чечне. Тем не менее, именно Чечня оставалась основным поводом для критики России из-за рубежа. Кроме того, западные политики и СМИ упрекали российского президента в «сворачивании демократии»4.
Важным шагом внешнеполитической деятельности России является ее председательство в «Группе восьми», которое позитивно скажется на международном статусе России и обеспечит новый вклад и преемственность в работе «восьмерки». Рассмотренные на санкт-петербургском саммите вопросы международной энергетической безопасности, борьбы с инфекционными заболеваниями и проблемы образования значительно укрепят позиции Россия в глобальной экономике. Все они являются приоритетными для России, которая сегодня ставит масштабные задачи по экономической модернизации, развитию человеческого капитала, укреплению своих позиций в мировой финансово-экономической системе5.
Глобальной энергетическая безопасность, заявленная Россией, как крупнейшего экспортера газа и нефти, рассматривается не только как своя собственная, внутригосударственная, но и как общая проблема надежного обеспечения стран и населения планеты энергоресурсами, как проблема всего мирового сообщества. Такой подход позволит существенно увеличить позитивный капитал, накопленный Россией на международной арене в последние годы.

    Актуальные проблемы российской геополитики

Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.
Одна из слабостей кроется в демографии. России принадлежит обширнейшая территория, на которой проживает всего 140 млн. человек. Все большую часть населения составляют мусульманские меньшинства, уровень рождаемости у которых выше, чем у этнических русских. При этом население страны в целом каждые 10 лет будет, как ожидается, уменьшаться на 10 млн.
Богатая ресурсами, но малонаселенная Сибирь граничит с бедным ресурсами, но перенаселенным Китаем, мощь которого постоянно растет. Если центральноазиатские республики окажутся отрезанными от Запада, они с большой долей вероятности переориентируются на Китай, чтобы не стать полностью зависимыми от России6.
Постсоветская Россия получила ряд проблем: от неопределенности границ нового государства и необходимости строить отношения с бывшими союзными республиками до углубления процессов регионализации и нарастания угрозы распада Российской Федерации.
В этих условиях перед российской интеллектуальной и политической элитой встал ряд задач, а именно: осмыслить происходящие процессы кризисного переустройства общества, выявить их причины и указать пути преодоления; определить новое содержание российской государственности и, исходя из этого, сформулировать те национальные интересы страны, которые в наибольшей степени соответствовали бы современным реалиям; обозначить основные принципы и направления внешней политики России, определив тем самым новое положение страны на мировой арене.
Новые геополитические реалии сложились на западных границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном — Новороссийский и Туапсинский.
Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается приоритетной в области внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России.
Существует точка зрения, согласно которой на западных рубежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирующий все транспортные выходы на Запад и превращающий Калининградскую область в оторванный от основной российской территории эксклав.
Другая точка зрения в менее драматизированной форме представляет, что ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас — только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону стабильности между Россией и НАТО7.
В нынешних сложных условиях реализовать свои стратегические интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на «геополитический императив», реанимируя свои прошлые имперские амбиции, а на свой экономический потенциал.
Если иметь в виду восточное направление, то российские позиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в лидирующие страны: вместе с Японией делит 2-3 места в мире, прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится на второе место, за ним будут следовать Япония, Индия и Индонезия.
И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической политики. Россия на протяжении всей своей истории всегда была серьезным геополитическим субъектом. Она и сегодня является страной с самой большой в мире территорией, которая расположилась на двух континентах.
Скорее всего, Россию ожидают еще несколько лет стагнации, с некоторыми анклавными преобразованиями, но и с возможными откатами и провалами. Стагнация Россию ждет не только в экономике, но и в политике, в правовой и нравственной сферах. Еще не выкристаллизовалась национально-государственная идеология Российского государства, не расставлены акценты в национально-государственных интересах, не очерчены приоритеты в обеспечении национальной безопасности России. Нынешние российские элиты не оправдывают пока своего высокого предназначения ни в профессиональном, ни в моральном отношении. А господствующая сегодня идеология «Большого Хапка» мало подходит для того, чтобы быть путеводной звездой России и россиян в XXI век. Россия пока так и не стала, несмотря на все свои попытки понравиться, встроиться в общий ряд полноправным и уважаемым, тем более интегрированным членом мирового сообщества.
В условиях, когда Россия не является сверхдержавой и ей не нужно цепляться за статус сверхдержавы, то есть Россия располагает достаточно ограниченным, но четко выверенным и осознанным набором национальных интересов, когда мир действительно по многим параметрам становится многополюсным и появились новые возможности геополитического маневра — шансы у России дать вразумительные ответы на многие вызовы серьезно возросли.
Сегодня мир переживает именно переходный период в развитии глобальной геополитической макроструктуры. И его «истины» могут быть отнюдь не идентичны тем правилам, по которым предстоит играть на международной арене в первой половине XXI века. Да, уход от ошибочных или отживших свое представлений биполярного мира необходим, но нельзя просто экстраполировать тенденции переходного периода, при всей их неустойчивости, противоречивости, на процессы будущего. Возникают подозрения, что мировое сообщество просто не знает, чего хочет, не видит реальных контуров будущего. Здесь и явные ошибки с расширением НАТО вместо нового Плана Маршалла, стремление разворошить балканский «муравейник», попытка принизить роль России в организации постсоветского пространства и многое другое.
и т.д……………..

Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики. Актуальные вопросы развития Вооруженных сил Российской Федерации

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики. Актуальные вопросы развития Вооруженных сил Российской Федерации

1. Военная подготовка России в условиях изменения геополитической ситуации в мире

военный россия геополитический безопасность

Европейский союзом, их ведущими союзниками в мире (Канада, Австралия и др.) непосредственно, а также по линии ООН и других международных организация (Совет Европы и др.) в политической, военной, экономической и других областях.

За последний год в мире произошли кардинальные изменения. Они обусловлены, прежде всего нарастанием конкуренции различных мировых «центров силы» между собой в военно-политической, экономической, информационной сферах. Среди областей, где развернулось такое соперничество между Россией и США, можно отметить околоземное космическое пространство, Арктический регион и территорию Украины.

Известно, что экстерриториальность околоземного космического пространства позволяет осуществлять полет космического аппарата над территорией различных государств в мирное время и в ходе ведения военных действий. Практически каждое космическое средство может оказаться над зоной любого конфликта и быть в нем использовано. При наличии группировки космических аппаратов они могут контролировать любую точку земного шара постоянно. Это позволяет отслеживать наличие и перемещение ресурсов противника и делает бесполезным средства маскировки, эффективные против воздушной разведки. По экспертной оценке, космические ударные системы могут быть перемещены со стационарной орбиты в точки нанесения удара по объектам, расположенным на поверхности Земли, за 8 — 15 минут. Это сопоставимо с подлетным временем баллистических ракет подводных лодок, наносящих удар из акватории Северной Атлантики по центральному региону России.

Так, в целях создания оперативной развертываемой системы космической связи и разведки над заданным районом земной поверхности США 2 апреля 2014 года завершили 470-суточные летно-космические испытания беспилотного воздушно-космического самолета Boing X-37B, который может применяться для разных целей, в том числе инспектирования и нарушения функционирования других космических аппаратов.

Ускоренным темпами США наращивает свою группировку космических аппаратов, совершенствуя ее качественные параметры. В частности, запускаются новые космические аппараты глобальной навигационной системы GPS повышенной помехозащищенности, аппараты для детально исследования магнитного поля и погоды Земли, отрабатывается технология применения «созвездия» (группировки) малоразмерных космических аппаратов дистанционного зондирования для сосредоточения возможностей управления (разведки, наблюдения, обеспечения связи и др.) в заданном регионе земного шара. Завершается подготовка к первому тестовому полету перспективного космического аппарата НАСА «Орион», на котором после завершения эксплуатации Международной космической станции астронавты США будут продолжать освоение ключевых областей космического пространства за пределами «ближнего космоса»: высокоэллиптических околоземных орбит, на которых функционируют спутники систем предупреждения о ракетном нападении, глобальной навигации и связи, а также точек Лагранжа системы Земля — Луна (областей, находясь в которых космический аппарат сохраняет свое положение неизменным относительно этих небесных тел). Создание США космических систем, предназначенных для вывода и длительного пребывания в данных областях космического пространств, разработка ими технологий по захвату и буксировке астероидов на заданную окололунную орбиту являются с военной точки зрения не чем иным, как оперативным оборудованием космического театра военных действий и подготовкой к освоению нового вида нетрадиционного оружия.

Эти действия заставляют Россию наращивать свои возможности по освоению и использованию, прежде всего околоземного космического пространства. Одним из приоритетных направлений политики России является обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космосе в интересах обороны и безопасности. В этих целях совершенствуется наземная космическая инфраструктура, в частности, стартовые и технические площадки космодрома Плесецк, на которых будет осуществляться отработка ракет-носителей нового поколения (типа «Союз-2»), а также принципиально нового космического ракетного комплекса «Ангара». Кроме того, продолжится формирование и поддержание необходимого состава орбитальных группировок космических средств, обеспечивающих предоставление в требуемом объеме и надлежащего качества услуг в интересах обороны и безопасности страны. В рамках данного направления предусмотрено совершенствование отечественной навигационной системы двойного назначения ГЛОНАСС. В условиях, когда состав орбитальной группировки спутников доведен до штатного состава, предусмотрено увеличение точности позиционирования объектов с использованием данных от системы ГЛОНАСС. В частности, уже в 2014 году точность ГЛОНАСС на территории нашей страны может стать меньше одного метра, после того как начнет работать в полном объеме система коррекции навигационного сигнала «Луч». А к 2020 году точность определения координат с помощью данной системы должна достичь 0,6 м.

Что касается Арктики, то сегодня этот регион мира стал территорией, где сталкиваются геополитические интересы многих развитых и развивающихся стран, включая Россию, США и Китай. Противоречия между различными (в первую очередь практическими) государствами в Арктике могут привести к росту международной напряженности в целом и вероятности возникновения носящих локальный характер международных конфликтов в частности.

Причин обострения геополитической борьбы в Арктике в настоящее время несколько. Главные из них — существующий юридически неопределенный статус национальных границ в регионе, находящиеся в его недрах ресурсы, а также стратегическое значение транспортных артерий арктического региона. Важность ресурсов Арктики для нашей страны и мировой экономики подтверждается следующими цифрами: запасы нефти и углеводородного сырья материковой части России составляют примерно 6% от общемировых, в то же время в Арктике сосредоточено 58% аналогичных запасов мировых шельфов. Россия уже активно реализует планы освоения арктики. Ожидается, что добыча нефти на Арктическом шельфе Российской Федерации к 2030 г. Достигнет 66,2 млн т, добыча газа — 230 млрд куб.м.

Кроме того, через Арктику проходят два трансокеанских морских маршрута — Северный морской путь (арктическая зона России) и Северо-Западный проход (арктическая зона Канады), соединяющие Атлантический и Тихий океаны. В настоящее время Северный морской путь можно использовать лишь в течение трех-четырех месяцев в год, хотя путь по обоим этим маршрутам на 6000-9000 км короче, чем через Панамский и Суэцкий каналы. Именно этим объясняется интерес к имеющим стратегическое значение северным морским путям (проходам) со стороны значительной группы стран — прежде всего США, исповедующих доктрину «свободы морей», а также со стороны Норвегии и Канады.

В настоящее время в отношениях приарктических государств все более остро начинают проявляться проблемы, связанные с разграничением арктических территорий. В соответствии с нормами международного права протяженность континентального шельфа государств, имеющих морские границы, составляет 200 морских миль от побережья (т.н. экономическая зона). В то же время Конвенция ООН по морскому праву предусматривает возможность того, что в случае если какая-либо страна сможет доказать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением ее континентальной платформы, данная часть арктического шельфа будет признана ее собственностью.

В настоящее время претензии на ресурсы арктического шельфа наряду с Россией предъявляют США, Канада, Норвегия и Дания и другие страны. Большая часть претендентов на арктические ресурсы входит в военный блок НАТО, поэтому и свое присутствие в Арктике они подтверждают через демонстрацию военной силы. Кроме того, НАТО регулярно демонстрирует свое присутствие в арктическом бассейне, военные самолеты и корабли блока патрулируют районы, на которые они претендуют они претендуют. О формировании в Арктике военной угрозы России свидетельствуют так же планы по созданию арктического НАТО, ускоренная разработка и введение в строй странами НАТО арктических вариантов военной и морской техникт, проведение учений сил авиации, флота, спецназа в приарктических регионах. В декабре 2013 года стало известно, что премьер-министр Канады распорядился включить Северный полюс в направленную ООН заявку на расширение границ арктического шельфа страны.

Стремясь упрочить свое геополитическое положение в этом регионе, в 2001 году Россия подала общую заявку в Комиссию ООН по внешним границам континентального шельфа в Арктической части на признание континентального шельфа российской территорией: она касалась как Охотского моря, так и Арктической части ( позднее заявка была разделена на две, и первая из частных заявок подана в 2013 году). Так, если будет доказано, что подводные арктические хребты Ломоносова и Менделеева, тянущиеся к Гренландии, являются геологическим продолжением ее континентального шельфа, то Российская Федерация сможет получить право на разведку и добычу углеводородных ресурсов в Артике на дополнительных 1,2 миллиона квадратных километрах площади.

Экспедиция «Арктика-2007» в район Северного полюса, поход туда же в 2010 г. Исследовательского судна «Академик Федоров» и атомного ледокола «Ямал» вызвали негативную реакцию на Западе. Одной из основных задач российских экспедиций в Арктику 2007-2014 гг. как раз и являлся сбор материалов для обоснования права России.

Размещено на Allbest.ru

Россия в современном мире

Место в России в современном мире определяется действием множества факторов, при этом необходимо учитывать как обстоятельства чисто внутреннего плана, так и условия, влияющие на развитие российского общества извне. Учет и первых, и вторых оказывается важен для уяснения того, где и в какой точке социальных изменений мы находимся; каким образом общемировые тенденции проявляют себя применительно к отечественной специфике.

Выделение внешних факторов, влияющих на развитие нашего общества, существенно, поскольку за последние десятилетия Россия гораздо более, нежели прежде, оказалась интегрирована в систему межгосударственных и международных отношений. С точки зрения развития межгосударственных связей немаловажно то, что с 2001 г. наша страна является полноправным участником «Большой восьмерки» (G8), объединяющей глав государств и правительств наиболее развитых и политически влиятельных стран мира. 22 августа 2012 г. состоялось принятие России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Россия также является полноправным членом Совета Европы (1996). Признанием вклада России в развитие международных связей стало проведение 2–8 сентября 2012 г. саммита АТЭС во Владивостоке.

Важным шагом на пути развития торгово-экономической интеграции Белоруссии, России и Казахстана стало образование в июле 2010 г. организации «Таможенный союз в рамка Евразийского экономического сообщества». По инициативе и при участии нашей страны были созданы Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и объединение БРИК (Бразилия – Россия – Индия – Китай), саммиты которых прошли в июне 2009 г. в Екатеринбурге.

К постоянным факторам, определяющим роль России как члена мирового сообщества, следует отнести:

  • 1) второй по величине после Соединенных Штатов ядерный потенциал, а также наличие средств доставки ядерного оружия;
  • 2) самую большую по площади и протяженности территорию, которая сказывается на положении нашего государства как евроазиатской державы;
  • 3) большие запасы природного сырья, в силу чего Россия продолжает оставаться одним из крупнейших поставщиков сырой нефти и газа.

Наличие указанных постоянных параметров позволяет интерпретировать российскую ситуацию в терминах концепции глобализации И. Валлерстайна. По его мнению, по мере усиления процессов глобализации происходит формирование экономически и политически господствующих регионов, с одной стороны, и экономически зависимой от центра периферии – с другой. Сообщества, относящиеся к центру системы, характеризует высокий уровень развития технологий, а также соответствующий уровень развития социальной сферы и политической демократии. Страны периферии, напротив, специализируются преимущественно на поставках сырья и объективно находятся в зависимости от цен, определяемых центром. Очевидно, что Россия не может быть в полной мере отнесена ни к одной из указанных групп, однако к ней вполне применим термин Валлерстайна «полупериферия». Как представляется, он наиболее точно отражает сохраняющуюся переходность состояния современного российского общества, сочетающего в себе:

  • а) черты высокотехнологического развития в отдельных сферах производства (космонавтика, ядерная энергетика, производство вооружений);
  • б) высокую степень изношенности производственных фондов, в основном созданных еще в советское время, и отсутствие развитой транспортной инфраструктуры;
  • в) высокую степень зависимости экономики от мировых цен на экспортируемые нашей страной энергоносители.

Все это позволяет отнести наше общество к странам полупериферии (например, Бразилия, Индия), сочетающим в своем развитии черты как первой, так и второй группы. Показательно, что в документах Киотского протокола (1998) Россия отнесена к странам с развивающейся экономикой.

Определяющую роль для двух последних десятилетий в развитии российского общества сыграли экономические реформы правительства E. Т. Гайдара (1992) и принятие 12 декабря 1993 г. нового Основного Закона – Конституции Российской Федерации. Реформы Гайдара открыли путь для развития рыночных отношений в нашей стране, вхождения ее экономики в международную систему разделения труда. В Основном Законе нашли конституционное закрепление демократические завоевания, федеративные основы государственного устройства, основные права и свободы российских граждан. Следует отметить, что два вышеуказанных фактора создавали именно предпосылки, которые при благоприятных условиях способствовали бы развитию свободной высокотехнологичной и конкурентоспособной экономики, последовательному разделению ветвей государственной власти, формированию гражданского общества и развитию социальной активности россиян. Другой вопрос, почему это не произошло. Можно констатировать, что наряду с прочими условиями на процессы развития российского общества негативным образом повлияли первая (1994–1996) и вторая (1999–2000) контртеррористические операции на территории Чеченской Республики, финансовый дефолт (август 1998 г.), военный конфликт на территории Грузии (август 2008 г.). Экономический кризис 2008–2010 гг. показал высокую степень вовлеченности экономики России в мировую систему хозяйственных связей.

Спад спроса на сырьевые ресурсы, составляющие значительную долю экспорта нашей страны, остро поставил традиционные вопросы о путях интеграции российской экономики в систему международного разделения труда. Не менее важной выглядит и проблема определения приоритетов внутреннего развития. Этому было посвящено послание Президента РФ В. В. Путина, с которым он 12 декабря 2012 г. выступил перед Федеральным собранием РФ.

В своем выступлении Президент РФ поставил три взаимосвязанные задачи, от решения которых в значительной степени зависит будущее российского общества и государства.

Первая задача, сформулированная в послании, касается места современной России в международном сообществе. Речь идет о комплексе факторов, которые будут влиять на мировое развитие в долгосрочной перспективе:

  • – глобальное развитие становится все более неравномерным, проявляясь прежде всего в разнице темпов экономического роста и качестве жизни, которое само по себе оказывается важным условием продвижения вперед;
  • – складываются условия для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера как на локальном, так и глобальном уровне;
  • – ужесточается конкуренция за ресурсы, включая не только природный, но и человеческий компонент, за знания и интеллект;
  • – в условиях постоянного роста потребления, расширения жизненных и культурных возможностей остро ощущается необходимость выхода на новый уровень технологического развития.

От того, насколько успешно удастся решить проблемы, накопившиеся в предшествующий период в сфере экономики и развития, зависит будущее страны, ее способность сохранить влияние на мировой арене, защитить собственный суверенитет, сберечь свою национальную идентичность. Задача сложная, учитывая те результаты, с которыми государство и общество вступило во второе десятилетие XXI века.

По итогам 2012 г. доля России в мировом ВВП составила 4,1%.

В Рейтинге глобального благосостояния (Legatum Institutes Prosperity Index), учитывающего конкурентоспособность экономики, развитие здравоохранения и состояние окружающей среды, семейные и религиозные ценности (всего 44 показателя), наша страна занимает 66-ю позицию. По мнению экспертов, ключевыми проблемами для развития бизнеса в России продолжают оставаться коррупция и неэффективность госаппарата, а также высокие налоговые ставки. По результатам Индекса экономической свободы, ежегодного рассчитываемого американским исследовательским центром «Фонд Наследие» (Heritage Foundation) и экспертами журнала Wall Street Journal, Россия среди 179 стран, которые оценивались по параметрам, включающим свободу от давления правительства, финансовую свободу, права собственности и свободу от коррупции, заняла в 2013 г. 139-е место. При этом она даже поднялась в рейтинге, продолжая, впрочем, оставаться среди стран с экономикой «главным образом несвободной».

Вторая задача, сформулированная в послании Президента РФ, лежит в сфере социальной политики, поскольку именно она определяет всю систему жизнеустройства общества, затрагивает коренные интересы людей. Здесь на повестке дня стоят проблемы, частью унаследованные из прошлого, а также принципиально новые, отвечающие на запросы времени.

Во-первых, речь идет о необходимости выработки последовательной политики государства, направленной на увеличение рождаемости и снижение смертности, рост продолжительности жизни россиян. В 90-е гг. прошлого века в условиях социальных катаклизмов продолжительность жизни в нашей стране заметно упала, и лишь начиная с 2003 г. ситуация начала меняться к лучшему. На начало 2012 г. она превысила уровень 70 лет, при этом продолжительность жизни мужчин и женщин составила 64,3 и 76,1 лет соответственно. В 2012 г. также впервые был зафиксирован естественный прирост населения, тогда как в целом за период 1991–2011 гг. численность населения России сократилась с 148,3 до 142 млн человек. В то же время все еще продолжает оставаться высоким уровень смертности среди мужчин среднего возраста. Россию от других стран отличает структура смертности, включая ранний уход из жизни в связи с болезнями системы кровообращения, а также внешних причин – ДТП, травмы, отравления, убийства и самоубийства.

Во-вторых, требуется выработка системы мер, направленных на оказание помощи семье, улучшение условий для рождения и воспитания детей, создание благоприятной ситуации для появления в семье второго и третьего ребенка, дальнейшее развитие и улучшение системы дошкольных учреждений. Необходимы меры, позволяющие женщине не опасаться, что рождение второго и последующих детей закроет ей путь к карьере и хорошей работе.

В-третьих, необходимо кардинальное улучшение системы здравоохранения, осуществление мер по внедрению стандартов здорового образа жизни, новых форм спортивной работы среди детей. Необходимо, чтобы занятия физической культурой и спортом стали делом престижа в первую очередь для молодых людей, студентов, могли бы служить в качестве дополнительного социального лифта.

В-четвертых, интенсификация мер, направленных на решение жилищной проблемы, обеспечение жильем, прежде всего молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, педагогов, представителей науки. Особая задача – это предоставление жилья военнослужащим и ветеранам.

Третья, не уступающая по значимости двум другим, задача связана с развитием институтов гражданского общества в России, обеспечением и защитой гражданских прав, углублением демократии, повышением эффективности государственного управления, противодействием коррупции.

Кажущаяся противоположность, а временами и конфликтность отношений общества и государства, на деле предполагает необходимость выстраивания динамичной системы учета различных мнений и интересов, каналов и механизмов легитимации проводимых решений. К числу наиболее значимых направлений развития в рассматриваемой сфере в послании Президента РФ отнесены:

  • – идущий снизу, от самого́ общества запрос на расширение возможностей проявления гражданской активности и ответственности за все происходящее в стране, обществе, государстве, растущее в связи с этим разнообразие форм социальной солидарности и взаимной поддержки;
  • – большая открытость власти для граждан и диалога с ними, ее способность быть понятной и аргументированной в своих решениях, прислушиваться и адекватно своевременно реагировать на общественное мнение. Назрела потребность в соответствующем юридическом закреплении права народной законодательной инициативы, с тем чтобы идея, получившая гражданскую поддержку, в том числе в сети Интернет, была бы обязательна к рассмотрению парламентом страны;
  • – возможность осуществления эффективного и постоянного общественного контроля за решениями, принимаемыми властью, оценки результатов ее работы. Необходимо уделять больше внимания развитию форм прямой демократии, непосредственного народовластия. Активное гражданское участие и эффективный общественный контроль как необходимое условие действенной борьбы с коррупцией;
  • – осуществление реформ в важнейших сферах жизни общества (здравоохранение, образование, наука, культура) должно осуществляться при обязательном учете мнения профессиональных сообществ, занятых в соответствующих областях деятельности, и публичного общественного мониторинга. Профессиональные сообщества медицинских работников, педагогов, ученых, работников культуры как представители дееспособного и активного гражданского общества получат дополнительные стимулы своего развития.

Как показывает российский опыт, технический прорыв не может быть осуществлен сам по себе, в отрыве от всеобъемлющих социальных реформ. Впечатляющий индустриальный рывок, который совершила Россия во время царствования Александра II и последующие годы, стал возможен благодаря осуществлению глубоких институциональных реформ, преобразивших социальную структуру общества и правовую систему российского государства (освобождение крестьян от крепостной зависимости, военная, земская, судебная и иные реформы).

Завершая вопрос о перспективах проведения социальных реформ в современной России, следует отметить, что ее успешность во многом будет зависеть от способности самой власти измениться согласно велениям времени.

Россия в современном мире

Анализ современного положения России в мировой экономике показал, что распад Советского Союза и хаотичные экономические преобразования последних лет оказали существенное, преимущественно негативное, влияние на положении страны в различных сферах мирового хозяйства.

Прежде всего, наиболее заметно снижение основных макроэкономических показателей, по многим из которых, Россия уступает не только промышленно развитым странам и большинству новых индустриальных стран, но и отдельным развивающимся государствам и некоторым странам с переходной экономикой.

С начала 90-х годов прослеживается устойчивая тенденция к снижению стоимости Валового внутреннего продукта (ВВП), который по данным Госкомстата, исчисленный в соответствии с новой концепцией национальных счетов, в период с 1990 по 2000 гг. сократился больше чем наполовину.

Для сравнения, за годы первой мировой войны (1914-1917) ВВП России сократился на четверть, во время гражданской войны (1918-1922) на 23%, за годы второй мировой войны (1941-1945) на 21%.*

Наряду с резким снижением макроэкономических показателей наблюдается падение рейтинга России среди других государств мира по многим важнейшим социально-экономическим параметрам.

В частности, не может не тревожить низкое место России по таким показателям, как:

— уровень дохода на душу населения;

— удельный вес расходов государства на образование, здравоохранение, науку, культуру, защиту окружающей среды;

— растущий уровень безработицы;

— количество людей, живущих за чертой бедности;

— низкий уровень рождаемости;

— высокий уровень смертности и самоубийств и др.

На основе этих параметров формируются такие синтетические показатели, как индекс человеческого развития, индекс качества жизни и индекс здоровья нации, по которым рейтинг России среди других государств мира также достаточно низок и пока сохраняет тенденцию к дальнейшему снижению.

Россия в сравнении с другими странами мира занимает достаточно низкие места по показателям, характеризирующих уровень развития рыночной инфраструктуры и рыночных институтов, в том числе:

— степень экономической свободы;

— уровень развития рыночных институтов;

— роль финансовой системы в экономическом развитии;

— уровень компьютеризации общества;

— уровень развития средств связи и телекоммуникаций;

— индекс влияния непрозрачности на эффективность экономики;

— индекс экологической устойчивости и др.

С другой стороны, Россия занимает не престижно высокие места в рейтинге стран по показателям, влияющим общий инвестиционный климат страны и в конечном итоге на мировой имидж страны. К таким показателям можно отнести следующие:

— уровень внешней задолженности;

— степень политического и финансового риска для иностранных капиталовложений;

— степень бюрократизации общества:

— коррумпированность государственного аппарата;

— уровень преступности и др.

Роль и место России в современном мире

Как и можно было ожидать, на вопрос: «Куда идет Россия и что есть Россия?» — возникает множество ответов. Большая протяженность России в Евразии давно способствовала тому, чтобы элита мыслила геополитически. Первый министр иностранных дел постимперской и посткоммунистической России Андрей Козырев вновь подтвердил этот образ мышления в одной из своих первых попыток определить, как новая Россия должна вести себя на международной арене. Меньше чем через месяц после распада Советского Союза он заметил: «Отказавшись от мессианства, мы взяли курс на прагматизм… мы быстро пришли к пониманию, что геополитика… заменяет идеологию».

Вообще говоря, как реакция на крушение Советского Союза возникли три общих и частично перекрывающихся геостратегических варианта, каждый из которых в конечном счете связан с озабоченностью России своим статусом по сравнению с Америкой и содержит некоторые внутренние варианты. Эти несколько направлений мысли могут быть классифицированы следующим образом:

1. Приоритет «зрелого стратегического партнерства» с Америкой, что для некоторых приверженцев этой идеи являлось на самом деле термином, под которым зашифрован глобальный кондоминиум.

2. Акцент на «ближнее зарубежье» как на объект основного интереса России, при этом одни отстаивают некую модель экономической интеграции при доминировании Москвы, а другие также рассчитывают на возможную реставрацию некоторого имперского контроля с созданием таким образом державы, более способной уравновесить Америку и Европу.

3. Контральянс, предполагающий создание чего-то вроде евразийской антиамериканской коалиции, преследующей цель снизить преобладание Америки в Евразии.

в первые годы после крушения Советского Союза не существовало ни объективных, ни субъективных предпосылок для эффективного глобального партнерства. Демократически настроенные «прозападники» просто хотели очень многого, но сделать могли очень мало. Они желали равноправного партнерства — или скорее кондоминиума — с США, относительной свободы действий внутри СНГ и с геополитической точки зрения «ничьей земли» в Центральной Европе. Однако их двойственный подход к советской истории, отсутствие реализма во взглядах на глобальную власть, глубина экономического кризиса и отсутствие широкой поддержки во всех слоях общества означали, что они не смогут создать стабильной и подлинно демократической России, наличие которой подразумевает концепция «равноправного партнерства». России необходимо пройти через длительный процесс политических реформ, такой же длительный процесс стабилизации демократии и ещё более длительный процесс социально-экономических преобразований, затем суметь сделать более существенный шаг от имперского мышления в сторону национального мышления, учитывающего новые геополитические реальности не только в Центральной Европе, но и особенно на территории бывшей Российской империи, прежде чем партнерство с Америкой сможет стать реально осуществимым геополитическим вариантом развития обстановки.

При таких обстоятельствах не удивительно, что приоритет в отношении «ближнего зарубежья» стал основным элементом критики прозападного варианта, а также ранней внешнеполитической альтернативой. Она базировалась на том доводе, что концепция «партнерства» пренебрегает тем, что должно быть наиболее важным для России: а именно ее отношениями с бывшими советскими республиками. «Ближнее зарубежье» стало короткой формулировкой защиты политики, основной упор которой будет сделан на необходимость воссоздания в пределах геополитического пространства, которое когда-то занимал Советский Союз, некоей жизнеспособной структуры с Москвой в качестве центра, принимающего решения. С учетом этого исходного условия широкие слои общества пришли к согласию, что политика концентрирования на Запад, особенно на США, приносит мало пользы, а стоит слишком дорого. Она просто облегчила Западу пользование возможностями, созданными в результате крушения Советского Союза.Однако концепция «ближнего зарубежья» была большим «зонтиком», под которым могли собраться несколько различных геополитических концепций. Эта концепция собрала под своими знаменами не только сторонников экономического функционализма и детерминизма (включая некоторых «прозападников»), которые верили, что СНГ может эволюционировать в возглавляемый Москвой вариант ЕС, но и тех, кто видел в экономической интеграции лишь один из инструментов реставрации империи, который может работать либо под «зонтиком» СНГ, либо через специальные соглашения (сформулированные в 1996 г.) между Россией и Беларусью или между Россией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном; ее также разделяют романтики-славянофилы, выступающие за «Славянский союз» России, Украины и Беларуси, и наконец, сторонники до некоторой степени мистического представления о евразийстве как об основном определении постоянной исторической миссии России.В его самом узком смысле приоритет в отношении «ближнего зарубежья» включал весьма разумное предложение, что Россия должна сначала сконцентрировать свои усилия на отношениях с недавно образовавшимися независимыми государствами, особенно потому, что все они остались привязанными к России реалиями специально поощряемой советской политики стимулирования экономической взаимозависимости среди них. Это имело и экономический, и геополитический смысл. «Общее экономическое пространство», о котором часто говорили новые российские руководители, было реалией, которая не могла игнорироваться лидерами недавно образованных независимых государств. Кооперация и даже некоторая интеграция были настоятельной экономической потребностью. Таким образом, содействие созданию общих институтов стран СНГ, чтобы повернуть вспять вызванный политическим распадом Советского Союза процесс экономической дезинтеграции и раздробления, было не только нормальным, но и желательным. В акценте «ближнего зарубежья» на усиление центральных механизмов СНГ соединились некоторые элементы зависимости от объективного экономического детерминизма с довольно сильной субъективной имперской решимостью. Но ни то ни другое не дали более философского и к тому же геополитического ответа на все ещё терзающий вопрос: «Что есть Россия, каковы ее настоящая миссия и законные границы?» Это именно тот вакуум, который пыталась заполнить все более привлекательная доктрина евразийства с ее фокусом также на «ближнее зарубежье». Отправной точкой этой ориентации, определенной в терминологии, связанной скорее с культурой и даже с мистикой, была предпосылка, что в геополитическом и культурном отношении Россия не совсем европейская и не совсем азиатская страна и поэтому явно представляет собой евразийское государство, что присуще только ей. Это — наследие уникального контроля России над огромной территорией между Центральной Европой и Тихим океаном, наследие империи, которую Москва создавала в течение четырех столетий своего продвижения на восток. В результате этого продвижения Россия ассимилировала многочисленные нерусские и неевропейские народы, приобретя этим единую политическую и культурную индивидуальность.

99 Цивилизационный выбор современной РоссииИстория нашей страны является частью мировой и не может рассматриваться вне ее контекста. Каково же место России в мировом сообществе цивилизаций? К какому типу цивилизаций ее можно отнести? В переломный период, который переживает общество, споры по этим вопросам как никогда горячи. Рассмотрим основные направления этой дискуссии.
В соответствии с марксистско-ленинской точкой зрения, цивилизационные особенности не имеют значения. Понятие «цивилизация» при таком подходе не используется. Но поскольку марксизм — это продукт западной культуры, то фактически предлагается рассматривать Россию по аналогии с обществами, относящимися к западной цивилизации. Главное сводится к следующему. В стране происходила смена общественно-экономических формаций, хотя и с отставанием от Европы и со значительными особенностями. Однако во второй половине XIX в., утверждают сторонники этой точки зрения, она резко ускорила свое развитие. Практически одновременно с развитыми странами на рубеже Х1Х-ХХ вв. перешла к империализму и, наконец, раньше других стран подошла к рубежу перехода к высшей формации — коммунизму (ее первая ступень — социализм). Уже шла речь о том, что социализм — это общественный идеал и он, как всякий идеал, не может быть реализован на практике. Но даже если отвлечься от этого, то для принятия такой концепции в качестве основной при рассмотрении истории России необходимо дать убедительные ответы, по крайней мере, на два вопроса. Почему страна, которая отставала от европейских стран, относилась ко второму эшелону, оказалась первой при переходе к социализму? Почему ни одна из стран первого эшелона, т.е. развитых, за Россией в социализм не последовала? При всем обилии марксистско-ленинской литературы, издававшейся многотысячными тиражами в советское время, убедительного ответа на эти вопросы не существует, если не считать утверждений о коварстве мировой буржуазии и предательстве социал-демократии, вторые нельзя принимать всерьез. Тем не менее, сторонники этой точки зрения существуют до сих пор, и в немалом числе, особенно среди профессиональных обществоведов старшего поколения. Следующая точка зрения предлагает рассматривать Россию как часть западной цивилизации. Ее сторонники признают только западный опыт и применяют к России только западные категории. Они считают, что Россия, хотя и с отставанием, развивалась в русле западной цивилизации. Накануне первой мировой войны ее развитие стало очень динамичным, обещало выход России в категорию развитых стран уже в ближайшем будущем. Однако в ослабленной первой мировой войной стране большевики, опираясь на неграмотные, люмпенизированные массы, взяли власть, и Россия сошла с цивилизационной магистрали. В ней развилась охлократия, которая привела к тоталитаризму. Лишь сейчас, утверждается, возникли условия для возвращения в цивилизацию, которая понимается исключительно как западная. Таким образом, на этой позиции стоят те, кто выступает за быстрый переход России на чисто западный развития. Это, как правило, самые радикальные демократы из числа экономистов, историков, политологов. Эта точка зрения не имеет развитой историографии, во многом заимствована из зарубежной историографии, где она имеет давнюю историю. Предлагаемая концепция — большевизм наоборот. Раньше говорили социализм со знаком плюс, теперь предлагается говорить охлократия со знаком минус. Но дело не только в этом. Россия — страна своеобразная, она не может быть полностью описана в категориях только западной культуры. В ней слишком много такого, что не имеет аналогов на Западе. Вызывает сомнение подобная оценка и по другому поводу: как страна, являвшаяся мировой державой, одной из опор мирового баланса сил, на 75 лет оказалась во власти толпы. Эта позиция представляется непродуктивной.
Есть обществоведы, которые предлагают отнести Россию к странам восточного типа. После Октябрьской революции и нескольких лет борьбы страна превратилась в обычную восточную деспотию во главе с тираном — партийным вождем. На первый взгляд очень похоже, особенно про тирана — партийного вождя. На второй взгляд, можно констатировать наличие явных черт восточного типа советском обществе. В период существования СССР в обществе функционировали исключительно вертикальные связи (через власти структуры). Все было замкнуто на партийной и государственной номенклатуре. В истории России, в том числе и советского периода, можно проследить цикличность, которая была выделена на примере истории Китая. За периодом реформ неизбежно следовал период контрреформ, за революцией — контрреволюция и т.д. Действительно, эта точка зрения отвечает на многие вопросы, особенно советского периода истории. Однако многие из них остаются без ответа. Обратите внимание: от 65,5% (в дооктябрьский период) до 70% (в советский) население нашей страны было славянским (русские, украинцы, белорусы). Оно исповедует христианство. Прибавьте к этому католическую Прибалтику, православную Грузию, григорианскую Армению. Очевидно, что подавляющее большинство населения страны исповедовало ценности христианства, которые лежат в основе западной цивилизации. И, несмотря на то, что в советский период христианские ценности интенсивно разрушались, все же в общественном сознании они были сильны. Не случайно православная церковь так быстро вышла на первый план после 1985 г. Можно найти и другие доказательства, что Россия не вписывается полностью в восточный тип развития. Что наиболее болезненно воспринимается сейчас, в условиях критики прошлого старшим поколением? Утверждения, что за 75 лет советского строя страна не имела достижений. Люди старшего поколения считают, что подобная критика лишает их жизнь смысла, хотя они много и тяжело трудились. Они не хотят и не могут принять такую оценку прошлого. Но ведь это типично европейский тип мышления: жизнь должна быть потрачена на продвижение вперед себя и общества в чем-то конкретном. Что касается досоветского периода, то там очень многое не укладывается восточный тип цивилизации. Существовала частная собственность, предпринимательство, рынок, классы, многопартийность, элементы парламентаризма и т.д.
Основные идеи евразийства об историческом месте России состояли в следующем. Они считали, что Россия отличается как от Запада, так и от Востока, это особый мир — Евразия. Русская национальность, формировавшаяся под сильным влиянием тюркских и угро-финских племен, приняла на себя инициативу объединения разноязычных этносов в единую многонациональную нацию евразийцев, которые объединены в единое государство — Россию. Ведущий теоретик евразийства Н.С. Трубецкой утверждал, что национальным субстратом российского государства является совокупность населяющих его народов, называемая евразийской, — единая многонациональная нация. Подчеркивалась исключительность, неповторимость российской культуры, которая являлась евразийско-русской. Много писалось о симфонизме, соборности, целостности российского мира. Таким образом, выделялась идейно-религиозная основа России. Евразийцы отводили решающую роль в этой части православию и православной церкви. Они считали, что русская церковь — это средоточие русской культуры, она определяет ее существо. Суть православия в понятии соборности, то есть единении всех под покровительством церкви для того, чтобы всем вместе найти спасение в царстве Божием.
Важное место в системе аргументации евразийцев занимала идея об идеократическом государстве. Абсолютизируя роль православной церкви в духовной жизни, они идеализировали и абсолютизировали роль государства в жизни общественной. Государство выступало в их концепции верховным хозяином общества, обладающим сильной властью, но в то же время сохраняющим связь с народом. Согласно утверждениям евразийцев, монголы первыми решили историческую задачу — положили начало единству безбрежного океана-континента, заложили основы его государственного устройства. Их прямой наследницей стала Московская Русь. «Без «татарщины» не было бы России», — говорил П.Н. Савицкий. Разделяя эту позицию, Н.С, Трубецкой считал, что основателями русского государства были не киевские князья, а московские цари, ставшие восприемниками монгольских ханов. Свержение татарского ига, по его мнению, свелось к перенесению ханской ставки из Сарая в Москву. Распавшаяся Золотая Орда возродилась в новом обличье Московского царства. Чудо превращения татарской среды в русскую государственность произошло благодаря православию, религиозно-духовному подъему. Российское государство для евразийцев олицетворяло одновременно и общественную организацию, и церковную, это идеократическое государство. Можно указать на утверждения о самодостаточности российского общества. Россия рассматривалась как замкнутый океан-континент. В ней все есть. Если весь мир рухнет, Россия может существовать без потерь одна во всем мире, утверждали евразийцы. Говорилось и о евразийском типе мышления и действия, об относительности всех форм бытия в России, несовпадении явлений и их общественного восприятия, особой духовности и т.п.
Идеи евразийцев 20-х гг. являлись продуктом утонченного теоретизирования, игрой интеллекта. Их представления об особенностях России во многом объяснялись кризисом западной цивилизации, падением престижа западных ценностей, а также крутым поворотом страны в сторону от европейских ценностей в условиях первой мировой войны. В наворотах современной политической борьбы евразийская концепция была упрощена, вульгаризирована и стала подспорьем для пропаганды русского национализма. Теперь речь идет о «русской цивилизации», «русской идее». Утверждается, что эта цивилизация имеет особый духовный базис — православие, ее отличает особая форма общности, коллективизма — соборность, особое отношение к хозяйственной деятельности, которое характеризуется как «нестяжательство» (то есть отсутствие стремления к прибыли). Как величайшее достижение русской цивилизации рассматривается создание мощного государства.