Решение о депортации

Депортацией считается принудительный выезд иностранца из России в другое государство. Такой инструмент используют, когда иностранный гость утрачивает законное право на проживание в РФ. Мигрантов заставляют добровольно или принудительно под конвоем покинуть пределы страны. Депортация не считается наказанием за преступление, это, скорее, государственный метод воздействия на человека. Чтобы депортировать иностранца достаточно выполнения только одного условия: отсутствуют легальные основания для проживания в России.

Выдворение — это как раз вид наказания на нарушение российских законов, при этом не всегда проступки касаются только миграционного права. Такая процедура применяется, если, к примеру, иностранец пересек границу по поддельным документам, нарушил таможенные правила или совершил в России преступление, за которое полагается административное наказание.

В чем отличия депортации от выдворения?

Основные отличия юридического плана:

Депортация иностранных граждан из России — инструмент государственного воздействия, выдворение — вид наказания.

Выдворение происходит на основании судебного решения, которому предшествует рассмотрение дела об административном правонарушении. Решение о депортации принимает руководитель ГУВМ МВД, для вынесения которого достаточно только одного основания — у иностранца нет права находиться в России.

Решение о депортации исполняется в течение 5 дней, постановление о выдворении — с момента вступления его в законную силу.

Обжалование в суде возможно в разные сроки. Для решения о депортации дается 3 месяца с момента, когда мигранту стало о нем известно, для выдворения — в течение 10 дней с даты получения.

Депортация и основания для высылки

Депортация из России — принудительная высылка мигранта за пределы страны из-за потери иностранцев или лица без гражданства (апатрида) легальных оснований для проживания в РФ. Причинами такого перемещения иностранного гражданина зачастую становятся нарушения миграционного плана:

  • Несвоевременный выезд из страны после окончания срока действия визы или периода безвизового проживания;
  • Аннулирование ВНЖ, РВП, патента, разрешения на работу, которые подтверждали законность нахождения в РФ;
  • Сокращение времени проживания в стране по ряду причин;
  • Отказ в признании иностранца беженцем, утрата или лишение такого статуса;
  • Незаконный въезд в страну (по поддельным документам);
  • Нежелательное нахождение иностранного гостя в России.

Порядок депортации

Решение о депортации принимает ответственное лицо УВМ УМВД, о чем иностранца лично информируют и берут с него письменное обязательство покинуть Россию. Если добровольного исполнения решения не происходит, мигранта помещают в специализированный центр и его депортация происходит уже в принудительном порядке после судебного решения. Но это крайняя мера и к ней прибегают только, если иностранец никак не реагирует на предписание выехать из РФ.

Последствия депортации

Сама по себе депортация не влечет за собой серьезных юридических последствий. Исключением может стать категорический отказ мигранта покинуть пределы страны. Тогда его отправка происходит после судебного решения уже в принудительном порядке, когда сотрудники УВМ УМВД под конвоем сопровождают иностранца до транспортного средства заграничного следования.

Если же мигрант добровольно покидает Россию, то в дальнейшем он может вернуться, подготовив визу, соответствующую его целям визита. Еще проще, если визового режима как такого между странами нет. Но здесь стоит иметь в виду, что повторное нарушение миграционного законодательства приведет к более серьезным ограничениям и в дальнейшем такой иностранец лишится возможности попасть в РФ.

Оспаривание решения о депортации

Решение о депортации может быть обжаловано иностранцем в течение 3 месяцев с момента, когда ему стало об этом известно. Если дело дошло до суда и вынесено судебное решение о принудительной высылке иностранца из РФ, на обжалование отводится 10 дней.

Для оспаривания иностранец обращается в суд по месту проживания. По письменной просьбе исполнение решения о депортации может быть отложено на время судебного разбирательства. Если суд встанет на сторону истца, то решение о депортации удастся отменить. Допускается обжалование и без обращения в суд путем подачи заявления руководителю УВМ УМВД.

Отменить депортацию можно, если у мигранта есть весомые основания, чтобы остаться в России:

  • Заключен брак с гражданином РФ, есть ребенок или родственники — граждане России;
  • Мигрант трудится в России на легальных основаниях, есть патент или разрешение на работу, подписан трудовой договор;
  • Иностранец является студентом российского вуза или другого образовательного учреждения;
  • Иностранный гость проходит курс лечения в РФ;
  • На момент депортации у мигранта были разрешительные документы (ВНЖ или РВП).

Кого нельзя депортировать?

  • Под депортацию не попадают консульские и дипломатические сотрудники.
  • Нельзя депортировать беженцев и иностранцев, только обратившихся за получением статуса беженца, временным или политическим убежищем.
  • Запрещено депортировать людей, которые утратили статус беженца, но не могут вернуться на родину по независящим от них причинам: в их стране голод, эпидемия, идут военные действия, при возвращении грозит опасность жизни и здоровью из-за религиозных, расовых или политических преследований.

Выдворение и основания для выезда

Выдворение иностранных граждан за пределы РФ происходит в результате нарушения российского законодательства:

  1. Трудоустройство без патента или разрешения на работу;
  2. Несвоевременная постановка на регистрационный учет;
  3. Нарушение правил пересечения границы, транзитного проезда или пребывания в РФ;
  4. Несоответствие заявленной и фактической цели визита в страну;
  5. Отсутствие документов, подтверждающих право на проживание в РФ;
  6. Потеря документации о праве на проживание в РФ и несвоевременное ее восстановление;
  7. Уклонение от выезда из РФ после окончания допустимого срока проживания в стране;
  8. Совершение административного нарушения.

Выдворение происходит на основании постановления судьи или ответственного лица пограничной службы.

Процедура выдворения

Выдворение бывает двух видов:

  1. Добровольный контролируемый выезд. Осуществляется мигрантом самостоятельно, но под контролем УВМ УМВД. При уклонении на иностранца накладываются штрафные санкции и выдворение происходит уже в принудительном порядке;
  2. Принудительный контролируемый выезд. Чаще всего назначается рецидивистам — лицам, совершившим правонарушение второй раз за один год. До исполнения решения о выдворении иностранец находит в специальном центре.

Выбор того или иного вида зависит от серьезности нарушения, личности мигранта и определяется судьей.

Оспаривание выдворения

Обжаловать постановление о выдворении можно в судебном или административном порядке. Для судебного рассмотрения вопроса в течение 10 дней после получения постановления мигрант должен подать жалобу в суд. Отменить уже принятое решение получится, если удастся доказать, что выдворение из страны нарушает права иностранца и является вмешательством в его личную жизнь. В качестве доводов приводят факт наличия детей, супруга, которые являются гражданами России, постоянной работы и стабильного заработка.

Если постановление о выдворении принималось на границе ответственным лицом погранслужбы, то обжалование происходит путем подачи жалобы непосредственно руководителю этого ведомства.

Последствия выдворения

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина, как уже отмечалось, является специальным видом наказания. Помимо высылки из страны к иностранцу применяются и ограничительные меры. Это запрет на последующее посещение России на протяжении 5 лет — жесткая и безальтернативная санкция, ее нельзя заменить штрафом и не так просто оспорить или отменить. Но такая строгость со стороны государства продиктована недопустимостью игнорирования российского законодательства иностранными гостями. Выдворение, таким образом, решает задачи профилактики последующих возможных преступлений со стороны мигранта.

Если постановление о выдворении выносится во второй раз, то въезд в Россию закрывают уже на 10 лет. Одновременно с выдворением аннулируются и все разрешительные документы: ВНЖ, патент, разрешение на работу и так далее.

Естественно, что на протяжение этих 5-10 лет иностранец не сможет получить визу, разрешение на временное проживание, обратиться с заявлением о вступлении в гражданство. Дополнительные штрафные санкции при выдворении не применяются.

Оплата депортации и выдворения

Высылка из России осуществляется за счет:

  • Самого мигранта;
  • Приглашающей стороны, которая взяла на себя ответственность за иностранца;
  • Посольства страны, из которой прибыл мигрант;
  • Различных общественных организаций;
  • Бюджетных средств РФ.

Запрет на въезд

Обычно запрет устанавливается ограничениями ГУВМ МВД, но и ряду других государственных ведомств также предоставлено такое право. Это Роспотребнадзор, Министерство юстиции, МВД, СВР России, ФСБ, Служба по финансовому мониторингу.

Есть два вида ограничения:

  • Запрет на въезд РФ;
  • Постановление о нежелательном пребывании иностранца в РФ.

Причины, которые привели в запрету, могут быть различными, но обычно они связаны с нарушением российского законодательства:

  • Неоднократное уклонение от оплаты налогов;
  • Два или больше проступков в год (штрафы из-за нарушений правил дорожного движения сюда тоже относятся);
  • Предоставление подложных документов при въезде;
  • Превышение сроков проживания в РФ;
  • Непогашенная судимость в РФ и другой стране;
  • Вынесено постановление о выдворении (въезд ограничен на 5 лет).
  • Бывает, что ограничения накладываются по соображениям безопасности и в целях обороны страны.

Проверка запрета на въезд

Узнать о наличии запрета на въезд конкретного иностранца можно на официальном сайте МВД. Для формирования запроса нужно ввести в соответствующие графы ФИО, пол, дату рождения, гражданство и данные паспорта. Проверка проходит по списку нежелательных в России мигрантов, которым запрещен въезд в Россию. Материал носит ознакомительный характер и требует уточнения и проверки. Ответ на запрос приходит достаточно оперативно.

Возможные варианты:

  • Запрет на въезд в РФ не установлен;
  • Есть ограничение на въезд (указываются сроки — 3, 5 или 10 лет).

Проверить свой статус на сайте лучше заранее, еще до визита в Россию, это позволит избежать неприятной ситуации на границе.

Сроки запрета на въезд

Ограничения на 3 года ждут иностранца, если он:

  1. Незаконно находился в стране свыше 120 дней и больше;
  2. Минимум два раза привлекался в административной ответственности.
  3. Запрет на 5 лет возможен при следующих обстоятельствах:
  4. Неоднократное нарушение миграционного режима на протяжении года;
  5. Ведение незаконной трудовой деятельности (работа без разрешения или патента)
  6. Привлечение к административной ответственности два и более раза (штрафы по линии ГИБДД тоже считаются);
  7. Злостное нарушение миграционных правил.

Депортация или выдворение во второй раз ограничат въезд в РФ на 10 лет.

Снятие ограничения на въезд

Есть два варианта въехать в Россию: законный и не совсем. Первый подразумевает отмену запрета в правовом поле. Вторым часто пользуются нелегальные мигранты. Речь идет об отмене запрета на въезд в установленном законом порядке и получении нового паспорта иностранцем, которому ограничили возможность побывать в России на протяжении ближайших 5-10 лет.

Отмена судебного решения

Не всегда мигрантам удается снять наложенные ограничения до окончания их срока действия. Это невозможно сделать, если вступило в силу постановление о выдворении и оно не было своевременно обжаловано (или апелляция не изменила судебного решения). Но попытаться имеет смысл. Для этого нужно подготовить заявление и направить его в суд. Мотивировать просьбу о снятии запрета нужно существенными доводами. Суд может встать на сторону истца и снять запрет. Тогда вступившее в законную силу решение нужно передать в миграционную службу и можно въезжать в Россию.

Уловки мигрантов

Некоторые мигранты пользуются ухищрениями, чтобы снова попасть в Россию. Возвращаясь на родину, иностранец получает паспорт на новое имя и оформляет визу в РФ уже под другой фамилией. Для миграционной службы такой человек — это совсем другой мигрант, который не числится в ее базе как нарушитель, не занесен в черный список, его данных нет среди лиц, которым закрыт проезд в Россию. Если при пересечении российской границы ранее выдворенный иностранец использует измененные данные, то при установлении такого факта сотрудниками пограничной службы, этих граждан не пропустят в Россию и ограничат въезд уже и по новой фамилии. А если при пересечении границы мигрант использует фиктивные документы, то ему не только закроют въезд на 5-10 лет, но и могут привлечь к уголовной ответственности.

Как избежать депортации и выдворения?

Избежать депортации и выдворения можно при ответственном отношении к документам, подтверждающим легальность проживания в России. Своевременно продлевать визы, соблюдать сроки безвизового въезда, вовремя пролонгировать вид на жительство. И не забывать, что неоднократное и злостное нарушение российского законодательства приведет к выдворению и запрету на въезд в РФ в будущем.

Основания и порядок принятия решения о депортации иностранных граждан и его исполнение органами ФМС России и ОВД.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену

Приказ МВД РФ от 26 августа 2004 г. N 533 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства»

II. Организация деятельности органов внутренних дел и ФМС России по депортации

4. Депортации подлежит не выехавший из Российской Федерации в установленные законом сроки иностранный гражданин:

4.1. Срок проживания или временного пребывания которого в Российской Федерации сокращен, либо у которого аннулированы разрешение на временное проживание или вид на жительство*(8).

4.2. В отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации*(9).

4.3. Совместно с членами семьи, получивший уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или об отказе в признании беженцем либо уведомление об утрате или о лишении статуса беженца либо утративший временное убежище или лишенный временного убежища, не использовавший право обжалования вынесенного решения или получивший отказ на жалобу и не имеющий иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, а также лишенный статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации, — после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами Российской Федерации*(10).

5. Решение о депортации (приложение 1) иностранного гражданина принимает ФМС России по мотивированному представлению начальника подразделения паспортно-визовой службы органа внутренних дел*(11) либо руководителя подразделения по делам миграции органа внутренних дел*(12).

При подготовке представления о необходимости депортации с целью установления оснований, по которым выезд иностранного гражданина из Российской Федерации может быть ограничен, подразделением паспортно-визовой службы либо подразделением по делам миграции проводятся проверки по централизованным учетам ГИЦ МВД России и учетам соответствующих информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

6. На иностранного гражданина, в отношении которого вынесено решение о депортации, заводится учетное дело, в котором формируются документы, предусмотренные пунктом 5 настоящего Наставления, копии документов, удостоверяющих личность и гражданство (подданство) депортируемого иностранного гражданина, копия визы, а также, при необходимости, копии других документов, связанных с въездом, пребыванием и выездом иностранного гражданина из Российской Федерации.

7. О принятом решении о депортации ФМС России незамедлительно письменно информирует органы внутренних дел, представившие материалы.

8. Решение о депортации объявляется сотрудником органа внутренних дел иностранному гражданину на личном приеме под роспись, с одновременным вручением ему копии заключения о депортации.

В случае, если иностранный гражданин не владеет русским языком, объявление ему решения о депортации производится при участии переводчика.

9. Одновременно с объявлением решения о депортации сотрудник органа внутренних дел проставляет в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, штамп установленного образца*(13).

Указанный штамп проставляется также в графе «Отметки о регистрации по месту временного пребывания» выездной части миграционной карты депортируемого иностранного гражданина.

10. Исполнение решения о депортации за пределы Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется органами внутренних дел в зависимости от конкретных обстоятельств, связанных с исполнением решения о депортации (приобретение проездных документов, оформление в дипломатических представительствах или консульских учреждениях иностранных государств виз, необходимых для транзита и въезда в государство конечного назначения).

11. Начальник органа внутренних дел, исполняющего решение о депортации за пределы Российской Федерации иностранного гражданина, может вынести решение о направлении материалов о депортации иностранного гражданина в суд с целью рассмотрения вопроса о содержании иностранного гражданина в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.

12. Иностранный гражданин, указанный в подпункте 4.3 настоящего Наставления, не может быть депортирован в государство гражданской принадлежности (подданства) или государство постоянного проживания против его воли*(14) и без согласования с МИД России.

13. Решение о депортации иностранного гражданина с отметкой о его выезде из Российской Федерации приобщается к материалам учетного дела депортируемого.

III. Организация деятельности органов внутренних дел по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина

14. Административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина*(15), назначаемого судьей и в производстве по делам о которых участвуют органы внутренних дел, предусмотрены статьей 18.8, частью 2 статьи 18.10 и статьей 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях*(16).

15. При организации производства по делу об административном правонарушении, влекущем административное выдворение, на стадиях возбуждения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу об административном правонарушении сотрудники органов внутренних дел руководствуются положениями Кодекса.

16. Сотрудник органов внутренних дел, выявивший иностранного гражданина, виновного в совершении действий, за которые в качестве меры административного наказания может быть установлено административное выдворение, докладывает о случившемся рапортом начальнику органа внутренних дел или его заместителю. В рапорте подробно излагаются обстоятельства, связанные с пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации, и правовые основания для рассмотрения вопроса о его административном выдворении.

17. В случае доставления и административного задержания иностранного гражданина производится уточнение данных о личности задержанного лица путем направления соответствующих запросов в центральный банк данных.

18. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, информация об административном задержании иностранного гражданина направляется в консульское учреждение или дипломатическое представительство иностранного государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания данного лица. По требованию задержанного указанная информация должна быть направлена безотлагательно*(17).

При отсутствии у задержанного лица документов, удостоверяющих личность, такая информация сопровождается обращением об оказании содействия в установлении его личности и документировании задержанного иностранного гражданина.

19. С целью установления оснований, по которым выезд иностранного гражданина из Российской Федерации может быть ограничен, органом внутренних дел, возбудившим дело об административном правонарушении, указанном в пункте 14 настоящего Наставления, проводятся проверки по централизованным учетам ГИЦ МВД России и учетам соответствующих информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

20. При отсутствии оснований, препятствующих выезду иностранного гражданина из Российской Федерации, после оформления всех необходимых материалов начальник органа внутренних дел или его заместитель обеспечивает их направление в суд, а также личное присутствие иностранного гражданина в суде*(18), с целью рассмотрения вопроса об административном выдворении.

21. Оформленные материалы дела об административном правонарушении, указанном в пункте 14 настоящего Наставления (рапорт сотрудника органа внутренних дел, протоколы о доставлении, административном задержании и административном правонарушении, результаты проведенных проверок и иные необходимые документы) направляются по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя на рассмотрение суда в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении*(19).

Копии документов, направляемых в суд, а также копии документов, удостоверяющих личность и гражданство (подданство) иностранного гражданина, визы, а, при необходимости — иных документов, связанных с въездом, пребыванием и выездом иностранного гражданина из Российской Федерации, формируются в учетное дело иностранного гражданина, совершившего административное правонарушение, указанное в пункте 14 настоящего Наставления.

22. В целях исполнения вступившего в законную силу постановления об административном выдворении*(20) орган внутренних дел, ответственный за его исполнение, определяет при необходимости — по согласованию с МИД России, государство выезда выдворяемого лица и принимает меры для организации его выезда.

23. В документе, удостоверяющем личность выдворяемого иностранного гражданина, сотрудником органа внутренних дел, ответственного за исполнение постановления об административном выдворении, проставляется штамп установленного образца*(21).

Одновременно указанный штамп проставляется в графе «Отметки о регистрации по месту временного пребывания» выездной части миграционной карты выдворяемого иностранного гражданина.

24. В случае отсутствия у выдворяемого иностранного гражданина документов, удостоверяющих личность, орган внутренних дел, ответственный за исполнение постановления об административном выдворении, направляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания выдворяемого иностранного гражданина обращение о документировании выдворяемого лица в возможно короткие сроки.

Копия такого обращения направляется по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи в соответствующий территориальный департамент МИД России для оказания по дипломатическим каналам содействия в документировании.

25. В случае, когда документирование выдворяемого лица задерживается либо отсутствуют финансовые средства на его отправку, а также при наличии иных обстоятельств, препятствующих исполнению постановления об административном выдворении, начальник органа внутренних дел, ответственного за исполнение постановления об административном выдворении, или его заместитель направляет соответствующие материалы судье, вынесшему данное постановление, для рассмотрения вопроса о продлении срока содержания иностранного гражданина в специальных учреждениях*(22).

26. Постановление об административном выдворении с отметкой об исполнении административного наказания возвращается органом внутренних дел, ответственным за его исполнение, судье, вынесшему данное постановление*(23).

Копия постановления об административном выдворении, с отметкой начальника органа внутренних дел, ответственного за исполнение постановления об административном выдворении, или его заместителя о выезде выдворяемого иностранного гражданина из Российской Федерации подшивается в учетное дело иностранного гражданина, совершившего административное правонарушение, влекущее за собой административное выдворение.

IV. Обеспечение деятельности органов внутренних дел по исполнению решений о депортации либо постановлений об административном выдворении

27. На иностранного гражданина, в отношении которого вынесено заключение о депортации либо совершившего административное правонарушение, указанное в пункте 14 настоящего Наставления, составляется учетная карточка (приложение N 2), производятся его фотографирование и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация с последующим направлением полученных сведений в центральный банк данных*(24).

28. Составленные дактилоскопические карты указанных лиц с приложением копии заключения органа внутренних дел о депортации иностранного гражданина либо копии протокола об административном правонарушении в 2 экземплярах ежемесячно направляются в информационный центр МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации.

29. Учетные дела иностранных граждан, в отношении которых вынесено заключение о депортации, а также учетные дела иностранных граждан, совершивших административные правонарушения, указанные в пункте 14 настоящего Наставления, регистрируются по журналам учета соответствующих дел.

Порядковый номер регистрации проставляется на учетном деле и на учетной карточке на иностранного гражданина, депортируемого либо выдворяемого за пределы Российской Федерации.

Срок хранения органами внутренних дел учетных карточек и учетных дел на депортированных и выдворенных в административном порядке за пределы Российской Федерации иностранных граждан составляет пять лет.

30. Журналы учета дел депортируемых иностранных граждан, а также иностранных граждан, совершивших административное правонарушение, влекущее административное выдворение, подлежат регистрации в подразделении делопроизводства и режима (секретариате, канцелярии) органа внутренних дел, исполнившего решение о депортации либо постановление об административном выдворении, и ведутся до их окончания за присвоенными номерами без ежегодной перерегистрации.

Срок хранения журналов учета дел депортируемых и совершивших административное правонарушение, влекущее административное выдворение, иностранных граждан составляет пять лет с даты их окончания.

31. Орган внутренних дел, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, в течение суток направляет по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи информацию о принятом решении о депортации либо о вынесенном судьей постановлении об административном выдворении в соответствующий территориальный департамент МИД России с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания иностранного гражданина.

32. Одновременно информация указанная в пункте 31 настоящего Наставления направляется в пригласивший иностранного гражданина орган, дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства, международную организацию либо ее представительство, юридическому или физическому лицу, по ходатайству которого иностранному гражданину было оформлено приглашение на въезд в Российскую Федерацию.

33. В случае вынесения судьей постановления о содержании депортируемого либо выдворяемого в административном порядке иностранного гражданина в специальных учреждениях*(25) орган внутренних дел, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, в течение суток направляет по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи информацию о содержании иностранного гражданина в специальных учреждениях в соответствующий территориальный департамент МИД России с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания депортируемого (выдворяемого) иностранного гражданина.

34. В случае если Российской Федерацией с государством выезда депортируемого либо выдворяемого в административном порядке иностранного гражданина заключен международный договор о возврате, приеме лиц, незаконно находящихся на территории государств, орган внутренних дел, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, направляет компетентным органам иностранного государства, на территорию или через территорию которого иностранный гражданин депортируется (выдворяется), ходатайство о его приеме в порядке, установленном данным международным договором.

35. При необходимости, орган внутренних дел, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, направляет в МИД России обращение об оказании по дипломатическим каналам содействия в оформлении дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями соответствующих государств виз, необходимых для транзита и въезда депортируемого (выдворяемого) лица в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания.

36. Иностранный гражданин, в отношении которого принято решение об административном выдворении или о депортации, выезжает на основании данного решения*(26), о чем предупреждается органом внутренних дел, ответственным за исполнение данного решения.

37. В случае если международным договором Российской Федерации с государством выезда депортируемого (выдворяемого в административном порядке) иностранного гражданина предусмотрен возврат, прием лиц, незаконно находящихся на территориях государств, орган внутренних дел, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, согласовывает в порядке, установленном данным международным договором, место и время передачи депортируемого (выдворяемого) лица представителю властей иностранного государства, на территорию или через территорию которого иностранный гражданин депортируется (выдворяется).

38. После оформления депортируемому (выдворяемому в административном порядке) лицу документов на выезд из Российской Федерации орган внутренних дел, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, не позднее двух суток до выезда депортируемого (выдворяемого) иностранного гражданина информирует подразделение пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, через который будет осуществлена депортация либо административное выдворение, и соответствующее подразделение органов внутренних дел на транспорте (при его наличии) либо подразделение органа внутренних дел, в ведении которого находится обслуживаемая территория, о персональных данных депортируемого (выдворяемого) лица, а также дате и времени планируемого пересечения им государственной границы Российской Федерации. В случае если передача лица, подлежащего административному выдворению, представителю власти иностранного государства не предусмотрена международным договором Российской Федерации с указанным государством, административное выдворение осуществляется в месте, определяемом пограничным органами*(27).

39. При наличии сведений о возможности уклонения депортируемого либо выдворяемого в административном порядке иностранного гражданина от выезда из Российской Федерации в установленный для исполнения решения о депортации либо постановления об административном выдворении срок порядок организации сопровождения иностранного гражданина до пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации определяется начальником или заместителем начальника органа внутренних дел. Процедура сопровождения иностранного гражданина в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации определяется начальником или заместителем начальника органа внутренних дел по согласованию с командованием соединения, части или подразделения пограничного контроля.

40. Пост иммиграционного контроля либо подразделение по делам миграции, получившие выездную часть миграционной карты иностранного гражданина со штампом о депортации либо об административном выдворении, в течение трех суток направляют в орган внутренних дел, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, сообщение о выезде депортируемого (выдворяемого) иностранного гражданина из Российской Федерации.

41. В случае контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого иностранного гражданина из Российской Федерации, начальник органа внутренних дел, ответственного за исполнение постановления об административном выдворении, или его заместитель проставляет отметку об исполнении в постановлении об административном выдворении на основании указанного сообщения поста иммиграционного контроля либо подразделения по делам миграции.

42. Орган внутренних дел, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, в течение суток с момента исполнения решения (постановления об административном выдворении) направляет в подразделение паспортно-визовой службы представление о недопущении въезда депортированного либо выдворенного в административном порядке иностранного гражданина в Российскую Федерацию на срок, установленный законодательством Российской Федерации, с целью последующей передачи информации в центральный банк данных.

43. Одновременно, информация о завершении процедуры депортации либо административного выдворения направляется по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи в соответствующий территориальный департамент МИД России с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания депортированного (выдворенного) иностранного гражданина.

44. О депортированных либо выдворенных в административном порядке иностранных гражданах, получивших ранее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или отказе в признании беженцем либо уведомление об утрате или о лишении статуса беженца либо ранее утративших временное убежище или лишенных временного убежища, а также виновных в нарушении иммиграционных правил либо правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы, направляются сообщения в ФМС России.

Практика применения в отношении иностранных граждан меры административного воздействия в виде депортации или административного выдворения за пределы Российской Федерации (Бондарь Е.О., Брунер Р.А.)

Мерами государственного воздействия на иностранных правонарушителей, препятствующими их дальнейшему нахождению в Российской Федерации, являются административное выдворение и депортация.
Вопросы административного выдворения за пределы Российской Федерации регламентированы Кодексом РФ об административных правонарушениях, Федеральными законами от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее — Закон о порядке въезда и выезда), от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Приказами Федеральной миграционной службы от 26.09.2014 N 534 «Об утверждении типовых требований к проектированию, техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии», Министерства внутренних дел РФ и ФМС России от 12.10.2009 N 758/240 «Об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства», Федеральной службы безопасности от 23.12.2008 N 631 «Об утверждении Инструкции об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства», Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 40 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», иными законодательными и подзаконными актами.
КоАП РФ позволяет применять выдворение в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания (статьи 3.3 и 3.10 КоАП РФ).
В большинстве административных составов главы 18 КоАП РФ административное выдворение предусмотрено в качестве дополнительного наказания и обычно назначается при совершении повторных правонарушений. Из данного правила законодателем сделано исключение. В случае совершения иностранным гражданином административного правонарушения на территории Санкт-Петербурга и Москвы выдворение назначается в качестве основного наказания наряду со штрафом.
Депортация применяется к иностранным гражданам, в отношении которых вынесено решение о нежелательности пребывания, а также в отношении граждан, въезд в Россию которым не разрешен.
Существует несколько принципиальных отличий выдворения от депортации. Депортация производится по решению должностного лица ФМС России; выдворение — на основании судебного решения. Выдворению предшествует целый ряд процессуальных действий. Учитывая, что выдворение — наказание, предусмотренное за нарушение установленных правил поведения, применяется выдворение только при условии доказанности вины иностранного гражданина в совершении правонарушения. Несмотря на то что КоАП РФ возлагает обязанность по доказыванию вины на государственный орган, процесс доказывания носит состязательный характер, и у иностранного подданного имеется возможность предоставить доказательства своей невиновности, попросить суд не применять к нему выдворение в силу наличия исключительных обстоятельств, как правило связанных с личной жизнью.
При вынесении решения о депортации иностранный гражданин не присутствует. Решение о депортации принимается должностным лицом ФМС России единолично при наличии к тому оснований (ст. 25.10 Закона о порядке въезда и выезда) . Обстоятельства личной жизни иностранца при принятии решения о депортации, как правило, не учитываются <1>.
———————————
<1> Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 55-О «По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», российские власти при принятии решений о депортации, разлучающих семью, ограничивающих право на уважение частной и семейной жизни, а также на защиту этого права от неоправданного вмешательства властей, должны проверять, является ли в данном случае решение о депортации оправданной мерой, соблюдается ли баланс частных и публичных интересов и насколько данная мера ответственности соответствует характеру правонарушения, его последствиям.
Выдворение не может быть применено к лицу, если истекли сроки привлечения к административной ответственности <2>. Решение о депортации может быть вынесено в отношении иностранца в любой момент.
———————————
<2> Срок привлечения к ответственности за нарушение правил пребывания в Российской Федерации — 1 год.
Решение, на основании которого производится выдворение, может быть обжаловано в вышестоящий суд в апелляционном порядке (в течение 10 суток с момента его вручения), а также в порядке надзора (без ограничения срока). Решение о депортации обжалуется в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ в течение 3 месяцев со дня, когда иностранному гражданину стало известно о наличии такого решения, а в порядке подчиненности путем подачи жалобы вышестоящему должностному лицу — без ограничения срока.
Решение о депортации исполняется иностранным гражданином в течение 5 дней с момента его получения. Обращение в суд само по себе не приостанавливает действия решения о депортации. О приостановлении действия решения о депортации суд вправе <3> вынести специальное определение.
———————————
<3> Это право суда, а не обязанность.
Выдворение исполняется только при условии, что решение о выдворении вступило в законную силу, т.е. по истечении 10 суток с момента вручения решения иностранному гражданину. В случае подачи апелляционной жалобы на решение административное выдворение не осуществляется до рассмотрения жалобы вышестоящим судом.
Кроме этого, решение о выдворении может быть отменено по процессуальным основаниям при отсутствии события или состава правонарушения, а также если истекли сроки давности привлечения гражданина к административной ответственности. Решение о депортации отменяется ввиду отсутствия законных оснований к депортации или если миграционным органом допущены существенные нарушения порядка принятия решения.
Решение о депортации должно быть обоснованным. Установив наличие исключительных обстоятельств, связанных с личной жизнью заявителя, должностные лица из гуманных соображений вправе не депортировать иностранца, применив к нему иную меру воздействия, предусмотренную законом .
Административное выдворение — санкция за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 18 КоАП РФ. Административное выдворение является самостоятельным видом наказания и может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания с помещением в специальное учреждение для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмиссии. Административное выдворение может быть назначено за нарушение иностранным гражданином условий пересечения государственной границы, правил въезда в Российскую Федерацию, режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, за незаконное осуществление трудовой деятельности, а также за несоблюдение иных миграционных правил.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами .
Административное выдворение не применяется к военнослужащим, проходящим службу на территории Российской Федерации.
Так как выдворение назначается за совершение иностранным гражданином административного правонарушения, вынесению постановления предшествует составление протокола по делу об административном правонарушении. Различают следующие формы административного выдворения: самостоятельный контролируемый и принудительный контролируемый выезд из Российской Федерации.
Между тем следует отметить, что на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, участником которых является Российская Федерация, при исполнении постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина необходимо учитывать, что:
— коллективное выдворение иностранных граждан запрещено без индивидуального принятия решения о выдворении в отношении каждого иностранного гражданина ;
— иностранный гражданин не высылается в иностранное государство, если существуют серьезные основания полагать, что там ему может угрожать применение пыток. Подтверждением наличия таких оснований является существование в данном иностранном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека ;
— иностранный гражданин, признанный беженцем, не высылается или не возвращается в иностранное государство, из которого он прибыл, где его жизни или свободе угрожает опасность вследствие его расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Это положение, однако, не может применяться к беженцам, рассматриваемым в силу уважительных причин как угроза безопасности страны, в которой они находятся, или осужденным вошедшим в силу приговором за совершение особенно тяжкого преступления и представляющим общественную угрозу для страны ;
— иностранный гражданин не выдворяется в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации .
Исполнение решения о выдворении либо исполнение иного аналогичного решения влечет нарушение Российской Федерацией ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года (далее — Конвенция), если имеются веские основания в обоснование риска (угрозы) пыток и иного указанного выше обращения или наказания в отношении лица, «удаляемого» с территории Российской Федерации.
Исходя из этого и с учетом иных правовых позиций Европейского суда по правам человека, по статьям 3 и 13 Конвенции на российских властях лежит первичная «процессуальная» задача по тщательному рассмотрению вопроса наличия и обоснованности риска применения пыток и ненадлежащего обращения. Такое рассмотрение актуально, например, при назначении наказания в виде административного выдворения в деле по ст. 18.8 КоАП РФ или в связи с признанием пребывания лица на территории Российской Федерации нежелательным.
Постановлением Пленума ВС РФ от 14.06.2012 N 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» разъяснено, что на органы прокуратуры Российской Федерации возложена обязанность по обоснованию обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии серьезных оснований полагать, что в случае выдачи к лицу могут быть применены пытки, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание, а также что лицо может подвергнуться преследованию по тому или иному признаку (п. 14). При оценке указанных выше обстоятельств требуется комплексный анализ общей ситуации, касающейся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, и конкретных обстоятельств дела с изучением имеющихся доказательств, включая документы международных внедоговорных и договорных органов.
Очевидно, что значимость толкования, данного Пленумом ВС РФ, обусловлена эффективностью его последующего использования в правоприменительной практике при разрешении конкретных дел.
Если суд все же принимает решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации в принудительном порядке и о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение, то сотрудники ФМС России или сотрудники полиции, возбудившие дело об административном правонарушении, передают все материалы сотрудникам Федеральной службы судебных приставов, о чем составляется акт. Судебные приставы, в свою очередь, препровождают выдворяемых лиц в специализированное учреждение для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению; осуществляют покупку авиабилетов.
Задержанные иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По окончании подготовки всех необходимых материалов для осуществления административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации судебные приставы конвоируют иностранного гражданина до пункта пропуска через государственную границу, где передают его сотрудникам пограничной службы, которые проставляют «дату-штамп» о пересечении иностранным гражданином границы на судебном постановлении об административном выдворении. В обязанности судебных приставов и сотрудников органов внутренних дел входит также передача материалов в территориальный орган ФМС России для введения информации в базу данных (ППО «Территория») и вынесение решения о запрещении въезда на территорию Российской Федерации в течение 5 лет.
Основными проблемами применения санкций в отношении иностранных граждан как меры административного воздействия в виде депортации или административного выдворения за пределы Российской Федерации в контексте нарушения статей 3 и 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года являются следующие:
— подмена в ряде случаев выдворения экстрадицией либо депортацией (Постановления ЕСПЧ по делам Зохидов против России N 67286/10 от 05.02.2013, Якубов против России N 7265/10 от 08.11.2011, Каримов против России N 62892/12 от 28.05.2014, Низамов и другие против России N 22636/13, 24034/13, 24334/13, 24528/13 от 07.05.2014);
— нарушение ст. 3 «…насильственное возвращение в страну, где заявителю грозит применение пыток и запрещенного обращения и наказания…» (также в контексте исполнения вступивших в силу постановлений суда);
— необоснованность ограничения свободы (несоответствие цели, так как осуществить высылку невозможно (параграф 1 (f) ст. 5), особенно касается лиц без гражданства (Ким против России N 44260/13 от 17.07.2014));
— отсутствие судебного контроля за законностью содержания под стражей лиц, задержанных для административного выдворения (параграф 4 ст. 5 — нет периодического пересмотра решения об ограничении свободы);
— исполнение постановлений суда (даже после принятия решений заявители продолжают находиться в местах ограничения свободы);
— после освобождения лица без гражданства снова подвергнуты риску задержания ввиду отсутствия у них документов, удостоверяющих личность.
В настоящее время в компетентных органах сложилась практика, в соответствии с которой на иностранного гражданина, в отношении которого вынесено решение о депортации либо об административном выдворении, составляется учетная карточка, производятся его фотографирование и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация с последующим направлением полученных сведений в центральный банк данных, а в случае вынесения судьей постановления о содержании выдворяемого в административном порядке иностранного гражданина в специальных учреждениях ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении в течение суток направляет по каналам электронной, факсимильной либо телетайпной связи информацию о содержании иностранного гражданина в специальных учреждениях в соответствующий территориальный департамент Министерства иностранных дел РФ с целью доведения ее до сведения дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания депортируемого (выдворяемого) иностранного гражданина.
В случае если международным договором Российской Федерации с государством выезда депортируемого (выдворяемого в административном порядке) иностранного гражданина предусмотрен возврат, прием лиц, незаконно находящихся на территориях государств, орган, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, согласовывает в порядке, установленном данным международным договором, место и время передачи депортируемого (выдворяемого) лица представителю властей иностранного государства, на территорию или через территорию которого иностранный гражданин депортируется (выдворяется).
После оформления депортируемому (выдворяемому в административном порядке) лицу документов на выезд из Российской Федерации орган, ответственный за исполнение решения о депортации либо постановления об административном выдворении, не позднее двух суток до выезда депортируемого (выдворяемого) иностранного гражданина информирует подразделение пограничного контроля в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, через который будет осуществлена депортация либо административное выдворение, и соответствующее подразделение органов внутренних дел на транспорте (при его наличии) либо подразделение органа внутренних дел, в ведении которого находится обслуживаемая территория, о персональных данных депортируемого (выдворяемого) лица, а также дате и времени планируемого пересечения им государственной границы Российской Федерации.
О депортированных либо выдворенных в административном порядке иностранных гражданах, получивших ранее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или отказе в признании беженцем, либо уведомление об утрате или о лишении статуса беженца, либо ранее утративших временное убежище или лишенных временного убежища, а также виновных в нарушении иммиграционных правил либо правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы, направляются сообщения в территориальные подразделения ФМС России.
Исходя из вышеизложенного, все вопросы, касающиеся собственного обеспечения деятельности компетентных органов, ведающих вопросами миграции, в российском законодательстве обозначены достаточно четко, в то время как обеспечению механизма эффективной реализации процедур административного выдворения и депортации мешают две проблемы:
1) установления личности иностранного гражданина для применения административного выдворения и депортации. Несмотря на то что законодательством установление личности иностранного гражданина или лица без гражданства отнесено к исключительным случаям и поэтому срок административного задержания продлен с 3 до 48 часов, на практике установление личности занимает гораздо больше времени (две — три недели), а задержание на такой большой срок будет являться прямым нарушением законодательства;
2) обеспечения явки иностранного гражданина в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении, влекущем возможность применения административного выдворения.
Не вызывает сомнения тот факт, что отсутствие достаточного количества специальных учреждений, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, влечет за собой усложнение механизма реализации депортации или административного выдворения и, соответственно, снижение эффективности указанных мер. Кроме того, невозможность обеспечить присутствие иностранного гражданина в суде и невозможность в некоторых случаях установить местонахождение иностранного гражданина, подлежащего депортации или административному выдворению, для исполнения решения ввиду отсутствия специальных учреждений является причиной принятия незаконных решений сотрудниками правоохранительных органов и судьями.
Исходя из изложенного, органам государственной власти субъектов Российской Федерации следует полнее использовать полномочия, предусмотренные федеральным законодательством в сфере регулирования миграционных процессов.
Список литературы
1. Конвенция о статусе беженцев 1951 года (ст. 33) // Бюллетень международных договоров. 1993. N 9. С. 6 — 28.
2. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года (ст. 3) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. N 45. Ст. 747.
3. О беженцах: Федер. закон от 19.02.1993 N 4528-1 // Доступ из СПС «ГАРАНТ».
4. Об утверждении Инструкции об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства: Приказ ФСБ России от 23.12.2008 N 631 // Доступ из СПС «Гарант».
5. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федер. закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ст. 25.10) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Протокол N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (ст. 4) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.
7. URL: http://proverky.net/sovetyi-migratsionnogo-yurista/chem-otlichaetsya-vyidvorenie-otdeportatsii/#sthash.8e2sqtNd.dpuf.