Реорганизация бюджетного учреждения

В настоящее время в России активно ведутся поиски способов повышения эффективности организации и функционирования системы бюджетных учреждений.

Основные направления деятельности в рассматриваемой области были определены еще Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249. В частности, в соответствии с Концепцией предполагалось провести глубокие преобразования, направленные на уточнение правоспособности бюджетных учреждений.

Реорганизация бюджетных учреждений (наряду с таким мерами, как ликвидация и переподчинение части получателей бюджетных средств, привлечение организаций различных организационно-правовых форм к предоставлению государственных (муниципальных) услуг и т.п.), видится разработчикам вышеозначенной концепции одним из путей разрешения существующих проблем.

В настоящем материале будет рассмотрен порядок действий по реорганизации бюджетного учреждения. В том числе мы остановимся подробнее на подготовке документации, вопросах правопреемственности и скрытых нюансах, возникающих в процессе реорганизации.

Правовые основы реорганизации

Правовые основы реорганизации юридических лиц установлены положениями части первой Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). В частности, ст. 57 ГК РФ предусматривает возможность проведения реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Следует различать указанные понятия:
— преобразование – это изменение организационно-правовой формы юридического лица;
— слияние — прекращение двух или нескольких юридических лиц и образование на их основе нового юридического лица;
— присоединение — прекращение двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему юридическому лицу;
— выделение — создание одного или нескольких юридических лиц, к которым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без его прекращения;
— разделение — прекращение юридического лица, когда все его права и обязанности переходят к вновь созданным юридическим лицам.

В соответствии с п. 3 ст. 120 ГК РФ особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом1 и иными правовыми актами2.

В связи с тем, что учреждение является некоммерческой организацией (т. е. организацией, созданной для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан и в иных целях), на него распространяются также положения Федерального закона 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон 7-ФЗ). В частности, учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество.

Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается только в случаях, которые установлены законом (п. 2 ст. 17 Закона7-ФЗ).

Наконец, следует иметь в виду, что при реорганизации юридического лица подлежат применению и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. В частности, государственная регистрация организации, возникшей в результате реорганизации, и внесение в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности реорганизованной организации осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон № 129-ФЗ).

Порядок проведения реорганизационных мероприятий

Приведем стандартный алгоритм преобразования бюджетной организации на примере федерального учреждения. Сразу отметим, что все нижесказанное справедливо для учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Итак, если учреждение намерено провести реорганизацию, требуется прохождение следующих этапов.

1. Решение о реорганизации

Согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 10.02.2004 № 71 “О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений” решения о реорганизации федеральных государственных учреждений принимает Правительство РФ. Проекты указанных решений подготавливают федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли, по согласованию с Министерством экономического развития РФ (Минэкономразвития), Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития) и Министерством финансов РФ (Минфин России).

Проект решения Правительства РФ о реорганизации федерального государственного учреждения должен предусматривать предмет и цели деятельности учреждения, а также предельную численность работников и размер ассигнований на содержание реорганизуемого учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Кроме того, в соответствии с п. 2 письма Минфина России от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176 “О порядке проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений и отражении указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений” (далее – Письмо № 03-01-01/08-176) в таком решении следует отразить:
— основание для принятия решения о реорганизации органа или учреждения;
— дату, на которую проводится реорганизация органа или учреждения;
— срок проведения реорганизационных мероприятий;
— создание органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации органа или учреждения;
— источник финансирования расходов, связанных с проведением реорганизации;
— перечень органов или учреждений, которым передаются функции, права и обязанности, активы (финансовые и нефинансовые) и обязательства (далее – активы и обязательства) реорганизуемого органа или учреждения3.

При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества реорганизуемого учреждения Росимуществу.

Обратите внимание!

Порядок и сроки упразднения органа (комиссии), уполномоченного на реорганизацию, определяются правовым актом учредителя, а в случае реорганизации федерального органа исполнительной власти – распоряжением Правительства РФ. При этом орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, не может быть упразднен до представления оформленного в установленном порядке передаточного или разделительного балансов (п. 4 Письма № 03-01-01/08-176).

2. Сообщения и уведомления

Регистрирующим органам. Ст. 60 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (т. е. налоговый орган по месту нахождения учреждения), о начале процедуры реорганизации с указанием того, в какой форме производится реорганизация. Если в реорганизации участвуют два и более юридических лиц (например, при слиянии), такое уведомление направляет юридическое лицо, последним принявшее решение о реорганизации, либо определенное решением о реорганизации. Аналогичное положение содержит п. 1 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ.

Форма уведомления приведена в Письме ФНС РФ от 23.01.2009 № МН-22-6/64@ “По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации”.
На основании упомянутого уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ).

Обратите внимание!

В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 23 части первой Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о ее реорганизации или ликвидации в течение трех дней со дня принятия такого решения. Такое сообщение направляется по форме С-09-4 (“Сообщение о реорганизации или ликвидации организации”), утвержденной Приказом ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@.

Таким образом, реорганизуемое учреждение должно направить в налоговый орган и уведомление о реорганизации, предусмотренное ст.60 ГК РФ, и соответствующее сообщение согласно НК РФ. Причем оба документа направляются в трехдневный срок с момента принятия решения о реорганизации.

Кредиторам. Особое внимание при реорганизации юридического лица гражданское законодательство уделяет установлению гарантий прав кредиторов реорганизуемого лица. Согласно п. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, обязано в письменной форме уведомить известных ему кредиторов о начале реорганизации. Это уведомление составляется в произвольной форме.

СМИ. После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации реорганизуемое юридическое лицо дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В настоящее время данные о государственной регистрации юридических лиц публикуются в журнале “Вестник государственной регистрации”4.

Если в реорганизации участвуют два и более юридических лица, то, как и при уведомлении налогового органа о начале процедуры реорганизации, уведомление о реорганизации публикует юридическое лицо, последним принявшее решение о реорганизации, либо определенное решением о реорганизации, и делает это от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описываются порядок и условия заявления кредиторами своих требований, а также иные сведения, предусмотренные законом.

Внебюджетным фондам. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” (далее – Закон № 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации о реорганизации или ликвидации организации в течение трех дней со дня принятия такого решения. Уведомление о предстоящей реорганизации, направляемое во внебюджетные фонды, также составляется в произвольной форме, но обязательно на бланке учреждения с подписанием уполномоченным лицом и проставлением печати. Представлять такое сообщение можно непосредственно (лично) либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Работникам. В процессе реорганизационных мероприятий вносятся соответствующие изменения в документы работников, связанные с работой (трудовой договор, трудовую книжку, личную карточку по форме Т-2). Поскольку меняются существенные условия трудового договора, уведомления об изменении таких условий направлять работнику необходимо в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ.
Уведомление работникам составляется в произвольной форме и вручается работнику лично под расписку, либо оно направляется по месту его жительства заказным письмом с уведомлением о вручении. Сделать это необходимо не позднее, чем за два месяца до изменения существенных условий трудового договора (ч. 2 ст. 74 ТК РФ).
Кроме того, ч. 5 ст. 75 ТК РФ устанавливает, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, и поэтому никаких уведомлений направлять не требуется. В таких случаях в трудовые книжки работников просто вносится в установленном порядке соответствующая запись.

3. Передаточный (разделительный) баланс

Согласно ст. 58 и 59 ГК РФ после завершения всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий, орган (комиссия) учреждения, уполномоченный на реорганизацию, составляет:
— при присоединении, слиянии или преобразовании – передаточный акт;
— при выделении или разделении бюджетных учреждений – разделительный баланс.
Передаточный или разделительный баланс по реорганизуемому органу или учреждению составляются в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Минфином России в Инструкции № 128н, и должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Далее передаточный или разделительный баланс и акты приемки-передачи активов и обязательств реорганизуемого учреждения представляются учредителю, а в случае реорганизации федерального органа исполнительной власти – Минфину России, учреждению, которому переданы функции, права и обязанности реорганизуемого учреждения (п. 4 Письма № 03-01-01/08-176), и в органы Федерального казначейства или органу, осуществляющему кассовое обслуживание исполнения соответствующего бюджета в установленном порядке (п. 278 Инструкции № 128н).

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Данные передаточного или разделительного баланса, а также объемы лимитов бюджетных обязательств, объемы финансирования, кассовые и фактические расходы реорганизованного органа или учреждения отражаются на дату окончания реорганизации в главной книге и регистрах бухгалтерского учета, а также в бухгалтерской отчетности с начала года вновь созданными или принимающими органами или учреждениями, которым переданы функции, права и обязанности реорганизуемого органа или учреждения.

4. Завершение реорганизационных мероприятий

Одним из наиболее значимых этапов реорганизации являются регистрационные процедуры, осуществляемые в соответствии с Законом № 129-ФЗ. Согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ, именно с момента государственной регистрации юридическое лицо считается реорганизованным.
Как правило, государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами (подразделениями ФНС РФ) по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц (п. 1 ст. 15 Закона № 129-ФЗ). Исключение составляет случай прекращения деятельности присоединенного юридического лица, когда регистрация производится уполномоченным органом по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение (п. 3 ст. 17 Закона № 129-ФЗ).

Обратите внимание!

Использование при регистрации бюджетного учреждения форм, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 “О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций” (в частности, ф. РН0002 “Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации, создаваемой путем реорганизации” и ф. РН0009 “Заявление о прекращении деятельности присоединенной некоммерческой организации” и т. д.) ошибочно.

Согласно п. 5 ст. 1 Закона № 7-ФЗ, действие данного закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также на государственные и муниципальные учреждения, если иное не установлено федеральным законом. В связи с этим для государственной регистрации государственного или муниципального учреждения используются формы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439(далее – Постановление № 439), например, форма заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001). Порядок заполнения приведенных в Постановлении № 439 форм утвержден Приказом ФНС РФ от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ “О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя”.
В зависимости от формы реорганизации меняется состав документов, которые реорганизуемая организация должна предоставить в регистрирующий орган (см. Таблицу).

Перечень документов, предоставляемых реорганизуемой организацией в регистрирующий орган при различных формах реорганизации

Преобразование, слияние, разделение, выделение (ст. 14 Закона № 129-ФЗ)

Присоединение (п. 3 ст. 17 Закона № 129-ФЗ)

1) Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
2) Учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) Решение о реорганизации юридического лица;
4) Договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
5) Передаточный акт или разделительный баланс;
6) Документ об уплате государственной пошлины.
7) Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений, предусмотренных пенсионным законодательством РФ.
1) Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме № Р16003, утвержденной Постановлением № 439;
2) Решение о реорганизации юридического лица;
3) Договор о присоединении;
4) Передаточный акт.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ).
Следует помнить, что момент государственной регистрации влечет за собой прекращение/возникновение ряда прав и обязанностей реорганизуемого учреждения.

Как указано в Письме № 03-01-01/08-176, во время работы органа (комиссии), уполномоченного на реорганизацию, реорганизуемый орган или учреждение представляет бухгалтерскую отчетность в сроки и в объеме, определенные нормативными актами, установленными Министерством финансов РФ. Таким образом, до даты государственной регистрации все операции, связанные с текущей деятельностью учреждения, отражаются в бухгалтерском учете бюджетного учреждения.
До внесения регистрационных записей в Единый государственный реестр юридических лиц реорганизуемое учреждение исполняет обязанности по уплате налогов и сборов. Указанное следует из положений ст.50 НК РФ. Однако реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (п. 3 ст. 50 НК РФ).

До даты государственной регистрации и внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ реорганизуемое учреждение исполняет обязанности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, что подтверждается п. 4 ст.10 Закона № 212-ФЗ, в соответствии с которым если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации. При реорганизации плательщика страховых взносов, уплату страховых взносов и представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляет его правопреемник или правопреемники (п. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ “Об архивном деле в Российской Федерации” при реорганизации государственных и муниципальных организаций архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам реорганизуемых организаций (подп. 6 ст. 23 Закона № 125-ФЗ). В частности, прежний работодатель обязан передать новому работодателю не только имущество, но и документацию, в том числе по соответствующему передаточному акту трудовые книжки работников, личные карточки по форме Т-2 и т. д.

При реорганизации государственных и муниципальных организаций путем разделения или выделения из их состава одной или нескольких организаций условия и место дальнейшего хранения архивных документов определяются учредителями этих организаций либо органами, уполномоченными на то учредительными документами, по согласованию с Росархивом (п. 6, 7 ст. 23).
И, наконец, как уже говорилось выше, федеральные законы могут устанавливать отдельные особенности реорганизации некоторых видов учреждений (например, порядок лицензирования и аккредитации реорганизуемых юридических лиц5).

1.См. например: ст. 34 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”, ст. 31 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”, ст. 18 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” и др

2.См. например: раздел VI Устава федерального государственного учреждения “Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации”, утвержденного Приказом Минюста РФ от 16.11.2005 № 220.

3. П. 12 Письма ФНС России от 23.01.2009 г. № МН-22-6/64@ “По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации”.

4.Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей”.

5. См. п.2 ст. 34 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”.

22. Реорганизация бюджетного учреждения

  • •1. Изменения законодательства по государственным закупкам
  • •1.1. Размещение заказа у единственного поставщика
  • •1.2. Участие в госзаказе через представителя
  • •1.3. Цена контракта
  • •1.4. Требования к участникам размещения заказа
  • •1.5. Размещение заказа у субъектов
  • •1.6. Указание в документации на товарные знаки
  • •1.7. Порядок подачи заявок на участие в конкурсе
  • •1.8. Выполнение поисковой научно-исследовательской работы
  • •1.9. Комиссии по размещению заказов
  • •1.10. Открытый аукцион в электронной форме
  • •1.11. Запрос котировок
  • •2. Классификация операций
  • •2.1. Общие положения бюджетной классификации рф
  • •2.2. Группа 100 «Доходы»
  • •2.2.1. Статья 110 «Налоговые доходы»
  • •2.2.2. Статья 120 «Доходы от собственности»
  • •2.2.3. Статья 130 «Доходы от оказания платных услуг»
  • •2.2.4. Статья 140 «Суммы принудительного изъятия»
  • •2.2.5. Статья 150 «Безвозмездные поступления от бюджетов»
  • •2.2.6. Статья 160 «Взносы на социальные нужды»
  • •2.2.7. Статья 170 «Доходы от операций с активами»
  • •2.2.8. Статья 180 «Прочие доходы»
  • •2.3. Группа 200 «Расходы»
  • •2.3.1. Статья 210 «Оплата труда и начисления
  • •2.3.2. Статья 220 «Оплата работ, услуг»
  • •2.3.3. Статья 230 «Обслуживание государственного
  • •2.3.4. Статья 240 «Безвозмездные перечисления организациям»
  • •2.3.5. Статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам»
  • •2.3.6. Статья 260 «Социальное обеспечение»
  • •2.3.7. Статья 290 «Прочие расходы»
  • •2.4. Группа 300 «Поступление нефинансовых активов»
  • •2.4.1. Статья 310 «Увеличение стоимости основных средств»
  • •2.4.2. Статья 320 «Увеличение стоимости
  • •2.4.3. Статья 330 «Увеличение стоимости
  • •2.4.4. Статья 340 «Увеличение стоимости
  • •2.5. Группа 500 «Поступление финансовых активов»
  • •2.6. Группа 600 «Выбытие финансовых активов»
  • •2.7. Группа 700 «Увеличение обязательств»
  • •2.8. Группа 800 «Уменьшение обязательств»
  • •3. Составление годовой бюджетной отчетности
  • •3.1. Общие требования к составлению отчетности
  • •3.2. Представление бюджетной отчетности
  • •3.2.1. Заполнение отдельных отчетных форм
  • •3.2.2. Согласование показателей отчетных форм
  • •4. Сметы доходов и расходов
  • •4.1. Бюджетная смета
  • •4.2. Внебюджетная смета
  • •4.2.1. Общие положения о составлении внебюджетной сметы
  • •4.2.2. Представление внебюджетной сметы в офк
  • •4.3. Смета по средствам, поступающим в доход бюджета
  • •4.4. Составление смет в учреждениях
  • •4.5. Составление внебюджетной сметы в учреждениях культуры
  • •5. Основные изменения в бюджетном учете
  • •5.1. Общие положения
  • •5.2. Нефинансовые активы
  • •Вопрос 2: исходя из какой стоимости (балансовой или остаточной) следует определять годовую сумму амортизационных отчислений?
  • •5.3. Финансовые активы
  • •5.4. Обязательства
  • •5.5. Санкционирование расходов бюджетов
  • •5.6. Централизованные поставки
  • •5.7. Забалансовый учет
  • •5.8. Общие положения по переносу остатков
  • •6. Централизованное снабжение материальными ценностями
  • •6.1. Отражение операций
  • •6.2. Отражение операций в учете грузополучателя
  • •6.3. Отражение операций по отправке возвратной тары
  • •6.4. Особенности учета материальных ценностей
  • •6.5. Особенности централизованного снабжения
  • •7. Санкционирование расходов бюджетов
  • •7.1. Порядок доведения бюджетных ассигнований
  • •7.1.1. Правила доведения (изменения) бюджетных данных
  • •7.1.2. Требования к бюджетным данным
  • •7.1.3. Детализация бюджетных данных
  • •7.1.4. Детализация бюджетных данных
  • •7.1.5. Контроль со стороны Федерального казначейства
  • •7.1.6. Временные бюджетные данные
  • •7.1.7. Отзыв бюджетных данных
  • •7.1.8. Дополнительное бюджетное финансирование
  • •7.1.9. Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств
  • •7.2. Порядок учета бюджетных обязательств
  • •7.2.1. Учет бюджетных обязательств
  • •7.2.2. Порядок учета бюджетных обязательств
  • •7.2.3. Представление информации о бюджетных обязательствах
  • •7.3. Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств
  • •7.4. Бюджетный учет санкционирования расходов
  • •7.4.1. Учет лимитов бюджетных обязательств
  • •7.4.2. Бюджетные ассигнования
  • •7.4.3. Корреспонденция счетов по доведению, детализации
  • •7.4.4. Принятые обязательства
  • •7.4.5. Перенос остатков по счетам санкционирования расходов
  • •7.5. Санкционирование расходов за счет средств
  • •7.5.1. Сметные назначения по приносящей доход деятельности
  • •7.5.2. Принятие обязательств
  • •8. Администрирование поступлений в бюджет
  • •8.1. Порядок администрирования доходов бюджета
  • •8.2. Бюджетный учет операций по администрированию доходов
  • •9. Основные средства
  • •9.1. Объекты учета
  • •9.2. Поступление основных средств
  • •9.3. Списание (выбытие) основных средств
  • •9.4. Амортизация основных средств
  • •9.5. Переход на новые положения
  • •9.5.1. Основные средства стоимостью от 1000 до 3000 рублей
  • •9.5.2. Основные средства стоимостью
  • •9.5.3. Операции по списанию основных средств
  • •9.5.4. Перевод остатков в части амортизации,
  • •9.6. Библиотечный фонд
  • •9.6.1. Переходные положения по начислению амортизации
  • •9.6.2. Срок полезного пользования объектами
  • •9.7. Периодическая литература
  • •9.8. Излишки основных средств
  • •9.9. Учет музыкальных инструментов
  • •9.10. Учет сценическо-постановочных средств
  • •9.11. Учет спортивного инвентаря
  • •9.11.1. Приобретение спортивного инвентаря
  • •9.11.2. Получение спортивного инвентаря
  • •9.12. Учет специальных (военных) средств
  • •9.13. Учет наградного оружия
  • •10. Нематериальные активы
  • •10.1. Объекты учета
  • •10.2. Исключительное право на результат
  • •10.2.1. Договор об отчуждении исключительного права
  • •10.2.2. Лицензионный договор
  • •10.3. Создание нематериального актива собственными силами
  • •10.4. Принятие к учету нематериального актива,
  • •10.5. Амортизация нематериальных активов
  • •10.6. Переход на новые положения по амортизации
  • •10.6.1. Нематериальные активы стоимостью
  • •10.6.2. Нематериальные активы стоимостью
  • •11. Непроизведенные активы
  • •11.1. Поступление непроизведенных активов
  • •11.2. Выбытие непроизведенных активов
  • •11.3. Непроизведенные активы имущества казны
  • •12. Материальные запасы
  • •12.1. Виды материальных запасов
  • •12.2. Учет спецоборудования для выполнения ниокр
  • •12.2.1. Спецоборудование для выполнения ниокр
  • •12.2.2. Спецоборудование для выполнения ниокр
  • •12.3. Учет спортивной экипировки
  • •13. Учет имущества казны
  • •13.1. Состав имущества казны
  • •13.2. Порядок амортизации имущества казны
  • •13.3. Перенос остатков
  • •13.4. Поступление и выбытие имущества казны
  • •13.5. Существует ли особый порядок проведения
  • •13.6. Признается ли объектом обложения налогом
  • •13.7. Сдача имущества казны в аренду
  • •13.8. Дивиденды по акциям, находящимся в собственности
  • •13.9. Ндс с реализации имущества казны
  • •13.10. Земельный налог и имущество казны
  • •14. Лицевые счета бюджетных учреждений
  • •14.1. Виды новых лицевых счетов
  • •14.2. Порядок открытия лицевого счета
  • •14.3. Порядок ведения лицевых счетов
  • •14.3.1. Лицевой счет главного распорядителя
  • •14.3.2. Лицевой счет получателя бюджетных средств
  • •15. Денежные средства учреждения
  • •15.1. Общие положения
  • •15.2. Обеспечение наличными деньгами бюджетных учреждений
  • •15.2.1. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов
  • •15.2.2. Получение наличных денежных средств
  • •15.2.3. Внесение наличных денежных средств на лицевой счет
  • •15.2.4. Обеспечение наличными деньгами
  • •15.3. Применение ккт при осуществлении
  • •15.4. Правомерность применения Квитанции (ф. 0504510)
  • •15.5. Учет денежных документов
  • •15.6. Основные нарушения порядка ведения кассовых операций
  • •16. Финансовые вложения
  • •16.1. Депозиты и иные финансовые активы
  • •16.2. Акции и иные формы участия в капитале
  • •16.3. Облигации, векселя
  • •16.4. Вложения в финансовые активы
  • •16.5. Передача права пользования рид по лицензионному
  • •17. Учет активов и обязательств за балансом
  • •17.1. Общие положения забалансового учета
  • •17.2. Счет 01 «Основные средства в пользовании»
  • •17.3. Счет 02 «Материальные ценности,
  • •17.4. Счет 03 «Бланки строгой отчетности»
  • •17.4.1. Общие положения об учете бсо
  • •17.4.2. Новые формы театральных и кинобилетов
  • •17.5. Счет 04 «Списанная задолженность
  • •17.6. Счет 05 «Материальные ценности, оплаченные
  • •17.7. Счет 06 «Задолженность учащихся и студентов
  • •17.8. Счет 07 «Переходящие награды, призы,
  • •17.9. Счет 08 «Путевки неоплаченные»
  • •17.10. Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам,
  • •17.11. Счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств»
  • •17.12. Счет 11 «Государственные и муниципальные гарантии»
  • •17.13. Счет 12 «Спецоборудование для выполнения
  • •17.14. Счет 13 «Экспериментальные устройства»
  • •17.15. Счет 14 «Расчетные документы, ожидающие исполнения»
  • •17.16. Счет 15 «Расчетные документы, не оплаченные
  • •17.17. Счет 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие
  • •17.18. Счет 17 «Поступления денежных средств
  • •17.19. Счет 18 «Выбытия денежных средств
  • •17.20. Счет 19 «Невыясненные поступления
  • •17.21. Счет 20 «Списанная задолженность,
  • •17.22. Счет 22 «Материальные ценности, полученные
  • •17.23. Счет 23 «Периодические издания для пользования»
  • •18. Оплата труда и социальное страхование
  • •18.1. Новые системы оплаты труда
  • •18.2. Новые системы оплаты труда
  • •18.3. Новые системы оплаты труда в учреждениях культуры
  • •18.4. Новые системы оплаты труда в учреждениях спорта
  • •18.5. Оплата труда сотрудников милиции
  • •18.6. Порядок отражения операций по начислению
  • •18.7. Пособия по государственному социальному страхованию
  • •18.7.1. Пособие по временной нетрудоспособности,
  • •18.7.2. Пособие в связи с трудовым
  • •18.7.3. Государственные пособия гражданам, имеющим детей
  • •18.7.4. Социальное пособие на погребение
  • •18.7.5. Учет пособий, выплачиваемых за счет средств фсс
  • •19. Приносящая доход деятельность бюджетных учреждений
  • •19.1. Законодательство о приносящей доход
  • •19.2. Порядок осуществления операций
  • •19.2.1. Порядок оформления Генеральных разрешений
  • •19.2.2. Порядок оформления Разрешений
  • •19.3. Платежи в рамках приносящей доход деятельности
  • •19.4. Отражение операций по приносящей доход
  • •19.5. Распределение расходов между бюджетной и приносящей
  • •20. Сдача государственного и муниципального
  • •20.1. Заключение договора аренды недвижимого имущества
  • •20.2. Экспертная оценка последствий
  • •20.3. Стартовый размер арендной платы
  • •20.4. Налог на прибыль с доходов
  • •20.5. Отражение операций по сдаче имущества
  • •20.6. Учет коммунальных платежей
  • •21. Учет грантов
  • •21.1. Заключение договоров с победителями конкурса
  • •21.2. Налог на прибыль
  • •21.3. Бухгалтерский учет грантов
  • •22. Реорганизация бюджетного учреждения
  • •22.1. Общие положения
  • •22.2. Трудовые отношения с работниками
  • •22.3. Уплата налогов при реорганизации учреждения
  • •22.4. Заключительная отчетность
  • •23. Создание бюджетными учреждениями коммерческих обществ
  • •23.1. Уведомительный и разрешительный порядок
  • •23.2. Основной вид деятельности дочерних обществ
  • •23.3. Соучредители внедренческого общества
  • •23.4. Льготы для внедренческих обществ
  • •23.5. Рекомендации по применению
  • •23.6. Вопросы, которые необходимо решить…
  • •24. Основные изменения в главе 21 нк рф
  • •24.1. Налог на добавленную стоимость с авансов
  • •24.2. Ввоз технологического оборудования
  • •24.3. Выполнение смр для собственного потребления
  • •24.4. Расчеты неденежными средствами
  • •24.5. Реализация государственного
  • •24.6. Принятие решения по итогам камеральной проверки
  • •24.7. Электронные счета-фактуры
  • •25. Основные изменения в главе 25 нк рф
  • •25.1. Порядок начисления амортизации
  • •25.1.1. Линейный метод
  • •25.1.2. Нелинейный метод
  • •25.1.3. Плюсы и минусы «нового» нелинейного метода
  • •25.1.4. С линейного метода на нелинейный и обратно
  • •25.2. Амортизационная премия
  • •25.3. Неотделимые улучшения объектов ос,
  • •25.4. Повышающие и понижающие коэффициенты
  • •25.5. Расходы на обучение
  • •25.6. Суточные и полевое довольствие
  • •25.7. Расходы на ниокр с коэффициентом 1,5
  • •25.8. Программы для эвм стоимостью
  • •25.9. Расходы на дмс
  • •25.10. Компенсация затрат работников на жилье
  • •25.11. Основные изменения в главе 25 нк рф с 2010 года
  • •26. Единый социальный налог — 2009
  • •26.1. Единый социальный налог в 2009 году
  • •26.2. Страховые взносы с 2010 года
  • •26.2.1. Новые законы и изменения
  • •26.2.2. Что ждет спецрежимников в 2010 году?
  • •26.2.3. Новшества Федерального закона n 212-фз
  • •27. Основные изменения в гл. 23 нк рф
  • •27.1. Доходы, не подлежащие налогообложению
  • •27.2. Стандартные налоговые вычеты
  • •27.3. Социальные налоговые вычеты
  • •27.4. Имущественные налоговые вычеты
  • •28. Налог на имущество организаций
  • •28.1. Общие положения
  • •28.2. Определение налоговой базы
  • •28.3. Расчет налога на имущество
  • •29. Система налогообложения в виде единого налога
  • •29.1. Ветеринарные услуги
  • •29.2. Деятельность аптек
  • •29.3. Деятельность по предоставлению спортинвентаря,
  • •29.4. О представлении налоговой декларации
  • •30. Ревизии и проверки в 2009 году
  • •30.1. Ведомственный контроль
  • •30.2. Осуществление налогового контроля
  • •30.3. Проведение контрольных мероприятий пожарной

Реорганизация бюджетных учреждений (Гусев А.)

Нередкими бывают случаи реорганизации действующих бюджетных учреждений с целью оптимизации и минимизации расходов бюджетов бюджетной системы РФ. Реорганизация бюджетных учреждений может быть проведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.
Общие положения о реорганизации
Реорганизация бюджетного учреждения может быть проведена в следующих формах (ст. ст. 57, 58 ГК РФ):
— слияния нескольких учреждений в одно. При слиянии права и обязанности каждого из учреждений переходят к вновь возникшему учреждению в соответствии с передаточным актом;
— присоединения учреждения к другому учреждению. При присоединении учреждения к другому учреждению к последнему переходят права и обязанности присоединенного учреждения в соответствии с передаточным актом;
— разделения учреждения. При разделении права и обязанности учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с разделительным балансом;
— выделения из состава учреждения одного или нескольких учреждений. В данном случае к каждому из выделенных учреждений переходят права и обязанности реорганизованного учреждения в соответствии с разделительным балансом;
— преобразования учреждения. При преобразовании учреждения одного вида в учреждение другого вида к вновь возникшему учреждению переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно ч. 4 ст. 57 ГК РФ и ч. 3 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях <1> бюджетное учреждение считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшего учреждения.
———————————
<1> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
При реорганизации учреждения в форме присоединения к нему другого учреждения первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного учреждения.
Государственная регистрация вновь возникшего в результате реорганизации учреждения и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного учреждения осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Принятие решения о реорганизации
В силу ч. 2.1 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных учреждений, если иное не установлено актом Правительства РФ, осуществляются в порядке, установленном:
— Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» (далее — Порядок N 539) — в отношении федеральных бюджетных учреждений;
— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
— местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно п. 10 Порядка N 539 решение о реорганизации федерального бюджетного учреждения в форме слияния или присоединения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Указанное решение должно содержать:
— наименование федеральных учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;
— форму реорганизации;
— наименование федерального учреждения после завершения процесса реорганизации;
— наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя реорганизуемого федерального учреждения (учреждений);
— информацию об изменении основных целей деятельности реорганизуемого учреждения;
— перечень мероприятий по реорганизации федерального учреждения с указанием сроков их проведения.
В случае если по результатам реорганизации изменяется подведомственность федерального учреждения (учреждений), решение о реорганизации федерального учреждения (учреждений) принимается Правительством РФ.
Проект правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, о реорганизации федеральных учреждений, находящихся в ведении федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этому федеральному органу исполнительной власти, подготавливается федеральной службой или федеральным агентством, которые будут осуществлять функции и полномочия учредителя указанных учреждений (п. 12 Порядка N 539).
Принятие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, решения о реорганизации федерального учреждения (учреждений) при сохранении объема государственных услуг (работ), подлежащих оказанию (выполнению) находящимися в его ведении федеральными учреждениями, не может являться основанием для сокращения объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, выделяемых данному федеральному органу исполнительной власти как главному распорядителю средств федерального бюджета на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Уведомление о реорганизации
В силу ч. 1 ст. 60 ГК РФ бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в ФНС о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. Форма указанного сообщения приведена в Приложении 5 к Приказу ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». На основании данного уведомления ФНС вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что учреждение находится в процессе реорганизации.
Кроме того, в силу пп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ <2> бюджетные учреждения в течение трех дней со дня принятия решения о реорганизации обязаны письменно сообщить об этом в ФСС и ПФР по месту своего нахождения.
———————————
<2> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Реорганизуемое учреждение после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации обязано дважды с периодичностью один раз в месяц помещать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомления о своей реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации учреждении, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.
Завершение расчетов с дебиторами и кредиторами
До составления передаточного или разделительного баланса орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, завершает расчеты с дебиторами и кредиторами, передачу материальных ценностей.
Согласно ч. 3 ст. 60 ГК РФ кредитор учреждения, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.
В случае если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) учреждения несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного учреждения.
По незаконченным расчетам с дебиторами и кредиторами учредителем принимается отдельное решение о списании дебиторской или кредиторской задолженности в установленном законодательством порядке.
Особенности формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации
После окончания срока для предъявления требований кредиторами орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, представляет учредителю промежуточный баланс по реорганизуемому учреждению.
Во время работы органа (комиссии), уполномоченного на реорганизацию, реорганизуемый орган или учреждение представляют бухгалтерскую отчетность в сроки и в объеме, определенные нормативными актами, установленными Минфином.
По завершении всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий органом (комиссией), уполномоченным на реорганизацию, составляется передаточный или разделительный баланс по реорганизуемому органу или учреждению на установленную учредителем дату реорганизации в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Минфином.
Порядок составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений определен Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н).
В соответствии с п. п. 75, 76 Инструкции N 33н в случае проведения реорганизации бухгалтерская отчетность формируется и представляется на дату проведения в следующем составе:
— разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);
— справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
— справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
— отчет об исполнении плана учреждения по финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
— отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);
— отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
— пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760).
Согласно п. 77 Инструкции N 33н бухгалтерская отчетность представляется учредителю, в ведении которого находилось реорганизуемое бюджетное учреждение до принятия решения о его реорганизации, и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации.
В соответствии с п. 79 Инструкции N 33н данные, отраженные в отчетности реорганизуемого субъекта отчетности, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств.
Пунктом 80 Инструкции N 33н предусмотрено, что пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760) при реорганизации учреждения формируется в составе форм, предусмотренных для годовой отчетности. Дополнительно в текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) учреждением раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого субъекта отчетности в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого субъекта отчетности за отчетный период.
Кроме того, требование об обязательности проведения инвентаризации активов и обязательств, в том числе перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса при реорганизации учреждения, содержат положения п. 3 ст. 11 Федерального закона N 402-ФЗ <3>. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания N 49).
———————————
<3> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В соответствии с п. 2.2 Методических указаний N 49 для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации (п. 2.3 Методических указаний N 49). При этом считаем, что при проведении инвентаризации в случае реорганизации в форме присоединения в состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей учреждения-правопреемника.
Порядок оформления передаточного акта, а также состав лиц, ответственных за его оформление, утверждаются локальными правовыми актами учреждения.
В соответствии со ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями учреждения или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Учреждение-правопреемник принимает активы и обязательства, кассовые и фактические расходы реорганизованного учреждения на основании передаточного акта и отражает их на дату окончания реорганизации в главной книге и регистрах бухгалтерского учета, а также в бухгалтерской отчетности с начала года.
Порядок и сроки упразднения органа (комиссии), уполномоченного на реорганизацию, определяются правовым актом учредителя, а в случае реорганизации федерального органа исполнительной власти — распоряжением Правительства РФ.
Орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, не может быть упразднен до представления оформленного в установленном порядке передаточного или разделительного баланса.
Закрытие лицевых счетов
При осуществлении реорганизации соответствующие лицевые счета бюджетного учреждения, открытые в органах Федерального казначейства, подлежат закрытию в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н (далее — Порядок N 24н).
Согласно п. 108 Порядка N 24н в случае закрытия лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса в связи с реорганизацией (ликвидацией) клиента передача показателей, отраженных на закрываемом лицевом счете, осуществляется на основании акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого организации, бюджетному (автономному) учреждению, по форме согласно Приложению 49 к Порядку N 24н (ф. 0531961), представленного в орган Федерального казначейства по месту обслуживания учреждения.
Орган Федерального казначейства осуществляет проверку показателей, отраженных в акте приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого организации, бюджетному (автономному) учреждению (ф. 0531961), на соответствие показателям, отраженным на лицевом счете для учета операций неучастника бюджетного процесса, а также реквизитов, предусмотренных к заполнению при представлении акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого организации, бюджетному (автономному) учреждению, в соответствии с п. 133 Порядка N 24н.
Не позднее пяти рабочих дней после передачи в установленном порядке в течение текущего финансового года показателей, отраженных на лицевом счете учреждения, осуществляется его закрытие.
При наличии на закрываемом лицевом счете показателей, не переданных до конца текущего финансового года, закрытие лицевого счета осуществляется не позднее пяти рабочих дней после завершения текущего финансового года на основании заявления на закрытие лицевого счета, оформленного уполномоченным руководителем органа Федерального казначейства работником.
Согласно Письму Минфина России N 02-03-09/3124, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-454 от 10.08.2012 перечисление неиспользованных остатков средств учреждения на вновь открываемые ему лицевые счета либо на лицевой счет принимающего учреждения осуществляется на основании представленного учреждением в орган Федерального казначейства платежного (расчетного) документа. В рамках одного и того же счета по учету средств учреждений перечисление осуществляется без направления платежных документов в учреждение Банка России, в котором открыт счет управлению Федерального казначейства по субъекту РФ.
Не использованные на момент реорганизационных мероприятий суммы остатков субсидий на иные цели, перечисляемые с закрываемого лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами, предоставленными учреждениям в виде субсидий на иные цели, учитываются на вновь открываемом отдельном лицевом счете учреждения либо на лицевом счете принимающего учреждения «без права расходования» до представления учреждением в орган Федерального казначейства сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (форма по ОКУД 0501016), утвержденных органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (принимающего учреждения). Указанные сведения составляются в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Денежные средства, поступившие на счет органа Федерального казначейства после прекращения операций на закрываемом лицевом счете или после закрытия лицевого счета, перечисляются в соответствии с реквизитами, указанными учреждением в представленном заявлении на закрытие лицевого счета, а в случае их отсутствия возвращаются в установленном порядке отправителю.