Религиозные организации как юридические лица

Гражданско-правовой статус общественных организаций и автономных некоммерческих организаций

ГК «О некоммерческих организациях» «О свободе совести и о религиозных объединениях» «Об общественных объединениях»

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее — уставные цели).

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

1. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

2. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

3. Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

4. Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

5. Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

6. Политическая партия.

7. Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения.

Устав общественного объединения. Государственная регистрация общественных объединений

Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания.

Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению.

Имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.

Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

ФЗ «О некоммерческих организациях»

Автономной некоммерческой организацией (устав) признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

В случае ликвидации распределению подлежит все оставшееся имущество партнеров, включая членские взносы или имущество приобретенное на эти взносы.

Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Тема 2.3. Право собственности юридических лиц

I. Задания для самостоятельной работы

Решить задачи:

Задача 1. Между группой граждан, бывших в числе учредителей закрытого акционерного общества и акционерным обществом возник спор, подлежит ли им выплата при выходе из акционерного стоимости их вкладов или стоимости части имущества общества пропорционально их долям в уставном капитале. Акционерное общество соглашалось выплатить вы­бывшим из общества акционерам стоимость их вкладов, а также прибыль, полученную обществом на момент выплаты вкладов. Акционеры настаи­вали на выплате им стоимости части имущества общества пропорцио­нально долям в уставном капитале.

Поскольку стороны к соглашению не пришли, дело было передано в суд. Акционеры считали, что имущество закрытого акционерного обще­ства составляло на момент образования общества и на момент заявления ими своих требований общую долевую собственность акционеров. К тому же право акционеров при выходе из общества получить стоимость части имущества пропорционально долям в уставном капитале закреплено в ус­таве.

Акционерное общество, возражая против требований акционеров, указывало на то, что ныне имущество принадлежит на праве собст­венности самому обществу, а в договоре учредителей предусмотрено право акционеров при выходе из общества получить лишь стоимость вкладов.

Кто является собственником имущества хозяйственных обществ и | товариществ? Как решить возникший спор?

Задача 2. При разработке устава производственного кооператива большинством учредителей принято решение об образовании в кооперативе неделимого фонда и определен его размер. В уставе предусмотрено, что к моменту регистрации кооператива члены кооператива обязаны внести не менее 5% | паевого взноса, а остальную часть — в течение двух лет с момента регистрации кооператива. Кооперативу предоставлено право выпускать акции. Предусмотрено также, что в случае смерти члена кооператива его наследники приему в кооператив не подлежат и им лишь выплачивается I стоимость пая.

Ознакомившись с протоколом общего собрания учредителей коо­ператива и уставом, регистрирующий орган отказал в регистрации.

Обоснован ли отказ в регистрации, и если обоснован, то какие изме­нения должны быть внесены в устав?

Задача 3. При распределении прибыли по итогам финансового года в сельскохо­зяйственном производственном кооперативе между членами и ассо­циированными членами кооператива возник спор: каким образом должна быть распределена прибыль? Члены кооператива настаивали на том, что вначале за счет прибыли должен быть оплачен их труд и лишь вслед за этим оставшаяся часть прибыли может быть израсходована на выплату дивидендов. Ассоциированные члены, напротив, считали, что первоо­чередной выплате подлежат дивиденды.

Каков порядок распределения прибыли в производственном сельскохо­зяйственном кооперативе? Кому в производственном кооперативе вы­плачиваются дивиденды ? Как разрешить возникший спор?

Задача 4. По инициативе районной администрации было созвано общее собрание членов колхоза, на котором глава администрации предложил колхозникам преобразовать свое хозяйство в одну из форм, рекомендо­ванных федеральными органами исполнительной власти. При этом кол­хозникам рекомендовали создать на базе колхоза либо крестьянские хо­зяйства, либо акционерное общество либо производственный коо­ператив. Колхозники ответили отказом, заявив, что их устраивает сло­жившаяся форма ведения хозяйства. К тому же они не усматривают прин­ципиальных различий между колхозом и производственным кооперати­вом.

Глава администрации предложил колхозникам приступить к определе­нию их имущественных и земельных долей в имуществе и земельном массиве колхоза. Свое предложение он мотивировал тем, что вопрос о преобразовании колхозов решен в нормативном порядке, и колхозникам предоставляется лишь право выбора одной из форм такого преобразова­ния.

Колхозники с этим не согласились и обратились за разъяснениями в Администрацию Президента.

Какой ответ им надлежит дать?

Задача 5. Одна из религиозных организаций, признанная юридическим лицом, решила учредить подсобное предприятие по производству предметов, не­обходимых для похорон по церковному обряду. В этих целях был разработан устав подсобного предприятия. В нем предусматривалось вы­деление церковного имущества в хозяйственное ведение предприятия и отчисление части прибыли на нужды учредителя. Органы юстиции, куда были направлены учредительные документы, отказались зарегистриро­вать подсобное предприятие в качестве юридического лица, сославшись на то, что действующее законодательство допускает закрепление в хозяй­ственное ведение лишь государственного и муниципального имущества. Они предложили религиозной организации избрать иную организацион­но-правовую форму коммерческой деятельности, необходимой для вы­полнения уставных задач. Представители религиозной организации обратились в юридическую фирму за консультацией.

Какой ответ может быть им дан?

II. План семинарского занятия

Тема: «Право собственности юридических лиц»

1. Субъекты права собственности юридических лиц.

2. Объекты права собственности юридических лиц.

3. Право собственности хозяйственных обществ и товариществ.

4. Право собственности производственных и потребительских кооперативов.

5. Право собственности общественных и религиозных объединений.

6. Право собственности благотворительных и ины­х фондов, объединений юридических лиц.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении задания для самостоятельной работы студенты должны руководствоваться нормами ГК РФ и специальных законов, регламентирующих правовое положение отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. Необходимо выполнить разбор правовых ситуаций и ответить на вопросы задач, ссылаясь на конкретные статьи закона.

Для подготовки к семинарскому занятию студент должен усвоить категории субъектов права собственности юридических лиц, объекты права собственности юридических лиц, а также особенности осуществления права собственности отдельными субъектами.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

Нормативные акты:

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ред. от 19.06.2007) // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

Юридическая литература:

1. Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник. В 4 томах. Т.2. Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права.– М.: Волтес Клувер, 2007.

2. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: учебник. Том 1.– М.: Проспект, 2007.

3. Алексеев С.С. Гражданское право. – М.: Проспект,2006.

Дополнительная литература

Нормативные акты:

1. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ. 1998 . N 7. Ст. 785.

2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 24.07.2007) // СЗ РФ.1996. N 1. ст. 1.

3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 30.12.2006) // СЗ РФ.1996. N 3.Ст. 145.

4. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (ред. от 21.03.2002) // СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321.

5. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (ред. от 03.11.2006 с изм. от 18.12.2006) // СЗ РФ.1995 . N 50. Ст. 4870.

6. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ.1995. N 21. Ст. 1930.

Юридическая литература:

1. Афанасьева И.В., Кузнецова М.Н. Приобретение права собственности от неуправомоченного отчуждателя в контексте современного законодательства // Юрист. 2004. № 1.

2. Волков С.В., Булычев В.В. Право собственности на объект недвижимости как вновь созданную вещь: теория и практика // Законодательство. 2003. № 5.

3. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» / Под ред. М.Ю.Тихомирова — М.: Юристъ, 2000.

4. Писарев Г.А. О соотношении гражданского и земельного законодательства в регулировании и охране вещных прав на земельные участки // Юрист. 2006. №8.

5. Романова Г.В. Общая характеристика прав пользователей земельными участками // Юрист. 2006. № 7-8.

6. Савичев Г.П. Выкуп арендного имущества как приобретение права собственности // Вестник МГУ. Право. 1996. № 2.

7. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности М., Юрид. лит., 1991.

8. Хохлов С.А. Право собственности и другие вещные права // Вестник ВАС РФ. 1995. № 8.

Судебная практика:

1. Постановление 6/8 Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1996, № 9.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии, и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций. Родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права. Религии и вероисповедания равны перед законом. Идеология религиозных организаций не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Граждане равны перед законом независимо от их отношения к религии. В официальных документах отношение гражданина к религии не указывается, кроме случаев, когда этого желает сам гражданин. Воспрепятствование осуществлению прав на свободу совести и вероисповедания, а также установление каких-либо преимуществ либо ограничений прав граждан в зависимости от их отношения к религии не допускаются и преследуются по закону. Никто не может по мотивам своих религиозных убеждений уклоняться от исполнения установленных законом обязанностей.

Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству Республики Беларусь. Религиозные организации вправе участвовать в общественной жизни, а также использовать государственные средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой и иной поддержки. В местах богослужений не допускаются использование государственной символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятий политического характера, а также выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан. Государство способствует установлению отношений терпимости и уважения между гражданами, исповедующими и не исповедующими религию, религиозными организациями различных вероисповеданий. Государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь. Религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.

Религиозные организации имеют следующие признаки:

— вероисповедание;

— разработанная культовая практика;

— проведение богослужений;

— религиозное просвещение и воспитание своих последователей.

Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь.

Конституционные основы для создания религиозной организации в Республике Беларусь: статья 16 Конституции Республики Беларусь 1994г. в редакции 1996г. определяет, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа, а статья 31 Конституции предоставляет право каждому гражданину самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

Основные принципы государственной политики в конфессиональной сфере, принципы взаимоотношений государства с религиозными организациями, заложены в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Данный Закон гарантирует права граждан на определение и выражение своего отношения к религии, на соответствующие этому убеждения, на беспрепятственное исповедание религии и исполнение религиозных обрядов, а также социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов граждан независимо от отношения к религии и регулирует отношения, связанные с деятельностью религиозных организаций. Задачами данного Закона является регулирование возникающих в этой области общественных отношений в целях единообразного осуществления на всей территории Республики Беларусь принципов свободы совести и вероисповеданий, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, а также реализации права граждан на пользование этой свободой .

Современную конфессиональную ситуацию в Беларуси характеризуют следующие особенности: историческая традиция толерантности, характерной для белорусского этноса еще со средневековья; тесная связь религиозных организаций, этноконфессиональных групп с культурно-просветительскими объединениями, ставящими своей целью национальное, религиозное и культурное возрождениесвоей этнической группы;- достаточно тесные межконфессиональные отношения, о которых свидетельствует значительное количество общеконфессиональных организаций.

В республике согласно своим уставам действуют 113 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, братства, сестричества, миссионерские общества, духовные учебные заведения). С их учётом общая численность религиозных организаций достигла 2661. В западных областях республики сохраняется более высокий уровень религиозности населения — количество религиозных общин значительно выше в Брестской и Гродненской областях по сравнению с Витебской, Гомельской и Могилёвской. В то же время темпы роста религиозных общин значительно выше в восточных областях республики. Так, за период, прошедший с 1988 года, количество общин в Витебской и Минской областях увеличилось в 3,8 раза, в Гомельской и Могилёвской областях — соответственно в 3,3 и 2,7 раза, в то время как в Гродненской и Брестской областях — соответственно в 2,3 и 1,9 раза. Указанная особенность имеет во многом историческое объяснение, В западном регионе религиозные организации сохранялись на протяжении всех прошлых десятилетий в связи, с чем количественный рост общин в 90-е годы более ярко выражен в восточном регионе. Народ Беларуси, как социально-политическая общность определённой территории, ещё с летописных времён представлял собой поликонфессиональную общность. Религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации. С момента государственной регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица. Религиозные организации как юридические лица пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и своими уставами.

Государственную регистрацию религиозных организаций осуществляют:

— религиозных общин — областные, Минский городской исполнительные комитеты;

— религиозных объединений, а также монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений, создаваемых по решению органов управления религиозного объединения, — республиканский орган государственного управления по делам религий.

После принятия решения о регистрации религиозной организации регистрирующий орган выдает свидетельство установленного образца о государственной регистрации религиозной организации. Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу со дня их государственной регистрации. В случае изменения данных, содержащихся в Государственном реестре религиозных организаций, религиозная организация в месячный срок со дня внесения такого изменения уведомляет об этом регистрирующий орган .

Религиозная организация осуществляет свою деятельность на основании устава. Уставы религиозной общины и религиозного объединения утверждаются их учредителями. Устав религиозной организации, создаваемой религиозным объединением, утверждается органом управления религиозного объединения.

В уставе религиозной организации указываются: полное наименование, включающее указание на конфессиональную принадлежность данной религиозной организации; место нахождения; цели, задачи и основные формы деятельности; принадлежность к религиозному объединению (для религиозных общин, входящих в религиозное объединение, и религиозных организаций, образуемых религиозными объединениями); территория деятельности; структура организации, органы ее управления, порядок их формирования, компетенция, состав и сроки полномочий; источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества организации; орган, правомочный принимать решения о приобретении имущества и распоряжении имуществом религиозной организации; порядок ликвидации и реорганизации религиозной организации; порядок распоряжения имуществом, оставшимся после расчетов с кредиторами, в случае ликвидации религиозной организации; порядок внесения изменений и дополнений в устав; иные сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации. В государственной регистрации религиозной организации может быть отказано по следующим основаниям: устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; по итогам проведения государственной религиоведческой экспертизы, осуществляемой в случаях, установленных законодательством; нарушен порядок создания религиозной организации. Сообщение об отказе в государственной регистрации религиозной организации направляется заявителям в письменной форме с указанием оснований отказа. Отказ, а также уклонение регистрирующего органа от государственной регистрации религиозной организации могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Государственная религиоведческая экспертиза назначается республиканским органом государственного управления по делам религий в установленных настоящим Законом случаях при создании, а также при осуществлении деятельности религиозных организаций. Порядок назначения и проведения государственной религиоведческой экспертизы определяется республиканским органом государственного управления по делам религий.

Религиозная организация может быть ликвидирована: по решению ее учредителей или органа, уполномоченного уставом религиозной организации;

по решению суда в случаях:

— повторного в течение года нарушения законодательства Республики Беларусь либо осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставу;

— осуществления пропаганды войны или экстремистской деятельности;

— осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности;

— в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Обращаться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации имеет право орган, осуществивший ее регистрацию, а также иные органы (должностные лица) в соответствии с законодательными актами. Дела о ликвидации религиозных общин, зарегистрированных областными, Минским городским исполнительными комитетами, рассматриваются соответствующими областными, Минским городским судами, а о ликвидации религиозных организаций, зарегистрированных республиканским органом государственного управления по делам религий, — Верховным Судом Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Религиозные организации в своей деятельности должны руководствоваться своими уставами и обязаны соблюдать требования Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях. Религиозные обряды, ритуалы и церемонии при необходимости могут проводиться по месту жительства граждан по их просьбе при условии соблюдения правил общежития и общественного порядка, если они не носят массового и систематического характера. Религиозные обряды, ритуалы и церемонии в организациях здравоохранения, местах предварительного заключения и отбывания наказания проводятся по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Лица, находящиеся в этих учреждениях, могут иметь, получать, приобретать и пользоваться религиозной литературой и предметами культа, если это не причиняет вреда их здоровью, не ущемляет права и законные интересы других лиц. Порядок отправления богослужений, религиозных обрядов, ритуалов и церемоний военнослужащими устанавливается законодательством о воинской службе. Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии, а также иные массовые мероприятия, имеющие своей главной целью удовлетворение религиозных потребностей, в специально не предназначенных для этих целей местах под открытым небом и в помещениях могут проводиться только после принятия соответствующего решения руководителем местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Религиозные организации вправе производить, приобретать, вывозить из Республики Беларусь, ввозить в Республику Беларусь и распространять религиозную литературу, иные печатные, аудио и видеоматериалы, а также другие предметы религиозного назначения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Ввозить в Республику Беларусь религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы религиозные организации могут только после проведения государственной религиоведческой экспертизы. При распространении религиозной литературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов может проводиться государственная религиоведческая экспертиза по решению республиканского органа государственного управления по делам религий. При поступлении религиозной литературы в библиотечные фонды проведение государственной религиоведческой экспертизы является обязательным. Коммерческие организации по выпуску религиозной литературы и производству предметов культового назначения могут создаваться только религиозными организациями. При осуществлении своей деятельности религиозные организации обязаны указывать свое полное наименование и конфессиональную принадлежность. Литература, иные печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с указанием полного наименования религиозных организаций и их конфессиональной принадлежности. Распространение религиозной литературы, аудио-, видео- и других материалов религиозного содержания может осуществляться религиозными организациями в принадлежащих им на праве собственности или иных законных основаниях помещениях, а также местах, в установленном порядке выделяемых для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами. Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Религиозные объединения в соответствии со своими уставами имеют право создавать средства массовой информации в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь. Религиозные объединения в соответствии со своими уставами имеют право создавать духовные учебные заведения для профессиональной подготовки священнослужителей, теологов и церковного персонала. Граждане, обучающиеся в высших и средних духовных учебных заведениях, пользуются правами и льготами, установленными для студентов государственных учебных заведений. Религиозные организации вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан и лиц без гражданства. Религиозные объединения имеют право в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, приглашать иностранных граждан и лиц без гражданства в целях занятия религиозной деятельностью в соответствующих религиозных объединениях. Иностранный гражданин, лицо без гражданства имеют право заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь в течение одного года. Этот срок при необходимости может продлеваться или сокращаться в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное физическими или юридическими лицами или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное другим способом, не противоречащим законодательству Республики Беларусь. Передача в собственность религиозным организациям для использования в религиозных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в республиканской или коммунальной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Религиозные организации имеют преимущественное право на передачу им государством культовых зданий с прилегающей территорией, за исключением тех, которые используются как объекты культуры, физической культуры и спорта. Имущество, передаваемое религиозными объединениями религиозным общинам, входящим в религиозное объединение, а также монастырям и монашеским общинам, религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям, духовным учебным заведениям, закрепляется за указанными религиозными организациями на праве оперативного управления. Религиозные общины, входящие в религиозное объединение, монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения могут передавать свои культовые здания и иное имущество в пользование другим религиозным организациям только с согласия органа управления религиозного объединения, в подчинении которого они находятся. В порядке, установленном законодательством, государство оказывает религиозным организациям помощь в реставрации культовых зданий, иных предметов, представляющих историко-культурную ценность. Государство может предоставлять религиозным организациям налоговые и иные льготы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, а также соответствующую этим целям. После ликвидации религиозных организаций имущество, предоставленное им в пользование юридическими и физическими лицами, возвращается лицам, предоставившим имущество. При ликвидации религиозных организаций распоряжение находившимся в их собственности имуществом осуществляется в соответствии с их уставами и законодательством Республики Беларусь. На имущество культового назначения, находящееся в собственности религиозных организаций, не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества культового назначения, на которые не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Трудовые отношения в религиозных организациях регулируются законодательством Республики Беларусь о труде. Условия труда, формы, система и размеры его оплаты устанавливаются на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Граждане, работающие в религиозных организациях, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению и обязательному государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Религиозные организации производят отчисления в соответствующие фонды в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь.