Регулирование деятельности кредитных организаций

Современная система «Регулирования деятельности кредитных организаций» центрального Банка Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

БАНКОВСКИЙ НАДЗОР

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА «РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аппарат Банка России

Становление и развитие института банковского надзора в России происходило параллельно с формированием двухуровневой банковской системы страны с учетом международного опыта и особенностей отечественной практики.

Как известно, основной целью банковского регулирования и надзора является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов кредиторов и вкладчиков. Но конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период, и средства их реализации определяются состоянием банковской системы, а также политической и социально-экономической ситуацией в этот момент в стране.

Поэтому, прежде чем говорить о проблеме реформирования банковской системы России в современных условиях, необходимо понимать, что представляет собой верхний уровень банковской системы — Центральный банк Российской Федерации (Банк России), как полномочный орган регулирования и надзора.

В первую очередь, целесообразно заострить внимание на структуре Банка России как крупного учреждения, а затем перейти к его функциям регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Принято считать, что аппарат Банка России сильно «раздут» и составляет по средним подсчетам 82 тыс. человек из числа граждан России (или 56,6 сотрудника на 100 тыс. населения страны), что в 8 раз больше аналогичного показателя по Швейцарии (государства — «законодателя мод» в надзоре и регулировании банковской деятельности)1. В Банке Англии, например, насчитывается 2,5 тыс. служащих, в Банке Японии — 5200 служащих, а в Федеральной резервной системе США — 22 тыс. служащих2.

СЛ. ПОЯРКОВ, экономист Московского ГТУ Банка России

При этом Банк России занимается ничем иным, как воспроизводством собственных функций, в том числе: обеспечением финансовой устойчивости в стране, поддержанием курса национальной валюты и осуществлением расчетов кредитных организаций, а также надзором за банками, которых в России в 2003 г. насчитывалось более 1300. Кроме того, складывается впечатление, что Банк России при проведении банковской реформы не участвует в ней сам. В реальности, все обстоит следующим образом.

Во-первых, Банк России — это не только здание на ул. Неглинная (г. Москва), как представляет себе большинство служащих коммерческих банков и их клиентов, а сложный аппарат взаимодействия многочисленных подразделений, выполняющих ту или иную функцию Банка России, в соответствии с разработанными внутренними Регламентами, втом числе и в регионах Российской Федерации (рис. 1).

Во-вторых, структура Банка России в настоящий момент является оптимальной, и сокращение ее возможно только после проведения комплексной реформы банковского сектора. В развитых странах полномочия центральных банков разнесены на несколько ведомств. Более того, зарубежные центральные банки обычно занимаются только поддержанием устойчивости цен, курса валюты и развитием национальной экономики. Им не за кем и незачем следить (банковские системы работают не один десяток лет, а где и столетие). И они лишены многих функций, которыми обладает Банк России.

При этом в штат сотрудников российского Центрального банка, согласно Положению Банка России от 25.07.2003 №235-П «О служащих Банка России», входят такие должности, как: телеграфист,

‘ «ЦБ тормозит банковскую реформу?» Российская газета — № 40 от 03.03.2003, с. 2.

2 «Российский ЦБ в 33 раза больше Английского». Газета -от 08.09.2003, с. 3.

3 уровень

Полевые учреждения Банка России

лифтер, паспортист, лаборант химического анализа, художник, музыкальный руководитель, аккомпаниатор, матрос, агроном, эвакуатор, конюх, тракторист, овощевод, садовник, цветовод, оператор заправочных станций, оператор стиральных машин, директор гостиницы, калькулятор, резчик пищевой продукции, чистильщик (овощей), дежурный по этажу, маляр, парикмахер, маникюрша, швея (по ремонту одежды и белья), драпировщик, а также учителя, врачи, повара и др.

Кроме того, все перечисленные должности следует умножить на три и более ставки (по каждой), за исключением руководящих кадров, а затем умножить их на количество всех подразделений Банка России по всей территории Российской Федерации. Складывается впечатление, что готовится «миссия на Марс» или строится «Ноев ковчег». Одним словом, аппарат Банка России напоминает ничто иное, как государство в государстве, полностью обеспеченное человеческими и финансовыми ресурсами.

Рис. 1. Аппарат Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

Поэтому с нынешними темпами развития технологий, появлением новых рынков товаров и услуг, а также в условиях постоянного совершенствования банковского законодательства (его редактирования), в конечном итоге, Банк России будет вынужден сократить свою сеть по причине ненадобности (абсурдности) содержания большого штата сотрудников, не имеющих отношения к надзорному (регулирующему) блоку. Тем более, что Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Образование новых структур

Как уже было сказано выше, Банк России занимается ничем иным, как воспроизводством собственных функций.

На первый план выходит необходимость радикальной структурно-функциональной перестройки верхнего уровня банковской системы, в резуль-

тате которой на нем, наряду с Банком России, начнут действовать и другие самостоятельные субъекты3. При этом оптимизированный перечень задач и функций, подлежащих решению и исполнению на этом уровне, должен быть перераспределен между Банком России и этими субъектами с тем, чтобы возник реальный механизм внутрисистемного взаимного контроля. Кроме того, необходимо придерживаться принципа, согласно которому в компетенцию одного и того же субъекта верхнего уровня не должны входить и исполнение функции, и установление правил, процедур реализации этой функции (избежать самоуправления, воспроизводства собственных функций).

В деле исполнения ряда ключевых функций верхнего уровня целесообразно сделать важный шаг в сторону преодоления состояния его «бесконтрольности».

Такие функции, как издание нормативных актов в соответствии с действующим федеральным законодательством в банковской сфере, регулирование и надзор за деятельностью банков и небанковских кредитных учреждений, исполнение которых законодательно целиком возложено на Банк России, целесообразно полностью или частично передать другим специальным самостоятельным органам, которые были бы независимы от Банка России и вместе с ним составляли бы верхний уровень кредитно-банковской системы страны. Такими новыми специализированными органами могли бы стать: Главное управление по делам банков, Федеральная служба России по надзору за банковской деятельностью и Федеральный Фонд страхования вкладов.

1.Главное управление по делам банков (далее — ГУДБ) могло бы издавать в порядке применения специальных банковских законов и других законодательных актов Российской Федерации нормативные акты по вопросам функционирования и развития банковской системы, требующим нормативного регулирования, которые обязательны для исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации.

Однако, это не означает, что Банк России в этом случае полностью освободится от обязанности издавать нормативные документы в порядке приме-

3 Появилась необходимость создания новых структур, аналогичных Комитету Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ) и Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО).

нения законодательных актов Российской Федерации. Напротив, Банк России мог бы продолжать эту работу, но лишь в пределах тех полномочий, исполнение которых законодательно будет вменено ему в обязанность.

К примеру, ГУДБ утверждает обязательные для банков и небанковских кредитных учреждений сроки и форму предоставления статистической и бухгалтерской отчетности; правила, формы и стандарты осуществления безналичных расчетов; форму и порядок кредитования Банком России коммерческих банков и небанковских кредитныхучреждений, правил их участия в системе рефинансирования; порядок регистрации эмиссии ценных бумаг.

При этом ГУДБ должен иметь право устанавливать обязательные для банков и кредитных учреждений следующие экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, предельный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков Н6; максимальный размер крупных кредитных рисков Н7, максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) Н8, Н9 и Н9.1; нормативы ликвидности банков (Н2, НЗ, Н4, Н5, Н14), достаточности собственных средств (капитала) Н1; норматив риска собственных вексельных обязательств Н13.

В отношении же таких экономических нормативов, как: нормативы использования собственных средств банков для приобретения акций других юридических лиц Н12, Н12.1; максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения (организациями-нерезидентами) НИ, Н11.1; максимальный (совокупный) размер кредитов, займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств в их пользу Н10, Н10.1, ГУДБ должно получить право определять лишь «диапазон» варьирования, в пределах которого Банк России будет устанавливать конкретный размер данного экономического норматива. Однако, по состоянию на 01.11.2003 ряд нормативов уже имеет статус оценочных (Н5, Н8, Н9, НИ, Н11.1, Н ] 3, Н14), т.е. не обязательных к исполнению, и план ируется их дал ьнейшая л иберал изация.

Что касается нормы минимальных обязательных резервов, депонируемых в Банке России коммерческими банками и кредитными учреждениями, то ГУДБ могло бы утверждать лишь порядок депонирования, а сам размер резерва, определяемый в процентном отношении к обязательствам банков и кредитныхучреждений, может решаться Банком России в пределах «диапазона», который будет установлен Законом.

Закон должен устанавливать основания и порядок предоставления и отзыва лицензий на проведение банковских операций кредитных организаций, а ГУДБ в целях исполнения и применения этого Закона должен будет определять процедуру принятия решений о предоставлении и отзыве лицензии.

Точно так же на законодательном уровне должен быть дан перечень возможных санкций за нарушение экономических нормативов, банковского законодательства, предписаний ГУДБ и Банка России и т.д., а также сформулированы основания, по которым применяются те или иные санкции. Разработка и утверждение порядка и процедуры принятия Федеральной службой надзора за банковской деятельностью решений о мере воздействия и ее реализации могут быть отнесены к компетенции ГУДБ.

ГУДБ также может быть уполномочено официально разъяснять банковское законодательство.

Таким образом, существующие в настоящее время проблемы, связанные с недоработанностью нормативных документов Банка России в области контроля за деятельностью кредитных учреждений, и слабым взаимодействием подразделений главных управлений и национальных банков Центрального банка Российской Федерации, будут решены в новом качестве — в виде создания «методологического центра» ГУДБ, который сможет систематизировать все разногласия и несоответствия нормативных документов и корректировать их.

2.На Федеральную службу надзора за банковской деятельностью (далее — ФСБН) может быть возложена обязанность осуществлять постоянный надзор за соблюдением банками, кредитными учреждениями и аудиторскими организациями, занимающимися аудитом банков и кредитных учреждений, банковского законодательства и предписаний ГУДБ, Банка России, а также экономических нормативов. Главной целью конт-рольно-надзорной функции ФСБН должно быть поддержание стабильности банковской системы, защита интересов кредиторов и вкладчиков, аудиторских организаций. ФСБН не должна вмешиваться в оперативную деятельность банков и кредитных учреждений, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Для выполнения своей контрольно-надзорной функции ФСБН могла бы запрашивать и получать у подконтрольных учреждений и организаций необходимую информацию и требовать по ней разъяснений, проводить проверки банков, кредитных учреждений и их филиалов или ставить вопрос перед Банком России о необходимости таких

проверок. По результатам своих проверок и материалам Банка России ФСБН, руководствуясь банковским законодательством и предписаниями ГУДБ о порядке и процедуре принятия подобных решений, определяет меру воздействия и реализует санкции. Одновременно деятельность банков и кредитных учреждений подвергается текущему контролю и оперативному надзору со стороны Банка России, что входит в его полномочия.

ФСБН должна иметь разветвленную сеть своих уполномоченных представителей, которые на местах работали бы в тесном контакте со структурными подразделениями Банка России.

Образование ФСБН возможно на базе разработанных принципов «Института кураторства», отраженных в Письме Банка России от 31.01.2003 № 04-15-3/371 «Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций».

3. Организация Федерального фонда страхования вкладов (далее — ФСБ) имеет целью защитить сбережения широких слоев граждан. Это давно наболевшая проблема, которая в нашей стране никак не разрешится. Из-за своей новизны для российской финансовой и управленческой науки она до сих пор остается «неразработанной» проблемой функционирования банковской системы.

Первой и лучшей иллюстрацией тому послужил Указ Президента Российской Федерации от 10.06.1994 №1184 «О совершенствовании работы банковской системы РФ», который поручил Центральному банку для обеспечения защиты сбережений граждан России ускорить создание Федерального фонда страхования активов банковских учреждений Российской Федерации, привлекающих средства ее граждан. Как следует из названия Фонда, он должен заниматься преимущественно страхованием активов (т. е. инвестиций, осуществляемых банками), а не пассивов (т. е. непосредственно депозитов). Ведь активы банков формируются в результате использования не только сбережений граждан, но также депозитов юридических лиц и прибыли самих банков. В этой ситуации предлагаемое страхование активов будет фактически означать страхование, в первую очередь, не клиентов, а самих банков. И только в случаях, предусмотренных законодательством, государство за счет средств Федерального фонда страхования активов может гарантировать «сохранность вкладов».

Такое решение вызывает определенные сомнения, поскольку основной заботой государства, должна быть, прежде всего, безопасность, главным

образом, вкладов населения, а не банковских инвестиций. Кредитные организации сами в состоянии оценить свои риски по активным операциям и создать свои собственные резервы.

Представляется, что сформированная в Указе задача в современных условиях может быть решена путем создания специального Фонда для обязательного страхования определенных видов вкладов исключительно физических лиц в законодательно же установленном ограниченном размере, что, в первую очередь, будет иметь огромное практическое значение для мелких и срочных вкладчиков.

Средства для создания фонда и первоначального финансирования его деятельности могут быть предоставлены государством в форме льготного кредита с длительным сроком погашения; в дальнейшем уже страхование вкладов должно будет осуществляться не из средств государственного бюджета или какого-либо внебюджетного фонда, а за счет аккумуляции специальных взносов самих банков и небанковских кредитных учреждений в размере определенного процента от тех видов вкладов, которые будут страховаться Фондом. Необходимо отметить, что создание подобного Фонда на федеральном уровне отнюдь не препятствие для создания аналогичных региональных или частных страховых фондов. При этом право выплаты по долгам следует оставить за Агентством по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), а не за «Новым агентством», на организацию которого потребуются колоссальные ресурсы.

Настоящий же Федеральный закон от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» пока не внушает доверия у населения, как у важного владельца кредитных ресурсов. Можно сказать, что Закон не оправдывает надежды граждан (слишком малая страховка). Да и кредитные организации пребывают в недоумении от грядущих проверок Банком России их финансового состояния по зарубежной системе CAMEL — capital, assets, management, earnings, liquidity.

Дублирование и неэффективное исполнение функций

Хотелось бы отметить, что для ограничения саморегуляции и воспроизводства собственных функций Банка России важно оценить функциональные нагрузки всех подразделений Банка России, начиная с Департаментов и заканчивая

Расчетно-кассовыми центрами; их эффективность для экономики города, области, округа и государства в целом.

Стало очевидным, что перечень подразделений уже центрального аппарата Банка России показывает некую «параллельность» в работе и нечеткое разграничение функций каждого из них.

Например, Департамент исследований и информации занимается публицистической деятельностью и составлением ряда справок и отчетов для руководства. Исследования тенденций и потребностей экономики государства проводятся недостаточно. При этом Сводный экономический департамент, занимаясь проблемой резервирования и рефинансирования, не предлагает методы сдерживания инфляционных процессов, адекватные современной экономике государства, одновременно публикуя «Вестник Банка России».

По логике эти два Департамента должны составлять единый механизм оценки информации и реализации исследований в денежно-кредитной политике государства. Пока обособленная работа этих департаментов не демонстрирует высоких показателей качественного развития экономики страны.

Также не понятна основа «параллельности» Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций с Департаментом банковского регулирования и надзора. Не понятно это потому, что последний реально анализирует банковский сектор, разрабатывает методологию управления рисками и оценивает финансовое состояние кредитных организаций, причем, в последнее время рассматривает и вопросы использования инвесторами «ненадлежащих активов» при формировании уставных капиталов банков (что должно происходить до момента выдачи банкам лицензий, т.е. на стадии лицензирования). А первый департамент только выдает и отзывает лицензии, а также разрабатывает методологию финансового оздоровления кредитных организаций. Тем более после кризиса 1998 г. количество кредитных организаций существенно сократилось и поддерживается в последние годы на стабильном уровне.

Как показывает практика, в большинстве случаев финансовое оздоровление кредитной организации (банкрота) также сводится к отзыву лицензии. Более того, существует вариант передачи «проблемных» банков для финансового оздоровления в АРКО. Зачастую на руководящие посты в кредитных организациях назначаются и согласуются с органами лицензирования некомпетентные люди

(без должного образования, опыта работы в банковской сфере и с сомнительной репутацией)4. Зачем тогда существует лицензирование как отдельный крупный блок системы?

Все сводится к одному, что структура Банка России должна гибко реагировать на количество поднадзорных (действующих) кредитных организаций, расположенных на территории Российской Федерации.

Укрупнение территориальных учреждений Банка России

В свое время Банк России эффективно работал, имея всего 14 департаментов и управлений, при наличии более 3000 банков в стране. Для того и существует Банк России, чтобы поддерживать в работе нижний уровень банковской системы и весь платежный механизм государства. В ином случае Банк России не востребован, как уже было в СССР (Госбанк и несколько других банков в качестве его управлений осуществляли все функции центрального банка и коммерческих банков в комплексе).

В настоящее время кредитных организаций стало меньше (1300), а управляют ими 78 учреждений уровня национальных банков и главных управлений Банка России. Эти небольшие подсистемы Банка России действуют на основе расчетно-кассовых центров для качественного и непрерывного проведения платежей.

В связи с бурным развитием технологий большая часть операций в расчетно-кассовых центрах уже не осуществляется. Большинство банков в настоящее время выполняют расчеты и формируют отчетность в электронном виде. Поэтому из функций расчетно-кассовых центров осталась, пожалуй, лишь одна — кассовое обслуживание банков. Таким образом, необходимость содержания дополнительных подразделений Банка России отсутствует.

Кроме того, реформировать структуру Банка России нельзя исходя только из технических возможностей. Важно укрупнение территориальных образований в экономически активных субъектах Российской Федерации посредством слияния и ликвидации отдельных учреждений. При том, что основное количество кредитных организаций (более 750) приходится на Центральный федеральный округ5.

В СШАдля эффективного управления банковской системой и финансовыми потоками внутри страны было создано 12 округов с центральным банком во главе каждого, входящим в единую Федеральную систему США. Проводя аналогию, в России целесо-

образно создать 7 округов (центральных банков), совпадающих с территориальными округами, которые сформированы на федеральном уровне, в том числе: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

В таких территориальных структурах наиболее • эффективно могут осуществляться функции: анализ развития экономики региона, регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций региона, межрегиональные и внутрирегиональные расчеты и переводы, кассовое обслуживание кредитных организаций. Это потребовало бы перераспределения функций между центральным аппаратом Банка России и его отделениями, выравнивая нагрузки по основным блокам работы между отделениями, перераспределяя численность персонала в пользу подразделений, осуществляющих надзор и регулирование деятельности кредитных организаций, а не в «службы быта».

В целях перестройки верхнего уровня банковской системы необходимо преобразование системы самого Центрального банка Российской Федерации в Федеральную банковскую систему России (ФБСР) на основе сочетания принципа единства федеральной денежно-кредитной политики и принципа ее локализации (рис. 2).

При этом, ФБСР может возглавляться Банком России, а в регионах представлена своими укрупненными территориальными учреждениями — Окружными федеральными банками.

Кроме того, в основу деления России на банковские округа должен быть положен не административно- или национально-территориальный принцип, а принцип экономического районирования. Исходя из сложившегося положения в результате проведения экономических реформ последних 10 лет, можно выделить естественные центры концентрации деловой активности и денежных накоплений, такие, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, Красноярск и др. Все они отличаются высоким уровнем финансово-хозяй-ственного развития, и потому к ним тяготеют обширные районы, образуя внутри единого народнохозяйственного комплекса локальные образования — экономические регионы со своими особенностями и показателями уровня экономического развития и концентрации денежных потоков6.

4 «Руководителя банка «Центурион» убили со второй попытки». Газета «Известия». — 25.02.2004, с. 2; «Фингал в кредит от «Прима-банк». «Независимая газета». — 02.06.2003, с. 5

3 Данные сайта: www.cbr.ru/statistics/bank_sistem.

6 Бездудный М.А. «Типология регионов России по уровню развития банковской деятельности»/Банковское дело. М.:— №1!, 12.

Федеральная банковская система России (ФБСР)

АРКО

Кроме того, большая часть кредитных организаций (за исключением филиалов) сконцентрирована в Центральном федеральном округе, в том числе в Москве и Московской области (более 700), остальные рассредоточены по всей территории России, причем, в большей или меньшей степени в зависимости от социально-экономического развития дан ного региона.

Поэтому необходимость преобразования обусловлена тем, что в России, имеющей огромное население, обширную территорию, регионы, которые во многих отношениях существенно отличаются друг от друга, сама разработка единой денежно-кредитной политики требует подключения к этой работе соответствующих органе® на местах. Ее успешно могут выполнять структурные подразделения Банка России — окружные федеральные банки. Опираясь на резуль-

Рис. 2. Верхний уровень банковской системы Российской Федерации (предлагаемая схема)

таты макроэкономического анализа, дополненным анализом экономической конъюнктуры в своем регионе, его финансово-хозяйственных интересов, окружные федеральные банки могли бы подготавливать свои предложения по денежно-кредитной политике и в установленном порядке передавать их в распоряжение Банка России, который будет их учитывать при разработке основных направлений единой федеральной денежно-кредитной политики России.

Окружные федеральные банки призваны обеспечивать на местах проведение в жизнь единой федеральной политики Банка России в области денежного обращения, кредитования, расчетов, кассовых операций и осуществлять оперативное регулирование и надзор за деятельностью банков и кредитных учреждений.

Различия между банковскими округами как экономическими регионами и потребность учета в денежно-кредитной политике этих особенностей делают необходимым дифференцированное применение основных рычагов денежно-кредитной политики Банка России по этим округам с тем, чтобы в конечном итоге создать для всех регионов страны равные возможности для развития.

Таким образом, развитие системы Банка России в Федеральную банковскую систему России позволит: во-первых, связать укрупненные территориальные учреждения Банка России с интересами местных деловых кругов, но не подчинить их местным интересам полностью; во-вторых, избежать подчинения окружных федеральных банков местным властям и сохранять единство основных инструментов регулирования денежно-кредитной системы; в-третьих, децентрализовать проведение ряда операций, воздействующих на местную конъюнктуру, сохраняя при этом общий контроль Банка России над этими операциями, и в то же время централизованно использовать другие рычаги денежно-кредитного регулирования, влияющие, на экономическую конъюнктуру в стране в целом.

Создание Окружных федеральных банков как структурных подразделений Банка России путем укрупнения его территориальных главных управлений и национальных банков, уменьшая число объектов управления, значительно облегчит и повысит экономическую эффективность управленческой деятельности центрального аппарата, серьезно улучшит обратную связь с объектами управления на местах. Расширение полномочий Окружных федеральных банков, привлечение их к разработке единой федеральной денежно-кредитной политики существенно облегчат для Банка России проведение анализа экономической ситуации в стране с использованием данных анализа по регионам, еще больше укрепят эту обратную связь.

Также положительно повлияет и предоставление окружным федеральным банкам права самостоятельно, исходя из критериев, принятых Банком России, установленного им «диапазона» варьирования и под его систематическим контролем определять в подконтрольных округах, исходя из местных условий, процентную ставку рефинансирования, устанавливать для банков своего округа лимиты на проведение отдельных операций, а также значения экономических нормативов и т.п.

В конечном итоге можно утверждать, что создание ФБСР ведет к формированию механизма учета и оптимизации федеральных и региональных интересов в процессе принятия Банком России управленческих решений.

В дальнейшем, по мере успешного развития экономической реформы, построения рыночной экономики, по мере стабилизации политической ситуации в стране станет возможным полное завершение перестройки системы Центрального банка Российской Федерации. В перспективе возможно развить механизм работы окружных федеральных банков. А именно, вывести их из структуры Банка России и придать статус юридического лица и формы акционерного общества закрытого типа (контрольный пакет акций оставить за Банком России). Акции распределить между коммерческими банками и небанковскими кредитными организациями региона, в котором находится Окружной федеральный банк, в определенном соотношении к их капиталам.

В таком случае все банки и небанковские кредитные учреждения региона могут быть членами своего окружного федерального банка. Они сохранят свои прежние права и дополнительно обретают право принимать участие в выборах членов Совета директоров своего окружного федерального банка. Тем самым будет установлен взаимный контроль Банка России (его части) над регионами и регионов над территориальными учреждениями Банка России.

В связи с изложенным можно выделить основные принципы развития эффективной системы регулирования деятельности кредитных организаций в Российской Федерации:

• более гибкое реагирование подразделений Банка России (штат сотрудников тех или иных подразделений) на изменение количества обслуживаемых кредитных организаций;

• образование новых структур наряду с Банком России с целью активизации механизма внутрисистемного взаимного контроля в деятельности верхнего уровня банковской системы;

• разграничение полномочий между звеньями централизованной системы Банка России с целью устранения «параллельности» — дублирования функций;

• развитие и утверждение персональной ответственности за выполнение функций того или иного подразделения Банка России;

• укрупнение территориальных подразделений Банка России и дальнейшее развитие верхнего уровня банковской системы в Федеральную банковскую систему по экономическим регионам страны.

Регулирование деятельности кредитных организаций Банком России

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» наделяет ЦБ РФ полномочиями государственного органа по банковскому регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций (ст. 55—76). В качестве главных целей банковского регулирования и надзора определены поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов при невмешательстве Банка России в оперативную деятельность кредитных организаций.
Отметим основные формы проявления регулирующей роли ЦБ РФ.

  • Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, их представительств и филиалов, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, предъявляет необходимые квалификационные требования к руководству и главным бухгалтерам, в том числе дополнительные требования к сотрудникам при осуществлении операций с иностранными валютами;
  • устанавливает обязательные для кредитных организаций правила и порядок проведения основных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности;
  • наблюдает за формированием долевого (акционерного) капитала кредитных организаций, с тем чтобы не допустить чрезмерного влияния в одних руках. В частности, приобретение одним владельцем доли или пакета акций свыше 20% может происходить только с предварительного согласия ЦБ;
  • устанавливает для кредитных организаций обязательные нормативы и строго контролирует их соблюдение.

В Законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» приводится перечень основных экономических нормативов, а во избежание различных толкований даются их определения и характеристики. Среди обязательных нормативов: минимальный размер уставного капитала и собственных средств; максимальные размеры различных рисков; нормативы ликвидности и достаточности капитала; максимальный размер привлечения денежных вкладов населения и др. В инструкции ЦБ РФ «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» приводятся конкретные методики, расчеты и требуемые параметры большинства обязательных нормативов. Однако и в самом законе закреплены цифровые значения некоторых из нормативов, например максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25% собственных средств; максимальный размер кредитов, гарантий, поручительств своим участникам (акционерам) — не должен быть более 20% собственных средств и т.д.
ЦБ РФ реализует свою надзорную функцию путем проверок кредитных организаций и их филиалов, а также путем анализа представляемой отчетности и дополнительной информации о деятельности банков с целью выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков/кредиторов и стабильности банковской системы в целом.
Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.